Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глоссарий. Авторитарный стиль – руководитель уверенно держит бразды правления, подает множество предложений, сообщает новую информацию ⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8
Авторитарный стиль – руководитель уверенно держит бразды правления, подает множество предложений, сообщает новую информацию, формирует свое мнение категорично, не допуская возражений, не добивается общего согласия, не ищет поддержки, необходимой для его реализации. Активное социально-психологическое обучение - психолого-педагогическая форма совершенствования коммуникативного поведения людей, осуществляемая в условиях групповой учебно-тренировочной деятельности. Альтернативные вопросы – вопросы, которые предоставляют возможность выбора из двух-трех вариантов и которые могут помочь оппоненту быстрее принять решение. Аргументация – способ убеждения кого-либо посредством логических доводов. Вербальное общение – словесное, речевое общение. Восприятие – целостный образ партнера по общению, складывающийся на основе его внешнего вида и поведения. Визуальный контакт – взгляд, его направление, частота контакта глаз. Внешняя атрибуция – обусловленность поведения и поступков сложившейся ситуацией, внешними причинами, тем фактом, что большинство людей поступило бы точно так же. Внутренняя атрибуция – зависимость поведения человека от особенности его личности, характера, установок. Внушение – целенаправленное неаргументированное воздействие одного человека на другого, при котором осуществляется процесс передачи информации, основанный на ее некритическом восприятии, это эмоционально- волевое воздействие. Групповая дискуссия – это способ организации совместной деятельности, цель которого – интенсивное и продуктивное решение групповой задачи. Деловое общение – особый вид общения, который реализуется в совместной профессионально-предметной деятельности людей и содержание которого определяется социально значимым предметом общения, взаимным психологическим влиянием субъектов общения и формально-ролевым принципом их взаимодействия. Деловой этикет – правила поведения в профессиональной и деловой сферах в процессе общения с деловыми партнерами, коллегами, руководителями, подчиненными, клиентами при осуществлении официальных и деловых кон- тактов. Диалог – форма устной речи, разговор двух или нескольких лиц. В деловом общении представляет собой взаимный обмен информацией и учет каждым его участников психических состояний собеседников и их интересов. Духовное деловое общение – обмен духовными ценностями (научной информацией, философскими, эстетическими представлениями и идеями), способствующее развитию внутреннего мира деловых партнеров. Женский стиль слушания – свойственная человеку манера слушания, для которой характерно большее внимание к эмоциональной стороне сообщения, самому процессу общения, а не к содержанию разговора. Жесты-иллюстраторы сопровождают речь и изображают то, что уже выражено словами. Жесты-регуляторы могут сопровождать речь, а могут использоваться самостоятельно: «встаньте», «идите сюда», «прошу вас пройти» и т.п. Жесты-эмблемы – указательные, символические и эмоциональные – имеют самостоятельное значение и способны передавать смысл независимо от вербального контекста. Закрытые вопросы – вопросы, требующие ответов «да» или «нет» и не способствующие продолжению обсуждения. Заражение – бессознательная, невольная подверженность человека определенным психическим состояниям; проявляется через передачу определенного эмоционального состояния. Зеркальные вопросы – повторение с вопросительной интонацией части утверждения, только что произнесенного собеседником, с целью заставить собеседника увидеть свое утверждение как бы со стороны. Идентификация – один из способов понимания другого человека путем уподобления себя ему на основе попытки поставить себя на его место. Имидж – внешнее отражение человеческого образа, наглядно- выразительный «срез» его личностных характеристик. Создание имиджа связано с созданием привлекательного образа. Интерактивная сторона общения – организация взаимодействия между индивидами, т.е. в обмене не только знания и идеями, но и действиями. И.с.о. отражает процесс систематической смены коммуникативных ролей и взаимного воздействия партнеров по общению. Интроверсия – психологическая характеристика установки личности на свой внутренний мир – мир своих чувств, переживаний, мыслей. Исполнительная часть коммуникативной деятельности – набор коммуникативных техник, которыми владеет человек, операциональный репертуар (владение невербальными и вербальными средствами общения, навыками активного слушания, организация коммуникативного пространства). Каузальная атрибуция – формирующаяся в процессе жизни привычка приписывать ответственность за успешные и неуспешные события себе или другим людям, в зависимости от характера участия в них. Кинесика – особенности, которые отражают эмоциональные реакции человека, т.е. позы, жесты, мимика. Кинесические средства общения – зрительно воспринимаемые движения другого человека (мимика, пантомимика, позы), выполняющие выразительно-регулятивную функцию в общении. Кодекс кооперативности – это свод правил, которым подчиняются члены группы. Команда – это группа людей, взаимодополняющих и взаимозаменяющих друг друга в ходе достижения поставленных целей. Это особая форма организации людей, основанная на продуманном позиционировании участников, имеющих общее видение ситуации и стратегических целей и владеющих отработанными процедурами взаимодействия. Командообразование – процесс целенаправленного взаимодействия людей в группе и придание этой группе некоторых целевых характеристик, при этом сами характеристики могут варьировать в широком диапазоне. Коммуникативная компетентность – сложное социально-психологическое образование, выражающееся в способности человека адекватно оценивать себя, свое место среди других людей, правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния партнеров по общению, прогнозировать межличностные события, выбирать и осуществлять адекватные способы обращения с окружающими. Коммуникативная сторона общения – сторона общения, заключающаяся в обмене информацией между людьми. Коммуникация – в широком смысле – обмен информацией между индивидами посредством общей системы символов. Коммуникация может осуществляться вербальными и невербальными средствами. Коммуникация в деятельностном подходе – совместная деятельность участников коммуникации (коммуникантов), в ходе которой вырабатывается общий (до определенного предела) взгляд на вещи и действия с ними. Коммуникативная компетентность – способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, в ее состав включают некоторую совокупность знания и умений, обеспечивающих эффективное общение в различных ситуациях. Это система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективного коммуникативного действия в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия. Конфликт – высшая степень развития социальных противоречий, острое столкновение противоположно направленных мнений, позиций, сил. Корпоративная этика – это система ценностей, регулирующая этические отношения в данной организации. Корпоративный кодекс – свод принципов и правил делового поведения. Манипулирование в общении – скрытое психологическое воздействие на человека, меняющее его поведение в заданном направлении и обеспечивающее воздействующей стороне различные преимущества. Механизмы психологической защиты – в современной психологии трактуются как способы сохранения человеком своего душевного равновесия. Метод мозговых атак (мозговой штурм) – форма групповой дискуссии, направленная на выработку новых вариантов решений для проблемных ситуаций. Цель мозгового штурма – стимулировать группу к быстрому генерированию большого количества идей. Мотивы поведения – побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей человека; определяют активность субъекта и направленность его деятельности. Мотивационное деловое общение – обмен деловых партнеров стремлениями, желаниями, потребностями, интересами, установками, побуждениями. Мужской стиль слушания – свойственная человеку манера слушания, для которой характерно внимание к содержанию разговора. Невербальное общение – несловесная сторона общения с помощью мимики, визуальных контактов, жестов и т.д. Невербальные средства общения – мимика, движения тела, интонационные характеристики голоса, тактильное воздействие, используемые для передачи познавательной или эмоционально-оценочной информации. Нерефлексивное слушание – умение внимательно молчать, не вмешиваясь в речь собеседника своими замечаниями. Нормы группы — это совокупность правил и требований, «стандартов» поведения, регулирующих взаимоотношения и взаимодействия между ее участниками. Групповые нормы определяют, что допустимо и недопустимо в группе, желательно и нежелательно, правильно и неправильно. Нормы в ходе развития группы могут претерпевать изменения, особенно при возникновении новых сложных групповых ситуаций, но без их согласования не может быть организованной активности. Мерой интернализации участниками групповых норм может быть усилие, прилагаемое коллективом для их сохранения и защиты. К нормам группы относятся: норма доброжелательности, норма открытости, норма конфиденциальности, норма самоисследования, норма творчества. Открытые вопросы (Каково…? Как…? Когда…?) – это вопросы, направленные на получение информации, способной заинтересовать, активизировать различные мнения. Ориентировочная часть коммуникативной деятельности – ориентировка в коммуникативной ситуации. Успешность ориентировочной части коммуникативной деятельности обусловлена совокупностью коммуникативных ресурсов. Паралингвистика или просодика – качество голоса, его диапазон, тональность: особенности произношения, тембр голоса, его высота и громкость. Переговорное пространство – область, в рамках которой возможно достижение соглашения. Переговоры – процесс взаимодействия сторон с целью достижения согласованного и устраивающего их решения. Переговоры на основе взаимного учета интересов – одна из стратегий ведения переговоров, при которой характерно взаимное стремление сторон в выработке решения, максимально удовлетворяющего интересы каждой из них. Перцептивная сторона общения – процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой почве взаимопонимания. Перцептивные возможности – совокупность способностей человека правильно определять чувства, мысли, мотивы, намерения, возможные модели поведения других людей, оценивать их отношение ко всем элементам ситуации общения. Подражание – воспроизведение черт и образов демонстрируемого поведения. Понимание – постижение и реконструкция смыслового содержания явлений исторической, социальной, культурной и природной реальности. Понимание – универсальная форма освоения действительности. Проксемика – организация общения, учитывающая взаимную ориентацию и пространственные потребности его участников. Проксемические средства – пространственно-временные элементы ситуации общения, содержащие важную для участников общения информацию. Просодические (паралингвистические) средства общения – ритмико- интонационные стороны речи (высота, громкость голосового тона, тембр голоса, сила ударения). Резюмирование – подведение итогов беседы, соединение ее фрагментов в единое смысловое целое. Применяется в ходе и в конце беседы, заседаний, телефонных разговоров. Рефлексивное слушание – активное слушание собеседника, постоянное реагирование на его речь. Самосознание – осознание человеком самого себя, своих природных и социальных способностей, а также своего места, роли и значения в системе отношений с другими людьми и с обществом. Слушание – процесс восприятия информации. Социальная перцепция – процесс построения целостного образа партнера по общению (социальной группы), формирующегося на основе оценки его внешнего вида и поведения. Социально-психологическая идентификация – мысленное вхождение в поле сознания и жизненную ситуацию другого человека, оценка его глазами событий и фактов, целей и процесса общения. Социально-психологический тренинг (СПТ) – область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении. Цель СПТ конкретизируется в следующих задачах: овладение психологическими знаниями; формирование умений и навыков в сфере общения; коррекция, формирование и развитие установок, необходимых для успешного общения; развитие способности адекватного познания самого себя и других людей; коррекция и развитие системы отношений личности. Социальные стереотипы – сложившиеся в сознании отдельных людей и социальных групп устойчивые представления о тех или иных социальных явлениях, привычное отношение к ним. Такесические средства общения – динамические прикосновения к партнеру по общению в форме рукопожатия, похлопывания, обнимания, поцелуя и т.п. Тактика общения – варианты поведения в конкретной ситуации, включающие умения оперативно пользоваться механизмами психологического взаимодействия. Трансакционный анализ – в концепции американского психолога Э. Берна – это анализ взаимоотношений людей, в том числе деловых, с точки зрения взаимодействия их психологических состояний. Трехтактная система выслушивания (активного слушания) – обозначает последовательность «шагов» в процессе активного слушания – поддержка речи собеседника, уяснение сказанного, собственного комментирование. Причем на каждом этапе процесса активного слушания особую роль играют способы реакции на речь собеседника, специфические техники и приемы, приводящие к лучшему установлению контакта между собеседниками и позволяющие оценивать адекватность воспринятой информации. Экстралингвистика – темп речи, пауза между словами, фразами, смех, плач, вздохи, речевые ошибки, особенности организации контакта. Экстралингвистические средства общения – включенные в речь паузы и психофизиологические проявления человека (смех, плач, кашель, вздохи, хмыкание и др.). Эмпатия – способность к постижению эмоционального состояния другого человека в форме сопереживания. Эмпатическое слушание – наиболее интимный вид слушания, используемый прежде всего при необходимости глубокого проникновения в проблему и установления более личных отношений с партнером, дает собеседнику ощущение вашего сопереживания. Эмоции – реакция человека на воздействия внешних и внутренних раздражителей, имеющие ярко выраженную субъективную окраску и охватывающие все виды чувствительности и переживаний. Этика делового общения – учение о проявлении морали и нравственности в деловом общении, взаимоотношениях деловых партнеров. Этикет – установленный порядок и внешние формы поведения где-либо, например дипломатический этикет. Эффект ореола – перенос общего впечатления о человеке на восприятие его поступков и личностных качеств. Эффект стереотипизации - связан с восприятием и оценкой людей на основе устойчивых представлений, стереотипов.
Date: 2016-02-19; view: 1132; Нарушение авторских прав |