Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Шизофреник. «Любви вам и фарта!» – прощается диджей
«Любви вам и фарта!» – прощается диджей. «Инфаркта?» – переспрашиваю я у плеера и краснею: ведь я же не вполне честно ослышался, я наполовину ослышался, наполовину пошутил – и надо же, какая стыдная, нехорошая вышла шутка. Диджея, допустим, не могло обидеть брошенное в пустоту на другом краю города словцо, да и сам он, если на то пошло, часто и зло высмеивал звонивших ему слушателей, их простодушные туповатые фразы и замедленную реакцию, но какое право шутить имел я, последний среди последних, порочный, больной? Я заметался по комнате. Да, да, рубашка не без складок, совесть не без пятна – но нельзя множить пятна злонамеренно. Вдруг телефонный аппарат наполнил мой мирок звуком и живым, и механическим (ведь выражение «телефон ожил», часто встречаемое нами в книгах, потому так пугает своей точностью, что прямо указывает на противоестественность подобного звука, полностью отличного от звонка, например, будильника и даже звонка в дверь – хотя звонок в дверь ближе к нему своей сосредоточенностью, обещанием беды, флюидами чужой и сильной, и необязательно доброй воли). Да, простите. – Приветик. Не спите ещё? Простите, что разбудил. Все три фразы Херасков произнёс залпом, словно между второй и третьей мне удалось втиснуть невежливое утверждение, что я да, сплю, и он меня да, разбудил. Однако я не спал. – Поговорите со мной, Шизофреник, о чём‑нибудь, не имеющем отношения к жизни. Представьте, что это фильм и мы в нём – персонажи. – А мы будем персонажи какого режиссёра? – Я бы скорее спросил: персонажи фильма в каком жанре. Может, классический нуар? Ч/б, шум воды, блестящий мокрый асфальт, стойка бара, бухло, Хэмфри Богарт в плаще и шляпе – и с полей шляпы капает в стакан, и дождь будет идти вечно. Он говорил быстрым весёлым голосом (то, что называется «оживлённо»; тоже странное определение; выходит, про неживой телефон можно сказать «ожил», и про живого человека – можно; но чем же человек был до того, как ему выпало «ожить» или, скажем, «оживиться» – явно не мёртвым). Да. Значит, быстро и весело. – Я не люблю Хэмфри Богарта, – признался я. – Да и дождь не может идти вечно. – О как. «Ворон». Нет, давайте всё же что‑нибудь реалистичное. Вы в прошлый раз хвалили «Чёрный георгин» Де Пальмы. Господь с тобой, подумал я, что реалистичного в «Чёрном георгине»? Разумеется, сомневаться вслух я себе не позволил. Я был так счастлив, что он позвонил – позвонил! сам! – что сумел отогнать в закоулки и подвалы страшную мысль (и она не просто грозила карой, но уже была ею) о том, что происходит, когда интересы истины приносятся в жертву счастью. – В «Чёрном георгине», – сказал я уныло, – убили не того. Настоящий герой там не тот, который хороший, а тот, который плохой. Но даже если он плохой, это неправильно. Героя не должны убивать. Хотя бы в произведениях искусства. – А как же катарсис? – Да, – сказал я, – это меня всегда удивляло. Почему человеку для очищения души обязательно нужна чья‑то смерть? Он засмеялся. Помилуй Бог, я не говорил ничего смешного, я не хотел кривляний и фарсов – а теперь слушал сдавленную злую хохотню, словно и не Херасков смеялся, отмщая мне этим смехом, – от грязи дна адова – попранные Интересы Истины. – Без трупа никак. Слишком уж будет нерекламно. – В «Веке невинности» не было трупов, – сказал я, стесняясь. – Ага. Там всего лишь убили любовь. Это заявление меня потрясло. Я считал поведение героев «Века невинности» образцовым, хотя сам рассуждал о ситуации вчуже (ах! мне ли было примерять на себя жизнь, в которой Любовь и Долг крушили всё вокруг пудовыми дубинами, и всё‑таки мир устоял – потому, быть может, что и долг в нём оказался любовью). И я сказал Весьма Непринужденно, обмирая от собственной наглости: – Вы спорщик, мой дорогой, признайтесь. Вам это нравится, кровь будоражит. А я люблю беседовать. «С кем это ты беседуешь? – тут же встряла совесть, – с зеркалом и радиостанциями? И даже им что ты можешь сообщить такого, что, будь оно услышано, могло бы вызвать заинтересованный – не скажу доброжелательный – отклик? Очнись!» – Сам не знаю, как так получается, – сказал между тем Херасков, вежливо скрыв удивление, раздражение или гнев, которые он должен был почувствовать при моей выходке. – Начинаешь спокойно и именно, как вы заметили, с беседы. А в сознание приходишь в отделении милиции. – Он что‑то обдумал. – Не бойтесь. Мне показалось слишком глупым говорить «а я и не боюсь», поэтому я сказал «спасибо». – А вот, к примеру, диалог. Диалог – это разве беседа? Это обмен либо шутками, либо оскорблениями. Когда политики говорят, что оппонент не желает вступать в диалог, подразумевается, что оппонент не хочет заслуженно получить по рылу. А кто бы захотел? – Но если заслуженно. – Это тот, кто бьёт, всегда думает, что заслуженно. Иначе зачем бы он стал трудиться? Он сказал это очень недобро и, как я догадался, неспроста, очевидно ожидая моей реакции. Я был бы и не прочь отреагировать, только не мог выбрать, как. Сказать, что человек бьёт кого‑либо просто потому, что ему нравится бить и он не считает удовольствие за труд? Это была бы злая и несправедливая клевета (которую худшая часть моей души порою считала правдой, и тогда с душою приходилось бороться до изнеможения – у! души такие сильные, особенно их худшие части, сплошь мускулы и сталь, – и не всегда я знал, кому из нас досталась победа). Или сказать, что беда людей в том, что они действуют в интересах справедливости, не понимая толком её природы? Или, напротив, всё мы понимаем – очень хорошо понимаем, до рвоты – и свирепствуем, влекомые отчаянием? Я сказал: – Как в «Догвилле»? Херасков начал с того, что глубоко вздохнул. Точнее, издал странный звук: вздох, шипение, фырканье, всё сразу. Если это была реакция на меня, можно было вешать трубку и искать верёвку, чтобы повеситься самому. – Я, помню, придумал для «Догвилля» рекламный слоган, – сказал он наконец. – «БЕИ ЛЮДЕЙ ПО РУКАМ СРАЗУ – И ТЕБЕ НЕ ПРИДЁТСЯ УБИВАТЬ ИХ ПОТОМ». Это фильм о том, что нужно быть последовательным: либо ты милосерден, либо справедлив. И с милосердием лучше бы не связываться. Вы угадали кощунство? Это ведь издёвка над Евангелием и Господом нашим Иисусом Христом. – Не над Христом, а над человеком, который возомнил себя Христом… а когда устал от крестных мук, решил, что проще быть не Христом, а Саваофом. – А я был счастлив, когда она их поубивала. Что вы там говорили о катарсисе? – Никакого катарсиса в «Догвилле» нет, – запротестовал я. – Есть облегчение и радость от победы справедливости, но это злая радость, потому что победило, как ни крути – хотя и справедливо победило, – зло. То есть если считать, что за унижение, муки и утраченные иллюзии справедливо отплатить смертью. – Речь не о мести, а о наказании. – О нет, люди никогда не наказывают. Наказывают не люди. Пытаясь сформулировать как можно точнее, я добился только усиления двусмысленности. Существовал третий вариант: «не люди наказывают», но выступать с ним было поздно, поскольку Херасков – учитывая возможность того, что он с первого раза понял именно то, что я пытался сказать, – мог заподозрить, будто я считаю его тупым, коль так упорно кручу словами. Интересы истины, безусловно, требовали, чтобы он скорее заподозрил, нежели понял превратно. К несчастью для них и счастью для меня, Херасков заговорил о другом. – Вы сказали, что зло победило справедливо. Так бывает? – Почему же нет? Справедливость сама по себе не является добром, вы ведь сами противопоставили её милосердию. Это просто инструмент. Оружие. – Почему тогда душа просит этого оружия? «Чтобы быть вооружённой», – проглотил я ответ. Мне представилась душа, вооружённая пистолетом или даже АК. Измученная, с грязным непреклонным лицом, она спускалась с холма в солнечном враждебном пейзаже, и в такт движению качалось чёрное сияние автомата. – Я не знаю, как объяснить. Откуда мне знать? Это оружие, или хлеб, или воздух – преступники ведь тоже едят и дышат? – или вещество, из которого сделаны сны… Сплошь и рядом говорят о чём‑либо: «жестоко, но справедливо», – разве о добре так скажут? – Зато говорят, что «добро должно быть с кулаками». Я имел представление о людях, которые так говорили, и об их кулаках, если на то пошло, тоже. И я вспоминал, слушая продолжавшего говорить Хераскова, и больше не пытался вставлять осмысленные реплики, вставляя только «да‑да» и «ах», «ах», впрочем, со всеми предосторожностями, потише, пореже, потому что человек, который в телефонном разговоре то и дело вопит «ах!», был не тем образом меня, который врач предписал создавать в рамках усилий по Социальной Адаптации. Но не ахать вовсе я тоже не мог, поскольку в противном случае пришлось бы говорить (ведь на одних «да‑да» далеко не уедешь) «ну и» (звучит невежливо), «вот как» (вызывающе), «мммм» и «угум» (нечленораздельно).
Date: 2016-02-19; view: 350; Нарушение авторских прав |