Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Типы нарушений психического развития
Существуют различные классификации дизонтогенеза. Г. Е. Сухарева различает три вида дизонтогенеза: 1) задержанное; 2) поврежденное; 3) искаженное развитие. Близкой к рассмотренной является еще одна классификация нарушений психического развития. 1. Необратимое недоразвитие (связано с олигофренией). 2. Дисгармоническое развитие (связано с психопатией). 3. Регрессирующее развитие (связано с прогрессирующими дегенеративными заболеваниями, злокачественной эпилепсией). 4. Альтернирующее развитие (наблюдается при различных соматических и психических патологиях). 5. Развитие, измененное по качеству и направлению (при шизофреническом процессе). Г. К. Ушаков и В. В. Ковалев предложили выделить основные клинические типы дизонтогенеза: 1) ретардация – это заторможенное психическое развитие или устойчивое психическое недоразвитие; 2) асинхрония – дисгармоническое психическое развитие. Клинические формы дизонтогенеза можно классифицировать следующим образом: 1) умственная отсталость; 2) пограничные и парциальные задержки психического развития; 3) искажения психического развития; 4) аутистические расстройства; 5) акселерация; 6) инфантилизм; 7) соматопатии. Наиболее распространенной считается следующая классификация дизонтогенеза: 1) психическое недоразвитие; 2) задержанное развитие; 3) поврежденное психическое развитие; 4) дефицитарное психическое развитие; 5) искаженное психическое развитие; 6) дисгармоническое психическое развитие. Существуют и другие дифференциации видов олигофрении. Например, в педагогическом плане наиболее распространенной можно считать классификацию М. С. Певзнер. Данный автор выделяет пять основных видов олигофрении: 1. Неосложненная олигофрения. 2. Осложненная олигофрения с присутствием нарушений нейродинамики. 3. Олигофрения, характеризующаяся нарушением различных анализаторов. 4. Олигофрения, для которой характерны психопатоподобные формы поведения. 5. Олигофрения с четко выраженной лобной недостаточностью.
24.Задержанное развитие: характеристика. Задержка психического развития выражается в отставании развития психической деятельности ребенка вследствие минимальных органических поражений головного мозга. Формирование большинства психических функций у детей с ЗПР не просто замедленно, а идет совершенно иначе. Для них характерны неоднородность нарушений и ярко выраженная неравномерность формирования разных сторон психической деятельности. Так, у детей с ЗПР специалисты отмечают низкий уровень развития восприятия по сравнению с нормально развивающимися сверстниками. Таким детям требуется гораздо больше времени на прием и переработку сенсорной информации, что приводит к ограниченности и фрагментарности знаний об окружающее мире. Они не всегда узнают и зачастую смешивают сходные по начертанию буквы, цифры, слова, а похожие предметы воспринимаются ими как одинаковые. Пространственные представления у детей с ЗПР тоже недостаточно сформированы, им сложно ориентироваться в пространстве. Это затрудняет освоение геометрического материала, работу на уроках изобразительного искусства, ручного труда. Внимание детей с ЗПР характеризуется неустойчивостью, низкой концентрацией и затрудненным переключением с одного объекта на другой. Они с трудом переходит от одной формы деятельности к другой, не способны распределять и концентрировать внимание в условиях, когда выполнение задания осуществляется при наличии одновременно действующих речевых раздражителей. Часто неустойчивость внимания и снижение работоспособности у детей с ЗПР имеет индивидуальные формы проявлений в развитии памяти тоже наблюдаются явные отклонения. Сохранность непроизвольной памяти преобладает над произвольной, причем материал очень часто воспроизводится в искаженном виде. У детей низкий уровень самоконтроля при заучивании и воспроизведении материала. С большим трудом происходит овладение сложными видами памяти. Специалисты в характеристике детей с ЗПР центральное место отводят своеобразию развития познавательной деятельности. При поступлении в школу у детей с ЗПР мыслительные операции не сформированы на словесно-логическом уровне. Наиболее доступные задания для них - задания на аналогии, особенно в том случае, если им предложен образец или они обладают определенным житейским опытом в этой области. Все мыслительные процессы отличаются инертностью. Особенно это проявляется при решении задач, требующих самостоятельного поиска способа решения. Деятельность детей с ЗПР отличается общей неорганизованностью, недостаточной целенаправленностью, низкой активностью. Потребности в общении у этой группы значительно снижена. Это касается общения как с взрослыми, так и со сверстниками. Они не стремятся обратить за помощью к взрослому, даже если испытывают сильные затруднения, зачастую просто оставляют ее. Им не важна оценка их действий в развернутой форме, и достаточно услышать просто похвалу и т. п. Контакты детей с ЗПР со сверстниками отличаются простотой и малой продуктивностью. Все это свидетельствует о социальной незрелости детей с задержкой психического развития.
25. Поврежденное развитие: характеристика Под определением поврежденного развития понимается развитие психики ребенка с органическим поражением центральной нервной системы. Поврежденное психическое развитие обусловлено перенесенными инфекциями, интоксикациями, травмами нервной системы, наследственными дегенеративными, обменными заболеваниями мозга, а так же отличается парциальностью расстройств. Для того, чтобы понять, что речь ведется не о диагнозе олигофрения, важно увидеть первоначально правильное, а так же своевременное развитие ребенка до момента перенесения инфекции, интоксикации или травмы мозга; а так же провести хронологическую связь психического снижения с перенесенным заболеванием. Г. Е. Сухарева, которая исходила из специфики клинико-психологической структуры, описывает четыре вида органической деменции у детей, первый из которых определяется преобладанием низкого уровня обобщения. Во втором виде первостепенными являются грубые нейродинамические расстройства, серьезная медлительность и низкая переключаемость мыслительных процессов, сильная психическая истощаемость, а так же невозможность перенесения напряжения. Так же заметны нарушения логики в мышления и резко выраженная склонность к персеверациям. Третьему виду органической деменции свойственна недостаточная мотивация к деятельности со слабостью, состоянием равнодушия и значительным снижением активности мышления. При четвертом виде органической деменции основными в клинико-психологической картине являются нарушения критики и целенаправленности мышления, с серьезными расстройствами внимания, высокой отвлекаемостью, а так же «полевым поведением» (термин К. Левина). В детском возрасте чаще всего встречаются два последних типа органической деменции. Первую группу больных составили дети с клинической картиной церебрастении. Им было свойственно невозможность перенесения напряжения и высокая утомляемость. Однако у этих больных детей наблюдается хорошая приспособляемость, то есть обладая старательностью и аккуратностью, дети имеют воз можность скомпенсировать нарушения, полученные в связи с травмой Ко второй группе было отнесено два абсолютно противоположных по своей клинической картине симптокомплекса: в первый вошли больные с вялостью, сонливостью, апатией и общей двигательной заторможенностью - апатико-адинамический синдром, а другой сиптокомплекс был назван гипердинамическим, ему присуща высокая двигательная активность и эйфория. При втором симптокомплексе детям свойственно ощущение постоянного беспокойства, они не способны усидеть на месте. Их эмоциональный фон не стабилен: веселость, беспечность и дурашливость, могут в миг смениться вспышками агрессии. У детей из третьей группы, с диагнозом травматическое слабоумие, так же могут наблюдаться явления травматической энцефалопатии. Они проявляются в снижении интеллектуальной деятельности, которое обусловлено недостаточной осмысленностью и сообразительностью, а так же понижением активности, инициативности, расстройствами внимания и памяти. В случае тяжелого психического недоразвития, наподобие с олигофренией, могут пострадать: критичность, суждения и умозаключения. Четвертая группа больных страдает травматической эпилепсией, с преобладанием эпилептических пароксизмов. В основном припадки проявляются в течение первого полугодия после травмы, однако в редких случаях они могут появиться даже через 2-3 года после травматической ситуации. Следует отметить, что существуют несколько разных клинических вариантов припадков, зависящих от качества болезненного субстрата. Помимо с эпилептиформными приступами встречаются так же и истероформные припадки. По прошествии времени эпилептических приступов с дисфорическим настроением становится все больше, что действует отрицательно на интеллектуальный компонент в развитии ребенка. 26.Искаженное развитие: характеристика Психолого-педагогическая картина аутичных расстройств личности сложна и многообразна в сравнении с другими нарушениями психического развития. Наиболее ярко аутизм проявляется в возрасте 3-5 лет. К числу наиболее характерных проявлений в раннем возрасте можно отнести следующие: 1) аутичный ребенок не в состоянии фиксировать взгляд на лице другого человека и не выносит прямого зрительного контакта «глаза в глаза»; 2) первая улыбка появляется вовремя, но не адресуется кому-то конкретно; 3) своих близких аутичный ребенок узнает, но при этом достаточной эмоциональной реакции не проявляет. В поведении ребенок с ранним детским аутизмом стремится к сохранению привычного постоянства. Эта особенность получила название «феномен тождества». Согласно этому феномену внешние реакции на изменения могут проявляться в беспокойстве, гиперактивности, агрессии, расстройствах внимания и рассредоточении. Для больного характерно многократное повторение одних и тех же действий, стремление к жесткому постоянству в бытовых привычках, повторение одних и тех же слов, звуков, обнюхивание и облизывание совершенно неподходящих для этого предметов и т. п. Стереотипность проявляется и в игре, когда ребенок бессмысленно перебирает одни и те же предметы. Если игрушки используются, то, как правило, не по назначению. Страхи появляются довольно рано, причем могут носить как диффузный, неконкретный характер, так и быть дифференцированными. В последнем случае перечень объектов страха поистине бесконечен: шум электроприборов, собаки, машины, подземные переходы, игрушки и др. Общей особенностью всех страхов при РДА вне зависимости содержания и происхождения являются их сила, стойкость и труднопреодолимость. Неравномерность развития при РДА находит свое отражение в особенностях моторики. Движения аутичных детей, как правило, вычурные, угловатые, несоразмерные по силе и амплитуде. Иногда отдельные сложные движения дети выполняют гораздо успешнее, чем более легкие, а тонкая моторика развивается вотдельных своих проявлениях раньше, чем общая. Другой особенностью внутреннего мира детей с РДА являются аутичные фантазии. Они характеризуются оторванностью от реальности, слабой и искаженной связью с окружающим миром. Эти фантазии как бы замещают реальные переживания и впечатления, отражают страхи больного, являются следствием нарушения сферы влечений и интересов и др. Среди особенностей речевого развития, приводимых различными авторами, чаще всего встречаются: мутизм (отсутствие речи) у значительной части детей; эхолалии (повторение слов, фраз, сказанных другим лицом), воспроизводимые не тотчас, а спустя некоторое время; отсутствие обращений в речи; нарушение семантики; нарушения звукопроизношения; нарушения грамматического строя речи; большое количество слов-штампов, фраз-штампов, так называемая попугайность речи, что при хорошей памяти создает иллюзию развитой речи. Все перечисленные выше отклонения в речевом развитии могут встречаться и при других видах патологии, однако при раннем детском аутизме большинство из них имеет определенные характерные особенности и, как правило, обусловлено недоразвитием коммуникативной функции речи.
27. Тотальное недоразвитие: характеристика. К тотальному недоразвитию относятся варианты отклоняющегося развития, для которых характерна выраженная недостаточная сформированность практически всех психических процессов и функций и самой базовой структурной организации психического развития, определяющих психическое развитие ребенка. В первую очередь, недостаточность распространяется на показатели развития познавательной деятельности и ее базовых структурных компонентов. Но и остальные компоненты психического развития (моторика, аффективно-эмоциональная сфера, личностные особенности) также сформированы недостаточно. Не соответствует нормативному и такой показатель, как обучаемость. Тотальная недостаточность психических функций всегда является следствием, точнее проявлением патологии мозга на структурном (нейрохимическом и др.) уровне. Общей отличительной чертой тотального недоразвития является множественность нарушений со стороны как нервной системы, так и внутренних органов, и костно-мышечной системы, органов чувств; патология эндокринной, иммунной систем, нарушения обмена веществ (что может отражаться во внешнем облике ребенка). Выделяют три основных варианта тотального недоразвития: Простой (уравновешенный); Аффективно-возбудимый; Тормозимо-инертный. Для простого уравновешенного типа наиболее характерным является относительная уравновешенность в поведении ребенка, сочетающаяся с непосредственностью реакций, присущей детям значительно более младшего возраста, или, наоборот, сниженность, «приглушенность» ориентировочного реагирования. Деятельность долго имеет манипулятивный, подражательный характер. Дети, как правило, зависимы, несамостоятельны. Они весьма ориентированы на оценку другого человека и достаточно правильны в поведении. При данном типе тотального недоразвития отмечается грубая несформированность (дефицитарность) всех психических процессов и функций. Страдают «сложные» интегративные уровни когнитивной сферы, связанные с обобщением, анализом и синтезом, снижен уровень понятийного мышления, а также наличествует выраженная недостаточность элементарных компонентов познавательной деятельности. При анализе аффективно-эмоциональной сферы отмечаются признаки эмоциональной уплощенности, ребенок зависим, несамостоятелен. При этом незлобен, чаще благодушен, чем раздражен. Самооценка неадекватна, ориентирована на оценку другого человека, в том числе и другого ребенка. В силу снижения критичности притязания на успех неадекватны, могут быть завышены. При данном типе тотального недоразвития следует ожидать достаточно медленной динамики развития. При адекватно подобранных темпах и программах развития и, самое главное, адекватной образовательной программе образование и социальная адаптация будут удовлетворительными. При неблагоприятных условиях возможна девиация состояния в сторону аффективно-неустойчивого, реже — тормозимо-инертного типа, что может значительно осложнить социальную адаптацию. Аффективно-неустойчивый тип тотального недоразвития характеризуется, в первую очередь, выраженной импульсивностью — достаточно грубыми нарушениями целенаправленности, самоконтроля, регуляции и организации своего поведения и деятельности при явном интеллектуальном дефиците. Характерны немотивированные перепады настроения от эйфории к дисфории, и наоборот. Дети, как правило, быстро пресыщаемы, и именно на фоне пресыщения или истощения чаще всего и возможны аффективные вспышки деструктивного характера. В целом дети этой категории демонстрируют более низкие результаты выполнения тех или иных действий и заданий, чем дети с простым уравновешенным типом, в силу более грубого недоразвития регуляторных функций, выступающих на первый план поведенческих проблем. Среди этой категории значительно чаще встречаются дети с органическими заболеваниями и ранними повреждениями ЦНС. При этом поведение, как правило, носит полевой характер, ребенок импульсивен, эйфоричен или, наоборот, дисфоричен, может быть агрессивен. Очень легко переходит от эйфории к дисфории, часто не имеющими актуальной причины. Ребенок держится без дистанции, фамильярен и упорен в своих желаниях и потребностях, грубо некритичен в своих естественных проявлениях Нецеленаправленный характер деятельности и даже высокий темп не сказываются на продуктивности и результативности деятельности. Она остается малопродуктивной и хаотичной. В основном работа идет путем нецеленаправленных проб и ошибок. Дети быстро пресыщаемы, не могут даже недолгое время заниматься однотипной несложной деятельностью, достаточно быстро проявляя негативизм и аффективные вспышки разного рода. при аффективно-неустойчивом типе тотального недоразвития отмечается грубая несформированность регуляторных функций всех уровней, сопровождающаяся иерархичным недоразвитием высших психических функций (включая языкоречемыслительную деятельность, различные виды памяти, внимания, слухового и зрительного гнозиса, конструктивного праксиса и т.п.). Чем глубже степень тотального недоразвития, тем больше с возрастом ребенок отстает по всем параметрам когнитивного развития от нормативных показателей данного возраста, что к тому же усугубляется проблемами поведенческого характера. Для таких детей принципиально важно любую коррекционную работу проводить на фоне или непосредственно после курса как специфической, так и неспецифической медикаментозной терапии. Дальнейшая работа должна быть направлена на формирование произвольной регуляции деятельности и функции программирования и контроля. Спецификой детей с тормозимо-инертным типом тотального недоразвития является (помимо выраженных проблем формирования всех сторон познавательной деятельности) еще и значительная вялость, заторможенность, инертность (ригидность), низкий уровень психической активности в целом. Достаточно часто при этом типе отклоняющегося развития в качестве причин выявляется такое специфическое органическое поражение ЦНС, как эпилепсия или различные формы эпилептического синдрома. Это, в свою очередь, приводит к формированию истинной инертности, ригидности, «тугоподвижности» протекания мыслительных процессов, Нередко отмечаются признаки не только гиповозбудимости — низкой двигательной и психической активности, но и сниженного мышечного тонуса. Выявляются множественные признаки моторной неловкости — дети неуклюжи, двигательная сформированность явно недостаточна. Для этого варианта развития наиболее специфичным является как низкий темп деятельности, так и выраженная инертность, склонность к реакциям тормозимого типа: замыкание в себе, прекращение какой-либо деятельности. В то же время ребенок легко отвлекаем и тормозим. Работоспособность невысокая, но в отдельных случаях может быть достаточной. Как правило, дети быстро пресыщаемы. Общий уровень психической активности и психического тонуса снижен. Обучаемость такого ребенка новым видам деятельности выраженно снижена. Существенно затруднен и перенос освоенных навыков на аналогичный материал. Ребенок испытывает огромные трудности при переключении с одного типа задания на другой. Иногда такое переключение ему вообще недоступно. Развитие познавательной деятельности у детей этой категории отягощается инертностью, тугоподвижностью и высокой тормозимостью всех психических процессов. Страдают как наиболее «сложные», интегративные уровни когнитивной сферы, связанные с обобщением, анализом и синтезом, так и большинство элементарных, базовых компонентов. Важной особенностью формирования развивающих и коррекционных программ (при отсутствии неврологических противопоказаний) является включение разнообразной сенсорной стимуляции - позволяеющих обеспечить необходимую тонизацию, повышение уровня общей психической активности ребенка. В дальнейшем показаны все возможные варианты развивающе-коррекционной работы: арт-терапия, музыкотерапия, логоритмика, программы по формированию произвольной регуляции деятельности, функций программирования и контроля, различные формы двигательных и когнитивных занятий, в том числе формирование пространственных представлений.
28. Дефицитарное развитие. В рамках дефицитарного развития в соответствии с имеющейся в коррекционной (специальной) педагогике и специальной психологии психолого-педагогической классификацией выделяют детей с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата. В категорию дефицитарного развития также включают группу детей со сложной структурой нарушения. Дети с нарушениями слуха – группа разноообразная по степени слухового дефекта и уровню речевого развития. Р.М.Боскис выделила две основные группы детей с недостатками слуха. Глухие (неслышашие) дети, нарушение слуха которых не позволяет естественно воспринимать речь и самостоятельно овладевать ею. В зависимости от состояния речи среди глухих выделены дети без речи – ранооглохшие, родившиеся с нарушенныевм слухом или потрерявшие слух до начала речевого развития. Вторая категория – дети с речью – позднооглохшие, потерявшие слух в период, когда их речь была сформирована. Слабослышашие дети с частичным нарушением слуха, при котором возможно самостоятельное речевое развитие, хотя бы в минимальной степени. Медицинская классификация детей с нарушениями слуха: в которой выделяются I, II, III, IV степени снижения слуха (тугоухости) и глухота. Дети с нарушениями зрения делятся на три группы: слепые; слабовидящие; с косоглазием и амблиопией. Слепые дети могут быть тотально слепые, частично или порциально слепые (со светоощущением и цветоразличением). Слабовидящие дети делятся на 3группы: дети с тяжёлой степенью слабовидения, со средней степенью слабовидения и со слабой степенью. Наиболее распространёнными глазными заболеваниями являются аномалии рефракции: к ним относятся близорукость (миопия), дальнозоркость (гиперметропия), астигматизм (нарушение преломляющей способности глаза). Также одной из распространённых глазных патологий является косоглазие и развивающаяся на его фоне амблиопия. Нарушения функций опорно-двигательного аппарата могут носить как врожденный, так и приобретенный характер. В зависимости от причины и времени поражения выделяются следующие виды патологии опорно-двигательного аппарата: Заболевания нервной системы; Детский церебральный паралич; Последствия полиомиелита; Прогрессирующие нервно-мышечные заболевания (миопатии, мышечные дистрофии, рассеянный склероз и др.); Врожденная патология опорно-двигательного аппарата; Приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата; Травматические повреждения спинного мозга, головного мозга и конечностей; Заболевания скелета (туберкулез, опухоли костей, остеомиелит; Системные заболевания скелета (хондродистрофия, рахит) и др. При всем разнообразии врожденных или рано приобретенных заболеваний и повреждений опорно-двигательного аппарата ведущим является собственно двигательный дефект. При заболеваниях, связанных с ранним или врожденным повреждением ЦНС у большинства детей наблюдаются сходные проблемы: двигательные нарушения сочетаются в той или иной степени с особенностями сформированности сенсорных и когнитивных функций, спецификой формирования познавательной деятельности в целом. Большинство детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата составляют дети с церебральным параличом (89%). На настоящий момент используется классификацию форм детского церебрального паралича, разработанная К.А. Семеновой Согласно этой классификации выделяются следующие варианты ДЦП: спастическая диплегия, гемиплегия, астатически-атоническая форма, гиперкинетическая форма, тетраплегия(двойная спастическая диплегия).
Date: 2016-02-19; view: 7264; Нарушение авторских прав |