Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
От автора 7 page. – Какие у тебя планы? – поинтересовалась Ким
– Какие у тебя планы? – поинтересовалась Ким. Таверна стояла в оливковой роще. По ветвям змеились электрические гирлянды с красными, синими и желтыми лампочками. Под окном таверны находилось устройство с фиолетовой лампой, которое приманивало и уничтожало насекомых. – Могу не возвращаться домой, – ответила Никки; крупный мотылек, потрескивая, сгорел в устройстве. – Могу, как неделя пройдет, просто остаться здесь. Как Майк? – Прекрасно, хотя он попал в аварию и сломал руку. Сегодня он ушел с пастухом. – Должно быть, расстроился, что не смог приехать встретить меня. – Он любит тебя, Никки; хотя тебе так не кажется, но он правда любит тебя. – Где ты находишь время быть такой доброй к людям? Ким хорошо знала эту манеру Никки – к лести добавлять толику язвительности. Она оценивающе разглядывала подругу в безжалостном свете разноцветных лампочек. Эту женщину грызет червь неудовлетворенности. Ким надеялась, что с их помощью она сможет отдохнуть от самой себя. – Ну что, уходим отсюда? – Еще бокальчик. Где этот красавец официант? Молодой официант подошел к ним. Никки, опершись подбородком на сложенные ладони, заказала еще вина. Улыбнулась ему. Глазки она строить умела: могла переключать, как автомобильные фары, с дальнего света на ближний. Сейчас она включила мощный дальний. Сраженный наповал официант придвинул стул и подсел к ним. По‑английски он говорил ужасно, но старался: – Откуда? Дойч? Инглиз? Никки убавила сияние глаз. Слегка подалась вперед: – Нам с подругой надо о многом поговорить. Пошел ВОН! Официант глупо улыбнулся. Взглянул на отвернувшуюся Ким. Снова посмотрел на Никки и наконец понял. Встал, подхватил свой поднос и скрылся. – Кем они, черт подери, себя считают? – возмущалась Никки. – Он просто мальчишка, – сказала Ким. Очередное насекомое затрещало, поджариваясь на фиолетовой лампе.
Ким договорилась в уютной, но скромной деревенской гостинице в Камари, что Никки поселится у них. Никки оскорбленно запротестовала: – Но я думала, что буду жить у вас! – У нас нет места; и, поверь, тебе не понравится спать на полу среди скорпионов. Низенькая толстая хозяйка семейной гостиницы «Аполлон» встретила Никки с распростертыми объятиями, похлопывала ее по щекам, суетилась, показывая ей безукоризненно чистую комнату с видом на освещенную церковь Девы Непорочной. Ей замечательно удавалось не обращать внимания на то, что Никки дулась и не разжимала рук, скрещенных на груди. – Это недорого, Никки! – Дело не в деньгах. Не хочу быть одна. – Ты не останешься одна. Все время будешь с нами. Здесь ты будешь только ночевать. Вещи можешь распаковать потом. Мы уговорились пообедать в деревне. Когда Ким припарковала «рено» на деревенской платья, Майк, Кати и Василис уже сидели за столиком. Это была ее идея – пригласить знакомых: она рассчитывала, что тогда встреча старых друзей произойдет более мирно. Майк и Никки вели себя как люди, нанесшие друг другу взаимное оскорбление, а в чем оно состояло, оставалось непостижимым для всех, кого это волновало. Никки всем видом показывала, что не горит желанием выходить из машины. «Нет, неделю я не выдержу», – подумала Ким. Она наклонилась и схватила Никки за подбородок. – Греки не любят, когда кто‑то хандрит. Глаза Никки предательски заблестели; она напоминала ребенка, который вот‑вот расплачется. Потом она взяла себя в руки и вышла из машины: – Порядок. Пошли. – Так‑то лучше, – сказала Ким, ведя ее к столику. И Никки была само очарование, сама приветливость. Когда Майк встал поприветствовать ее, она обняла его с таким пылом, что даже греки удивились; взяла протянутую ладонь Кати обеими руками и сделала комплимент по поводу цветущего вида ее и остальных; не возражала, когда Василис галантно поцеловал ей руку. Она с таким интересом расспрашивала Кати и Василиса и слушала их ответы, будто они были последние греки на земле. Спокойно попросила подошедшего официанта принести шампанское и пять бокалов, не стала устраивать скандал по поводу того, что им принесли взамен шампанского. Разлила игристое вино по бокалам и предложила тост за старых и новых друзей. Когда Василис заказал для каждого одинаковый набор блюд, Майк обратил внимание, что она поддержала этот мужской педантизм. Кати заговорила о своей работе в деревенском женском кооперативе, и Ким поразилась настоящему, как родниковая вода, восхищению Никки. – Какая замечательная у тебя подруга, – прошептала Кати Ким, когда Никки повернулась к Василису – фары на полную мощность, – очень симпатитикос. – Да. Замечательная. – Послушай! – сказал Майк. – По дороге сюда я видел Лакиса. У него полбашки заклеено пластырем. Похоже, он избегает меня! – Попробуй спанокопиту [13], – сказала Кати, суя ему в рот кусок пирога. – Выпьем! – сказал Василис, чокаясь с Майком. – Кто такой Лакис? – пожелала узнать Никки. – Наш хозяин. Любопытно, что он затевает? – Закажи еще бутылку вина, – посоветовала Ким Майку. – Похоже, что он выжига, – сказала Никки. – Что такое выжига? – спросил Василис и, когда Ким бросила на него быстрый взгляд, поднялся и провозгласил: – Выпьем за всех присутствующих! Гья мае! – Гья мае! – подхватили все, чокаясь друг с другом. – Любому можно встать и крикнуть гья мае? – поинтересовалась Никки. Принесли очередное блюдо. – В любой момент, – сказала Кати. – Так расскажи нам, Майк, что ты сегодня делал? – попросила Кати. – Я слышала, ты удрал с пастухом, – добавила Никки. – С пастухом? – удивился Василис. – Я не удирал с пастухом, я ходил с ним посмотреть монастырь. – С каким это пастухом? – С Манусосом, – сказаяа Ккм Василису. – Вы ходили с пастухом Манусосом? У Ким в зубах застряло мясо, и она устроила чрезмерную суету, ища зубочистку. – Да, – ответил Майк. – День получился очень интересный. – Что он говорил, этот Манусос? Ким показалось, что Кати слегка побледнела. – Не много, он вообще неразговорчив. – Какие прекрасные креветки! – завопила Ким. Подцепила одну и протянула Василису. – Попробуй, Василис! Где лимон? Дайте Василису лимон! – Кому еще вина? – крикнул Майк. – Где официант? – Он ненормальный, этот официант, – проговорил Василис, жуя креветку. – Не настолько, как отшельник на горе. – Что еще за отшельник на горе? – небрежно поинтересовалась Никки. – Ты ешь, ешь! – уговаривала Кати. – Поменьше разговаривай, побольше ешь! – Кто‑нибудь, налейте Никки! – распорядилась Ким, видя бутылку в руке у Василиса. – За запах Греции! – Никки взмахнула бокалом. – И как мы пахнем? – спросил Василис, вытирая руку, на которую попало несколько капель вина. – Да, – подхватила Кати, – как? Никки на секунду задумалась. За другими столиками несколько человек подняли головы, обеспокоенные внезапной тишиной за столиком нашей компании. – Греческий остров, – заговорила Никки, – пахнет морем, шалфеем и дикой душицей; и горячим оливковым маслом из таверн; и соснами гор; и козой… – Верней, козлом, – вставил Василис. – …и гниющими водорослями, и вином, и нафталином… Кати непонимающе заморгала. – Шариками от моли, – пояснила Ким. – …и древесным углем, и серой. Мне нравится. – Серой. Да, серой, – повторил Майк. – Серой? – Да. Которая сочится из земли. Может, это связано с вулканической активностью. Как горячий источник. – Вы нашли горячий источник? – спросил Василис. – Манусос показал его нам. – Что он говорит? Что говорит Манусос? Кати снова заволновалась. Во всяком случае, Ким это заметила. – Он говорит, что это полезно. – Может, раз или два в год это и полезно. Но источник радиоактивен. – Радиоактивен? – одновременно воскликнули Майк и Ким. – Да. А еще это место вызывает безумие, галлюцинации. – Василис состроил рожу, изображая одурманенного наркомана. – Манусос сказал мне, что ходит туда каждые две недели. – Это я и имею в виду. Манусос – сумасшедший. Сумасшедший пастух. – Что же это, никто не ест? – сказала Кати. Василис дернул Майка за рукав и тихо сказал ему на ухо: – Запахи, которые перечислила Никки. Все очень хорошо. Но один она пропустила. Извини. – Какой же? – Запах влагалища. Кати повернулась и уставилась на него, потом сказала что‑то по‑гречески. – Просто не верится, что я сейчас услышала, – возмутилась Никки. – Что ты услышала? – спросила Ким. Василис, не обращая ни на кого внимания, говорил, обращаясь только к Майку: – Неужели не согласен, Майк? Там, у горячего источника. Там именно такой запах. – Ну… – О чем он говорит? – заинтересовалась Ким. – И не спрашивай, – сказала Никки. – Что ж, он прав. Я на днях пытался определить его и вынужден согласиться… – Только посмотри на него. Он становится настоящим греком, – сказала Никки. – Поскреби Современного Чуткого Парня и обнаружишь азиата. – Что обнаружишь? – переспросил Василис. – Мужлана‑шовиниста. – Начинается, – вздохнул Майк. – Не заводись, – сказала Ким. – Удивляюсь, как это мы до сих пор не сцепились. – Нам нужно спросить у тебя разрешения, чтобы слово сказать, да, Майк? – не успокаивалась Никки. Василис, будучи озадачен, но поняв, что невольно дал повод к этой вспышке, поднял бокал: – Как бы то ни было, выпьем за все прекрасные запахи нашего острова. Гья мае! – Гья мае! – подхватили все без энтузиазма. – Смотрите, – сказала Кати. – Когда мы организовали женский кооператив, некоторые мужья ставили нам палки в колеса. Один не пускал жену на наши собрания. Бороться она с ним не могла. Ослушаться тоже. Тогда мы устроили собрание на площади, прямо возле ее двери, пока она мыла крыльцо. Так что она и дома не покидала, и была с нами на собрании. – Отлично! – воскликнула Никки. – Но Василис не относится к тем, кого ты называешь шовинистами; и Майк не относится, думаю, нет. Всегда можно найти способ нам, женщинам, обойти проблему. – Назови какую‑нибудь женщину в пример, – попросила Ким. – Соула, которая живет рядом с церковью Девы Непорочной. – Кстати, раз уж речь зашла о церкви, – сказал Василис, – слышали, что там произошло? Майк побледнел: – Нет. Что там произошло? – Кто‑то испортил роспись, и очень серьезно. Священник и все деревенские разгневаны и пытаются узнать, кто это сделал. – Что они сделали? – спросила Ким. – Испортили картину. Забрызгали всю ее красной краской. – Красной краской? – Майк беспокойно заерзал на стуле. – Да. Бросили банку с краской в глаз над алтарем. – В глаз? – Да, в глаз. – Но кто мог сделать такое? – возмутилась Ким. – Возможно, туристы. Футбольные хулиганы. А то еще бывает, что в какой‑нибудь другой деревне у человека плохие отношения со своим священником и он хочет досадить ему, но в своей деревне сделать это боится. Поэтому идет в другую деревню. Кто знает? – Да, кто знает? – согласился Майк.
Ким и Майк проводили Никки до гостиницы. Ким зашла внутрь, Майк отказался, отговорившись тем, что хочет посмотреть, что там сделали в церкви. Дверь была открыта, приглашая войти внутрь, в мягкое красноватое сияние. Майк переступил порог. В церкви горело множество свечей, их пламя обволакивало густое облако курящегося ладана. Майк понял, что буквально только что закончилась служба. Над алтарем были сооружены своеобразные подмостки: две стремянки с перекинутой между ними толстой доской. На доске стояло пластмассовое ведро. Вандалам не удалось полностью залить глаз краской. От уродливого пятна ржавого цвета к алтарю по стене тянулся сужающийся след потекшей краски. На доске – виднелась фигурка коленопреклоненной женщины в черной вдовьей одежде, которая, не замечая присутствия Майка, тщетно терла пятно слабыми круговыми движениями жесткой щетки. Такое впечатление, подумалось Майку, что удалить пятно попросили самую старую женщину в деревне. Майк сделал шаг назад, и взгляд его упал на результат собственного варварства. Он почему‑то ожидал увидеть фреску неповрежденной, но полосы на штукатурке от его ножа были на месте, свежие, как открытая рана. Их явно не заметили, будучи ошеломлены другим надругательством. Появился православный священник, но не тот, местный, с которым Майк разговаривал раз или два. Это был человек с бородой, закрывавшей половину груди, высокий и осанистый, выглядевший грозно в своем черном одеянии и высокой шапке. Священник резко остановился в дверях, глядя на Майка то ли с удивлением, то ли с подозрением. Майк почувствовал, что краснеет, и радовался, что в церкви сумрачно и дымно. – Поли како. Очень плохо, – сказал он, указывая на глаз над алтарем. Священник ничего не ответил. Старушка на импровизированных лесах перестала скрести стену и повернулась к Майку. Ее глаза были еще более пронзительными и мрачными, чем глаз, который ей поручили отчистить. Майк повторил свои слова и протиснулся в дверь мимо священника. Оказавшись на улице, он закурил и стал ждать, когда Ким выйдет из гостиницы. Это случилось не скоро. – Она не хотела, чтобы я уходила. Рыдала, уговаривала остаться с ней в гостинице. – Хорошо, что она приехала только на неделю, – хмуро сказал Майк. – Будь с ней помягче, Майк. Просто будь помягче.
Манусос сдавленно закричал и очнулся от старого кошмара. Солнце уже перевалило зенит. Козел рядом перестал жевать жвачку и удивленно уставился на него. Пастух с трудом разлепил веки. Платок съехал с головы. Взгляд козла заставил его смутиться своего глупого вида. Он сел, швырнул в него камнем, и животное отошло. Он глотнул из фляжки теплой воды. Слишком долго он спал. Вновь ему явился старый кошмар, а когда такое случалось, уж тот никогда не отпускал его, покуда не получал свое. Манусос знал – кошмары высасывают из тебя что‑то жизненно важное. Они обхватывают тебя, словно присоски восьминогой рыбы, и высасывают. Что они высасывают? Не кровь, не семя, не костный мозг. Трудно сказать, что именно. Люди считали кошмары обычными снами, дурными снами, зловещими. Но они ошибались. Кошмар – это дух. Ты не мог его видеть, но он должен был питаться, а чем – трудно сказать; но, когда в тебе этого больше не оставалось, ты знал – он ушел. Что‑то вроде водной составляющей уходило из тебя с кошмаром, он знал это точно, потому что, когда пробуждался от кошмара, ему никогда не хотелось помочиться. Но ты терял не просто воду; украдена бывала самая твоя сущность, душа, кефи. Надо было станцевать, чтобы вернуть кефи. Танец отгонял кошмар; он давно не танцевал, вот почему старый кошмар повторился. Но сегодня ему не хотелось танцевать. Не хотелось с того дня, когда тряслась земля и он увидел, как англичанин Майк танцует в саду английский танец. Чудной танец, иначе не скажешь. Танец, в котором не было соразмерности, сосредоточенности. Беззаботный танец, не выражающий страдания; и тем не менее, заключил Манусос, в нем была кефи. Правда, какая‑то перекрученная – а почему, собственно, душе человека из страны с холодным климатом чем‑то не отличаться, – но бесспорно кефи. Вот почему он полюбил Майка. Майк был как пакет, ждущий на почте, запечатанный, содержащий что‑то неизвестное. Он видел, как на змеиной поляне его душа на мгновение взмыла к небу, неподвластная ему. Его можно научить танцу. Манусосу было любопытно, как англичанин отгоняет свои кошмары. Однажды, когда Манусос служил на торговом флоте, он видел фильм, в котором англичанин приехал в Грецию, и грек (роль Энтони Куина) учил его танцевать. Кино было хорошее, но танец вызвал у Манусоса раздражение. Тот танец мясника не был настоящим греческим танцем. В нем не было огня, не было страсти. Так, что‑то дурацкое, несерьезное. Манусоса научил танцевать отец; его отец, который сражался за этот клочок острова, вооруженный парой пистолетов. А его отец научился этому танцу от многих поколений предков, которые передавали его своим сыновьям, как пылающий факел. Истоки этого танца можно проследить, дойдя до прапрадеда, бывшего, как рассказывал отец, колдуном. А как танцевал отец! Человек греховный, и неистовый, и жестокий, но зато душа какая! Что за мученье! Что за восторг! Что за кефи! Когда отец танцевал, он был прекрасен, всегда. Отец говорил ему, что танцующий человек – это флаг на мачте, способный сам вызвать ветер. Не так, Манусос! Танец не должен быть бесстрастным, вялым. Призови свой ветер, Манусос! Пусть он пронзает тебя и вдохновляет в танце! Манусоса печалило, что у него не будет сына, которому он мог бы передать секрет танца. Больно было думать об этом. Но он надеялся, что Майк, возможно, попросит его в один прекрасный день научить его танцевать. Тогда англичанин по крайней мере узнает, что такое настоящий греческий танец; и он исправит ошибку того популярного фильма. – Эй! – крикнул Манусос козлу. – Зорба хренов! Слышишь, что я говорю? Зорба хренов! – Козел посмотрел на него и как ни в чем не бывало снова принялся жевать свою жвачку. Потом вернулся старый кошмар. Если бы англичане знали, что произошло в этом доме, то не захотели бы там оставаться. Он вынул из кармана маленькую, плотно закупоренную бутылочку. Он носил ее с собой повсюду. Отец показал ему, как это приготовляется. В бутылочке находилось осветленное оливковое масло, в котором плавал дохлый скорпион. Манусос посмотрел ее на просвет. Скорпион плавал в желто‑черной жидкости, как космонавт в невесомости. Ежели его в горах когда‑нибудь ужалит скорпион, он выпьет масло. Отец клялся, что это единственное по‑настоящему действенное средство от скорпионьего яда. Его еще ни разу не жалили скорпионы. Он привык смотреть на бутылочку, которую годами носил с собой, как на талисман. Защищало от скорпионов не употребление снадобья, а магическая сила, исходящая от него, которая заставляла этих тварей держаться от него на расстоянии. Магия. Слышал ли англичанин о магии? Он сунул бутылочку обратно в карман. Что такое с этим местом? Или дело в самом доме? Или просто в этой части берега? Или это бывает на всем острове? А может, то же самое происходит везде, во всем мире? Однажды на остров приехал индиец, святой, жил в деревне. Невиданная вещь. Индиец, святой, со своими учениками отовсюду: из Германии, Голландии и Англии, но без единого сторонника из Индии, жил какое‑то время в Греции. На острове тогда услышали новое слово, когда все его молодые ученики говорили деревенским, что их остров – чакра.[14]Ни на кого это не произвело впечатления, поскольку эти люди имели привычку все покупать в долг и никогда не расплачиваться; а вскоре святой уехал жить в Швейцарию, и молодые люди разъехались по домам. Чем бы там ни была эта чакра, – а Манусос так толком и не понял, что означает это слово, – у него было свое мнение об острове. Отец рассказывал, что под землей живут духи, которые постоянно борются за то, кому из них быть главным. – Они когда‑нибудь делают передышку? – спрашивал его Манусос. – Только чтобы совокупляться. – И отец разразился громким хохотом. – А тогда что бывает? – Вулкан взрывается. Земля трясется. Море наступает на нас. – А мы что? – Мы? Гм. Ну, мы умираем; а если не умираем, тогда каждый раз учимся новому танцу. Ну‑ка, мой маленький Манусос, покажи, как ты танцуешь! Манусосу пришлось ждать до семи лет, чтобы понять, каким талантливым и вдохновенным выдумщиком был отец. Однажды, заявлял он, обман помог ему освободиться от тюрьмы, в другой раз – пробраться в строгий женский монастырь. Он невероятно гордился своей способностью искажать правду. Какой танцор, какой враль! Манусос тогда решил, что ничему нельзя верить: ни тому, что говорят о жизни, ни размерам, ни указателям, ни границам и трамвайным линиям – все условно. И хотя при таком взгляде мир представлялся кромешным хаосом, все же он мог найти в нем тихую середину. Однако это воспитало в нем отсутствовавшую у отца добросовестность в делах и потребность в речи конкретной и без лукавства. Способен на такое был лишь человек, по природе неразговорчивый, что само по себе служило достаточным препятствием к обычному людскому общению. Если он повторял отцовские истории о демонах, борющихся под земной корой, и священник принимался вопить на него, больше он о них не заикался. Хотя, в свою очередь, не принимал всерьез христианские фантазии священников. Их рассказы о хлебах и рыбах, о непорочном зачатии, о могуществе ангела‑воителя, о святом, покровителе их острова, – все это было не более и не менее правдиво, чем отцовские выдумки. Младший брат Манусоса был не такой. Для него нашествие христианского Евангелия поставило преграду отцовским маниям, восстановило перспективу и покончило с невыносимой неопределенностью. Он стал набожным, ученым, любимцем священников и книгой за семью печатями. Манусос же так и остался открытым и неразгаданным – текст, в котором все есть и ничего нет. Танец и Кошмар. Эти две силы властвовали над островом Манусоса и даже над его миром, миром его души. Они представали демонами, вечно борющимися друг с другом, развитием отцовских духов земли. Кошмар – это мир, в котором земля уходит из‑под ног и может произойти что угодно. Танец – это движение, которое заставляет землю вращаться, и клей, не дающий миру распасться, связующий его воедино, скрепляющий, смиряющий. Манусос знал, что Кошмар является не только во сне; много раз испытал это на себе. Он подкрадывался в моменты, когда ты находился в расслабленном состоянии. Кошмар мог прийти с опьянением, с солнечным ударом или после проповеди священника. Потому что было нечто, пульсирующее под кожей этого проклятого и прекрасного острова, под самой его поверхностью, жаждущее выйти из‑под его душного подола на свежий воздух. Манусос заставил себя подняться и поправил головной платок. Сосредоточившись, взглянул из‑под полуопущенных ресниц на пылающую топку солнца и медленно поднял одну руку параллельно земле. Потом легко уронил ее. Прислушиваясь к неровному дрожанию земли под ногами, тихонько затрясся в такт, поднял левую ногу, подпрыгнул на правой. Затем закружился, сильно топая каблуками; замер, дожидаясь, пока сердце успокоится, вновь начал раскачиваться, поднял руку к солнцу, потом резко нагнулся и ударил пальцами по земле. Манусос танцевал, отгоняя Кошмар.
На вторую ночь после приезда Никки Майку приснился дурной сон, и он проснулся; было еще темно. Ким пошевелилась, но продолжала спать. Едкий свет луны сочился сквозь щели в старых деревянных ставнях, как эктоплазма, влажный, злокачественный и алмазно‑яркий. Сна не было ни в одном глазу. Он повернулся на бок и попытался провалиться обратно в пушистое царство сна. В этот момент снаружи послышалось шарканье. Он поднял голову. Тишина, но ошибки быть не могло. Он слышал шаркающие шаги. Будто кто‑то, может быть животное, ходил, волоча ноги, у дома в кустах живой изгороди или в высокой траве. Вот, опять. Шаги, и шелест высокой травы, и тихое астматическое дыхание, сопровождаемое сдавленными всхлипами. Майк свесил ноги с кровати, но поостерегся становиться босыми ступнями на холодный темный пол. Нащупав спички, он зажег масляную лампу и вставил стекло. Провел лампой над полом, прежде чем соскочить с кровати, влез в джинсы и нашарил башмаки. Он старался не шуметь, чтобы не разбудить Ким. Сад блестел, будто хромированный. Полная луна, словно округлая женская грудь, низко висела в безоблачном небе, проливая тонкую струйку молочного света на тихое море. Вода была гладкой, как масло. Майк постоял на бетонном полу патио под виноградным пологом. Все было на месте, только сияло сверхъестественным блеском: покрытый пластиком обеденный стол с разномастными стульями; кухонный угол с посудой и сковородой над походной плиткой; скамья с подушками возле побеленной стены; большие раскрашенные цветочные горшки; необычной формы горлянки, свисающие с решетки навеса. Луна каждый предмет, каждый уголок залила своим молоком; ничто не было оставлено на жалкое существование в царстве обыденности. Все купалось в кинематографическом свете. Составляло вместе композицию, стройную, как музыка. Перед ним была готовая картина. Именно то, за чем он ехал в эту страну. Завтра он начнет работать, воспроизведет на полотне этот момент. Он все смотрел, стараясь запечатлеть в памяти озаренный призрачным светом мир, как вдруг опять услышал сдавленный всхлип. Повернулся и заметил нечто, что сначала принял за кучку одежды в углу патио. – Никки! Она лежала на земле, уронив голову на траву и вцепившись одной рукой в угол бетонной площадки патио. Видно было только верхнюю часть ее тела – потому‑то ему на первый взгляд показалось, что это просто узел с тряпьем. – Никки, что ты здесь делаешь? В тот день Майк мало видел Никки. Ким повезла ее сначала в соседний городок Лиманаки, а потом на живописный песчаный пляж, где они и провели весь день. Майк был донельзя рад, что его оставили одного. В первый раз с тех пор, как они приехали на остров, разложил мольберт и распаковал краски. Это не прошло мимо внимания Ким, которая не упустила случая подколоть его: мол, стоило Никки приехать, как его тут же потянуло на работу. Майк оставил насмешку без ответа. Он написал этюд: лодка, причаленная напротив сада. и попробовал набросать лицо того, кто напал на него в горах. Особого вдохновения он не испытывал, но хорошо уж то, что взялся наконец за дело. Вечером они вместе поехали в таверну, где встретили голландскую пару, с которой Ким и Никки познакомились на пляже. Майк разговаривал с голландцами и почти не общался с Никки, хотя заметил, с каким энтузиазмом она приобщалась к местному вину. Когда они провожали ее до гостиницы, она с трудом стояла на ногах. – Она же на отдыхе, – чуть резковато ответила Ким, когда он съязвил на этот счет. Ну да, она же на отдыхе, подумал Майк, направляясь к ней, чтобы помочь. Он решил, что она мертвецки пьяна, свалилась там и хнычет, не в состоянии подняться. – Никки, – мягко сказал он. – Поднимайся, Никки. Она подняла голову и скосила на него глаза. На губах у нее остались следы рвоты. – Ты мне не сказал, – давясь, проговорила она. – Прости, Никки. – Ты ничего мне не сказал. – Прости. Он опустился на колени, чтобы помочь ей подняться. Но, протянув к ней руки, замер, пораженный жуткой вонью, пахнувшей на него. Это была вонь гниения, разложения; миазмы. Он отпрянул, желудок скрутило спазмом. Она увидела его реакцию, и рот ее отверзся в ухмылке. Происходило что‑то жуткое. Теперь он понял, почему не мог видеть нижнюю часть ее тела. Она была в буквальном смысле закопана по пояс в сухую землю. – Чт‑т?… – Вытащи меня, Майк. Вытащи. Майк отступил назад. Никки склонила голову набок и, подтягиваясь на руках, стала, хрипя и извиваясь, с трудом вылезать из земли. Когда показалась ее поясница, у Майка сдавило горло. Ниже пояса тело Никки было не человеческим, а телом арахниды. Из земли показались четыре светло‑коричневые лапки, над ними изгибался длинный членистый хвост скорпиона. От нее шла невыносимая вонь. Нижняя, испачканная в земле часть ее слабо мерцала, просвечивая в лунном свете. Она была наполовину скорпион. Она отряхнулась от земли и поползла в патио. – Ким! – придушенно закричал, а скорее прошептал Майк. – Ким! – Дай мне спать, – ответила Ким из комнаты. – Господи, Ким! Но когда женщина‑скорпион подползла ближе, Майк взглянул на нее снова и увидел, что у нее теперь другое лицо, не лицо Никки. Верхняя часть тела у нее была обнажена, лицо незнакомое, и она говорила по‑немецки. – Я вернулась, – сказало существо. – Я вернулась. Майк попятился. Существо надвинулось на него, припечатало грудью к двери. Он не мог дышать. Из‑за спины женщины‑скорпиона торчало нацеленное в него трепещущее жало. – КИМ! КИМ! Ким неожиданно возникла рядом, обхватила ладонями его лицо, стоя нагая в патио. Тварь исчезла. Тело Ким хранило тепло постели, пахло сном. Майк оглянулся вокруг. Луна была твердой и сверкающей, как алмаз. Сад был по‑прежнему залит ее ослепительным белым светом. – Ты ходил во сне, Майк. – Ходил во сне? – Да. Это был кошмар. Дурной сон. – Сон. Майк оглядел патио: стол, стулья, кухонную утварь, горлянки. Если это был сон, то он видел в нем в точности то же, что сейчас. – Расскажи, что тебе привиделось. Майк отказался. – Ладно. Пошли обратно в постель. Но Майк и тут отказался. Ким только сейчас осознала красоту лунного света. – Вот это да! Просто невероятно! Ты только взгляни, Майк! – Я уже смотрел. Когда ходил во сне. Ким зажгла плиту: – Сварю шоколад. Можно пойти посидеть в лодке. Такая красота! Она наскоро оделась, и, взяв кружки с крепким горячим шоколадом, они спустились к лодке. Она укутала плечи Майка одеялом и уговорила рассказать, что ему привиделось во сне. Он пересказал вкратце. Date: 2015-12-12; view: 450; Нарушение авторских прав |