Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Макроэкономические рынки и модели
Агрегирование рынков производится с целью выявления закономерностей функционирования каждого из них, а именно: исследования особенностей формирования спроса и предложения и условий их равновесия на каждом из рынков; определения равновесной цены и равновесного объема на основе соотношения спроса и предложения; анализа последствий изменения равновесия на каждом из рынков. Агрегирование рынков дает возможность выделить четыре макроэкономических рынка: • рынок товаров и услуг; • финансовый рынок (рынок финансовых активов); • рынок экономических ресурсов; • валютный рынок. Агрегированный рынок товаров и услуг предполагает абстрагирование (отвлечение) от всего разнообразия производимых экономикой товаров и выделение наиболее важных закономерностей функционирования этого рынка, т.е. формирования спроса и предложения товаров и услуг. Спрос на товары и услуги предъявляют все макроэкономические агенты, а предложение товаров и услуг обеспечивают фирмы. Соотношение спроса и предложения позволяет получить величину равновесного уровня цен на товары и услуги и равновесного объема их производства. Рынок товаров и услуг называют также реальным рынком (real market), поскольку на нем продают и покупают реальные активы (реальные ценности). Финансовый рынок (financial assets market) — это рынок, на котором предъявляется спрос и обеспечивается предложение финансовых активов. Он включает: денежный рынок — рынок денежных финансовых активов; рынок ценных бумаг — рынок неденежных финансовых активов. На денежном рынке не происходят процессы купли и продажи (покупать деньги за деньги бессмысленно), однако исследование закономерностей функционирования денежного рынка, формирования спроса на деньги и предложения денег очень важно для макроэкономического анализа. Спрос на деньги предъявляют все внутренние макроэкономические агенты (домохозяйства, фирмы и государство), а предложение денег обеспечивает центральный банк, обладающий монопольным правом выпуска денег в обращение. Изучение денежного рынка, условий его равновесия позволяет получить равновесную ставку процента, выступающую ценой денег (ценой кредита), и равновесную величину денежной массы, а также рассмотреть последствия изменения равновесия на денежном рынке и его влияния на рынок товаров и услуг. Основными посредниками на денежном рынке являются банки, которые принимают денежные вклады и выдают кредиты. На рынке ценных бумаг продаются и покупаются акции и облигации. Акция — это бессрочная ценная бумага (т.е. не имеющая срока погашения и существующая столько лет, сколько существует выпустившая ее фирма), делающая ее покупателя совладельцем этой фирмы и обеспечивающая ему право участия в ее управлении и право на получение дохода — дивиденда, величина которого зависит от размеров прибыли фирмы. Облигация — это срочная ценная бумага (т.е. выпущенная на определенный срок — например, на год, на 5 лет и т.п.), покупатель которой является кредитором. Облигация не дает ее владельцу право на управление фирмой, однако обеспечивает получение фиксированного (независимо от величины прибыли) дохода — процента, а в момент наступления срока погашения — возвращение номинальной стоимости облигации. Покупателями ценных бумаг прежде всего являются домохозяйства, которые тратят свои сбережения с целью получения дохода (дивиденда по акциям и процента по облигациям). Продавцами (эмитентами) акций выступают фирмы, а облигаций — фирмы и государство. Фирмы выпускают акции и облигации с целью получения средств для финансирования своих инвестиционных расходов и расширения объема производства, а государство выпускает облигации для финансирования дефицита государственного бюджета. Рынок экономических ресурсов в макроэкономических моделях представлен рынком труда, поскольку закономерности его функционирования (формирование спроса на труд и предложения труда) позволяют объяснить макроэкономические процессы, особенно в краткосрочном периоде. При изучении рынка труда необходимо отвлечься (абстрагироваться) от всех различий в видах труда, в уровнях квалификации и профессиональной подготовки. Спрос на труд предъявляют фирмы, а предложение труда обеспечивают домохозяйства. Равновесие рынка труда позволяет определить равновесное количество труда в экономикеи равновесную цену труда — ставку заработной платы. Анализ неравновесия на рынке труда позволяет выявить причины и формы безработицы. Рынок валюты — это рынок, на котором происходит обмен друг на друга национальных денежных единиц (валют) разных стран (долларов на иены, фунтов стерлингов на евро и т.п.). Спрос на национальную валюту предъявляют иностранцы, желающие купить товары и (или) ценные бумаги данной страны, а предложение национальной валюты обеспечивает центральный банк страны. В результате обмена одной национальной валюты на другую (соотношения спроса и предложения) формируется ее цена — валютный курс. Все макроэкономические процессы изучаются на основе построения моделей. Макроэкономические модели – это формализованное (графическое или алгебраическое) описание экономических процессов и явлений с целью вы явления основных взаимосвязей между ними. Для построения модели выделяют существенные, наиболее важные характеристики исследуемого процесса и отвлекаются (абстрагируются) от несущественных для исследования факторов. Таким образом, модель представляет собой упрощенное отражение действительности, позволяющее выявить основные закономерности развития экономических процессов и разработать варианты решения сложных макроэкономических проблем, таких, как экономический рост, инфляция, безработица и др. Макроэкономические модели могут выступать в виде теорий, функций, графиков, схем, таблиц, которые выявляют взаимозависимости между макроэкономическими величинами, причинно-следственные связи между экономическими явлениями. Модели включают два вида переменных: экзогенные и эндогенные. Экзогенные переменные — это переменные, задающиеся извне, значение которых формируется вне модели. Экзогенные переменные являются в модели независимыми величинами, а их изменение называется автономным изменением. Эндогенные переменные — это переменные, значение которых формируется внутри модели. Это зависимые переменные. Модель позволяет показать, как изменение экзогенных переменных влияет на изменение величины эндогенных переменных. Например, в функции (модели) потребления С = С (Yd)> где С — величина совокупных потребительских расходов, a Yd — располагаемый доход, Yd является экзогенной переменной, а С — эндогенной. Эта модель позволяет исследовать, как изменение располагаемого дохода меняет величину потребительских расходов. Потребление выступает как зависимая величина (функция), а располагаемый доход — как независимая величина (аргумент функции). В разных моделях одна и та же величина может быть и экзогенной, и эндогенной. Так, в модели потребления потребительские расходы (С) вы ступают в качестве эндогенной (зависимой) величины, а в модели совокупного спроса AD =C+I+G+Xn потребительские расходы (С) являются экзогенной (независимой) величиной, т.е. переменной, определяющей величину совокупного выпуска и совокупного дохода. Исключение составляют переменные государственного управления, называемые политическими переменными, которые, как правило, в макроэкономических моделях являются экзогенными: государственные закупки товаров и услуг, аккордные налоги, налоговые ставки, величина трансфертов, учетная ставка процента, норма обязательных резервов, денежная масса. Важная особенность макроэкономических переменных состоит в том, что они делятся на две группы: показатели потоков и показатели запасов. Поток — это показатель, характеризующий количество за определенный период времени (в макроэкономике, как правило, за год). К показателям потоков относятся: совокупный выпуск, совокупный доход, потребление, инвестиции, дефицит (профицит) государственного бюджета, экспорт и др., так как они рассчитываются за год. Все показатели, отображенные в модели кругооборота, являются потоками (неслучайно она называется моделью круговых потоков). Запас — это показатель, характеризующий количество на определенный момент, на определенную дату (например, 1 января 2002 г.). К показателям запасов относятся: национальное богатство, личное богатство, запас капитала, количество безработных, производственный потенциал, государственный долг и др. Макроэкономические показатели могут быть разделены также на абсолютные и относительные. Абсолютные показатели измеряются в денежном (стоимостном) выражении (например, совокупный выпуск, национальный доход, налоговые поступления, совокупные инвестиционные расходы и др.) или в количестве человек (например, общая численность безработных, численность рабочей силы и др.). Относительные показатели измеряются в процентах или долях единицы (например, уровень безработицы, общий уровень цен, темп инфляции, темп экономического роста, ставка процента, ставка налога и т.п.). Контрольные вопросы и задания 1. Что является предметом изучения макроэкономики? 2. Кейнсианский подход в изучении экономических явлений. 3. сущность двух видов макроэкономического анализа. 4. Агрегирование – важнейший принцип изучения экономических зависимостей. 5. Макроэкономические рынки и их функции. 6. Макроэкономические модели. 7. Макроэкономические переменные потоков и запасов. Date: 2016-02-19; view: 488; Нарушение авторских прав |