Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Психологический аспект
Карл Роджерс заметил: «Если искать причину, что же заставляет людей испытывать трудности, то в большинстве случаев все происходит потому, что они себя презирают, считают себя никчемными и недостойными любви. Иногда такое отношение к себе маскируется притязаниями человека на что-то большее, и почти каждый из нас это тщательно скрывает.» По официальным данным, основные потребители наркотиков — подростки и молодежь в возрасте 12—25 лет. «Для успешного вступления во взрослую жизнь (социализации) подростку необходимо утвердиться в роли взрослого, в выборе профессии и образования при поддержке значимых других людей (эго-идентификация). Если жизненные условия в семье неблагоприятны, наступает кризис идентичности — чувство бесполезности, мучительный душевный разлад, неспособность продолжить образование. «Подросток...страстно ищет тех людей и те идеи, которым он мог бы верить», — говорит Эриксон (71; 139). Огромное влияние на развитие эго-идентичности подростка оказывает пропаганда массовой культуры, герои толпы. Он подражает поведению и манере одеваться тех, кто чаще всего мелькает на экранах и страницах. Так искусственно создается противостояние «Мы» и «Они», где дети — «Поколение Икс», «Generation П.», противопоставляются отцам — «Другому поколению», т. е. обществу. Социальный дискомфорт и желание найти поддержку заставляют подростков объединяться в группы. Уличная тусовка или дворовая компания становятся их главной опорой. Члены группы испытывают иллюзии неуязвимости и единомыслия, имеют готовое коллективное самооправдание и верят в собственную непогрешимость. В обмен на признание, одобрение и присоединение к могущественному «Мы» (группа) против враждебного «Они» (общество), подросток усваивает групповые стереотипы восприятия, учится оказывать давление на несогласных, терпеливо умалчивает о своем несогласии и вместе с другими членами группы цензурирует факты, опровергающие ценности группы. Такая группа представляет собой идеально слаженный социально-психологический механизм, готовый к потреблению наркотиков. Немного антисоциальной мифологической смазки — и он заработает в нужном направлении.» (24) Исследованиями установлены следующие предпосылки и мотивы потребления наркотиков и токсикантов. Социальные: -неблагополучная семья (алкоголизм или наркомания родителей, низкий жизненный уровень, низкий образовательный уровень родителей отсутствие эмоционального контакта, неполная семья); -широкое распространение злоупотребления психоактивными веществами в данной местности; -активная пропаганда в средствах массовой информации (СМИ) направлений молодежной субкультуры, связанных с потреблением наркотиков и токсикантов (клубная культура, некоторые стили музыки (рейф, “кислотные направления”, джангл и т.п.), завуалированная пропаганда легализации наркотиков, проводимая отдельными СМИ; -неадекватная молодежная политика, отсутствие реальной программы досуга, занятости несовершеннолетних; -проживание в районах с низким имущественным цензом (районы “городского дна”). Конституционально-биологические: наследственная отягощенность психическими и/или наркологическими заболеваниями. Традиционные: культуральное потребление психоактивных веществ в данной местности. Индивидуально - психологические: - неуверенность подражание более старшим или авторитетным сверстникам;(20) -попытка нейтрализовать отрицательные эмоциональные переживания; -стремление соответствовать обычаям значимой для подростка группы сверстников; -аномальные черты личности (гедонизм, авантюризм, возбудимость, завышенная или заниженная самооценка, повышенная комформность, неустойчивость характера); -протестные реакции (“назло”), направленные против старших (родителей, педагогов); -самодеструктивное поведение; -любопытство; -подчинение давлению и угрозам.» (19) -отрицательное отношение к обучению; -отсутствие социально одобряемой активности и социально значимых установок; узкий круг и неустойчивость интересов; - отсутствие увлечений и духовных запросов; -неопределенность в вопросах профессиональной ориентации; - отсутствие установки на трудовую деятельность; - дефицит мотивации достижений; -уход от ответственных ситуаций и решений; -утрата «перспективы жизни», видения путей развития своей личности; -Фокусировка на внешнее окружение: оценка своего настроения на основании настроения других людей. -Неспособность идентифицировать или выразить чувства. -Неспособность просить о помощи: «Если ты сам не позаботишься о себе, то никто о тебе не позаботишься» -Экстремальное мышление. -Неспособность к продуктивному выходу из ситуации затрудненности удовлетворения актуальных жизненно важных потребностей. -Несформированность и неэффективность способов психологической защиты -Наличие психотравмирующей ситуации, не имеющей конструктивного решения. Формирование зависимости от психоактивных веществ, ее стадии и развитие заболевания классифицируется следующим образом: «Первые пробы. Они возможны “во дворе” или даже в учебном заведении из любопытства, стремления “стать как все”, при определенном стечении обстоятельств. Групповая зависимость. Она формируется по механизму условного рефлекса: прием вещества в обычных для этого условиях или в определенной знакомой компании. Вне указанных рамок, желания к употреблению психоактивных средств ребенок не испытывает. Психическая зависимость. Появление потребности принимать психоактивное вещество, чтобы вновь и вновь испытывать приятные ощущения. Патологическое (неодолимое) влечение к наркотику. Состояние, проявляющееся неудержимым побуждением к немедленному - во что бы то ни стало - введению в организм психоактивного вещества. Может выступать как крайнее проявление зависимости. Физическая зависимость. Включение химических соединений, входящих в состав наркотика (токсиканта) в обмен веществ организма. В случае резкого прекращения приема препаратов могут наступить расстройства, определяемые как абстинентный синдром, причиняющий подростку выраженные страдания, в том числе физические расстройства, эмоции тоски, тревоги, злобности и агрессии на окружающих и самоагрессии, вплоть до попыток самоубийства (суицидальные попытки). Повышение толерантности (чувствительности ) к наркотику. Состояние организма, когда отмечается все менее выраженная ожидаемая реакция организма на определенную дозу вводимого препарата. Происходит привыкание к наркотику и в результате необходимая доза возрастает в 10-100 раз, по сравнению с первоначально вводимой. Соответственно увеличивается токсическое, разрушительное действие препарата на организм» (19)
Date: 2015-12-12; view: 329; Нарушение авторских прав |