Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Харитонова В.И. – «Шаманская болезнь» российских колдунов
С момента появления первых исследований по сибирско-азиатскому шаманству широкой научной общественности стало известно не только о рслигизно-обрядовой стороне этого феномена, но и о многих странностях, имеющих отношение к шаманской практике и личности шамана. Традиционное шаманство поражало воображение непосвященных своей экзотикой. Пожалуй, наиболее сильное впечатление производили даже не сами камлания и сопровождающие их "чудеса", а некоторые особенности психики, мировоззрения, поведения шаманов. Непреходящий интерес исследователей вызывает "шаманская болезнь" - необычное психическое состояние кандидата в шаманы, которого уже избрали духи, но избранник еще не прошел инициации ни в ирреальном, ни в реальном мирах. Чудовищные мучения будущих шаманов описывались исследователями со слов адептов, из собственного опыта знающих о психо-физических страданиях, свидетелей страданий кандидатов в шаманы, либо просто знатоков фольклорной прозы (1). О принуждении к деятельности магико-мисгического характера со стороны ирреальных персонажей свидетельствуют сведения о посвященных (то есть, обладающих сакральным знанием и магико-мистическими свойствами) иных категорий: например, схожие трудности встречаются в жизни эпических певцов, которых также могут принуждать к творчеству или обучать его правилам представители "тонких" миров (2). Сопоставление шаманов и эпических певцов наводит на размышления о том, что все "необычное", происходящее с ними, кроется в их собственных способностях: богатое воображение, незанятое творческой работой, на определенном этапе жизни требует нагрузки - и мозг человека, раба собственного творческого потенциала, начинает продуцировать определенные видения в соответствии с этнокультурным знанием конкретного индивида. Это простое и логичное объяснение могло бы быть единственным, если бы шаманская болезнь - страдания одаренных натур, не начавших своей творческой практики, но уже готовых к ней - не имела мощного "подтекста", относящегося к сфере психиатрии и психологии личности, а также парапсихологии (эниологии)(3). К сожалению, многие этнологи считали шаманов (или, по меньшей мере, кандидатов в шаманы) психически больными людьми (4). В настоящее время вряд ли стоит вступать в спор с приверженцами подобной концепции и доказывать очевидную несостоятельность точки зрения, фактически, опровергнутой современной практикой шаманства и "неошаманизма", исследованиями психиатров, психологов, эниологов. Мне уже приходилось высказываться на эту тему (5), однако, к вопросу о "подтексте" проблемы стоит вернуться. За психо-физическими страданиями кандидата в шаманы обычно хорошо просматриваются некие особенности, присущие всем тем лицам, которые имеют отношение к магико-мистической практике, суперсенситивно-экстрасенсорной деятельности (6). Эти особенности связаны с раскрытием и функционированием способностей к переходу и работе человеческого мозга в измененных состояних сознаниях - ИСС. Хочу обратить внимание на то, что имеет непосредственное отношение к теме статьи: на момент формирования и становления способностей, связанных с ИСС-пракгикой, что по моему мнению обусловливает различия в шаманском и колдовском общении с ирреальным миром, а также в психо-физическом состонии шаманов и колдунов. В разноэтничных шаманских традициях кандидат в шаманы проходит через шаманскую болезнь приблизительно по одной и той же структурно-семиотической схеме: узнав о собственном призыве, он начинает испытывать невероятные психо-физические мучения, усиливающиеся со временем (духи требуют, фактически, отречения от профанной жизни и перехода к сакральной деятельности, к роли шамана); путь страданий кандидата заканчивается чаще всего ирреальной инициацией - тяжелейшим моментом во всей шаманской болезни (7). Это переживание, являющееся сигналом начала деятельности в роли шамана и предшествующее посвящению (введению в профессию) старшими шаманами, этническим коллективом, превращает отягощенную психо-физическими страданиями личность в необычного, но вполне здорового в своих жизненных проявлениях человека. Что означает период психо-физических страданий кандидата, стремящегося взять на себя тяжелейшее бремя шамана (8)? С позиции этнолога и традиционного этнографа - попытки человека, принадлежащего к клану, специализирующемуся на шаманской практике, узаконить свою социальную позицию в коллективе; для фольклориста - еще и приобщение к обрядовой практике, фольклору. Однако этим нельзя ограничиться при объяснении столь необычного явления как шаманская болезнь. По всей вероятности, период шаманской болезни избранных для принятия в ранг посвященных надо рассматривать как время самообучения кандидата искусству перехода и функционирования психики и мозга в ИСС. Не будем забывать, что способность ощущать мир и себя в различных вариантах ИСС дана человеку (не только будущему шаману) с его рождением. Однако эти ощущения (предвидения, пророческие высказывания, вещие сны) проявляются у обычного индивида стихийно в особой эмоциональной ситуации, например. Задача же будущего посвященного сводится к тому, чтобы научиться управлять собственными психоэнергетическими и энергоинформационными (9) процессами, то есть, научиться входить в различные стадии и варианты ИСС, а главное - работать в них. Но тонкостям работы в ИСС- состояниях можно учиться, совершенствуясь в этом, всю жизнь; основы же знания закладываются в период становления кандидата. Процесс становления сопровождается различными видениями. Общий смысл их сводится к тому, что избранник духов а) пересотворен этими духами (классический вариант инициации), б) подчинил себе каких-то духов, в) заключил с духами своеобразный договор, г) получил духов-покровителей и т.д. Научиться управлять духами, сзывая их в нужный момент, давать им определенные поручения и с их помощью осуществлять сложнейшие путешествия в "тонкие миры" - задачи, решаемые в процессе ирреального и реального посвящений. От наличия и характера посвящений в реальном мире зависят способности и психофизическое состояние шамана (подробнее это будет объяснено чуть дальше). Обычно мифолого-фольклорная сторона мировоззрения прикрывает легким флером магико-мистический аспект знания и плотным занавесом его психоэнергетическую и энергоинформационную основу. Духи-союзники, духи-помощники, духи-покровители помогают представителю традиционной культуры, обладающему определенным этнокультурным багажом, управлять психоэнергетическими и энергоинформационными процессами. Для людей, "продвинутых" от культуры к цивилизации, подобное самовыражение на тонкоматериальном плане не является обязательным Их обучение сложностям перехода и работы в ИСС сопряжено с использованием иной образности, что непосредственно зависит от культурномировоззренческого багажа конкретного индивида. Процесс же становления кандидатов в "экстрасенсы", "народные целители" и т.п. не менее труден, чем путь будущего шамана. Таких людей подстерегают те же психо-физические сложности, что и представителей традиционной культуры. Разница только в образном оформлении происходящего с их психикой и сознанием. В этом смысле можно говорить о болезненном периоде в становлении любого человека, пытающегося не просто приобщиться к магико-мистической (в разных ее проявлениях) практике, но стать посвященным в сакральное знание. Вопрос о российских колдунах в свете предлагаемой теории может рассматриваться параллельно вопросу о шаманстве любого типа, поскольку российский колдун - это тот же посвященный в святая святых психоэнергетической и энергоинформационной деятельности. Иное дело, что людям, объявленным окружающими или объявляющим себя колдунами, крайне редко приписывали статус психически больных, относя их деятельность к "пережиткам темного и суеверного прошлого". Идеологизированный подход советских фольклористов и этнографов к работе с магико-мистическим материалом вынужденно ограничил архивные сведения об особенностях работы этих "пережитков". Однако дореволюционные материалы и некоторые недавние издания несказочной прозы (10), равно как материалы отдельных фольклорных архивов (11), позволяют развить эту тему. Колдунами именуются лица, причастные к магико-мистической практике, считавшиеся наиболее сильными и опасными, даже враждебными простому человеку. Колдуны не стремились прикрывать свою магическую практику именем Бога, за что их деятельность объявлялась "черной" - противной божественной воле и принципам миротворения, направленной во зло. Однако в самых сложных жизненных ситуациях страждущие вынуждены были обращаться за помощью именно к колдуну, поскольку магических сил знахаря и ведуна не хватало для достижения желаемых результатов. Необычность фигуры колдуна и некоторые особенности его ролевого поведения приводили к тому, что о таких людях рассказывали больше небылиц, чем былей; тем более что абсолютное большинство записей делалось от сторонних непосвященных наблюдателей, но не от самих обладателей необычных качеств. Такое исследование колдовства приводит к значительным пробелам в реальном знании о нем (12), что, кстати, в последнее время отмечают и исследователи шаманства, говоря о своем предмете (13). Колдунов и шаманов различают по внешнему оформлению традиционной іфакгики; однако по сути деятельности и силе воздействия их противопоставлять не стоит (14). Отдельные правдоподобные сообщения о деяниях колдунов и изучение современных представителей этой группы лиц (15) позволяют констатировать, что, во-первых, обретение необычных способностей у них, как и у шаманов, бывало и наследственным, и случайным, во- вторых, момент получения силы, как правило, оформлялся не менее своеобразно, чем "шаманская болезнь", в-третьих, "колдовская сила", присутствующая при них в варианте неких духов, также была управляема ими и требовала постоянного внимания. К этому обязательно стоит добавить, что для колдунов, как и для шаманов, невозможен был отказ от отправления определенных ритуалов, соблюдения правил ролевого поведения и т.п. Колдовские свойства, способности и наклонности к знахарско- ведовской деятельности, равно как к шаманской, могли наследоваться из поколения в поколение, либо - что было предпочтительнее - через поколение. Передача осуществлялась не только по прямым родственным связям; наследовали практику племянники, внучатые племянники и т.д. Законного преемника (первый или последний ребенок, первый или последний внук, ребенок конкретного пола, наследник, появившийся через магически значимое число поколений - например, через семь, и т.д.) определяла местная традиция. Объяснения принципа передачи были различными, чаще всего они опирались на представления о жизненной силе, доставшейся человеку в наследство (первый/последний, двоезубый или троезубый и др.). Однако специальные распросы значительно корректируют сведения такого рода: выясняется, что кандидатуру наследующего колдовство предшественник часто выбирал по определенным, известным только посвященному, признакам. В среде непосвященных существовали свои объяснения склонностей к колдовской практике, связанные, как правило, с ничем не обоснованными утверждениями о том, что, например, колдунами должны были становиться черноглазые либо голубоглазые люди, люди с особенно длинными и уродливыми ушами или с растущими в ушах волосами и т.д.). Знаков или отличительных признаков множество. Те из них, которые можно считать довольно реалистичными, подчеркивают наличие витальных сил человека. Многие будущие колдуны, как и шаманы, задолго до обретения официального статуса жили в ожидании этого момента: предопределение для кого-то из них было своеобразным домокловым мечом, для кого-то, наоборот, подарком судьбы. Отказаться от необычного наследства было сложно, хотя иногда это пытались сделать. Например, ближайшие родственники могли повлиять на судьбу ребенка, который по всем прогнозам должен был родиться наследником колдуна: другую судьбу можно было вымолить у Бога (16). Попытки Повлиять на судьбу будущего ребенка магическим путем могли и не увенчаться успехом. Считалось, что преемницу (преемника) при желаемом наследовании искусства колдовства или ведовства должны были назвать именем обладателя особых свойств. Но если эта судьба была уготована другому человеку, то тезоименник мог. не ведая того, пострадать из-за инициативы близких (17). Те люди, которым предначертано стать колдунами или ведунами, могут изначально не подозревать об этом. Однако в определенный момент они начинают сами стремиться к тому, чтобы постичь тайны магического искусства, что бывает сопряжено с тяжелейшими физическими страданиями и какими-либо заболеваниями (18). В российской традиции довольно редко встречаются сведения о сильных страданиях кандидатов в колдуны и ведуны. Это объясняется отчасти особым типом передачи магико-мистического знания и навыков. В колдовстве, в отличие от шаманства, используется мгоновенный вариант посвящения. Оно может осуществляться как представителями ирреального, так и жителями реального мира. Интересно, что сведения о болезнях и страданиях кандидатов обычно появляются в ситуациях, когда человек по какой-то причине не был посвящен вовремя или старался сам обрести силу и знания. Если же акт посвящения свершается, то страдания прекращаются, а кандидат обретает всезнание посвященного (19). В фольклорной прозе очень часто встречаются рассказы о том, как кто-то (желая того или нет) мгновенно получил магическую силу и всезнание. Интервьюируемые колдуны и ведуны сообщают обычно еще и об обучении разного рода (реальном и ирреальном - во сне. например). Редкие свидельства мучений духами - "нечистью" - связаны с несостоявшейся вовремя передачей силы при ее предначертанном наследовании: "нечисть" приходит к кандидату и мучит его, пока тот не примет эту силу, не начнет колдовать: мучат духи и тех, кто пытается отказаться или отлынивает от своей деятельности. Отсутствие инициационной "болезни" у кандидата в колдуны вовсе не свидетельствует о том, что колдовство принципиально отлично от шаманства. В двух различных типах магико-мистической практики есть некий компенсаторный механизм: если шаман страдает от духов особенно сильно при посвящении, то колдун испытывает большее давлении со стороны ирреального мира в процессе своей деятельности. Шаман, как правило, общается со своими духами довольно мирно: они помогают ему и легко приходят на его зов, если он не забывает почитать их в должной форме в нужное время. Колдуны же (особенно случайно посвященные) часто оказываются пленниками своего знания. Фольклорная проза весьма живописно свидетельствует о том, как нечистая сила, полученная колдуном в услужение при посвящении, мучит его. требуя для себя работы, причем обычно довольствуется только плохими делами, тогда как случайные колдуны, не желая кому-то вредить, придумывают нечистым заведомо невыполнимые задания: пересчитать песчинки на морском дне, носить воду решетом и др. (20). Интересно, что большинство посвященных в тайное знание отмечают, будто плохо себя чувствуют, если долго не занимаются своими делами. Они осознают наличие дара как обязанность служить людям своими способностями. Однако знахари и ведуны часто свидетельствуют о том, что сама их деятельность, особенно лечение больных, доставляет им массу мучений, поскольку они "берут болезнь на себя". Страданиями сопровождается уход из жизни обладателей таинственной силы, если они не позаботились о се заблаговременной передаче. В тех случаях, когда колдуны не хотят или не могут передать свою силу, они умирают только с помощью специальных действ (поднимается часть потолка, верхняя балка на крыше, их моют на соломе среди двора или на полу в бане и т.п.). Перед смертью у некоторых из них начинается сильнейший тремор - “корчи“; сразу после кончины колдуна, не передавшего силу, над деревней проносится сильнейший ураган. Сами же умершие не обретают покоя, а превращаются в "ходячих покойников", вампиров. Итак, если в системе шаманского мировоззрения и практики человек проходит через ярковыраженные психофизические страдания в основном в начале своей карьеры, сам же путь шамана не отмечен муками, то в системе мировоззрения и практики российских колдунов и ведунов наблюдается обратное: при довольно простом овладении искусством магико-мистической деятельности они испытывают порой очень значительные психофизические страдания на протяжении всей жизни и даже в момент смерти. Обратим внимание на то, что не только психофизическое состояние шаманов и колдунов имеет различные акценты - их магико-мистическая, ритуальная практика демонстрирует разное психоэмоциональное оформление: камлание являет собой пример аффективного типа погружения в ИСС, колдовская магия пример медитативного типа деятельности инсайтного характера (21). Полагаю, что именно используемый в конкретной этнокультурной традиции тип перехода к ИСС, погружения в такие состояния и работы в них определяет традиционные мировоззренческие представления и, в свою очередь, формирует психофизический контекст магико-мистической практики. Кандидат в шаманы должен освоить медленный поэтапный тип аффективного погружения в ИСС с периодическим выходом в рабочее состояние. Это и сформировало правила и принципы "шаманской болезни": в период психофизических страданий буду щий посвященный развивает свои психоэнергетические и энергоинформационные способности, отрабатывая приемлемый для себя вариант управления функционированием мозга в ИСС. Его страдания можно уменьшить, а период их сократить очень простым путем: старший и опытный сильный шаман может помочь ему приблизительно также, как старый колдун помогает кандидату в раскрытии его энергоинформационных свойств. Обратим внимание на то, что там, где актуализируется реальное обрядовое посвящение в шаманы, резко нивелируется идея и характер шаманской болезни (22). Однако сильнейшими, как правило, становятся те из шаманов, кто самостоятельно шаг за шагом отследил принципы и отшлифовал свои способности в столь непростой психофизической и энергоинформационной сфере. Научившись управлять собой, переключать работу мозга, таким образом установив должные взаимоотношения с "тонким миром", то есть, овладев полностью выходом в сферу видений и своевременным уходом из нее, отключением от "тонкого плана", шаман в дальнейшем работает без особых сбоев. Традиция российского колдовства, особенно в ее позднем варианте, демонстрирует иное. Однако здесь стоит сделать предварительное замечание. Если о шаманстве нам известно достаточно много как из среды непосвященных, так и от самих посвященных в силу большего интереса и возможностей изучения этого феномена, то сведений от самих посвященных колдунов и ведунов у этнографов и фольклористов практически нет; изучение явления обычно опирается на фольклорную прозу, созданную непосвященной средой. Это привело к тому, что абсолютное большинство материала характеризует не сильных наследственных колдунов, а тех, кто получил свою силу и знание случайно, неожиданно даже для себя. При мгновенной "передаче силы" происходит очень быстрое переключение человеческого организма в иной вариант психоэнергетического и энергоинформационного контакта с природным континуумом. Посвящаемый не успевает осознать происходящее с ним и тем более отработать свой способ и путь погружения в ИСС. Естественно, в результате "тонкий план" (образность подсознания) начинает бесконтрольно проникать в его сознание, поскольку вновь открытые органы восприятия работают бесконтрольно. Это можно сравнить с тем, как ребенок познает мир: его органы чувств, органы восприятия окружающего, еще не адаптировавшиеся полностью к земной реальности также работают почти бесконрольно и дитя набивает себе шишки, а вместо обыденных предметов может увидеть любое фантастическое чудовище. Таким образом, случайно посвященный колдун, не прошедший предварительно обучения и не потрудившийся над постижением законов работы усиливших деятельность органов чувств, обречен на пожизненное страдание: "шаманская болезнь" такого мастера может затянуться на всю жизнь. А поскольку его новые свойства вызывают у него самого негативные ощущения - психофизические муки, воплощенные в видениях, диктуемых этнокультурной традицией, то он сам начинает продуцировать зло, мучить других своей силой, искренне полагая, что именно это от него и требуется (стоит вспомнить, что большинство таких колдунов издеваются обычно над своими близкими). Последнее означает, что "черная" магия обретает своих приверженцев почти случайно: к негативной магической практике обращаются не только личности, стремящиеся с помощью своих способностей сознательно причинить вред другим, но и те, кто пребывает в искреннем заблуждении по поводу колдовской деятельности, законов и характера использования случайно обретенной силы. Если обратиться к сути явления в его психофизических модификациях, то сразу становится очевидным, что за сложностями этнокультурного контекста просматривается психофизическая и энергоинформационная стороны функционирования человеческого организма в природном континууме. Можно предположить, что эти особенности человеческого существования распространяются не только на шаманов и колдунов - в данных примерах они лишь наиболее ярко проявляются; однако схожие вещи происходят и с близкими им магами, экстрасенсами всякого рода, и многочисленными личностями творческого склада. Реализуется же это по-разному, в зависимости от востребованности творческой энергии, ее затратах в качественном отношении. Поэтому неслучайно в нарушениях психического здоровья обвиняются не только шаманы, но и гениальные писатели, поэты, художники, балетмейстеры. Вопрос о возможностях иной (нетворческой) реализации этой энергии, который возникает в контексте рассуждений вполне закономерно, имеет длинную историю изучения психологами и этнологами. Избыток силы (энергии с исходно творческим началом), не находя путей реализации в позитивном созидании, может переходить в энергию сексуальную или разрушительную, что отмечено в традиционном знании и представлено достаточно своеобразно как в шаманстве, так и в колдовстве (23). Этим объясняются утверждения о шаманской и колдовской слабости людей, ведущих нормальную половую жизнь (например, женщины в детородном периоде), запреты на половые контакты в некоторых ситуациях, стремление к трансвестизму и многое другое, что выходит за рамки данной работы.
Примечания 1. Ксенофонтов Г.В. Шаманизм. Избранные труды. (Публикации 1928 - 1929 г г.). - Якутск, 1992, с 41 - 247; Попов А.А. Приобретение шаманского дара у якутов Вилюйского уезда // Труды Института этнографии. Т. 2, 1947, с 282 - 293 и др. публикации. 2. Басилов В.Н. Посвящение во сне (Рассказ узбекского музыканта) //Шаманизм и ранние религиозные представления. К 90-летию доктора исторических наук, профессора Л.П.Потапова / Сборник статей / ()тв. ред. Д.А.Функ. - М.: 1995, с. 36 - 48, Функ Д А. 3. Термин "эниология" используется сравнительно недавно для обозначения научных исследований в области так называемой парапсихологии или психотроники. Обоснование см.: Ханцеверов Ф. Эниология: Непознанные явления биолокации, телекинеза, уфологии, ясновидения, астрологии. Кн. 1: От интуитивных догадок - к современной науке. - М.: 1996. 4. Краткий обзор см., например: Мирча Элиаде. Шаманизм: архаические техники экстаза. - М.: 1998, с. 29 - 39; Басилов В.Н. Избранники духов.-М.; 1984, с. 138- 170 и др. 5. Харитонова В.И. Шаман - колдун - целитель: к проблеме психического здоровья // Харитонова В.И. Традиционная магико-мистическая практика и современное народное целительство: Статьи и материалы / Российский этнограф. Вып. 23. - М.: 1995, с. 87 - 95; Харитонова В.И. Сексуально-эротический элемент в магико-мистической практике (К проблеме НСС) //Шаманизм и ранние религиозные представления... С- 206 - 255; Харитонова В.И. Некоторые проблемы методики и методологии фольклорно- этнографической работы с "посвященными" в свете "возрождения" шаманизма и ведовства // Проблемы этнической истории и культуры тюрко-монгольских народов Южной Сибири и сопредельных территорий. Вып. 2. - М.: 1996, с. 156 - 187. 6. Суперсенситивными здесь и далее именуются способности сверхчувственного восприятия, экстрасенсорными - способности сверхчувственного воздействия. 7. См., например, многочисленные описания в материалах Г.В.Ксенофонтова: Ксенофонтов Г.В. Шаманизм. Избранные труды. - Якутск: 1992. 8. Один из нанайских шаманов признался Л.Я.Штернбергу: "Шаманить тяжело, очень тяжело, легче лес рубить, чем шаманить". Анализируя свои материалы, Л.Я.Штернберг пришел к выводу: "Талант шамана не дар, а бремя". 9. Здесь использованы эниологические термины, которые характеризуют сферы деятельности шамана или иного посвященного: психоэнергетическими (иногда используется термин "бионергетические") свойствами обладает абсолютное большинство посвященных; они позволяют сверхчувственно воспринимать и оказывать воздействие контактно или визуально бесконтактно; энергоинформационные свойства свидетельствуют об особой одаренности индивида, - они позволяют получать любую информацию путем инсайта (ясновидение и др.) и оказывать воздействие даже без визуального контакта (по фото, вещам, по анкетным данным). 10. Из дореволюционных собраний наиболее полно материал представлен в издании: Максимов С.В. Нечистая - Неведомая силаII Собр. соч., Т. 18. СПб. Б,г. Современные материалы см.: Мифологические рассказы русского населения Восточной Сибири/Сост. В.П.Зиновьев. - Новосибирск: 1987; Былички и бывальщины. Старозаветные рассказы, записанные в Прикамье/Сост. К.Шумов - Пермь: 1991 и др. издания. 11. Значительный материал собран в архиве кафедры фольклора МГУ им. М.В. Ломоносова (Москва), в фольклорном архиве Пермского университета (Пермь) и некоторых других. 12. Мифолого-фольклорная проза о колдунах и колдовстве характеризует явление в сказочном варианте, не давая реального знания об особенностях практики колдуна и его состоянии. Подтверждением тому является абсолютное большинство публикаций, в том числе и самых последних. См., например: Куприянова И.В. Колдовство и магия в рассказах и представлениях крестьян Алтая (20 - 40 годы XX века)// Сибирь в панораме тысячелетий: Материалы международного симпозиума. Т.2. - Новосибирск, 1998. С.245 - 258. 13. На это обратил внимание известный собиратель и исследователь шаманских материалов Ю.Б.Симченко. См.: Симченко Ю.Б.Традиционные верования нганасан. М., 1996. 14. Шаман и колдун используют различные варианты перехода и работы в ИСС: в шаманской традиции закрепился аффективный тип, в колдовской - медитативный инсайтного характера. Подробнее об этом см.: Харитонова В.И. Традиционная магико-медицинская практика... С. 92 - 93. 15. Исследовательско-собирательская работа по данной теме велась мною с 1974 года в экспедициях МГУ им. М.В.Ломоносова (Москва), Полесских экспедициях Института славяноведения и балканистики РАН (Москва), Экспедициях Львовского университета (Львов, Украина) и индивидуальных выездах. Материал собирался на Русском Севере, в украинском, белорусском, русском Полесье, в Закарпатье (Украина), в центральной и южной России (европейская часть). Я имела возможность также наблюдать фольклорную традицию с детства, поскольку родилась в одной из деревень Тамбовской области (Россия). 16. Архив автора, зап. 1976 г. от Зарщиковой Н.Т. 1901 г.р. (Тамбовская обл., Уваровский р-н, с.Павлодар):"Я тебя, дитенык ты мой, у Господа Бога вымолила. Бабка-то твоя ждала внучку от старшего сына, чтоб ей свою нечисть передать, а я за тебя все молилась, чтоб Господь Бог ды Присвятая Дева Богородица того не допустили. Вот оно так и случилось: ты хоть и в ие избе народилась, ды в два праздника великих попала - на Пасху и в день Ягория Великомученика. Тебя сам Господь уберег, под свою крылышку взял. - А кому же потом бабушка силу передала‘FJ- Чиртей-то своих? Как положено: младшему сынку пошли. Он с того, видно, и пить стал". 17. Запись автора: "- 'Эту судьбу Вам предопределила бабушка? - Да. Она меня выбрала. И Натальей назвали. У меня еще были две двоюродные сестры Натальи. И вот, представляете, как странно: обе они умерли, - одна еще маленькая была, а вторая уже после того, как бабушка мне передала... Судьба!" (опубликовано: Харитонова В.И. Традиционная магико- медицинская практика... С. 155.) 18. Запись автора: "Ну у меня головные боли были очень часто. Причем правый глаз прямо лопался от боли. Казалось, что он сам сейчас вылезет наружу. И за глазом, в глубине, на уровне виска, - то же самое: давление какое-то внутри, как будто разорвет сейчас все. Я с этим в больнице лежал месяц, но врачи у меня так ничего и не нашли. А голова потом сама перестала болеть. - Исчезновение головных болей не совпало с тем моментом, когда вы начали активно заниматься целительской практикой? - В тот период я начинал гадать..." (опубликовано: Харитонова В.И. "Избранники духов", "преемники колдунов", "посвященные учителями": обретение магико-мистических свойств, знаний, навыков // Этнографическое обозрение, 1997, N 5, с. 19.) 19. Запись автора: "Как-то во сне (а все это было как бы наяву) ко мне пришла цыганка. Мы с ней общались. И там прозвучала такая фраза, что ты проснешься и будешь видеть. Я не понял, что значит "видеть", что значит "проснешься"... Все было, как наяву. Тем не менее она мне во сне сказала, что ты скоро будешь видеть и ты скоро узнаешь... (...). А потом получилось так, когда я проснулся, у меня какое-то ясновидение появилось..." (опубликовано: Харитонова В.И. "Избранники духов"... С. 27.) 20. В одной из быличек очевидец рассказывает о мучениях женщины, которую односельчане считали виноватой в смерти родителей ее мужа: "... Эта женщина, как вечер - уходит и до двенадцати часов ночи ходит. (...) Вот как двенадцать часов, она приходе. - Что же вы спите-то? Вы посмотрите, что в деревне делается: собаки- то брешут, петухи поют! (че-то она еще третье говорила). (...) А потом уж под старость сама начала рассказывать. Был дедушка у них какой-то, колдун. И вот он, когда помирал - шибко долго помирал, не мог помереть. Как вот кто в избу зайде летом, как кто заходит, он: - Нате! Подойдите ко мне! Нате! - Но уж все знают, че он колдун, там сыновья да невестки. Никто к нему не подходит, уходють. А я, гыт, была девчонка, може лет там девять мне было, я забежала хлеба кусочек взять, а он: - Хвеня, подойди ко мне! На! - Я, говорит, подошла, он меня за руку взял - я все знать стала! А ему легче помереть. Вот я, говорит, была еще маленька, мне дедушка передал..." (Мифологические рассказы... С. 256, N 365). 21. См. подробно: Харитонова В.И. Традиционная магико-мистическая практика... С. 54 -71. 22. Это может быть, напр., прослежено по материалм, представленным в кн.: Проблемы истории общественного сознания аборигенов Сибири. Л., 1981. 23. Подробно см.: Харитонова В.И. Сексуально-эротический элемент в магико-мистической практике... С. 216 - 238.
"Shamanic illness" of Russian Wizards This paper presents the comparing materials concerning the process of the initiating of the shamans, magicians and wizards. The problem of the peculiarity of the receiving the “gift”, “knowledge” is analysed in complex form psychological eniological and folk ethnical point of view. Author makes the conclusion that the shaman’s illness is the variant of the slowly changing the work of the brain, learning the process of the entering to the ASC. Analogies of the self learning or process of the learning by spirits one can find among Russian magicians. The situating can be changed if to be learned by the special teacher. But that fact wide spread fact of receiving „the gift'1 or „the knowledge'* in cult practise of the East Slavic often lead to the situation of the whole life suffering by spirits, that is rejected in folklore. This condition is characteristic of the persons who have not habit or don’t want to develop their extrasens ability, (translated by Nina Maschtyb.) РЕДКОЛЛЕГИЯ ТОМА (ПРОГРАММНЫЙ КОМИТЕТ КОНГРЕССА) EDITORIAL COMMITTEE OF THE VOLUME (PROGRAMM COMMITTEE OF THE CONGRESS) ГАЦАК Виктор Михайлович КРИППНЕР Стэнли ТИІПКОВ Валерий Александрович УИГЕТ Эндрю ФАЙДЫНІ Евгений Александрович ФУІЖ Дмитрий Анатольевич ХАРИТОНОВА Валентина Ивановна ХАРНЕР Майкл ХОППАЛ Михай GATSAK Viktor М. KRIPPNER Stanley TISHKOV Valery А. WIGET Andrew FAYDYSH Yevgenij A. FUNK Dmitrij A. KHARITONOVA Valentina I. HARNER Michael HOPPAL Mihaly Том подготовлен к изданию В.И.Харитоновой, Д. А.Функом The volume is prepared by V I.Kharitonova and D. A.Fimk Подготовлено и издано на средства Фонда шаманских исследований, США (The Foundation for Shamanic Studies, Mill Valley, USA) Материалы международного конгресса «Шаманизм и иные традиционные верования и практики», посвященного памяти А.В.Анохина. Н.П.Дыренковой, С.М.Широкогорова. Москва, Россия. 7-12 июня 1999 г. М.. 1999. 384 с. (Этнологические исследования по шаманству и иным традиционным верованиям и практикам. Том 5, часть 2). ISBN 5-201-14652-Х © Институт этнологии и антропологии им. Н.Н.Миклухо-Маклая РАН, 1999 г. (О В.И.Харитонова, Д. А.Функ (сост., подгот). 1999 г. © Е.А.Файдыш, эмблема, 1999 г. Этнологические исследования по шаманству и иным традиционным верованиям и практикам Т.5, часть 2 Ethnological Studies of Shamanism and Other Indigenous Spiritual Beliefs and Practices Vol.5, part 2 МАТЕРИАЛЫ МЕЖДУНАРОДНОГО КОНГРЕССА ШАМАНИЗМ И ИНЫЕ ТРАДИЦИОННЫЕ ВЕРОВАНИЯ И ПРАКТИКИ PROCEEDINGS of the INTERNATIONAL CONGRESS SHAMANISM AND OTHER INDIGENOUS SPIRITUAL BELIEFS AND PRACTICES Москва, Россия 7-12 июня 1999 г. Moscow, Russia June 7-12,1999 www.e-puzzle.ru www.e-puzzle.ru
Date: 2016-02-19; view: 1403; Нарушение авторских прав |