Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение. Глава I. Генезис жанра путевого очерка в русской литературе и публицистике (от «хожений» до А





Содержание

 

Содержание. 2

Введение. 3

Глава I. Генезис жанра путевого очерка в русской литературе и публицистике (от «хожений» до А. П. Чехова). 8

1.1 Хожение: путешествие и литературный жанр. 8

1.2. Путевой очерк в художественной литературе XVIII и XIX веков. 14

1.2.1. «Письма русского путешественника» Карамзина. 14

1.2.2. "Путешествие из Петербурга в Москву" А.Н.Радищева. 17

1.2.3. «Фрегат «Паллада»» И.А.Гончарова. 19

1.2.4. «Остров Сахалин» А.П.Чехова. 28

Глава II. Путевой очерк на страницах современных СМИ. 36

2.1. Путевой очерк в публицистике XX и XXI века. 36

2.2. Путевой очерк на страницах журналов «Вокруг света» и «Гео». 41

Заключение. 49

Список использованной литературы.. 51

Введение

 

Очерк – самый сложный по своим признакам и свойствам жанр публицистики. Природа его определяется тем, что он функционирует и в публицистике, и в художественной литературе. Это оперативный художественно-публицистический жанр, точно изображающий социально важные факты и явления и типичных представителей определенных социальных групп общества. Очерк в газете, как правило, в девяносто девяти случаях из ста строго документален. Это значит: всё в нём подлинно, достоверно, «адресно», основано на фактах. Имена героев, место действия, цифры, описанные в очерке события, - всё находится в полном соответствии с действительностью. Читатель может побывать в гостях у героя очерка, увидеть его работу.

Жанровую природу очерка определяют три начала – социологическое, публицистическое и образное. Первые два роднят очерк с журналистикой, третье – с художественной литературой. Социологическое начало очерка заключается в его направленности на исследование общественных отношений и проблем, в рассмотрении социальных сторон деятельности личности. Публицистическое начало проявляется в опоре на факты, в открытости, незавуалированности авторской позиции, в прямоте высказываемых мнений и оценок. Художественное начало очерка заключается в создании образной картины действительности, в которой ситуации, явления и характеры социально типизируются.

Очерк может быть трех видов: проблемный, портретный, путевой.[1]

Существует большое количество определений путевого очерка. Мы в своей работе остановимся на определении В. М. Гуминского, так как оно учитывает всю вариативность путевого жанра. Это определение включено в «Литературный энциклопедический словарь» (1987) и «Литературную энциклопедию терминов и понятий» (2001). «Путешествие – литературный жанр, в основе которого описание путешественником (очевидцем) достоверных сведений о чем-либо, в первую очередь незнакомых читателю или малоизвестных, странах, землях, народах в форме заметок, записок, дневников журналов), очерков, мемуаров. Помимо собственно познавательных, путешествие может ставить дополнительные – эстетические, политические, публицистические, философские и другие задачи; особый вид литературных путешествий – повествования о вымышленных, воображаемых странствиях, с доминирующим идейно-художественным элементом, в той или иной степени следующие описательным принципа построения документального путешествия».[2]

«Путевой очерк, как и некоторые другие журналистские жанры (например, заметка, отчет, корреспонденция, обозрение), относится к наиболее ранним формам текстов, ознаменовавших становление журналистики. Очевидно, это объясняется тем, что подобная путевому очерку форма отображения действительности была чуть ли не первой в художественной литературе».[3]

А поэтому являлась хорошо освоенной, что и помогло ей быстро закрепиться на страницах периодической печати, как только та возникла.

Авторами, прославившими путевой очерк как жанр российской литературы и журналистики в XIX в., стали А.С. Пушкин («Путешествие в Арзрум»), Н.И. Новиков («Отрывок путешествия в И***Т***»), А.Н. Радищев («Путешествие из Петербурга в Москву»), А.А. Бестужев («Поездка в Ревель»), А.П. Чехов («Остров Сахалин»), И.А. Гончаров («Фрегат «Паллада»). Много прекрасных путевых очерков было создано публицистами советского времени, например И.А. Ильфом и Е.П. Петровым, И.Г. Эренбургом, М.А. Шагинян, М.Е.Кольцовым, Ю. Смуулом, В.В. Маевским, В.М. Песковым и другими журналистами.[4]

Из всех очерковых форм путевой очерк в наибольшей мере претендует на авантюрность сюжета (первоначальный смысл слово «авантюра» – «приключение»). Подобная авантюрность задается самим характером подготовки данного типа публикации. Поскольку путевой очерк представляет собой описание неких событий, происшествий, встреч с разными людьми, с которыми автор сталкивается в ходе своего творческого путешествия (поездки, командировки и пр.), то и сюжет очерка отражает собой последовательность этих событий, происшествий, встреч, являющихся содержанием путешествия (приключений) журналиста. Разумеется, хороший путевой очерк не может быть простым перечислением или изложением всего, что автор увидел в течение своей поездки. Да и опубликовать все увиденное журналистом вряд ли сможет себе позволить то издание, для которого готовится очерк. Так или иначе, но очеркисту приходится отбирать самое интересное, самое важное. Что посчитать таким самым интересным и важным – зависит от того замысла, который складывается у него в ходе путешествия. Разумеется, замысел может возникнуть и задолго до творческой поездки. Исходным материалом для него могут стать как прошлые личные наблюдения журналиста, так и полученная вновь информация из тех же газет, журналов, радио и телевидения. Но не исключено, что журналист получит определенное задание от своего редактора или замысел возникнет под воздействием каких-то иных факторов (скажем, в результате участия журналиста в какой-то политической акции).

Как и в ходе подготовки любого серьезного и объемного материала (а путевые очерки именно такими и бывают), в ходе подготовки очерка, уже на стадии сбора сведений, этот замысел может быть скорректирован или даже кардинально изменен – все зависит от характера той информации, которая попадет в распоряжение журналиста. Именно на этот полностью сформировавшийся замысел или, как его еще по-иному называют, основную идею будущего произведения и должны работать все собранные автором в ходе творческой командировки факты и впечатления. Если же они выходят за рамки такого замысла, то их приходится оставить в журналистском блокноте.

Путевые очерки могут преследовать самые разные цели. Так, главным для журналиста может стать показ того, как в разных городах, районах, через

которые он проезжает, решается какая-то одна проблема (например, как государство заботится об инвалидах). Он может поставить перед собой и цель иного плана, например, исследовать, как население разных городов проводит свободное от работы время, какое хобби предпочитает. Может рассказать о том, как сохраняются памятники культуры на том маршруте, которым он следует. Или он может встретиться с проживающими в населенных пунктах, через которые проезжает, участниками Великой Отечественной войны, имеющими звание Героя Советского Союза или являющимися полными кавалерами ордена Славы. Таких целей существует бесконечное множество. В результате их реализации могут появиться самые разные по содержанию путевые очерки. «Журналист должен уметь использовать те преимущества, которые предоставляет ему путевой очерк. И прежде всего – сам факт своего перемещения «во времени и пространстве», с тем, чтобы придать очерку динамичную форму, чтобы позволить читателю почувствовать все напряжение и «прелести» путешествия и сделать его тем самым «соучастником» своей командировки, своего поиска».[5]

В своей работе мы уделяем основное внимание путевым очеркам на страницах современных научно-популярных журналов «GEO» и «Вокруг света».

Актуальность работы: современная журналистика тяготеет к «смешению» жанров. Одна из причин этого явления поиск обогащения их возможностей. Актуальность работы заключается в анализе путевых очерков на страницах качественных журналов, которые позволяют наиболее точно и четко выявить новообразования жанра на данный момент. Это позволит при необходимости написать путевой очерк, отвечающий всем новейшим тенденциям в журналистике.

Методологическая база: жанру путевого очерка как разновидности литературы «путешествий» в современном литературоведении посвящено достаточно большое количество научных исследований, среди которых статьи Ю. М. Лотмана и Б. А. Успенского, Д. С. Лихачева, работы В. А. Михельсона, Н. М. Масловой, В. М. Гуминского, С. Н. Травникова, К.А. Панцырев.

Путевому очерку как жанру журналистики посвящены работы М. Н. Кима и А. А. Тертычного, Г.В. Колосова, В. Я. Канторович.

Цель работы: Проанализировать путевой очерк на страницах современных журналов.

Задачи:

1. Проследить основные этапы эволюции и становления путевого очерка.

2. Проанализировать образцы классических путевых очерков XVIII- XIX веков.

3. Дать характеристику отличительных черт традиционного путевого очерка, отследить их наличие в современных журналах.

4. Проанализировать состояние путевого очерка на страницах научно- популярных журналов «Вокруг света» и «GEO».

Объект исследования: путевой очерк на современном этапе в журналах универсального типа.

Предмет исследования: тексты путевых очерков из журналов «Вокруг света» и «GEO».

Материал исследования: 26 номеров журнала «Гео» (январь 2011- февраль 2013), 26 номеров журнала «Вокруг света» (январь 2011- февраль 2013).


Глава I. Генезис жанра путевого очерка в русской литературе и публицистике (от «хожений» до А. П. Чехова)

Date: 2016-02-19; view: 2656; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию