Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Этапы психотерапии





Диагностический этап. На этом этапе устанавливается диагноз патологической склонности к азартным играм, определяется стадиями игровой зависимости, и выясняются индивидуальные особенности фаз игрового цикла. В этот же период уточняются особенности личности пациента и создаются основы для дальнейшего «психотерапевтического сотрудничества». В случае наличия выраженной депрессии или каких-либо других сопутствующих расстройств решается вопрос о целесообразности назначения лекарственных средств.
Психообразовательный этап. Цель данного этапа состоит в том, чтобы добиться сознания пациентом невозможности вернуть свое первоначальное отношение к игре. Пациент постепенно понимает то, что он никогда не сможете солгать так называемым «социальным» игроком, использующим азартные игры лишь для развлечения и отдыха, и что необходимо избавиться от иллюзии каким-либо «чудодейственным» способом вернуться на первоначальный уровень отношение к игре.
Более того, пациент должен понять, что поиск путей к восстановлению способности «играть, как все» является самообманом. Наиважнейшим для такого понимания является признание своего пристрастия к игре как болезни, а не дурной привычки, которую можно заменить чем-то аналогичным, но безвредным. В связи с этим единственным выходом становится полный отказ от игры навсегда. При соблюдении всех этих условий возникает новое понимание существующей проблемы.
Цели данного этапа достигаются специальными психотерапевтическими упражнениями с использованием активного воображения пациента.
На индивидуальных занятиях игрок получает информацию о заболевании, причинах его возникновения, характерных симптомах, стадиях развития и фазах игрового цикла, способах наиболее эффективного лечения, ситуациях, провоцирующих ухудшение, способах нормализации отношений с социальным окружением. Обсуждаются соответствия индивидуального случая общим признакам игровой зависимости.

Психотерапевтические задания состоят в том, что бы пациент попытался представить свою будущую жизнь, «в которой никогда не будет азартной игры», и сконцентрировался на внутренних ощущениях, сопровождающих это представление. Если пациенту бывает трудно представить и, соответственно, эмоционально пережить полный отказ от игры, то ему предлагается вспомнить конкретные жизненные ситуации, когда надо было принимать решение играть или не играть (во всех реальных случаях конфликт этих мотивов разрешался в пользу первого). После того, как перед больным возникает дилемма либо играть до полного социального падения, либо не играть вообще, а так называемое компромиссное «играть как все» осознается, как невозможное, его желание играть обычно резко усиливается. Одновременно в результате такого прямого столкновения желания отказаться от игры с одновременно существующим (и даже усиливающимся) желанием играть увеличивается его критическое отношение к сложности существующей проблемы и осознание преобладания желания играть над другими мотивами.
Помимо решения основной задачи, такие упражнения подготавливают пациента к пониманию того, что отказ от игры влечет за собой период эмоционального напряжения, который ему придется пережить.
Этап создания стратегий контроля над импульсом к игре. Данный этап терапии начинается с анализа индивидуальных особенностей стадий игровой зависимости и фаз игрового цикла. На данном этапе важнейшим является понимание пациентом того, что:
— во-первых, с момента игрового срыва он не в состоянии проконтролировать свое поведение;
— во-вторых, отсутствие осознаваемого желания играть не связано напрямую с возможностью контроля над игровым импульсом.
Для пациента это означает, что если, как он считает, желания играть нет, это не является доказательством того, что в ближайшее время у него не может произойти очередной эпизод азартной игры. В связи с этим работа направлена на осознание им того обстоятельства, что, независимо от осознаваемого им отсутствия или наличия желания играть, он постоянно находится в «предигровой лихорадке» и не может контролировать внутренние и внешние обстоятельства, которые способствуют срыву.
В результате пациент обучается осознавать и различать следующие компоненты своего влечения: а) постоянное желание играть; б) резкое ситуационное усиление игрового импульса под воздействием внешних обстоятельств.
На этом этапе контроль над игровым поведением осуществляется:
— за счет сознательного отказа пациента от решения играть;
— предотвращения вытеснения этого решения из сознания в соответствующих фазах игрового цикла.
Это достигается, во-первых, благодаря обучению пациента навыкам определения момента принятия решения играть и, во-вторых, благодаря изменению иррациональных схем у

мозаключений и понятий, связанных с игрой.
Вначале пациент учится фиксировать явные признаки надвигающегося срыва (усиление фантазий об игре, нарастание эмоционального напряжения, появление уверенности в выздоровлении). В дальнейшем же — обучается фиксировать собственные «ошибки мышления» и исправлять их с помощью навыков, полученных в ходе терапии.
Регуляция состояний транса. Большинство игроков в ходе работы с ними признавали, что в тот момент, когда принимается решение играть, они словно становятся другими людьми — не могут думать о чем-либо, кроме игры, их отношение к игре из отрицательного (что бывает после проигрыша) или индифферентного становится резко положительным. Они вновь верят в то, что на этот раз точно выиграют, что этот день не похож на другие («фартовый» день), поэтому им повезет. По пути в игровое заведение они не замечают ни чего, словно находятся в каком-то дурмане.
Ошибочные схемы мышления игроков, касающиеся игры и игровых аппаратов (как, например, вера в счастливый для игры день), тесно связаны с определенным эмоциональным состоянием. Это состояние по своим характеристикам очень близко к состоянию транса и наступает после принятия решения играть. Получается, что игрок непроизвольно обучается сам индуцировать состояние транса (перед срывом), для этого нужно лишь принять решения играть. При этом, чем дольше игровой стаж, тем более легко больной может ввести себя в состояние игрового транса, тем самым, уходя от имеющейся действительности, от критического отношения к происходящему.
Все большее некритичное отношение пациентов к своему поведению обусловлено нарушением во взаимодействии между жизненными событиями и индивидуальными оценками и поступками. Вместо рационального ответа на ту или иную жизненную ситуацию у игрока сначала возникает желание играть, поддерживая значение прежних «ошибок мышления», которые еще более усиливают эмоциональное возбуждение и желание играть, вызывающее «игровой транс». На фоне этого трансового состояния «ошибки мышления» уже не связаны с решением «играть или не играть», а обеспечивают непрерывность игры до момента полного истощения финансовых или физических ресурсов.
Анализ ситуации, который пытается осуществить игрок после игры, происходит, как правило, на фоне подавленного настроения и ошибочных умозаключений, что заканчивается самоосуждением, самокритикой, обещанием «не играть». Это приводит к эмоциональной разрядке и прощению себя только относительно данного игрового эпизода.
Естественно, что регуляция возникновения, а точнее — «не возникновения» трансового состояния является важнейшим элементом психотерапии игроков.
Работа над «ошибками мышления». Наиболее часто у игроков встречаются два типа иррациональных установок — стратегические и тактические. Первый тип «ошибок мышления» обуславливает общее неосознаваемое положительное отношение к своей зависимости. Тактические «ошибки мышления» запускают и поддерживают механизмы возникновения «игрового транса». К стратегическим типам «ошибок мышления» относятся следующие внутренние убеждения:
— «деньги и работа решают все, в том числе и проблемы эмоций и отношений с людьми»;
— неуверенность в настоящем и ожидание успеха вследствие выигрыша, представление о возможности уничтожить жизненные неудачи успешной игрой;
— замещение фантазий о контроле над собственной судьбой фантазиями о выигрыше.
К тактическим «ошибкам мышления» относятся:
— вера в «выигрышный — фартовый — день»;
— установка на то, что «обязательно должен наступить переломный момент в игре»;
— представление о том, «возможно вернуть долги только с помощью игры, то есть отыграть»;
— эмоциональная связь только с последним игровым эпизодом при даче самому себе слова «никогда не играть»;
— убеждение, что «смогу играть только на часть денег»;
— восприятие денег во время игры как фишек или цифр на дисплее.
Этап планирования. На разных этапах выздоровления требуются различные психотерапевтические воздействия на пациентов в соответствии с их меняющимся личностным и социальным качествами. Директивные методы начальных этапов терапии, направленные, главным образом, на самоконтроль и упорядочивание социальной жизни, должны сменяться методами, позволяющими создавать условия для сознательного стремления (мотивации) к здоровому образу жизни, освобождению от прежних «ошибок мышления», изменению всего стиля жизни. На данном этапе лечения пациенты начинают планировать иерархию своих будущих жизненных задач, в которых на первое место они обычно ставят расчет с долгами, восстановление финансового благополучия, нормализацию рабочих отношений, а задача контроля над игровым поведением имеет меньшее значение. В результате, в качестве главных мотивов поведения начинают выступать прежние потенциальные провокаторы зависимости. П

оэтому особенно важно на этом этапе вновь обсудить причины прежних срывов, однако основное внимание уделяется планированию событий ближайшего будущего.
Несколько обособленно стоит вопрос эмоциональной само регуляции игроков. Пока у пациента существует его увлечение, вопрос о том, как регулировать свое эмоциональное состояние для него не возникает. Но как только игра уходит из жизни, то необходимость найти способ эмоциональной регуляции становится жизненно важным. Азартная игра, представляющая собой квинтэссенцию взаимоотношения человека и денег, становится для игроков естественным путем получения эмоциональной разрядки, адекватной структуре их личности. На это указывают и исследования, касающиеся детского развития патологических игроков, многие из которых выросли в семьях, где способом решения большинства проблем, в том числе и эмоциональных, считались деньги и подарки. В дальнейшем игроки действовали по такой же схеме, пытаясь решить любую проблёму, в том числе, и эмоционального характера, с помощью денег. Поэтому в ходе терапии пациенты обучаются контролировать свое эмоциональное состояние, осваивают навыки саморегуляции. Немаловажная роль отводится поиску новых альтернативных методов взаимодействия с окружающими.


Теории возникновения болезней зависимости
Зайцев В.В., Шайдулина А.Ф. – Как избавиться от пристрастия к азартным играм. Санкт-Петербург. 2003.

Природа данной группы заболеваний до сих пор полностью не изучена, хотя первые публикации, посвященные этой проблеме, появились в конце XIX—начале XX веков.
До 1926 года в литературе можно было найти описание отдельных специфических особенностей и форм болезней зависимостей, таких как алкоголизм, или кокаиновая зависимость. Естественно, что все публикации в той или иной мере затрагивали вопросы развития данных расстройств. В большинстве материалов авторы пытались описать особенности так называемой «зависимой личности», объяснить причины развития того или иного ее вида.
В 1963 году появляется научная статья, в которой делается предположение, что характерной особенностью всех этапов формирования болезней зависимости является импульсивность. В дальнейшем, при объяснении природы болезней зависимости, больше внимания уделяется факту непереносимости такими людьми состояния напряжения. Предлагалось исследовать следующие вопросы: «Почему у других людей, имеющих такое же чувство «голода», не развивается наркотическая зависимость? Почему для того, чтобы справиться с напряжением, одни прибегают к помощи алкоголя или барбитуратов, другие — к еде, а у третьих развивается гиперсексуальность? Существует ли дополнительный фактор, определяющий форму зависимости, и можно ли его распознать?»
Вслед за этим появляется утверждение, что у каждого человека присутствует ядро аддиктивных процессов, которое проявляется в таких мягких формах, как пристрастие к табаку, еде, сладостям или кофе.
В большинстве более поздних исследований основная роль отводится восприимчивости эмоциональной сферы у людей, страдающих зависимостями. Человек не склонен к зависимости, если он находится в согласии с самим собой и своими чувствами и способен адекватно выражать их. Уязвимость системы эмоциональной саморегуляции у зависимых пациентов влияет на их способность управлять своими эмоциями, воздействует на самооценку, отношения с окружающими и способность заботиться о себе. Шактически, зависимость от чего-либо — это попытка решения жизненных проблем людьми, обладающими различными уровнями восприимчивости и способностями к быстрому восстановлению сил. Психологические факторы являются самыми важными предпосылками для развития зависимых расстройств.
Люди, страдающие болезнями зависимостей, словно ведут непрестанную борьбу с чувством стыда и вины, ощущением своей никчемности, с повышенной самокритичностью. Они малоспособны к преобразованию своих чувств и страдают от сильных эмоций. Увлечение предметом своей зависимости (азартными или компьютерными играми) представляет собой отчаянную попытку контролировать чувства, которые иначе кажутся неподвластными.
Нельзя не отметить концепцию подкрепления, как одну из ведущих в формировании зависимого поведения. Под положительным подкреплением (positive reinforcement, reward) п

онимают состояние, которое возникает при предъявлении животному какого-либо стимула (обычно эмоционально приятного, например, пищи голодному животному) и приводит к усилению последующего поведения. Отрицательное подкрепление (negative reinforcement) — состояние, возникающее при поведении, в результате которого организм избавляется от какого-либо стимула (обычно эмоционально неприятного, опасного для жизни). Положительное подкрепление человеком воспринимается как положительная эмоция.
Существует точка зрения, что функции подкрепления или вознаграждения выполняются специализированной системой нейронов мозга — химически специфической системой награды. Все виды удовольствия (от пищи, игры, половой активности и т. д.) ощущаются благодаря тому, что они активируют одну и ту же специализированную систему награды.
В российской психиатрии результаты ряда работ также указывают на единые механизмы возникновения и развития расстройств зависимого поведения. Выдвигается гипотеза о том, что становление черт зависимой личности происходит в процессе социализации, с участием врожденных и приобретенных мозговых нарушений. Процесс же формирования конкретного клинического варианта (наркотического, игрового, пищевого, сексуального, религиозного) во многом стихиен. Предполагается, что зависимая личность создается как каркас, на который нанизываются зависимости - фетиши. Характерными чертами данного типа личности являются крайняя несамостоятельность, неумение отказать,— сказать «нет» (то, что в обиходе называют слабой волей) из-за страха быть отвергнутым другими людьми, ранимость

критикой или неодобрением, нежелание брать на себя ответственность и, как следствие, безоговорочное подчинение значимым людям. Все это характеризует пассивную жизненную позицию, когда человек отказывается первым вступать в контакт с окружающими и самостоятельно принимать решения.
Кроме того, для зависимого типа личности свойственны страх одиночества и желание его избегать. Часто встречается социальная неприспособленность, характеризующаяся узким кругом общения (может быть со многими людьми, но очень поверхностное), неумением высказаться, поделиться своими переживаниями с окружающими, недостатком близких отношений, импульсивностью, неумением планировать свое время, неспособностью добиваться поставленных целей. Для них характерно отсутствие постоянной работы. Они часто отказываются от ранее намеченных целей и как следствие — нередко пребывают в состоянии депрессии.

 

Особенности поведения человека, страдающего болезнью зависимости к азартным играм
Зайцев В.В., Шайдулина А.Ф. – Как избавиться от пристрастия к азартным играм. Санкт-Петербург. 2003.

 

На сегодняшний день не существует единой точки зрения на то, как возникают и развиваются болезни зависимости. Нет четкой закономерности между конкретным набором причинных факторов и симптомами зависимого поведения. Не существует отчетливой связи между специфическими зависимостями и зависимым поведением в целом, за исключением физических аспектов, связанных с действием конкретных наркотиков.
В нескольких работах российских психиатров предлагается в качестве единых диагностических признаков считать следующие:

Общие закономерности болезней зависимости

• эпизоды измененных состояний сознания при контакте с предметом (или деятельностью) — зависимости, которые проявляются в «особых состояниях сознания»;
• непреодолимость зависимости, характеризующейся приступообразностью, импульсивностью вне борьбы мотивов.

Нельзя не отметить еще одну особенность всех зависимых пациентов, а именно — нарушение эмоционального развития, характеризующееся следующими особенностями:

1) трудностью в определении (идентификации) и описании собственных чувств;
2) трудностью в проведении различий между чувствами и телесными ощущениями;
3) снижением способности к символизации, о чем свидетельствует бедность фантазии и других проявлений воображения;
4) фокусированием в большей мере на внешних событиях, чем на внутренних переживаниях.

 

Нет точных данных, в чем же причина данных расстройств эмоциональной сферы.
В работах зарубежных специалистов также предлагаются теории возникновения и развития зависимых состояний.
Леон Вёрмсер предпринял попытку описания основных особенностей зависимой личности, заключающиеся в следующем.
Наркотики, алкоголь, или азартная игра постоянно используются в качестве искусственной защиты; они употребляются для избавления от переполняющих человека эмоций. При этом просматривается некоторая связь между значимым чувством и предпочитаемым видом зависимости. Например, некоторые игроки говорят, что играют только тогда, когда сильно раздражены, что игра действует на них успокаивающе.
У большинства людей, страдающих болезнями зависимости, обнаруживается так называемое «ядро страхов» (фобическое ядро), на котором и основывается последующая патология — обычно с сопутствующими страхами (и желаниями), встроенными в различные структуры, ограничения, обязательства, сопровождающими физическую и эмоциональную близость и любовные связи. Смысл их жизни и стремлений, все то, чего они жаждут больше всего на свете и от чего зависят, также сосредоточивается в одном объекте или одной ситуации. В случае с азартными игроками таким объектом становятся рулетка или игровой аппарат, а в качестве ситуации выступает игра.
Там, где есть страхи, всегда существуют защитные фантазии — выдуманные защитные фигуры или системы, особенным образом уравновешивающие существующие страхи. Такой поиск защиты от объекта страха и тревожной ситуации почти неизбежно приводит к зависимости, как только

находится подходящий фактор — азартная игра, любовный партнер, фетиш, наркотик, система ритуальных действий или психоаналитик. В наиболее типичной ситуации зависимость порождает защитную фантазию, которая лучше всего ограждает от страха и тревоги. «Защитники», которые у больного вызывают зависимость, значительно переоцениваются и воспринимаются возведенными в крайнюю степень: всемогущий, вседающий, всепрощающий, или, наоборот, все разрушающий, все осуждающий, все отбирающий. Так, у большинства игроков. Существуют один или два любимых игровых аппарата, которые, по их мнению, лучше других — более «честные». Зачастую они так и говорят: «за моим аппаратом мне спокойнее», «мой аппарат меня никогда не подводил», «я знаю, что если в него вложу 10 тысяч, то он начнет отдавать». При этом никогда не берутся в расчет случаи, когда все происходило иначе.
Разрываясь между страхом осуждения окружающими и неконтролируемыми потребностями, зависимая личность приобретает выраженную эмоциональную нестабильность и ненадежность. Именно ненадежность людей, страдающих зависимостями, так поражает окружающих и приводит в отчаяние самих пациентов.

Этапы развития зависимого поведения заключаются в следующем:

1) появляется «точка кристаллизации» в связи с переживанием интенсивной положительной эмоции (или устранением отрицательной) при определенном действии. Возникает понимание, что существует вещество или способ, вид активности, с помощью которого можно сравнительно легко изменить свое психическое состояние. В случае с игроками такой интенсивной положительной эмоцией нередко становится первый крупный выигрыш. Многие даже спустя годы помнят то состояние, которое возникло, когда им удалось «получить денег просто так»;
2) устанавливается зависимый ритм, который выражается в определенной последовательности обращений к средствам зависимости. Для многих игроков существует определенный режим походов в иг

ровые заведения. Для кого-то это может быть один раз в неделю, для кого-то обязательным может быть ежевечернее посещение игрового зала;
3) формируется зависимость как составляющая часть личности. В этот период к предмету зависимости прибегают лишь в связи с жизненными затруднениями. Существует внутренняя борьба между естественным и зависимым стилями жизни. Постепенно зависимый стиль вытесняет естественный, и становится частью личности, методом выбора при встрече с реальными требованиями жизни; в этом периоде в ситуациях повышенного контроля особой ответственности возможен контроль над своим пристрастием. Это проявляется в более частом посещении игровых салонов. Однако если в семье начинают возникать конфликты по поводу чрезмерного увлечения супругом азартными играми, это может на определенный срок прекратить посещения им игровых заведений;
4) период полного доминирования зависимого поведения, которое полностью определяет стиль жизни, отношения с окружающими; человек погружается в зависимость, отчуждается от общества. У игроков на этом этапе игра становится стилем жизни, главной ее целью. На этом этапе у многих игроков разрушены семьи, потеряна работа.


Значение игр в жизни человека и их культурная ценность.
Зайцев В.В., Шайдулина А.Ф. – Как избавиться от пристрастия к азартным играм. Санкт-Петербург. 2003.

 


Многие писатели и поэты сравнивали нашу жизнь с игрой, где каждый играющий имеет свою роль. Способности играть и давать волю своему воображению, ни мало не заботясь о сиюминутном результате, проявляющиеся в детских забавах и развлечениях взрослых, составляют саму суть человечества. Биологи и этологи доказали, что игра тесно связана со стремлением индивидуума познать неизвестное и удовлетворить свое любопытство, она побуждает человека и всех высших животных осваивать окружающий мир. Значение, придаваемое непринужденной игре в той или иной культуре, дает нам возможность судить об ее основных чертах.
Игра является феноменом, присущим всей живой природе, а не только человеку. Как показывают исследования, все высшие животные используют игру как способ общения, время провождения и обучения. У человека игра достигла точки своего наибольшего развития. Человек играет практически всю свою жизнь.
Необходимо выделить один весьма важный пункт: даже в простейших формах игра выходит за рамки только биологической или физической деятельности. Игра — это содержательная функция со многими гранями смысла. Но в любом научном подходе безоговорочно и принимается мнение, что игра выполняет необходимую полезную функцию. В детстве игра служит способом обучения общению, выработке тех или иных практических навыков и т. д. У взрослого человека многие виды деятельности тоже связаны с игровым компонентом. Кроме того, с помощью игры люди общаются, отд

ыхают, структурируют свое свободное время.
Игра не только восполняет потребность в отдыхе и разрядке, но является и тренировкой перед серьезным делом, может быть упражнением для выработки самообладания. Игра удовлетворяет потребность что-либо уметь или совершать, в стремлении к главенству и лидерству. Игра может быть невинной компенсацией вредных побуждений, необходимым восполнением монотонной односторонней деятельности. Игра может стать удовлетворением неких, невыполнимых в реальной обстановке, желаний и тем самым способствовать поддержанию чувства стабильности личности.
Многие исследователи ищут ответ на вопросы: «В чем именно соль игры? Почему игрок, увлекаясь, забывает все на свете? Почему публичное состязание повергает в неистовство многотысячную толпу?»
Интенсивность игры пока нельзя объяснить никаким биологическим анализом. И все же, как раз в интенсивности, в способности приводить в исступление кроется сущность игры, ее исконное качество. Природа не зря дала нам игру с ее напряжением, с ее радостью, шуткой и забавой.
Существуют различные признаки подлинной игры. Всякая игра, прежде всего, представляет собой свободную деятельность. Игра по приказу или принуждению уже больше не игра. В крайнем случае, она может быть некой навязанной имитацией, воспроизведением игры. Ребенок и животное играют потому, что испытывают удовольствие, в этом заключается их свобода. Для взрослого человека игра есть некоторое излишество. Игра — зто не задание, она протекает в свободной форме и в свободное время. По мере того, как игра становится функцией культуры, понятия долженствования, задания, обязанности привязываются и к ней. Игра не есть обыденная жизнь, как таковая. Она скорее выход из рамок этой жизни во временную сферу деятельности, имеющей собственную направленность. Даже малое дитя знает, что играет как будто «взаправду», что все это «понарошку».


Игра обособляется от обыденной жизни местом действия и продолжительностью. Она разыгрывается в определенных рамках пространства и времени. Любая игра протекает внутри своего игрового пространства, которое заранее обозначается, будь оно материально или идеально, преднамеренно или спонтанно. Арена цирка, игральный стол, сцена — все это по форме и функции игровые пространства, на которых имеют силу особые — собственные — правила. Внутри игрового пространства царит собственный безусловный порядок. Положительное свойство игры в том, что она творит порядок, и сама она — есть порядок. Ее течение и смысл заключен в ней самой. Будучи однажды сыгранной, она остается в памяти как некое духовное творение или ценность, передается далее, как традиция и может быть повторена в любое время, будь то немедленно, либо после длительного перерыва. Эта повторяемость есть одно из существенных свойств игры.
Среди квалификаций, присущих игре, уместно назвать напряжение. Этот элемент занимает особое и важное место. Напряжение означает неустойчивость, некий шанс или возможность. В нем есть стремление к разрядке, расслаблению. Чтобы нечто удалось, требуются усилия. В азартной игре и в спортивном состязании напряжение достигает крайней точки.
Игровая ассоциация обладает общей склонностью самосохраняться, консервироваться даже когда игра уже закончилась. Исключительность и обособленность игры проявляется характерным образом в таинственности, которой она любит себя окружать. Внутри сферы игры законы и обычаи мира повседневности силы не имеют. Мы существуем и делаем по-другому. Суммируя мнения, мы можем теперь назвать игру свободной формой деятельности. Эта деятельность осознается, как выполняемое вне повседневной жизни занятие, и хотя происходит «понарошку», может целиком овладеть играющим. Эта деятельность свободна от материального интереса, не ищет пользы. Она совершается: внутри намеренно ограниченного пространства и времени, протекает упорядо

ченно, по определенным правилам и вызывает к жизни общественные группировки, предпочитающие окружать себя тайной, либо подчеркивающие свое отличие от прочего мира всевозможной маскировкой.
Функция игры выводится из двух аспектов — игра есть борьба за что-нибудь или представление чего-нибудь. Обе эти функции без труда объединяются таким образом, что игра представляет борьбу за что-то, либо является состязанием в том, кто лучше других ее представит.
Последнее время получили распространение игры, не несущие в себе признаков настоящей, подлинной игры. о индустриальных странах, например, игра, принимающая форму спортивных состязаний, азартных игр, развлекательных представлений или лотерей, часто становится средством извлечения прибыли, в результате чего образуется разрыв между профессионалам, получающими вознаграждение за участие в игре, и пассивными зрителями, отсчитывающими купюры за полученное удовольствие.
Все эти игры потеряли главную присущую им ценность — бескорыстие, свободу, установление взаимоотношений и снятие эмоционального напряжения. Коммерциализация спорта приводит к тому, что

мы уже имеем дело с феноменом, который называется игрой, но не является ей в полном смысле этого слова. Особенно это касается азартных игр, которые в условиях технологического процесса приобрели свою наиболее злокачественную форму.
В процессе этих игр теряется дух общения, творчества, обмена эмоциями. Наоборот, они приводят к замкнутости, порождают агрессивные и негативные эмоции. Человек в процессе азартной игры самоизолируется, и постепенно изменяется не только его отношение к игре, но и мировоззрение. Рушатся моральные принципы, происходит само отторжение играющего человека от общества. Единственным компаньоном в жизни становится стол для рулетки, игральный автомат и безликие, но почему-то ставшие родными, люди, обслуживающие игорные заведения. Меняется и сам азарт, сопровождающий игру.


О игромании
Курпатов А. – С неврозом по жизни. Москва. 2002


Все мы отчасти люди азартные, только у каждого азарт проявляется по-своему. Один азартно засеивает свои шесть соток, другой азартно смотрит футбол, третий азартно читает книги, а некоторые азартно играют в азартные игры. Иногда последнее становится настоящей проблемой, Будь то подросток, не отходящий от игровых автоматов и «просаживающий» все карманные деньги и не карманные тоже, или взрослый дяденька, пропадающий в казино и оставляющий там суммы, которые любому нормальному человеку носить с собой страшно - все это одна и та же беда, имя которой «игромания».

А счастье было так близко...

 

Дьявол, как известно, играет на человеческих пороках. И один из самых наших залежалых пороков –это жажда удачи, надежда на счастье. На самом деле, желать тут нечего и надеяться тоже, не нужно, только зря потом расстроитесь. Мне как психотерапевту приходилось лечить и игроманов, и владельцев казино и прочих подобных заведений. Так вот, странно, но первые утверждают, что выиграть в казино (т. е. у вторых) можно значительно больше, чем об этом говорят вторые. При этом первые приходили ко мне, что называется, без штанов, вторые в очень недешевых штанах (и лечились последние, конечно, не от игромании). Игрок, в среднем, оставляет в соответствующих учреждениях от 80 до 92 % приносимых денег, хотя отправляется туда ровно за обратным - унести оттуда от 80 до 92 % сверх вложенных средств. Что ж, судя только по этому факту, психологическое состояние игроманов является болезненным...
Но как же так получается, что одни люди попадают в зависимость от игры, а другие нет? Тут действует несколько механизмов. Во-первых, отношение к деньгам. Они, конечно, всем нужны, но в остальном отношение к ним у всех разное. Если человеку деньги доставались легко, он и будет к ним относиться с «легкостью». Просадить тысячу, другую в казино - для него не проблема. Проблемы начинаются позже. Во-вторых, прежний опыт. По Пушкину, «опыт - сын ошибок трудных», но есть в нашем подсознании и другой опыт - воспоминание о счастливых моментах, о том, как нам когда-то повезло или как могло повезти. Вот этот опыт и порождает настоящую драму: подсознание хранит это переживание и настойчиво требует повторения вызвавшей его приятной ситуации. Тут уж, сколько шишек ни получишь, сколько разочарований ни переживешь, сколь ни говори себе: «Все, ничего не получится! Пора заканчивать!», внутренний голос будет толкать тебя вновь и вновь на старые, хорошо испытанные грабли.
Постарайтесь ответить на такой вопрос. Когда, по вашему представлению, вы будете более мотивированы на работу (на какую-то деятельность): в том случае, если вам будут оплачивать ее регулярно и в установленном объеме, или же в том случае, если вознаграждение будет нерегулярным и различным по количеству? Наверное, вы думаете, что если вам регулярно платить оговоренную изначально сумму, то работник из вас будет хоть куда. Однако данные научных исследований свидетельствуют об обратном: такой труд вам быстро наскучит, и вы начнете халтурить. Если же ситуация складывается таким образом, что вы не знаете - заплатят вам или нет, а также сколько вам заплатят, если заплатят, то вероятность того, что вы будете неустанно и качественно трудиться на этом поприще, значительно выше. Почему так? Ну, бог его знает, конечно, но, наверное, есть в последнем случае место надежде: «А вдруг заплатят?.. А вдруг хорошо заплатят?..». Когда же известно, что заплатят, известно и то, сколько заплатят, то надежда просто не нужна, а потому и мотивация на труд - слабенькая.
Жертвами такого «нерегулярного подкрепления» и оказываются игроманы - вот уж действительно нерегулярно и в объемах от рубля до миллиона. Психологическая ловушка - сознание вроде бы сохранено, но сознательностью и не пахнет.

В семье не без больного

 

Игроманами не рождаются, игроманами становятся. Появляется в семье человек, который пропадает вечерами, спускает несметное количество денег, слоняется по квартире, как в воду опущенный, что-то отчаянно себе соображает, а всем известно только одно: ходит он в казино или в метро к игральным автоматам. Попытки как-то его вразумить, наставить, что называется, на путь истинный, эффекта не дают. «Да, да», - говорит он, а потом глядь, и вечером его нету, и «снова за старое», и долгов, как после капитального ремонта. Начинаются скандалы, слезы, взаимные обвинения, обиды, но все без толку.
Однако сетовать на этих «профессиональных игроков» - и бесперспективно, и бессмысленно. Важно понять одну парадоксальную на первый взгляд вещь: несмотря на всю внешнюю «сохранность» рассматриваемого персонажа, несмотря на всю его вменяемость, сознательность и т.п, он болен. У него, можно сказать, «психическая инфекция».
Откройте любую современную классификацию психических расстройств, и вы найдете там такую болезнь - «игроманию» или, иначе, «патологическую склонность к азартным играм». А потому такой «пострадавший» нуждается не во внушениях и назиданиях, а в лечении, в помощи врача-психотерапевта.
Психологи давно пришли к выводу, что каждый из нас относится к одному из двух психологических типов: мы или интроверты, или экстраверты. Что скрывается за этими мудреными названиями? Экстерналы - люди, которые всегда полагаются на случай, на судьбу, на удачу, на авось, которые рассчитывают не на себя, а на «стечение обстоятельств», т.е. ждут, а не делают. Вторые - интерналы - напротив, рассчитывают на себя, они всегда думают, о том, что от них зависит, что они могут сделать, чтобы повернуть дело к лучшему. И они делают, а не ждут, пока удача сама свалится им на голову.
Специальные исследования показали, что интерналам, как ни странно, «везет» больше, чем экстерналам. Они меньше страдают от психологических проблем, они более успешны по жизни, они оптимистичны и трудоспособны. В отличие от интерналов, экстерналы, наоборот, сталкиваются с большим количеством психологических трудностей, неудачи - это их «конек», они постоянно впадают в пессимистическое настроение и чаще других кончают жизнь самоубийством.
Игроман - классический случай экстернала. Его попытки «разработать систему выигрыша» - отнюдь не работа интернала, это только ее жалкое подобие. Он «разговаривает» с картами, думает, что игральному автомату известно чувство «справедливости»: а потому раз он «съел» уже столько денег, то должен и поделиться. В сущности, игроман ведет себя, как ребенок, он словно бы забыл, что давно живет в мире взрослых. Со своей экстернальностыо можно справиться, но нужно знать как. Психотерапия учит не тому, как выигрывать в казино, а тому, как выигрывать в жизни. Разница, может быть, и незначительная с первого взгляда, но зато существенная, и более чем.

Компьютерное безумие

 

Компьютеры - это, конечно, хорошо. «Новые возможности», «необходимое знание», «в ногу со временем»... Однако нельзя забывать об одной существенной детали: компьютеры и все, что с ними связано, - это бизнес. Не случайно Билл Гейтс - этот бог современного компьютерного мира стал самым богатым человеком в мире. А бизнес, как известно, преследует одну цель - заработать, а на чем и за счет чего, его интересует в самую последнюю очередь. К сожалению, в этой «очереди» оказались наши дети, и кое-кто наживается на их здоровье.
Что такое компьютеры, уже всем хорошо известно, а вот что такое компьютерные игры? Компьютерные игры - это специальные компьютерные программы, которые выводят на экран картинку, превращая тем самым этот экран в поле игры. Это своего рода «настольная игра», но впечатляющая и достаточно сложная. Компьютерные игры условно можно разделить на три группы: во-первых, традиционные игры в компьютерном исполнении (карты, шахматы, «морской бой» и т, п.); во-вторых, «стрелялки», где играющий сражается с виртуальными противниками при помощи самого разнообразного вооружения; наконец, в-третьих, «стратегии» - игры, нацеленные на приобретение разнообразных «богатств».
Чему учат эти игры детей? Даже игра в шахматы с компьютером лишает последнюю самого главного - общения, без которого любая игра становится сущим недоразумением. Если же вести речь о «стрелялках» и виртуальном «обогащении», то вывод здесь напрашивается сам собой: детей учат агрессии и получению «нетрудовых доходов». Чем это чревато, наверное, объяснять не нужно. Однако последствия здесь не только «общественно значимые», но и значимые с медицинской точки зрения. Зачастую дети, погружаясь в виртуальный мир, не могут ему сопротивляться. Они еще не имеют достаточных психологических защит, а потому превращаются в настоящих невротиков - со страхами, приступами тревоги, болезненным раздражением, ночными кошмарами, навязчивыми состояниями и т. п. В более тяжелых случаях у детей развиваются даже так называемые «компьютерные психозы», т. е. состояния, характеризующиеся галлюцинациями, ощущением заговора, преследования, чудовищной опасности и т. п.
Принято думать, а мысль эта внушена соответствующими лицами не без корыстного умысла, что работа с компьютером развивает «пользователя». Конечно, во всяком заблуждении есть доля истины, но, как правило, она безнадежно мала. Работа с компьютером, действительно, развивает, как, впрочем, и любая работа. Но что может развить в ребенке компьютерная игра? Она, безусловно, способствует увеличению скорости реакции, тренирует память, развивает воображение ребенка, происходит в очень узком диапазоне жизни и отнюдь не означает, что ваш ребенок начнет лучше учиться или быстрее усваивать школьный материал; по ряду отягощающих причин компьютерные игры будут иметь прямо противоположный эффект. По сути, весь смысл компьютерной игры сводится к запоминанию, где и как нужно повернуть «мышь» или на какую клавишу, в какой момент данной конкретной игры следует нажать. Поэтому очевидно, что утверждение, будто бы подобная практика сильно развивает вашего ребенка, сильно преувеличенно.
К чему же в реальности приводит пристрастие ребенка к игре на компьютере? Во-первых, речь идет именно о пристрастии, т.е. иными словами, о зависимости, причем очень сильной. Подчас, ничто не способно привлечь внимание ребенка, кроме компьютера, ничто не может отвлечь его от этого занятия. Ребенок начинает вести себя, как настоящий наркоман: он думает только о компьютерных играх, говорит только о них, таскает деньги, чтобы попасть в компьютерный клуб, тратит на игру не только все свободное время, но и несвободное тоже (прогуливает школу, недосыпает и т. д.).
Во-вторых, компьютерные игры оказывают самое неблагоприятное влияние на психику ребенка. Он становится напряженным, эмоционально неуравновешенным, испытывает чувство тревоги, перемежающееся подавленностью или озлобленностью. У детей нарушается сон, зачастую им сняться кошмары, содержание которых почерпнуто из компьютерных игр. Это болезненное общение с компьютером делает ребенка замкнутым, он не может сосредоточиться на учебе или другой важной для него деятельности. В-третьих, все это сказывается и на физическом состоянии ребенка. Он перестает уделять должное внимание спорту и физическим нагрузкам, подрывает свое здоровье постоянным пребыванием за экраном компьютера (мерцание экрана, излучение и т. п.).
Родителям очень важно осознать, что их ребенок попал в зависимость от компьютера, т. е. по сути дела, болен этой зависимостью. Разъяснить ребенку пагубность данной привычки практически невозможно, тактика запрета оказывается малоэффективной, а «битие», как известно, непедагогично, да и к тому же бессмысленно. Все это делает необходимым обращение к специалисту - детскому психиатру или психотерапевту. Лучше, конечно, предупредить возникновение этой зависимости, нежели потом с ней бороться. Для этого необходимо, чтобы на домашнем компьютере просто не появлялись игровые программы. С самого начала ребенка нужно ориентировать таким образом, чтобы компьютер воспринимался его сознанием как способ учебы или форма работы, но вовсе не как развлечение. Зачастую родители просто не желают тратить время, чтобы учить ребенка работе на компьютере, а потому они полагаются на то, что он обучится этому сам.
Игра, конечно, быстро научит малыша пользоваться компьютером и стучать по клавишам, но издержки этого «самообучения» слишком серьезны. Детская психика еще не сформирована, она находится в развитии и весьма податлива, тем более на искушения. Именно поэтому она нуждается в бережном и тщательно выверенном к себе отношении, иначе жди беды.

Утопленники Интернета
Наконец - Интернет. Сколько о нем сказано всяких самых замечательных вещей! Он, видите ли, и общая база данных всего человечества, и лучшая библиотека, и способ общения, и бог еще знает что! На деле же это свалка, с одной стороны, и способ довести и без того нездорового современного человека до состояния полного и безоговорочного сумасшествия, с другой.
Не секрет, что для многих людей значительную проблему представляет сам процесс общения, многие испытывают трудности в поиске друзей или просто собеседников. Общаться, поддерживать беседу - это искусство, кроме того, это еще и своего рода борьба; часто наши собеседники пытаются продемонстрировать в разговоре собственное превосходство, эрудицию, способность ставить окружающих в тупик. Многие оказывались в ситуации, когда в беседе их пытались выставить дураками, опозорить, загнать в тупик и т. п. К сожалению, инстинкт самосохранения группы, т.е. иерархический инстинкт, предполагает конкуренцию и борьбу за власть. А поскольку у человека этот инстинкт, как правило, гипертрофирован, то и ведется эта борьба часто против правил.
Интернет же предлагает удивительные возможности для человека, желающего вступить в общение с другими людьми, но испытывающего на этом пути существенные затруднения. Интернет - это поле для безграничного анонимного общения. Имени твоего никто не знает, где ты живешь, как выглядишь - тоже никому не известно. Всегда, как кажется, можно из этой игры выйти, можно понаблюдать со стороны. Короче говоря, если у тебя есть проблемы с общением, то милости просим - Интернет избавит тебя от всех трудностей. Если у тебя лицо краснеет, когда ты с незнакомым человеком разговариваешь, здесь этого никто не заметит, если у тебя во время разговора руки трясутся или заикание начинается, то это общению по Интернету никаким образом не мешает. Бояться и стесняться ничего не нужно, все очень просто и «демократично». Наконец, поскольку своего визави ты тоже не видишь и не знаешь, то его можно придумать, причем таким, каким тебе хочется. Что этот человек совсем не соответствует твоим ожиданиям, ты, может быть, никогда и не узнаешь, и не разочаруешься. Правда, если посмотреть ей в лицо, состоит в том, что общение это все-таки липовое, а визави - выдумка на 99 %. Ну, об этом ведь можно и не думать. Главное же в Интернет-общении то, что оно ни к чему тебя не обязывает - поговорили и разошлись, не нужно проявлять дружеских чувств, помощь оказывать товарищу здесь тоже несподручно, терпеть чью-то слабость или противостоять чьей-то силе тоже нет необходимости. Короче говоря, идеальное место! Идеальное!
Вот люди и пропадают в Интернете, тонут в нем самым натуральным образом. Общаются, дружат с отсутствующими в действительности персонажами, как шизофреники, ей богу! Впрочем, проблема значительно глубже, чем может показаться. Ведь к чему все это приводит? Живет человек средь идеальных друзей и собеседников, которых сам себе и придумал на 99% такими, какими хочет их видеть, а потом, общаясь с нормальными, живыми людьми, видит, насколько они - живые - плохи и не подходят для общения, не такие они хорошие собеседники, как хочется, а такие, какие есть. И начинает такой утопленник Интернета избегать настоящего общения, все более и более погружаясь в мир иллюзии.
Кроме того, если бы у него не было возможности общаться с интернет-другом, то пришлось бы над собой работать, ведь общение - это не столько способ поговорить, сколько возможность научиться говорить, возможность измениться самому, какие-то свои качества человеческие улучшить, т. е. по большому счету, человеком стать. Без настоящего, фактического общения нет и не может быть человека. Только в живом общении мы обретаем собственное, человеческое лицо, научаемся контролировать свои эмоции и поведение, развиваем и совершенствуем свою личность. Но это недоступно человеку, погруженному в мертвые воды Интернета, где все искусственно, а потому и сам он становится искусственным, ненастоящим.
Поколение Интернета - поколение киборгов, людей, лишенных способности сочувствовать, сопереживать и быть сильными. Впрочем, объяснять это утонувшему в Интернете бессмысленно. Ему удобнее общаться себе подобными, чем с живыми пока еще людьми.

Воля и ее патология
С.В.Литвинцев, В.К.Шамрей - Военная психиатрия. Санкт-Петербург 2001


Воля определяется как способность человека к сознательной и целенаправ­ленной деятельности. Волевая активность присуща только человеку, поведение которого определяется в основном рассудочной деятельностью в отличие от жи­вотного мира, где поведенческие реакции обусловлены врожденными инстинктив­ными механизмами или механизмами научения. Проявляется воля в конкретной деятельности человека, которая представляет собой совокупность действий, харастеризующую данную личность. Именно в действиях находят отражение все пси­хические функции человека: и восприятие, и эмоции, и мышление. Действие; та­ким образом, представляет собой выражение вовне комплексной психической де­ятельности, а деятельность человека в конечном итоге - своего рода суммацию различных проявлений сознания, объединяющего психические функции и являю­щегося результатом исторического развития человека.
Все действия подразделяются на инстинктивные (целенаправленные, но нео­сознанные), автоматизированные (целенаправленные, сознательные, но без уча­стия активного внимания) и волевые (целенаправленные, осознанные, с участием активного внимания и с учетом прошлого опыта). Присущие только человеку воле­вые действия могут быть простыми (желание - исполнение) и сложными, в виде сложных волевых актов, имеющих внешние и внутренние проявления. Сложный волевой акт характеризуется значимостью поставленной цели и многоэтапностью в развитии: актуализация потребности - осознание содержания по­требности - борьба мотивов - выбор решения, план действия - реализация наме­ченного плана во внешней деятельности. Истоки его, таким образом, лежат в по­требностях как биологических, так и собственно человеческих (самоактуализация, потребность в хорошем отношении, в осознании смысла жизни и т.д.). Степень завершенности исполнения сложного волевого акта, его законченности является одним из важных критериев воли, а именно - ее силы. К другим критериям отно­сятся выдержка и самообладание, самостоятельность и самокритичность, настой­чивость и решительность; последние совершенно не сопоставимы с упрямством и импульсивностью.
Возникая и формируясь в процессе трудовой деятельности, воля как сознатель­ная саморегуляция человеком своего поведения обеспечивает преодоление труд­ностей при достижении той или иной цели, при этом она выполняет как функцию побудительную, обеспечивающую активность субъекта, так и функцию тормозную, сдерживающую его активность на данном этапе решения проблемы. В конечном итоге волевое поведение является высшей ступенью активности личности.
Расстройства воли включают в себя группы собственно волевых наруше­ний, двигательные расстройства и расстройства влечений.
Собственно волевые расстройства - абулия, гипобулия, гипербулия и парабулия. Абулия - полное отсутствие желаний и побуждений к деятельности, отсут­ствие активности. Проявляется безучастностью, невозможностью выполнения как простых, так и сложных волевых актов с минимальной сохранностью круга автома­тизированных действий. Гипобулия- понижение волевой активности; для нее ха­рактерны вялость, бедность побуждений, ослабление желаний, ограничение об­щения, ослабление импульсов к действию, снижение двигательной активности. Ги­пербулия как болезненное повышение волевых побуждений проявляется состоя­нием избыточной активности, импульсивным стремлением к немедленному дости­жению цели, подвижностью, говорливостью, "жаждой деятельности". При этом ис­тинного усиления воли не происходит, деятельность больного оказывается мало­продуктивной в силу часто меняющихся побуждений, поведение отличается нецеленаправленностью, неусидчивостью. С другой стороны, даже внешне четко целе­направленное поведение наркомана (стремление к добыче наркотика) или бредового больного (реализация бредовых идей), если и свидетельствует о повышении волевой активности, то только о патологическом, о патологической целеустрем­ленности, так как внешняя стеничность такого рода больных приводит в конечном итоге к их нарастающей дизадаптации и отражает динамику болезненного процес­са. Парабулия - извращение волевой активности, извращение волевых побужде­ний. Она проявляется вычурной мимикой, неадекватностью выразительных действий - парамимиями или манерными, вычурными и извращенными движениями и действиями - парапраксиями. Больным с парабулией свойственны гримаснича­нье, особые формы приветствия, вычурная походка, негативизм и импульсивностью. В целом парабулия отражает патологию поведения, обусловленную нарушением деятельности мотивообразующих механизмов.
Двигательные расстройства включают в себя гипокинезии, дискинезии и гиперкинезии. Гипокинезии - замедление и обеднение движений, двигательное угне­тение, оскудение моторики вплоть до состояния акинезии - полной обездвиженности вследствие прекращения произвольных движений с сохранением способности к действиям при активном побуждении извне. Проявляются различными парали­чами, парезами или ступорозными состояниями. Ступор - обездвиженность, оце­пенение. Разновидностями ступора являются аффективный - возникающий в от­вет на действие шоковой психической травмы; истерический - у личностей с исте­рическими чертами характера, характеризующийся демонстративностью, театраль­ностью, стремлением привлечь к себе внимание; депрессивный - "мрачное оцепе­нение", связанный с депрессией; галлюцинаторный - развивающийся под влияни­ем императивных галлюцинаций; бредовой - как форма бредового поведения; апа­тический - полная безучастность, бессилие, адинамия, безразличие, аспонтанность; кататонический - обездвиженность, мутизм и мышечная гипертония. Дискинезии проявляются симптомами эхолалии и эхопраксии - непроизвольное повторение отдельных слов или фраз собеседника, повторение чужих жестов, движений и дей­ствий. К стереотипиям действий, позы и места, относят повторение однообразных, бессмысленных движений, "застывшие" позы, "прикованность" к определенному местонахождению. Условно в эту группу расстройств можно отнести и парамимии. Гиперкинезии как двигательное возбуждение включают в себя различные насиль­ственные, автоматические движения вследствие непроизвольного сокращения мышц и состояния психомоторного возбуждения как крайне выраженного усиле­ния психической и двигательной активности. Истерическое психомоторное возбуж­дение всегда чем-то спровоцировано, усиливается по мере привлечения внимания окружающих, демонстративно, с элементами патетики; маниакальное обусловле­но болезненно повышенным настроением, больные поют, пляшут, декламируют стихи; галлюцинаторно-бредовое отражает содержание галлюцинаций и бреда; гебефреническое - нелепо-дурашливое поведение, кривляние, бессмысленный смех; кататоническое - чаще безмолвное или с бессвязной говорливостью, им­пульсивное, лишенное целенаправленности, хаотичное, с явлениями стереотипии действий и эхопраксии; эпилептиформное связано с приступом тяжелой дисфории, имеет отчетливые агрессивные тенденции; психогенное - паническое возбуж­дение, возникающее в условиях экстремальных, жизнеопасных ситуаций.
Влечение рассматривается как неосознанное стремление к удовлетворению по­требностей, как внутреннее состояние, побуждающее к определенному действию, реализующееся в форме конкретного желания, мечты. Расстройства влечений вклю­чают их ослабление, усиление и извращение.
Ослабление влечений проявляется в виде анорексии (снижения или утраты чув­ства голода), гипосексуальности (ослабления сексуального инстинкта), усиление влечений - в виде булимии (неутолимого чувства голода, патологической прожор­ливости); полидипсии (неутолимой жажды) и гиперсексуальности (повышение сек­суальной активности).
Извращение влечений проявляется в виде полифагии (стремления к поеданию непищевых продуктов), амбитендентности (одновременного проявления противо­положных действий и поступков), негативизма (противодействия идущим извне побуждениям), каннибализма (стремления к поеданию людей) и крайне разнообразных половых извращений, сопровождающихся в той или иной степени «борьбой мотивов». Суицидомания, клептомания, дромомания и пиромания (патологическое влечение к самоубийству, воровству, бродяжничеству и поджогам) относятся к импульсивным непреодолимым влечениям, не адекватным реальной ситуации, которые выполняются без «борьбы мотивов», хотя в последующем возможна и их критическая оценка.
Автор: Зайцев В.В., Шайдулина А.Ф.

Игромания
Глава из книги Г.В. Старшенбаума "Аддиктология: психология и психотерапия зависимостей", вышедшей в свет в издательстве "Когито-Центр". 2005.

Г.В. Старшенбаум
Кандидат медицинских наук, психиатр-психотерапевт высшей категории. В настоящее время является доцентом Высшей школы психологии при Институте психологии РАН и Института психоанализа при МГУ. Автор монографий: "Динамическая психиатрия и клиническая психотерапия" и "Сексуальная и семейная психотерапия"

Не будучи в состоянии обмениваться мыслями,
люди перебрасываются картами.
Артур Шопенгауэр
Аддикция к азартным играм, игромания имеет английское название гемблинг или латинское - лудомания (ludo - играю). Существует множество вариантов игр: карточные игры, рулетка, тотализатор, спортивные игры, игровые автоматы, лотереи, кроссворды. Казино и игровые автоматы особенно интенсивно вытесняют активные, творческие виды проведения досуга. Исследования Национальной ассоциации США по проблемам азартных игр свидетельствуют, что среднестатистический жителель любой страны мира может стать: уголовным преступником - с вероятностью 6 %, наркоманом - 32 %, алкоголиком - 34 %, игроголиком - 48 %. Гемблинг часто сочетается с алкоголизмом: по статистике пьющие люди становятся игроголиками в 23 раза чаще, чем непьющие.
По данным некоторых авторов, гемблингом страдает до 40 тысяч жителей Санкт-Петербурга. В США 80 % американцев одобряют те или иные азартные игры, а 61 % населения обнаруживает какой-либо вид азартного поведения. 51,2 миллиона жителей США посещают казино, 15,4 миллиона страдают патологической зависимостью от азартных игр, а 3 миллиона игроков обращаются за помощью к психотерапевтам. Установлено, что в США заядлые игроки ежегодно проигрывают свыше 20 миллиардов долларов. В маленькой Швеции насчитывается более 10 миллионов заядлых игроков, жизнь которых полностью подчинена болезненной страсти. Курс лечения в шведской клинике обходится в 200 тысяч долларов и успешен только в половине случаев. Распространенной формой взаимопомощи являются группы "Анонимных Игроков", организованные по принципу "Анонимных Алкоголиков".
Диагноз патологического гемблинга ставится при наличии следующих признаков. 1. Два и более эпизода азартных игр за последние 12 месяцев. 2. Возобновление эпизодов, несмотря на отсутствие материальной выгоды, субъективное страдание, нарушения социальной и профессиональной адаптации. 3. Невозможность контролировать интенсивное влечение к игре, прервать ее волевым усилием. 4. Постоянная фиксация мыслей и представлений на азартной игре и всем, что с ней связано.
Для выявления игровой зависимости служит следующий популярный тест, помещенный в Интернете.

1. Тратили ли вы когда-либо на игру время, отведенное для работы? 2. Бывали дли случаи, когда игра вызывала домашние ссоры или отравляла вашу семейную жизнь? 3. Сказывалась ли игра на вашей репутации? 4. Испытывали ли вы когда-либо раскаяние после игры? 5. Играли ли вы когда-либо для того, чтобы добыть деньги, необходимые для отдачи долга, или чтобы решить какие-либо денежные проблемы? 6. Приводила ли игра к снижению ваших амбиций или к ухудшению эффективности вашей деятельности? 7. Бывали ли моменты, когда после проигрыша вы чувствовали, что должны как можно быстрее вернуться и отыграться? 8. Были ли случаи, когда после выигрыша у вас было настойчивое желание вернуться и выиграть еще? 9. Часто ли вы играете до тех пор, пока не проиграете все деньги, которые у вас с собой? 10. Занимали ли вы когда-либо деньги на игру? 11. Случалось ли вам что-либо продавать, чтобы добыть деньги на игру? 12. Случалось ли вам испытывать нежелание тратить на повседневные расходы деньги, выигранные или отложенные на игру? 13. Случалось ли, что в азарте игры вы забывали об ответственности за собственное благосостояние или благосостояние своей семьи? 14. Доводилось ли вам тратить на игру больше времени, чем вы планировали? 16. Для того, чтобы добыть деньги на игру, делали ли вы что-либо противозаконное, задумывались ли об этом? 17. Случалось ли вам с трудом засыпать из-за мыслей об игре? 18. Вызывает ли у вас разочарования, ссоры или споры желание отправиться играть? 19. Бывало ли у вас желание отметить какую-либо удачу или неожиданно появившиеся деньги проведением нескольких часов за игрой? 20. Случалось ли вам в результате игры задумываться о самоубийстве или причинении себе вреда? Семь и более положительных ответов на эти вопросы говорят о сформировавшейся зависимости.
 

Более точным является другой тест, также размещенный в Интернете.

Ответьте на следующие вопросы, имея в виду последние 12 месяцев: никогда - 0, иногда - 1, чаще всего - 2, почти всегда - 3. 1. Ставили ли вы на кон больше, чем могли позволить себе потерять? 2. В последние 12 месяцев требовалось ли вам играть на более крупную сумму, чтобы достичь той же степени возбуждения? 3. Когда вы играли, возвращались ли вы на другой день к игре, чтобы отыграть проигранные деньги? 4. Одалживали ли вы когда-либо деньги или продавали имущество, чтобы иметь возможность играть? 5. Чувствовали ли вы когда-либо, что у вас могут быть проблемы с азартными играми? 6. Являлась ли когда-либо азартная игра причиной ваших проблем со здоровьем, включая стресс и беспричинное беспокойство? 7. Критиковали ли вас за ваше пристрастие к азартным играм или говорили вам, что у вас проблемы с азартными играми, независимо от того, считали ли вы эти замечания справедливыми? 8. Являлось ли когда-либо ваше пристрастие к азартным играм причиной финансовых проблем для вас или вашей семьи? 9. Чувствовали ли вы когда-либо вину за то, как вы играете, или за то, что происходит во время вашей игры? Оценивается сумма баллов. 1-2 балла при частой игре может означать достаточно высокую степень риска формирования зависимости. 3-7 баллов - высок риск негативных последствий. 8 и больше баллов - из-за утраченного контроля над игрой возможны серьезные последствия.
 

В.В. Зайцев и А.Ф. Шайдулина (2003) описывают игровой цикл, состоящий из следующих фаз. Фаза воздержания обусловлена отсутствием денег, давлением окружающих или подавленностью после проигрыша. Фаза "автоматических фантазий" характеризуется проигрыванием в воображении состояния азарта в предвкушении выигрыша; эти фантазии или воспоминания возникают спонтанно или под влиянием косвенных стимулов. Фаза нарастания эмоционального напряжения, чаще дисфорического, которое сопровождается учащением фантазий об игре или повышением сексуального влечения, стремлением к интенсивным физическим и интеллектуальным нагрузкам, нецеленаправленной активностью. Фаза принятия решения играть на 1-й стадии болезни проявляется в лихорадочном, схематичном планировании варианта выигрыша под влиянием нарастающих фантазий; на более поздних этапах решение отыграться приходит сразу после проигрыша. Фаза вытеснения принятого решения заключается в появлении иллюзии контроля над своим поведением, в результате игрок идет навстречу угрозе срыва, не осознавая риска: получает большую сумму денег, выпивает, пытается сыграть ради развлечения. Фаза реализации принятого решения сопровождается сильным эмоциональным возбуждением, больного одолевают фантазии о предстоящей игре; он впадает в транс, в котором находится до тех пор, пока не останется без денег или без сил. После игры больной пребывает в подавленном состоянии, критикует себя и обещает больше не играть. В результате наступает эмоциональная разрядка, он прощает себя за данный игровой эпизод.
У мужчин расстройство начинается в подростковом возрасте, у женщин - во второй половине жизни. У новичка оно может возникнуть после первой игры при крупном выигрыше. Затем периодические выигрыши и проигрыши играют роль прерывистого подкрепления - самого мощного режима подкрепления при оперантном обусловливании. Азартное поведение принимает хронический и прогрессирующий характер. Игрок проходит через четыре последовательные стадии течения болезни.
1. Стадия выигрышей: случайные случаи игры, частые выигрыши, возбуждение предшествует и сопутствует игре, потребность играть все чаще, повышать ставки, играть "на грани фола", когда за секунду можно потерять все, что имеешь или приобрести "весь мир". Фантазии об игре, очень крупный выигрыш, беспричинный оптимизм.
2. Стадия проигрышей: стремление играть без свидетелей, хвастовство выигрышами, размышления только об игре, затягивающиеся эпизоды проигрышей, одалживание денег на игру. Невозможность прекратить игру ни после большого выигрыша, ни в случае постоянных проигрышей; она может длиться непрерывно по нескольку суток. Ложь и сокрытие от своей проблемы других, уменьшение заботы о семье или супруге, уменьшение рабочего времени в пользу игры, отказ отдавать долги, изменение личности - раздражительность, утомляемость, необщительность. Тяжелая эмоциональная обстановка в семье, очень большие долги, сделанные как законными, так и незаконными способами, неспособность выплатить долги, отчаянные попытки прекратить играть. При этом возникает синдром отмены - тяжелое дисфорическое состояние с головной болью, беспокойством, нарушением внимания, подавленностью и раздражительностью, ухудшением сна. Это состояние проходит только после включения в игру.
3. Стадия отчаяния: потеря профессиональной и личной репутации, значительное увеличение времени, проводимого за игрой, и размера ставки, отдаление от семьи и друзей. Утрачивается приобретенное ранее высокое техническое мастерство игры: больные делают нерасчетливые ходы, прибегают к неоправданному риску. Больной достает деньги для игры любыми способами: прибегает ко лжи, растратам, аферам и хищениям. При этом он собирается использовать эти деньги для выигрыша и вернуть долги, но не удерживается и вновь все проигрывает. Возникают угрызения совести, раскаяние, ненависть к другим, паника. Наказания и самообвин

Date: 2016-02-19; view: 1171; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию