Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Аппликация как вид деятельности детей младшего школьного возраста с ЗПР
Аппликация (в переводе с лат.- накладывание) – метод создания художественных изображений из разных фигур, форм, вырезанных из материала и наклеенных либо нашитых на соответствующий фон. В аппликации используются самые разные материалы: сукно, береста, войлок, кожа, бумага, соломка, ткань [35]. Различные народы нашей многонациональной страны применяют аппликацию при оформлении национального костюма, дома, предметов быта. Аппликация из бумаги возникла в XVI веке и продолжала развиваться в следующем столетии. В начале XVIIвека во Франции появилась мода на силуэты из бумаги и в кратчайшие сроки распространилась по странам Европы, не обошла стороной и Россию. Стены домов начали украшать маленькими силуэтными портретами, бытовыми сценками [6]. Аппликация - один из излюбленных детьми видов изобразительной деятельности: яркие цвета бумаги, успешное ритмическое расположение фигур радует детей, так же сильный интерес у них вызывает техника вырезания и наклеивания. Увлечение аппликацией предполагает различные знания, способствует развитию наблюдательности. Например, для того, чтобы сделать животное или птицу, в технике аппликации нужно знать их форму, манеру двигаться и повадки, иначе лошадь не будет похожа на лошадь, а утка на утку. Если же этого не выполнить, скорее всего, работа не даст ожидаемого результата и станет чисто техническим повторением движений преподавателя. Кроме этого, нужно чувствовать и видеть объект, который вы ходите создать. В системе эстетического воспитания младших школьников с ЗПР отдельное место отведено занятиям аппликацией. Она лучше, чем что-либо, совершенствует эстетический вкус и органы чувств, обогащает психику ребенка. Благодаря аппликации у ребенка формируется любовь к природе, способность воспринимать ее красоту и восхищаться ею. [11] Это имеет большое значение не только для эстетического развития детей, но и для нравственного воспитания, в частности, для пробуждения у школьников патриотических чувств, чуткости к окружающему, потребности к труду, расширению кругозора. Выполняя аппликационные работы, дети получают новые знания, закрепляют представления, которые они получили на предыдущих занятиях. Специфика аппликации предоставляет детям возможность активно усваивать знания о величине и строении предметов, цвете, о композиции и плоскостной форме. В аппликации имеется возможность перемещать вырезанные формы, при накладывании одной формы на другую, сравнивать их. Это дает возможность быстрее получить композиционные умения и знания, что необходимо не только для создания декоративных и сюжетных аппликаций, но и для рисования.[27] При организации восприятия предметов и явлений важно обращать внимание детей на изменчивость форм, величин (ребенок и взрослый), цветов (растения в разные времена года), разное пространственное расположение предметов и частей (птица сидит, летает, клюет зерна, рыбка плавает в разных направлениях и т.д.); детали конструкций также могут быть расположены по-разному. При занятии аппликацией дети приобретают навыки работы,знакомятся с материалами (краски,мел, глина, бумага и др.), с их свойствами, выразительными возможностями. Различают следующие виды аппликации [36]: 1) по содержанию: - декоративная; - сюжетная; - предметная; 2) по количеству используемых цветов: - цветная (полихромная); - силуэтная (монохромная); 3) по форме: - не геометрическая; - геометрическая; 4) по способу изготовления деталей: - рваная - резанная; 5) по количеству деталей: - мозаика; - раздробленная на части; - целая силуэтная; 6) по способу крепления деталей: - многослойная; - однослойная. Аппликация является декоративно силуэтным способом изобразительной деятельности. Процесс вырезания из бумаги создает определенную гармонию. У ребенка развивается самоконтроль, координация движений рук, а при работе с ножницами, бумагой, клеем приобретаются технические навыки. Основная задача обучения и воспитания в процессе аппликации – приобретение детьми умений передавать впечатления о явлениях и предметах при помощи выразительных образов. Приобщая детей к художественному творчеству, учитель воспитывает у них эстетическое отношение к окружающему миру, способствовать накоплению эмоциональных переживаний, создать индивидуальные способности, интересы, склонности [35]. Невозможно обучение аппликации без формирования таких мыслительных операций, как обобщение, сравнение, анализ, синтез. Способность анализа развивается от более грубого и общего различения до более тонкого. Познание свойств предметов, приобретаемое опытным путем, закрепляется в сознании. На занятиях по аппликации развивается и речь детей: название и усвоение форм, оттенков цветов, пространственных обозначений способствует обогащению словаря; высказывания в процессе наблюдения за предметами, при обследовании построек, предметов, также при рассматривании иллюстраций, репродукций оказывают благотворное влияние на формирование речи и расширения словарного запаса. Рассмотрим, что представляет собой структура занятия по аппликации [27]: -Вводная часть. Требуется вызвать у детей интерес к процессу, используя при этом стихи, художественные слова, загадки. Именно в вводной части осуществляется мотивация детей. - Основная часть. В практической части происходит: - развивается восприятие формы, цвета, времени, пространства, величины; - формируются главные свойства внимания, увеличивается объем памяти; осуществляется формирование логическое мышления и развитие наглядных форм мышления; - развиваются творческие способности ребенка, воображение, гибкое нестандартное мышление; - формируется речь, происходит пополнение, уточнение и активизация словарного запаса; - развивается мелкая моторика руки; - формируются коммуникативные способности и навыки контроля повеления; - осуществляется развитие уверенности в себе, положительной самооценки. - Заключительная часть. Происходит сравнение работ, похвала. На занятиях аппликацией решаются проблемы развития эстетических чувств, а также сенсорного развития детей: - формирование системы перцептивных действий; - развитие всех видов восприятия (слухового, зрительного, тактильно-двигательного, восприятие времени и пространства); - развитие целостности, устойчивости и обобщенности восприятия; - формирование межсенсорных связей, зрительно-моторной координации перцептивные операции; - развитие скорости и дифференцированного восприятия объектов и явлений окружающего мира; - формирование умений обозначать перцептивные действия и сенсорные признаки словом. Задачи сенсорного восприятия должны осуществляться с учетом определенной поэтапности и последовательности. Развитию сенсорного восприятия способствуют и операции по обработке бумаги: - сгибание; - резанье; - обрывание и разрывание; - наклеивание. Итак, аппликация содействует развитию наглядно-образного мышления и сенсорному восприятию. Для того чтобы сделать аппликацию, ребенку нужно провести разметку. Различают такие виды разметки на бумаге: - сгибанием; - на глаз; - по шаблону; - по трафарету; - через копировальную бумагу; - на просвет. Для нравственного воспитания занятия аппликацией имеют и следующее значение: воспитывается потребность доводить начатое дело до конца, заниматься сосредоточенно и целенаправленно, преодолевать трудности, помогать товарищу и т. д. [6]. Изобразительная деятельность применяется для воспитания у детей справедливости, доброты, для углубления благородных чувств, возникающих у них. Чтобы создать аппликацию, необходимо приложить усилия, совершить трудовые действия, овладеть определенными умениями. Поначалу у детей с ЗПР возникает интерес к движению кисти или карандаша, к следам, оставленным на бумаге, позже появляются новые мотивы творчества - сделать определенное изображение, получить желаемый результат. На первоначальном этапе детей обучают восприятию простой неделимой формы. Далее переходят к обучению и тренировке восприятия формы, отличной от геометрической. Затем детей учат выделять в предмете основные детали, характерные и существенные признаки предметов. На последующем этапе детей учат составлять объекты из отдельных составляющих. Обучают анализировать пространственные отношения отдельных частей предмета. Младшие школьники с ЗПР овладевают многими практическими навыками, которые будут нужны им в будущем для выполнения различных работ, приобретают ручную умелость, которая позволит им чувствовать себя боле самостоятельными [11]. У детей воспитываются умения добиваться желаемого результата, трудиться. Развитию трудолюбия, навыков самообслуживания способствует и участие ребят в подготовке и последующей уборке рабочих мест. На занятиях аппликацией с детьми с задержкой психического развития решаются не только традиционные, но и специфические задачи по коррекции и развитию познавательной и эмоциональной сферы ребенка с ЗПР. Огромное значение имеет аппликация для развития навыков планирования деятельности. Осуществляются особые коррекционные занятия, на которых дети учатся с помощью наглядных опор составлять план будущей деятельности, проговаривать всю последовательность действий, и затем постепенно выполнять ее, сравнивать запланированный результат с полученным. Итак, аппликацию можно рассматривать не только как один из любимых видов творчества детей, но и как инструмент развития и коррекции младших школьников с ЗПР.
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1
Для детей с ЗПР характерны нарушения познавательной деятельности, которые связаны с памятью, вниманием, темпом и подвижностью психических процессов, повышенной истощаемостью, низкой работоспособностью. Задержка психического развития у детей нередко сочетается с психомоторной расторможенностью либо, наоборот, с вялостью и апатичностью, с невротическими расстройствами, с задержкой физического развития, общей ослабленностью[13]. И как следствие у детей данной категории отмечается низкий уровень интеллектуальной активности, некоторое недоразвитие произвольной регуляции поведения, незрелость эмоционально-личностных компонентов деятельности, неумение сосредоточиться на заданиях, повышенная утомляемость, несформированность целенаправленной деятельности. Вместе с тем у этих детей отмечается неравномерность в развитии познавательной деятельности: при выраженных затруднения в решении словесно-логических задач они относительно хорошо справляются с задачами наглядно-образного и наглядно-действенного характера, с обобщениями на наглядном уровне. Они хорошо используют помощь, осуществляют перенос усвоенных знаний на новый материал[33]. Вследствие перечисленных особенностей у детей указанной категории обнаруживается недостаточная готовность к школьному обучению как непосредственная причина их неуспеваемости в условиях общеобразовательной школы. В первую очередь это недостаточность знаний и представлений об окружающем мире, которые составляют необходимую основу школьного обучения и которыми нормально развивающийся дошкольник овладевает в результате общения со взрослыми и сверстниками и в игровой деятельности. Необходимо накопление в сознании детей образов тех изделий, из которых путем воображения могут создаваться новые мотивы. Такие же задачи ставятся и в работе с детьми, у которых наблюдается задержка психического развития. Для них проблема формирования эстетической культуры стоит наиболее остро, так как творческое развитие у них на очень низком уровне. И такой работе уделяется мало времени в силу социальных условий нашей современной жизни. Поэтому мы хотим более конкретно рассмотреть вопросы, связанные с развитием эстетических способностей у детей с ЗПР. Однако работа, осуществляемая с такими детьми, должна иметь еще и коррекционную направленность, учитывая их индивидуальные способности. Поэтому задачи и методы воспитания определяются особенностями психики детей с ЗПР, отклонениями в эмоционально-волевом, умственном и физическом развитии.
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование по развитию эстетических чувств младших школьников с ЗПР посредством аппликации
2.1 Диагностика уровня развития эстетического воспитания младших школьников с ЗПР
Экспериментальное исследование проводилось в ИП «Центр семьи и детства “Умка”» города Новый Уренгой. В исследовании приняли участие дети 4 А класса, в количестве 8 человек. Исследование включало в себя три этапа: 1 этап – констатирующий этап эксперимента; 2 этап – формирующий этап эксперимента; 3 этап – контрольный этап эксперимента. На основании сбора анамнеза была составлена Таблица 1 результатов сбора анамнестических данных.
«Таблица 1 - Результаты анализа анамнестических данных»
Констатирующий этап эксперимента предполагал проведение диагностики учащихся, целью которой являлось изучение и выявление уровня сформированности эстетических качеств в четвертом классе. Данный этап эксперимента проходил в форме занятия на тему: «ТЕРЕМ-ТЕРЕМОК». Цели: а. учить детей передавать форму и расположение частей теремка; б. упражнять в приёмах вырезания по прямой, круга из квадрата. в. закреплять цветовое восприятие; г. развивать внимание, память, мышление через игру, рассказывание стихотворений, отгадывание загадок; д. активизировать прилагательные в речи; е. закреплять счёт в пределах 5, геометрические фигуры, ориентацию в пространстве; ж. развитие общей и мелкой моторики; з. воспитание навыков коллективной работы. Материал: 1) демонстрационный: ватман для коллективной работы, кисть, салфетка, клеёнка, клей, подставка для кисти, ножницы, поделки – оригами (мышка, заяц, волк, лиса, медведь), игрушки (корова, лошадь, медведь), маски с изображением героев сказки, детали для работы; 2) раздаточный материал: клей, кисточки, клеёнки, салфетки, подставки для кисточек, тарелочки с деталями (по 2 квадрата – 3,5 * 3,5см; по 2 круга – 3,5 см; по 2 голубых прямоугольника – 3 * 10 см; 1 коричневый прямоугольник – 4 * 27 см). Предварительная работа: 1) чтение рус.нар.сказки «Теремок»; 2) рассматривание иллюстраций к сказке и беседа по ним; 3) проведение игры-драматизации «Теремок» с использованием масок. Ход занятия Date: 2016-02-19; view: 1224; Нарушение авторских прав |