Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дынастычная барацьба у ВКЛ у другой палове 14 ст. Крэуская унiя. Ягайла. Кейстут. Вiтаут





 

Смерть Ольгерда нарушила политическую равновесие в ВКЛ. Между представителями великокняжеской сямъи начинается борьба за власть. Ягайло не стал преемником Ольгерда в объединении всех русских земель вокруг Вильнюса. Это объясняется внутриполитическими противоречиями (династической борьбой за великокняжеский престол с родным братом полоцким князем Андреем Ольгердович) и сложным внешнеполитическим положением (активизация захватнической политики Ордена, обострение отношений с Московским княжеством). Еще в то время, когда Андрей искал поддержку в северо-восточной Руси, младший Брат Ольгерда, Кейстут, который пользовался большой популярностью в княжестве и имел поддержку на Брестчине, Гродненской и Жемайтии, сумел пленить Ягайло и объявил себя великим князем. Однако использовав участие Кейстута в войне с Псковом, Ягайло сделал переворот, занял Вильнюс и Тракай, а затем хитростью заманил Кейстута с сыном Витовтом в Крево (ныне Ошмянский район Гродненской области), вероломно схватил их там и посадил в тюрьму. Старый Кейстут был задушен убийцами. Витовту удалось сбежать. С 1382г. начинается активная политическая деятельность Витовта (1350-1430). Чтобы отомстить убийце отца, он отдается под покровительство недавнего врага - Тевтонского ордена, заключает с им саюз, по которого обязался принять католичество, быть вассалам Ордена и даже отдать ему Жамойтию. В 1385 г. Ягайло получил из Польши предложение насчет брака с Ядвигой и соединения с Польшей. Он охотно согласился на это предложение и на все условия, выдвинутые ему польской стороной. Шаткое положение в собственном государстве делала Ягайло сговорчивым. Условия же, накоторых Ягайло соглашались пустить на престол, относились довольно жесткие: речь шла уже не о династический союз двух равноправных государств, а фактически о присоединении ВКЛ Польского королевства на вечные времена. В 1385 г. в Кревском замке, построенном в первой половине XIV ст.Гедыминам и Альгердом, в результате тайных переговоров были выработаны условия государственно-правового объединения ВКЛ и Польши. В акте Кревской унии, который вместе с Ягайло подписали его братья Скиргайло, Корибут, Лугвен, а также Витовт, литовские князья дали обещание «на вечные времена присоединить свои земли, литовские и русские, к короне Польской». Кроме того, Ягайло обязался принять католическую веру и крестить Литву. 14 августа 1385 г. в Крево был заключен союз, который дал новую государственную сообщество, на 400 лет свел польскую историю с историей ВКЛ в единое русло.

13. Джяржауны лад i кiраванне у ВКЛ у 13-14 стст. Гаспадарчае жыццё. Гарады. Рамёствы.

 

На протяжении своего существования ВКЛ была феадальным государством. В 13-14 в. в состав ВКЛ постепенно вошли все белоруские, часть современных украинских, русских и польских земель. Бояре удельных княжеств и жители крупных городов заключали с великим князем ВКЛ договоры о его верховной властью и сохранения права совмещать самоуправления земель с их старинным традиционным правом. Применялся юридический принцип, который помещался в тексте домов от имени вялякого князя: «Мы старины НЕ движений, а новости невводим». Устанавливалась вассальная зависимость князей от великого князя. Уже в этот период существования государства установилась ее название «Великое княжество Литовское», или сокращенно - «Литва». В самом государстве Литвой сначала называли территорию Верхнего и Среднего Понеманья, а Русью - Верхнее Подвинье и Поднепровье. В 13-14 в. великий князь решал главные государственные вопросы вместе с вассальными князьями и наиболее влиятельными феодалами (господами), управлявших распорядительной деятельностью как в столице, так и на местах (они же были и судьями, особенно в местностях, которыми управляли). Постепенно высшим органом управления государством становится Совет Великого княжества Литовского (или паны-рада). Сначала она имела более совещательные функции, но постепенно ее права расширялись. В 14 в. в состав совета входили князья из рода Гедиминовичей, а также наиболее приближенные к великому князю и бояре. В XIII - первой половине XV в. на белорусских землях продолжался процесс формирования и установления феодальных отношений. Социально-экономической основой феодального общества являлось сельское хозяйство. Вместе с тем именно в это время начинает все более широко развиваться товарное производство, ремесло, торговля, что нашло свое отражение в развитии внутреннего рынка и в укреплении городского хозяйства. Экономика крестьянского хозяйства в этот период была основана в первую очередь на земледелии, животноводстве, домашнем ремесле. Вспомогательными занятиями было пчеловодство, охота, рыболовство. Основной сельскохозяйственной культурой яставалась пшеница. Сельское ремесло носило в основном домашний характер. В это время почти каждый крестьянский двор выступал как самостоятельный производственный коллектив, где производились все необходимые для хозяйства и жизни вещи. Исключением был только изготовление сложных предметов преимущественно для сельскохозяйственного производства. Поэтому специализированное сельское ремесло в это время представляли в основном ремесла, что были связаны с изготовлением орудий труда и жизненно необходимых предметов: кузнечное, бондарскае, гончарное и др.

 


 

14. Войска i вайсковая справа у ВКЛ. «Вялiкая вайна» i Грунвальдсвая бiтва. Вынiкii значэнне Грунвальдскай бiтвы. Супернiцтва з Маскоускай дзяржавай.

 

Отношения Тевтонского ордена с ВКЛ и Польшей постоянно были напряженными. Опасность со стороны Ордена - вот основа тогдашнего союза княжества и Польши. Во имя государственных интересов великий князь ВКЛ и король Польши отвергли все давние обиды, что было непростым делом, особенно для Витовта. Между ним и Ягайло лежала смерть отца - великого князя Кейстута. Причин и поводов для развязывания войны с Орденом хватало. Он довольно бесцеремонно накладывал руку на земли, ВКЛ и Польша считала их своими. Основной зоной конфликта была Жамойть. Крестоносцы еще с XII в. стремились захватить ее, чтобы напрямую соединиться с Ливонией. В мае 1409 г. в Жемайтии вспыхнуло восстание против Ордена. Узнав о помощи Витовта жамойтам и о намерениях Ягайло помешать крестоносцам наказать повстанцев, Ульрих фон Юнгинген 6 августа 1409 г. после Ягайло письменное объявления войны, которое тот получил 14 августа, а уже 16 августа тевтонские войска перешли границу и начали опустошать польские земли. Началась вайна. В июле 1410г. Тевтонский орден перешел границы и вступили на территорию Пруссии. Союзная армия состояла из 90 отрядов, из которых 50 были выставлены Польшей, 40 - ВКЛ. Битва под Грюнвальдом имеет большое, саправдымижнароднае значение. 15 июля 1410 г. в битве сошлись примерно 80 тыс. человек. Это были не просто два войска. В жесткой борьбе столкнулись, по сути, Европа Тевтонского ордена крестоносцев и Европа славянская. В этот день навсегда закатились величие и слава Тевтонского ордена: уничтожена его армия, подорвано военно-политическая мощь; начался его упадок: в 1466 кончается независимое существование Тевтонского ордена. Великий магистр был вынужден признать себя вассалом польского короля и великого князя литовского Казимира IV. Эта победа была обеспечена сближением народов и их совместными действиями.

 


 

15. Джяржауны лад ВКЛ у 15 – сярэдзiне 16 ст. Рада i сойм. Вышэйшыя джяржауный i мясцовыя пасады у ВКЛ. Заканадауства. Статуты ВКЛ.

 

Система управления страной в ВКЛ развивалась на основе древнего права, что бытовала в Полоцком, Минском, Новогрудском, Туровском и других княжествах. Великий князь выбирался из представителей дома Гедиминовичей (позже Ягеллонов) сначала в узком кругу важнейших сановников, а с конца XVв. - на основополагающем (общим) Сейме с участием представителей всех земель. Осуществлял свои полномочия великий князь не единолично, а с участием Совета, сейма и должностных лиц верховного управления. На рубеже XV-XVI вв. неограниченная княжеская власть, которой она была во времена Гедимина, Ольгерда, Витовта, постепенно уходила в небытие. Государственный строй ВКЛ можно определить как парламентскую монархию. Постепенно значение и мощь Совета росли, и она вместо совещательной учреждения при Великом князе стало руководящим органом, который уже юридически ограничивал власть хозяина. Она стала постоянным исполнительно-распорядительным законодательным, контрольным и судебным органам. По истечении определенного времени установился установился определенный состав Совета. Право заседать в ней имели католические епископы, воеводы, каштеляны, некоторые старосты, сосматриваемых важные должностные лица центрального управления (предводитель земский, канцлер, гетман наивысший, подскарбий земский и др.) И некоторые крупные феодалы по личным приглашениям. Общегосударственный (Бальный) сейм имел важное значение в системе органов государственной власти. На его заседания приглашались все крупные феодалы, которые входили в состав Совета, должностные личности центрального и частично местного управления, верхи католического и православное духовенство, а также по 2 депутата от шляхты с каждого повета. Все шляхтичи имели право являтся на сеймы, но в виду того, что они уклонялись от явки, в 1512 был принят закон, согласно которому уездной шляхтой выбирались по 2 депутата от каждого павета. Другие слои населения своих представителей на сейме не имели. На сеймах вырабатывался общее направление внешней и внутренней политики государства. Издание Статута 1529 года вывела ВКЛ на одно из первых мест в мире по развитию права и правовой культуры. Вместе с тем, Устав 1529 стал правовой основой для дальнейшего развития законодательства. Устав одна тысяча пятьсот шестьдесят шесть закрепил основные принципы права: единство права для граждан, хотя оно не было равным для всех, государственный суверенитет (вопреки церковному космополитизма), ограничение власти хозяина (великого князя), приоритет писаного права. Впервые намечалось отделение суда от органов власти и управления. Для этого создавались земские суды и падкаморския суды. Третий статус ВКЛ (тысячу пятьсот восемьдесят восемь) подготовлен на высоком теоретическом уровне квалифицированными правоведами под руководством канцлера ВКЛ А. Б. Валовичаи падканцлера Л. И. Сапеги. В Уставе нашла отражение теория разделения власти на законодательную (сейм), исполнительную (великий князь, административный аппарат) и судебную (Трибунал ВКЛ, земские и падкаморския суды, выборные и независимы от администрации).


 

16. Сельская гаспадарка i гарадское жыццё на беларускiх землях у 15 – першай палове 17 ст. Землеуладанне i землекарыстанне. Станауленне фальварка-паншчыннай сiстэмы гаспадарання. «Валочная памера» 1557. Этапы запрыгоньвання сялян.

 

В ВКЛ, как и в других раннефеодальных государствах, верховным собственником земли, ее распорядителем был великий князь. Земельное имущество феодалов, в первую очередь средних и мелких, находилась в зависимости от великого князя. Он рэгулявавих владении в своих военно-политических и финансовых целях. Таким образом, феодальная собственность на землю в ВКЛ была сословной и носила иерархический характер. Феодальное землевладанне, особенно мелких и средних феодалов, былопершапачаткова условным и ограниченным. В 1557 Сигизмунд-Август, или как его еще называют Сигизмунд-Август, провел в своих великокняжеских владениях аграрную реформу, которая имела целью упорядочить крестьянское землепользование, чтобы увеличить свои даходы. Согласно с этой реформой крестьянский надел составляла волока размером в 33 морга (морг равнялся 0,71 га), или 23,43 га независимо от почвы, на которой он находился (хорошей, средней или даже плохой). Негодная для пахоты земля, когда она встречалась в уделе, компенсировалось соответствующей добавкой. Поэтому на практике волоки были разных размеров - от 33 до 46 моргов, но считались одной налоговой единицей. Кроме подворные надела, крестьянам отводились земли общего пользования: сенокосы, выгоны, дубравы и т.д. За общинами было сохранено право «входа» и «вступления» в пуще, болота и озера поместья. Здесь крестьяне могли заниматься пчеловодством, заготавливать дрова, строительный материал, пасти скот, ловить рыбу. Первым законодательным актом, ограничивал свободу крестьян уВКЛ, был привилегия Казимира IV 1447 в нем великий князь брал на себя обязательства не принимать в свои владения крестьян помещичьих хозяйств и обязывал князей, панов и шляхту придерживаться этого правила и в отношении великокняжеских крестьян. Следующим этапом в оформлении крепостного права в ВКЛ был Судебник Казимира IV 1468г. в этом документе феодалы уже выставили в качестве юридического обоснования прикрепления крестьян к земле принцип земской давности. Великий князь, как и другие феодалы, стали придерживаться правила, что крестьяне, которые прожили на их землях в течение одного или более поколений, становятся старожилами и не могут покидать своего надела. Основным содержанием и основной задачей аграрной реформы 1557 было прикрепление «разряд похожих» крестьян к земле, т.е. приведение их к крепостного сположению. С оформлением крепостного права положение крестьян ухудшилось. Оно сопровождалось резким увеличением феодальных повинностей, усилением произвола феодалов. Ни в одной стране Западной Европы феодалы не имели права подвергать крестьянина смерти. Сейм Речи Посполитой 1573 дал право феодалам наказывать крестьян, в том числе и смертью.

17. Гарады i замкi на беларускiх землях у 15 – першай палове 17 ст. Магдэбургскае права. Гарадское рамяство. Цэхi. Унутраны i знешнi гандаль.

 

В XIV - первой половине XVII в. в условиях дальнейшего развития феодального способа производства шел интенсивный процесс отделения ремесла и торговли от сельского хозяйства. Это сопровождалось ростом городов и поселков городского типа, получивших вБеларуси традиционную название - городки. Жители поселков и небольших городов рядом с ремесленничеством и продажей товаров на рынке были еще тесно связаны с обработкой земли и сельскохозяйственными промыслами. Среди наиболее крупных центров торговли перечислялись Полоцк, Витебск, Слуцк, Минск, Навагародак, Берестье, Гродно и некоторые другие города Беларуси. Предшественниками цехов в Беларуси были сотенные организации ремесленников, известны еще древнерусским городам. Об этом свидетельствуют цеховые уставы Могилева (1580), Слуцка (1619) и др. В них говорится, что мастера договорились объединяться «вэдлуг старадавняга обычаю». Цеха в белорусских городах были трех типов: специализированные (входили ремесленники одной профессии); объединенных (входили ремесленники двух и более близких профессий); сборные (входили представители различных профессий). Последние корпорации возникали тогда, когда в том или ином городе было мало ремесленников одной спецыяльнасци. На главе цеха стоял цэхмистр (или староста), который выбирался на встречи узкой группы старших цеховых мастеров – «братьев». В конце XV в. в ВКЛ начало распространяться самоуправление городов на основе так называемого «магдебургского права». В 1390г. право самоуправления было дано Бресту. В 1391 г. это право получили Витебск и Могилев, в 1496 - Гродно. До середины XVII в. его получила большинство крупных городов, почти половина средних городов Беларуси, в том числе и те, что находились в частном владении. Управление городом на основе магдебургского права совершал городской магистрат, который состоял из Совета и скамьи. Члены Совета (советники, старейшины) и городского суда (присяжные) выбирались исключительно из состоятельных городских верхов, советники - ежегодно, присяжные - на более длительный период.


 

18. Царква i рэялiгiя на беларускiх землях у канцы 15 – першай палове 16 ст. Рэлiгiйная талерантнасць. Асаблiвасцi развiцця духоунай культуры. Архiтэктура. Мастацтва. Лiтаратура. Рэнесанс. Мiкола Гусоускi. Францыск Скарына.

 

В XIV - первой половине XVII в. в условиях дальнейшего развития феодального способа производства шел интенсивный процесс отделения ремесла и торговли от сельского хозяйства. Это сопровождалось ростом городов и поселков городского типа, получивших в Беларуси традиционное название - городки. Жители поселков и небольших городов рядом с ремесленничеством и продажей товаров на рынке были еще тесно связаны с обработкой земли и сельскохозяйственными промыслами. Среди наиболее крупных центров торговли перечислялись Полоцк, Витебск, Слуцк, Минск. Беларусь вследствие своего геополитического положения ятала своеобразной межкультурной границей, перекрестком двух цивилизаций, где в XV-XVI вв. сошлись основные европейские культурные традиции - западная и восточная. В X-XIII вв. сильное влияние на культуру Беларуси делала византийская, или восточная традиция, в XIV - первой половине XVI в. - Как восточно-, так и западноевропейская. Некоторое время они уравновешивали друг друга, а со второй половины XVI в. определяющей стала западная культурно-идеологическая, философская и религиозно-церковная традиция. В XVI в: в духовной жизни Беларуси сложился тип светского и церковного деятеля «на границе культур» (Ф. Скорина, М. Гусовский, С. Будный, В. Тяпинский, Л. Сапега, I. Потей, М. Смотрицкий, I. Руцкой, С. Полоцкий и др.). Под конец XV в. в большинстве европейских государств наступил новый период в развитии их истории и культуры, который пришел на смену средневековью. Эпоху ту стали называть Возрождением, или Ренессансом. Это был большой прогрессивный переворот в истории человечества. С Возрождением, или Ренессансом, тесно связан гуманизм - система взглядов, направление общественного мнения, ведущая идейная течение времени, которая оформилась в эпоху Возрождения и составила идеологическую основу ее прогрессивной культуры, ее литературы и искусства. Динамичная общественная жизнь Беларуси XVI - первой паловыXVII в. сильно повлияла на формирование духовной культуры. В этот период культурное развитие и общественное сознание Беларуси к-тигли такого уровня, при котором стали возможны не только асимиляция достижений европейского Ренессанса, но и производство самобытных оригинальных отечественных духовных ценностей, гуманистических идей и концепций. Беларусь, которая никогда не жила изолированно от мира, была участником этого общеевропейского культурно-исторического працэсу. В XVI - первой половине XVII в. происходит процесс секуляризации культуры Беларуси, набирает силу светский направление в живописи, литературе, развиваются книгопечатание, образование, идет оживленный импорт разнообразной книжной продукции из-за рубежа и комплектование библиотек, возрастает интерес к античной культуре и философии.


 

19. Фармiраванне беларускага этнасу i яго тэрыторыi у 14 – 15 стст. Эканамiчныя i палiтычныя фактары кансалiдацыi беларускага этнасу (народнасцi). Паходжанне назвы «Белая Русь».

 

Во второй половине XIII в. на территории современной Беларуси и соседних восточных и северных земель начинается процесс формирования белорусского народности - исторически составленной устойчивой общности людей, характеризующаяся общностью языка, быта, культуры, психики и этнического самосознания, передаваемых из поколения в поколение, а также наличием самоназвания. Процесс формирования этих этнических признаков продолжался почти четыре столетия и проходит под воздействием много каких факторов: социально-экономического, политического, географического, церковно-религиозного и до. Объединение в течение XIII-XIV вв. раздробленных земель в составе ВКЛ, подчинение единой верховной власти привело к их территориальной консолидации и послужило толчком для складывания этнической территории белорусов - территории компактного расселения народа, с которой связаны его формирование и развитие. Этнических территория соответствовала ареалом распространения основных древних предков белорусов - Литвы, Дайновы, ятвягов, крывiчов, дрыгавiчов i Радзiмiч и представляла собой в XIV-XVI вв. уже достаточно однородную в этнических смысле (монаэтнiчную) зону. Во времена ВКЛ предметы дрыгавiчов, полоцко-смаленскiх крывiчов i Радзiмiч, которые представляли собой одну группу, окончательно консолидировались в белорусский язык. Со времени своего формирования этническая территория «Русь» не была однородной. Она делилась на регионы, не совпадающих с прежними этническими территориями первоначальных восточнославянских этнических общностей. Территория современной Беларуси по локальным особенностям языка и культуры входила в две диалектные-этнографические зоны агульнавсходнеславянскай этнической общности - полесскую и подвинско-днепровскую. Кроме общего названия «Русь», за южной частью территории Беларуси закрепилось название «Полесье», за центральной и северной – «Белая Русь». Происхождение термина «Белая Русь» окончательно не выяснено. В разные времена его объясняли по-разному. Его связывали с красотой земли, множеством снега, независимостью от татаро-монголов и литовских князей («белая» в данном случае - большая, независимая, свободная, свободная), светлапигментаваным и светлоглазым антропологическом типом жителей (блондины). Имеются и другие объяснения: название «Белая Русь» происходит от белого цвета одежды, «прi двор царского д почтенii было», или от белого цвета рассвет, платьев и рубашек, которые носили жители этих земель. Термин «Белая Русь» связывается с широким распространением в топонимике названий со словом «белая» и г.д. Впервые термин «Белая Русь», как писал русский историк В.Н. Татищев, упоминается в летописях в 1135 г. в отношении земель Северо-Восточной Руси (Владимиро-Суздальского княжества).


 

20. Люблiнская унiя 1569 г. i утварэнне Рэчы Паспалiтай. Умовы аб’яднання Польшчы i ВКЛ. Статус ВКЛ у складзе РП.

 

1 июля 1569 г. был подписан акт унии. Сенаторы и послы ВКЛ были приведены к присяге на верность ей. Как свидетельствует очевидец, они читали текст присяги, обливаясь слезами. Суть заключенного союза была, должна была быть в том, что «королевство Польское и Великое княжество Литовское представляют собой уже одно неделимое и неотделимое тела, а также не отдельную, но общую республику, которая соединилась и зъъядналася в один народ из двух государств и народов». Новое соединенное госдуарство получило название Речь Посполитая, что в переводе с латыни значит республика. Уния была заключена на следующих условиях: 1. Соединенные государства имеют одного хозяина-короля, который носит титул «король польский и великий князь литовский, русский, прусский, мазовецкий, жамойтский, киевский, волынский, подляшский и Лифляндской». Его должность была НЕ наследственной, а выборной. Избирают его народы обоих государств вместе, для этой цели собирается сейм в Варшаве. Коронация короля происходит в Кракове. Литва не имеет право выбрать для себя отдельного великого князя. 2. Для решения важнейших государственных дел собирается общий сейм Речи Посполитой. Он состоит из депутатов, избранных на уездных соймиках. Заседания сейма проходят на польской земле. Созыв отдельных сеймов для ВКЛ и для Короны не предусматривалось. 3. Все несогласные с условиями унии прежние постановления ВКЛ упраздняются. 4. Подданные обоих государств имеют право покупать и владеть недвижимостью и в Литве, и в Польше. Король может жалаваць столовые имения на территории ВКЛ дворянам как литовского (с княжества), так и польского происхождения. 5. Волынь, Подолье и Подляшье отделяются от ВКЛ и присоединяются к Польше. Ливония объявляется совместным владением княжества и короны. 6. Денежные знаки обоих государств общие. Границы между ими нету. Товары перевозятся свободно, без всяких торговых таможен и налогов. 7. Государства проводят общую внешнюю политику. Вместе с тем, княжество не отводилась роль некой колониальной окраины. Люблинская уния сохраняла определенную самостоятельность ВКЛ. Оно имело свою армию, отдельное от Польши законодательство и судебную организацию, сохраняла давний административный аппарат и свою печать. Польша и ВКЛ хранили самостоятельные названия и до конца XVII в. имели розныядяржавныя языка. Официальным государственным языком ВКЛ оставался белорусский, в Польше - латинский. Несмотря на условия унии, в XVI - первой половине XVII в. деньги в Короне и княжестве были один. Для других государств Речь Посполитая была единым целым образованием, но внутри нее существовало деление на Корону, или Польшу - в ее состав входили польские и украинские земли, и Княжества, или Литву - она состояла из литовских, белорусских и некоторых рускихзямель.

21. Дзяржауны лад РП. Сейм i кароль РП. «Залатыя вольнасцi» шляхты. ВКЛ у складзе РП. Галоуны Трыбунал ВКЛ. 3-i Статут ВКЛ.

 

Речь Посполитая считалась общим государством обоих народов - польском и литвинской знати. Она вела общую для ВКЛ и Короны внешнюю политику. Однако объединение государств не привело к унификации их политических систем. Оба государства сохраняли отдельную государственную администрацию (с соответствующими руководящими должностями), отдельные войска со своим командованием, свои финансовые системы, сокровище и монету, самостоятельные судебные и таможенные (до 1766) системы, отдельное законодательство. Отдельными для ВКЛ были канцелярия и печать. Каждое из государств имело свой государственный язык: Польша - латинский (с конца ХVI в. Фактически польский), ВКЛ - белорусский (с 1696 польский, но официальные акты на белорусском языке сохраняли свою силу). Глава государства - король польский (он же великий князь литовский, русский и жамойтский) - имел ограниченные полномочия. В то время, когда в странах Западной Европы, прежде всего во Франции, Испании и Англии, с ХVI в. сословно-представительные монархии превращались в абсолютистского государства с одной династией во главе, то в Речи Посполитой утвердилась республиканская система власти с институтом слабого монарха, который с 1573 свободно выбирался. Между знатью и каждым новым королем перед его избранием заключалась специальная договор («пакта конвента»;). Это был своеобразный индивидуальный контракт, который определял обязанности новоизбранного манарха. Законодательную и частично судебную власть имел общий для всего государства сейм, состоявший из двух палат: сената и посольской избы (палаты депутатов). Сенат состоял из магнатов, представителей центральной и провинциальной администрации (воеводы, каштеляны и др.) И верхов католической церкви (епископы). Золотая вольнасць - одно из явлений в уникальной аристократической политической системе Польского королевства (1385-1569) и позже, после Люблинской унии (1569), в Речи Посполитой. В этой системе вся шляхта обладала равными и широкими правами и привилегиями. Шляхтичи заседали в парламенте, сейме, и выбирали короля. Трибунал ВКЛ был создан по закону 1 марта 1581 г. по приказу короля польского и великого князя литовскага Стефана Батория. Состоял из судей, которые ежегодно избирались шляхтой на депутатских соймиках (по 2 судьи-депутаты от уезда или воеводства, если оно не делилось на уезды). Избранными могли быть только уроженцы ВКЛ. Судьи выбирали предводителя (председателя) Трибунала. Обязанности писарей выполняли писаря земского суда того города, где происходил Трибунал. В ТРЕТИЙ Устав вошли нормы государственного (конституционного) права, чего в то время не было в законодательной практике других европейских государств. Он обобщил тогдашние государственно-правовые идеи. В Уставе нашла отражение теория разделения властей на законодательную (сейм), исполнительную (великий князь, административный аппарат) и судебную (Трибунал ВКЛ, земские и падкаморския суды, выборные и независимы от администрации).


 

Рэфармацыя i Контррэфармацыя на Беларусi у 16-17 стст. Кальвiнiзм. Арыянства. Дзеячы Рэфармацыы (Мiкалай Радзiвiл Чорны, С. Будны, В. Цяпiнскi). Дзейнасць ордэна езуiтау у Беларусi. П. Скарга.

 

Реформация- широкий общественно-политическое и идеолоическое движение в XVI в., направленная против засилья католической церкви во всех сферах жизни. Объективные она имела антифеодальный характер. Инициатором и авангардом движения была буржуазия, которая выступила против феодализма и его опоры - католической церкви. Идеологи Реформации выступали против богатств церкви и ее сильного влияния, однако не отказывались от самой религии. Основными реформационных течениями в ВКЛ были кальвинизм, лютеранство, антитринитаризм. Наибольшее расширение в Беларуси получил кальвинизм, доктрина которого импонировало шляхте. Особенно усердствовал на волне Реформации в Беларуси крупный магнат, воевода виленский, канцлер, тогдашний некоронованный владелец ВКЛ Николай Радзивилл Чёрный. Первому лицу государства протестантство представлялось одним из действенных направлений спасения от пагубного для суверенитета ВКЛ влияния соседей. Симон Будный - наиболее выдающийся представитель памярковнага направления в литовском антитринитаризм. Его деятельность связана со сбором в Вильнюсе, Клецка, Холме, Заславле, Лоске. В 1562 году вместе с Мацвеем Кавячинским и Лаврентием Крышковским Будный создали в г.Несвиж протестантскую типографию. Они делали попытки выдавать книги кириллицей на древнебелорусском языке для распространения реформационных идей среди населения. С.Будным и В.Тяпинский выступали за развитие белорусского культуры на родном языке. На думку В.Цяпинскага, былая слава белорусского народа угасла по вине духовных и светских феодалов, которые пренебрегали родным языком. Он отстаивал право на ее самостоятельное развитие. В. Тяпинский являлся в то время единственным представителем господствующего класса, который защищал национальный язык и культуру, призвал феодалов дать просвещение для народа. Кальвинизмз реализовал принцип простой и дешевой церкви, богослужение увел в основном к чтению Библии. Началом контрреформации в ВКЛ считается 1570г., когда первые иезуиты появились в Вильнюсе. Их позвал сюда виленский епископ Валеръян Пратасевич для борьбы с протестантами и организации университетов столицы княжества. В 1579г. иезуиты основали коллегию в Полоцке, в 1584г. - в Несвиже, позже - в Орше, Бресте, Пинске, Новогрудке, Гродно, Витебске, Минске, Слуцке. Иезуитская пропаганда, идеологическая и психологическая обработка дали результат. Литовская знать, затянутая ранее в реформационное движение, теперь переходила в католичество. В конце XVII в. контрреформация в ВКЛ победила. П. Скарга - основатель и первый ректор (1579-84) Виленской иезуитской академии (гл.Виленски университет). Создав Полоцкий иезуитский калегиум в 1582-1586гг. был его ректором. Основал коллегии в Риге (цяперТарту, Эстония). Вел активную борьбу против Реформации.

 


 

Date: 2016-02-19; view: 2659; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию