Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Освободившиеся пациенты
В первую неделю Великого поста в некоторых церквах совершается чин Торжества Православия, который предполагает провозглашение главных догматов Православия, молитвы об обращении заблуждающихся и сохранении верных в истинном исповедании, а также провозглашение анафемы еретикам. Этот праздник, восходящий к IX веку, является символом охранительной роли Православия в современном мире. XX век ознаменован провозглашением равенства всех вероучений – традиционных и экстравагантно-новаторских, многочисленных и малочисленных, независимо от меры и степени присущих им заблуждений. Главное – это наличие выраженной претензии на обладание истиной, это то, что новая группа счастливых ее обладателей зафиксирована, зарегистрирована и представлена как юридическое лицо на торжественном пиру. Сочетание слов «пир», «обладание истиной», «торжество», «равенство» вызывает устойчивую ассоциацию с описанием обеда в рассказе Эдгара По «Система доктора Смоля и профессора Пьерро». За этим обедом захватившие власть пациенты загородной психиатрической лечебницы, заключив медицинский персонал в изоляторы, торжествуя, празднуют свое освобождение. Наконец-то всякий может высказаться. Но слова каждого из участников обеда совершенно непонятны, никак не связаны между собой. И все бы хорошо, но именно пребывание каждого из них в своей тотальной субъективности, в своем образе мира, в своей истине лишает их возможности понять друг друга. Их освобождение иллюзорно, а объединение зыбко и обречено на провал из-за отсутствия единомыслия, то есть понимания ценности связи времен и смыслов, которая не подвластна никакой субъективности, как бы претенциозна она ни была. Двухтысячелетняя традиция Православия является для общества не экзотическим элементом, но его сущностью, основанием его существования. В силу этого не напоминает ли плюралистическое демократическое общество, принимающее всякую «истину», всякое «право», сообщество «освободившихся пациентов», демонстрирующее свое собственное нездоровье, по причине устойчивой неспособности отторгнуть ложь и заблуждение? Медицинские аналогии в данном случае, к сожалению, – не разновидность «игры в бисер», не литературный прием. Общество образуют люди, оно живет ими, их здоровьем, оно страдает их недугами и болезнями. Общая патология, изучающая «наиболее общие, то есть свойственные всем болезням, закономерности их возникновения, развития и исходов», определяет болезнь как «состояние, обусловленное нарушением структуры и функций организма и его реакции на эти нарушения»[129]. Сектантство с его стремлением к субъективистской замкнутости и враждебностью к Церкви – это явная угроза общественному психическому здоровью или, используя терминологию известных патологов, форма «нарушения структуры и функций» общественного организма. Как хотелось бы, чтобы общество нашло в себе силы отреагировать на эти нарушения, противостоять падению в «разномыслие», в замкнутость права на «субъективную истину», и уж если не отличить ложь от истины, то, по крайней мере, довериться инстинкту самосохранения. Например, детскому инстинкту самосохранения. На международном конгрессе «Психоанализ и современная наука» (Москва, 1992) в одном из докладов анализировался психологический эксперимент, проведенный в ряде французских общеобразовательных школ. Исследовалась одна из «антипсихиатрических методик» (отказ от принудительной изоляции психически неполноценных детей), которая базировалась на признании права каждого человека на свой образ мира. Первоначальный опрос школьников (основной вопрос: «Чего вы больше всего боитесь?») дал весьма типичные результаты: войны, смерти родителей, землетрясения и т. д. Повторный аналогичный опрос проводился после того, как в классы дополнительно были помещены умственно отсталые дети с различного рода психическими отклонениями. В итоге первую позицию среди возможных фобий занял страх сойти с ума, страх оказаться навсегда погруженным в свой образ мира и потерять, таким образом, способность быть понятым и понимать других, способность, которая реализуется с помощью объективных смыслов и значений, традиционных ценностей и моральных норм. Права и роль традиции, а именно сохранение христианского образа мира, образа жизни, образа человека, – не чей-то каприз, а насущная нужда человечества, вопрос о самом существовании которого ныне стоит крайне остро.
Date: 2016-02-19; view: 288; Нарушение авторских прав |