Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие и признаки государства. Термин «государство» используется в двух значениях: во-первых, для выделения страны как политико-географического образования и





Т. 1.1 Государство

Термин «государство» используется в двух значениях: во-первых, для выделения страны как политико-географического образования и, во-вторых, для обозначения организации поли­тической власти, системы институтов власти. Государство в первом смысле изучается разными науками: социологией, по­литической (социологической) географией и др. Предметом ис­следования науки правоведения является государство во втором (политико-правовом) смысле. Поэтому речь пойдет о государстве как организации политической власти, су­ществующей в определенной стране.

Государство это организация суверенной политической вла­сти, действующая в отношении всего населения на закрепленной за ним территории, использующая право и специальный аппарат принуждения.

Государство — это сложное социальное образование, кото­рое не поддается непосредственному эмпирическому воспри­ятию, так как категории государства присущ высокий уровень абстрактности. Понятие государства можно дать путем указа­ния на его существенные признаки (рис. 1.1).

1. Территория. Это пространственная основа государства, его физическая, материальная опора. Она включает сушу, недра, водное и воздушное пространство, континентальный шельф и др. Без территории государство не существует, хотя оно мо­жет изменяться со временем (уменьшаться в результате пораже­ния в войне или увеличиваться в процессе экспансии). Терри­тория есть пространство государства, занятое его населением, где в полной мере действует власть политической элиты. Тер­риториальная принадлежность человека выражается в таких терминах, как «подданный», «гражданин», «лицо без граждан­ства», «иностранец». На своей территории государство поддерживает свою суверенную власть и имеет право защищать ее от внешнего вторжения со стороны других государств и частных лиц.

Рис.1.1. Признак


2. Население. Это человеческое сообщество, проживающее на территории государства. Население и народ (нация) — поня­тия не тождественные. Народ (нация) — это социальная груп­па, члены которой обладают чувством общности и принадлеж­ности к государству благодаря общим чертам культуры и истори­ческому сознанию. Население государства может состоять из одного народа или быть многонациональным. Иногда отноше­ния между нациями могут быть напряженными или даже кон­фликтными, что порой приводит к дестабилизации государства. Для смягчения конфликтов используются различные средства. Наиболее эффективными из них являются федерализация и ав-тономизация.

3. Публичная власть. Термин «власть» означает способность влиять в нужном направлении, подчинять своей воле, навязы­вать ее подвластным, осуществлять над ними господство. В государстве такие отношения устанавливаются между населением и особой когортой (слоем) людей, которая им управляет. Иначе их еще называют чиновниками, бюрократией, управленцами, политической элитой и т. п.

Власть политической элиты носит институализированный характер, т. е. осуществляется посредством органов и учрежде­ний, объединенных в единую иерархическую систему. Меха­низм государства, являющийся материальным выражением го­сударственной власти, позволяет обеспечить нормальную жиз­недеятельность общества. К важнейшим частям его относятся законодательные и исполнительные органы. Правители меня­ются, а учреждения сохраняются, за исключением случаев уничтожения государства в результате захвата или гражданской войны. Вследствие своей институализированности государство обладает относительной стабильностью

Отличительными признаками государственной власти в от­личие от других видов власти (политической, партийной, рели­гиозной, экономической, производственной, семейной и т. д.) являются, во-первых, ее всеобщность, или публичность, т. е. распространение прерогатив на всю территорию, на все населе­ние, а также то, что она представляет все общество в целом; во-вторых, ее универсальность, т. е. способность решать любые во­просы, затрагивающие общие интересы; в-третьих, общеобяза­тельность ее указаний.

Устойчивость государственной власти, ее способность при­нимать решения и проводить их в жизнь зависят от ее легитим­ности. Легитимность власти означает: а) ее законность, т. е. ус­тановление средствами и способами, которые признаются справедливыми, должными, правомерными, моральными; б) ее поддержка населением; в) ее международное признание. Сущест­вует множество средств обеспечения легитимности власти, сре­ди которых многопартийность, выборы, уход в отставку, рефе­рендумы и др.


4. Право. Как система обязательных правил поведения право является мощным средством управления и начинает использо­ваться с появлением государственности. Государство осуществляет правотворчество, т. е. издает законы и другие норматив­ные акты, адресованные всему населению. Право позволяет вла­сти делать свои веления непререкаемыми, общеобязательными для населения всей страны, с тем чтобы направить поведение масс в определенное русло. Юридические нормы устанавливают, что именно нужно делать, хотя эти установления никогда не выполняются в полной мере. Об эффективности юридических норм свидетельствует то, в какой мере большинство населения конкретного государства их соблюдает. Естественно, эта систе­ма не является нейтральной по отношению к интересам раз­личных групп и слоев общества.

5. Правоохранительные органы. Эта часть государственного аппарата достаточно разветвлена и образует свою подсистему, в которую входят судебные органы, прокуратура, милиция, органы безопасности, внешней разведки, налоговая полиция, та­моженные органы и др. Они необходимы любому государству, поскольку власть правителей осуществляется на основании
норм права, приказов, т. е. имеет императивный характер. Строгая обязательность их выполнения может быть достигнута только с помощью мер государственного принуждения. Если к
власти проявляется неуважение, то с помощью правоохранитель­ных органов применяются санкции, предусмотренные правовой системой. Характер и объем, принуждения зависят от многих
причин. Если власть нелегитимна, то, как правило, сопротивление ей велико, а, следовательно, принуждение используется ею шире. Если власть неэффективна или если законы, ею из­
данные, не отражают объективную реальность, также приходится прибегать к насилию и заставлять правоохранительные органы работать с перегрузкой. Насилие является последним
аргументом, к которому прибегает политическая элита, когда
ослабляется ее идеологическая основа и возникает возможность свержения.

Помимо применения санкций за нарушение правовых норм (взыскание таможенной пошлины, назначение наказания, взы­скание налога, отмена незаконного акта и т. п.) правоохрани­тельные органы используются также для предупреждения дис­баланса в обществе (регистрация сделки в нотариате, примире­ние судом спорящих сторон, предупреждение работниками милиции правонарушений и др.).

6. Армия. Одна из главных целей правящей элиты — сохра­нение территориальной целостности государства. Хорошо известно, что пограничные споры между смежными государствами часто являются причиной военных конфликтов. Оснащение армии современным вооружением делает возможным захват территории не только смежных государств. По этой причине вооруженные силы страны и сейчас являются необходимым атрибутом любого государства. Но применяются они не только для защиты территориальной целостности. Армия может использоваться и в критических внутренних конфлик­тах, для поддержания правопорядка и правящего режима, хотя это и не является прямой ее задачей. Исключение армии из внутриполитической жизни страны делает необходимым мно­гократное увеличение мощи правоохранительных органов на случай социальных конфликтов, что, возможно, обойдется об­ществу дороже.


7. Налоги. Представляют собой обязательные и безвозмезд­ные платежи, взыскиваемые в установленных размерах и в оп­ределенные сроки, необходимые для содержания органов управле­ния, правоохранительных органов, армии, для поддержки социаль­ной сферы (образования, науки, культуры, здравоохранения и т. п.), создания резервов на случай чрезвычайных происшествий, бедствий, а также для реализации других общих интересов. В ос­новном налоги взимаются принудительно, однако в странах с развитыми формами государственности постепенно переходят к их добровольной уплате. С развитием общества доля налого­вой массы постепенно увеличивается, поскольку государство берет на себя решение все новых и новых задач.

8. Государственный суверенитет. Как признак государства государственный суверенитет означает, что власть, существую­щая в государстве, выступает как высшая власть, а в мировом сообществе — как самостоятельная и независимая. Иначе го­воря, государственная власть юридически стоит над властью любых других учреждений, партий, находящихся на террито­рии данного государства. В международных же отношениях суверенитет выражается в том, что власти данного государства юридически не обязаны выполнять приказы других госу­дарств.

Различают внутренний и внешней суверенитеты. Внутрен­ний суверенитет — это верховенство в решении внутренних дел. Внешний суверенитет — это независимость во внешних де­лах. На начальных этапах развития человечества суверенитет носил абсолютный характер, но затем он все более и более ста­новится относительным, ограниченным, как бы сужается. Внутренний суверенитет постоянно подвергается давлению со стороны национальных и межнациональных групп, других сил, представляющих гражданское общество. Мнение международ­ного сообщества также может влиять на проведение политики внутри государства. Что же касается внешнего суверенитета, то его относительность очевидна, и сужается он с большей скоростью, нежели внутренний. Вообще наличие мирового, сообщества и международных организаций ставит деликатную пробле­му: где границы внешней суверенности?

Помимо основных можно указать и на ряд дополнительных признаков, присущих уже современным государствам (единый государственный язык, единая дорожно-транспортная система, единая энергетическая система, единая денежная единица, еди­ное экономическое пространство, единая информационная система, единая внешняя политика, государственные символы: флаг, герб, гимн).

На основании вышеуказанных признаков можно дать опре­деление государства.







Date: 2016-02-19; view: 564; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию