Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социальное правовое государство





Слово «социальный» на латыни означает «общий, общественный», то есть относящийся к жизни людей в обществе. Поэтому «социальным» в самом широком значении этого слова является любое государство, будучи продуктом общественного развития. Однако в теории государства и права под социальным государством понимается государство, обладающее особыми качествами и функциями (М/м лекция № 7, слайд № 30).

Идея социальной государственности сформировалась в конце XIX – начале XX вв., то есть несколько позже, чем идея правового государства. Разработка данной теории явилась результатом объективных, социально-экономических процессов, происходивших в то время в жизни буржуазного общества, когда в противоречие вошли два его важнейших принципа – принцип свободы и принцип равенства.

Надо сказать, что к этому времени в теории сложились два основных подхода к проблеме соотношения данных принципов.

Приверженцы одного подхода: Адам Смит, Джон Стюарт Милль, Бенджамен Констан, Джон Локк и другие, - отстаивали теорию индивидуальной свободы человека, вменяя государству в качестве основной обязанности охранять эту свободу от любого вмешательства, в том числе и от вмешательства самого государства. Признавая при этом, что в конечном счете такая свобода приведет к социальному неравенству, они, тем не менее, считали ее высшей ценностью.

Приверженцем другого подхода был, в первую очередь, Жан–Жак Руссо, который не отрицал значения индивидуальной свободы, но считал, что все должно быть подчинено принципу равенства, в обеспечении которого состоит основная задача государства.

Однако на практике, принцип индивидуальной свободы, раскрепощающий инициативу и самостоятельность людей, способствующий развитию частного предпринимательства и рыночного хозяйства, и сыгравший, безусловно, позитивную роль в период становления и упрочения мощи буржуазных государств, по мере развития данных государств, накопления богатства и социального расслоения буржуазного общества, все больше стал приобретать негативное значение. Это выражалось в том, что усилилась поляризация общества, грозившая возможностью социального взрыва. В связи с чем, принцип индивидуальной свободы потерял свою актуальность и уступил место принципу социального равенства, требующего от государства перейти от роли «ночного сторожа» к активному вмешательству в социально-экономическую сферу, что в западной социологии получило название «государство – дойная корова». Именно в такой историко-политической обстановке и начинает формироваться понятие социального государства, понимание его особых качеств и функций.

В дальнейшем идея социального государства начинает получать все большее признание, воплощаться на практике и закрепляться в действующих конституциях ряда государств. Впервые государство было названо социальным также в Основном законе ФРГ 1949 г. Так или иначе принцип социальности выражен в конституциях Франции, Италии, Португалии, Турции, Испании, Греции, Нидерландов, Дании, Швеции, Японии и других государств. Большое значение для теории и практики социального государства имело учение английского экономиста Джона Кейнса, под влиянием взглядов которого сформировалась концепция государства всеобщего благоденствия, исходящая из возрастания социальной функции государства.

Следует заметить, что определенным катализатором процесса развития идеи социального государства и воплощения ее в жизнь на Западе было возникновение Советского государства в России и других стран социалистического лагеря, постоянно декларировавших в своих конституциях и других законодательных и политических актах социальную ориентированность их политики. Несмотря на патерналистский (отеческий) характер подобных деклараций, а зачастую их полное несоответствие имевшим место реалиям, нельзя не признать, что ряду социалистических государств удалось достичь реальных достижений в социальной политике.

Истоки социальной политики государства находятся в далеком прошлом, когда правители, например, римские цезари, заботились о предоставлении плебсу «хлеба и зрелищ». Однако о социальном государстве как особой политико-правовой реальности, можно говорить лишь тогда, когда социально ориентированная политика фактически становится основным направлением его деятельности и распространяется на широкий круг объектов. Кроме того, социальным может быть только государство, имеющее высокий уровень экономического развития, причем в структуре экономики должна быть учтена социальная ориентация государства. В этой связи момент реального возникновения социальных государств следует отнести к 60-м гг. двадцатого столетия. В каждой же конкретной стране начальную стадию формирования социального государства следует связывать с установлением ответственности государства за предоставление каждому гражданину прожиточного минимума, что в дальнейшем трансформируется в обязанность государства обеспечить каждому гражданину достойный уровень жизни.


Кроме того, следует учитывать, что проведение государством социально ориентированной политики представляет собой трудный процесс, обусловленный необходимостью учитывать противоречивые, почти исключающие друг друга факторы. Социальное государство должно постоянно поддерживать труднодостижимый баланс между свободой рыночной экономики и необходимостью воздействия на распределительные процессы с целью достижения социальной справедливости, сглаживания социального неравенства, в связи с чем в теории государства и права выделяются специфические признаки (условия существования) социального государства (М/м лекция № 7, слайд № 31).

Отдельной оценки требуют и функции социального государства, говоря о которых, следует иметь в виду следующие обстоятельства:

а) ему присущи все традиционные функции, обусловленные природой государства как такового (М/м лекция № 5.1, слайд № 15), на процесс осуществления которых налагается отпечаток социального назначения государства. Другими словами традиционные функции государства как бы преломляются через призму целей и задач государства социального, и в этом плане можно говорить о наличии у него общей социальной функции (общем социальном назначении);

б) в рамках общей социальной функции можно выделить специфические направления деятельности социального государства – его специфические функции (М/м лекция № 7, слайд № 32).

Если оценивать Российскую Федерацию с позиции указанных выше принципов и функций социального государства, то стоит отметить, что Россия с учетом конституционных положений о том, что Российская Федерация является социальным государством, находится на начальной стадии формирования социального государства.

 







Date: 2016-02-19; view: 345; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию