Главная Случайная страница



Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







Фальсификация свежих плодов и овощей





В торговле можно обнаружить все виды фальсификации, но самой распространенной является квалиметрическая.

Ассортиментная видовая фальсификация встречается редко, в основном за счет преднамеренного или непреднамеренного неверного указания ботанических или помологических сортов. Следует пояснить, почему обман в названии сорта относится к ассортиментной фальсификации. Ботанические сорта (помологические — для плодов, ампелографические — для винограда, хозяйственно-ботанические — для овощей) являются важной частью ассортиментной характеристики.

Очень часто основной причиной обмана служит стремление продавцов выдать за известный популярный сорт плодов или овощей продукцию неизвестного потребителям сорта. Причем иногда плоды этого сорта не менее ценны, чем те, за которые их выдают.

Типичный пример, импортные яблоки Зеленое Грейма часто выдаются (с указанием на ценнике) за сорт Ренет Семеренко. Эта фальсификация сплошь и рядом встречается на рынках, в палатках, небольших магазинах, в которых работает необученный персонал. Кроме того, при покупке этих товаров у перекупщиков-посредников название данного сорта исчезает из товаросопроводительных документов и маркировки на упаковке.

Немалую роль играют и амбиции низкоквалифицированных продавцов, которые считают, что все знают, и пользуются искаженной информацией.

Наряду с этим ассортиментная фальсификация осуществляется и путем преднамеренного изменения названия сорта, причем за более ценный сорт, в основном 1 помологической или ампелографической групп выдаются сорта II, а для персиков и III группы. Этот способ ассортиментной фальсификации наиболее распространен для яблок, груш, слив, персиков, абрикосов и томатов.

Еще один способ ассортиментной фальсификации применяется для хурмы путем придумывания к основному названию прилагательных, вводящих потребителей в заблуждение относительно фактических вкусовых свойств плодов. Многие знают эти приставки-прилагательные — хурма: медовая, шоколадная и т. п. Достаточно часто хурму терпких и варьирующих сортов выдают за нетерпкие — Королек.



Очень редко, но встречается фальсификация вида экзотических плодов. Для известных потребителю видов свежих плодов и овощей это сделать невозможно, так как идентифицирующие признаки, определяемые визуальным методом, хорошо знакомы, а подделать их нельзя. Признаки экзотических плодов неизвестны потребителю, а иногда и продавцу, что и облегчает фальсификацию.

К наиболее известным способам видовой фальсификации относится реализация гибридов, отличающихся пониженными вкусовыми свойствами, более грубой мякотью и толстой кожурой, а выдается эти гибриды за мандарины и апельсины.

В любом случае выгода продавца от ассортиментной фальсификации заключается в формировании потребительских предпочтений, а за счет этого и увеличения объемов продаж, получения соответственно дополнительной прибыли как основной цели любой фальсификации.

Еще один способ ассортиментной фальсификации применяется весной, когда в продажу поступает импортный ранний картофель, реализуемый по ценам в 1,5—2 раза выше позднего картофеля урожая прошлого года.

Взамен раннего картофеля реализуют поздний, в основном белой окраски, хорошо отмытый с частично оттертой кожурой (перидермой), что создает впечатление наличия тонкой кожицы (эпидермиса), свойственной молодому картофелю. Обнаружить подделку можно по следующим признакам: трудно отделяемая кожура и прорастание глазков клубней после определенного времени хранения в теплых условиях. У молодого картофеля эпидермис легко счищается, а клубни не прорастают в течение 1—2 мес. хранения в тепле.

Однако указанные признаки обнаружения фальсификации не обладают высокой степенью достоверности, так как при длительной перевозке и хранении в теплых условиях могло произойти формирование перидермы, а отсутствие прорастания вызвано обработкой клубней ростингибирующими препаратами. Более достоверны показатели анатомо-морфологического строения кожицы и химического состава (содержание крахмала и воды).

Квалиметрическая фальсификация свежих плодов и овощей осуществляется путем пересортицы: частичной или полной замены продукции высшей градации качества на низшую. Например, подмешивание или не отбраковка нестандартной продукции при реализации стандартной. На рынках и в мелких магазинах недобросовестные продавцы применяют следующие способы обмана: выкладывание плодов и овощей таким образом, чтобы их дефекты не были видны покупателю, и отказ в самостоятельном отборе продукции.

Второй способ чаще применяется для винограда и ягод. В черный полиэтиленовый мешочек заранее кладутся осыпавшиеся или испорченные ягоды. Мешочек взвешивается таким образом, что нижняя его часть не видна покупателю. При покупке в этот мешочек кладется отобранный покупателем или продавцом товар, взвешивается и мешочек крепко завязывается. Конечно, дотошный покупатель может развязать мешочек, что сделать на ходу непросто, и, обнаружив обман, вернуть такой товар продавцу или потребовать замену. Однако большая часть, особенно работающих покупателей этого делать не будет и обнаружит обман лишь дома.



Пересортица товарных сортов для свежих плодов и овощей встречается реже, так как в практике торговли, даже в дорогих супермаркетах, на ценниках товарный сорт не указывается, и в этом отношении товар является обезличенным, хотя в стандартах на свежие плоды и овощи предусмотрено деление на товарные сорта или классы качества. Лишь для картофеля принято указывать отборный сорт. Однако по ГОСТ Р 51808—02 «Картофель свежий продовольственный, реализуемый в розничной торговой сети» такой сорт отсутствует, вместо него предусмотрен сорт Экстра.

Описываемые отдельными авторами способы качественной фальсификации свежих плодов и овощей путем замачивания их в холодной воде с добавлением антибиотиков в течение определенного времени нереальны, так как у многих видов плодов и овощей это может привести к анаэробиозу и быстрой порче.

Для обработки поверхности антибиотиками продукцию необязательно замачивать, можно опрыснуть или ввести в защитные покрытия парафин, воск и т. п., но это нельзя считать фальсификацией, скорее это методы улучшения сохраняемости, широко применяемые за рубежом. Именно поэтому импортные плоды лучше сохраняются.

Замачивание в холодной воде или опрыскивание ею огурцов, овощной зелени, томатов, моркови и других легкоувядающих видов и сортов плодов и овощей позволяют сохранить или восстановить свежесть и товарный вид продукции, вернув в нее воду взамен испарившейся. Такой способ нельзя считать фальсификацией.

К квалиметрической фальсификации можно отнести также некоторые агротехнические приемы, применяемые для быстрого увеличения массы плодов и овощей, — интенсивный полив капусты аммиачной водой и орошение виноградников в течение двух-трех недель до их уборки. В результате продукция становится «опоенной», плохо сохраняется, легко подвергается микробиологической порче, в основном за счет серой и черной гнилей. Однако этот способ фальсификации в современной России и странах СНГ редок, учитывая состояние сельского хозяйства и большие затраты на полив даже в личных хозяйствах, делающие нерентабельной полученную прибавку к урожаю.

Приводимый И. П. Черпурным способ предварительной обработки ранней черешни и земляники нитратами и нитритами, а вероятнее всего, азотными удобрениями нереален, так как такой полив перед уборкой не даст эффекта для плодов, а лишь замедлит созревание. Обработка же после уборки ничего не даст для улучшения потребительских свойств, а вот утрата безопасности с серьезными отравлениями гарантирована. Но тогда такие случаи массового отравления были бы зафиксированы контрольными органами и были опубликованы в СМИ.

Рекомендуемые тест-полоски на нитриты малоэффективны, если учесть, что у плодов и овощей, даже при хранении, существуют суточные и сезонные биоритмы, выражающиеся в повышении и понижении содержания определенных веществ, в том числе и нитратов, в течение суток.

Количественная фальсификация традиционно осуществляется путем недовеса при фасовании, взвешивании и отпуске товара продавцом. Однако для отдельных видов плодов и овощей есть специфичный, только им свойственный способ фальсификации — реализация товара с веточками, листьями, землей и другими посторонними включениями. Причем для некоторых видов овощей, например томатов, это даже приветствуется самими покупателями, так как создаст иллюзию продукции «только что с куста».

В этом случае имеет место двойная фальсификация: количественная, так как в массу овощей входит и масса стеблей, и стоимостная — масса стеблей оплачивается потребителем по цене плодов, на которые к тому же часто устанавливается повышенная цена.

Другой пример — реализация капусты белокочанной и цветной с верхними кроющими листьями, которые являются несъедобными.

В то же время нельзя считать количественной фальсификацией реализацию ананасов с султанкой, семечковых плодов, черешни и вишни с плодоножками, винограда гроздьями, так как указанные несъедобные элементы являются неотъемлемой составной частью продукции и их удаление приведет к утрате целостности, ухудшит внешний вид и сохраняемость.

Информационная фальсификация встречается как подкрепление других видов фальсификации и как самостоятельный вид. В последнем случае это проявляется в форме искажения названий видов и сортов, в основном по причине низкой квалификации персонала и руководства предприятий розничной торговли и торговых мест на рынках. Приводим примеры такой фальсификации с ценников на рынке: фейхуа (правильно — фейхоа), сорт винограда Тай-фи (правильно — Тайфи) и т. п. И хотя такая фальсификация не приносит продавцу выгоды, все равно это обман в форме искаженной информации.

 

 








Date: 2016-02-19; view: 921; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2021 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию