Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Конспект урока литературного чтения. Цели деятельности учителя:познакомить с басней И.А.Крылова «Квартет»; формировать умение анализировать художественный текст и видеть жанровые особенности
Тема: И. КРЫЛОВ «КВАРТЕТ». ИЛЛЮСТРАЦИЯ В.СЕРОВА (3кл)
Цели деятельности учителя: познакомить с басней И.А.Крылова «Квартет»; формировать умение анализировать художественный текст и видеть жанровые особенности басни; учить соотносить текст и иллюстрацию к нему; работать над навыком осознанного и выразительного чтения.
Планируемые результаты
предметные: читать правильно выразительно целыми словами вслух, учитывая индивидуальный темп чтения; читать про себя в процессе ознакомительного чтения, выборочного чтения и повторного изучающего чтения; находить необходимую информацию в словаре и учебнике, анализировать ее содержание; оценивать и характеризовать героев произведения и их поступки; анализировать смысл названия произведения;
личностные: знакомиться с культурно-историческим наследием России, общечеловеческими ценностями; воспринимать басню как особый жанр литературы.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: Литературное чтение: 3кл.: поурочные по учебнику Н.А.Чураковой/ авт.-сост. Н.В. Лободина.-Волгоград: Учитель, 2012.- С.186-191; Литературное чтение: 3кл.: Учебник: В 2 ч./ Н.А.Чуракова.-М.: Академкнига/ Учебник, 2011.-Ч.2.;Чуракова Н.А. Русский язык: 2 кл.: Учебник: В 3 ч.- М.: Академкнига/ Учебник, 2010.-Ч.2; слайды (карточки) «Портрет басни», «иносказательно».
№
| Этап урока
Метод и приемы
| Хронометраж
| Содержание урока. Деятельность учителя.
| Деятельность ученика
| УУД
| 1.
| Мотивационный
Практич.: артикуляционные упражнения
Словес.: ответы на вопросы
| ≈5
| Речевая разминка
Прочитайте про себя и отгадайте загадки-чистоговорки. Быстро, хорошо артикулируя, повторите чистоговорки (хором, индивидуально):
•Га-га-га, га-га-га -
В ступе - бабушка... (Яга).
• Га-га-га,га-га-га Замела пути... (пурга).
-Хотите узнать еще одну смешную историю, описанную в басне?
-А отвечать на трудные вопросы? А думать: я бываю таким?
-А зачем нам это нужно?
-А как будем работать?
|
Читать, правильно артикулируя.
Определять цели и пути их достижения.
|
П: осмысленно читают текст
Р: принимают и со храняют уч задачу
| 22.
| Постановка учебной задачи и ее решение
Практич.: заполнение таблицы
Словес.: ответы на вопросы
Наглядный: рассматривание иллюстрации
Практический: слушание и чтение Т
Практический: работа со словарем
Практический: выборочное чтение
Словес.: ответы на вопросы
| ≈ 4
≈2
≈3
≈4
≈1
| Повторение изученного
- Сегодня мы с вами продолжаем знакомиться с басней. Покажите, какие особенности басни вы уже знаете, заполним вместе пропуски. (На доске/ слайде- запись).
Портрет басни:
а) басня - … произведение;
б) главный художественный прием - …;
в) воспитывает на …примере;
г) состоит из двух частей: сюжета и ….
- Прочитайте на доске фамилию автора и название басни. (И.А.Крылов «Квартет»). Басня называется «Квартет». Что такое «квартет»? О чем будет басня?
- Посмотрите на иллюстрацию (с.29). Она что-то подсказывает? Выскажите свои предположения. Давайте их проверим.
Изучение нового материала.
Первичное знакомство с текстом.
Учитель выразительно читает басню.
-Оправдались ли наши предположения?
-Прочитайте басню, подумайте, какие слова, кроме выделенных, вам непонятны.
Словарная работа.
- Найдите в Толковом словаре и зачитайте значение слов «бас», «альт», «прима», «втора» («Русский язык» Ч.2). Как эти слова связаны с названием басни?
Чтение и первичный анализ.
Частичный анализ языковых особенностей.
-Что смешного в этой басне с самого начала? (Состав-звери не обладают музыкальными способностями.)
- Как это обыграл автор? Что значит: «дерут, а толку нет»?
- Какими словами он передает желание зверей сыграть квартет? (Затеяли.) Что за этим словом?
- Какими глаголами И. А. Крылов передает их игру? (Ударили в смычки, дерут.) О чем это говорит?
- А как сами звери относятся к тому, что они собираются делать? («Пленять своим искусством свет», «...запляшут лес и горы».)
Физминутка
|
Определятьконкретный смысл понятий.
Определятьсмысл названия произведения.
Предполагать
Слушать чтение.
Читатьвслух и про себя.
Работать со словарем.
Выявлятьособенности юмористического произведения.
Объяснятьиспользуемые в тексте выражения.
Выполнять двигательные упражнения.
|
Р: принимают и со храняют уч задачу
П: осуществляют подвед под понятие
П: строят речевое высказывание
П: строят речевое высказывание
П: осмысленно читают текст
П: строят речевое высказывание
| 33.
| Решение частных задач на основе анализа текста
Словес.: ответы на вопросы
Практический: выразительное чтение и анализ Т
Практический: анализ выраз. чтения
Словес.: обобщение
Наглядный: рассматривание иллюстраций
Словес.: монологические высказывания уч-ся.
|
≈12
≈3
≈3
≈3
| Повторное чтение и углубленный анализ.
Анализ образов и подготовка к выразительному чтению.
- Что вы можете сказать о характерах персонажей басни?
- Почему первой кричит Мартышка? Опишите ее характер. Прочитайте ее слова друг другу в парах, передавая характер, и оцените чтение своего соседа.
- Кто выразительно прочитает вслух?
- Проанализируй свое чтение.
- Чем смешон Осел? Какой он нашел секрет? Прав ли Осел? Прочитайте выразительно его слова друг другу в парах, передавая характер, и оцените чтение своего соседа.
- Кто выразительно прочитает вслух?
- Проанализируй свое чтение.
- Узнав участников квартета, можно ли сказать, какая музыка у них получится?
- Прочитайте еще раз первые 10строчек басни.
- Попробуйте найти отношение баснописца к своим героям. Зачитайте.
- Верит ли баснописец, что у них что-то получится?
- Только ли к музыке относится этот вывод?
- Каким вам представляется рассказчик?
- Как надо читать эту часть текста? Подготовьтесь к выразительному чтению выбранного вами отрывка.
- Кто выразительно прочитает вслух?
- Оцените выразительность чтения.
Литературоведческая пропедевтика.
- А как вы сами определите смысл этой басни? О чем она?
- Правильно, под животными-музыкантами И.А. Крылов иносказательно(карточка) подразумевает хвастливых и неумелых людей. Прочитайте толкование на доске (Иносказание -художественный прием изображения какого-либо качества человека через образы животных.) Прочитаем слово хором с ударением и как в речи.
- Перечитайте текст еще раз. Кто из героев басни произносит мораль? (Соловей.)
- Зачитайте мораль вслух. Имеет ли право этот герой поучать всех остальных? Почему? (Да, он среди героев настоящий музыкант-певец.)
- Можно ли сказать, что участники квартета попали в смешное положение? Какая причина делает это положение смешным? (Они не понимают, что надо учиться, чтобы стать музыкантом; находят смешной выход: пересаживаются.)
- Какая причина вызывает веселый смех, а какая – горький, грустный смех? (Первая причина вызывает горький, грустный смех, так как герои не понимают, что это занятие требует таланта и умения. А вторая причина вызывает веселый смех, так как пересаживание выглядит комично и не имеет никакого отношения к умению играть.)
Работа с пословицами (синтез).
- Прочитайте пословицы и поговорки. Какие из них можно использовать в качестве морали к этой басне? Объясните свою точку зрения. (Первые две пословицы подходят к басне в качестве морали. Они выражают ее комический смысл: то, чти герои издают ужасные звуки и постоянно спорят о том, как им сидеть. Третья пословица может быть использована в качестве морили к этой басне. Но она выражает заложенный в ней горький смысл: герои не понимают, что надо учиться. Четвертая пословица не может служить моралью к этой басне, так как речь в ней идет о таких качествах, которые не зависят от человека.)
Работа с иллюстрацией (синтез).
- Рассмотрите иллюстрацию В. Серова к басне «Квартет». Какой момент басни изобразил художник?
- Рассмотрите и опишите каждого героя.
(Звери сели в ряд и прилежно играют, Мартышка -дирижер стоит напротив. Звери старательно пилят смычками по инструментам: Осел с Козлом держат смычки вертикально, а Мишка усиленно «перепиливает» контрабас горизонтально. Поза у Осла торжественная, Козел сосредоточенно смотрит в ноты, а Мишка явно настроен лирически. Мартышка испуганно смотрит на своих музыкантов, приседая, словно от ужаса, от тех звуков, которые слышит. Она крепко держит в маленькой лапке смычок, и создается впечатление, что она нетерпеливо стучит им по раскрытым нотам и негодующе шипит на своих друзей. В целом зрелище создается комичное.)
-Прилетел ли уже Соловей?
-Найдите крошечный треугольничек в правой части картины – изображение соловья, напоминание о том, что музыкальный талант - это удел далеко не всякого.
|
Характеризоватьгероев
Читать выразительно.
Участвовать в работе группы; договариватьсядруг с другом.
Проводить самоанализ.
Читать выборочно.
Работать самостоятельно
Проводить анализ чтения.
Читать выразительно.
Объяснятьсмысл басни.
Отвечать на вопросы.
Сопоставлять тексты разных жанров.
Рассматривать картину, описывать объекты картины.
Сопоставлять текст и картину.
|
П: анализируют объекты с выделением сущ-х признаков;
К: ориентируются на партнера во взаимодействии
П: осмысленно читают худож Т
К: контролируют действия партнера
Р: планируют свое действие в соответ. с задачей
П: осмысленно читают худож Т
П: осуществляют синтез
П: строят речевое высказывание
П: строят рассужд
П: осуществляют синтез
П: строят рассужд
П: анализируют объекты с выделением сущ-х признаков;
П: строят речевое высказывание
| 44.
| Рефлексия
Словес.: ответы на вопросы, самоанализ
| ≈5
| А. Предметная
- Вернемся к вопросам об особенностях басни. Заполним все пропуски (а) художественное; б) иносказание; в) отрицательном; г) морали).
- Как в этой басне выражена главная мысль, мораль?
- А как вы поняли суть морали? (Важно не сидеть по-особому, но и иметь способности и уметь игратъ.)
-Так о чем же эта басня, кого она высмеивает? (Она разоблачает хвастливых, берущихся не за свое дело.)
- А люди бывают такими?
Б. Деятельностная
-Что нового вы узнали?
-Что запомнили?
- Что смогли сделать?
В.Эмоциональная
-Что понравилось на уроке?
-Что понравилось в своей работе на уроке/ в себе?
|
Делать нравственный выбор.
Оценивать свои достижения.
| П: строят речевое высказывание
П: осуществляют синтез
П: строят рассужд
Р: осуществляют итоговый контроль
|
Список литературы
1. Литературное чтение: 3кл.: поурочные по учебнику Н.А.Чураковой/ авт.-сост. Н.В. Лободина.-Волгоград: Учитель, 2012.- 359с.
2. Литературное чтение: 3кл.: Учебник: В 2 ч./ Н.А.Чуракова.-М.: Академкнига/ Учебник, 2011.-Ч.2.
3. «Перспектива». Сборник рабочих программ. Система учебников «Перспектива». 1-4кл. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Авт. Петерсон Л.Г. и др.-М.: Просвещение, 2011.
4. Примерные программы по учебным предметам. Базисный план внеурочной деятельности: 1-4 кл.: В 2 ч./ Сост. Р.Г. Чуракова.-М.: Академкнига/Учебник, 2011.-Ч. 1: 240с. (Проект «Перспективная начальная школа»).
5. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2011.
6. Русский язык. 2класс: система уроков по учебнику Н.А.Чураковой/ авт.-сост. Н.В. Лободина.-Волгоград: Учитель, 2013.-426с. С.207-210.
7. Чуракова Н.А. Русский язык: 2 кл.: Учебник: В 3 ч.- М.: Академкнига/ Учебник, 2010.-Ч.2,3.
|