Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос № 13





Теория управления – наука, опирающаяся на многие теоретические и прикладные знания, исследующая социально-экономические, социально-психологические и организационно-технические категории, отражающие свойства субъекта и объекта управления и отношения между ними.

Теорию управления принято рассматривать как комплексную науку или научное направление, опирающееся на многие теоретические и прикладные знания. Это объясняется многогранностью проблемы управления и многоаспектностью управленческой деятельности, основанной на сознательном использовании экономических, естественно-технических организационных, социально-психологических законов и закономерностей, присущих объекту управления. Теория управления, очевидно, должна быть ориентирована на решение практических задач.

Предметную область теории управления производством как комплексной науки можно определить, рассматривая управление как всеобщий вид человеческой деятельности во всех сферах общества и как конкретный производительный труд, возникший вместе с кооперацией труда и являющийся частью этого коллективного труда.

Элементами управления как всеобщего вида человеческой деятельности являются цель управления и способ достижения цели, объект и субъект управления, взаимодействующие в определенной окружающей среде.

Предметная область теории управления в широком аспекте охватывает социально-экономические, социально-психологические и организационно-технические категории, отражающие свойства субъекта и объекта управления и отношения между ними.

Система отношений конкретизируется в виде вертикальной иерархии и горизонтальной сети. Данные категории – предмет исследования многих научных дисциплин; задача теории управления как комплексной науки – интеграция знаний, относящихся к управлению, с целью выработки научных принципов и методов эффективного управления.

Предметом рассмотрения теории управления являются управленческие отношения, реализующиеся как информационные связи при организации производства и управлении им.

Процесс управления включает сбор, переработку и передачу информации (предмет управленческого труда), используемой для выработки решений (продукт управленческого труда).

Средства труда в управленческой деятельности – методы и средства обработки и анализа информации и принятия на этой основе конкретных решений. Управление производством (предприятием) базируется на общих основах экономического развития, которые определяют цели, принципы, методы управления и другие категории, составляющие предметную область исследования теории управления. Всеобщими принципами управления являются: системность; детерминированность; управляющий параметр; обратная связь; направленность. Закономерности управления называются методологией. Управление – это функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их целей и программ.

Система – это совокупность связанных и взаимодействующих друг с другом элементов, составляющих некоторое целостное образование, имеющее новые свойства, отсутствующие у ее

Все социально-экономические системы характеризуются следующими признаками. Это системы: искусственные (созданы человеком);

материальные (существуют объективно и требуют материальных и финансовых затрат);

открытые (существуют обменные процессы с внешней средой);

динамические (они развиваются, меняются);

вероятностные

 

Управление предполагает управляющую и управляемую системы.

Система управления – это субъект либо орган управления, целостная совокупность относительно самостоятельных элементов, реализующих закрепленные за ними функции управления. Состав и соподчиненность элементов, звеньев и ступеней управления образуют организационную структуру.

Управляемая система – это объект управления или сфера управленческой деятельности. Связь управляющей и управляемой систем, субъекта и объекта управления осуществляется через информационную систему, представленную в виде информационных потоков. Именно информация обеспечивает возможность воздействия управляющей системы на управляемую. Сообщения от объекта управления к субъекту называется обратной связью.

Схема взаимосвязи субъекта и объекта управления.

Учитывая вышесказанное, управление можно представить как процесс перевода управляемой системы в заранее заданное состояние с помощью информационного воздействия, направляемого от управляющей системы, а науку об управлении – как науку об общих закономерностях получения, хранения, передачи и преобразования информации в сложных управляющих системах. Наука управления разрабатывает свою теорию. Ее содержанием являются законы и закономерности целенаправленной деятельности в процессе управления.

Управленческие отношения – отношения между людьми в процессе управления, особая форма связи между субъектом и объектом управления, управляющей и управляемой системами в процессе осуществления управленческого труда на основе познания и использования объективных тенденций и принципов функционирования социальных систем. Это связи людей по полномочиям управления, их соподчиненности друг другу в процессе совместной трудовой деятельности.

 

 

14. Проблемы методологии научного познания и современные проблемы управления + 15. Проблемы методов научного познания и современные проблемы управления

Научный прогресс не мыслим вне познавательного освоения объектов возрастающей сложности. Познавательный процесс сопряжен с методами познания. В данном случае нас интересует комплекс вопросов, связанных с изменениями в методах научного познания. Эта проблема имеет два аспекта: 1) совершенствование уже существующих методов с целью адаптации их к новым объектам; 2) построение принципиально новых методов познания. Историческая тенденция в этом плане заключается в том, что изучение научного метода идет медленнее развития научной практики использования методов. Учение сначала находит что-то, а затем уже размышляет о способах.

В настоящее время имеет место та же тенденция: продолжаются дискуссии о проблемах моделирования, роли эксперимента в исследовании микромира, сущности системного подхода и др. К тому имеется ряд причин. Во-первых, все еще господствуют мысли о независимости метода от социокультурных условий научного познания и особенно исследуемых явлений. Во-вторых, в разработку проблем научных методов не включается широкий круг представителей научного сообщества.

В философии метод рассматривается как способ построения и обоснования системы знания, как путь (правильный путь) познания. Также рассматривается как нормативное знание – совокупность правил, норм, принципов, регулирующих познавательное действие (операции, процедуры) субъекта.

Структура метода содержит три самостоятельных компонента (аспекта): 1) концептуальный компонент – представления об одной из возможных форм исследуемого объекта; 2) операционный компонент – предписания, нормы, правила, принципы, регламентирующие познавательную деятельность субъекта; 3) логический компонент – правила фиксации результатов взаимодействия объекта и средств познания.\

На метод оказывают влияние несколько факторов: а) исторические типы рациональности, отражающие особенности субъектно-объектных отношений в практике и познании; б) творческие способности, острота наблюдения (восприятия), сила воображения, развитость интуиции; в) основания научного поиска (сюда входят научная картина мира, идеалы и нормы научной деятельности, философские основания науки); г) конкретно-научное знание, отражающее степень научности исследуемого объекта; д) субъективные факторы, связанные с так называемой проблемой понимания, с личностным знанием.

Современные проблемы управления:

1. Отказ от принципов классической школы менеджмента, согласно которой успех предприятия определяется, прежде всего, рациональной организацией производства продукции, снижения издержек, развитием специализации, т.е. воздействием управления на внедрение факторов производства. Вместо этого первостепенной становится проблема гибкости и адаптируемости к постоянным изменениям внешней среды. Значение факторов внешней среды резко повышается в связи с усложнением всей системы общественных отношений (в том числе политических, социальных, экономических) составляющих среду менеджмента организации.

2. Использование в управлении теории систем облегчающей рассмотрение организации в единстве её составных частей, которые неразрывно связаны с внешним миром. Главные предпосылки успеха предприятия находятся во внешней среде, причём границы в ней являются открытыми, т.е. предприятие зависит в своей деятельности от энергии, материальных ресурсов, информации и так далее поступающей из вне. Чтобы эффективно функционировать система должна приспосабливаться к изменениям во внешней среде.

3. Применение к управлению ситуационного подхода согласно которой функционирование предприятия обуславливается реакциями на различные по своей природе воздействия из вне. Центральный момент в деятельности предпринимателя – это ситуация, т.е. конкретный набор обстоятельств, которые оказывают существенное внимание на работу организации в данный период времени. Отсюда вытекает признание важности, специфических приёмов выделения наиболее значимых факторов, воздействуя на которые можно эффективно достигать цели.

4. Современный менеджмент уделяет огромное внимание таким факторам, как лидерство и стиль руководства, квалификация и культура работающих, мотивация поведения, взаимоотношения в коллективе и реакция людей на изменения. Ориентация на новые условия и факторы нашла отражение в принципах менеджмента, формулировка которых показывает возросшую роль человека, его профессионализма, личных качеств, а также всей системы взаимоотношений людей в организациях. Например в составе важнейших принципов, которыми рекомендуется пользоваться современным менеджерам называются следующие:1) благожелательное отношение руководителей ко всем работающим в организации; 2) ответственность менеджеров всех уровней за успешную деятельность предприятия; 3) коммуникации (горизонтальные и вертикальные) как за пределами, так и внутри организации; 4) создание атмосферы открытости, честности и доверия людям, содействие организации их талантам и стремление к постоянному совершенствованию как личной работы, так и работы всего предприятия.


Вопрос № 16.

Восхождение от абстрактного к конкретному. Этот метод познания предполагает определенный уровень теоретической подготовки исследователя, выдвижение гипотез, использование теоретических понятий и представлений, абстрактное мышление. Здесь важно иметь в виду два момента.

Первый – это то, что теоретическая, методологическая вооруженность предопределяет объем, глубину познания исследователя и его путь. Не следует каждый раз "танцевать от печки". Необходимо ознакомиться с тем, что было сделано ранее. С этой точки зрения особое значение имеет теоретическое знание о преступности, ее детерминации, эффективности тех или иных мер борьбы с ней. Не удается сформулировать научно-обоснованные положения тому, кто не овладел теорией криминологии и исходит только из обыденных представлений о преступности.

Вторая сторона проблемы – восхождения от абстрактного к конкретному – заключается в том, что следует постоянно помнить о недостаточной познанности явления "менеджмент" и процессов ее продуцирования. Кроме того, менеджмент постоянно изменяется. Поэтому в процессе исследований управленцу важно быть "открытой системой" и не стремиться "укладывать" новые данные в уже имеющиеся теоретические представления и схемы. Необходимо сопоставлять с ними, учитывать их, но надо быть готовым и обоснованно изменять эти схемы, теории. Творческое развитие всегда предполагает новые исследования, получение неизвестных ранее данных и осмысление соответствующих результатов. Без этого нет творческого развития теории.

 

Date: 2016-02-19; view: 515; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию