Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Основные физические величины и законы. где – сила взаимодействия двух точечных зарядов и в среде с диэлектрической проницаемостью
Закон Кулона , где – сила взаимодействия двух точечных зарядов и в среде с диэлектрической проницаемостью . – электрическая постоянная , – расстояние между зарядами. Напряженность и потенциал в точках электрического поля ; ; , где – сила, действующая со стороны электрического поля на точечный заряд , помещенный в рассматриваемую точку; – потенциальная энергия заряда в этой точке поля; – работа перемещения заряда из рассматриваемой точки поля за его пределы; – работа перемещения заряда между точками 1 и 2. Напряженность и потенциал электрического поля точечного заряда в точках на расстоянии от заряда ; . Для точек электрического поля вблизи () заряженной плоскости ; , где – поверхностная плотность заряда плоскости ; – заряд плоскости; – площадь плоскости; – расстояние от плоскости до точек 1 и 2. Для точек электрического поля вблизи () заряженного цилиндра (нити) длины ; ; ; при , где – линейная плотность заряда цилиндра (нити) ; – радиус цилиндра; – заряд цилиндра (нити). Принцип суперпозиции электрических полей ; , где и – напряженность и потенциал итогового электрического поля, образующегося при сложении полей с напряженностями и потенциалами в рассматриваемой точке. Электроемкость уединенного проводника , где – заряд проводника, – потенциал проводника. Энергия уединенного заряженного проводника . Энергия взаимодействия системы точечных зарядов , где – потенциал электрического поля, создаваемого всеми зарядами кроме i-го, в той точке, где находится заряд . Электроемкость конденсатора ; , где – заряд конденсатора, – напряжение на обкладках конденсатора, – потенциалы обкладок конденсатора. Электроемкость плоского конденсатора , где – площадь каждой пластины конденсатора, – расстояние между пластинами. Энергия заряженного конденсатора . Объемная плотность энергии электрического поля . Электроемкость системы конденсаторов при параллельном и последовательном соединении ; , где – емкость i-го конденсатора, – число конденсаторов. Сила и плотность постоянного электрического тока ; , где – заряд, проходящий через сечение проводника за время , – площадь сечения проводника. Для изменяющегося тока . Сопротивление однородного проводника , где – удельное сопротивление материала проводника, – длина проводника. Сопротивление проводников при параллельном и последовательном соединении ; , где – сопротивление i-го проводника, – число проводников. Электродвижущая сила источника тока , где – работа сторонних сил, по перемещению заряда внутри источника тока. Закон Ома: § для однородного участка цепи ; ,
Рисунок 6. § для неоднородного участка цепи ,
Рисунок 7. § для замкнутой цепи
,
Рисунок 8.
где и – потенциалы начальной и конечной точек участка цепи, – внутреннее сопротивление источника тока. Работа тока на участке цепи за время . Мощность тока . Закон Джоуля-Ленца , где – количество теплоты, выделяющееся на участке цепи с сопротивлением за время при токе . Правила Кирхгофа ; , где – силы токов в каждом из проводников, сходящихся в рассматриваемом узле цепи; – токи и сопротивления участков цепи произвольного замкнутого контура; – число участков цепи, на которые этот контур разбивается узлами; – э.д.с. источников тока, имеющихся в рассматриваемом контуре.; – число источников тока в контуре. Пример 1. К бесконечной, равномерно заряженной, вертикальной плоскости подвешен на нити одноименно заряженный шарик массой и зарядом , Натяжение нити, на которой висит шарик, . Найти поверхностную плотность заряда на плоскости. Дано: ; ; . Найти: . . Рисунок 9. Решение. Напряженность электрического поля, созданного бесконечной равномерно заряженной плоскостью, направлена перпендикулярно плоскости и численно определяется формулой , откуда . По определению же этой величины имеем или . Значит , (1.1) где – сила, действующая на заряд со стороны электрического поля заряженной плоскости. Запишем условие равновесия заряженного шарика . Введем силу . Очевидно, что силы и должны быть направлены вдоль одной прямой, чтобы выполнялось . В скалярном виде . (1.2) Как видно из рисунка . Тогда уравнение (1.2) приобретает вид . Отсюда . (1.3) Учитывая, что , (воздух) и , вычисляем : . Пример 2. Электрон, пройдя в плоском конденсаторе путь от одной пластины до другой, приобрел скорость . Расстояние между пластинами . Найти: 1) разность потенциалов между пластинами; 2) поверхностную плотность заряда на пластинах. Дано: ; . Найти: , . Решение. 1). По определению , (2.1) где – работа электрического поля по перемещению заряда между точками поля с потенциалами и . В нашем случае – численное значение заряда электрона. Работа электрического поля идет на изменение кинетической энергии электрона , где – масса электрона, и – начальная и конечная скорости электрона. Как видно из условия, и получаем . Таким образом уравнение (2.1) приобретает вид . Подставим численные значения величин . 2). Поверхностная плотность заряда на пластинах конденсатора определяет напряженность возникающего однородного электрического поля . Отсюда . (2.2) С другой стороны, напряженность однородного поля связана с разностью потенциалов точек поля, отстоящих на расстоянии одна от другой . (2.3) В нашем случае разность потенциалов между пластинами конденсатора, – расстояние между пластинами. Таким образом, уравнение (2.2) с учетом формулы (2.3) принимает вид . Подставим численные значения . Пример 3. К воздушному конденсатору, заряженному до разности потенциалов и отключенному от источника напряжения, присоединен параллельно второй конденсатор таких же размеров и формы, но с другим диэлектриком (стекло). Определить диэлектрическую проницаемость εстекла, если после присоединения второго конденсатора разность потенциалов уменьшилась до . Дано: ; ; . Найти: . Решение. Емкость плоского конденсатора определяется формулой . В нашем случае ; . Отсюда следует . (3.1) С другой стороны, из определения емкости конденсатора следует: · для начального состояния первого конденсатора · для конечных состояний первого и второго конденсаторов ; , где – начальный заряд первого конденсатора, – заряды конденсаторов после их параллельного соединения. Из этих уравнений следует ; ; . По закону сохранения зарядов имеем , так как конденсаторы отключены от источника напряжения. То есть . Отсюда . (3.2) Подставляя формулу (3.2) в уравнение (3.1), окончательно получаем ; . Пример 4. Э. д. с. батареи . Наибольшая сила тока, которую может дать батарея, . Определить максимальную мощность , которая может выделяться во внешней цепи. Дано: ; . Найти: . Решение. Мощность, выделяемую во внешней цепи, определяем по формуле , где – сила тока в цепи, – внешнее сопротивление. По закону Ома для замкнутой цепи , (4.1) где – внутреннее сопротивление источника тока. Учитывая формулу (4.1), получаем . (4.2) Для нахождения вычислим производную и приравняем ее нулю ; . Отсюда получаем Значит, , если внешнее сопротивление цепи равно внутреннему. Тогда формула (4.2) примет вид . (4.3) Как видно из формулы (4.1) при равенстве нулю внешнего сопротивления (ток короткого замыкания) . Отсюда находим . (4.4) Подставляя формулу (4.4) в уравнение (4.3), окончательно находим . С учетом заданных величин получаем . Пример 5. Сила тока в проводнике сопротивлением нарастает в течение времени по линейному закону от до (рисунок 10). Определить теплоту Q 1, выделившуюся в этом проводнике за первую и Q 2 —за вторую секунды, а также найти отношение . Дано: ; ; ; . Найти: . Рисунок 10. Решение. Закон Джоуля—Ленца в виде справедлив для случая постоянного тока . Если же сила тока в проводнике изменяется, то указанный закон справедлив для бесконечно малого промежутка времени и записывается в виде . (5.1) Здесь сила тока I является некоторой функцией времени. В нашем случае , (5.2) где k — коэффициент пропорциональности, численно равный приращению силы тока в единицу времени, т. е. . С учетом (5.2) формула (5.1) примет вид . (5.3) Для определения теплоты, выделившейся за конечный промежуток времени Δt, выражение (5.3) надо проинтегрировать в пределах от t1 до t2: . При определении теплоты, выделившейся за первую секунду, пределы интегрирования , и, следовательно, . При определении теплоты Q 2 пределы интегрирования , и . Следовательно, , т. е. за вторую секунду выделится теплоты в 7 раз больше, чем за первую. Пример 6. Три источника тока с ; ; и внутренними сопротивлениями, соответственно, ; ; , а также сопротивления ; ; соединены как показано на рисунке 11. Найти токи в каждой ветви цепи и разность потенциалов между точками В и А. Дано: , , ; , , ; , , ; Найти: .
Рисунок 11. Решение. Воспользуемся правилами Кирхгофа. Выберем направления токов и укажем на схеме. В соответствии с первым правилом для узла А имеем . (6.1) В соответствии со вторым правилом для контура (обход по часовой стрелке) ; (6.2) для контура (обход против часовой стрелки) . (6.3) Уравнения (6.1), (6.2) и (6.3) после подстановки заданных численных значений величин образуют систему трех уравнений для отыскания токов . Решая эту систему, находим ; ; . Для нахождения разности потенциалов воспользуемся законом Ома для неоднородного участка цепи , применив его для любой из ветвей данной цепи. Выберем, например, первую ветвь цепи . Получим . Отсюда . После подстановки численных значений величин находим .
Задачи
3.01. Две параллельные плоскости, заряженные с поверхностными плотностями и , находятся на расстоянии друг от друга. Определить разность потенциалов между плоскостями. 3.02. Расстояние d между двумя точечными зарядами и равно 60 см. Определить точку, в которую нужно поместить третий заряд так, чтобы система зарядов находилась в равновесии. Определить величину и знак заряда. Устойчивое или неустойчивое будет равновесие? 3.03. На бесконечном тонкостенном цилиндре диаметром равномерно распределен заряд с поверхностной плотностью . Определить напряженность поля в точке, отстоящей от поверхности цилиндра на . 3.04. Два одинаковых металлических заряженных шара находятся на расстоянии . Сила отталкивания шаров . После того как шары привели в соприкосновение и удалили друг от друга на прежнее расстояние, сила отталкивания возросла и стала равной . Вычислить заряды и , которые были на шарах до их соприкосновения. Диаметр шаров считать много меньшим расстояния между ними. 3.05. Электрон, обладающий кинетической энергией , влетел в однородное электрическое поле в направлении силовых линий поля. Какой скоростью будет обладать электрон, пройдя в этом поле разность потенциалов ? 3.06. Определить потенциальную энергию системы двух точечных зарядов и , находящихся на расстоянии друг от друга. 3.07. Поле образовано бесконечной равномерно заряженной плоскостью с поверхностной плотностью заряда . Определить разность потенциалов U двух точек поля, отстоящих от плоскости на и . 3.08. Пылинка массой , несущая на себе заряд , влетела в электрическое поле в направлении силовых линий. После прохождения разности потенциалов пылинка имела скорость . Определить скорость пылинки до того, как она влетела в поле. 3.09. Три одинаковых капли ртути, заряженных до потенциала , сливаются в одну. Каков потенциал образовавшейся капли? 3.10. Точечные заряды и находятся на расстоянии друг от друга. Определить напряженность поля в точке, удаленной на от первого и, от второго заряда. Определить также силу, действующую в этой точке на точечный заряд . 3.11. Между пластинами плоского конденсатора вложена тонкая слюдяная пластинка. Какое давление испытывает эта пластинка при напряженности электрического поля ? 3.12. Плоский конденсатор с площадью пластин каждая заряжен до разности потенциалов . Расстояние между пластинами . Диэлектрик – стекло. Определить энергию W поля конденсатора и плотность ω энергии поля. 3.13. Расстояние между пластинами плоского конденсатора , разность потенциалов . Заряд каждой пластины . Определить энергию W поля конденсатора и силу F взаимного притяжения пластин. 3.14. Емкость плоского конденсатора . Диэлектрик – фарфор. Конденсатор зарядили до разности потенциалов и отключили от источника напряжения. Какую работу нужно совершить, чтобы вынуть диэлектрик из конденсатора? 3.15. Плоский конденсатор состоит из двух круглых пластин радиусом каждая. Расстояние между пластинами . Конденсатор присоединен к источнику напряжения . Определить заряд и напряженность поля конденсатора, если диэлектриком будут: а) воздух; б) стекло. 3.16. Пластины плоского конденсатора площадью 100 см2 каждая притягиваются друг к другу с силой Пространство между пластинами заполнено слюдой. Найти: 1). заряды, находящиеся на пластинах, 2). напряженность поля между пластинами, 3). энергию в единице объема поля. 3.17. Два конденсатора емкостью и соединены последовательно и присоединены к батарее э. д. с. . Определить заряд каждого конденсатора и разность потенциалов между его обкладками. 3.18. Пространство между пластинами плоского конденсатора заполнено двумя слоями диэлектриков: слоем стекла толщиной и слоем парафина толщиной . Разность потенциалов между обкладками . Определить напряженность поля и падение потенциала в каждом из слоев. 3.19. Разность потенциалов между пластинами плоского конденсатора площадью 100 см2 каждая равна 280 В. Поверхностная плотность заряда на пластинах . Найти: 1). напряженность поля внутри конденсатора, 2). расстояние между пластинами, 3). скорость, которую получит электрон, пройдя в конденсаторе путь от одной пластины до другой, 4). энергию конденсатора. 3.20. Плоский воздушный конденсатор с площадью пластин 100 см2 и расстоянием между ними 1 мм заряжен до 100 В. Затем пластины раздвигаются до расстояния 25 мм. Найти энергию конденсатора до и после раздвижения пластин, если источник напряжения перед раздвижением отключается. 3.21. Имеется 120-вольтовая лампочка мощностью 40 Вт. Какое добавочное сопротивление надо включить последовательно с лампочкой, чтобы она давала нормальный накал при напряжении в сети 220 В? Сколько метров нихромовой проволоки диаметром 0,3 мм надо взять, чтобы получить такое сопротивление? 3.22. В сеть с напряжением включили катушку с сопротивлением и вольтметр, соединенные последовательно. Показание вольтметра . Когда катушку заменили другой, вольтметр показал . Определить сопротивление другой катушки. 3.23. Определить число электронов, проходящих в секунду через единицу площади поперечного сечения железной проволоки длиной при напряжении на ее концах . 3.24. Сила тока в проводнике равномерно увеличивается от нуля до некоторого максимального значения в течение времени . За это время в проводнике выделилась теплота . Определить скорость нарастания тока в проводнике, если сопротивление его . 3.25. От батареи, э. д. с. которой , требуется передать энергию на расстояние . Потребляемая мощность : Найти минимальные потери мощности в сети, если диаметр медных подводящих проводов . 3.26. Э. д. с. батареи , внутреннее сопротивление . Внешняя цепь потребляет мощность . Определить силу тока I в цепи, напряжение U, под которым находится внешняя цепь, и ее сопротивление . 3.27. Э. д. с. батареи . При силе тока к. п. д. батареи . Определить внутреннее сопротивление батареи. 3.28. При внешнем сопротивлении сила тока в цепи , при сопротивлении сила тока . Определить силу тока короткого замыкания источника э. д. с. 3.29. По проводнику сопротивлением течет равномерно возрастающий ток. За время в проводнике выделилась теплота . Определить заряд q, протекший за это время по проводнику. В момент времени, принятый за начальный, ток в проводнике был равен нулю. 3.30. Элемент замыкают сначала на внешнее сопротивление , а затем на внешнее сопротивление . Найти э.д.с. элемента и его внутреннее сопротивление, если известно, что в каждом из этих случаев мощность, выделяемая во внешней цепи, одинакова и равна 2,54 Вт. 3.31. В схеме рисунок 12 и – два элемента с равными э.д.с. 2 В. Внутренние сопротивления этих элементов равны соответственно и . Чему равно внешнее сопротивление если сила тока , текущего через , равна 1 А? Найти силу тока , идущего через . Найти силу тока , идущего через сопротивление .
Рисунок 12. 3.32. Определить силу тока в каждом элементе и напряжение на зажимах сопротивления (см.рисунок 3 31), если , , , и . 3.33. Какая разность потенциалов получается на зажимах двух элементов, включенных параллельно, если их э.д.с. равны соответственно и и внутренние сопротивления и ? 3.34. Определить силы токов на всех участках электрической цепи (см. рисунок 13), если , , , , , . Внутренними сопротивлениями источников тока пренебречь.
Рисунок 13. Рисунок 14. 3.35. Три сопротивления , и , а также источник тока соединены, как показано на рисунке 14. Определить э. д. с. источника, который надо подключить в цепь между точками A и В, чтобы в сопротивлении R3 шел ток силой 1А в направлении, указанном стрелкой. Сопротивлением источников тока пренебречь. 3.36. Определить разность потенциалов между точками А и В (рисунок 15), если , , , , . Внутренними сопротивлениями источников тока пренебречь.
Рисунок 15. Рисунок 16. 3.37. Определить силу тока в сопротивлении R3(рисунок 15) и напряжение на концах этого сопротивления, если , , , , . Внутренними сопротивлениями источников тока пренебречь. 3.38. Два источника тока с внутренним сопротивлением и с внутренним сопротивлением , а также реостат соединены, как показано на рисунке 16. Определить силы тока в реостате и в источниках тока. 3.39. В схеме рисунка 17 , , и падение потенциала на сопротивление (ток через направлен сверху вниз) равно 1 В. Найти показание амперметра. Внутренним сопротивлением элементов и амперметра пренебречь.
Рисунок 17. 3.40. В схеме рисунка 17 , , , . Через амперметр идет ток 1 А, направленный от к . Найти сопротивление . Сопротивлением батареи и амперметра пренебречь.
ЭЛЕКТРОМАГНЕТИЗМ
Date: 2016-02-19; view: 665; Нарушение авторских прав |