Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Критерии отбора элементов политической системы
В обществе могут создаваться и действовать различные общественные объединения. К их числу относятся общественные творческие и профессиональные организации, такие как союзы художников, архитекторов, адвокатов, профессиональные союзы угольщиков, работников госучреждений, молодежные, женские объединения, организации по интересам, самодеятельные формирования, политические партии и т.д. Однако не все они могут быть участниками политических отношений и входить в политическую систему. Для того, чтобы правильно определить структуру политической системы общества, необходимо найти критерии отбора ее элементов (М/м лекция № 6, слайд № 6). Представляется, что в качестве таких критериев могут быть использованы: 1) внутренняя упорядоченность (организационный критерий); 2) политическая направленность деятельности (политический критерий); 3) наличие программ, положений, уставов, отражающих цель создания соответствующей организации (программный критерий). Внутренняя упорядоченность элементов политической системы в качестве критерия отбора ее элементов предполагает необходимость внешнего структурирования деятельности той или иной организации (М/м лекция № 6, слайд № 7). То есть любая организация, претендующая на роль элемента политической системы общества, как минимум должна быть организационно оформлена, то есть иметь своих членов и учредителей, органы управления, располагаться по определенному адресу, иметь свою символику и т.д. Особую важность имеет второй критерий, а именно – политический. Данный критерий означает способность (М/м лекция № 6, слайд № 8): 1) выражать политические интересы определенного класса, группы или любой иной социальной общности; 2) быть участником политической жизни и носителем политических отношений; 3) иметь непосредственное или опосредованное отношение к государственной власти – ее завоеванию, организации или использованию, как в форме взаимодействия с государственными органами, так и в форме противостояния им; 4) руководствоваться в своей повседневной деятельности политическими нормами, или правилами, сложившимися в недрах политической жизни той или иной страны. В зависимости от данного критерия к числу собственно политических организаций относят: государство (М/м лекция № 6, слайд № 22), все политические партии (М/м лекция № 6, слайд № 10), отдельные общественные организации и общественные движения (М/м лекция № 6, слайд № 16). Характерным признаком политических организаций является прямая связь с политикой, а непосредственной задачей их создания и функционирования является достижение определенной политической цели. К несобственно политическим организациям относятся такие, которые возникают и развиваются не в силу непосредственно политических, а в силу экономических и других причин. Как правило, это профсоюзные (М/м лекция № 6, слайд № 17), кооперативные и иные организации, трудовые коллективы (М/м лекция № 6, слайд № 18), которые свою деятельность осуществляют в производственной, социально-бытовой, культурной и других сферах жизни общества. Как правило, данные организации не закрепляют в своих уставах задачи активного воздействия в политических целях на государственную власть, хотя для достижения своих целей они нередко прибегают к политическим методам борьбы. Это однако не означает принижения роли несобственно политических организаций в политической системе общества, ибо речь идет лишь об отсутствии доминирующего политического аспекта их деятельности. А не в отрицании его как такового. Отдельную группу составляют организации, имеющие в своей деятельности лишь незначительный политический аспект. Они возникают и функционируют на основе индивидуальных склонностей и интересов того или иного слоя людей. К их числу могут быть отнесены общества филателистов, нумизматов, автолюбителей и т.д. Данные организации могут быть лишь объектом воздействия со стороны государственных и иных политических органов и организаций, но отнюдь не субъектом политических отношений. Третий, а именно – программный критерий (М/м лекция № 6, слайд № 9) дает возможность определить степень участия той или иной организации в политической жизни страны, зафиксировать ее политические цели и задачи, а, следовательно, включить в политическую систему общества. Вычленение элементов политической системы на основании указанных критериев осуществляется в рамках институционального подхода к пониманию политической системы. Помимо этого существуют иные подходы, такие как функциональный, регулятивный, идеологический, коммуникативный, личностный подход. Функциональный подход связан с рассмотрением политической системы с точки зрения направлений ее деятельности, особенностей протекания политического процесса и реализации политического режима как системой в целом, так и ее институтами или группами институтов. Регулятивный подход позволяет исследовать функционирование политической системы общества на основе политических норм всей системы нормативного регулирования (обычаев, традиций, принципов, воззрений, норм права, морали, корпоративных норм и т.п.) Идеологический подход отражает особенность взглядов, идей, воззрений тех или иных мыслителей и исследователей применительно к политической системе общества. Целью данного подхода является формулирование той или иной политической теории. Коммуникативный подход представляет собой анализ политической системы с позиции системообразующих связей и отношений между различными ее институтами. Личностный подход предполагает исследование политической системы с позиции личности как основного ее элемента. Следует заметить, что в результате некоторых противоречий, существующих между указанными подходами, в настоящее время не удалось сформировать единого мнения по поводу того, что представляет собой политическая система. Большинство существующих определений, так или иначе, связывает понятие политической системы с политической организацией общества. При этом принято исходить из того, что политическая система общества аккумулирует, сводит воедино как политические институты и отношения, складывающиеся, прежде всего, в виде политических организаций, учреждений (государственных и общественных), так и практику политической жизни. Политическая же организация общества определяет его политическое устройство, взаимосвязь политических институтов и учреждений. Иными словами политическая система и политическая организация общества совпадают только, если их рассматривать с позиции институционального подхода. Во всех остальных случаях политическая система общества представляет собой явление значительно более широкое, чем политическая организация общества. Помимо политической организации в политической системе выделяют еще ряд компонентов, по сути являющихся самостоятельными подсистемами политической системы, к которым относятся (М/м лекция № 6, слайд № 4): - политическое сознание, характеризующее психологические и идеологические стороны политической власти и политической системы (М/м лекция № 6, слайд № 26) - социально-политические и правовые нормы, регулирующие политическую жизнь общества и процесс осуществления политической власти (М/м лекция № 6, слайд № 25); - политические отношения, складывающиеся между элементами системы по поводу политической власти (М/м лекция № 6, слайд № 27); - политическая практика, состоящая из политической деятельности и совокупного политического опыта (М/м лекция № 6, слайд № 28). Системообразующей категорией, интегрирующей данные элементы в единую политическую систему, является категория «политическая власть», а центральным элементом политической системы, ее ядром является такой политический институт как государство. Date: 2016-02-19; view: 1136; Нарушение авторских прав |