Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Оформление результатов научного труда
После того как исследование завершено и прошло апробацию, его ре- зультаты, а в определенной мере и ход исследования должны быть литера- турно оформлены в виде соответствующего научного труда либо различ- ных научных или методических публикаций (методические пособия, ста- тьи, брошюры и т. д.). Говорят, что любое исследование рождается дваж- ды, и второе его рождение связано с умением доступно и ясно изложить результаты, правильно их использовать, вскрыть их теоретическое и прак- тическое значение. Оформление работы связано с уточнением логики, обоснований, обнаружением неясностей и белых пятен, оно стимулирует отработку, уточнение, убедительное раскрытие всех положений исследо- вания. В ходе изложения мысль, как известно, не только формулируется, но и во многом доформировывается, шлифуется, оттачивается. Прежде всего, остановимся на основных требованиях к содержанию излагаемого исследовательского материала. По мнению В.И. Загвязинского, к основным требованиям к содержа- нию исследовательского материала относятся: концептуальная направлен- ность, сущностный анализ и обобщение, аспектная определенность, соче- тание широкого социального контекста рассмотрения с индивидуально- личностным, определенность и однозначность употребляемых понятий и терминов, четкое выделение нового и авторской позиции, мера в сочетании однозначности и вариативности, конструктивность рекомендаций. Кратко раскроем каждое из названных требований.
Концептуальная направленность определяется системой исходных по- ложений и ведущих идей, служащих основой объяснения и преобразова- ния действительности. Идеи могут быть разные. Они могут быть результа- том интеграции иногда противоположных подходов, если осознаны роль и функция каждого из них и найдена основа для их объединения. В этом случае для достижения концептуального единства следует оп- ределить: какие подходы и концепции будут выступать в качестве базовых, какие будут взаимообогащать и дополнять друг друга; определить приори- теты и как расставить акценты (например, для современного развития ву- зовского обучения характерны акцент на творчество, самостоятельность и инициативу, хотя никто не отрицает исполнительности и умения работать по образцу). Сущностный анализ и обобщение призваны обеспечивать глубокое рассмотрение, анализ, объяснение и обобщение фактов с тем, чтобы не ос- таваться на поверхности явлении, не ограничиваться констатацией, а при- ходить к выяснению причин, факторов и перспектив развития. Аспектная определенность предполагает рассмотрение проблемы, из- ложение опыта или поисковой работы с определенной точки зрения, в за- данном ракурсе. В одном исследовании может быть, а чаще и должно быть несколько аспектов. Многоаспектный анализ придает исследованию глу- бину, усиливает его объективность, но при изложении нельзя путать ас- пекты, перескакивать с одного на другой. В каждом конкретном отрывке (контексте) должен быть один аспект, хотя в итоге они должны интегриро- ваться. Сочетание широкого социального контекста рассмотрения с индиви- дуально-личностным задано в педагогике изначально. Это определяется пониманием сущности воспитания как единства процессов социализации и индивидуализации. Вот почему изолированное от социальной среды рас- смотрение любых объектов и связей в нем неправомерно. Школа должна рассматриваться в связи с особенностями микрорайона, в связи с семьей, предприятием, правоохранительными органами и т. д. То же можно ска- зать о подростковом клубе, семье, микрорайонных объединениях подрост- ков и молодежи и любых других образовательных объектах. Обязателен и другой ракурс: как происходит становление личности, ее индивидуальных черт, как на нее влияет среда и как личность становится субъектом образо- вательного процесса. Определенность и однозначность употребляемых понятий и терми- нов. Данное требование не является абсолютным, так как в педагогике многозначность терминологии пока не преодолена, а в каких-то случаях она даже неизбежна. Полисемия (многозначность) вообще присуща русскому языку, что имеет для научного изложения как положительные (увеличиваются выра-
зительные возможности языка), так и отрицательные последствия (неопре- деленность и многозначность терминов). Однако следует все же стремить- ся к определенности каждого понятия и к однозначности обозначающего это понятие термина. Для чего целесообразно в самом начале изложения привести четкие определение тех терминов, которыми исследователь будет оперировать на протяжении всего изложения материала. Четкое выделение нового, найденного в исследовательском поиске и авторской позиции. Это не обязательно новые идеи и подходы. Быть мо- жет, это формы или организационные структуры, способы адаптации уже найденных подходов в специфических условиях или модернизированные методики. Если же поиск не привел к позитивным результатам, нужно вы- явить причины этого, проанализировать ошибки. Есть два способа выделения авторского начала, авторской позиции, собственных подходов и положений. Либо добросовестно дать ссылки на источники (отсутствие ссылок свидетельствует о том, что приводимые факты, данные, оценки принадлежат автору), либо указать источники сум- марно, в общем списке (но тогда всякий раз выделяются авторские мысли: ―как нам представляется‖, ―как удалось установить‖ и т. п.). Мера в сочетании однозначности и вариативности во многом опреде- ляется сочетанием ведущих концептуальных положений, на которых ис- следователь настаивает, которые в его представлениях однозначно верны (например: человек – главное богатство и самоцель развития общества; значительная роль среды в формировании личности; суверенность лично- сти; отношения как предмет педагогической деятельности и др.), и поло- жений вариативных, меняющихся в зависимости от возможностей и усло- вий воспитательной среды, ситуации развития и воспитания, особенностей воспитуемых, способностей воспитателей. Почти никогда нельзя утвер- ждать, что найденное решение или используемый набор средств – самые лучшие и единственно разумные. Чаще всего, как говорят, возможны вари- анты. Конструктивность рекомендаций. Сейчас почти все сильны в критике недавно ушедших в прошлое и существующих систем и структур, в разо- блачении недостатков традиционных подходов. Критика нужна и полезна, но за ней должны следовать решения, проекты, советы и рекомендации, лучше всего проверенные опытом или экспериментом, позволяющие пре- образовать, обновить существующие институты, связи, отношения. Выполнение указанных требований (хотя, может быть, они не являются исчерпывающими) позволяет обеспечить содержательность и глубину из- ложения. Обоснуем требования к логике и методике изложения исследователь- ского материала.
Поставленных целей далеко не всегда удается достигнуть путем после- довательного описания, воспроизводящего весь ход исследования. Изло- жение подчиняется иным, нежели само исследование, законам и обладает собственной логикой, вытекающей, конечно, из содержания и логики ис- следования, но не воспроизводящей, не копирующей ее. Когда исследова- тель начинает писать научную работу (доклад, статью, курсовую работу, дипломный проект, диссертацию и т.п.), он уже знает результат, и этот ре- зультат, так или иначе, определяет способ изложения. Поэтому научное изложение, логика которого воспроизводит логику поиска от полученных результатов, отличается тем, что в нем не воспроизводятся все детали это- го поиска. В нем высвечивается самое существенное для понимания про- цесса и результатов поиска. При изложении результатов научного исследования можно начинать его с теоретических исходных положений (постулатов, исходных единиц и т. д.). Тогда изложение будет нацелено не на изложение хода исследова- ния, а, прежде всего, на воспроизведение истории развития, происхожде- ния, структуры и функций изучаемых процессов. Как правило, принято выделять три основных методических варианта изложения содержания научной работы: 1) воспроизведение основных этапов и логики проведенного поиска; 2) воспроизведение истории происхождения (генезиса) объекта; 3) теоретическое воссоздание предмета и объекта исследования. В связи с выбором вариантов изложения возникает еще один вопрос. Что предпочтительнее: открытая или до поры до времени скрытая, завуа- лированная позиция автора? Вполне возможен такой вариант изложения, при котором позиция ав- тора, полученные им решения раскрываются не сразу. Например, ставится проблема, излагаются варианты ее возможного решения, рассказывается о ходе поиска, удачах и потерях, находках и огорчениях. Иными словами, поставив проблему, автор воссоздает в общих чертах реальный процесс исследования и уже затем, в конце, делает выводы, предлагает решения. Такое изложение может быть интересным, оно чем-то напоминает детек- тив, знакомясь с содержанием которого читатель может только гадать, что будет дальше. Однако этот жанр все же обрекает читателя на роль потре- бителя готового. Не зная позиции автора, его выводов, он не может прове- рять решение на прочность, аргументирование его поддержать или оспо- рить. Вот почему при изложении предпочтительнее не скрытая, а открытая позиция автора, когда он прямо излагает положения, которые собирается защищать. Тогда легче проверить убедительность, прочность аргументов, легче спорить с автором или найти основания с ним согласиться. Конечно, единого стандарта в логике и способах изложения быть не может, и каж-
дый исследователь ищет оптимальную логику, убедительные, экономные и привлекательные способы изложения результатов своих изысканий. И логика, и полнота, и язык изложения во многом зависят от вида оформляемой работы. Рассмотрим кратко основные виды изложения ре- зультатов исследования. Диссертация (лат.– рассуждение, исследование). В ней излагаются ре- зультаты научной работы, подготовленной для публичной защиты на соис- кание ученой степени кандидата или доктора наук. Диссертация обяза- тельно должна содержать обоснование актуальности темы, характеристику проблемы, объекта и предмета, задач исследования, формулировку гипоте- зы и выносимые на защиту положения, обоснование и описание методики, хода и результатов научных изысканий. Автор должен также обосновать новизну, теоретическую и практическую значимость результатов исследо- вания. Кандидатская диссертация должна представлять собой оригинальную научную работу, содержащую новое решение актуальной научной задачи, имеющей существенное значение для соответствующей отрасли знания. Докторская диссертация – решение крупной научной проблемы или разра- ботку нового научного направления. Для ознакомления научной общественности с результатами исследова- ния небольшим тиражом (100 экз.) издается автореферат диссертации, со- держащий краткое изложение содержания диссертации, объемом 1–2 пе- чатных листа. Научный отчет (отчет по НИР). Официальная форма представления результатов научной работы творческого коллектива ученых. Выполняется в виде подробного описания задач, методики, содержания, хода и резуль- татов поисковой работы. Содержит в себе следующие разделы: характери- стика авторского коллектива; обоснование актуальности темы, объекта, предмета, задач и методики исследования; аналитический обзор литерату- ры; анализ существующей практики; теоретическое обоснование результа- тов работы, их характеристика – научная новизна, теоретическая и практи- ческая значимость; научные выводы и рекомендации; библиография. Стиль изложения строгий, научный. Монография – научная работа одного автора или коллективный труд авторского коллектива, в котором более или менее подробно излагается одна научная проблема. Если монографическая работа по объему состав- ляет менее четырех авторских листов, она называется брошюрой. Курсовые и квалификационные (дипломные) работы – формы учебно- исследовательской деятельности студентов. Целью их подготовки являют- ся углубление теоретических знаний обучающихся, формирование и раз- витие навыков исследовательской работы и интереса к ней. Выполняя ра- боту, студенты учатся анализу теории по выбранной проблеме, умениям
изучать педагогический опыт, проводить опытно-экспериментальную ра- боту, обобщать полученные данные, давая их оценку, высказывать собст- венные суждения, делать выводы. Курсовые и дипломные работы подле- жат публичной защите. Учебное пособие – учебное издание, в котором систематически изла- гаются основы знаний в определенной предметной области, предназначен- ное для обучения студентов и учащихся. Структура и содержание пособия регламентируется содержанием государственного образовательного стан- дарта, а также программой учебной дисциплины для изучения которой оно подготовлено. Тезисы научных докладов, опубликованные в печати, – это краткое из- ложение определенных идей и положений, отраженных в научном труде. Эти идеи четко формулируются, кратко, но содержательно и аргументиро- вано раскрываются, представляя читателю основные направления работы над исследуемой темой. Научная статья раскрывает конкретные вопросы теоретической и прикладной работы исследователя. Ее структура обычно такова: актуаль- ность освещаемых вопросов, подходы других ученых к решению данной научной задачи, перспективы развития конкретных направлений научного поиска, описание теоретической и экспериментальной работы, выводы и практические рекомендации по решению исследуемой проблемы. Рецензия – критическое рассмотрение одного или нескольких (обзорная рецензия) произведений в свете требований, представляющихся рецензен- ту обязательными. Рецензия может содержать советы и конструктивные предложения о путях разработки обсуждаемых проблем. Методические рекомендации оформляются в виде советов о том, как эффективнее использовать результаты исследования при решении психо- лого-педагогических задач. Они, как правило, адресованы определенной категории потребителей и поэтому учитывают их специфику. Депонированная научная разработка осуществляется тогда, когда ис- следователь заинтересован в быстром издании труда. Она освещает важ- ные, но частные вопросы, издание которых большим тиражом нецелесооб- разно, потому что они предназначены для узкого круга специалистов. Любой вид более или менее развернутого изложения результатов рабо- ты содержит шесть основных частей: введение, теоретическое обоснова- ние, описание опытно-экспериментальной работы и передового опыта, их анализ и выводы, заключение и библиографию. Нередко справочный мате- риал, таблицы, схемы, графики выносятся в приложение, чтобы не загро- мождать основной текст. Введение содержит обоснование актуальности и проблемности выбран- ной темы, определение объекта и предмета, структуры и методов исследо-
вания, указывает, в чем новизна и практическая значимость полученных результатов. Теоретическое обоснование включает анализ литературы и других ис- точников по интересующей проблеме, изложение теоретических концеп- ций (философских, социологических, педагогических, психологических, медицинских), составляющих теоретический базис исследования, анализ существующей практики, а также историю вопроса (если эти элементы даются в сжатом виде, они могут быть включены и во введение). В этой же части излагаются основные постулаты и гипотезы, обосновываются логика и условия поиска. Далее следует описание опытной и экспериментальной работы, их анализ и обобщение. Заключение содержит выводы, в нем формулируется то новое, что внес исследователь или исследовательский коллектив в теорию, практические советы и рекомендации, указываются ведущие направления дальнейшей разработки проблемы. Библиография содержит перечень использованных литературных и ру- кописных источников, материалов на электронных носителях, располагае- мых либо последовательно по алфавиту, либо с подразделением на виды источников. Наименования и полные выходные данные всех упоминаемых источ- ников приводятся по последним изданиям (исключения делаются для пер- воисточников, которые полезно приводить по первому изданию; для дру- гих случаев исключения должны быть особо обоснованы) и в соответствии с ГОСТом. Наиболее простой способ обеспечить выполнение требований – посмотреть, как оформлена библиография в последних научных изданиях. При составлении плана изложения важно учесть следующее. Название глав (разделов) должно соответствовать названию темы и не выходить за ее рамки. В то же время содержание глав (разделов) должно исчерпывать тему. Те же самые требования относятся к названию и содержанию пара- графов внутри каждой главы (если речь идет о книге, диссертации, развер- нутом отчете). Иногда текст каждого раздела снабжается подзаголовками, но даже ес- ли этого не делается, то для того, чтобы изложение было последователь- ным и логичным, намечаются рабочий план изложения каждого фрагмента или раздела и те вопросы, на которые нужно получить обоснованный от- вет. В конце каждого раздела дается краткое резюме или выводы, а приво- димые в заключении общие выводы не должны быть простым повторени- ем выводов по главам (разделам), а давать новый уровень обобщения и конкретизации. Целесообразно не откладывая, сразу уточнить, проверить правильность оформления ссылок, составить список используемой литера- туры (библиографию).
Очень важно не допускать серьезных отступлений от главной линии изложения и не уходить от предмета исследования. Возможные отвлечения должны быть кратковременными и возвращать читателя к сквозной линии изложения. По этой же причине многие справочные и информационные материалы лучше указать в приложении. Несколько слов о самой технологии создания и совершенствования текста. Существуют два основных метода написания текста научной рабо- ты: конструктивно-синтетический и критико-аналитический. Конструктивно-синтетический метод служит для создания первона- чального варианта. Когда накоплен материал для написания раздела или фрагмента, продуманы его план, основные мысли, система доказательств, важно все это зафиксировать на бумаге, не теряя общей нити изложения, его логики: важно, чтобы перо или компьютерный набор поспевали за мыслью, чтобы не упустить основного и не нарушить намеченной после- довательности и системы. Это своего рода общий набросок, предваритель- ная компоновка всего материала. Вслед за этим применяется критико- аналитический метод, идет уточнение, отделка отдельных частей и фраз, делаются необходимые дополнения и перестановки, убирается лишнее, в частности то, что служило автору для восполнения пробелов в его образо- вании. Наконец, наступает этап авторского редактирования, когда идет ра- бота над точностью и выразительностью изложения, шлифуется язык, уточняются ссылки, составляются справочный аппарат и библиография. Стиль изложения научной работы может быть различным. Различают стиль научный, отличающийся использованием специальной терминоло- гии, строгостью и деловитостью изложения; стиль учебно-педагогический, в котором особое внимание уделяется сочетанию научности и доступно- сти; и стиль научно-популярный, где весьма существенную роль играют доступность и занимательность изложения. Однако это разделение услов- но. Нужно стремиться к тому, чтобы сочетать строгость научного анализа, конструктивность и конкретность установок с популярным раскрытием живого опыта. Сохраняя строгость научного стиля, полезно обогащать его элементами, присущими другим стилям, добиваться выразительности ре- чевых средств (экспрессии). Необходимо избегать наукообразности, игры в эрудицию. Приведение массы ссылок, злоупотребление специальной тер- минологией затрудняет понимание мыслей исследователя, делают изложе- ние излишне сложным. Творческое использование изложенных положений и рекомендаций по- зволяет полно и ясно изложить результаты проведенного исследования, способствуя тем самым признанию и распространению новых, более эф- фективных подходов и средств.
Остановимся на языково-стилистическом оформлении результатов психолого-педагогических исследований. Для научного текста характерна смысловая законченность, целостность и связность. Важнейшим средством логических связей являются специаль- ные функциональные синтаксические средства, указывающие на последо- вательность развития мысли (вначале, прежде всего, затем, во-первых, во- вторых, значит, итак и т.д.). Противоречивые отношения обозначаются иными словосочетаниями: между тем, однако, в то время как, тем не ме- нее. Причинно-следственные отношения выражаются оборотами: следова- тельно, поэтому, благодаря этому, сообразно с этим, вследствие этого, кроме того, к тому же. Переход от одной мысли к другой осуществляется следующими словосочетаниями: прежде чем перейти к …; обратимся к …, рассмотрим …, остановимся на …, необходимо рассмотреть. Итог, вывод определяется словами и словосочетаниями: итак, таким образом, резюмируя, в заключении отметим, все сказанное позволяет сделать вы- вод, подводя итог, следует сказать. Качествами, определяющими культуру научной речи, являются точ- ность, ясность и краткость. Смысловая точность - одно из главных условий, обеспечивающих на- учную и практическую ценность заключенной в психолого- педагогическом исследовании информации. Ясность – это умение писать доступно и доходчиво. Краткость – это умение избегать ненужных повторов, излишней дета- лизации. Для облегчения работы с текстом накопленной информации психолого- педагогического исследования приведем речевые клише, выполняющие различные речевые функции, которые в научном исследовании использу- ются как средства связи между предложениями. Date: 2016-02-19; view: 923; Нарушение авторских прав |