Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тимур ПУЛАТОВ
ВСЕМ МИРОМ - ПОМОЧЬ БРАТЬЯМ!
... Есть и такие люди, что искренне недоумевают: чего еще нужно крымским татарам? Ведь они трудоустроены в местах переселения, обуты-одеты, имеют крышу над головой... Но это взгляд бездуховного человека, манкурта, не помнящего ни своей истории, ни своей родины. Знаток Крыма, поэт Максимилиан Волошин писал в 1925 году, в пору, когда крымские татары еще жили на своей родине: "Крымские татары - народ, в котором к примитивно-жизнеспособному стволу монголизма были привиты очень крепкие и отстоенные культурные яды, отчасти смягченные тем, что они уже были ранее переработаны другими эллинизированными варварами. Это вызвало сразу прекрасное (хозяйственно-эстетическое, но не интел-лектуальное) цветение, которое совершенно разрушило первобытную расовую устойчивость и крепость. В любом татарине сразу чувствуется тонкая наследственная культурность, но бесконечно хрупкая и неспособная себя отстоять..." Это точное наблюдение по поводу культуры, "неспособной себя отстоять", особенно ярко подтвердилось, когда крымские татары были насильственно помещены в иную культурную среду в Средней Азии и Сибири. Что тут скрывать, за сорок с лишним лет ссылки крымские татары так и не вросли своей культурой в культуру узбекского и других средне-азиатских народов, все время чувствуя себя обособленно и задыхаясь от этой обособленности. Причину такого обособления помогает отчасти понять и другое наблюдение Максимилиана Волошина: "Полтораста лет грубого импер- ского владычества над Крымом вырвало у них (крымских татар. - Т.П.) почву из-под ног, а пустить новые корни они уже не могут, благодаря своему греческому, готскому, итальянскому наследству..." Если уж на родной почве эта культура не могла пустить новые корни, то как она пустит их на чужой? Что общего между нашей культурой, замешанной на тюркской, персидской, арабской традициях, и крымско-татарской с эле-ментами греческой и итальянской? Сам по себе синтез крымско-татарской и нашей, узбекской культуры мог бы дать интересные плоды при общей прошлой исламской традиции. Но для этого необходимо свободное и естественное развитие культур, чего не скажешь о культуре народа, над которым долгие годы висело клеймо "народа-преступника". Хотя бы физически выжить в таких условиях. И выжить крымским татарам помог, наверное, этот "примитивно-жизнеспособный ствол монголизма". Он помогает им на протяжении своей трагической истории всякий раз надеяться и горько разочаровываться, и снова наполняться верой... Как верили они, выгрузившись с эшелонов в конце своего долгого пути в Узбекистан, в мае 1944 года, что злодеяния в отношении их допустил Берия и что "великий и справедливый вождь и учитель" Иосиф Виссарио-нович Сталин, узнав об этом насилии, немедленно вернет их обратно на родину, верили в это и какое-то время еще ждали, не развязывая узлов с пожитками и не обустраиваясь на новом, незнакомом месте. Эта вера в "справедливого вождя" стоила народу кроме сотен погибших от отчаяния и болезней в дороге еще сорока тысяч погибших от голода уже на новом месте - детей, женщин, стариков. Остальным помогли выжить понимание и сочувствие коренного узбекского, казахского населения, которое, несмотря на пренебрежение и строгость местных сталинских чиновников, ни разу, ни словом, ни дейст-вием не оскорбило переселенцев, потеснилось, поделилось с ними не только теплом своих очагов, но и землей, территорией. И это при том, что во многих районах поселения татар ощущается переизбыток коренного населения - почти миллион незанятых рабочих рук сейчас в одном Узбекистане! Простой наш народ своим особым чутьем, замешанным на мудрости, сострадании к чужому горю и на достоинстве, вопреки сталинской пропа-ганде о "врагах народа", о "народе-предателе" понимал, что крымские татары, превыше всего ценящие труд, честь, как и они, узбеки, в поте лица добывают свой кусок насущного хлеба. Правда, большинство моих земляков, должно быть, задавало себе вопрос, подобный тому, который задал себе я, когда впервые, будучи подростком, стал задумываться над горестной судьбой переселенцев: "Почему наша узбекская земля, единственная и неповторимая наша родина, стала местом наказания, ссылки для другого народа?! Не надругался ли тот, кто это сделал, и над нашими чувствами любви и поклонения родине?..». Конечно, сталинская неволя, как и всякая другая, не могла не отра- зиться отрицательно на нравственности, на характере крымских татар, Сделав некогда открытый и жизнелюбивый народ скрытным и подавлен- ным. Народ постепенно растрачивал не только основы своей национальной культуры, но и свои традиционные хозяйственные навыки - искусных земледельцев, садоводов, виноградарей... К сожалению, творческая интеллигенция, в частности, писатели не смогли хоть как-то уберечь свою культуру от упадка в чужой среде. Да и не могли они этого сделать по той простой причине, что до самого недавнего времени в их произведениях запрещалось всякое упоми-нание о Крыме, об их жизни как прошлой, так и настоящей, не говоря уже о том, что выпало на долю народа во время переселения. Помню, в 1972 году писатель Ш.Алядин, бывший до войны председателем Союза писателей Крымской автономной республики, рассказал мне, как он, капитан Советской Армии, после вступления со своей дивизией в освобожденный Крым был схвачен и сослан вслед основной массе пересе-ленцев в Узбекистан, как долго мытарствовал он по нашим городам и кишлакам, терпя унижения со стороны сталинских чиновников, пока где-то под Андижаном не нашел свою семью: жену и дочерей, опухших и умираю-щих от голода. Издевательства и унижения, которым подверглась его семья, как и семьи других спецпереселенцев, могли бы стать сюжетом для полного драматизма повествования, но, когда я спросил крымско-татарского писа-теля, почему он обо всем этом не напишет, он раздосадованно пожал плечами: "Зачем? И кто все это опубликует? Нам запрещено не только писать, но и думать о пережитом..." З а п р е щ е н о д у м а т ь о п е р е ж и т о м... Перед самой войной в Крыму вместе с русскими, украинцами, армянами, болгарами, греками проживало почти четверть миллиона крымских татар. Почти шестьдесят тысяч крымских татар были призваны на фронты Великой Отечественной, из коих каждый второй пал смертью храбрых, не считая тех, кто участвовал в партизанском движении или пропал без вести. Вот истинный вклад крымских татар в нашу общую победу над фашизмом! И навешивать на целый народ клеймо "народа-преступника" на основании предательства какой-то его части - безнравственно. Мною собраны десятки свидетельств крымских татар-переселенцев, на основании чего я сделал вывод о том, что судьба этого народа - следствие личной мести Сталина. Украинцев он морил голодом "лишь" за то, что они сопротивлялись грубым перекосам коллективизации, узбеков и казахов истреблял за то, что на их лицах не было радости во время насильственного обобществления их скота, а на крымских татар вождь давно "точил зуб" за то, что они роптали на беззакония НКВД, истребившего их лучших людей, цвет нации, на извращения "сталинской национальной политики". На памятнике жертвам беззаконий и репрессий сталинизма, который будет воздвигнут в Москве, в списке жертв, вне сомнения, должен быть поставлен крымско-татарский народ... Национальный вопрос сегодня: Date: 2016-02-19; view: 503; Нарушение авторских прав |