Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Стихи о Даше 4 page
– Папочка, ведь ты на меня не обиделся? Как правило, я ещё не успеваю этого сделать. А после такого вопроса, заданного таким тоном, уже и не могу. И дочка это чувствует. Так что, благодаря ей, ссоримся мы редко.
* * *
Скорее всего, мы не имеем и малейшего представления, как воспринимают окружающий мир наши маленькие дети, что считают главным, а что второстепенным или ничего не значащим. Поэтому и говорим мы с ними на совсем разных языках. Короткий Дашин вопрос, как своеобразная последняя капля, превратил эту догадку в убеждение. Мы с ней хорошо играли, расположившись на ковре. Вдруг она задумалась, посмотрела мимо меня и спросила: – А что где есть? Как ни старался я уточнить, что дочка имела в виду, ничего не получилось. Так до сих пор и не знаю, хотя она со мной, как правило, откровенна. Возможно, посчитала, что я не пойму, и, наверно, нашла для этого веские основания.
* * *
У Дашиных предложений появились весомые доводы. Сегодня мы с ней целый день дома. Много играем. Игр достаточно: «Свойства», «Геометрические формы», несколько пазлов и другие. Играем на полу в большой комнате, где удобней. Потом слушаем детскую видеомузыку, под которую танцуем. После этого дочка предлагает переместиться в спальню, где есть другие игры. – Давай сначала здесь выключим музыку и соберём игры в коробки, – предлагаю я. Даше, конечно, ничего этого делать не хочется, особенно собирать игрушки, и она, поразмышляв недолго, заключает: – Не будем этого делать. Пусть всё будет параллельно! Против такого я не нашёлся. Песенки из мультфильмов весело звучали, а мы под эту музыку через разложенные по всему ковру игры переместились в спальню. Вот что значит хороший довод!
* * *
Параллельно с появлением доводов у Дашиных предложений она стала проявлять чисто женские качества, которым доводы чужды по определению. С помощью настольной игры учим цифры, расставляя в нужном порядке картонные квадратики с их изображением. Дело идёт неплохо. Но на «восьмёрке» – сбой. Дочка никак не ставит её в нужное место. И так объясняю, и эдак. Всё впустую. Наконец Даше всё это надоело, и она приняла окончательное решение: – Как положила, так и положила! Я понял, что сегодня по‑другому не получится, и занятия мы прекратили. Пусть уж побудет женщиной!
* * *
С каждым днём с Дашей всё интереснее разговаривать, особенно когда надо её перехитрить. Однако это удаётся уже не всегда. Уговариваю её идти спать. Можно сказать, заманиваю. Сегодня использую мотив её заботы о папе. – Пойдём вместе. Ты же должна уложить меня? – Иди и пока ложись неудобно. А я потом приду и уложу тебя как следует. Я знаю, что дочка тут же прибежит укладываться, но момент выигран! А главное – день закончился по её сценарию. И это ей особенно нравится. И мне пока тоже.
* * *
Даша ставит задачи, которые трудновыполнимы, но их хочется решать. Пришёл с работы. Женя жалуется на недомогание. Пробую отшутиться: – Ты же у нас врач, и здоровье у тебя должно быть идеальным. Даша подхватывает тему, но у неё своя версия. – Это у тебя, папа, должно быть всё идеально! Хотел было подискутировать с дочкой, но перевесило чувство гордости от её веры в меня.
* * *
Дашина реакция на обстоятельства нередко просто изумляет. Сегодня, в субботу, спать ложимся поздно. Я, честно говоря, за день игры с дочкой устал. Но наконец она в кроватке, осталось только принести ей попить. Когда вернулся с чашкой, дочка уже спряталась под одеяло, а я должен её искать по всей комнате – такая у нас обычно игра. Но на этот раз настроения не хватило, и я сразу раскрыл одеяло. Даша начала было выражать неудовольствие, но, увидев моё лицо, быстро переориентировалась, сделала малюсенькую паузу и неожиданно заявила: – Ну папа! Всегда ты меня смущаешь. Мягкость, пластичность и одновременно оригинальность разрешения ситуации позволили нам закончить день в хорошем настроении.
* * *
Дочка уже имеет своё мнение по некоторым вопросам, касающимся любви. Сегодня высказала, сидя к нам спиной, вот что: – Если любите, то не надо обниматься громко. А если тихо, то можно. Мы с Женей, от неожиданности услышанного, не приняли участия в обсуждении темы.
* * *
У Даши достаточно хорошая, развитая, рассудительная речь, но в процессе словообразования у дочки получаются занятные штучки, логика происхождения которых мне чаще всего понятна. Например: «Папа, а что это у тебя на правом уше?» Здесь объяснение такое: слово «уши» дочке пока знакомо больше, чем «ухо», именно от него она и образовывает нужные варианты. Мы с Женей не волнуемся: есть логика, будет и остальное.
* * *
К сожалению, Даша жадновата. Хочется думать, как большинство детей в этом возрасте. Особенно когда дело касается игрушек и лакомств. Сегодня это проявилось во время чаепития. Женя попросила дочку поделиться пирожком с яблоками. Та предпочла прямо не отказывать, а решить вопрос другим способом – путём встречного предложения: – А ты попей чай с булочкой! – С какой булочкой? У нас нет булочки. – А что вот в том пакете? – Чёрный хлеб. – А в том? – В том вообще сыр. – А в холодильнике ничего такого нет? – Нет. – А на полочке, где конфеты? – Тоже нет. Пауза. Задумчивый взгляд. И – бодрое итоговое предложение: – А ты попей просто чай! Мы рассмеялись. Потому что не рассмеяться было трудно – этюд получился на одном дыхании, вдохновенно и артистично. А воспитательные попытки сами собой перенеслись на следующие дни.
* * *
Убедительность и оригинальность Дашиных речей меняется в зависимости от того, какие из её интересов под угрозой. В последнее время она очень не любит вовремя ложиться спать. Именно к этому часу игры приносят ей особое удовольствие. В ход идут все доводы, в том числе расхожий: все детки ложатся спать в девять часов, а Дашу и в одиннадцать не уложишь. Потому и трудно утром просыпаться, чтобы успеть в детский сад. Но если раньше дочка просто отказывалась залезать в кроватку, то теперь стала мотивировать: – Мамочка, не расстраивайся. Я завтра сама встану и оденусь. Ты только разбуди меня! – Но я же каждое утро бужу, а толку мало! И говорю тебе по‑всякому… – А ты скажи мне в лицо! Такой поворот был неожиданным и запомнился. Кстати, утром Даша действительно встала без капризов и собралась в садик быстро. Не так уж надо не доверять детским обещаниям!
* * *
Даша продолжает совершенствовать технику «самозащиты». Сегодня отрабатывала приём на опережение. Мы «культивируем» дома улыбчивость, поэтому дочка, когда видит моё серьёзное лицо, обычно спрашивает: «Почему ты неулыбчивый?» И я сразу улыбаюсь. Это, возможно, и послужило поводом к такому эпизоду. Собираемся ужинать, стол уже накрыт. Ждём Дашу. Она в спальне, переодевается. Неоднократно поторапливаем её. Когда голос мой стал строже, Даша тут же громко отреагировала из спальни: – Папа, сделай улыбку! Делать её не пришлось, она сама появилась. Приём сработал успешно.
* * *
Радует, как Даша овладевает родным, русским языком, что говорит достаточно правильно и уже использует в речи элементы образности. На моём столе стоят несколько фигурок животных. Лёгкие – из гжели, потяжелее – из разных природных минералов. Подходит Даша и просит: – Папочка, дай мне вон того, директора. Я сразу понял, что ей нужна фигурка быка из оникса, он единственный из всех подходил на эту роль. Мы с Женей довольно долго не могли понять, что означает слово «дышится» в контексте Дашиной речи: «Посмотрите, как яблоко дышится!», «Вы чувствуете, что воздух дышится?» и тому подобное. Наконец догадались, что для дочки «дышится» означает «пахнет». Пытался мысленно придраться к точности выбора синонима, но явных изъянов не нашёл. Или другой сюжет, где меньше образности, но зато есть лаконичность. Принёс Жене красивую, яркую блузку. Но Даша сразу же её «присвоила» и утверждает, что будет сама носить эту обновку. – Но она же тебе велика! – Ничего, подождёт до выроста.
* * *
В Дашиных рассуждениях стали заметны философские нотки. Только что её дневной сон прервала громко работающая в соседней квартире дрель. Вставать пока не хочется, и мы с ней (я присел на маленький стульчик к кроватке) беседуем о разном. Сначала о дрели. О том, что с утра вот не сверлили, а к вечеру начали. Я объясняю: – Не все же знают, что в это время ты спишь. – Конечно, – соглашается дочка, а затем спокойно обобщает: – И вообще: одни понимают, другие не понимают. Что тут скажешь. Она права. Потом поговорили о картинах. В нашей спальне над Дашиной кроваткой девочка, примерно её возраста, бежит с сачком по лугу за бабочкой, а над нашей кроватью – портрет красивой женщины в голубовато‑серых тонах. Мы пришли к выводу, что на первой картине изображена Даша, а на второй – мама. – Правда, обе картины удачные? – спрашиваю дочку. – Да. Я часто смотрю на них. – А ты помнишь, что их вышивала бабушка? – Помню… Интересно, не устала ли она? У меня такой вопрос почему‑то никогда не возникал.
* * *
Даша – честная девочка. Пригласила меня поиграть в куклы. Я принял приглашение и сел к ней на ковёр. Занимаемся кукольными прическами. Одна получилась в виде хвоста, и понадобилась резинка. – Папа, принеси, пожалуйста! – А почему ты считаешь, что это я должен делать? – Просто мне не хочется. Неожиданно, честно и, главное, эффективно, потому что я встал и пошёл за этой самой резинкой, оставив при себе собственные аргументы.
* * *
Моя память на фоне Дашиной выглядит весьма бледно. Вчера вечером я помогал дочке раздеваться, снимал ей домашние босоножки и поставил их на место, но носками в разные стороны. Даша увидела это и поинтересовалась: – Папа, почему ты неправильно поставил мою обувь? – Сейчас мы приготовимся спать, и я переставлю. Пообещал и, конечно, забыл. Скорее всего, потому что посчитал вопрос малозначительным. А сегодня, когда стали одеваться, Даша увидела не переставленные босоножки. – Папа, почему ты не сделал, что обещал? – Я забыл. – У тебя что, ум в голове кончился? После такого вопроса показалось, что ничего из обещанного дочке лучше не забывать.
* * *
Чувствуется, что Даша ходит в детский сад, где, как и во всех детских учреждениях, вещи подписывают, чтобы не перепутать. Увидела она в моём портфеле расчёску, взяла её и, слышу, читает воображаемую надпись на ней: «Заикин Колечка!» И тут же собственный комментарий: – Это чтобы не перепутать с Максимом или с твоим Славиком, с которым, ну ты помнишь, мы вместе гуляли. Я подтвердил, что такая надпись именно для этого и сделана, а исправлять её не стал. В дочкином «воспроизведении» она звучала для меня как песня.
* * *
Всё чаще Дашины утверждения похожи на взрослые. Воскресенье. Обедаем, вспоминаем, шутим. Женя спрашивает: – А помнишь, как на лодочке катались на Чистых прудах? – Что ты придумываешь! Не было этого и не могло быть, – серьёзно отвечаю я. – Неужели правда не помнишь? – Не помню. Потому что не было. Даша видит, что мама огорчается, и уверенно ставит точку в разговоре на эту тему: – Успокойся, мама! Всё он помнит! И Жене сразу стало понятно, что её разыграли… Другой случай. У Даши с мамой хорошее настроение, они удачно провели день, ни разу не поссорились. Я по дороге с работы купил вкусные яблоки, и они сразу же по одному пустили в дело, только хруст идёт. Всем хорошо, а я ещё пытаюсь сделать комплимент: – Какие же у меня красивые женщины! Как ты думаешь, Даша, почему? Может быть, потому что много яблок едите? – Нет. Потому что папа нас любит, – спокойно ответила дочка. Что это было – попытка ответной шутки (Даше – три года четыре месяца) или неожиданно серьёзный ответ, я так и не определил. Но хотелось склониться ко второму варианту.
* * *
– Даша, ты что, не понимаешь? Она оценивающе смотрит на Женю и немного расстроенно отвечает: – Я не понимаю, что есть такие люди… Без комментариев. К тому же показалось, Женя не совсем и поняла, что в её адрес сказала дочка.
* * *
Глажу. Даша крутится рядом. Но вскоре ей захотелось достать с высокой полки одежду для кукол. Тут же просит меня об этом. – Может быть, подождёшь, пока я поглажу твою маечку? – Не хочется, – спокойно отвечает дочка. – Да и тебе будет лучше, если дашь сейчас, потому что я же сразу перестану к тебе приставать. Её логика уже не в первый раз победила мою. Не огорчает, но в памяти остаётся.
* * *
Ещё о дипломатии. Мы с Дашей готовимся ко сну. Но она мне «сделала причёску» и предлагает пойти в прихожую посмотреться в зеркало. Хотя Женя давно уже напоминает, что пора в кроватку. Предвидя её реакцию на мои потакания дочке, та предлагает такой вариант: – Я тебя провожу. А чтобы мама не сердилась, ты пойдёшь там, где её нет, а я – где она есть. К зеркалу прошли. Мама не ругалась.
* * *
Едем в метро. На каждой станции, как обычно, слышим обязательные объявления о том, что надо уступать места инвалидам, пожилым людям, пассажирам с детьми. Даша слушала‑слушала и заинтересовалась: – Папа, а я тоже детьма? Поскольку из‑за вагонного шума разговаривать в метро неудобно, я не стал объяснять дочке про единственное число слова «дети».
* * *
Женя потерпела очередную неудачу в процессе Дашиного воспитания. Потому что та продемонстрировала тонкую и хитрую, почти на уровне высокой дипломатии, логику. Мы ещё пьём чай, а Даша рядом на ковре занимается с куклами, одевает их. Понадобился шарфик, который на вешалке в прихожей. – Мама, принеси, пожалуйста, шарф! – Доченька, ты же видишь, что мы пьём чай. Подними свою попу и сама сходи за ним. Ведь когда мне что‑то нужно, я сама поднимаюсь и иду. – Нет, когда тебе что‑то нужно, ты просишь папу, и он тебе это делает. А когда нужно папе, ты делаешь. Значит, когда нужно мне, то должны делать ты и папа. Все нюансы учла, доченька. Да так ловко, что и возражать‑то не хотелось. А точку она поставила так: спокойно встала и с чувством достоинства принесла ещё кипу одежды. Теперь с ней всё чаще надо быть начеку, чтобы не упускать инициативу и не ронять свой родительский авторитет в свете ещё предстоящих дискуссий.
* * *
Пришёл с работы рано: сильно простудился, да ещё спину прострелило – не согнуться и не разогнуться. Даша только что легла спать после обеда и, оказывается, быстро уснула. Наверное, устала, потому что долго гуляла. Женин рассказ о прогулке и поднял мне настроение. Точнее, один эпизод. Качанье на качелях, что Даша любит. Так вот, они увидела высоко, под крышей 14‑этажного дома, верхолазов, занятых ремонтными работами. – Мама, я тоже хочу быть верхолазом! – Понятно. Но вообще‑то это мужская работа. Верхолазами бывают взрослые сильные мужчины. Как папа, например, – так Женя поддерживает мой авторитет. – Нет, я папу мальчиком зову! – не согласилась дочка. Это воодушевляет. Особенно если учесть, что мой возраст иначе как солидным не назовёшь.
* * *
Даша уже – соперница. И довольно жёсткая. Даже по отношению к маме. Женя обняла меня. – Мама, это мой папа! – Ну и что? А мой муж. – Нет! Он – мой папа и муж! – А кто же тогда я? – Ты просто здесь живёшь! Вот так дочка борется за свои права.
* * *
Болит спина. Чаще, чем обычно, выхожу на балкон курить. На очередной выход Даша отреагировала так: – Ведь только что выходил. И опять… Не понимаю таких людей! Вторая папина воспитательница. Наверно, скоро обгонит Женю и станет первой.
* * *
Даша приобретает навыки воспитания. Собирает на прогулку своих детишек‑кукол, одевает любимого Илюшу. Ему не нравится шапка, он хочет другую. А Даша объясняет, что на улице холодно и нужна тёплая шапка. Илюша не слушается. Даша шлёпает его. Не помогает. Потом шапка всё‑таки надета. – Даша, как же у тебя всё‑таки получилось это? – Я сначала с Илюшей по‑строгому, а он всё равно не понимает. Тогда попробовала с ним по‑улыбчивому, и всё получилось. Мы такой дочкин подход одобрили. Да ей и самой он понравился.
* * *
Свои представления об иерархии в нашей семье у Даши уже есть. Занимаемся пазлами, хотя мама давно сказала, что Даше пора в кроватку. – Давай, доченька, заканчивать игры. А то мама сейчас придёт, и нам попадёт. – Не беспокойся, не попадёт. Ты ей ответишь сердито, и она сама будет плакать. Что бы это значило?
* * *
Пакет хороших шоколадных конфет – подарок Даше от Деда Мороза на празднике в детском саду. Помню такие пакеты из своего детства, восторг от них и желание скорее посмотреть содержимое, попробовать то, что в самых красивых обёртках. Благодаря этим конфетам записал вот что. Даша готовится съесть очередную «красавицу». Женя недовольна: – Доченька, вспомни, что говорил Дед Мороз. А говорил он, что надо есть одну в день. Ты же только днём съела три! Даша подумала немножко и ласковым голосом спросила: – Мамочка, а можно я сейчас съем одну в день? Потом, чтобы угостить папу с мамой, дочка разложила все конфеты на столе. Среди них – самая большая, круглая шоколадка в золотистой упаковке в виде медали. – Папа, какую ты хочешь? – Вот эту, доченька, – показываю на медаль. – Она мне больше всего нравится. Даша опять думает и решительно даёт другую, обычную, маленьких размеров. – Почему эту? – удивляюсь я. – Они же совсем разные! – Нет! Они одинаковые по образу. Ничего не смог возразить – образы у каждого свои.
* * *
Слово «образ», очевидно, понравилось Даше, и она старается его использовать. На этот раз – с иной целью. Поужинали. Я пью чай, а Даша – сладкий отвар шиповника, попутно лакомясь мармеладом. Вкусно. Предлагает попробовать мне. Я отказываюсь. Объясняю, что, когда пью чай, другие напитки не хочу. – Ну попробуй же! Это то же, что и чай. Они только по образу разные. Зерно в таком утверждении, возможно, и есть… Ладно. Шиповник дочка допила и просит налить ещё. – Побыстрей, папочка! А то во рту очень мармеладно! Просьба с такой мотивировкой была тут же выполнена.
* * *
В субботу утром все вместе, втроём, долго валяемся в постели. Болтаем про всякую всячину. Вспомнили и о завтраке. Решили, что его готовим мы с Дашей. Продолжаем болтать. Наконец Женя не выдерживает и требовательно спрашивает: – Когда же всё‑таки вы начнёте готовить? Даша, не отрываясь от «своих дел», негромко ответила: – Мама, ты что, не поняла? Мы же пошутили. Выходит, мы уже начали учиться шутить.
* * *
В воспитательных целях от Даши «убежали» несколько кукол – она их разбросала по квартире и не убрала на место. Дочка нашла пропажу в корзине с луком и поинтересовалась у мамы: – Как ты думаешь, они не обмусорились? Вопрос мы с Женей поняли сразу. Но оказалось, что беглянки остались чистыми.
* * *
В следующем месяце Даше будет три с половиной года. Но уже состоялся с ней вот какой разговор. Сидим за столом, делим конфеты. Вдруг ни с того ни с сего вопрос: – Папа, скажи, а что такое юист? Сразу я не догадался, о чём речь. К тому же букву «р» дочка ещё плохо выговаривает. Она повторила вопрос. Я понял и, как мог, объяснил. На что услышал: – Папа, ты знаешь, я тоже хочу быть юистом! – Может быть, лучше врачом, как мама? – Нет, юистом, – и снова занялась конфетами. Конечно, рано ещё говорить о её профессии. Но всё‑таки приятно, что она предпочла юриста врачу. Может быть, хочет походить на меня?
* * *
Дочь имеет представление о возрастной разнице вкусов. Перед Новым годом в доме много подарков‑сувениров, в том числе шоколадных. Сегодня дошла очередь до шоколадки в виде бутылки. Попробовала её и отложила со словами: – Папа, что‑то мне не нравится. Это, наверно, для дядев. Своё согласие я тут же выразил, с удовольствием угостившись неожиданно доставшимся лакомством.
* * *
Даша становится всё хитрее. Особенно в ситуациях, когда ленится. Перед Новым годом выпал снег, и дети подолгу катаются с горки. Кто на чём хочет. Даша – на санках. Скатится – и сама тащит их вверх. Но скоро желание кататься остаётся, а возить санки – пропадает. Воспользовавшись тем, что Женя разговаривает с другими мамами, дочка использует такой ход: скатывается вниз, быстро просовывает ногу в санкины поводья, падает на снег и кричит: – Ой, мама! Я запуталась и упала! Помоги мне! И маме приходится спускаться и поднимать по склону несколько раз, пока наконец дочкино коварство не становится совсем явным.
* * *
Когда ей выгодно, дочка всегда вспоминает, кто в семье главный. На этот раз получилось так: – Папа, ты же меня балуешь? – Конечно. – Вот и маме скажи, чтобы она меня баловала! И уже кажется неслучайным, что предложение сделано в первый же день нового, 2009 года.
* * *
В этот день у Даши хорошее настроение: выспалась, нашла под ёлкой долгожданные подарки от Деда Мороза и кое‑что ещё. Поэтому мы с ней с утра танцуем, ходим по кругу друг за другом. Даша хочет всё время быть впереди, то есть первой. Но круг небольшой! Только начинаем движение, и уже непонятно, кто за кем. Останавливаемся, начинаем снова, и опять непонятно, кто первый. Так мне и не удалось объяснить дочке, в чём тут дело. А действительно – в чём? Может быть, на маленьком круге трудно определить первых? Или их вообще нет?
* * *
Вечер 1 января. Найти партнёра для танцев Даше уже трудно – целый день танцевали. Но она не унимается. Вдруг слышу: – Мама, правда же ты говорила, что это танцующая коляска? Речь идёт о подарке Деда Мороза – об игрушечной, но солидных размеров детской коляске, куда свободно умещается даже самая большая кукла. Удачный подарок, что там говорить. Когда коляску собирали, увидели на ней бумажную круглую наклейку с изображением двух нот. Женя удивилась, не поняв, что это означает: – Неужели коляска музыкальная? Таковой она, конечно, не оказалась, но вот по Дашиному желанию превратилась в танцующую. В связи с отсутствием желающих потанцевать ассоциативная память помогла найти оригинальное решение. Было бы желание!
* * *
– Даша, ты что так рано проснулась? Фейерверк разбудил? – Нет. Тапочкин голос. – Не понял! – Ну твои шаги!
* * *
– Папа, заканчивай и пойдём танцевать! – А почему ты думаешь, что я хочу танцевать? – Хочешь ты или не хочешь, а идти танцевать надо. Вполне убедительный метод переговоров у дочки.
* * *
Пью чай. Даша играет в догонялки с мамой, которая вскоре устаёт и садится отдохнуть. Дочка ко мне: – Папа, теперь ты пойдём бегать! – Доченька, я пью чай. Скажи мне, как будет правильно: мне не допивать чай и идти с тобой бегать или ты подождёшь, когда я допью, и тогда мы будем играть? – Конечно, будет правильно, когда ты допьёшь чай. Но если сказать по‑лучшему, то надо идти играть сейчас. Вот и всё. У детей такая логика.
* * *
Когда не вижу Дашу даже всего несколько дней, мне всегда кажется, что за время нашей разлуки она заметно изменилась, повзрослела. Только приехали с вокзала домой. Обстановка нежная, соскучились по общению. Ношу её на руках по квартире, проверяем, все ли игрушки на месте, обнимаемся. И вдруг: – Принц ты мой дорогой! Откуда она взяла эти слова, не знаю, но разве можно не обожать её в этот миг, хотя возраст мой для этого звания не самый подходящий? Спустя некоторое время дочка снова удивила меня. Обратилась ко мне с каким‑то предложением, которое я не одобрил. Она не отступила и повторно зашла уже издалека: – Хочу тебе сказать, что хорошие люди поступают так… – и дальше излагалось содержание её предложения. – А плохие… – здесь следовал вариант моих предполагаемых действий. Решающую точку ставил безобидный вопрос младенца с невинными глазами: – Папа, ты же хороший человек? Дочка действительно повзрослела за неделю пребывания у бабушки в Тульской области.
* * *
В последнее время Даша стала задумываться о своём будущем. Некоторыми планами делится. Например: – Посмотрите! Я такая, пока маленькая. А когда вырасту, буду умной! А затем, в развитие этой темы: – Я подумала‑подумала и решила: когда стану взрослой женщиной, то лучше буду мамой, а не бабушкой, – сообщила дочка, возвратившись домой после недельного гостевания у бабушки.
* * *
Радуют зачатки здорового оптимизма в Дашином поведении. Она сидит на краю кровати и надевает носки. Один падает на пол. Хотела расстроиться, но переменила решение и весёлым голосом оповестила: – Ну и хорошо, что упал!
* * *
Женя – врач, и Даша регулярно слышит её телефонные разговоры на медицинские темы. После одного из них она подошла ко мне и печально сказала: – У меня – почечный огрыз. Потом выяснилось, что Женя разговаривала с подругой, тоже врачом, по поводу заболевания, которое называется «пупочная грыжа».
* * *
Хорошее настроение, особенно у детей, выражается во всём. Я что‑то записываю. Подходит Даша и говорит: – Мне тоже хочется чего‑нибудь записать. Даю ей лист бумаги, она садится рядом. Вскоре на листе появляется множество извилистых линий и кружочков. – Что ты написала, доченька? – «Дорогой Коля!»
* * *
Даша продолжает овладевать родной речью, вводит в свой лексикон новые слова. И явных ошибок в их употреблении не совершает. Обедаем. По телевизору – кино. Страсти кипят: по высокой лестнице вниз бежит женщина, вдогонку за ней – мужчина, громко умоляющий остаться. А Даша не любит шумных сцен, не говоря уж о явных скандалах, ссорах. – Очень непорядочные люди! – так оценивает она этих действующих лиц и оказывается, в сущности, права.
* * *
Даша не умеет давать сдачи. А в детском саду это стало актуальным. И мама начала её воспитывать. Уже есть первые результаты. Поздний час. Мама дала Даше пять минут, чтобы собрать игрушки, но та – ноль внимания. Я пробую вмешаться в ситуацию: – Даша, может, всё‑таки начнём убирать? А то сейчас мама придёт и будет нас ругать. – А ты её тоже поругай. – За что? – За то, что она будет нас ругать. Надо уметь сдачи давать. Правда же? Date: 2016-02-19; view: 414; Нарушение авторских прав |