Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дидактический материал для речевой работы





СОДЕРЖАНИЕ

Введение................................................................................... 2

Автор объясняет............................................................... 2

Автор советует............................................................... 4

Артикуляционная (речевая) гимнастика............................. 6

Сказка о Веселом Язычке......................................... 8

Статические упражнения для языка.............................. 9

Динамические упражнения для языка..................... 9

Упражнения для губ...................................................... 10

Комплекс упражнений для формирования правиль­
ного произношения звуков [к], [к']............................ 11

Положение органов речи при произношении

звуков [к], [к'].............................................................. 14

Условные обозначения.................................................. 14

Дидактический материал для речевой работы

с детьми............................................................................... 15

Закрепляем произношение твердого согласного

звука [к], учим звуковому анализу......................... 19

Закрепляем произношение мягкого согласного

звука [к'], учим звуковому анализу......................... 46

Вместо заключения............................................................... 77

Говорите правильно!......................................................... 80


ВВЕДЕНИЕ

АВТОР ОБЪЯСНЯЕТ

Перед вами пособие, которое можно использовать для ра­боты по преодолению недостатков звукопроизношения у до­школьников и младших школьников, для общего развития речи, формирования звуковой культуры, правильной дикции у детей, а также для подготовки ребенка к обучению грамо­те. В норме формирование правильного звукопроизношения заканчивается у детей к 4—5 годам. Однако не все дошколь­ники могут самостоятельно освоить произношение отдельных звуков родного языка, а взрослые не всегда определяют на слух дефекты речи или не придают этому особого значения, полагая, что с возрастом эти недостатки исправятся.

Нарушение заднеязычных звуков [к], [г], [х] и парных мягких [к'], [г'], [х'] встречается значительно реже. Они составляют у детей 5—9 лет 1% от дефектов произношения других групп звуков и характерны для сложных речевых нарушений, например при значительном снижении слуха, алалии, ринолалии, дизартрии. В норме дети овладевают правильным произношением заднеязычных звуков в возра­сте от 2 до 3 лет.

Встречаются такие виды дефектов произношения [к], [г], [х] и мягких фонем: вместо [к] слышится гортанный щелчок, при произношении [г] к шуму при щелчке добавляется голос, при произношении [х] слышится гортанный шум. Второй вид нарушения — это случай замены заднеязычных звуков [к], [г], [х] переднеязычными [т], [д]. Дети говорят: «Молтовта, тапуста, толова. Ам-ам! То там? Му-у-у! Молата тому?» (Мор­ковка, капуста, корова. Ам-ам! Кто там? Му-у-у! Молока кому?)


Третий вид нарушения характеризуется заменой [к] на фрикативный [х], [г] — на южнорусский [г], [х] — иногда на [с]: «хапуста», «слеп» (капуста, хлеб).

Искаженное звукопроизношение приносит ребенку не­мало огорчений в детском саду, а в школе эти трудности возрастают. Сверстники замечают дефекты речи, посмеива­ются, взрослые часто делают замечания, и в школьных тетрадях появляется масса необычных ошибок. Ребенок стесняется участвовать в праздниках, рассказывать сти­хотворения, общаться с детьми и взрослыми, получает неудовлетворительные оценки по русскому языку. Ему нужна помощь взрослого. В одних случаях требуется специальная логопедическая работа, в других — достаточ­но после консультации логопеда занятий ребенка с воспи­тателем, учителем или родителями. Это зависит от степе­ни выраженности дефекта произношения, причин, а также от индивидуальных особенностей ребенка. Предпосылкой успеха является создание благоприятных условий для работы по формированию правильного звукопроизношения: прежде всего необходимо вызвать у ребенка интерес к занятиям, а для этого использовать игру, рисование, ху­дожественное слово и другие виды деятельности, повыша­ющие познавательную активность ребенка, позволяющие избежать быстрого утомления.

Используя наше пособие, вы сможете применить разнооб­разные приемы: называние картинок, исключение неподхо­дящей картинки, отгадывание и загадывание загадок, дого-варивание слов, проговаривание потешек, чистоговорок и скороговорок, разучивание стихотворений, считалок, состав­ление звуковых схем слов, развивающие игры со словами, обводка и раскрашивание рисунков с комментированием, элементы логоритмики, исключение неподходящего по зву­ковому составу слова, обобщение понятий одним словом и многие другие.


В рабочую тетрадь включены артикуляционные упражне­ния для отработки основных движений органов речи, под­готовки речевого аппарата к правильному произношению звуков. В тетради не описаны специальные приемы вызыва­ния или постановки звуков, так как их должны использо­вать логопеды.

Воспитатели и родители могут достичь успеха в резуль­тате систематической и кропотливой работы по развитию у детей фонематического слуха, выработке правильного арти­куляционного уклада (см. Положение органов речи при произношении звуков), вызыванию правильного произноше­ния звука по подражанию.

АВТОР СОВЕТУЕТ

Занятия с ребенком рекомендуется проводить системати­чески, не менее 3 раз в неделю, подкрепляя ежедневными 2—3-разовыми кратковременными упражнениями. Сроки преодоления недостатков звукопроизношения зависят от ряда факторов: степени сложности дефекта, индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, регулярности занятий, уча­стия родителей в этой работе. Родителям, имеющим дефек­ты произношения, полезно заниматься вместе с детьми.

В работе с тетрадью по развитию речи необходимо соблю­дать последовательность: не предлагайте на первом этапе для выполнения трудных заданий, постепенно переходите от простого задания к сложному. Тщательно закрепляйте изученный материал. Основная ваша задача — включить ребенка в целенаправленную речевую работу, заинтересо­вать его. Только при положительном отношении вы сможете выработать умение отличать правильное произношение от дефектного, осуществлять слуховой контроль за собствен­ным произношением и оценивать качество воспроизводимых в собственной речи звуков, учить различать звуки на слух


и в произношении, сформировать речедвигательные навыки, а также развить внимание, память, мышление и тем самым способствовать формированию у ребенка готовности к осво­ению письма и чтения.

К сожалению, нет возможности включить в тетрадь весь необходимый дидактический материал, поэтому педагогам, родителям и детям придется потрудиться самостоятельно. Советуем не ограничиваться наглядным материалом в тетра­ди и вместе с детьми подбирать подходящие к заданию картинки. Там, где требуется повторение слов, вспомните аналогичные слова, организуйте соревнование, кто больше назовет слов на заданный звук. Чтобы научить ребенка звуковому анализу слов, следует иметь собственные четкие представления об этой работе.

Развитие речевого слуха проводится в форме игры и зани­мательных упражнений, дидактический материал предлага­ется с постепенным усложнением. От анализа неречевых зву­ков (звуков города, природы, дома, магазина) дети переходят к размещению слов, близких по звучанию: чашка — кашка, мак — бак, а затем к дифференциации слогов и отдельных звуков. Дети учатся различать фонемы родного языка, начи­ная с гласных звуков, овладевают первыми лингвистически­ми понятиями: звук, слог, гласный звук, согласный звук, твердый согласный звук, мягкий согласный звук. Задания по звукослоговому анализу и синтезу развивают не только язы­ковое чутье у ребенка, но и его умственные способности.

Образец звукового анализа слова

р — [р] — согласный, твердый звук,

а — [а] — гласный звук,

к — [к] — согласный, твердый звук.


АРТИКУЛЯЦИОННАЯ (РЕЧЕВАЯ)

Date: 2016-02-19; view: 456; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию