Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Говорят факты





Самый любопытный человек на Земле – это младенец.

В науке делались многократные попытки определить хронологические границы формирования тех или иных психических и интеллектуальных функций.

Когда именно у человека интенсивно формируются речевые способности, музыкальные, художественные, математические и т.д.?

Известно, что все дети рождаются с потенциально абсолютным слухом. Не зная языка, не умея говорить, они нашу речь воспринимают как музыку, улавливая мельчайшие её оттенки.

Любой, даже самый талантливый лингвист и полиглот не в состоянии избавиться от акцента, научиться фонематически адекватно воспроизводить говор носителей языка.

А любой учащийся вспомогательной школы, имеющий диагноз «олигофрения в степени выраженной дебильности», будет говорить на родном языке без малейшего акцента.

Вдумайтесь в значение этого факта!

Переоценить его невозможно.

Уважаемый читатель, если Вы занимаетесь наукой и ищете тему для диссертации, вот Вам беспроигрышное и неисчерпаемое направление для исследований: формирование психических и интеллектуальных функций головного мозга в раннем детстве.

Известно, что если ребёнок до семи лет будет расти в темноте, он навсегда останется слепым. Несмотря на то, что органы зрения у него будут в порядке, функция зрения, которая формируется в мозгу только в период его роста, функционировать не будет.

Если ребёнок до семи лет будет расти в звуковом вакууме, он на всю жизнь останется глухим.

 


2
ЗАКОН ПОХВАЛЫ

 

Ребёнок любит делать то, за что его хвалят

Ученик должен учиться победно!

В.Ф. Шаталов

Восхищайтесь успехами своего малыша! Чем восторженнее ваша реакция по поводу какого-либо действия ребёнка, тем большее желание он испытывает вновь и вновь делать то, за что его хвалят. Не только малыши, но и все мы любим делать то, за что нас хвалят.

Этот закон по праву считается волшебным. Если Вы научитесь ему следовать, в Ваших руках окажется мощное средство педагогического воздействия.

Уважаемые родители! Прежде чем Вы начнёте на практике применять этот закон, соберите семейный педагогический консилиум. Пригласите бабушек и дедушек, дядюшек и тетушек – словом, всех, кто имеет к ребёнку непосредственное отношение и в повседневной жизни вступает с ним в контакт.

На этом педагогическом консилиуме придите к единому решению: каким должен вырасти Ваш ребёнок:

 

гением или бездарем,

героем или предателем,

добрым или злым,

щедрым или жадным,

созидателем или разрушителем,

сильным или слабым и т.д.

 

После того как Ваш консилиум придёт к единогласию во взгляде на будущее малыша, смело применяйте данный закон на практике: активно хвалите своего ребёнка за проявление тех качеств, которые хотите у него сформировать, и не замечайте те качества, формирование которых для Вас нежелательно.

У Вас в руках мощное средство педагогического воздействия – средство формирования личности.

Кого Вы хотите вырастить: художника или композитора, математика или конструктора, педагога или врача? Знайте: Ваш ребёнок в момент рождения способен ко всему!

 

Говорят факты

Все великие художники выросли в семьях, где никто не умел рисовать!

Случайно это или нет?

 

Давайте рассмотрим под воображаемым микроскопом суть происходящих психологических процессов.

Например, малыш впервые в жизни взял в руку карандаш и что-то нарисовал. Мама в восторге:

– Мы уже карандаш держим! Мы уже рисуем!

Малыш прекрасно чувствует, какие его действия привели маму в восторг. Он снова тянется к карандашу, снова что-то пытается нарисовать.

И если мама каждый раз будет искренне восхищаться его успехами, то он будет хотеть рисовать всё больше и больше.

А чем больше он будет рисовать, тем лучше у него будет получаться.

Придёт в первый класс. Урок рисования. Все рисуют, он рисует. Учительница сразу обратит внимание на работу нашего юного художника. Четкость линий, прорисованность деталей, композиция рисунка – всё уже говорит о юном даровании.

Учительница покажет этот рисунок всему классу:

– Посмотрите, как Серёжа нарисовал!

Первоклашки сравнят свои каракули с великолепным рисунком Серёжи, и на долгие годы возникнет мнение: «Серёжа – лучший художник в классе!»

А Серёжа горд! Он старается рисовать лучше и лучше. Ведь именно это делает его в глазах окружающих особенным.

 

А как же обстоит дело в семье художника?

Прибежит к папе-художнику малыш со своим рисунком:


– Папа! Смотри, что я нарисовал!

Папа посмотрит рисунок, похвалит ребёнка, ещё и по головке погладит:

– Какой молодец! – скажет. – Весь в отца! Художником станешь!

Но после этого папа начнёт анализировать рисунок, советовать, поправлять:

– Знаешь, сынок, вот здесь нужно не так, а вот так сделать… А здесь вот так дорисовать…

Как же поведёт себя маленький художник?

Он не будет долго выслушивать замечания отца. Выхватив свой рисунок, он убежит с ним к себе в комнату, скомкает его или изорвёт и выбросит в корзину. А про себя будет ещё долго негодовать:

«Я так хорошо нарисовал! А тебе не понравилось! Штриховка у меня не такая! Карандаш я неправильно держу! И не буду я вам больше рисовать!»

Да, папа – художник. И, как любой профессионал, он сразу видит, как можно работу поправить, улучшить. Из благих побуждений научить сына рисовать лучше папа добивается обратного. А почему?

Да потому, что никто из нас не любит делать то, что получается плохо. И наоборот: все мы любим делать то, что у нас получается лучше, чем у других.

 

Говорят факты

Никто из многочисленных сыновей Страдивари не сделал ни одной мало-мальски стоящей скрипки.

 

Трагедия Страдивари

Страдивари – великий итальянский мастер, сделавший около тысячи скрипок. Все скрипки Страдивари поют, ценятся на вес золота.

Но Страдивари не был счастлив: гениальный мастер так и не смог передать секреты ремесла своим детям. Никто из многочисленных сыновей Страдивари не сделал ни одной мало-мальски стоящей скрипки. Почему?!

Вспомните кинофильм «Визит к Минотавру». Великий актер Сергей Шакуров сыграл в этом фильме сразу две роли: следователя и Страдивари.

Вспомните эпизод, где Шакуров-Страдивари в мастерской обучает своих сыновей делать скрипки.

Вот он с гневом бросается к одному сыну:

– Как ты держишь стамеску? Этой стамеской надо вести вдоль древесного волокна, а не поперёк!

Тут же бросается к другому сыну:

– Как ты держишь ножовку?

Гнев, крик, затрещины. Ну кто после этого будет душу вкладывать в изготовление скрипок?

Никто.

Вот и получилось: как ни старался великий мастер передать все секреты своего искусства собственным детям – ничего не получилось.

 

Уважаемые родители! В Ваших руках волшебное средство!

Если Вы хотите развить у своего ребёнка какую-либо одарённость – хвалите его за любое достижение в этом направлении.

А если Вы хотите отбить желание чем-либо заниматься – говорите ему, как плохо у него это получается.

 

Проведите эксперимент!

После какого-либо действия своего ребёнка, которое можно считать его личным достижением, т.е. он сделал то, чего раньше не делал никогда (впервые пошёл, сам надел колготки, что-либо нарисовал и т.п.), попробуйте искренне, восхищённо, ярко его похвалить. И Вы увидите, что будет потом.


3
ЗАКОН УВАЖЕНИЯ

 

Чем выше взаимоуважение учителя

и ученика, тем легче учёба

Относитесь с уважением к своему ребёнку. Научитесь считаться с его мнением.

К сожалению, зачастую дети воспринимают родителей как источник ограничения своих желаний, своей самостоятельности, свободы.

Постоянное «нельзя», которое ребёнок слышит со стороны родителей, пытающихся добиться от малыша послушания, на самом деле вызывает у него стойкое желание не подчиняться.


Только на позициях уважения Вы сможете договориться с ребёнком. Ведь на самом деле для человека, которого уважаешь, готов сделать что угодно.

Какое слово мама чаще всего употребляет, обращаясь к своему ребёнку?

 

Базовые инстинкты любого живого существа – это инстинкты самосохранения и продолжения рода.

«Здравствуйте», – говорим мы при встрече. «За здравие!» – произносим мы тосты. Снова и снова желаем друг другу здоровья, а всё остальное, мол, можно купить за деньги.

И любая мама среди многочисленных своих забот и обязанностей на первом месте видит заботу о здоровье своего ребёнка. Чтобы не ушибся, не порезался, не обжёгся, не простудился, не заболел и т.д.

А вокруг малыша так много интересного, нового, ещё не исследованного, не познанного! И любознательность любого ребёнка беспредельна: до всего хочется дотянуться, всё хочется потрогать, засунуть в рот.

Малыш ещё не знаком с окружающими его опасностями. И его любопытство в постижении окружающего мира постоянно приходит в противоречие с маминым «нельзя!».

Известный мим Вячеслав Полунин в своей знамени-той интермедии «Низя!» показал в юмористической форме, как протест ребёнка формируется в невроз.

Как-то раз на моей лекции одна мама, не согласившись со мной, выпалила:

– Но ведь ребёнок должен знать слово «нельзя»!

Да, должен, но не как своевольное и безапелляционное сумасбродство взрослых, а как наше волне-ние и беспокойство за его жизнь, как предупреждение о таящейся опасности, как нашу заботу о скорейшем приобретении малышом жизненного опыта.

 

Трудно стать для своего ребёнка другом. Психологически трудно. Ведь законы дружбы предполагают равноправие, а так не хочется жертвовать своими привилегиями старшего!

Как часто можно слышать возглас мамы, обращающейся к своему малышу: «Я кому сказала!»

Повсеместно и мамы, и папы в общении со своими детьми демонстрируют особую значительность, важность, добиваясь беспрекословного и моментального подчинения, видя особенность своей родительской миссии в воспитании у ребёнка послушания.

Уважаемые родители!!! Воспитывать у ребёнка беспрекословное послушание – значит, воспитывать раба!

Наши дети должны стать умнее нас, благороднее нас, лучше нас! А это случится тогда, когда мы сами поможем им стать нашими друзьями, пожертвовав своим барским старшинством.

Научиться этому сложно. Вековые традиции семейного воспитания пропагандируют беспрекословное почитание старших.

И в этом почитании слышны отголоски звериного закона: «право старшинства».

Дедовщина в армии, взаимоотношения в разновозрастных компаниях – да и везде, во всех пластах нашего общества незримо присутствует этот закон: «право старшего».

Как же быть с воспитанием своего ребёнка? Как с позиции старшего начальника перейти на позицию старшего друга?


Научиться этому сложно.

Но если Вы, дорогой читатель, не научитесь уважать своего ребёнка, то никакая методика не даст ожидаемого результата, поскольку (напомню ещё раз) малыша невозможно заставить что-либо делать против его воли.

Вспомните, как Вы сами учились в школе!

Как правило, ученики любят тот предмет, преподаватель которого вызывает у них уважение. И не любят тот предмет, преподаватель которого не нравится.

Более того, вспомните: Вы уважали того учителя, который уважал Вас, и не любили того, кто был высокомерен с Вами.

Уважение – это всегда обоюдный процесс. Впрочем, неуважение – тоже взаимно.

 

 


4
ЗАКОН ИГРЫ
(Закон Тома Сойера)

 

Когда обучение – весёлая игра,
знания усваиваются сами собой

Во время процесса обу­чения сохраняйте весёлое настроение. Забудьте весь свой ученический опыт. Никогда в общении с ребёнком не стремитесь уподобляться школьным учителям. Не копируйте их менторскую интонацию и сдвинутые брови.

Какими бы педагоги ни были талантливыми и прекрасными, дети, играя в школу, любому стороннему наблюдателю продемонстрируют суть взаимоотношений «учитель – ученик».

И тот ребёнок, который берёт на себя роль учителя, не затрудняясь, покажет весь арсенал педагогических приёмов принуждения, подавления и оскорбления личности.

Почему Закон «Об образовании» ограничивает ученический возраст, начиная отсчёт с 7 лет? Да просто потому, что именно к этому возрасту ребёнок достигает такого уровня социализации, что способен подчиниться учителю и выполнять его требования. До семи лет ребёнок своеволен и не поддается какому бы то ни было принуждению.

Иными словами, малыша невозможно заставить что-либо делать против его воли. И если мы хотим побудить его к какому-либо действию, нужно сделать так, чтобы ребёнок сам этого захотел.

 

Секреты педагогики

 

Волшебный приём Тома Сойера

 

Как-то раз Тома наказали за целый ряд провинностей, которые он совершил. И в качестве наказания заставили красить забор.

И вот несчастный Том Сойер (а, может быть, и не несчастный!) красит забор. Мальчишки же, наблюдавшие эту процедуру, стали подсмеиваться над Томом: «Ага, наказали! Заставили вкалывать! Давай-давай, вкалывай!»

Ситуация по своей сути очень трагична. Никто, тем более ребёнок, не может равнодушно переносить насмешки в свой адрес.

Но случай с Томом уникален. На наших глазах произойдёт волшебная метаморфоза.

Мальчишки перестанут смеяться над Томом и покрасят ему забор.

Более того, они сами выстроятся в очередь и отдадут Тому все свои драгоценности, выворачивая наизнанку карманы.

И ради чего? Чтобы некоторое время подержать в руках обыкновенную кисточку и сделать несколько мазков по забору?!

С детьми произошла необычная метаморфоза.

Что же сделал Том Сойер?

А ничего особенного! Он просто сам для себя превратил наказание в игру.

«Да-а-а, – думал Том, – на этот раз никуда не удерёшь, придётся красить». Сунул кисть в краску, мазнул по забору и пришёл в восторг: «Нет, в этом что-то есть!».

Том, не обращая внимания на насмешки мальчишек, увлечённо красил забор.

Мальчишки быстро сообразили, что здесь что-то не так: «Ну, не может наказанный с таким вдохновением выполнять наказание! Не может!».

Подошли поближе: «Том, а Том… А что это ты тут делаешь?» (Будто сами не видят!)

Но Том, не обращая на них никакого внимания, продолжал красить забор.

– Том, а Том, а дай покрасить, – раздалось первое робкое.

– А чё дашь? – прозвучало в ответ.

И сразу выстроилась очередь желающих покрасить забор, да ещё выворачивающих при этом из своих карманов рогатки, свистульки и другие мальчишечьи драгоценности в обмен на работу.

То, что сделал Том Сойер тогда, Вы, уважаемые родители, должны делать всегда, когда решите начать урок со своим малышом.

Перед началом урока, трепетно прижимая к себе карточки или весело помахивая ими, сообщите ребёнку радостнейшую весть: «Сейчас я тебе такие замечательные слова покажу!!! Садись! Смотри!». И сразу, без всякой паузы, начинайте весело показывать ребёнку карточки.

И не надо спрашивать малыша: «Ты хочешь посмотреть на эти карточки?» – Ребёнок может ответить: «Нет, не хочу».

Не нужно его провоцировать таким вопросом. Само Ваше приглашение должно быть сказано так весело, так интригующе, как будто Вы сообщаете ребёнку самую радостную и долгожданную новость.

Помните: любой малыш всегда реагирует в первую очередь не на смысл сказанного, а на интонацию.

Если Вы приятную новость, например, о том, что завтра пойдёте в зоопарк, сообщите ребёнку с грозным видом, сдвинув брови, то он, скорее всего, не обрадуется, а напугается.

А если неприятную весть сообщить радостно, восторженно – малыш будет радоваться вместе с Вами.

 

 


5
ЗАКОН ХОРОШЕГО НАСТРОЕНИЯ

 

При хорошем настроении обучение
идёт в сотни раз эффективнее

 

 

Педагогическая мудрость

Обучайте ребёнка лишь тогда, когда не только у Вас, но и у него хорошее настроение.

Этот закон продолжает предыдущий. Но его смысл гораздо глубже.

Мамы иногда в импульсивном восторге пытаются растормошить хнычущего ребёнка и с зажигательной интонацией призывают его обратить внимание на интересный материал нового урока. Но малыш начинает хныкать ещё больше, нисколько не желая менять своего настроения.

Не нужно в этом случае вообще приставать к ребёнку с чем-либо, тем более с уроками.

Существует строгое правило: если ребёнок болен или голоден, если у него режутся зубы или болит животик, если он с утра плаксив – то в такие дни лучше вообще никаких уроков не проводить. Не нужно ставить под угрозу срыва всю учебную программу.

Иногда бывают особые дни, когда ребёнок, что называется, не с той ноги встал. С самого утра он слезлив, постоянно хнычет: эти колготки он не наденет, эту кашу есть не будет, гулять не пойдёт. И вообще, всё, что Вы ни предлагаете, он, не задумываясь, отвергает.

Кстати говоря, у каждого ребёнка бывает период негативизма. Это объясняется тем, что он рано или поздно, но всё настойчивее и требовательнее пытается отстоять своё законное право на самостоятельность.

И не нужно в этом случае подавлять его свободу. Подойдите к проблеме разумно! Ведь самостоятельность – это хорошее качество, именно оно позволяет формироваться самодостаточным натурам и лидерам.

Вот когда у малыша всё пройдёт и опять вернётся хорошее настроение, тут сразу включайтесь со своими уроками.

Данный закон особенно важно соблюдать в первый месяц занятий, когда формируется определённый режим и уроки для ребёнка ещё не стали ежедневной потребностью.

 

СЛУЧАЙ ИЗ ПРАКТИКИ

 

Была как-то у нас на курсах одна мама. Из двух тысяч слушателей, прошедших обучение в нашем Центре, второй такой не встретилось.

Все слушатели на курсах ведут себя примерно одинаково: внимательно слушают, задают вопросы, а основные положения быстро записывают. Поскольку я на занятиях ничего не диктую, в основном, идет живой рассказ, то и записывать много ни у кого не получается.

Но эта мама была особенной.

Она строчила, не отрывая ручку от тетрадки. Каждое новое занятие она начинала с вопросов:

– Вот Вы вчера сказали… А если будет такой случай?...

И так минут 15-20 в начале каждого занятия уходило на импровизированный брифинг. Все неискушённые мамы с интересом слушали мои комментарии: «Да, действительно, как быть, если случится такое?..»

Я никогда не скупился в таких случаях на комментарии, зная, что здесь, на занятиях, действи-тельно, всё выглядит легко и красиво, а вот когда мамы приступят к обучению своего ребёнка, то вот тут и начнут возникать многочисленные проблемы.

Теория всегда выглядит проще действительности. Всё кажется легко, пока сам не начнёшь делать. Тем более, что большинство слушателей – мамы молодые, неопытные. А часто встречаются на занятиях беременные женщины, у них вообще ещё нет опыта материнства.

Словом, любой вопрос, касающийся нештатных ситуаций, я не игнорирую, а использую эту возможность для обу­чения родителей самостоятельно составлять алгоритм решения проблемы.

Но вернемся к нашей слушательнице. Невооружённым глазом было видно, что она отличница до мозга костей и к данной методике относится очень серьёзно.

После курсов я снова с ней встретился через полгода на одном из вечеров-встреч, которые мы устраивали достаточно часто. На этих встречах мы имели возможность собирать большое количество фактического материала, отслеживать результаты и совершенствовать методику.

– Андрей Александрович, помните, – обратилась она ко мне, – Вы говорили на лекциях, что во время болезни ребёнка проводить занятия нельзя.

– Да, нельзя, – подтвердил я ещё раз этот закон обучения.

И она поведала свою историю.

Полгода назад, когда ребёнку было 2,5 года, они приступили к занятиям. И маме, и малышу эти занятия «жутко нравились».

Но вот однажды ребёнок заболел: поднялась высокая температура, которую никак не удавалось сбить. Все доступные медики были подняты по тревоге (положение родителей позволяло обеспечить первоклассную медицинскую помощь), но случай оказался непростым: на протяжении нескольких дней состояние ребёнка оставалось тяжёлым. Ни лекарства, ни процедуры не помогали: только собьют температуру, она опять вверх лезет.

И вот малыш, весь в жару, слабеньким голоском обращается к маме:

– Мама, ты почему перестала показывать мне карточки? Я хочу карточки…

Мама тут же, забыв все законы обучения, «нацепила» на лицо улыбку, схватила первые попавшиеся карточки и приступила к уроку. Спустя некоторое время температура спала.

Свой рассказ мама закончила так:

– Андрей Александрович, что хотите думайте, но я абсолютно уверена, что ребёнка вылечили наши занятия.

Это чудо – вымысел или правда?

У меня нет ни тени сомнения в правдивости этой истории. Я знаю, что человек – явление уникальное.

В нашем организме есть любой яд и любое противоядие. Обиходное выражение, что все болезни на нервной почве, надо понимать буквально.

Это действительно так. Счастливые люди не болеют! Болеют только несчастные люди. Ни одна невеста не заболеет в день свадьбы, даже если она в стужу в босоножках перефотографируется перед всеми памятниками. Не тот день!

А стоит любому человеку столкнуться с серьёзными неприятностями или просто выйти на пенсию – всё! Сразу начинается череда путешествий по врачам и больницам.

Вот простое определение любого заболевания: «Болезнь – это реакция организма на дискомфорт нашей психики».

Отсюда формула: «Хочешь быть здоровым – стань счастливым».

А теперь вернёмся к рассказу мамы.

Все занятия до болезни проходили с большим успехом, они нравились и маме, и ребёнку, проходили в душевной комфортной обстановке для обоих.

Во время болезни занятия прекратились. Когда по просьбе малыша мама возобновила занятия, ребёнок, несмотря на болезнь, ощутил себя комфортно: вернулись смех, весёлая возня, улыбающаяся мама. Положительные эмоции подавили болезнь, ребёнок выздоровел!

Но так рискнуть, как это сделала наша мама, т.е. нарушить правило и продолжать занятия во время болезни, можно только при соблюдении двух условий:

1. все занятия до болезни ребёнку очень нравились;

2. ребёнок сам попросил возобновить занятия.

 

Известно с древних времён:

 

РАНЫ У ПОБЕДИТЕЛЕЙ ЗАЖИВАЮТ БЫСТРЕЕ, ЧЕМ У ПОБЕЖДЁННЫХ.


6
ЗАКОН СОХРАНЕНИЯ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ГОЛОДА

 

Продолжительность урока определяется

познавательным голодом

Педагогическая мудрость

На каждом занятии успейте остановиться раньше, чем Ваш ребёнок сам этого захочет.

Какой продолжительности должен быть урок?

45 минут, 40 минут, 15 минут или 5 секунд?

Нужно учитывать тот факт, что дети не могут продолжительное время удерживать своё внимание на чём-либо одном. Переключаемость детского внимания очень высока. И продолжительность каждого урока должна подчиняться особенностям переключаемости внимания данного ребёнка.

Все занятия с малышами должны быть не просто короткими, а суперкороткими. Пять секунд на занятие – вот примерная продолжительность одного урока, который справедливо будет назвать микроуроком.

В большой степени продолжительность одного занятия зависит от того, какой именно период детства проживает сейчас ребёнок.

 

В возрасте от трёх до шести месяцев одно занятие чаще всего длится несколько минут, поскольку сам ребёнок не позволяет маме своим громким протестом прекратить занятие раньше.

В этом возрасте малыш ещё не умеет передвигаться в пространстве, он малоподвижен. И ему доставляет большое наслаждение наблюдать за тем, что сейчас происходит вокруг него. Ребёнок в этом возрасте – наблюдатель. Он может, не теряя интереса, смотреть на карточки и 5 минут, и 10, и 15. А некоторые дети по полчаса не отпускают маму от себя: только мама прекратит показ карточек и начинает хвалить ребёнка – он в слёзы. И мама снова вынуждена продолжать урок.

 

Когда ребёнок поползёт (это обычно происходит в 5-7 месяцев), он сразу превратится в исследователя. Переключаемость внимания у него резко возрастёт. Каждый предмет, до которого он доползает (будь то погремушка, фломастер, газета, книга), привлекает его внимание на короткое время. Этот предмет нужно взять в руки, попробовать помять, порвать, сломать, засунуть в рот, облизать, пожевать, затем выплюнуть, выбросить и поползти к следующей цели.

Каждый новый предмет ребёнку нужен именно в целях ознакомления. Поскольку знакомство с любым предметом происходит поверхностно (нужно лишь узнать свойства этого предмета: это рвётся, мнётся, бьётся, ломается? Какое оно на вкус?), то времени на исследование требуется немного. Поэтому продолжительность урока в этот период будет небольшой: 5-10 секунд.

Как только ребёнок пойдёт, обучение его резко осложнится. Теперь он научился самостоятельно преодолевать большие расстояния, и возможность знакомства с окружающим миром увеличилась. В это время ребёнок не будет ходить прямолинейно. Его маршрут будет состоять из многочисленных зигзагов, поворотов, разворотов, петель, постоянных приседаний: у малыша свой интерес – ему нужно как можно быстрее познать мир.

Степень переключаемости внимания в этот период резко возрастёт, а следовательно, должно сократиться время одного урока.

 

Когда же ребёнок научится бегать, он тут же разучится ходить. Теперь, к полутора годам, гиперактивность малыша фантастична: он не может спокойно сидеть или стоять, он не может ходить, он только бегает и прыгает, причём делает это постоянно.

Обучение такого ребёнка, который по своей природе не может быть усидчивым, бывает очень проблематичным.

Правильно делают родители, когда в таком случае сокращают уроки до 1 секунды, успевая показать только 1-2 карточки.

Бежит ребёнок на Вас, растопырив руки, – успейте показать ему одну карточку, пока он ещё не успел повиснуть на Вашей шее. Затем подкиньте его к потолку, поставьте на пол, и пусть бежит дальше, а Вы тем временем успеете приготовить новую карточку. И в таком темпе занятия могут проходить целый день и изо дня в день.

Это нормально, когда Вы на одном уроке успеваете показать лишь одну карточку. По-иному и не могут проходить занятия в этот гиперактивный период.

К трём-четырём годам усидчивость вернётся, но тем не менее она никогда не будет такой, о которой всегда мечтают педагоги.

Вы, родители, находитесь в более выгодном положении, нежели школьные учителя. Вы обучаете только одного ребёнка, а не целый класс. И Вам легче, чем им, следовать принципу: останавливаться раньше, чем этого захочет малыш.

 

Но научиться следовать этому закону не так-то просто. Мы, взрослые, обычно являемся рабами своего же собственного плана: если наметили для урока пять карточек, то обязательно стремимся выполнить программу – показать ребёнку всё до последнего. Если же малыш отводит взор, мы пытаемся дополнительными средствами привлечь его внимание, чтобы завершить урок, а тем самым и свою программу.

Дети – страшные обжоры. Особенно это касается поглощения новой информации. Сначала ребёнка не оторвать, он в неутомимой страсти требует ещё и ещё! И скоро у малыша может наступить состояние пресыщения, после которого желание воспринимать подобную информацию ослабевает и даже может пройти вовсе. Возобновить занятия можно будет лишь тогда, когда у ребёнка вновь возникнет информационный голод.

 

У Вас будет достаточно времени, чтобы выяснить степень переключаемости внимания своего малыша. Если после месяца занятий, когда на каждом уроке было пять карточек, Вы стали замечать, что ребёнок после показа четвёртой карточки начинает отводить взгляд, моментально перестройтесь: сократите количество карточек для одного урока до трёх.

Как это здорово, когда ребёнок ненасытен, когда он с нетерпением ждёт занятий с Вами, а во время уроков прямо пожирает своими глазами новый материал.

И если ребёнок криком и плачем бунтует против мизерной дозировки одного урока, не следует доводить его до истерики короткими уроками.

Но и ни в коем случае не нужно его перекармливать информацией.

Это же здорово, когда Ваш малыш после окончания занятия неудовлетворён и требует продолжения!

Не следует в категоричной форме говорить «Нет!», лучше сказать «Да, мы посмотрим с тобой ещё карточки, но сначала надо собрать игрушки». И Вы увидите, как ребёнок поспешно соберёт все игрушки и напомнит: «Всё, игрушки на месте! Давай смотреть карточки!»

А Вам этого и надо! После небольшого перерыва ребёнок опять готов воспринимать информацию. Но урок опять прерван, опять недокормили, и ребёнок ждёт продолжения. А Вы говорите ему, что Вам нужно вымыть посуду. Вот увидите: малыш с большим желанием примет участие в этом процессе, поможет Вам перемыть всю посуду, а потом напомнит:

– Всё, мама! Посуда вымыта! Показывай слова!

А Вам этого и надо. Ведь Вы знаете, что всегда запоминается лучше не то, что всё время висит перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет (телевизионная реклама тому подтверждение).

И каждый раз, прерывая занятие, Вы всё время куда-то спешите: то у Вас убегает молоко, то Вам нужно срочно посолить суп, то просто погулять с ребёнком, сходить в магазин и т.д.

Если Вы всё время будете следовать этому закону, то Ваши занятия не прекратятся никогда, вернее, не прекратятся до тех пор, пока малыш не овладеет прочными навыками беглого чтения.


7
ЗАКОН СКОРОСТИ

 

Действие гораздо привлекательнее бездействия

Дети обожают действие. Им нравится, когда вокруг них что-то происходит: движется, падает, взлетает, порхает, летает, вертится, прыгает, ударяется, отскакивает, стучит, бренчит, ползёт, шевелится, надувается, сдувается, лопается, разбивается и т.д.

Ещё Корней Чуковский заметил, что в детской речи гораздо больше глаголов, чем в речи взрослых.

Поразителен тот факт, что все дети без исключения любят телевизионную рекламу. Более того, они любят её больше, чем детские мультфильмы.

Этот забавный парадокс трудно осмыслить! Ведь мульт­фильмы целенаправленно делались для детей, а реклама – для взрослых. В чём же дело?

Объяснение мне кажется простым: груднички, лишённые возможности двигаться, так долго вынуждены были скучать без движения, что любое действие, которое происходит перед ними, доставляет им несказанное удовольствие. И чем стремительнее, неожиданнее действие, тем больше восторг ребёнка.

Если детские мультфильмы содержат какую-то мораль, то у телевизионной рекламы задача проста: в ярких образах, в стремительном действии показать превосходство такого-то продукта. Тем более, что эфирное время дорого, а задача рекламодателей проста: за короткое время дать максимальную информацию, да так, чтобы эта информация запомнилась.

И вот результат: как только наступает время рекламы – взрослые отворачиваются, а дети бегут к телевизору.

Попробуйте вспомнить детские мультфильмы, которые были бы интересны самым-самым маленьким.

И Вам несомненно придут на ум те мультики, в которых совсем нет никаких диалогов, рассуждений и морали, а есть стремительное действие.

В мультфильме «Ну, погоди!» через многочисленные серии проходит только одна фраза: «Ну, заяц, погоди!».

А в каждой серии мультика «Том и Джерри» действие ещё стремительнее, а фраз вообще никаких нет.

Кстати, эти мультфильмы, где нет никакой речи, а есть одно стремительное действие, интересны и взрослым.

Мы ошибочно предполагаем, что детям нужно всё разжёвывать, методично, медленно, доступно. И наше заблуждение основано на том, что двигательная активность ребёнка ещё не развита, он всё делает медленно, неуклюже.

Когда ещё ребёнок сможет взять в руку карандаш? Когда сможет самостоятельно вытереть сопли, когда – завязать шнурки? А когда – вдеть нитку в иголку?

Нескоро! Но это не значит, что мозг ребёнка работает так же медленно, как и его тело. Двигательная активность формируется у ребёнка гораздо медленнее интеллектуальной.

Всё, что проникает в мозг ребёнка через зрение и слух, приводит мозг в интенсивное движение. И чем выше скорость информационного потока, тем активнее работает мозг.

С той скоростью, с которой Вы показываете ребёнку карточки со словами, с такой же скоростью ребёнок научится их опознавать. И чем выше скорость показа, тем выше скорость чтения.

У Вас есть уникальная возможность вывести своего ребёнка в беглое чтение и даже в скорочтение.

Карточки со словами специально сделаны из плотной бумаги, чтобы Вы, родители, имели возможность стремительно показывать их ребёнку.

Грудничок ещё не скоро научится говорить, но воспринимать письменную речь он может научиться, причем воспринимать её с высокой скоростью. А скорочтение – это не что иное, как скоромыслие.

При таком обучении Вы можете развить у своего малыша качественно иное мышление. Мы можем мыслить только со скоростью говорения, поскольку тогда, когда формировался наш мозг, мы имели возможность воспринимать только устную речь.

Наши дети имеют возможность с рождения воспринимать письменную речь. А для её восприятия не нужно приводить в движение весь свой, пока ещё неуклюжий, речевой аппарат. Поэтому скоромыслие как качественно иное мышление вполне доступно нашим детям.

С какой же скоростью нужно показывать ребёнку карточки со словами?

Начинайте с низкой скорости, не спеша. В первые дни вообще не следует делать резких движений, чтобы не напугать ребёнка. Но с каждым разом увеличивайте скорость демонстрации карточек. Помните: чем выше скорость, тем больше весь процесс нравится малышу. И наоборот: чем медленнее Вы показываете карточки, тем больше у него возможности успевать смотреть по сторонам, да и сам медлительный процесс обучения мало ему нравится.

 

Случай из практики

 

Одна мама, студентка университета, спешно обучала своего восьмимесячного малыша. Занятия нравились и маме, и ребёнку.

Но вот мама вышла на сессию и передоверила процесс обучения своей бабушке, прабабушке ребёнка. Обучив прабабушку бесхитростным приёмам демонстрации карточек и составив расписание занятий, мама-студентка почти месяц не видела, как идут уроки.

Прабабушка оказалась хорошей няней: ребёнок всегда был здоров, чист и накормлен. Обучение, по словам бабушки, тоже шло «очень хорошо».

Но, когда мама, благополучно закончив сессию, вернулась к занятиям, она столкнулась с нежеланием ребёнка смотреть на карточки со словами.

Причина оказалась проста: прабабушка своему правнуку очень медленно показывала карточки.

Когда я услышал эту историю, то предположил, что старческие руки прабабушки просто физически не могли быстро показывать карточки. Но старушка оказалась сравнительно молодой, подвижной и способна была достаточно проворно перебирать в руках карточки со словами.

Причина оказалась глубже.

Как только внучка исчезала за порогом, отправляясь на сессию, прабабушка сразу чувствовала себя хозяйкой положения в воспитании правнука и рассуждала примерно так:

– Иди-иди на свою сессию. Не волнуйся, всё сделаем в лучшем виде. Мы жизнь прожили, так небось знаем, как малюток баюкать. Ишь, умные какие нашлись: где это видано – так шибко махать карточками? Он же малютка совсем.

И стала бабушка показывать карточки:

– Смотри, милок, здеся написано «яблоко», смотри: «Я-бло-ко».

Ребёнок отворачивается, ползёт в другую сторону, а бабушка опять ему ту же карточку тычет в глаза:

– Видишь: «Я-бло-ко».

Ребёнок отмахивается от этой карточки, как от преграды, выросшей на его пути, но бабушка, желая окончательно закрепить слово в памяти малыша, ещё несколько раз покажет карточку, проводя пальцем по слову: «Я-бло-ко».

Помните: медленные действия меньше нравятся детям, чем быстрые, стремительные.

 

Что делают зеваки на пожаре

Говорят, что человек может часами наблюдать за тем, как горит огонь, течёт вода и работает другой человек.

Исходя из вышесказанного, самая идеальная картина – это пожар. Он заключает в себе все три удовольствия: горит огонь, льётся вода, работают пожарники.

Мы можем не заметить ярких плакатов и лозунгов, поскольку они лишены движения. Но нам трудно оторвать взгляд от любого, даже бессмысленного и однообразного движения.

Вспомните себя: с каким наслаждением Вы часами молча сидели у костра или наблюдали течение реки. Почему именно пламя огня и течение воды способно нас завораживать?

Потому что это непрекращающееся действие, оно не может застыть. Ни на полотне художника, ни на фотографии огонь и течение не имеют реалистичности оригинала.

Только движение способно приковать наше внимание на продолжительное время.

Целыми часами тысячи зрителей смотрят, как на стадионе несколько человек гоняют один мяч или шайбу. А за трансляцией всего этого действа (малоинформативного, низкоинтеллектуального, бессюжетного) с замиранием сердца наблюдают миллионы зрителей, впившись глазами в экраны телевизоров.


8
ЗАКОН НОВОЙ ТЕМЫ

 

Новая тема всегда интереснее старой

 

Педагогическая мудрость

Как можно чаще вводите новый учебный материал.

Забудьте школьную капельно-пипеточную методику подачи новых знаний. На одном уроке – одна капелька знаний, на другом уроке – следующая капелька и т.д.

Вспомните, к примеру, урок иностранного языка. На одном уроке учитель даёт 5 новых слов. Все 45 минут урока эти слова звучат в различных позициях. На следующем уроке идёт закрепление: те же слова по новому кругу муссируются в тех же самых пози-
циях. И так черепашьими шагами из урока в урок.

Интересный учебник по истории, географии или биологии размазан на 9 месяцев.

Есть ли среди Ваших знакомых кто-нибудь, кто способен чтение интересного детектива растянуть на 9 месяцев?

Лично я за свою жизнь таких людей не встречал. И, скорее всего, их нет вообще. Так почему же в школьной программе новая информация подаётся ничтожно малыми дозами?

Ответ, как всегда, прост: школа ориентирована на то, чтобы каждому ученику дать прочные знания. Поэтому после каждой новой темы следует неизменное закрепление, потом – контрольная работа, далее – работа над ошибками и т.д. Школа нацелена на то, чтобы все ученики усвоили определённый объём информации.

Но любая интересная информация, растянутая на несколько месяцев и многократно пережёванная, закреплённая, много раз повторённая (как же без этого: повторение – мать учения), проверенная и оценённая, набившая оскомину и надоевшая, – перестаёт быть интересной.

Во-первых, ни один ребёнок, как, впрочем, и любой взрослый, не любит повторять. Приобретать новые знания, новые впечатления ему нравится, а повторять известное – нет.

А во-вторых, какая Вам разница: будет ли Ваш ребёнок помнить те сотни слов, которые Вы ему покажете, или забудет, если он всё равно научится читать, причём сразу бегло?

Как известно, детская память работает нестабильно. Помните ли Вы, милая мама, как научились ходить? Может быть, Ваш муж помнит, как научился говорить? Вообще, кто-нибудь из Ваших знакомых помнит хоть что-нибудь из первого года своей жизни?

А почему?

Да, человеческая память – большая загадка, она таит в себе много секретов, над которыми бьются учёные. Человек не помнит первых лет своей жизни. Хотя многие специалисты утверждают, что человек помнит всё, даже то, что он ощущал ещё до рождения, находясь в утробе матери. Проблема не в том, что человек не помнит, а в том, что он не может вспомнить.

В состоянии гипнотического транса человек легко вспоминает свои первые годы. Детские рисунки, корявый почерк – всё свидетельствует о том, что из памяти ничего не исчезло.

Природа мудро распорядилась! И, слава Богу, что мы, находясь в здравом уме, не помним впечатлений раннего детства. Ведь если бы мы всё помнили, то половина из нас была бы заиками, а другая доживала бы свои дни в сумасшедшем доме. Для каждого ребёнка знакомство с окружающим миром –это величайшее испытание, где на каждом шагу его поджидает масса неведомых опасностей.

Прищемит ли ребёнок дверью палец, расшибёт ли коленку, порежется, стукнется, испугается вспышки молнии – да мало ли что с ним произойдёт! Проплачется, выспится – и напрочь забудет свой страх, испуг, боль, истерику. Психика ребёнка останется сохранной.

Да, мы, взрослые, не помним, как научились ходить и говорить, но мы прекрасно умеем делать то и другое, потому что, научившись, мы никогда не прекращали этих занятий. Недаром говорят, что раз научившись ездить на велосипеде, никогда не разучишься.

При обучении малыша чему угодно (чтению, математике и т.д.) не нужно ориентироваться на прочное усвоение знаний, как это принято в школе, а нужно смело идти вперёд и вперёд.

Дети с удовольствием воспринимают новое, но они не желают повторять старое. А количество всегда переходит в качество.

Активное общение с ребёнком посредством письменной речи неизбежно сформирует у него умение разбираться в ней. Не будет общения – не будет и умения. И здесь не нужно топтаться на одном месте, как это принято в школьной практике, а нужно смело идти вперёд и в хорошем темпе.

Ребёнок способен усваивать новые знания со скоро­стью, определяемой его собственным познавательным голодом. А оценить нам, взрослым, информационный голод любого малыша очень трудно.

Мы склонны недооценивать этот голод, чем переоценивать. По степени любопытства ни один взрослый не сравнится с ребёнком. Даже жажда познания Леонардо да Винчи ничтожна в сравнении с познавательной активностью любого малыша.

Но с какой скоростью нужно удовлетворять познавательный голод крохи? Этот вопрос, касающийся дозировки занятий, на самом деле очень важен.

С первой лекции родители одолевают меня вопросами:

– Сколько карточек показывать на одном занятии?

– Сколько уроков должно быть ежедневно?

– Сколько раз показывать одну карточку?

– Сколько карточек добавлять каждый день?

– Когда начинать показывать словосочетания?

Ответы на все эти вопросы в принципе не могут быть однозначными.

Никакого универсального расписания занятий для малышей не может быть вообще!

Каждая мама и каждый папа, организуя занятия для своего малыша, должны научиться составлять такое расписание сами.

Овладев общими законами обучения с пелёнок, Вы научитесь составлять идеальное расписание занятий для своего ребёнка. Но Ваше расписание будет идеальным только для Вашего малыша. Для другого ребёнка нужно будет другое расписание.

Проблема расписания занятий встаёт очень остро в семьях, где идёт обучение сразу нескольких детей, имеющих незначительную разницу в возрасте.

Даже обучение двойняшек редко идёт по общему графику.

Эффективное обучение детей возможно только по индивидуальным программам.

Те мамы, которые верно чувствуют познавательный голод своего малыша и, сообразуясь с этим, увеличивают темп обучения, – неизменно добиваются успеха.

При составлении программы и определении скорости обновления информации Вы, родители, должны учитывать познавательный голод своего ребёнка. И поэтому Ваша роль при этом – роль ведомого. Роль ведущего всегда остаётся за Вашим малышом.

Единственное, за чем Вы должны следить, – это за тем, чтобы на каждом уроке остановиться раньше, чем этого захочет Ваш малыш.

Не бойтесь того, что ребёнок будет ведущим, а вы –
ведомым. Дети в состоянии усвоить во много раз больше, чем Вы им будете предлагать.

Из многочисленных наблюдений за практическим обучением детей по этой методике мы сделали вывод: чем выше темп обучения, тем ближе и реальнее результат.


9
ЗАКОН РЕЖИМА

 

Регулярные занятия дают больше, чем хаотичные

 

Мы поставили этот закон на 9-е место. Но надо иметь в виду: чем старше ребёнок, тем важнее для него режим занятий.

Иными словами: чем старше ребёнок, тем значимость этого закона становиться выше.

 

Приступив к занятиям, идите вперёд, не останавливаясь, а наоборот, постоянно старайтесь повысить темп прохождения программы. Чем выше темп, тем быстрее Вы придёте к конечному результату.

Однако иногда бывает необходимо отложить выполнение программы на несколько дней. Во время таких пауз лучше полностью прекратить занятия, а не пытаться проводить их урывками.

Когда у ребёнка режутся зубы и он всё время раздражителен и плаксив, когда он болен или когда в Вашей семье наступает самая настоящая чехарда в связи с какими-либо праздниками или непредвиденными событиями, т.е. в тот период, когда наступает сбой в планомерных занятиях, лучше всего в этот период занятия прекратить совсем.

Когда Вы будете готовы вернуться к постоянному выполнению программы, начните её прямо с того места, на котором остановились. Не стоит возвращаться назад и повторять всё сначала.

Даже если Ваше чадо основательно всё забыло, лучше не повторять пройденное, а давать совершенно новый материал. А ещё лучше этот новый материал давать и в новой форме.

И с первого дня после длительного перерыва стремитесь как можно быстрее сформировать режим занятий.

Дети быстро привыкают к режиму. Но сам режим не следует понимать как строгую привязку каких-либо процедур к определённому времени и расписывать занятия строго по часам.

«Привязывать» занятия надо не к определённому времени, а к каким-либо процедурам, ежедневно повторяющимся.

Например, к умыванию, одеванию, приёму пищи, сборам на прогулку, горшку и т.д. То есть занятия нужно проводить в одни и те же режимные моменты: до какой-либо процедуры, во время этой процедуры или после неё.

Дети к такому порядку быстро привыкают, и не будет надобности Вам каждый раз выдумывать какие-либо ухищрения, чтобы привлекать внимание ребёнка к очередным урокам.

 

Случай из практики

 

Волшебная сила режима

Трёхлетняя Ксюша посещала детский сад. Её мама успевала проводить занятия по чтению до того, как отводила Ксюшу в садик, и вечером, после садика.

Занятия проходили весело и девочке очень нравились. Каждое утро Ксюша успевала посмотреть несколько комплектов между умыванием, одеванием, заплетанием косичек и завтраком.

А последний комплект карточек Ксюша смотрела уже в прихожей, когда и она, и мама были собраны и готовы покинуть квартиру.

Но однажды вся семья проспала. Все сборы: и одевание, и завтрак, и занятия – были скомканы.

И вот уже сборы в прихожей. Мама, взглянув на часы, поняла, что на работу она безнадёжно опоздала. Решила пропустить обычное занятие перед выходом из дома, схватила ребёнка в охапку и ринулась за дверь, но не тут-то было!

Ребёнок устроил самую настоящую истерику, заявив справедливый протест:

– Мы не смотрели карточки!

Никакие мамины приказы, требования, уговоры, просьбы результата не имели.

– Никуда не пойдём, пока не посмотрим карточки!

Ребёнка совершенно не волновали мамины проблемы. Для Ксюши проблема была одна:

– Мы ещё не смотрели карточки!

Что тут поделаешь, если режим – такая сильная штука!

Совет в данной ситуации может быть один: «Мир не рухнет от того, что Вы пять секунд потратите на ежедневно повторяющийся урок, давно ставший традиционным и обязательным. Покажите пять карточек, а потом опаздывайте на здоровье куда угодно!»


10
ЗАКОН СЧАСТЛИВОЙ СЕМЬИ

 

В счастливых семьях вырастают счастливые дети

 

 

Педагогическая мудрость

И Вы, и Ваш ребёнок должны чувствовать, что прекрасно проводите время.

Когда в наш Центр Раннего Развития «УМНИЦА» приходят родители на консультацию по каким-либо проблемным случаям (чаще всего проблема одна: ребёнок отказывается смотреть на те карточки, которые родители, упорствуя, пытаются показывать), мы сначала ищем причину проблемы, выясняя в беседе, как родителями соблюдались законы обучения, начиная с первого и заканчивая последним.

И когда нам становится ясна причина, выяснен диагноз, тогда легко «выписать рецепт», помочь родителям вернуть интерес ребёнка к занятиям.

 

Случай из практики

 

Задача «на засыпку»

Две мамы, жившие неподалёку друг от друга, часто встречались, прогуливаясь каждая со своим ребёнком. Возраст детей был примерно одинаковым (женщины познакомились ещё в период беременности). Вместе проходили обучение в нашем Центре «УМНИЦА» и вместе начали обучение своих малышек.

Встречаясь на прогулке, мамы живо интересовались успехами друг друга. Первое время обучение в той и другой семье шло замечательно и проблем никаких не возникало.

Но месяца через два одна из этих мам пришла к нам в Центр на консультацию: у ребёнка пропал интерес к занятиям.

Вот и попробуйте, уважаемые читатели, решить задачу: у какой из мам возникли проблемы?

Следует отметить, что подруги были абсолютно разными и по темпераменту, и по характеру, и по судьбе. Одна – холерик, другая – флегматик. Одна – импульсивна, другая – целеустремлённа. Одна счастлива в браке, другая воспитывала ребёнка одна. Одна в школе училась плохо, другая – хорошо.

Первая мама, у которой был и любимый муж, и хорошая квартира, была жизнерадостна и лучилась счастьем. Она не разбиралась во всех тонкостях раннего развития, да и занятия по данной программе проходили у неё нерегулярно.

Я хорошо её помнил по курсу: в этой группе она была самой открытой и восторженной. Её восхищало всё: и наш Центр, и методика Домана, и ребёнок, и муж, да и сама жизнь. Она открыто радовалась перспективе вырастить малыша талантливым. Но к занятиям с ним она подходила своеобразно, рассуждая так:

– Из этой методики я поняла одно: надо заниматься с ребёнком тогда, когда он этого хочет и когда я этого хочу.

Такой своеобразный подход к занятиям объяснялся то ли тем, что она по жизни была «троечницей», то ли той счастливой беззаботностью, с которой она относилась буквально ко всему.

Вторая же мама была, напротив, отличница по жизни и пунктуальна во всём. Она любила своего ребёнка не меньше первой мамы, но, волевая и целеустремлённая, она, несмотря на тяжёлое материальное положение и многочисленные бытовые проблемы, никогда не нарушала графика занятий и делала всё в соответствии с методикой.

Про себя она твёрдо решила: «Пусть мне будет трудно, но я своему ребёнку дам всё!»

И на самом деле, недоедая и недосыпая, несмотря на усталость, а порою и на головную боль, она самоотверженно проводила занятие за занятием, не позволяя себе выбиться из графика.

Вот и скажите: какая из этих мам столкнулась с проблемами?







Date: 2016-02-19; view: 321; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.141 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию