Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Путевой очерк в публицистике XX и XXI века





 

Среди родоначальников отечественного очерка исследователи российской журналистики называют имена В.Г. Короленко А.П. Чехова, Г.И. Успенского, Н.В. Успенского и других. Немалое число выдающихся мастеров этого жанра прославили советскую журналистику, например А.М. Горький, М.Е. Кольцов, Б.Н. Полевой, К.М. Симонов, А.А. Бек, А.А. Аграновский, В.В. Овечкин, Г.Н. Бочаров и многие другие.[33]

На страницах современных печатных средств массовой информации путевой очерк в классическом его понимании не встретится: большинство их материалов носят рекламный характер. Информативность – главное преимущество этих материалов. Современный путевой очерк рассказывает о стране, в которой побывал путешественник, ее традициях, обычаях, кухне в познавательной форме, чтобы заинтересовать читателя. Ему также предлагают перечень экскурсий, развлечений, национальных праздников, которые проходят во время наибольшего потока туристов. Автор дает информацию отелей различной стоимости, которые будут по карману путешественникам разного достатка, при этом, излагая информацию об услугах, которые будут предоставлены и об их стоимости. Для привлечения внимания автор размещает на полосах фотографии страны. Чаще размещение подобной информации оплачивают заинтересованные в большом потоке клиентов учреждения. В данном случае читатель выступает потенциальным клиентом.

В современном путевом очерке отсутствует четко выраженное авторское «я», слабо прослеживается его позиция. Автор является повествователя, ему чужд анализ, его главная задача - рассказать об «изюминках» страны. Турист едет отдыхать на курорты, которые находятся в непосредственной близости с морем, потому журналист, занимающийся рекламой той или иной страны, в большинстве случаев рассказывает об определенном курорте.

Особое внимание уделяется национальным кухням. Путешественник, ведущий повествование, как правило, передает информацию от первого лица, делится впечатлениями от увиденного, положительно оценивая, так как кухня является одним из важных компонентов, привлечения потенциального клиента. Ведь среди путешественников есть немалое количество гурманов, которые «коллекционируют кухни».

Но не чужда очерку и познавательность. Автор может написать о местном населении, рассказывая о его дружелюбии, гостеприимстве и радушие. Здесь же говорится о некоторых эпизодах истории, ставших знаковыми для страны и мировой цивилизации или, наоборот. не очень известных, которые делают читателя сооткрывателем маленького мира страны. Чтобы активизировать внимание читателя, используются предания, сказания, которые окутаны тайной.

Для описания путешествий журналисты используют жанры репортажа, эссе, заметок. Очень редко автор проводит сопоставительный анализ своей родной страны и той, в которой побывали.

Сейчас большинство СМИ имеют странички в Интернете, где размещают электронные версии своих изданий. «За века своего существования публицистика сформировала разные жанры публичной речи, устной и письменной, и хорошо послужила человечеству. Надо полагать, и еще послужит: с появлением новых информационных технологий она обрела в виде компьютерных сетей «собственный», как нельзя более подходящий канал для распространения своих продуктов (очень показательны в этом смысле блоги - явление Интернета, которое знаменует новый уровень творческой активности членов социума)».[34]

С начала девяностых годов в журнальной периодике, а в последние 10 лет и в Интернет-пространстве активно развивается тревел-журналистика. Журналисты, работающие в этом жанре, дают следующее определение: «Трэвел - журналистика (от англ. travel journalism) — особое направление в массмедиа, сосредоточенное на предоставлении информации о путешествиях (от англ. travel) в контексте разработки таких тем, как география, история, культура, туризм и др. Трэвел - журналистика представляет собой синтетическое направление, опирающееся на специальный предмет рассмотрения, описания, анализа, то есть информацию, связанную с путешествиями и туризмом, и, как следствие, аудиторию, соответственно заинтересованную в специфической тематике».[35] Данное определение принадлежит Рольфу Поттсу, его записки путешественника публиковали National Geographic Traveler, The New York Times Magazine, Slate.com, Conde Nast Traveler, Outside, The Believer, The Guardian, National Public Radio. Известные порталы путешественников всего мира – Salon.com и World Hum – давно признали его своим заслуженным колумнистом.

Тревел-журналистику на российском рынке представляют такие журналы, как старейший русский журнал «Вокруг Света», иностранные журналы, пришедшие на российский рынок: «National Geographic», «GEO», «Discovery», журналы-гиды «Афиша-Мир», «National Geograpic Traveler», «Geo Traveler», журналы «Вояж» и «Уникум тревел». Первые четыре издания являются журналами путешествий универсального типа, относящийся к массовому научно-популярному типа издания, ориентированный на читательскую аудиторию категории «general interest» и рассказывающий о природе и человеке, путешествиях по различным странам, быте, культуре, истории и мифологии людей во всех уголках планеты. Последние пять наименований - это новый тип журналов путешествий, имеющих практический характер материалов, нацеленный на осведомление читателей-путешественников. Эти издания так же публикуют материалы о различных странах, однако темы для материалов выбираются совершенно по иному принципу: предпочтение отдается местам, куда читатель может отправиться самостоятельно. Такие журналы ставят своей целью подать новые свежие идеи людям, которые активно путешествуют, рассказать об интересных маршрутах, уникальных отелях, новых активных видах отдыха. При этом подчеркивается нерекламный характер материалов – редакции отправляют журналистов на место событий за свой счет, что позволяет достичь объективности подачи материала.

Трэвел-журналистика в силу своей специфики может себе позволить разнообразие жанрообразующих форм. Журналисты – тревологи придерживаются классификации данной А.А. Тертычным.

Путевой очерк — художественно-публицистический жанр журналистики, представляющий собой описание важных и интересных событий, происшествий, встреч с разными людьми, с которыми автор сталкивается в ходе своего творческого путешествия.

Путевые заметки отличает отсутствие крупных вставных кусков, способных раздвинуть границы воображаемого времени и пространства», а также личностного характера повествования, в путевых заметках отсутствует глубокий анализ, характерный для жанра путевых очерков, а также подчиненность одной теме не носит обязательного характера. Репортаж характеризует «развернутое» применение метода наблюдения и фиксации в тексте его хода и результатов.

Определяющий признак жанра обозрения — единство наглядного освещения общественных событий и мысли обозревателя, глубоко проникающей в суть процесса, ситуации. Для предмета обозрения характерна пространственно-временная или тематическая связь обозреваемых явлений.

Рекомендация — применительно к трэвел -журналистике аналитический материал, основным содержанием которого является предписательная программная информация.[36]

Существует общепризнанная журналистамитеоретиками и практикамиклассификация журналов.

1. Массовые издания («Всемирный Следопыт», «GEO», «National Geographic» и др.);

2. Специализированные (например, «Спиннинг Travel» — для рыболовов-спиннингистов, сочетающих любимое хобби с путешествиями, журнал об экстремальном спорте и путешествиях «ЭКС»);

3. Отраслевые специализированные (для работников туристической сферы и клиентов турфирм);

4. Бортовую прессу (так называемые inflight-журналы авиакомпаний).[37]

Для современного как российского, так и международного информационного рынка характерны следующие формы подачи трэвел-журналистского материала:

1."Дружеские" рекомендации;

2. Форма соответствующая специфической тематике (терминология, сленг и др.);

3. Энциклопедическая, при которой материал носит научно-познавательный характер.[38]

Трэвел-журналистику характеризует показательная вариативность спектров освещения основной темы – путешествий, например:

- в соответствии с гендерной принадлежностью аудитории, как, например, обозрение спа-курортов либо путевой очерк с охоты в лесах Скандинавии и пр.;

- относительно специфических увлечений, хобби, интересов аудитории и автора: рекомендации коллекционерам экзотических насекомых либо "путеводитель" по клубному Лондону;

- в зависимости от возраста и семейного положения потребителя информации: журналистский опыт семейного отдыха, особенности семейного быта в разных странах мира, обозрение достойных маршрутов для пожилых людей;

- бизнес-направление: особенности зарубежной архитектуры, медицины, экономики и др.;

- решение остроактуальных проблем сферы путешествий: развитие волонтёрства, разрешение международных конфликтов, особенности визовых режимов и т.д.

«Журналы-тревологи», или журналы-путешествий, на современном информационном рынке как в России, так и в мире, представляют один из наиболее активно развивающихся и перспективных сегментов прессы путешествий, типологически восходящей к соответствующей литературе путешествий.

Каждый год в мире появляются все новые и новые журналы, так или иначе предлагающие и описывающие путешествия. Поэтому в условиях изменяющейся экономики и системы прессы в России необходимо отслеживать тенденции и специфику развития жанрового разнообразия на их страницах. Это важно тем, что авторы создают тексты, которые являются откликом на запросы заинтересованной читательской аудитории. А с точки зрения изучения жанров журналистского творчества являются отличным материалом, чтобы отследить, как жанры меняются в определенный промежуток времени.

2.2. Путевой очерк на страницах журналов «Вокруг света» и «Geo»

В современной публицистике, стоит отметить, что, подвергаясь непрерывным и многообразным воздействиям, она качественно меняет свой облик. Все это в значительной степени обусловлено изменением самого характера общества. Границы между отдельными жанрами становятся более свободными, меняются взгляды на допустимые в пределах каждого жанра правила поведения публициста. Яркий пример активно изменяющейся публицистики сегодня — современные научно-популярные журналы. В России они развиваются особым путем, как совершенствуясь в отечественных жанрах, так и «впитывая» черты зарубежных стилей.

Журналы «Вокруг света» и «Geo» (русская версия) на сегодня, наряду с такими журналами, как «National Geographic. Россия», «Наука и жизнь», «Наука в фокусе», «Наука из первых рук» и др., определяют лицо отечественной познавательной (научно - популярной) журналистики.

Журнал "Вокруг Света" старейший в России и один из старейших в мире познавательных журналов для широкого круга читателей. Издается с перерывами с 1860 года (первый номер, датированный 1861 годом, поступил в продажу в декабре 1860). Он имел подзаголовок "Журнал землеведения, естественных наук, новейших открытий, изобретений и наблюдений". За время существования журнал сменил несколько издателей, периодически издание прекращалось. Но при этом "Вокруг света" сохранял идеологическую преемственность как журнал о мире вокруг нас, приключениях, путешествиях, открытиях и изобретениях. Журнал также сыграл важную роль в развитии читательского интереса к научно-популярной и фантастической литературе. На страницах журнала и в бесплатных приложениях к нему выходили (иногда впервые в России) произведения Ж. Верна, К.Э. Циолковского, К. Фламмариона, Р. Киплинга, после революции - А. Конан Дойла, Б.А. Лавренева, А.П. Казанцева. В редколлегию входили выдающиеся ученые и писатели, например, И.А. Ефремов и В.А. Обручев.

«В истории журнала выделяется три периода: дореволюционный (1861–1917 гг.), советский (1927–1991 гг.), современный (с 1991 г.). В свою очередь, каждый исторический период может быть разбит на несколько этапов. Их границы определяют либо значимые события в истории журнала (прекращение или возобновление выхода, смена издателей и редакторов), либо изменение исторических условий. В дореволюционный период прослеживается три этапа: с 1861 по 1868 г.; с 1885 по 1891-й; с 1891 по 1917-й. Советский период истории журнала подразделяется на следующие этапы: 1927–1941 гг.; 1946–1953-й;1953–1980-е гг. В современном периоде выделяется, во-первых, этап 1990-х гг. соответствующий условиям переходного времени после крушения СССР; во-вторых, этап 2000-х гг., когда страна преодолевает состояние смятения переходного периода, а система печати приобретает сложившийся облик. Типологическая эволюция журнала может быть реконструирована только с учетом социально-исторического и мировоззренческого контекста того или иного этапа».[39] Страноведческие материалы XX века несли на себе самый серьезный идеологический отпечаток. В очерках об экзотических странах обязательно рассказывалось об угнетении аборигенов «империалистическими хищниками». Показательна статья «Гавайи под гнетом американского империализма» (1950. № 7).[40] Профессор Л. Зиман вначале рассказывает о геологическом происхождении островов, их климатических и природных условиях, культуре, социальном устройстве и быте аборигенов. Но далее автор переходит к истории превращения свободных Гавайев в американскую колонию, рассказывает об освободительной борьбе гавайцев. Таков и очерк «Страна самоанцев» (1953. № 3),[41] повествующий о нелегкой жизни под колониальным гнетом туземцев полинезийского архипелага Самоа.

Показателем изменения настроя журнала в связи с оттепельными тенденциями (частичное преодоление авторитаризма мышления) являлись страноведческие материалы, новости из-за рубежа. Мотив эксплуатации империалистами народов третьего мира использовался, но не всегда и терял свою обязательность. В статье Д. Затуловского «Чомолунгма» (1953. - № 12),[42] рассматривавшей историю покорения высочайшей вершины мира, уже отсутствовала агрессивность по отношению к представителям буржуазных стран, в том числе к англичанам, организовавшим первое восхождение на Эверест. На страницах журнала появлялись статьи иностранных авторов, а некоторые из них составили постоянный авторский актив «Вокруг света» – как, например, знаменитый шведский путешественник Э.Лундквист. В восьмидесятые годы в номерах журнала по-прежнему было много страноведческих материалов, описывающих достопримечательности, жизнь населения разных стран и городов. В поле зрения находилась и российская география. Публиковались путевые очерки, материалы о научных экспедициях. После распада СССР в 1991 г. появились материалы на ранее запретные темы: «Русское зарубежье», православие и другие мировые религии, жизнь в недружественных прежде странах, вроде ЮАР или Израиля, и т.д. В номерах 1991 год преобладает путевой очерк. В большинстве случаев он сопровождается крупными фотографиями (на страницу или разворот) или фотоколлажами. Главным критерием отбора тем стала сенсационность, уровень читателя, на которого ориентировалась редакция, заметно снизился. Массово публикуются материалы, рассказывающие о всевозможных аномальных явлениях – полтергейсте, инопланетянах, вампирах и т.д., эксплуатируются стереотипы массового сознания, суеверия и мифы, основанные на недостаточном образовании, уровне культуры массового человека. В 2000-е гг., по мере социально-экономической стабилизации, сделавшей возможным возрождение высоких познавательных запросов людей, необходимость привлекать читательское внимание дешевой сенсационностью отпала. «Вокруг света» предстал перед читателем как качественный познавательный журнал. Ключевыми материалами в выпусках являются страноведческие и путевые очерки (рубрики «Большое путешествие», «Экспедиция», «Такое место» и др.).

Анализ журналов за 2011, 2012 и январь, февраль 2013 показал (всего проанализировано 26 номеров), что в указанных рубриках преобладают путевые фоторепортажи и фотоочерки. Подобный формат позволяет сделать предоставляемую информацию краткой (минимальное количество строк) и достоверной. Путевые очерки в «Вокруг света» познавательны, в них минимум скрытой рекламы, столь популярных в других массовых изданиях. Они содержат информацию о географии, этнографии и истории.

GEO – ведущий европейский научно-популярный журнал об окружающем мире, основанный в 1976 году в Германии. Его базовые темы – путешествия, наука, экология, фотография, основной жанр – репортаж. Под девизом «Непознанный мир: Земля» GEO выходит с 1998 года в России, занимая четвертое место в мире по тиражу после изданий GEO в Германии, Франции и Испании. GEO Россия входит в семейство КАВЫЧКИ ГДЕ? GEO International – по лицензии гамбургского издательства G+J журнал сегодня издается в 20 странах мира. Является победителем в номинации «Лучший журнал о путешествиях» в 2008 и 2009 годах по результатам опросов читателей интернет-портала Трэвел.Ру.

«GEO — это прежде всего журнал репортажей, то есть увлекательно рассказанных историй на актуальные темы. Поэтому решающую роль для нас играет не сама страна как таковая, а тема, о которой идет речь. Конечно, мы стараемся избегать повторений историй из одного и того же региона (страны). Но при планировании журнала главное — конкретный сюжет», - такую характеристику основному жанру на страницах журнала дает главный редактор Владимир Есипов.

Но обращаясь к характеристике жанра путевого очерка, которую дал А.А. Тертычный, и анализируя тексты журнала, мы делаем вывод, что репортажи содержат элементы очерка, то есть наглядно виден процесс взаимопроникновения жанров.

«Сущность очерка во многом предопределена тем, что в нем соединяется репортажное (наглядно-образное) и исследовательское (аналитическое) начало. Причем «развернутость» репортажного начала воспринимается как преобладание художественного метода, в то время как упор автора на анализ предмета изображения, выявление его взаимосвязей выступает как доминирование исследовательского, теоретического метода. Соответственно в ходе их применения создается или преимущественно-художественная, или преимущественно-теоретическая концепция отображаемого предмета. И уже в рамках той или иной концепции собираются или «перерабатываются» эмпирические факты… Современному очерку чаще всего свойственна документальная насыщенность, часто – в ущерб художественности. Это, очевидно, вызвано тем, что исходный материал, т.е. фактические события, о которых сообщает очеркист, часто настолько драматичен, сюжеты их настолько непредсказуемы, раскрываемые тайны настолько заманчивы, сенсационны, что сами по себе способны привлекать внимание читателя и восприниматься им на уровне информации, черпаемой из самых интересных художественных произведений. В этом случае потребность в интенсивной художественной переработке исходной информации нередко становится излишней». [43]

Анализируя материалы за последние два года и январь, февраль текущего сделаем вывод, что тексты имеют общие жанровые черты.

В большинстве материалов крупных жанров (статьях, обозрениях, журналистских расследованиях) есть элементы очерка. Если автор вводит в повествование героя, то обязательно описывает его внешность, судьбу, место, в котором он находится. Эти приемы позволяют вызвать доверие у читателя к тому, что описывается. При анализе явления авторы делают акцент на определенной детали. С помощью образных выражений вскрываются противоречия тех или иных явлений. Это является необходимым условием конкурентоспособности научно – популярного издания, так как в отличии от телевидения, Интернет - СМИ, печатные СМИ не имеют их возможности. Также в текстах используются методы художественной литературы, которые позволяют удерживать внимание читателей продолжительное время. Домыслы (в материалах на исторические темы), драматизация и вымысел (в путевых очерках) делают материалы близкими к произведениям художественной литературы. В подтверждение стоит привести пример, смертельно опасный эксперимент, описанный Фредди Лангером в материале «Рандеву с подводным хищником». [44] Журналист отправляется в воды Французской Полинезии, где сотни рифовых акул собираются в поисках пищи. В этой местности мелкая рыба под действием сильного течения устремляется к хищным рыбам. Журналист решает посмотреть, «устоит ли под этим напором человек». Описывая свои действия, он использует приемы драматизации. А в тот момент, когда поток устремляет его и группу ныряльщиков на хищника, переключает внимание читателя на историю пролива Рангироа, где происходит действие, и только потом наступает развязка.

Практически всем материалам, даже тем, которые сама редакция не относит к жанру репортажа, присуще репортажность. Последовательное описание события с наглядно-образным воспроизведением деталей позволяет передать атмосферу, в которой оно происходило. Большинство материалов художественного жанра не было бы столь ценно, если бы не содержало аналитику. Аналитика в «GEO» имеет социальную направленность, это позволяет журналу причислять себя не только к научно-популярным, но и общественным журналам.

Подытоживая анализ, можно сделать вывод о том, что материалам в журнале свойственная жанровая диффузия, и вести речь о наличии путевого очерка в «чистом» виде нельзя. Отнесенность издания к тревел-журналам, тематическая рубрика о путешествиях, наличие в материалах таких черт, как образность, динамичность повествования, аналитика и методы художественной литературы позволяют относить определенные тексты к путевым очеркам.

 

Заключение

 

«Определения - формулы, перечисляющие признаки жанров, как правило, неисторичны, ибо претендуют на то, чтобы быть действительными во все эпохи. Тем самым они похожи на рецепты, по которым якобы создаются художественные произведения. Но таких рецептов нет и быть не может хотя бы потому, что в искусстве постоянно ищут и создают новые формы; прежние, уже в силу повторности, пассивно воспринимаются человеческим сознанием и не способны раскрыть новое содержание жизни. А если оно только повторяет пройденное и не добавляет к осознанной нами картине действительности ни единой новой черты, ни нового образа, ни характера, если оно не подымает проблем, волнующих современное общество»,[45] - утверждает В.Я. Конторович.

Рассматривая современное состояние путевого очерка на страницах журналов универсального типа «Вокруг света» и «Geo» (отметим, что журналы имеют большую собственную историю и традиции, так же широкую читательскую аудиторию), мы делаем вывод, что жанр претерпел серьезные изменения. Исходя из специфики журналов, путевые очерки продолжают отражать темы природы и человека, путешествий по различным странам, быта, культуры, истории и мифологии, но акцент с познавательной направленности сменился в сторону практической ценности информации для читателей. Так же ни один очерк не обходится без иллюстративного материала (фотографий). Идет тесное проникновение жанра репортажа в путевой очерк, наличие элемента репортажа стало необходимым. Авторское я присутствует в тексте не столько через позицию и идеи, которые несет журналист сколько через умение интересно и увлекательно подавать материал, создавать интригу и «закрученный» сюжет.

Ситуация с научно-популярными журналами современности наиболее наглядно отражает тенденции современной журналистики, когда в силу таких факторов: 1) борьбы за расширение аудитории, 2) влияния новых коммуникационных технологий, 3) снижения уровня профессионализма журналистов, 4) влияния на журналистику философии постмодернизма[46] происходит стирание жанровых границ.

Качество же очерка во многом зависит не только от того, выдержан ли он в рамках жанра, а и от того, каким языком он написан. «Простой, точный, образный язык дает возможность даже сложную проблему, поставленную в очерке, сделать доходчивей, понятной для самого широкого круга читателей. И наоборот, самые яркие факты и явления становятся неинтересными, а самые простые мысли непонятными, если о них писать запутанно, неграмотно».[47]

Путевой очерк «представляет художественно-публицистическую модель реального мира. Причем окружающая действительность в нем должна не просто фиксироваться, а изображаться зримо, в образах. Очеркист, придерживаясь фактической основы, моделирует своим воображением картину "кусочка жизни"». [48]В этом как раз и заключается ценность его как жанра. Создавая художественно-публицистическую картину действительности, автор очерка вскрывает актуальные проблемы современности, облекая их в яркую художественную форму. Тем самым очеркист формирует сознание читателя, то есть достигает своей первоначальной и главной для всех журналистов цели.

 

 


Список использованной литературы

 

1. Акопов А.И. Периодические издания. – Ростов-на-Дону, 1995.

2. Алексеев В.А. Очерк. Спецкурс для студентов- заочников. -Л.: Изд-во Ленинградск. ун-та, 1973.

3. Арнольд И.В. Семантика. Стилистика. Интертекстуальность. - СПб., 1999.

4. Баларс Л.Г. Особенности стиля очерков А. П. Чехова «Из Сибири» // Творчество А.П. Чехова.- Ростов –на – Дону, 1976.

5. Баларс Л.Г. Жанро- стилистическое своеобразие произведения А. П. Чехова «Из Сибири»,- В кН.: Творчество А. П. Чехова.- Ростов- на – Дону, 1979.

6. Бахтин М. М. Автор и герой. К философским основам гуманитарных наук. СПб., 2000.

7. Бельчиков Н. Ф. Неизвестный опыт научной работы Чехова. М., 1985.

8. Ворошилов В. В.. История журналистики России. Журналистика: Учебник. СПб., 2001.

9. Гвоздев В.Н. Меж двух миров: некоторые аспекты чеховского реализма. – Астрахань, 1999.

10. Гуковский Г. А. Русская литература XVIII века. - М., 1999.

11. История русской журналистики XVIII – XIX веков: учебник Л. П. Громова, М. М. Ковалева, А. И. Станько, Ю. В. Стенник и др. СПб., 2005.

12. А. В. Дружинин: проблемы творчества. Самара, 1999.

13. Дымарский М.Я. Проблемы текстообразования и художественный текст. СПб., 1999.

14. Есин Б.И. 'Чехов-журналист' - Москва: Издательство Московского университета, 1977.

15. Есин Б. И. История русской журналистики (1703–1917): учеб. пособие и хрестоматия / Б. И. Есин. М., 2000.

16. Русская журналистика в документах. История надзора / под ред. д–ра филол. наук, проф. Б. И. Есина и д–ра филол. наук, проф. Я. Н. Засурского; сост. к–т истор. наук О. Д. Минаева. - М., 2003.

17. Журбина Е.И. Теория и практика художественно-публицистических жанров: очерк, фельетон. - М., 1969.

18. Захаркин А.Ф. Сибирь и Сахалин в творчестве А. П.Чехова. - М.,1969.

19. Средства массовой информации постсоветской России / под ред. д–ра филол. наук, проф. Я. Н. Засурского. - М., 2002.

20. Система средств массовой информации России / под ред. д–ра филол. наук, проф. Я. Н. Засурского. - М., 2003.

21. Неизвестные страницы отечественной журналистики. Факультет журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова. Кафедра истории отечественных средств массовой информации / под ред. проф. Я. Н. Засурского. - М., 2006.

22. Ивлев Д. Д. История русской журналистики XVIII – нач. XX в. - М., 2004.

23. Катаев В. Б. Проза Чехова. Проблемы интерпретации. – М.: Изд- во МГУ, 1979.

24. Канторович В. Я. Заметки писателя о современном очерке. - М., 1975.

25. Колосов Г. В. Очерк. - Алма-Ата, 1966.

26. Корконосенко С. Г. Право и этика СМИ. - СПб., 1999.

27. Корконосенко С.Г. Социальное функционирование журналистики. - СПб., 1994.

28. Ким М. Н. Очерк. Теория и методология жанра. - СПб., 2000.

29. Кузнецов И. В. История отечественной журналистики (1917–2000): учеб. комплект (учеб. пособие; хрестоматия). - М., 2006.

30. Лазутина Г.В., Распопова С.С. Жанры журналистского творчества: Учеб.пособие для студентов вузов. - М.:Аспект Пресс, 2011.

31. Лебедев Ю.В. В середине века. - М.: Современник, 1988.

32. Лебедев П. Типологическая структура российской путевой прессы // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы массовой коммуникации: новые подходы» 27-28 октября 2011.

33. Литке М.В. 150 Лет журналу «вокруг света»: становление и развитие типологической модели // Вестник Томского государственного ун-та. – 2012. - №3.

34. Литке М.В. Предметное поле познавательного журнала «Вокруг света» // Актуальные проблемы журналистики: сб. тр. молодых ученых. Вып. 6 / отв. ред. П.П. Каминский. - Томск, 2011.

35. 35.Лотман Ю. М. Сотворение Карамзина. - М., 1987.

36. 36. Лотман Ю. М. Статьи по семиотике искусства. - СПб., 2002.

37. 37. Лотман Ю.М., Успенский Б.А.«Письма Русского Путешественника» Карамзина и их место в развитии русской культуры. - Л., Наука, 1984.

38. Лебедев Ю.В. В середине века. - М.: «Современник», 1988.

39. Ляпина Л.Е. Циклизация в русской литературе XIXвека.- СПб: НИИ химии СпбГУ,-1999.

40. Макогоненко Г. П. О композиции «Путешествия из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева. XVIII век. Сб. 2. - М-Л, 1940.

41. Маслова Н.М. Путевые заметки как публицистическая форма. - М., 1977.

42. Маслова Н.М. Глазами А.П. Чехова. - Дальний Восток, 1976.

43. Маслова Н. М. Путевой очерк, проблемы жанра. - М.: Знание, 1980.

44. Маслова Н.М. «Путешествие» как жанр публицистики: Автореферат. дис. канд. филолог. наук. - М., 1973.

45. Маслова Н.М. Очерк: теория и методология жанра. - СПб., 2000.

46. Махонина С. Я. История русской журналистики начала XX века. Учеб.-методич. комплект: учеб. пособие; хрестоматия.- М., 2004.

47. Михельсон В.А. «Путешествие» в русской литературе. - Ростов- на- Дону. 1974.

48. Овсепян Р. П. История новейшей отечественной журналистики (февраль 1917 – 90-е гг.). - М., 1999.

49. Панцырев К. А. Путевой очерк: эволюция и художественно- публицистические особенности жанра: дис. канд. филолг. наук. - СПб., 2004.

50. Полоцкая Э.А. Не предназначавшееся для печати // Поэтический мир Чехова. Сб. науч. тр. - Волгоград, 1985.

51. Сафронов А.В. Жанр «путешествий» и художественная документалистика. «Из жизни отверженных» (преемственность поэтики)//Русское литературоведение в новом тысячелетии. Сб.науч.тр.Т.1. - М.,2003.

52. Скибина О.М. Творчество Л.В. Кигна-Дедлова: проблематика и поэтика. - Оренбург, 2003

53. Станиславлева В.Н. Советский очерк о зарубежных странах. - М., 1979.

54. Старцев А. Радищев.в годы «Путешествия». - М. 1960.

55. Семанова М.Л. Чехов-художник. - М.,1976.

56. Сохряков Ю. И. Национальная идея в отечественной публицистике XIX – начала XX вв. - М., 2000.

57. Тертычный А. А. Жанры периодической печати. - М., 2000.

58. Чудаков А.П. Истоки чеховского сюжетного новаторства // Русская литература, 1983.

59. Усманов Л.Д. Художественные искания в русской литературе конца XIX начала XXвеков. Автореф. дисс. доктора филолог. наук. - Л., 1977.

60. Фомичев Е.Г. Автор и герой в очерке: приемы портретизации: Автореф. дис. канд филолог. наук. - СПб., 2003.

61. Риторические основы журналистики. Работа над жанрами газеты. Ред.: Смелкова З.С. Ассуирова Л.В., Савова М.Р., Сальникова О.А. – М.: Флинта, 2006.

62. http://www.rolfpotts.com/

63. www.vokrugsveta.ru/

64. http://geo.ru

 

 


Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Оренбургский государственный педагогический университет»

 

Факультет филологический
Кафедра журналистики

 

Выпускная квалификационная работа

по теме «Путевой очерк на страницах современных журналов

(на примере журналов «Вокруг света» и «Гео»)»

 

Выполнила:
студентка 301-Ж группы

Суворова И.П.


 


Научный руководитель
Скибина О.М.

 

Оренбург, 2013

 

 


[1]- Тертычный А. А. Жанры периодической печати. М., 2000. стр.321.

 

 

[2] Гуминский В. М. Путешествие // Литературный энциклопедический словарь. М., 1987. С. 314—315.

[3] Маслова Н.М. Путевые заметки как публицистическая форма. М., 1977. С. 5–27

[4] Станиславлева В.Н. Советский очерк о зарубежных странах. М., 1979.

 

[5]. Тертычный А. А. Жанры периодической печати. М., 2000. С. 364

 

 

[6] Хождение Игнатия Смолянина: Под ред.С.В.Арсеньева.М.,1999

[7] Лотман Ю.M., Успенский Б.А. «Письма Русского Путешественника»Карамзина и их место в развитии русской культуры. - Л., Наука, 1984.

 

[8] Н. А. Добролюбов. Полное собр. соч., т. II. Л., 1935, с. 10. — Отметим, что первоначально Добролюбов написал: «В этом уменье охватить полный образ предмета, отчеканить, изваять его — заключается сильнейшая сторона таланта Гончарова, и ею он превосходит всех современных русских писателей» (Полное собр. соч., т. II, Л., 1935, с. 647)

 

9, 10, - И. А. Гончаров. «Фрегат «Паллада» М.,2003. стр.223

11- И. А. Гончаров. «Фрегат «Паллада» М.,2003. стр.226

 

 

 

[12],13- И. А. Гончаров «Фрегат «Паллада». М.,2003.,стр.289.

 

 

 

[14],15, И. А. Гончаров. «Фрегат «Паллада» М., 2003, стр.357

 

[16] ,- И. А. Гончаров. «Фрегат «Паллада» М., 2003, стр.382

 

[17],18, - И. А. Гончаров. Фрегат «Паллада» М., 2003, стр.421.

 

19, И. А. Гончаров. Фрегат «Паллада» М., 2003, стр.429.

 

 

 

 

 

 

[20] - И. А. Гончаров. «Фрегат «Паллада» М.,2003, стр.458.

[21] Рыбасов.А И. А. Гончаров. 1812-1891.[Электронный ресурс].- Режим доступаURL: goncharov.lit-info.ru< 17.04.2013. 14:24>

[22] Муравейский С.Д. И. А. Гончаров и его плавание на фрегате "Паллада"[Электрнный ресурс].- Режим доступа URL: goncharov.lit-info.ru <17.04.2013.16:45>.

[23] - Машинский С. Гончаров и его творчество.- В кн.: И. А. Гончаров. Собр. соч., т. 1. Стр.89. М., 1972

[24] (И. А. Гончаров. Лучше поздно, чем никогда (Критические заметки)[.Электронный ресурс].-Режим доступа URL: goncharov.lit-info.ru <19.04.2013.20:40>

[25] Захаркин А. Ф. Сибирь и Сахалин в творчестве А.П. Чехова. Уч. зап. – М., 1966. стр.223

 

[26] Барглас Л.Г. Жанрово-стилистическое своеобразие произведения Чехова «Из Сибири» // Творчество А. П. Чехова. Особенности художественного метода. Республ - й сб. науч. тр. – Ростов – на Дону, 1979. Вып 4. – стр. 129.

[27] Семанова М.Л. Чехов – художник. – М., 1976.стр. 236.

[28] Соболевская Н.Н. Поэтика трагического у Чехова // Проблемы типологии реализма. Межвузов. Сб. ст. Вып. 9. – Свердловск, 1976.стр.129.

[29] Сухих И.Н. «Остров Сахалин» в творчестве Чехова // Русская литература. 1985. - №3. стр.81.

[30] Ляпина Л.Е. Циклизация в русской литературе XIXвека.- СПб: НИИ химии СпбГУ,-1999.стр.202.

 

[31] Сафронов А.В. Жанр «путешествий» и художественная документалистика. «Из жизни отверженных» (преемственность поэтики) // Русское литературоведение в новом тысячелетии. Сб. науч. тр. Т. 1. – М., 2003.стр.26.1

[32] Чудаков А.П. Истоки чеховского сюжетного новаторства // Русская литература.1983.-№3.стр.97

[33]- Тертычный А. А. Жанры периодической печати. М., 2000. стр.284.

[34] Лазутина Г.В., Распопова С.С. Жанры журналистского творчества: Учеб. пособие для студентов вузов. - М.: Аспект Пресс, 2011. - С.58.

[35]- Рольф Поттс. Путешествия по миру. [Электронный ресурс].- Режим доступа:URL: http://www.rolfpotts.com/ <25.03. 2013. 17:15 >.

[36] -Тертычный А. А. Жанры периодической печати. М., 2000.стр.271.

 

[37],38-Павел Лебедев Типологическая структура российской путевой прессы // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы массовой коммуникации: новые подходы» 27-28 октября 2011 г. [Электронный ресурс].- Режим доступа:URL:http//omop.su›article/55/57236.html. <28.03.2013>

 

 

 

[39]-М.В. Литке 150 Лет журналу «вокруг света»: становление и развитие типологической модели// Вестник Томского госунивертите №3 2012.

[40] - Архив журналов «Вокруг света». [Электронный ресурс].- Режим доступа: URL:www.vokrugsveta.ru/ <20.03. 2013.20:44>

[41] - Там же.

[42]- Архив журналов «Вокруг света»». [Электронный ресурс].- Режим доступа: URL: www.vokrugsveta.ru/ <22.03. 2013. 21:50>

 

[43] - Тертычный А. А. Жанры периодической печати. М., 2000. стр.247.

[44] -Архив журнала «Geo». [Электронный ресурс].- Режим доступа:URL:. http://geo.ru < 22.03.2013>

[45]- Канторович В. Я. Заметки писателя о современном очерке. М., 1975.стр.163

[46] Лазутина Г.В., Распопова С.С. Жанры журналистского творчества: Учеб. пособие для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2011.стр.-3,4.

[47] Колосов Г. В. Очерк. Алма-Ата, 1966. стр. 14.

[48] Тертычный А. А. Жанры периодической печати. М., 2000. стр.256.

Date: 2016-02-19; view: 4922; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию