Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 3. Сватовство





Когда все вопросы были решены, семья жениха отправляла сватов в дом девушки. Свата (svuattu) выбирали или из родственников, или из самых хороших знакомых, который мог хорошо рассказать о женихе, о его положительных качествах и материальном положении. Родители невесты интересовались: сколько у родителей жениха земли, сколько скота, какая постройка, сколько братьев и сестер. Карельская поговорка гласила, что лучше иметь девять братьев, чем одну незамужнюю сестру. Сваты (svuatat) обязаны были договориться относительно приданого. Кроме одежды и денег, в приданое давали корову, а иногда и овечку. Как правило, свататься ходили жених и сват, а иногда и отец жениха, его дядьки. Чем богаче была семья жениха, тем больше собиралось сватов вокруг него.

Среди сватов был особый человек-заклинатель (tiedoiniekku), которого считали главным. По народному поверью свадьба-это такое время, когда ангел-хранитель оставляет парня и девушку, и на них легко навести порчу. Так случается потому, что молодые находятся как будто посередине жизни: их уже не считали детьми, но во взрослую жизнь они еще не вступили. Защищать и охранять молодых и приглашали знающего человека.

Была среди сватов и женщина. Ее называли «suajannaizekse» Выбирали такую женщину, которая была шустрая на язык.

Лидия Матвеевна Павлова, сестра отца, рассказывает, что когда к дому невесты подъезжали сваты, они сообщали о своем приезде выстрелами из ружья и звоном колокольчиков. Гости проходили в дом, главный среди них говорил, зачем они пришли:

- Enne kävuimmö muite, nugöi t ulimmo suurikse gostikse.

- Раньше приходили так, а теперь пришли большими гостями.

Сватов встречали, усаживали за стол. Главный сват и сваха разговаривали с родителями девушки и хвалили жениха. Через некоторое время в комнату приглашали девушку, которая все это время была в горнице или в доме у соседей. Женщина, которая вела ее, говорила:

- Täs teile ruskei, kui reboi, valgei,kui jänöi, mustu, kui suzi, magei, kui mezi. Voinetto ambuo - teijän, etto voinne – meijän.

- Вот вам рыжая, как лиса; белая, как заяц; черная, как волк, сладкая, как мед. Сможете выстрелить - ваша, не сможете – наша!

- Сможем! – отвечали сваты.

Затем семья девушки собиралась «на думу». «На думу» приглашали дядек и теток, замужних сестер и собирающихся жениться братьев, крестную и крестного. Как раньше семья жениха говорила о девушке и ее роде, так и сейчас родственники девушки расспрашивали о семье жениха.

Разговаривали долго. Хорошо, если девушка и ее родня сошлись мнениями. Иногда девушке приходилось выходить замуж за того, кто ей не нравился. Когда девушка влюблялась в парня, а ее родители и родня были против, девушку вели «за край платка» (без свадебных церемоний, часто без воли родителей). Жених расстилал перед девушкой платок со словами:

- Gu piet omannu vastinehennu, ota!

- Если принимаешь за своего, возьми!

Вот как об этом говорится в небольшой пьесе Р. Куджиевой «Kodzat tullah». В постановке по этому произведению на сцене Ведлозерского Дома культуры я принимала участие.

«Annöi: Muamo, a kuibo sinä miehel menit?

Muamo: Minä en kodvua duumainnuh. Minä menin miehel paikan n ц kkazes.

Annöi: Kuibo muga?

Muamo: Ga muga. Miikul kolme ildua pläsitti, nelländel paikan kaglaspäi keritti da rahvahan ies ojendi.

Annöi: Daj sinä otit?

Muamo: О tin gu oli briha mieldymuöte!

Анна: Мама, как ты выходила замуж?

Мама: Я долго не думала. Я вышла замуж «на кончике платка».

Анна: А как это?

Мама: Да так. Три вечера с Микулом плясали, а на четвертый он развязал платок с шеи и расстелил передо мной при всем народе.

Анна: И ты взяла?

Мама: Взяла, ведь парень был мне по душе.

Насильно карельских девушек выдавали замуж очень редко.

После «думы» отец девушки (когда отца не было, старший брат или дядя) приходил в дом, где его ждали сваты, и зажигал свечу перед иконами. Если гостей ожидал отказ, девушка тушила свечу, кланялась отцу в ноги:

-Tiezit suöttiä tässäh, suötä iellehgi.

- Кормил до сей поры, корми и дальше!

Затем она благодарила сватов за то, что они пришли к ней.

Когда девушке хотелось выйти замуж, она с такими словами обращалась к отцу:

- Tiezit suöttiä,tiijä anduagi.

- Знал кормить, знай и выдать.

Если ответ был положительный, отец девушки и старший брат делали своеобразную «крепость». Жених и девушка оставляли друг другу zadanku (залог). С тех пор девушка становилась «andilahannu» (девушкой на выданье, невестой).

Традиционным обрядовым блюдом во время сватовства были «свательные» пироги – keitinpiiruat. Жарили такие пироги, когда в дом приходили сваты. Первый сканец должна была раскатать невеста. Ей всячески мешали. Сваты и жених подбрасывали в тесто щепочки, чтобы испортить его. Считалось, что тогда сватовство будет удачным. «Свательными» пирогами угощали зятя, когда он приезжал в гости к теще, отсюда их другое название – «пироги для зятя».

 

 

Date: 2016-02-19; view: 410; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию