Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Организация и задачи статистики⇐ ПредыдущаяСтр 37 из 37
На каждом этапе развития перед социально-экономической статистикой встают специфические задачи, обусловленные характером самого этапа. В условиях перехода к рыночной экономике социально-экономическая статистика призвана решать новые важные задачи. Для этого требуется повышение ее качества и оперативности, совершенствование отчетности, углубление социально-экономического анализа. В последнее время проведена определенная работа по реформированию российской статистики, В 1992 г. была разработана и утверждена «Государственная программа перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики». Итоги реализации первого этапа программы были подведены на Всероссийском совещании статистиков (1995 г.), ходе которого отмечено, что начальный этап реформирования российской статистики в нашей стране завершен, но проблема дальнейшего совершенствования статистической науки и практики стоит очень остро. В настоящее время особую значимость приобретает обеспечение достоверности статистических данных и восстановление на этой основе доверия к статистике. Десятилетиями ранее (да и сейчас) руководство государства стремилось с помощью статистики показывать успехи и достижения, замалчивая и «маскируя» трудности и недостатки. Важной предпосылкой обеспечения объективности, точности и достоверности статистических данных является совершенствование методологии их исчисления, которую пока еще иногда подстраивают под волюнтаристские решения и конъюнктурные политические задачи. Существовавшая длительное время в России статистическая методология во многом отличалась от принятой в мировой практике. Как следствие, круг сравнимых показателей был резко ограничен, что затрудняло объективную оценку уровня нашего социально-экономического и научно-технического развития в сравнении с передовыми капиталистическими странами. Необходимо привести систему показателей в соответствие с принятыми в международной практике подходами и стандартами, что позволит осуществлять прямые международные сопоставления. Нуждается в расширении гласность статистики; доступ к информации для всех хозяйственных и общественных организаций, высших учебных заведений, научно-исследовательских институтов должен быть открытым. Следует поднять роль учета, статистики и контроля в обеспечении рационального и экономного использования ресурсов, в усилении борьбы с бесхозяйственностью и расточительством. В совершенствовании нуждается не только методология, но и организационная структура управления статистики. Прежде всего, в рамках установленного законом разграничения полномочий между федеральными органами и субъектами Федерации необходимо четко определить функции статистических органов в центре и на местах. Решение этих проблем, безусловно, положительно скажется на объективности и достоверности статистических данных. Для успешного решения перечисленных задач требуется разработка и принятие концепции коренной перестройки социально-экономической статистики в условиях рынка и закона о государственной статистике. В них должны быть четко сформулированы содержание статистической политики как составной части социально-экономической политики страны, а также цель и основные направления радикальной перестройки статистической науки и практики на всех уровнях. Переход к рыночным отношениям принципиально меняет источники получения информации: сплошная отчетность применяется только для крупных и средних предприятий (иногда используются единовременные переписи), поэтому стержнем создаваемой статистики предприятий, обеспечивающим полноту и достоверность учета хозяйственных субъектов и их характеристику, становится Единый государственный регистр предприятий и организации всех форм собственности и хозяйствования (ЕГРПО), информационная база которого в настоящее время загружена показателями бухгалтерской отчетности. В этих условиях значительно возрастает роль и значение выборочных наблюдений. Существенное сокращение массива государственной отчетности вызвало необходимость проведения отраслевыми органами управления статистических наблюдений на основе договоренности с предприятиями. Такие наблюдения должны проводиться по единой методологии, чтобы обеспечить получение качественной информации. Таким образом, на современном этапе назрела необходимость разработки следующих важнейших теоретических и методологических проблем статистической науки и практики. Во-первых, — это интенсификация теоретических исследований сущности и научных основ социально-экономической статистики в условиях перехода на рыночные отношения. Во-вторых, существенного совершенствования требуют теория и методология статистического наблюдения за процессами и явлениями экономической и социальной сферы в новых условиях. В-третьих, — это разработка теории и методологии статистического анализа социально-экономических процессов и явлений, происходящих в общественно-экономической жизни на современном этапе. В-четвертых, существенного совершенствования требуют теория и методология статистических показателей, характеризующих экономическую систему в новых условиях. В- пятых, — это разработка теории и методологии статистических показателей, характеризующих социальную систему, демографические процессы, социально-трудовую сферу, уровень жизни населения, экологии и охраны окружающей среды в рыночных условиях. В-шестых, — использование новых и прогрессивных технологий в сводке, обработке и анализе статистической информации. Практическое решение названных проблем призвана осуществлять система органов государственной статистики, высшим звеном которой является Федеральная служба государственной статистики, которая в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2004 года № 188 «Вопросы Федеральной службы государственной статистики» является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальном, экономическом, демографическом и экологическом положении страны, а также функции по контролю и надзору в области государственной статистической деятельности на территории Российской Федерации. В соответствии с названным постановлением основными функциями Федеральной службы государственной статистики являются: а) представление в установленном порядке статистической информации Президенту Российской Федерации, Правительству Российской Федерации, Федеральному Собранию Российской Федерации, органам государственной власти, средствам массовой информации, организациям и гражданам, а также международным организациям; б) разработка и совершенствование научно обоснованной официальной статистической методологии для проведения статистических наблюдений и формирования статистических показателей, обеспечение соответствия указанной методологии международным стандартам; в) разработка и совершенствование системы статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы; г) сбор статистической отчетности и формирование на ее основе официальной статистической информации; д) контроль за выполнением организациями и гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, законодательства Российской Федерации в области государственной статистики; е) развитие информационной системы государственной статистики, обеспечение ее совместимости и взаимодействия с другими государственными информационными системами; ж) обеспечение хранения государственных информационных ресурсов и защиты конфиденциальной и отнесенной к государственной тайне статистической информации; з) реализация обязательств Российской Федерации, вытекающих из членства в международных организациях и участия в международных договорах, осуществление международного сотрудничества в области статистики. Реализация этих функций позволит создать надежную основу для дальнейшего совершенствования системы российской государственной статистики, обеспечить решение всех стоящих перед ней проблем реформирования. Date: 2016-02-19; view: 296; Нарушение авторских прав |