Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Стихи о Даше 5 page





 

* * *

 

А теперь – об очень важном.

Мы с Женей сразу взяли очень высокий тон в Дашином воспитании. Это трудно. И потому бывают «провалы».

Сегодня, 25 января, день рождения Высоцкого. Вечером по двум телепрограммам – посвящённые ему передачи. Решил их посмотреть и категорично объявил об этом. В основном, для Даши.

Телевизор включил на кухне. Сижу, смотрю. Дочки не слышно, что бывает крайне редко. Минут через десять Женя сообщает, что Даша лежит на диване, отвернувшись к стенке, чего без серьёзного повода у нас не случается. Иду туда. Но дочка со мной не общается, не отвечает ни на один мой вопрос. Я – и так и сяк. Бесполезно.

– Даша, ну тогда я попозже зайду, и тогда расскажешь, что случилось.

На выходе из комнаты меня догнали её слова:

– Я умерла.

А я испугался. Такого ещё не было.

После долгих моих попыток Даша потихоньку разговорилась. Тогда и выяснилось, что причиной всему – моя категоричность при желании уединиться с телевизором. А ребёнок мой почувствовал себя ненужным и таким одиноким…

А заканчивая разговор на эту тему, Даша ещё и припечатала:

– Только я внимательно люблю тебя!

Дала мне серьёзный урок. Сумею ли его хорошо выучить и запомнить?

 

* * *

 

У нас гости. Поэтому внимания Даше меньше обычного.

Она садится ко мне на колени и просит что‑то сделать. С первого раза я не понимаю. Тогда дочка находит новые слова, которые трудно не расслышать:

– Поверни лицо задом!

Оказывается, надо было посмотреть в другую сторону. И всего‑то.

 

* * *

 

Хороший февральский день. Даша рассказывает мне, как сегодня погуляла, что встретила Валеру, который старше её на год.

– Ты знаешь, папа, он стал уже мальчик‑парень!

Теперь знаю.

 

* * *

 

Даша приучается есть кашу, которую недолюбливает, воспринимая уже мамины аргументы в пользу этого дела и даже переосмысливая их:

– Каша поможет мне стать сильной женщиной – буду всех поднимать и носить на ручках.

 

* * *

 

Даша любит лечить своих куколок и приобщает к этому меня. Даже придумала мне занятный и запоминающийся псевдоним – доктор Колпачок, который ей и самой очень нравится. Настолько, что предложила мне:

– А ты скажи на работе, что тебя зовут доктор Колпачок!

Но тут же перерешила:

– Нет‑нет, не говори! А то все захотят стать Колпачками!

Так быстрота дочкиного мышления уберегла моих коллег от превращения в медиков.

 

* * *

 

Марина Влади привезла в Москву свой спектакль «Владимир, или Прерванный полёт», который шёл в Париже. Через два дня я иду на него, а пока настраиваюсь – слушаю песни с её пластинки, записанной больше тридцати лет назад на фирме «Мелодия».

– Даша, это поёт Марина Влади. Тебе нравится?

– Да, нравится. Но Владимир Высоцкий сильнее.

Какой смысл вкладывала дочка в последнее слово, я не знаю. Но уверен, что выбрала его неслучайно, от души. А Высоцкого мы с ней слушаем давно.

И ещё: конечно же, она пока не имеет ни малейшего представления, какое отношение имеют друг к другу эти два необыкновенных человека.

 

* * *

 

В Дашиных разговорах всё чаще звучит «женская» тема. Стараюсь использовать это в воспитательных целях – например, объясняю, что женщины очень терпеливы.

Сегодня утром она выпила лекарство и сразу обратилась ко мне:

– Оно горькое, но я терпела. Теперь я женщина?

 

* * *

 

Откуда что берётся… Даша старается, чтобы в диалогах последнее слово оставалось за ней. А я к этому ещё не готов.

Что‑то она не сделала из того, что должна была, о чём договаривались. Интересуюсь причиной, мягко говоря. И слышу в ответ:

– Я непонятливая девочка. Я по своим делам хожу.

И строй фразы, и интонация, и не присущее детям такого возраста приписывание себе, пусть и лукавое, отрицательных качеств – у кого дочка этому научилась? А главное – рано ей ещё!

 

* * *

 

Даша с большим уважением относится к книжкам. Мы их читаем часто и много.

Придя сегодня с работы и ещё не переодевшись, получил от дочки срочное задание. Выполнил. Тут же поступило новое предложение – почитать книжку. А Женя зовёт ужинать, стол накрыт:

– Доченька, ты‑то поужинала, а папа хочет есть.

– Мама, а он почитает книжку и перехочет!

Вот такая безграничная вера в свойства книг. И не без доли истины.

 

 

 

* * *

 

Подступаемся к догадке о взаимосвязи явлений и вещей…

У Даши много игрушек, но она постоянно предлагает приобретать новые. Мы так же постоянно убеждаем её в ненужности этого. Иногда она соглашается с нами. Но тут же возвращается к своей первоначальной позиции. Сегодня разговор сложился так:


– Зачем тебе ещё одна кукла? Во‑первых, их уже и складывать некуда. Во‑вторых, про новую игрушку ты быстро забываешь, потому что их у тебя очень много.

– Да, действительно… Может быть, половину отдать кому‑нибудь?

– Может быть.

Опровержение своему предложению нашла тут же:

– Но тогда у него их будет много!

В итоге решили никому из потенциальных новых хозяев дочкиных игрушек проблем с излишками не создавать и оставить всё как есть. Вот что значит вовремя почувствовать взаимосвязь одного с другим!

 

* * *

 

Даша проанализировала состав нашей семьи и пришла к логическому выводу:

– Сначала рождаются папы, потом мамы, а потом и детки.

Верное наблюдение, ничего не скажешь.

 

* * *

 

Спорю с Дашей всё меньше…

Сел за стол почитать. Дочка тут как тут:

– Папа, я хочу здесь порисовать. Уступи мне, пожалуйста, место.

– А я хочу почитать. Почему я должен тебе уступать?

– Потому что я спешу. Тебе же некуда спешить.

Подумал над этим и согласился.

 

* * *

 

Заехал за Дашей в танцевальную студию.

– Ты купил мне подарок?

– Купил.

– Покажи!

– Давай доедем до дома, там и покажу.

По пути к автобусной остановке дочка заигралась, выказала непослушание и в итоге заявила, что не дружит со мной. Я ответил ей тем же. Сели в автобус, поехали, скоро выходить.

– Папа, а скажи хотя бы, как называется игрушка.

– Неужели ты и в автобусе про неё думаешь?

– Я‑то не думаю, а моя ума всю дорогу думала!

После этого чуть было не сказал, что у меня в портфеле, но удержался.

Приехав домой, поужинали и быстро легли спать. На следующий день утром Даша первым делом спросила про подарок. Я ей в ответ:

– Но мы же с тобой не…

– Но вчера‑то уже кончилось!

С этим спорить не стал, и подарок дочка получила. В том числе и за попытки проявить изобретательность в поисках аргументов в свою пользу.

 

* * *

 

Передал Даше подарок от Макса – игрушечный сотовый телефон с хорошей мелодией. Заодно рассказал, что Макс сказочник, то есть сочиняет сказки, и большой журнал недавно напечатал одну из них, про зайку. И посоветовал:

– Когда ты будешь разговаривать по телефону с Максом и благодарить его за подарок, то скажи сначала: «Привет, сказочник!». Ты же теперь знаешь, что такое сказочник? Сказочник – это человек, который сочиняет…

– …журналы и подарки! – уверенно закончила дочка.

Получилось вполне удачно не только для экспромта.

 

* * *

 

Вечерний женский диалог. Начала его Женя:

– Даша, ты, по‑моему, хочешь стать старшей в доме?

– Да, хочу стать старшей, – но тут же уточнила: – Хочу, чтоб мы с тобой были как равные. А папа мог выйти и посмотреть!

Не знаю точно, что означает последняя фраза, хотя и догадываюсь, но показалось, что с такой политикой дочка не окажется на задворках наших «международных» семейных отношений.

 

* * *

 

Пока ещё у Даши не получается маскировать некоторые недостатки своего воспитания, случаются так называемые проговорки.

После танцевальных занятий дочка, как обычно, подкрепилась, на этот раз булочкой, выпила маленькую бутылочку имунеле, вкусного молочного продукта, и молча протянула мне руку с пустой тарой, которую надо выбросить.


– Зачем ты мне её отдаёшь?

– А мамы же нету?

– Зато вон там стоит урна, а у тебя есть ножки!

Спорить не стала, пошла выбрасывать. А я в это время думал, почему она так ответила на мой вопрос.

 

* * *

 

Зашёл разговор о светофоре. Вспоминаем, что означает красный, что зелёный свет. Я начинаю фразу, Даша продолжает.

– Когда нам горит зелёный, а машинам красный, значит…

– …мы переходим улицу.

– Когда нам горит красный, значит…

– …светофор сломался!

Дашина логика победила, и разговор перенесли на другой день.

 

* * *

 

– Папа, я хочу, чтобы ты приходил за мной в детский садик.

– Но я каждый день хожу на работу…

– Лучше бы ты работал школьником!

–?

– Как папа Даши Кузьменко. Он же часто за ней приходит.

А папа Кузьменко работает школьным учителем.

 

* * *

 

На всякий случай хочу запомнить этот день. Март, 28‑е число.

Даша неуклонно приближается к своим четырём годам – осталось всего‑то чуть больше трёх месяцев.

С утра она занялась в спальне с кукольными друзьями, построила их на комоде в ряд, в затылок друг другу – Профессор, несколько ангелочков, Семак, маленькие Дед Мороз и Снегурочка, две мышки, черепаха, медведь, лиса, Богач с большим мешком, Принцесса, кто‑то ещё, всех сразу и не вспомнишь. Вдруг, слышим, дочка мчится на кухню:

– Папа! Мама! Я придумала стихотворение! Хотите послушать?!

– Давай!

– Вслед за ангелочком Все бегут по кочкам!

Вот такой у неё получился первый творческий опыт.

 

* * *

 

Даша любит разговаривать с моими телефонными собеседниками и, бывает, ставит их в тупик своими вопросами.

Сегодня поздравляли с днём рождения Славика. Предварительно договорились с ней, чем закончить поздравление. Она всё так и сделала, добавив лишь тот самый затруднительный вопрос:

– Здравствуй, дядя Слава! Поздравляю тебя с днём рождения… и держи хвост пистолетом! – Он, видимо, пообещал и тогда услышал: – А у тебя что, хвост ещё остался?

Что ответил именинник, я не знаю.

 

* * *

 

Во время долгого Дашиного купания в ванной провели с ней короткие, но важные переговоры. Моё предложение было таким:

– Папе лучше отвечать почаще «да», чем «нет». Согласна с этим?

– Согласна. И тогда мы будем жить весело?

Сам я до такого веского аргумента не додумался, но оценил его максимально высоко. Порадовала дочка, молодец.

 

* * *

 

Даша знает, что есть слова женского, мужского и среднего рода, различает их по форме и правильно согласует с глаголами и прилагательными. Но этого знания не всегда достаточно.

Днём укладываемся с ней спать. Она заботлива и внимательна:

– Папа, давай ты первый ложись.


– Хорошо.

Дочка посмотрела, как это у меня получилось, укрыла одеялом, оценивающе окинула взглядом и в заключение поинтересовалась:

– Ты удобно улёгся, мадам?

Я решил перед сном не рассказывать дочке о правилах русского языка, пусть пока сама учится ориентироваться в нём.

 

* * *

 

Даша стала успешно поучать маму. Свидетельство тому такой, например, диалог:

– Мама, дай мне, пожалуйста, попить.

– А вот стоит чашка с водой.

– Я не хочу такую. Хочу чашечку с полосками.

– А я хочу звезду с неба!

– Не надо хотеть звезду с неба. Надо хотеть чашку или тарелку!

Что на это скажешь… Пожалуй, и ничего пока. Получается, приземлила маму со знанием дела.

Примыкает к пересказанному и следующий, очень короткий диалог:

– Даша, раздевайся! Я жду тебя! Ещё раз говорю!

– Последний?

Всё подмечает доченька, ничего не пропускает. Настойчиво воспитывает в нас родителей.

 

* * *

 

Ужинаем. Мама побежала к телефону. Даша тут же предложила:

– Папа, пересядь поближе ко мне, на мамин стульчик.

– Нет.

– Почему?

– Потому что каждый должен сидеть на своём стуле.

– Но иногда же…

– Да, иногда можно…

– А сейчас и есть иногда!

Так я попался, доверчивый, в дочкину ловушку.

 

* * *

 

Суббота. Обедаем. Звонит телефон. К трубке подбежала Женя.

В это время выглянуло яркое солнце. Причём впервые за день. И Даша отреагировала на него так:

– Мама, у нас солнце! Прямо в борщ!..

 

* * *

 

Дочка пообедала быстро. Когда у меня дошла очередь до котлет, она подбежала к столу:

– А что это у тебя в тарелке? – и тут же одобрила: – Какой же ты умный, Коля!

Так Даша начала применять в быту слоган последней телевизионной рекламы, который, судя по всему, ей понравился. Догадываюсь почему.

 

* * *

 

Перед сном поём песенку:

 

Я пеку, пеку, пеку

Деткам всем по пирожку.

А для милой мамочки

Испеку два пряничка.

 

На этот раз Даша инструктирует так:

– В ладошки можно не хлопать, а ручками можно воображать.

Всё, о чём пели, мы и вообразили.

 

* * *

 

Играем с Дашей в лото – специальное, детское, развивающее. В нём вместо бочонков картинки с буквами и цифрами. У нас с дочкой – по одной карте вместо трёх. Вероятно, чтобы быстрее выявить победителя. Это Даша сама корректирует правила игры.

Картинки – в непрозрачном целлофановом пакете. Из него их вытаскивает опять же Даша.

Сначала она лидирует, но потом ситуация постепенно меняется.

Тогда Даша начинает заглядывать в пакет и вытягивать нужные ей картинки. Только никак не удаётся обнаружить последнюю из них.

Но и здесь быстро находится выход – дочка отдаёт мне пакет и говорит:

– Найди арбуз, с буквой «А».

Нахожу. Даша заполняет ею последнюю свободную клетку и радуется победе.

Теперь я знаю, что у девочек, оказывается, своя технология победных игр.

 

* * *

 

Начался период дочкиной ревности папы к маме. Присутствуют и весьма корректные приёмы с Дашиной стороны, когда надо отвлечь меня от общения с Женей.

Сегодня, например, когда она играла в спальне, а мы разговаривали в другой комнате, вдруг слышу:

– Папа, лучше иди ко мне. Здесь веселей, грустить не будешь!

Конечно, пошёл туда, где грустить не будешь.

 

* * *

 

Совсем недавно услышал от дочки:

– Пойдём со мной, чемпион!

Откуда в её лексиконе появилось такое обращение, ума не приложу. В нашей семье оно не употреблялось никогда, да и среди знакомых тоже. А тут ещё и нотки снисходительности услышались мне… Но потом подумал и решил, что это от моей мнительности.

 

* * *

 

Даше завтра три года девять месяцев. Возраст, конечно, уже чувствуется. Вот только что состоялся у нас следующий разговор:

– Даша, почему в спальне такой бардак – все карандаши и блокноты на полу? Ногу некуда поставить!

– Потому что это моя комната. Здесь я что хочу, то и делаю. А у тебя есть кабинет и балкон!

Хотя спальня пока и общая, но первый раздел недвижимости дочка уже произвела. Хочется думать, что он так и останется «игрушечным», а потом – забудется.

Кстати, беспокойство моё уменьшилось уже на следующий день – Даша продемонстрировала гибкость мышления: по тому же поводу её позиция изменилась вплоть до противоположной.

Обидевшись на что‑то, пошла и улеглась на диванчик в кабинете. Тогда я и вернулся ко вчерашнему разговору:

– А почему ты здесь лежишь? Это же мой кабинет!

Ответ был незамедлительным:

– Знаешь, папа, когда люди живут вместе, то у них всё общее: и комнаты, и вещи. Только игрушки мои, потому что ты уже взрослый.

Вот так: другие обстоятельства – и дочкины взгляды на собственность стали другими. А единоличным хозяином кабинета и балкона побыл я недолго, меньше суток.

 

* * *

 

Даша работает на опережение – это довольно успешный тактический приём.

Мама только что отругала её за непослушание и, успокоившись немного, ведёт разъяснительную беседу:

– Дети должны слушаться родителей, потому что…

– …потому что только папа и мама знают, как правильно поступать детям, а дети не всегда знают, как им правильно поступать!

На этом разъяснительная беседа и закончилась. В Дашину пользу.

 

* * *

 

Со мной она действует проще:

– Даша, иди раздевайся.

– А ты пойдёшь со мной?

– Зачем?

– Посидишь рядом.

– Почему мне надо сидеть с тобой рядом?

– Потому что я люблю тебя.

Конечно, я пошёл и посидел. А кто бы не пошёл?

 

* * *

 

– Папа, когда я вырасту, я тоже пойду на работу, как ты? Мамы же могут ходить на работу, так ведь тоже бывает.

Таково пока Дашино знание жизни по означенному вопросу. Кто знает, как оно потом изменится…

 

 

 

* * *

 

Задал Даше неудобный для неё вопрос, а в ответ услышал уверенное:

– Знаешь что: я думаю, а ты – сиди!

Неожиданность услышанного сделала своё дело – дочке не пришлось признавать то, что она не хотела.

 

* * *

 

Ждём появления в этом году Дашиной сестрички. Или братика. Даша тоже принимает трепетное участие в этом ожидании, делится своей радостью с теми, кто бывает в нашем доме. Сегодня это её старший двоюродный брат Серёжа, который приехал в Москву на конференцию молодых учёных. Вдруг прервав игру с ним, она сообщила серьёзным голосом:

– У мамы в животе маленький ребёночек бережётся.

Мне оставалось только позавидовать точности выражения. И порадоваться за Дашу.

 

* * *

 

Опять – о детской способности быстро перестраиваться…

Днём у Даши с мамой случилась довольно серьёзная ссора. И осадочек от неё у участниц, видимо, остался надолго, по нашим меркам. Потому что вечером я услышал такой разговор, начатый дочкой:

– Больше всего я жду Серёжу, потом Иру, потом Лену.

– А маму?

– Да, и маму, конечно.

– Но почему я опять на последнем месте?

– А я сейчас поменяю!

Легко, быстро, без затей вышла из положения. Мне понравилось. Даже за беспринципность упрекать любимицу не захотелось.

 

* * *

 

После той же дневной ссоры мама в сердцах сказала Даше, что уже позвонила мне и попросила купить хороший ремень.

Как только вечером вошёл в квартиру, увидел вопросительные дочкины глаза, не понимая, что это означает.

– Ты принёс?

– Что?

– Ремень!

Догадаться, в чём дело, теперь не составляло труда:

– Принёс.

– И где же он?

– В портфеле.

Пауза. И вопрос:

– Но мы же его не сразу будем пробовать?!

И на этот раз пришлось отдать должное тому, что дочка нашла правильное решение – может быть, единственное с учётом всех обстоятельств. Я опять был полностью обезоружен, пусть и в разыгрываемой мной сценке.

 

* * *

 

Пока я ходил в магазин, Даша была на удивление примерной девочкой: и все игрушки убрала, и быстро оделась, чтобы сразу после моего возвращения пойти гулять.

Ей и самой это так понравилось, что она предложила маме:

– Давай купим такой телевизор, чтобы папа, когда вернётся, всё увидел.

Дельное предложение, особенно для воспитательных целей. Но где взять такой телевизор?

 

* * *

 

Умеет Даша с достоинством оправдать свои неудачи.

Не получается у неё пока сладить с новой игрушкой. Но не беда. Объяснение нашлось сразу:

– Это всё она: чуть что да чуть что!

Конкретно, исчерпывающе, убедительно.

 

* * *

 

Оказывается, Даша уже озабочена некоторыми вопросами своего будущего. Один из них обозначился сегодня.

Мама полвечера просит её убрать игрушки, а в ответ слышит разговоры на пространные темы. Например:

– Даша, говоришь ты много, а дел делаешь мало!

– Да, мамочка… А вот интересно: когда вырасту, изменюсь я или нет?

Мы уж не стали объяснять дочке, что нам, её родителям, это узнать не менее интересно. Но тему она озвучила первая.

 

* * *

 

Перед сном, уже в кроватке, глажу Даше ручки. Ей нравится:

– Ой, папа, мне же приятно! Получается так тоночко!

По всей вероятности, дочка уже чувствует, что нежно это и есть тонко. А тут – даже «тоночко». Молодец. А заодно и мне высокий комплимент сделала.

 

* * *

 

Дашины аргументы в спорных ситуациях становятся всё менее оспоримыми. Сегодня, например, пришлось капитулировать после того, как дочка спросила:

– Папа, ну ты можешь или нет понять человека?

Она, конечно, себя имела в виду.

Думаю, мало кто после такой постановки вопроса продолжал бы настаивать на своём. И я тоже не стал.

 

* * *

 

Даша привнесла в наше с ней общение новый элемент – категоричность.

А произошло это в связи с уже не новой проблемой: в последнее время дочка, как только я переступаю порог, спрашивает: «А подарок принёс?» Избаловали её, приучив к подаркам, а теперь, с переменным успехом, боремся с последствиями.

Сегодня Даша апробировала новый приём. Встретила по‑деловому, подождала, пока разденусь, взяла меня за руку, повела в комнату и серьёзным голосом, глядя прямо в глаза, произнесла:

– Видишь, папочка, про подарок я не спрашиваю. Просто говорю: открывай портфель!

Оказалось, подарка там нет. Не знаю, хорошо это или плохо, не разочаруется ли дочка в своих способностях оказываться хитрее папы.

 

* * *

 

Из сказанного дочкой и мною не понятого: «Когда сплю, то чувствую, какая я взрослая».

 

* * *

 

А вот очень даже понятое и очень приятное: «Доброе утро, мой дорогой папочка!» Пусть не частое, но запоминающееся надолго.

 

* * *

 

И опять непонятное, но из другой оперы.

С утра Даша даёт некоторым из своих многочисленных кукол новые имена и делает это довольно громко.

Сегодня подошла очередь маленькой куколки в изящном серебристом платье:

– Теперь ты будешь Ласка Штанкина!

Тон был уверенный, варианты не рассматривались. Кстати, никогда не менялось имя кукле, которую зовут Синбадская.

 

* * *

 

– Папа, что тебе больше нравится: юг или север?

– Север. Я там родился.

– А мне юг. Почему – не знаю.

 

* * *

 

Во время игр во дворе Даша два дня подряд ссорится с мальчиком Гришей, хотя он значительно старше неё. А по пути домой заявляет маме:

– Надо отправить Гришу на небо. Только без парашюта.

Оказывается, она уже спрашивала у мамы, может ли человек подняться в небо. И та рассказала ей, что может. Но обязательно с парашютом…

 

* * *

 

Сегодня есть повод, и Даша целый день поздравляет меня, дарит подарочки. Дождалась своей очереди и детская дамская сумочка:

– Папочка, сейчас я подарю тебе ещё этот подарок. И ты будешь модником!

Подарок я с благодарностью принял. Но на этом приятное для меня дочка решила не заканчивать:

– Посмотрим, что в сумочке? Вот замечательная расчёска. Давай сделаю тебе хвостик!

– Давай хвостик, – согласился я, хотя только вчера коротко постригся. – Но это будет непросто сделать, сама видишь.

Времени на новое решение не понадобилось:

– Тогда сделаем тебе расчёс!

На том и порешили. Да и в исполнении он оказался проще.

 

* * *

 

Сомневался, конечно, но когда рассказал старому знакомому об очередном Дашином стихотворном опыте и он спросил: «Ты записал?», то решил, что можно и записать. (Кстати, с ритмикой у неё всё в порядке: подолгу может нанизывать слова, мелодика не нарушается, но с рифмой пока посложнее.)

Короче, сегодня вечером мы с дочкой концертировали. Были танцы, декламация, пение. Мой запал кончился быстро, и я уже уселся в кресло. Даша же нашими совместными номерами не удовлетворилась, вышагивала по квартире и с удовольствием что‑то сочиняла, помогая себе ручками, сложив ладошки домиком. Вернувшись с кухни в комнату и обходя её по кругу, зачитала (с повтором) следующее:

 

Раз‑два‑три, раз‑два‑три,

Там какашечка внутри!

 

Возможно, подойдёт в раздел «Непонятное»! Что‑то он в последнее время активно пополняется, кстати.

 

* * *

 

Слышал, конечно, о взаимном процессе воспитания: дети – родители. А теперь, видно, подошло время почувствовать это на себе.

Обедаем. Как обычно, в это время на кухне работает телевизор. Каждый из нас троих хочет смотреть свою передачу, но пульт в моих руках, и поэтому победа остаётся за мной.

Даша сосредоточенно склонилась над тарелкой и с сожалением произнесла всего три слова:

– Эх, Коля, Коля…

Мне стало стыдно за свою победу.

Вскоре после обеда появился повод для длительной воспитательной беседы, которую я успешно и провёл. Даша покивала головой в ответ и пошла к своим игрушкам. Через какое‑то время вернулась и с оттенком задумчивости сказала:

– Папа, я тут недавно песню слышала:

 

Эх, ты, Коля, Коля, Коля,

Как же ты мне надоел. –

 

А ты её никогда не слышал?

Минуты две‑три понадобилось доченьке, чтобы придумать это и исполнить. Получилось, вероятно, так, как она и рассчитывала. По крайней мере, очень уверенно.

 

* * *

 

Ещё один эпизод связан тоже с телевизором. Купил дочке новый диск с мультфильмами. Она сразу села смотреть.

– Ну как, нравится тебе?

Даша оглядывается на меня, и такое ощущение, что не понимает вопроса. В ответ спрашивает:

– Но это же ты мне купил?

Теперь я её не понимаю:

– Я спрашиваю: тебе нравится?

– А я отвечаю: ты же мне это купил. Раз ты – значит, нравится. Чего ж тут непонятного?

Вроде бы всё понятно. А вроде и не всё. Играет дочка со мной, хитрит, или искренний комплимент слышу? Выросла уже она в этом смысле или пока ещё абсолютный ребёнок? Подумаю ещё, понаблюдаю.

 

* * *

 

Даша с мамой вернулись с прогулки. Брали с собой маленький, сверкающий от удара о землю мячик. Пока дочка раздевалась, я помыл мячик под краном и бросил его на пол. Потом вижу, что Даша в ванной мячик снова вытирает.

– Но я же его уже мыл.

– А я ещё чистее его помыла. Он весь грязный немножко.

Вот так надо выходить из положения: и убедительно, и деликатно.

 

* * *

 

Даше не понравился мой тон:

– Почему ты со мной так разговариваешь? И впредь это запомни!

Тут же запомнил.

 

* * *

 

Даша искусно вывела меня из‑под удара. Вот как это было.

Я сказал им с мамой с шутливым упрёком:

– Вы как хотите, так меня и используете!

Женя сразу за поддержкой к Даше:

– Видишь, папа говорит, что мы его используем…

– Да нет, мама, ты не поняла. Он сказал: вы как хотите, так меня и используйте.







Date: 2016-02-19; view: 319; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.107 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию