Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Finis coronat opus





Экскурс в историю взаимоотношений христианства и политической формы должен был объяснить, что либеральная демократия (современная демократия) есть ни что иное как результат длительного (впрочем, все познается в сравнении) генезиса этих двух феноменов. Иными словами, современная демократия есть продукт исключительно христианский (по крайней мере, именно этот тезис отстаивал А.М. Салмин), а ключевой момент в истории либеральной демократии – принятие Римом христианства в качестве государственной религии.

Природа и форма современных обществ и государств Запада «представляют собой результат длительного, продолжающегося во многих отношениях и по сей день, напряженного взаимодействия и борьбы между Церковью, государством и обществом, итог сложного и внутренне противоречивого синтеза этих начал или по крайне мере их динамического равновесия»[33], - писал российский политолог, развивая предположения К. Ясперса. «Именно то обстоятельство что на Западе не возникло господство одной силы, а государство и церковь на­ходились в постоянном соперничестве, выдвигали тотальные притяза­ния, которые смягчались лишь вследствие неизбежности компромисса, быть может, и дало Западу, благодаря постоянному духовному и поли­тическому напряжению, его духовную энергию, его свободу, его склон­ность к неустанным поискам, способность к открытиям, глубину его опыта, столь отличную от состояния единения и сравнительного отсут­ствия напряжения во всех восточных империях от Византии до Китая»[34].

Таким образом, христианство (а точнее его западная ветвь – католицизм) оказало существенное влияние на процесс формирования современной политической системы и в материальной, и в идейной сферах. Оно способствовало развитию современного государства как политической формы и либеральной демократии как идеологической системы. Потому либерально-демократические воззрения и близки западно-христианским устоям.

Между католицизмом и современным политическим устройством Запада наличествует такая же связь как между родными матерью и сыном, их геном близок, черты лица ребенка повторяют очертания родителя, но и патология у них одинаковая… Равно как христианство отрицало само себя, становясь собственным могильщиком, так и современный западный либерально-демократический мир самостоятельно опровергает и деструктурирует себя. «Имперское строительство требует предельно напряженной мотивации, которую может дать лишь возведение посюсторонней политической активности к ценностям, не подлежащим критической деконструкции и не становящимся элементом рационального расчета выгод и издержек. Между тем последовательная девальвация ценностей такого рода превратилась в едва ли не генеральную установку западной мысли последних десятилетий, a priori подозревающей любую веру в тоталитарных поползновениях. Более того, эта установка, судя по всему, господствует и в массовом сознании Запада. <…> Что может секуляризованный и именно потому лишенный уверенности в собственном праве и правоте Запад противопоставить шахидам-смертникам, их вере и страсти? Фундамент, на котором возводится империя Запада, шаток»[35].

Западному миру «необходима готовность отстаивать собственные ценности именно как собственные, но не сомневаясь при этом в их универсальной значимости»[36]. Как отмечал Р. Левенталь, отказ от идентификации с западной культурой «общее сомнение в значимости ценностей Запада может привести к падению западных демократий, основанных на капиталистической собственности. Это произошло бы в случае обострения и распространения кризиса западной культуры, вызванного аномией…Результатом, судя по всему, стало бы установление тирании, опирающейся не на какую-то легитимирующую идеологию, а на один лишь страх перед анархией»[37].


Литература


1) Löwenthal R. Gesellsschaftliche Transformation und demokratische Legitimität: Zu Jürgen Habermas Analyse der Krisentendenzen im «Spätkapitalismus»// Löwenthal R. Gesellschaftswandel und Kultukrise.-Frankfurt a. Main: Fisher Taschenbuch Verlag, 1980. (Цитата по: Салмин А.М. Религия, плюрализм и генезис политической культуры Запада// Салмин А.М. Избранные статьи.-М.: ФОРУМ, 2010.)

2) Берман Г. Дж. Западная традиция права: эпоха формирования. - М.: Изд-во МГУ: Изд. группа Инфра-М – Норма, 1998.

3) Ильин М.В. Слова и смыслы: Полития. Республика. Конституция. Отечество//Полис.-1994.-№4, №5.

4) Каспэ С.И. Центры и иерархии: пространственные метафоры власти и западная политическая форма. Автореф. дис. на соиск. учен. степ. докт. полит. наук. - М.: Б.и., 2009. – [Электронный ресурс]. – http://www.mgimo.ru/files/70733/avtoref_kaspe.doc Дата обращения: 23.04.13

5) Каспэ С.И. Центры и иерархии: пространственные метафоры власти и западная политическая форма. — М.: Московская школа политических исследований, 2007.

6) Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. - Сретенск: МЦИФИ, 2000.

7) Манан П. Общедоступный курс политической философии. - М.: Московская школа политических исследований, 2003. – [Электронный ресурс]. – http://msps.su/files/2010/12/Wer-MANAN_NV.pdf Дата обращения: 03.05.15

8) Мусихин Г.И. Власть и господство: история понятий//Концептуализация политики. - М.: Б.и., 2001. С.238-255.

9) Пшеворский А. Демократия и рынок. Политические и демократические реформы в Восточной Европе и Латинской Америке. Пер. с англ./Под. ред. проф. Баженова.– М.: РОССПЭН, 2000.

10) Салмин А.М. Современная демократия: очерки становления и развития. – М.: ФОРУМ, 2009.

11) Салмин А.М. Церковь, государство и политика в католическом мире// Салмин А.М. Избранные статьи. – М.: ФОРУМ, 2010.

12) Ситников А.В. Православие и демократия к вопросу о влиянии религиозного фактора на политическое сознание и политическую культуру России//Полития.-2004.-№4. С.77-95. – [Электронный ресурс]. –http://ecsocman.hse.ru/text/36906226/ Дата обращения: 03.05.13

13) Фома Аквинский О правлении государей. – [Электронный ресурс]. – http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Italy/XIII/1260-1280/Thomas_Aquin_de_Regimine/pred.phtml?id=6057 Дата обращения: 23.04.13

14) Чаадаев П.Я. Философические письма.-[Электронный ресурс].- http://www.vehi.net/chaadaev/filpisma.html Дата обращения:.07.03.11

15) Ямпольский М.Б. Физиология символического. Кн. 1. Возвращение Левиафана — М.: Новое литературное обозрение, 2004.

16) Ясперс К. Истоки истории и её цель. Вып.1. – М.: ИНИОН, 1978.

Date: 2016-02-19; view: 267; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию