Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тезисы лекции. Анатомия человека – это наука о происхождении и развитии, формах и строении человеческого организма





Анатомия человека – это наука о происхождении и развитии, формах и строении человеческого организма. Анатомия изучает внешние формы и пропорции тела человека и его частей, отдельные органы, их конструкцию. В задачи анатомии входит исследование основных этапов развития человека в процессе эволюции, особенностей строения тела и отдельных органов в различные возрастные периоды, формирования яеловеческого организма в условиях внешней среды.

Для познания сложного человеческого организма в анатомии используются следующие методики:

- вскрытие трупов по региональному принципу;

- бальзамирование отдельных органов и целых трупов;

- распилы частей тела (по Н.И.Пирогову) или разрезы органов;

- инъекции полых органов красящими веществами и застывающими маслами с последующим изготовлением коррозионных препаратов;

- изготовление сухих препаратов;

- просветление тканей и органов;

- пластинация органов и целых трупов;

- рентгенанатомия;

- компъютерная томография;

- гистотопография;

- соматоскопия;

- эксперименты.

Нормальная анатомия является составной частью биологических наук. В разделе биологических наук можно выделить две группы дисциплин – морфологию и физиологию. К морфологическим наукам относятся анатомия, гистология, эмбриология, сравнительная анатомия. Эти науки занимаются изучением формы и строения живых организмов, закономерностей их развития и взаимодействия с окружающей средой.

Анатомия – это фундаментальная дисциплина в системе медицинского образования, так как она создает «фундамент» для последующего изучения клинических дисциплин.

Клетка является элементарной, структурной, функциональной и генетической единицей ткани.

Клетки в организме не могут существовать изолированно, в совокупности с межклеточным веществом они формируют ткани. Различают четыре основные морфофункциональные группы тканей: эпителиальные, соединительные, мышечные и нейральные. Ткани участвуют в построении органов. Из органов складываются системы органов.

Различают следующие системы органов:

  1. Системы органов опоры и движения.
  2. Пищеварительная система.
  3. Дыхательная система.
  4. Сердечно-сосудистая.
  5. Мочеполовая система.
  6. Эндокринная система.
  7. Нервная система.
  8. Покровная система.

Высшей формой интеграции в строении тела человека является интеграция систем органов. Она обеспечивает наиболее высокий уровень организации – организм как единое целое.

Различают три основных типа телосложения:

  1. Долихоморфный.
  2. Мезоморфный.
  3. Брахиоморфный.

Одна из функций человеческого организма – изменение положения частей тела, передвижение в пространстве. Это осуществляется при помощи опорно-двигательного аппарата. Опорно-двигательный аппарат состоит из активной и пассивной части.

Кости имеет сложное строение и химический состав.

Структурно-функциональной единицей кости является остеон или гаверсова система. Внутри кости, в костно-мозговой полости и ячейках губчатого вещества находится костный мозг. Во внутриутробном периоде и у новорожденных во всех костях содержится красный костный мозг, выполняющий кроветворную и защитную функцию.

Кости имеют разнообразную форму. В.Н.Тонков делит кости на четыре группы: длинные, короткие, широкие и смешанные.

Кость, os – это орган, являющийся компонентом системы органов опоры и движения, имеющий типичную форму и строение, характерную архитектонику сосудов и нервов, построенный преимущественно из костной ткани, покрытый снаружи надкостницей, periosteum, и содержащий внутри костный мозг.

Скелет в своем развитии проходит три стадии: перепончатую, хрящевую и костную. Процесс эволюции скелета, закладки перепончатого скелета, сменяемость его хрящевым, а затем костным в ряду позвоночных животных является прообразом развития скелета в онтогенезе у человека. У человека костная ткань появляется на 6-8-ой неделе внутриутробной жизни. Кости формируются или непосредственно на базе соединительной ткани – мезенхимы (перепончатый остеогенез) или на базе хряща (хрящевой остеогенез). Различают эндесмальное окостенение, энхондральное, перихондральное окостенение. В толщину кость растет за счет надкостницы (периостальный способ образования костной ткани), в длину кость растет за счет метафиза.

Скелет головы – череп (cranium) выполняет в организме две основные функции. Он является вместилищем и одновременно защитой для головного мозга и органов чувств. Кости черепа участвуют в образовании скелета начальных отделов систем органов пищеварения и дыхания. Выделяют мозговой и лицевой череп. Полость мозгового черепа представляет собой как бы конечное расширение позвоночного канала, она включает в себя головной мозг с оболочками и сосудами. Кости крыши черепа развиваются эндесмально, т.е. непосредственно из соединительной ткани. Кости основания развиваются на базе хрящевых закладок. Основание черепа в филогенезе проходит три последовательные стадии развития: соединительнотканную, хрящевую, костную. Хрящевая ткань появляется лишь в основании черепа, возле переднего отдела хорды. Участки хряща, лежащие рядом с хордой, получили название парахордальных, впереди хорды – прехордовых пластинок и черепных перекладин. Эти хрящи срастаются в одну общую пластинку с отверстием для гипофиза и с хрящевыми слуховыми капсулами. В дальнейшем хрящи в основании черепа замещаются костью, за исключением небольших участков (синхондрозы).


Лицевой отдел черепа развивается из мезенхимы, прилежащей к начальному отделу первичной кишки. В мезенхиме между жаберными карманами формируются хрящевые жаберные дуги.

Первая висцеральная дуга (челюстная) дает начало двум слуховым косточкам (молоточек и наковальня) и так называемому меккелеву хрящу. Вторая висцеральная дуга (подъязычная) – стремя, шиловидный отросток, малые рога подъязычной кости. Большие рога и тело формируются из третьей висцеральной (первой жаберной) дуги. Варианты и аномалии встречаются довольно часто. Каждый череп имеет индивидуальные особенности. Для индивидуальной характеристики формы черепа принято определять его размеры: продольный, поперечный, высотный. Форма и размер головы соответствуют в процессе их роста и развития индивидуальной форме мозга. Внешняя форма зависит от развития мышц, органа зрения. Половые различия черепа незначительны. Как бы ни была изменчива форма черепа человека, эти изменения не влияют на его умственные способности.

Основным отличием животного от растения является приспособление к окружающей среде при помощи передвижения. Движение тела осуществляются опорно-двигательным аппаратом, который в свою очередь состоит из 3 систем органов: 1) костей, 2) их соединений и 3) мышц с их вспомогательными приспособлениями. В процессе филогенеза развилось 2 вида соединения костей: первоначальный – сплошной с ограниченным размахом движений и более поздний – прерывный, позволивший производить обширные движения (сустава) этими формами существует переходная – от непрерывных к прерывным или обратно, которую называют полусуставом – симфизом.

Непрерывные соединения делятся на: 1) фиброзные, 2) синхондрозы и 3) синостозы. В каждом суставе различают: 1) суставные поверхности, 2) суставную капсулу и 3) суставную полость. Кроме основных, в суставах могут встречаться и вспомогательные элементы, которые обеспечивают оптимальную функцию сустава. Основными из них являются: внутрисуставные связки, внутрисуставные хрящи, суставные губы, синовиальные складки, сесамовидные кости и синовиальные сумки.

В суставах движения совершаются вокрух трех главных осей (фронтальный, сагитальный и вертикальный). Классификация суставов проводится по следующим принципам: 1) по числу суставных поверхностей; 2) по форме суставных поверхностей и 3) по функции.

В организме высших позвоночных животных и человека различают два вида мышечной ткани: гладкую (неисчерченную) и поперечнополосатую (исчерченную). Пояледняя включает скелетную и сердечную. Гладкая мышечная ткань входит в состав стенок сосудов и большинства внутренних органов, образуя в них мышечную оболочку.


Скелетные (поперечнополосатые) мышцы являются активной частью опорно-двигательного аппарата, они прикрепляясь к костям, приводят их в движение, участвуют в образовании стенок полостей тела, входят в состав стенок некоторых внутренних органов (глотка, верхняя часть пищевода, гортань), находятся в числе вспомогательных органов глаза (мышцы глазного яблока), оказывают действие на слуховые косточки в барабанной полости.

Мышечные пучки образуют мясистиую часть органа – брюшко, venter, которое переходит с двух сторон в сухожилие, tendo. Единой классификации скелетных мышц нет.Мышцы подразделяют по их положению в теле человека, по форме, направлению мышечных волокон, функции, по отношению к суставам, по величине. Мышцы сокращаясь, выполняют свою функции при участии вспомогательных аппарат. К ним относятся фасции, влагалища сухожилий, синовиальные сумки и блоки мышц.

Структурно-функциональной единицей мышцы является поперечно-полосатое мышечное волокно. Последнее покрыто снаружи оболочкой (сарколеммой), внутри содержит ядра, саркоплазму, различные органеллы общего назначения и специальные сократительные элементы – миофибриллы.

Действие мышц осуществляется по типу рычагов, так как кости соединяются между собой суставами. Различают три рода рычагов: рычаг равновесия, рычаг силы и рычаг скорости.

 

Литература:

1. Сапин М.Р., Никитюк Д.Б., Швецов Э.В. Атлас нормальной анатомии человека, 2-х томах. М.: «МЕДПресс-информ», 2006.

2. Сапин М.Р. Анатомия человека, в 2-х томах М.: «Медицина», 2003

Контрольные вопросы:

  1. Что такое анатомия человека? Дайте определение.
  2. Что изучает анатомия?
  3. Назовите виды анатомии.
  4. Назовите типы телосложения. Чем они характеризуются?
  5. Виды тканей. Какие функции выполняет каждая ткань?
  6. Что такое орган, система органов, аппарат органов.
  7. Назовите зародышевые листки.
  8. Какие органы относят к опорно-двигательному аппарату?
  9. Какие образования называют твердым скелетом, мягким скелетом?
  10. Классификация костей.
  11. Структурно-функциональная единица кости.
  12. Как построен остеон?
  13. Какие стадии в своем развитии проходят кости скелета?
  14. Типы окостенения.
  15. Какие кости развиваются из хрящей первой и второй висцеральных дуг?
  16. В каком возрасте начинают формироваться придаточные пазухи?
  17. Аномалии развития костей черепа.
  18. Назовите формы черепа.
  19. Назовите отличия мужского черепа.
  20. Какие признаки появились у черепа человека в связи с вертикальным положением?

 







Date: 2016-02-19; view: 1103; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию