Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теории происхождения государства





В мире всегда существовало и существует множество различных теорий, объясняющих процесс возникновения и развития государства и права. Это вполне естественно и понятно, ибо каждая из них отражает различные взгляды и суждения различных групп, слоёв, наций и других социальных общностей на данный процесс.

Следует заметить, что этот вопрос будоражил воображение не одного поколения людей. Были созданы десятки самых различных теорий и доктрин, высказаны сотни, если не тысячи самых различных предположений. Вместе с тем споры о природе государства и права продолжаются, и по сей день. Раскрыть все теории не представляется возможным в силу их многообразия, поэтому остановимся лишь на некоторых из них, наиболее известных и распространённых. К числу последних справедливо будет отнести: теологическую (божественную), патриархальную, договорную, насилия, психологическую, расовую, органическую, материалистическую (классовую) теории.

Теологическая или божественная теория восходит своими истоками к древнему миру. Известно, что ещё в древнем Египте и Вавилоне возникли идеи божественного происхождения государства и права. В силу особых взглядов и воззрений части общества духовенству удавалось оказывать значительное влияние на формирование общественно-политической мысли и в последующие периоды развития человеческого общества.

Наиболее прочные позиции теологическая теория завоевала в период становления и развития феодализма.

Появляется и развивается учение широко известного и в просвещённом мире учёного-богослова Фомы Аквинского (1225 – 1274). Он утверждал, что процесс возникновения и развития государства и права аналогичен процессу сотворения богом мира.

Патриархальная теория происхождения государства и права берёт своё начало ещё в Древней Греции.

Родоначальником её считается Аристотель. Среди заметных сторонников данной теории выделяется англичанин Филмер (XVII в.) и русский исследователь государствовед Михайловский (XIX в.).

Патриархальная теория исходит из того, что государство происходит из семьи. Является результатом разрастания семьи. Государство, по Аристотелю, является не только продуктом естественного развития, но и высшей формой человеческого общения. Государственная власть, по мнению сторонников патриархальной теории, есть не что иное, как продолжение отцовской власти. Власть государя, монарха – это патриархальная власть главы семьи. Патриархальная теория служила в средние века обоснованием абсолютной ("отеческой") власти монарха.

Договорная теория возникла ещё в Древней Греции, полное развитие она получила в трудах мыслителей эпохи Просвещения — Г. Гроция, Т. Гоббса, Дж. Локка, Ж. Ж. Руссо, П. Гольбаха, А. Радищева (теория договорного происхождения государства и права) объясняет происхождение государства общественным договором – результатом разумной воли народа, на основе которого произошло добровольное объединение людей для лучшего обеспечения свободы и взаимных интересов. Основой данной теории является положение о том, что государству предшествовало естественное состояние человека. Условия жизни людей и характер человеческих взаимоотношений в естественном состоянии представлялись не однозначным образом. Сторонники естественного права считают государство результатом юридического акта – общественного договора, который является порождением разумной воли народа, человеческим учреждением или даже изобретением. Поэтому данная теория связывается с механическим представлением о происхождении государства, выступающего как искусственное произведение сознательной воли людей, согласившихся соединиться ради лучшего обеспечения свободы и порядка.

Сторонники договорной теории различают два вида права: естественное, предшествующее обществу и государству; позитивное право- является порождением государства. Естественное право включает в себя такие неотъемлемые права человека, как право на жизнь, свободное развитие, участие в делах общества и государства. Позитивное же право основывается на требованиях естественного.

Понятие естественного права включает в себя представления о прирождённых правах человека и гражданина, которые являются общеобязательными для каждого государства. В цивилизованном обществе нет оснований для противопоставления естественного и позитивного права, так как последнее закрепляет и охраняет естественные права человека, составляет единую общечеловеческую систему правового регулирования общественных отношений.

Теория насилия принадлежит к числу относительно новых теорий государства и права. Идейные истоки этой теории зародились ещё в эпоху рабовладения. Её представители считали, что государство возникает в результате насилия и завоевания. Более развёрнутое научное обоснование теория насилия получает в ХIХ–ХХ вв.


Её смысл состоит в том, что возникновение частной собственности, классов и государства является результатом внутреннего и внешнего насилия, т.е. путём прямого политического действия. Государство продолжает быть органом угнетения только в тех странах, где ещё не стёрлись юридические различия между победителями и побеждёнными. Основные мыслители этой теории Дюринг, Гумплович, Каутский.

Таким образом, согласно теории насилия, войны, насилие одних племён над другими рассматривается и в качестве основных причин рабства. Отвергать полностью теорию насилия нельзя не только из формальных соображений, но и на основании исторического опыта, который подтверждает, что завоевание одних народов другими являлось реальным фактором существования государственности исторически длительное время.

Психологическая теория государства и права возникла в середине XIX в. Широкое распространение получила в конце XIX в. – первой половине XX в. Её наиболее крупный представитель русский государствовед и правовед Л. Петражитский (1867 – 1931).

Её сторонники определяют общество и государство как сумму психических взаимодействий людей и их различных объединений. Суть данной теории состоит в утверждении психологической потребности человека жить в рамках организованного сообщества, а также в чувстве необходимости коллективного взаимодействия.

Говоря о естественных потребностях общества в определённой организации, представители психологической теории считают, что общество и государство есть следствие психологических закономерностей развития человека.

Суть психологической теории заключается в том, что она пытается объяснить возникновение государственно-правовых явлений и власти особыми психологическими переживаниями и потребностями людей.

Какие это переживания и потребности? Это потребность властвования у одних и потребность подчинения у других. Это осознание необходимости потребности послушания, повиновения определёнными лицами в обществе. Психологическая теория государства и права рассматривала народ как пассивную инертную массу, ищущую подчинения.

Расовая теория берёт своё начало ещё в эпоху рабовладения, когда в целях оправдания существующего строя развивались идеи естественного деления населения в силу у прирождённых качеств на две породы людей – рабовладельцев и рабов.

Содержание расовой теории составляли развиваемые тезисы о физической и психологической неравноценности человеческих рас. Положения о решающем влиянии расовых различий на историю, культуру, государственный и общественный строй. О делении людей на высшую и низшую расы, из которых первые являются создателями цивилизации и призванные господствовать в обществе и государстве. Вторые не способные не только к созданию, но даже и к усвоению сформированной цивилизации. Их удел – слепое и беспрекословное повиновение. Как "научная", академическая доктрина она имеет хождение в западных странах и в настоящее время.


Органическая теория происхождения государства — теория происхождения государства, согласно которой государство — это организм, который рождается, живет, стареет и умирает. Представления о государстве как своеобразном подобии человеческого организма были сформулированы первоначально ещё древнегреческими мыслителями. Суть органической теории такова: общество и государство представлены как организм, и поэтому их сущность, возможно понять из строения и функций этого организма. Всё неясное в строении и деятельности общества и государства может быть объяснено, по аналогии с закономерностями анатомии и физиологии. Органическая теория, видным представителем которой является Герберт Спенсер, в окончательном виде была сформулирована в XIX в.

Материалистическая (классовая) теория исходит из того, что государство возникло, прежде всего, в силу экономических причин: общественного разделения труда, появления прибавочного продукта и частной собственности, а затем раскола общества на классы с противоположными экономическими интересами. Суть теории заключается в том, что государство явилось на смену родоплеменной организации, а право – обычаям.

Материалистическая теория выделяет признаки современного государства это:

– верховенство закона во всех сферах жизни общества. Законы должны приниматься исключительно демократическим путём;

− деятельность органов правового государства базируется на принципе реального разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную;

− связанность с законом самого государства и его органов;

− эффективные формы надзора и контроля за соблюдением законности;

− взаимная ответственность личности и государства. Равенство сторон перед законом;

− гарантированность законных прав и свобод гражданина, их правовая и социальная защищённость;

− политический и идеологический плюрализм, заключающийся в свободном функционировании различных партий, организаций, объединений, действующих в рамках конституции, наличии различных идеологических концепций, течений, взглядов;

− стабильность законности и правопорядка в обществе.

Социальное назначение государства

Государство как социальное явление существует уже не одно тысячелетие. За это время оно показало себя как эффективное средство организации жизни людей. Чем обусловлены его эффективность и долговечность или, говоря другими словами, в чем состоит его социальное назначение?

Во-первых, государство решает общие дела, управляет людь­ми, проживающими на его территории. Несмотря на то что по своим интересам люди порой отличаются друг от друга, все они хотят, чтобы их жизнь была стабильной, безопасной, комфорт­ной. Государство должно выявить общие интересы своих граж­дан, приложив максимум усилий для их реализации. Иными словами, задачами государства являются сохранение сущест­вующего общественного порядка, а также организация или контроль за выполнением определенных видов деятельности, необходимых для развития общества в целом (оборона, судо­производство, использование природных ресурсов, обеспечение продуктами питания, здравоохранение и т. п.).


Однако общество неоднородно. В нем, как правило, выделя­ется экономически сильная и поэтому обладающая гегемонией группа, и поэтому государство прежде всего выражает ее инте­ресы. Организация жизни общества строится на основе интере­сов этой группы. Но существует и масса общих для всех проблем, решаемых государством. С развитием общества их коли­чество все увеличивается: мир становится более населенным, и люди оказываются все теснее взаимосвязанными. Так, если в древнем мире к числу таковых относились оборона страны, за­хват чужих территорий, ирригация, борьба с эпидемиями, то в Средние века государство берет на себя и строительство дорог, и культовых учреждений, и отправление религиозных обрядов. Появляется почта, зарождается благотворительная деятель­ность. В современном мире управленческая роль государства значительно расширилась и в сферу его интересов входят орга­низация транспорта, связи, информационное обслуживание, развитие космонавтики, социальная защита, поддержка науки, культуры, образования, охрана окружающей среды и т. д. По­жалуй, в развитых странах государство сегодня в большей мере выражает интересы всего общества, нежели классовые. Словом, государство из силы, стоящей над обществом, превращается в слугу общества.

Во-вторых, государство является арбитром в разрешении со­циальных споров (национальных, классовых, религиозных и др.). Политическая элита превращается в примирителя соци­альных конфликтов: она ищет формулы компромиссов, кото­рые, сохраняя основы социальной системы, отодвигали бы опасность лобового столкновения социальных групп. Посред­ническая деятельность также не является нейтральной, а на­правлена на защиту интересов господствующих слоев общества. Но под давлением масс правящая элита, однако, вынуждена за­ставлять и господствующие группы идти на уступки, умерять свои социальные аппетиты, вследствие чего они могут обви­нить ее в «предательстве».

Постепенно развитие экономики приводит к тому, что все большее число людей становятся собственниками, и слой эко­номически и политически господствующей социальной груп­пы, т. е. тех, кто оказывает наибольшее давление на государст­венную власть, расширяется. Речь уже идет о появлении так называемого среднего класса, выразителем интересов которого затем и становится государство.

Разрушительный характер для страны носят и конфликты между различными частями самих правящих групп, например между банкирами и предпринимателями. Здесь чаще применя­ются такие методы разрешения споров, как убеждение, разъяс­нение, метод аргументов, отсрочек в принятии решений, поскольку в этой ситуации главное — восстановить единство правящих групп. Применением открытого принуждения к одной из сторон добиться этого крайне сложно.

На государственную власть возлагается и обязанность урегу­лирования внешних конфликтов. Для этой цели требуются уме­лая организация обороны государства и осуществление дипло­матических отношений. Однако элита должна не забывать о внутренней жизни государства и не добиваться победы любой ценой, в противном случае она может быть свергнута, как это было, например, с Николаем II. Но и уступки другим государ­ствам также могут стать причиной потери ее престижа и обви­нений в «предательстве национальных интересов».

И, наконец, отличающиеся интересы постоянно приводят к конфликтам между отдельными гражданами, организациями, госу­дарственными органами. Обязанность их разрешения возлагается в основном на судебные органы.

В-третьих, государство применяет легализованное и легитим­ное насилие. Легализованность означает соответствие мер прину­ждения закону. Принуждение может выражаться в наложении уголовного наказания, административных, имущественных и других санкций, разгоне демонстраций, запрете политических объединений и т. п. Право выступает способом, средством лега­лизации принуждения. Легитимность насилия — социологиче­ская категория, означающая степень поддержки применяемых мер населением. Легитимность насилия прямо зависит и от ле­гитимности власти, т. е. признания ее народом законной и обоснованной. И если власть находит поддержку у населения, это означает, что население доверяет ей и применение мер при­нуждения. Легализованное и легитимное насилие осуществляет­ся, таким образом, от имени всего общества к тем лицам, кото­рые нарушают правила поведения, установленные законода­тельством. Легитимность государственного принуждения может быть подтверждена данными общественного мнения, репрезен­тативных опросов, плебисцитов, голосований, общегосударст­венных и местных опросов. Для политической элиты принци­пиально важно установить, насколько государственное принуж­дение соответствует интересам общества (причем не только его большинства, но и меньшинства). Следует иметь в виду, что оценка легитимности государственного принуждения требует особой осторожности и тщательного анализа, поскольку не ис­ключены и профессиональные подтасовки. Универсальным же критерием определения легитимности государственного принуждения может считаться соответствие его общечеловеческим ценностям.

Государственное принуждение считается мощным средством воздействия на население со стороны правящей элиты. Но оно все же не является всесильным. Известно высказывание Талейрана, государственного деятеля Франции, что штыки годятся для всего, но сидеть на них нельзя. Следовательно, таким ост­рым оружием, каким является государственное принуждение, пусть даже и легализованное, надо пользоваться очень эконом­но и осторожно.

Функции государства

Функции государства — это основные направления его дея­тельности, выражающие сущность и назначение государства в об­ществе.

В функциях государства проявляется та реальная роль, кото­рую оно играет в решении основных вопросов общественного развития и прежде всего в удовлетворении разнообразных инте­ресов населения страны. Функции государства устанавливаются в зависимости от основных задач, стоящих перед государством на том или ином этапе его развития, и представляют собой средство реализации этих задач. Содержание же задач государ­ства определяется различными внутренними и внешними фак­торами. Если кризисные явления в экономической жизни вы­двигают на первое место задачу по реформированию экономи­ки, то социальные катаклизмы заставляют государство прежде всего решать политические задачи. Рост преступности обуслов­ливает принятие государством мер по ее выявлению и устране­нию причин, ее порождающих. Угроза внешней агрессии вынуж­дает активнее вести дипломатическую работу и подготовку на­селения к отражению агрессии.

Различают внутренние и внешние функции государства (рис. 1.2).

Внутренние функции — это основные направления деятельно­сти государства по управлению внутренней жизнью страны.

1. Политическая функция. Эта функция государства обуслов­лена необходимостью гармонизировать интересы различных со­циальных групп. Используя такие методы, как проведение ре



 

ферендумов, плебисцитов, выборов, государство способно вы­явить действительную расстановку социальных сил, учесть в своей политике интересы различных социальных групп и не допустить их открытого столкновения. Особо важным пред­ставляется процесс формирования парламента, который (в идеале) должен представлять срез общества. Организация этого процесса, обеспечивающего народовластие, возлагается на государство. Помимо этого государство обеспечивает защиту конституционного строя, государственного суверенитета, осу­ществляет правотворческую деятельность и официально пред­ставляет население всей страны как во внутренних, так и во внешнеполитических делах.

2. Экономическая функция. Она выражается в выработке и координации государством стратегии и тактики экономическо­го развития страны, с тем чтобы экономика страны развивалась в наиболее оптимальном режиме. Если говорить более конкрет­но, экономическая деятельность государства проявляется в установлении налогов, выдаче кредитов, инвестиций, определе­нии льгот для некоторых субъектов хозяйственной жизни, вы­работке программ экономического развития и т. п. Государство должно создать правовые основы рынка, т. е. разработать «пра­вила игры» для хозяйствующих субъектов, принимать меры по борьбе с монополизмом, стимулировать предпринимательскую деятельность, охранять права потребителей и др. Кроме того, государство может осуществлять непосредственное управление отдельными предприятиями, некоторыми особо важными от­раслями народного хозяйства (энергетика, связь, атомная, оборонная промышленность, космонавтика, информатика и т. п.). Здесь оно выступает собственником средств производства, про­изводителем материальных благ.

3. Социальная функция. Ее выполнение позволяет обеспе­чить нормальные условия жизни для всех членов общества вне зависимости от их непосредственного участия в производстве
материальных благ, а также от возраста, пола, здоровья и т. п.Установление минимального уровня оплаты труда, пенсий, стипендий, пособий больным, инвалидам, пожилым людям,
студентам, детям, матерям, безработным; выделение необходи­мых средств на строительство жилья для малообеспеченных и др
. — это все то, что позволяет людям вести достойную и активную жизнь, способствующую их развитию, а не только существованию. Правда, и здесь нужна осмотрительность: соци­альная политика проводится за счет налогов, отчисляемых от предпринимательской деятельности, и если они неоправданно высоки, то у предпринимателей теряется стимул к работе. Социальное регулирование по принципу уравниловки не способно обеспечить прогресс общества. Общество по этой причине может деградировать.

4. Правоохранительная функция. Это деятельность государства по обеспечению точного и полного выполнения положений законодательства всеми гражданами, организациями, государственными органами. Эта функция выполняется различными методами. Среди них можно выделить такие, как метод право­творчества (разработка и принятие законов и других норма­тивных актов), организационно-правовой, осуществляемый орга­нами исполнительной власти (регулирование ценообразования,
разрешение митингов, демонстраций), метод правоприменения (деятельность компетентных органов по применению мер юри­дической ответственности) и др. Очень важная сторона право­
охранительной деятельности государства — борьба с правонарушениями.
Она ведется с помощью всей системы право­охранительных органов. Средства, вкладываемые в правоохра­нительную систему, существенны, и общество вправе рассчитывать на спокойную и безопасную жизнь. Если эти средства не дают отдачи и преступность не снижается, правя­щей элите стоит задуматься над тем, эффективно ли она управляет обществом.

5. Экологическая функция. В последнее время выдвигается в разряд основных функций государства. Человечество подошло к такому рубежу, когда его деятельность ставит под угрозу са­мо существование человека: интенсивное и экстенсивное ис­пользование природных ресурсов, применение некоторых со­временных технологий нарушают баланс в естественной среде, что изменяет условия жизни на Земле, делая их для него не­возможными. Безудержная эксплуатация природы ведет чело­вечество в пропасть. Государство обязано предусмотреть и обуздать этот процесс своими установлениями. Во многих странах разработано обширное природоохранительное законо­дательство, которое четко регулирует деятельность людей и различных организаций в области использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, а к его нарушителям применяются суровые меры (начиная от предупреждений, со­лидных штрафов и кончая ликвидацией предприятий, являю­щихся источниками загрязнения окружающей среды, лишени­ем свободы).

Государство осуществляет дополнительно и такие функции как поддержка и развитие образования, здравоохранения, нау­ки и культуры, обеспечение национальной безопасности, строительство дорог, ирригационных, мелиорационных и иных общественных систем, транспортная, информационная, борьба с последствиями стихийных бедствий и др.

Внешние функции— это основные направления деятельности государства на международной арене. Их выполнение обеспечи­вает полноправное существование государства в современном мире, который становится все более и более взаимосвязанным.

1. Функция обороны. Эта функция имела первостепенное значение в прежние времена. Сейчас же мир становится все более цивилизованным, международные организации берут на себя регулирование территориальных притязаний и разреше­ние конфликтов между государствами, предупреждая их воен­ное столкновение. И тем не менее даже развитые страны, накопившие немалый опыт в мирном сосуществовании, предпо­читают держать свои вооруженные силы в состоянии боевой готовности, поскольку еще далеко не все правящие элиты при­слушиваются к мировому сообществу, а современное вооруже­ние позволяет любым нецивилизованным правителям в корот­кие сроки и на большие расстояния наносить разрушительные удары.

2. Дипломатическая функция. Выполнение этой функции способствует поддержанию приемлемых отношений со всеми странами, независимо оттого, какой идеологии они придержи­ваются, какую систему хозяйствования используют. Нормаль­ные добрососедские отношения — это тот минимум общения на международной арене, который позволяет достичь стабиль­ности и процветания всего человечества.

3. Внешнеполитическая функция. Заключается в политиче­ском сотрудничестве государств, с тем чтобы исключить гло­бальные вооруженные конфликты.Основным международным органом, координирующим политические интересы современ­ных государств, является ООН, вопросами же политического урегулирования конфликтов занимается Совет Безопасно­сти — постоянный орган ООН. Поддержанию политической стабильности и безопасности в мире содействуют и региональ­ные международные организации (Лига арабских государств, Организация африканского единства, Организация американ­ских государств, Ассоциация стран тихоокеанского региона и др.).

4. Содействие установлению мировой законности. Эта деятельность приобретает самостоятельный характер и проявляется в участии в разработке норм международного права.

5. Внешнеэкономическая функция. Эта функция связана с развитием взаимовыгодного сотрудничества государств, кото­рое проявляется в международном разделении труда, специали­зации и кооперировании производства, обмене новейшими тех­нологиями, координации товарооборота, развитии кредитно-финансовых связей. Экономическое сотрудничество наиболее эффективно между странами, территориально связанными друг с другом (страны ЕЭС, СНГ и др.).

6. Правоохранительная функция. Заключается в обеспече­нии мирового правопорядка, разрешении споров между госу­дарствами, защите тех государств и народов, которые не спо­собны самостоятельно устоять против агрессоров (как, напри­мер, Кувейт против территориальных претензий Ирака) или отстоять свои права (как, например, албанцы, проживающие в Косово). Она также проявляется в борьбе с международным терроризмом, преступностью, не знающей границ (Интерпол) и т. п.

7. Социальная функция. Она выкристаллизовывается все более ярко. Социальная помощь и поддержка осуществляются в отношении развивающихся стран (например, Сомали, Эфио­пии и др.), а также стран, находящихся на переходном этапе (например, страны СНГ). Здесь используются различные фор­мы помощи, начиная от выделения финансовых средств целе­вого назначения (на развитие банковской системы образова­ния, здравоохранения, регулирование рождаемости и т. п.) и кончая гуманитарной помощью.

8. Экологическая функция. Эта функция в настоящее время выдвигается в разряд внешних. Пришло понимание того, что экологические катастрофы, например аварии нефтеналивных танкеров, атомных электростанций и т. п., в отдельно взятых странах в конечном счете наносят удар интересам всех народов, и устранение их последствий не может оставаться только внут­ренним делом.

9. Информационная функция. Ее выделение лишь только на­мечается. Но и сейчас осуждение вызывают страны, которые блокируют для своих народов поступление правдивой инфор­мации о событиях в мире.

В современном мире внешняя деятельность государств будет эффективной, только если она базируется на общечеловеческих ценностях, международно-правовых актах, учитывает нацио­нальные, экономические, культурные и иные особенности и интересы всех народов, входящих в мировое сообщество.

10. Культурное сотрудничество. Осуществляется на основе двусторонних и многосторонних договоров между государства­ми, неправительственными организациями (Международный союз архитекторов, Международная шахматная федерация, Олимпийский комитет и др.). В рамках ООН эту культурную деятельность координирует ЮНЕСКО.

11. Сотрудничество государств в решении глобальных проблем современности. Осуществляется по таким проблемам, как ра­циональное использование природных ресурсов, сохранение энергии, поддержание мира, проведение демографической по­литики и др., затрагивающим интересы всех народов.

Рассматривая функции государства, следует бросить взгляд и в будущее. По мере развития общества количество этих функций будет неуклонно возрастать. Причина лежит на поверхно­сти: развитие взаимосвязей между людьми и народами порож­дает новые точки их соприкосновения и общие проблемы, уре­гулировать которые под силу будет только государству.

Форма правления

В мире существует около двухсот государств. Они могут быть классифицированы в зависимости от уровня экономиче­ского, политического развития, от идеологической, религиоз­ной направленности, от того, какими средствами осуществляют международную политику, и т. д. Но и в пределах одной груп­пы, имея единую сущность, одни и те же задачи, государства разнятся по своей форме.

Когда мы говорим о форме государства, мы имеем в виду его строение, которое проявляется в совокупности его внешних признаков.

На форму государства большое влияние оказывают не толь­ко экономические факторы, но и природные, климатические условия, религиозные воззрения, национальные особенности, культурный уровень народа, исторические традиции и др.

'Форма государства включает три взавимосвязанных элемен­та: форму правления, форму государственного устройства и поли­тический режим.

Форма правления (рис. 1.3) характеризует организацию госу­дарственной власти, систему высших государственных органов, а также порядок их образования, взаимоотношения между собой и с гражданами.

Так, в Непале вся полнота власти принадлежит королю, в Великобритании королева правит лишь формально, а факти­чески — парламент и правительство во главе с премьер-мини­стром; США — республика с сильной президентской властью; в Италии решающую роль играет парламент. Однако при всем многообразии государств по форме правления их можно разде­лить на две группы: монархии и республики.

Монархия (в пер. с греч. — власть одного) как форма прав­ления иначе может быть названа как персональное единовластие. Ее отличают следующие признаки:



 

 

Рис. 1.3. Форма правления

1) существование единоличного главы государства;

2) обладание монархом всей полнотой власти, которая явля­ется верховной, нераздельной и суверенной (независимой);

3) наследственный порядок передачи власти;

4) бессрочное правление монарха;

5) юридическая безответственность монарха.

Различают неограниченную (абсолютную) и ограниченную монархию.

Для абсолютной монархии характерно отсутствие представи­тельных учреждений народа, сосредоточение всей государствен­ной власти в руках монарха. Он издает законы, назначает чи­новников, контролирует сбор налогов и расходует их по своему усмотрению. Карательная функция также находится в его руках. Разновидностью абсолютной монархии является теократиче­ская монархия (например, Саудовская Аравия, Катар, Оман), для которой характерно сосредоточение в руках монарха и госу­дарственной и религиозной власти.

Ограниченная монархия подразделяется на дуалистическую и парламентарную (конституционную) в зависимости от степени ограничения полномочий главы государства.

В дуалистической монархии (Иордания, Кувейт, Люксембург, Монако, Лихтенштейн, ОАЭ. (Кувейт правда иногда относят к абсолютной монархии) существуют два политических учреждения: монарший двор (институт монархии), формирую­щий правительство, и парламент, который никакого влияния на правительство не оказывает, как, например, в России до ре­волюции 1917 г. Монарх имеет сильное влияние на парламент: может наложить вето на принимаемые им законы, издавать чрезвычайные указы, имеющие силу закона, а то и распускать парламент.

Парламентарной монархии (ее иногда называют конституци­онной) свойственно ограничение власти монарха как в зако­нодательной, так и в исполнительной сфере. Несмотря на то что формально главу правительства и министров назначает монарх, правительство несет ответственность не перед ним, а перед парламентом. Монарх здесь фигура скорее символиче­ская, являющаяся своего рода данью традиции, нежели власт­ная. Он царствует, но не правит (Япония, Швеция, Велико­британия).

Существует несколько систем наследования престола:

1) кастильская, принятая в странах Скандинавии, не делает различия между мужчиной и женщиной. Решающее значение при наследовании престола имеет не пол наследника, а стар­шинство. Следовательно, наличие в семье монарха старшей до­чери не дает возможности стать королем младшему сыну;

2) салическая, допускающая к престолу женщин только в том случае, если у короля нет сыновей. Другими словами, младший брат исключает возможность для старшей сестры за­нять престол;

3) австрийская — самая жесткая система, принятая в России после правления Екатерины II, допускающая женщин к пре­столу только в том случае, если в царском роду вообще не оста­нется мужчин.

Республика (в пер, с лат. — дело общественное) как форма правления возникла позднее монархии и стала доминирующей в современном мире.

Республике присущи следующие признаки:

1) правление осуществляется коллективно, т. е. не одним лицом, а системой государственных органов;

2) республиканское правление основано на принципе разде­ления властей на законодательную, исполнительную и судеб­ную;

3) в формировании власти участвует народ; в процессе вы­боров власти могут применяться различные избирательные сис­темы, одни менее, другие более демократичные;

4) представительные органы власти и высшие должностные лица избираются на определенный срок;

5) высшие должностные лица несут ответственность перед органом, их избравшим, или народом.

Практике государственного строительства известны два ос­новных вида республики.

Президентская республика характеризуется значительной ро­лью президента в системегосударственных органов, соедине­нием в его руках полномочий главы государства и главы прави­тельства. Поскольку президент и правительство избираются внепарламентским путем, то эти институты власти в опреде­ленных ситуациях могут политически противостоять парламен­ту. Президентская республика создает благоприятные предпо­сылки для сосредоточения в руках президента больших полно­мочий, что стабилизирует государственную власть. Обычно это крайне необходимо на переходных этапах (Мексика), в госу­дарствах, где сильны монархические традиции (Румыния), в си­туациях, не отличающихся стабильностью (Украина), в период проведения реформ (Чили), в государствах, имеющих обшир­ную территорию или многонациональный состав (США), при наличии чрезвычайных событий, таких, как война (Сирия). Большинство из перечисленных факторов присуще современ­ной России, поэтому вопрос выбора вида республики здесь должен быть решен, конечно, в пользу президентской респуб­лики.

Парламентская республика характеризуется провозглашени­ем принципа верховенства парламента, перед которым прави­тельство несет всю полноту ответственности за свою деятель­ность. Участие президента в формировании правительства ми­нимально: оно формируется партией, получившей большинство в парламенте. Хотя президент формально наделяется большими полномочиями, на практике он не оказывает серьезного влия­ния на осуществление государственной власти, как, например, в Германии. Парламентская республика — менее распростра­ненная форма правления, чем республика президентская. Она существует в странах, отличающихся развитой, в значительной мере саморегулируемой экономикой (Италия, Финляндия, Тур­ция и др.). В мире не так много таких стран. Россия еще очень далека от введения данной формы правления.

Существуют и другие виды республики: суперпрезидентская, смешанная (полупрезидентская или полупарламентская) респуб­лики.

Следует заметить, что форма правления не может быть вы­брана произвольно. Во многом она зависит от уровня сознания людей, проживающих в данном государстве.







Date: 2016-02-19; view: 544; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.036 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию