Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Оформление результатов научного труда





 

После того как исследование завершено и прошло апробацию, его ре-

зультаты, а в определенной мере и ход исследования должны быть литера-

турно оформлены в виде соответствующего научного труда либо различ-

ных научных или методических публикаций (методические пособия, ста-

тьи, брошюры и т. д.). Говорят, что любое исследование рождается дваж-

ды, и второе его рождение связано с умением доступно и ясно изложить

результаты, правильно их использовать, вскрыть их теоретическое и прак-

тическое значение. Оформление работы связано с уточнением логики,

обоснований, обнаружением неясностей и белых пятен, оно стимулирует

отработку, уточнение, убедительное раскрытие всех положений исследо-

вания. В ходе изложения мысль, как известно, не только формулируется,

но и во многом доформировывается, шлифуется, оттачивается.

Прежде всего, остановимся на основных требованиях к содержанию

излагаемого исследовательского материала.

По мнению В.И. Загвязинского, к основным требованиям к содержа-

нию исследовательского материала относятся: концептуальная направлен-

ность, сущностный анализ и обобщение, аспектная определенность, соче-

тание широкого социального контекста рассмотрения с индивидуально-

личностным, определенность и однозначность употребляемых понятий и

терминов, четкое выделение нового и авторской позиции, мера в сочетании

однозначности и вариативности, конструктивность рекомендаций. Кратко

раскроем каждое из названных требований.

 

 

 

Концептуальная направленность определяется системой исходных по-

ложений и ведущих идей, служащих основой объяснения и преобразова-

ния действительности. Идеи могут быть разные. Они могут быть результа-

том интеграции иногда противоположных подходов, если осознаны роль и

функция каждого из них и найдена основа для их объединения.

В этом случае для достижения концептуального единства следует оп-

ределить: какие подходы и концепции будут выступать в качестве базовых,

какие будут взаимообогащать и дополнять друг друга; определить приори-

теты и как расставить акценты (например, для современного развития ву-

зовского обучения характерны акцент на творчество, самостоятельность и

инициативу, хотя никто не отрицает исполнительности и умения работать

по образцу).

Сущностный анализ и обобщение призваны обеспечивать глубокое

рассмотрение, анализ, объяснение и обобщение фактов с тем, чтобы не ос-

таваться на поверхности явлении, не ограничиваться констатацией, а при-

ходить к выяснению причин, факторов и перспектив развития.

Аспектная определенность предполагает рассмотрение проблемы, из-

ложение опыта или поисковой работы с определенной точки зрения, в за-

данном ракурсе. В одном исследовании может быть, а чаще и должно быть

несколько аспектов. Многоаспектный анализ придает исследованию глу-

бину, усиливает его объективность, но при изложении нельзя путать ас-

пекты, перескакивать с одного на другой. В каждом конкретном отрывке

(контексте) должен быть один аспект, хотя в итоге они должны интегриро-

ваться.

Сочетание широкого социального контекста рассмотрения с индиви-

дуально-личностным задано в педагогике изначально. Это определяется

пониманием сущности воспитания как единства процессов социализации и

индивидуализации. Вот почему изолированное от социальной среды рас-

смотрение любых объектов и связей в нем неправомерно. Школа должна

рассматриваться в связи с особенностями микрорайона, в связи с семьей,

предприятием, правоохранительными органами и т. д. То же можно ска-

зать о подростковом клубе, семье, микрорайонных объединениях подрост-

ков и молодежи и любых других образовательных объектах. Обязателен и

другой ракурс: как происходит становление личности, ее индивидуальных

черт, как на нее влияет среда и как личность становится субъектом образо-

вательного процесса.

Определенность и однозначность употребляемых понятий и терми-

нов. Данное требование не является абсолютным, так как в педагогике

многозначность терминологии пока не преодолена, а в каких-то случаях

она даже неизбежна.

Полисемия (многозначность) вообще присуща русскому языку, что

имеет для научного изложения как положительные (увеличиваются выра-

 

 

зительные возможности языка), так и отрицательные последствия (неопре-

деленность и многозначность терминов). Однако следует все же стремить-


ся к определенности каждого понятия и к однозначности обозначающего

это понятие термина. Для чего целесообразно в самом начале изложения

привести четкие определение тех терминов, которыми исследователь будет

оперировать на протяжении всего изложения материала.

Четкое выделение нового, найденного в исследовательском поиске и

авторской позиции. Это не обязательно новые идеи и подходы. Быть мо-

жет, это формы или организационные структуры, способы адаптации уже

найденных подходов в специфических условиях или модернизированные

методики. Если же поиск не привел к позитивным результатам, нужно вы-

явить причины этого, проанализировать ошибки.

Есть два способа выделения авторского начала, авторской позиции,

собственных подходов и положений. Либо добросовестно дать ссылки на

источники (отсутствие ссылок свидетельствует о том, что приводимые

факты, данные, оценки принадлежат автору), либо указать источники сум-

марно, в общем списке (но тогда всякий раз выделяются авторские мысли:

―как нам представляется‖, ―как удалось установить‖ и т. п.).

Мера в сочетании однозначности и вариативности во многом опреде-

ляется сочетанием ведущих концептуальных положений, на которых ис-

следователь настаивает, которые в его представлениях однозначно верны

(например: человек – главное богатство и самоцель развития общества;

значительная роль среды в формировании личности; суверенность лично-

сти; отношения как предмет педагогической деятельности и др.), и поло-

жений вариативных, меняющихся в зависимости от возможностей и усло-

вий воспитательной среды, ситуации развития и воспитания, особенностей

воспитуемых, способностей воспитателей. Почти никогда нельзя утвер-

ждать, что найденное решение или используемый набор средств – самые

лучшие и единственно разумные. Чаще всего, как говорят, возможны вари-

анты.

Конструктивность рекомендаций. Сейчас почти все сильны в критике

недавно ушедших в прошлое и существующих систем и структур, в разо-

блачении недостатков традиционных подходов. Критика нужна и полезна,

но за ней должны следовать решения, проекты, советы и рекомендации,

лучше всего проверенные опытом или экспериментом, позволяющие пре-

образовать, обновить существующие институты, связи, отношения.

Выполнение указанных требований (хотя, может быть, они не являются

исчерпывающими) позволяет обеспечить содержательность и глубину из-

ложения.

Обоснуем требования к логике и методике изложения исследователь-

ского материала.

 

 

 

Поставленных целей далеко не всегда удается достигнуть путем после-

довательного описания, воспроизводящего весь ход исследования. Изло-

жение подчиняется иным, нежели само исследование, законам и обладает

собственной логикой, вытекающей, конечно, из содержания и логики ис-

следования, но не воспроизводящей, не копирующей ее. Когда исследова-

тель начинает писать научную работу (доклад, статью, курсовую работу,

дипломный проект, диссертацию и т.п.), он уже знает результат, и этот ре-

зультат, так или иначе, определяет способ изложения. Поэтому научное

изложение, логика которого воспроизводит логику поиска от полученных

результатов, отличается тем, что в нем не воспроизводятся все детали это-


го поиска. В нем высвечивается самое существенное для понимания про-

цесса и результатов поиска.

При изложении результатов научного исследования можно начинать

его с теоретических исходных положений (постулатов, исходных единиц и

т. д.). Тогда изложение будет нацелено не на изложение хода исследова-

ния, а, прежде всего, на воспроизведение истории развития, происхожде-

ния, структуры и функций изучаемых процессов.

Как правило, принято выделять три основных методических варианта

изложения содержания научной работы:

1) воспроизведение основных этапов и логики проведенного поиска;

2) воспроизведение истории происхождения (генезиса) объекта;

3) теоретическое воссоздание предмета и объекта исследования.

В связи с выбором вариантов изложения возникает еще один вопрос.

Что предпочтительнее: открытая или до поры до времени скрытая, завуа-

лированная позиция автора?

Вполне возможен такой вариант изложения, при котором позиция ав-

тора, полученные им решения раскрываются не сразу. Например, ставится

проблема, излагаются варианты ее возможного решения, рассказывается о

ходе поиска, удачах и потерях, находках и огорчениях. Иными словами,

поставив проблему, автор воссоздает в общих чертах реальный процесс

исследования и уже затем, в конце, делает выводы, предлагает решения.

Такое изложение может быть интересным, оно чем-то напоминает детек-

тив, знакомясь с содержанием которого читатель может только гадать, что

будет дальше. Однако этот жанр все же обрекает читателя на роль потре-

бителя готового. Не зная позиции автора, его выводов, он не может прове-

рять решение на прочность, аргументирование его поддержать или оспо-

рить. Вот почему при изложении предпочтительнее не скрытая, а открытая

позиция автора, когда он прямо излагает положения, которые собирается

защищать. Тогда легче проверить убедительность, прочность аргументов,

легче спорить с автором или найти основания с ним согласиться. Конечно,

единого стандарта в логике и способах изложения быть не может, и каж-

 

 

 

дый исследователь ищет оптимальную логику, убедительные, экономные и

привлекательные способы изложения результатов своих изысканий.

И логика, и полнота, и язык изложения во многом зависят от вида

оформляемой работы. Рассмотрим кратко основные виды изложения ре-

зультатов исследования.

Диссертация (лат.– рассуждение, исследование). В ней излагаются ре-

зультаты научной работы, подготовленной для публичной защиты на соис-

кание ученой степени кандидата или доктора наук. Диссертация обяза-

тельно должна содержать обоснование актуальности темы, характеристику

проблемы, объекта и предмета, задач исследования, формулировку гипоте-

зы и выносимые на защиту положения, обоснование и описание методики,


хода и результатов научных изысканий. Автор должен также обосновать

новизну, теоретическую и практическую значимость результатов исследо-

вания.

Кандидатская диссертация должна представлять собой оригинальную

научную работу, содержащую новое решение актуальной научной задачи,

имеющей существенное значение для соответствующей отрасли знания.

Докторская диссертация – решение крупной научной проблемы или разра-

ботку нового научного направления.

Для ознакомления научной общественности с результатами исследова-

ния небольшим тиражом (100 экз.) издается автореферат диссертации, со-

держащий краткое изложение содержания диссертации, объемом 1–2 пе-

чатных листа.

Научный отчет (отчет по НИР). Официальная форма представления

результатов научной работы творческого коллектива ученых. Выполняется

в виде подробного описания задач, методики, содержания, хода и резуль-

татов поисковой работы. Содержит в себе следующие разделы: характери-

стика авторского коллектива; обоснование актуальности темы, объекта,

предмета, задач и методики исследования; аналитический обзор литерату-

ры; анализ существующей практики; теоретическое обоснование результа-

тов работы, их характеристика – научная новизна, теоретическая и практи-

ческая значимость; научные выводы и рекомендации; библиография.

Стиль изложения строгий, научный.

Монография – научная работа одного автора или коллективный труд

авторского коллектива, в котором более или менее подробно излагается

одна научная проблема. Если монографическая работа по объему состав-

ляет менее четырех авторских листов, она называется брошюрой.

Курсовые и квалификационные (дипломные) работы – формы учебно-

исследовательской деятельности студентов. Целью их подготовки являют-

ся углубление теоретических знаний обучающихся, формирование и раз-

витие навыков исследовательской работы и интереса к ней. Выполняя ра-

боту, студенты учатся анализу теории по выбранной проблеме, умениям

 

 

изучать педагогический опыт, проводить опытно-экспериментальную ра-

боту, обобщать полученные данные, давая их оценку, высказывать собст-

венные суждения, делать выводы. Курсовые и дипломные работы подле-

жат публичной защите.

Учебное пособие – учебное издание, в котором систематически изла-

гаются основы знаний в определенной предметной области, предназначен-

ное для обучения студентов и учащихся. Структура и содержание пособия

регламентируется содержанием государственного образовательного стан-

дарта, а также программой учебной дисциплины для изучения которой оно

подготовлено.

Тезисы научных докладов, опубликованные в печати, – это краткое из-

ложение определенных идей и положений, отраженных в научном труде.

Эти идеи четко формулируются, кратко, но содержательно и аргументиро-

вано раскрываются, представляя читателю основные направления работы

над исследуемой темой.

Научная статья раскрывает конкретные вопросы теоретической и

прикладной работы исследователя. Ее структура обычно такова: актуаль-

ность освещаемых вопросов, подходы других ученых к решению данной

научной задачи, перспективы развития конкретных направлений научного

поиска, описание теоретической и экспериментальной работы, выводы и

практические рекомендации по решению исследуемой проблемы.

Рецензия – критическое рассмотрение одного или нескольких (обзорная

рецензия) произведений в свете требований, представляющихся рецензен-

ту обязательными. Рецензия может содержать советы и конструктивные

предложения о путях разработки обсуждаемых проблем.

Методические рекомендации оформляются в виде советов о том, как

эффективнее использовать результаты исследования при решении психо-

лого-педагогических задач. Они, как правило, адресованы определенной

категории потребителей и поэтому учитывают их специфику.

Депонированная научная разработка осуществляется тогда, когда ис-

следователь заинтересован в быстром издании труда. Она освещает важ-

ные, но частные вопросы, издание которых большим тиражом нецелесооб-

разно, потому что они предназначены для узкого круга специалистов.

Любой вид более или менее развернутого изложения результатов рабо-

ты содержит шесть основных частей: введение, теоретическое обоснова-

ние, описание опытно-экспериментальной работы и передового опыта, их

анализ и выводы, заключение и библиографию. Нередко справочный мате-

риал, таблицы, схемы, графики выносятся в приложение, чтобы не загро-

мождать основной текст.

Введение содержит обоснование актуальности и проблемности выбран-

ной темы, определение объекта и предмета, структуры и методов исследо-

 

 

 

вания, указывает, в чем новизна и практическая значимость полученных

результатов.

Теоретическое обоснование включает анализ литературы и других ис-

точников по интересующей проблеме, изложение теоретических концеп-

ций (философских, социологических, педагогических, психологических,

медицинских), составляющих теоретический базис исследования, анализ

существующей практики, а также историю вопроса (если эти элементы

даются в сжатом виде, они могут быть включены и во введение). В этой же

части излагаются основные постулаты и гипотезы, обосновываются логика

и условия поиска.

Далее следует описание опытной и экспериментальной работы, их

анализ и обобщение.

Заключение содержит выводы, в нем формулируется то новое, что внес

исследователь или исследовательский коллектив в теорию, практические

советы и рекомендации, указываются ведущие направления дальнейшей

разработки проблемы.

Библиография содержит перечень использованных литературных и ру-

кописных источников, материалов на электронных носителях, располагае-

мых либо последовательно по алфавиту, либо с подразделением на виды

источников.

Наименования и полные выходные данные всех упоминаемых источ-

ников приводятся по последним изданиям (исключения делаются для пер-

воисточников, которые полезно приводить по первому изданию; для дру-

гих случаев исключения должны быть особо обоснованы) и в соответствии

с ГОСТом. Наиболее простой способ обеспечить выполнение требований –

посмотреть, как оформлена библиография в последних научных изданиях.

При составлении плана изложения важно учесть следующее. Название

глав (разделов) должно соответствовать названию темы и не выходить за

ее рамки. В то же время содержание глав (разделов) должно исчерпывать

тему. Те же самые требования относятся к названию и содержанию пара-

графов внутри каждой главы (если речь идет о книге, диссертации, развер-

нутом отчете).

Иногда текст каждого раздела снабжается подзаголовками, но даже ес-

ли этого не делается, то для того, чтобы изложение было последователь-

ным и логичным, намечаются рабочий план изложения каждого фрагмента

или раздела и те вопросы, на которые нужно получить обоснованный от-

вет. В конце каждого раздела дается краткое резюме или выводы, а приво-

димые в заключении общие выводы не должны быть простым повторени-

ем выводов по главам (разделам), а давать новый уровень обобщения и

конкретизации. Целесообразно не откладывая, сразу уточнить, проверить

правильность оформления ссылок, составить список используемой литера-

туры (библиографию).

 

 

Очень важно не допускать серьезных отступлений от главной линии

изложения и не уходить от предмета исследования. Возможные отвлечения

должны быть кратковременными и возвращать читателя к сквозной линии

изложения. По этой же причине многие справочные и информационные

материалы лучше указать в приложении.

Несколько слов о самой технологии создания и совершенствования

текста.

Существуют два основных метода написания текста научной рабо-

ты: конструктивно-синтетический и критико-аналитический.

Конструктивно-синтетический метод служит для создания первона-

чального варианта. Когда накоплен материал для написания раздела или

фрагмента, продуманы его план, основные мысли, система доказательств,

важно все это зафиксировать на бумаге, не теряя общей нити изложения,

его логики: важно, чтобы перо или компьютерный набор поспевали за

мыслью, чтобы не упустить основного и не нарушить намеченной после-

довательности и системы. Это своего рода общий набросок, предваритель-

ная компоновка всего материала. Вслед за этим применяется критико-

аналитический метод, идет уточнение, отделка отдельных частей и фраз,

делаются необходимые дополнения и перестановки, убирается лишнее, в

частности то, что служило автору для восполнения пробелов в его образо-

вании. Наконец, наступает этап авторского редактирования, когда идет ра-

бота над точностью и выразительностью изложения, шлифуется язык,

уточняются ссылки, составляются справочный аппарат и библиография.

Стиль изложения научной работы может быть различным. Различают

стиль научный, отличающийся использованием специальной терминоло-

гии, строгостью и деловитостью изложения; стиль учебно-педагогический,

в котором особое внимание уделяется сочетанию научности и доступно-

сти; и стиль научно-популярный, где весьма существенную роль играют

доступность и занимательность изложения. Однако это разделение услов-

но. Нужно стремиться к тому, чтобы сочетать строгость научного анализа,

конструктивность и конкретность установок с популярным раскрытием

живого опыта. Сохраняя строгость научного стиля, полезно обогащать его

элементами, присущими другим стилям, добиваться выразительности ре-

чевых средств (экспрессии). Необходимо избегать наукообразности, игры в

эрудицию. Приведение массы ссылок, злоупотребление специальной тер-

минологией затрудняет понимание мыслей исследователя, делают изложе-

ние излишне сложным.

Творческое использование изложенных положений и рекомендаций по-

зволяет полно и ясно изложить результаты проведенного исследования,

способствуя тем самым признанию и распространению новых, более эф-

фективных подходов и средств.

 

 

 

Остановимся на языково-стилистическом оформлении результатов

психолого-педагогических исследований.

Для научного текста характерна смысловая законченность, целостность

и связность. Важнейшим средством логических связей являются специаль-

ные функциональные синтаксические средства, указывающие на последо-

вательность развития мысли (вначале, прежде всего, затем, во-первых, во-

вторых, значит, итак и т.д.). Противоречивые отношения обозначаются

иными словосочетаниями: между тем, однако, в то время как, тем не ме-

нее. Причинно-следственные отношения выражаются оборотами: следова-

тельно, поэтому, благодаря этому, сообразно с этим, вследствие этого,

кроме того, к тому же. Переход от одной мысли к другой осуществляется

следующими словосочетаниями: прежде чем перейти к …; обратимся к

…, рассмотрим …, остановимся на …, необходимо рассмотреть. Итог,

вывод определяется словами и словосочетаниями: итак, таким образом,

резюмируя, в заключении отметим, все сказанное позволяет сделать вы-

вод, подводя итог, следует сказать.

Качествами, определяющими культуру научной речи, являются точ-

ность, ясность и краткость.

Смысловая точность - одно из главных условий, обеспечивающих на-

учную и практическую ценность заключенной в психолого-

педагогическом исследовании информации.

Ясность – это умение писать доступно и доходчиво.

Краткость – это умение избегать ненужных повторов, излишней дета-

лизации.

Для облегчения работы с текстом накопленной информации психолого-

педагогического исследования приведем речевые клише, выполняющие

различные речевые функции, которые в научном исследовании использу-

ются как средства связи между предложениями.







Date: 2016-02-19; view: 923; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.069 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию