Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Административное право. 2 page





Экологическое право. Окружающая среда представляет собой естественную жизненную основу, состоящую из природных ресурсов: почвы, воды, воздуха, фауны, флоры и климата, культурных ценностей и проч., так же как и взаимодействующих с ними структур природных ресурсов. Все эти ресурсы представляют жизненную сферу человека. Защита окружающей среды имеет междисциплинарный характер: помимо правоведения, большую роль в ней играют естествознание, экономика окружающей среды, как и техника защиты окружающей среды. Внутри правоведения право окружающей среды регулируется в основном нормами публичного права, однако его касаются и гражданско-правовые нормы <1>.

--------------------------------

<1> См.: Storn, Umweltrecht, Einfuhrung, 8. Auflage, 2006, § 1, s. 15 - 17.

 

Импульсом развития права окружающей среды в Германии послужило принятие в 1971 г. программы Федерального правительства, определяющей политику в отношении окружающей среды как совокупность необходимых мер: 1) по сохранению окружающей среды для людей в таком состоянии, которое является необходимым для их здорового нормального существования; 2) по защите почвы, воды, воздуха, флоры и фауны от вмешательства человека; 3) по ликвидации вреда, уже нанесенного человеком окружающей среде <1>.

--------------------------------

<1> BD-Dracks VI/2710.

 

Экологическое право, являющееся одной из специфических подотраслей административного права, состоит из Общей и Особенной частей. В Общей части рассматриваются основополагающие понятия принципов, инструментов права. Особенная часть посвящена отдельным сферам окружающей среды, нуждающимся в защите, как-то: защита природы и ландшафта, защита почвы, защита водоемов, охрана окружающей среды от вредного воздействия производства (от дыма, газа, промышленных сточных вод).

Конституционно-правовые основы экологического права.

Положения Федеральной конституции Германии и конституций федеральных земель, касающиеся защиты окружающей среды, дают в совокупности конституционную базу германскому законодательству об охране окружающей среды. Основные права, закрепленные в Конституции, играют здесь ведущую роль, как, например, обязанность государства защищать здоровье и физическую неприкосновенность граждан (ст. 2 II 1). Сюда же можно отнести и ст. 141 Конституции Германии - право собственника на защиту его собственности от вредного воздействия, особенно в случае, когда имеет место вредное воздействие на его недвижимое имущество посредством шума, выхлопных газов, дурного запаха и проч.

Основополагающим для права охраны окружающей среды является вступившая в силу 15 ноября 1994 г. норма об изменении Конституции, в соответствии с которой защита окружающей среды была объявлена государственной целью (ст. 20a) В дополнение к этому следует назвать и последующую поправку, внесенную 26 июля 2002 г. в ст. 20а федеральной Конституции, относительно защиты животных. Конституции всех федеральных земель также содержат соответствующие положения по охране окружающей среды (например, в Конституциях Баварии - ст. 141; Баден-Вюртемберга - ст. 86; Бранденбурга - ст. 391; земли Берлин - ст. 21 а; земли Гамбург - преамбула).

В силу ст. 20а Конституции Германии каждый носитель государственной власти (независимо от принадлежности к ветвям власти) обязан защищать естественные, природные основы жизни. Главным адресатом закрепленных в ст. 20а положений является законодательная власть, получающая таким образом обязанность создания и улучшения нормативно-правовой структуры по защите окружающей среды. Органы исполнительной и судебной властей должны также учитывать интересы окружающей среды в процессе осуществления своей деятельности, особенно в ходе реализации своих полномочий на свободное усмотрение и при толковании правовых понятий <1>.

--------------------------------

<1> Erbguth/Schlacke, Umweltrecht, § 4, a. 7, s. 45, Klopfer, Umweltschutzrecht, § 2, s. 42 - 44, Caspar в Koch, Umweltrecht, § 2, s. 64.

 

Распределение законодательных полномочий между Федерацией и землями.

Полномочия законодательной и исполнительной власти в сфере защиты окружающей среды распределяются между компетенциями Федерации и федеральных земель. Реформой, введенной в действие с 31 августа 2006 г., были внесены значительные изменения в распределение конкретных полномочий между Федерацией и землями в области охраны окружающей среды.

В сферах, отнесенных к исключительной законодательной компетенции Федерации, законодательная деятельность федеральных земель возможна только в том случае, если это прямо предусмотрено специальным федеральным законом. В сферу исключительной законодательной компетенция Федерации включено также использование ядерной энергии в мирных целях (до реформы 2006 г. это относилось к группе конкурирующего (совместного) законодательства Федерации и земель). Законодательные мероприятия, касающиеся ведения статистики, функционирования воздушных и железнодорожных сообщений, продолжают и после реформы относиться к исключительной компетенции Федерации.

Многие полномочия в сфере охраны окружающей среды относятся в данный момент к области конкурирующей компетенции, которая в соответствии со ст. 72 I Конституции Германии предоставляет федеральным землям возможность законодательствования только в том случае, если Федерация не использовала свое право на законотворчество. Положения ст. 74 I предусматривают каталог основных сфер, принадлежащих к конкурирующему законодательству (многие из них имеют большое значение в охране окружающей среды):

- хозяйственное право (N 11), что имеет значение, например, при защите людей и окружающей среды от воздействия вредных веществ;

- предусмотренная гарантия обеспечения питанием, морское рыболовство и береговая охрана (N 17);

- земельное право (N 18);

- правовые нормы, регулирующие вопросы здравоохранения и оборот особо опасных веществ (N 19);

- совокупность правовых норм, регулирующих производство продовольственных товаров и других предметов потребления, так же как и правовые положения, касающиеся кормовых средств животных и защиту животных в целом (N 20);

- правовое регулирование судоходного, дорожного и железнодорожного сообщения (N 21 - 23);

- нормы, касающиеся удаления отходов, загрязнения воздуха и регулирующие борьбу с шумами (N 24);

- нормы, касающиеся охотничьего дела, защиты природы, защиты ландшафта, планирования системы расселения, землепользования и водоснабжения (N 28 - 32).

В отношении некоторых сфер, касающихся конкурирующего законодательства, предусмотрено полномочие федеральных земель в соответствии со ст. 72 III принимать нормы, отклоняющиеся от правовых положений, принятых Федерацией, в области, например: охотничьего дела и свидетельства на право охоты, защиты определенных видов животных и защиты морской природы, планирования системы землепользования и водоснабжения.

В отношении введенных реформой новых норм следует обратить особое внимание на ст. 125б I 2 Основного Закона, в соответствии с которой федеральные земли уполномочены использовать свою законодательную компетенцию в сфере защиты природы и водоснабжения только с 1 января 2010 г., если Федерация раньше этого срока не примет собственные правовые нормы.

При планировании будущих задач охраны окружающей среды для правильного и эффективного планирования необходима информация, которая накапливается и обобщается в соответствии с Законом 2005 г. о статистических данных в области окружающей среды, как и с многочисленными положениями законов, обязывающих Федеральное правительство к представлению отчетов о положении в сфере окружающей среды (например, § 11 Закона об информации в сфере окружающей среды).

Контроль экологических последствий.

Особой группой юридических инструментов являются меры по контролю экологических последствий, которые осуществляются ради заблаговременного установления неблагоприятных последствий для окружающей среды. При этом необходимо различать два вида мер: первый, когда речь идет о текущей проверке на совместимость проектов по отношению к окружающей среде, и второй, когда осуществляется стратегическая проверка проектов на совместимость с окружающей средой. В основе обоих видов проверок лежит принцип привлечения общественности, что придает прозрачность процессу принятия решений. Объединение в работе принципа защиты и сохранения окружающей среды с принципом интеграции делает эту деятельность важнейшим и самым эффективным правовым инструментом.

Закон не связывает органы, принимающие решения о допустимости проектов, результатами той или иной проверки, однако обязывает эти органы вникнуть и критически разобраться в доводах проверки (§ 12 указанного Закона).

Второй вид проверки - проверка стратегической совместимости проводится преимущественно в отношении планов и программ в таких сферах, как аграрная политика, энергетика, транспорт и связь. Результаты подобных проверок должны учитываться в дальнейших решениях относительно программы или плана, к тому же процесс принятия решения подлежит публичному оглашению.

Инструменты прямого действия.

Инструменты защиты окружающей среды прямого действия обязывают сторону к непосредственным акциям, ограничениям или к бездействию. К подобным инструментам можно отнести обязательство регистрации или указания (на упаковке), определенные разрешения и освобождения, регулятивные меры (дополнительные требования, решения о запрещении деятельности, консервации, закрытии или ликвидации), утилизации отходов, тоже предусматриваются подобные инструменты прямого действия (§ 22 и последующие Закона о безотходных технологиях и переработке отходов).

Обязанность указания на упаковке или регистрации определенных фактов является самым мягким из ряда инструментов прямого воздействия, которые, в принципе, представляют информацию в том числе и органам публичного управления. Эта обязанность предусмотрена в § 4 Закона о защите людей и окружающей среды от воздействия вредных веществ и в § 8 II, § 9 I, § 10 I Закона о регулировании генной инженерии.

Одним из инструментов этой группы является запрет с оговоркой; он означает, что определенное поведение может быть разрешено компетентными органами при изменении существенных обстоятельств, которые могут адресоваться конкретным лицам, выполняющим определенную деятельность, или относиться к какому-либо сооружению. Репрессивными инструментами защиты окружающей среды являются запрещение, остановка работы или устранение (ликвидация) источника вреда, что предусмотрено § 20, 25 Закона об охране окружающей среды от вредного воздействия.

Государственный надзор является одним из инструментов этой группы, на него возложен контроль за соблюдением требований и общее наблюдение за окружающей средой. Государственный надзор регулируется положениями законов, касающихся отдельных сфер окружающей среды, например: § 52 Закона об охране окружающей среды от вредного воздействия, § 25 Закона о регулировании генной инженерии, § 21 Закона о защите людей и окружающей среды от воздействия вредных веществ. Кроме государственного надзора предусмотрена также обязанность самостоятельного надзора со стороны производителя или управляющего, эксплуатирующего производственную мощность, а равно работодателя (§ 19 Закона о защите людей и окружающей среды от воздействия вредных веществ).

Инструменты косвенного действия.

Государственное влияние на защиту окружающей среды возможно и косвенным путем - в виде мотивации граждан к определенным действиям через побуждение как позитивного, так и негативного характера. Возможность использования подобных инструментов является ограниченной, ибо в этом случае нет уверенности, что адресат подобных инструментов решит действовать именно предложенным методом, вследствие чего их применение исключается при особенно серьезных опасностях для окружающей среды. К инструментам косвенного воздействия можно отнести деятельность государства в отношении сбора информации об окружающей среде, деятельность в экономической сфере (сборы или субсидии на охрану окружающей среды) и проч.

При помощи экономических инструментов должна улучшаться эффективность использования продуктов окружающей среды с помощью стимулирования через денежный эквивалент. К таким инструментам относятся преимущество пользования, совместное пользование, признание недействительными компенсаций, сборы на охрану окружающей среды и субсидии. При этом признание полной или частичной возможности реализации продуктов окружающей среды несовместимо с основной ценностью окружающей среды (ст. 20а Основного Закона).

Преимущества использования заключаются в особом разрешении на пользование по сравнению с основным действием ограничений. Так, например, разрешение использования садово-огородного инвентаря, не наносящего ущерба окружающей среде, в жилых районах вопреки общим ограничениям на использование обычного инвентаря. Основой компенсации ущерба в этом случае является взимание обязательной денежной выплаты с лица, причинившего такой ущерб окружающей среде. Они могут выражаться в форме налогов, пошлин, взносов и других особых выплат. Сборы можно сократить или их можно вообще избежать, если нарушения будут уменьшены или прекращены.

В отличие от предыдущей группы субсидии отражают принцип общей ответственности за охрану окружающей среды. Под субсидией понимается безвозмездное предоставление государственных средств частным лицам для определенной цели, представляющей общественный интерес. Наряду с прямыми субсидиями, возможно и предоставление косвенных преимуществ, например предоставление налоговых льгот.

Энергетическое право. Энергия определяется Законом о стимулировании развития энергетического хозяйства как электричество и газ, пока они используются в рамках сети энергоснабжения (§ 3 п. 14). При транспортировке электричества говорят о передаче энергии (§ 32 Закона о стимулировании развития энергетического хозяйства), осуществляемой по низковольтной сети потребителя, вследствие чего степень распределения отсутствует. Степень сбыта энергии организует связь с потребителями при приобретении электричества и оказании услуг по передаче электричества, служит как бы посредником для потребителей.

В отношении природного газа предусматриваются подобные степени (ступени), хотя степень его разработки или добычи рассматривается в основном как продукт импорта. Транспортировка осуществляется через магистральный трубопровод (§ 3 Закона) с дальнейшим распределением через местные системы субструктуры.

Энергетическое право является совокупностью правовых норм, регулирующих сферу использования энергии.

Право использования энергии в узком смысле включает в себя правовые нормы, регулирующие энергоправовые обстоятельства, действующие только в сфере энергетического хозяйства <1>. К основным источникам права в узком смысле можно отнести Закон о стимулировании развития энергетического хозяйства от 7 июля 2005 г. и дополнительные законы, например Закон об ограничении конкурентной борьбы от 7 июля 2005 г.; Закон о преимуществах обновляющихся средств энергии от 21 июля 2004 г.; Закон о газах, создающих парниковый эффект, от 8 июля 2004 г.; постановления, касающиеся доступа в электрическую сеть, от 25 июля 2005 г.; постановления, касающиеся доступа в газосеть, от 25 июля 2005 г.

--------------------------------

<1> См.: Budenbender, Zur Dogmatik des Energierechts, 1992, s. 502.

 

Первый Закон о стимулировании развития энергетического хозяйства датируется 1935 г., он был реформирован Законом от 29 апреля 1998 г., основанным на Европейской директиве, касающейся внутренних рынков электроэнергии (96/92/EG). В дальнейшем последовал ряд европейских директив и соответствующие изменения в названный Закон. В связи с рядом европейских директив в начале 2004 г. появился законопроект, предвещающий полный пересмотр Закона о стимулировании развития энергетического хозяйства, который вследствие многих спорных пунктов, особенно межведомственного характера (между Министерствами промышленности, окружающей среды и защиты потребителей) был принят 7 июля 2005 г., т.е. с некоторым опозданием против срока, установленного ЕС.

Кроме того, последние из внесенных в Закон о стимулировании развития энергетического хозяйства изменения от 29 августа 2008 г. связаны с открытием метрологии для конкуренции в области электроэнергии и газа.

Для обеспечения конкуренции на рынке энергоснабжения предусмотрено использование инструментов нескольких правовых сфер: Закона о стимулировании развития энергетического хозяйства (основного источника энергетического права); положений картельного права, антимонопольных правовых норм и гражданско-правовых норм.

В соответствии с § 6, 6а Закона о стимулировании развития энергетического хозяйства предусмотрена возможность использования конкурирующими организациями сети энергоснабжения, обеспечивающей развитие конкуренции на рынке энергоснабжения.

Особую группу представляют нормы, касающиеся декартелизации энергетического хозяйства, которыми предусмотрено разделение деятельности предприятия, занимающегося энергоснабжением, на ряд подразделений, которые должны обеспечивать свободный (не дискриминирующий) доступ к электро- и газосетям. В соответствии с § 7 Закона эти положения касаются особенно предприятий, деятельность которых осуществляется в сетях газо- и электроснабжения, а кроме того, связаны с осуществлением хотя бы еще одного дополнительного вида деятельности в сфере добычи или сбыта (§ 3 п. 38 Закона). К деятельности, связанной с сетью электроснабжения, относится функция передачи или распределения, а в сфере природного газа - функции, связанные с действием магистрального газопровода, распределением и накоплением газа <1>.

--------------------------------

<1> См.: Huse в Germer/Loibl (Hrsg.) Energierecht. Handbuch. 2. Auflage, 2007, s. 125.

 

В области картельного права следует назвать основное положение ст. 81, 82 Договора о ЕС, согласно которому запрещены соглашения между предприятиями относительно поведения, влияющего на общий европейский рынок или имеющего целью ограничить конкуренцию. На национальном уровне существует положение § 19 и 20 Закона об ограничении конкурентной борьбы на рынках сбыта.

Введение в силу Закона 2005 г. имело следствием уменьшение масштабов государственного надзора за обеспечением электроэнергией и природным газом по сравнению с предыдущим законодательством. Так, требующим государственного разрешения является только пуск в действие сети энергоснабжения (§ 4 Закона), тогда как в отношении поставки энергии не предусмотрено подобного разрешения (как это было в предыдущих законах), но обязанность декларирования сохранена (§ 5 Закона). В соответствии с новым Законом значительно увеличились права использования сети, в связи с чем ожидается увеличение конкуренции в отношении проводимости <1>.

--------------------------------

<1> См.: Koenig/Kuhling/Rasbach, Energierecht, s. 35.

 

Сеть энергоснабжения объединяет предприятия, участвующие на разных уровнях распределения энергии в электро- и газовой сфере (§ 4 I в сочетании с § 3 N 4 Закона). Начало работы сети энергоснабжения возможно только после получения государственного разрешения (§ 41). Закон обязывает к получению указанных разрешений лишь в начале работы сети или при возобновлении работы после паузы. Закон называет некоторые причины возможного отказа в предоставлении разрешения (§ 42), в частности такие, как необходимость надежного обеспечения энергоснабжения в соответствии с положениями Закона в течение продолжительного срока.

 

§ 6. Отрасли частного права

 

Гражданское право. Основным источником гражданского права является Германское гражданское уложение <1> (ГГУ Германии), принятое 18 августа 1896 г. и действующее с 1 января 1900 г. Германское гражданское уложение состоит из пяти книг <2>.

--------------------------------

<1> Das Burgerliche Gesetzbuch - BGB.

<2> Книга 1 - "Общая часть" (§ 1 - 210 ГГУ); книга 2 - "Обязательственное право" (§ 241 - 853 ГГУ); книга 3 - "Вещное право" (§ 854 - 1296 ГГУ); книга 4 - "Семейное право" (§ 1297 - 1921 ГГУ); книга 5 - "Наследственное право" (§ 1922 - 2385 ГГУ).

 

За период, прошедший с момента вступления в силу ГГУ, был принят ряд важных законов, вносивших в Уложение изменения, как-то: Закон о равноправии <1>, вступивший в силу 18 июня 1957 г. и установивший равноправие мужчин и женщин в гражданско-правовых отношениях; Закон о завещании <2> от 31 июля 1938 г., упростивший форму завещания. Одно из последних изменений ГГУ - Закон о реформе обязательственного права. Эта реформа была введена с 1 января 2002 г. и была вызвана лежащей на Германии обязанностью восприятия национальным законодательством норм трех директив ЕЭС <3>.

--------------------------------

<1> Das Gleichberechtigungsgesetz.

<2> Das Testamentsgesetz.

<3> Директивы от 25 мая 1999 г., от 8 июня 2000 г. и от 29 июня 2000 г.; подробнее об этом - ниже, в разделе об обязательственном праве.

 

Общая часть гражданского права.

Каждое физическое лицо является правоспособным, т.е. способным быть носителем прав и обязанностей. Правоспособность начинается с момента завершения процесса рождения ребенка (§ 1 ГГУ), хотя следует указать на допускаемые законом исключения из этого правила: еще не рожденный и поэтому еще не обладающий правоспособностью ребенок все же имеет определенную гражданско-правовую защиту и может, например, наследовать имущество, если он был зачат до смерти наследодателя (§ 1923 II ГГУ). Правоспособность прекращается со смертью физического лица (§ 1922 I ГГУ).

Дееспособность понимается как способность своими действиями и волеизъявлением принимать права и брать на себя обязанности и таким образом достигать наступления правовых последствий. Дееспособность физических лиц связана с достижением определенного возраста: дети до семи лет являются недееспособными, ограниченно дееспособными признаются несовершеннолетние с 7 до 18 лет, полностью дееспособность наступает по достижении 18 лет. Однако независимо от возраста дееспособность физических лиц может быть полностью или частично ограничена в связи с психическим заболеванием.

Правоспособными признаются также объединения и организации, являющиеся юридическими лицами. Возможность участия в гражданско-правовом обороте может быть предоставлена им только при наличии у них правоспособности в соответствии со ст. 9, 19 III Основного Закона. Получение юридическими лицами правоспособности осуществляется либо путем занесения их в общий государственный реестр, как в случае добровольного общества, либо путем занесения в торговый реестр, как в отношении имущественных товариществ (например, акционерных обществ или обществ с ограниченной ответственностью). Правоспособность юридического лица прекращается с его ликвидацией.

Понятие и виды сделок.

Субъекты права могут основывать свои правоотношения на сделках. Сделка не имеет определения в законе, но в доктрине ее определяют как акт, направленный на достижение определенного правового последствия. Необходимым составляющим сделки является хотя бы одно волеизъявление, направленное на достижение правового последствия (§ 116 - 144 ГГУ).

Как и российское, германское гражданское право подразделяет сделки на односторонние и многосторонние. Особенностью же германского права является разделение сделок на обязательственные и распорядительные <1>. Под обязательственной сделкой понимают сделку, направленную на "обязывание" к определенному результату, что предоставляет другому лицу право требования: основным примером такой сделки является договор купли-продажи, который обязывает продавца передать покупателю проданную вещь и право собственности на нее (§ 433 I 1 ГГУ). Однако право другого лица может обременяться обязательствами, изменяться или прекращаться через распорядительные сделки.

--------------------------------

<1> Так называемые Verpflichtungsgeschaft, Verfugungsgeschaft - Larenz / Wolf, Allgemeiner Teil des Burgerlichen Rechts, ab. 31 - 33, 35 - 37, s. 410 - 412.

 

В основном распорядительные сделки регулируются вещным правом. Примерами распорядительных сделок служат: передача собственности на движимое имущество (§ 929 - 931 ГГУ) или на недвижимое имущество (§ 873, 925 ГГУ), обременение права, например путем передачи в залог (§ 1205 ГГУ). Недействительность одной из сделок (например, обязательственной) не влечет непосредственно недействительность второй (распорядительной) сделки <1>. В этом случае для компенсации возможно применение норм ГГУ, в частности о неосновательном обогащении (§ 812 I 1 ГГУ).

--------------------------------

<1> Ruthers/Stadler, Allgemeiner Teil des BGB, абзац 14 - 16, с. 126 - 128.

 

Заключение договора.

Договор является одной из наиболее частых форм осуществления сделок <1>. Договором признается сделка, состоящая из двух или более направленных друг на друга и соответствующих друг другу волеизъявлений: оферты (§ 145 ГГУ) и акцепта (§ 146 ГГУ) <2>. В целом предусмотрена свобода выбора формы договора, если она напрямую не ограничена законом.

--------------------------------

<1> Kohler, BGB Allgemeiner Teil, абзац 5, с. 36.

<2> Brox/Walker, Allgemeiner Teil des BGB, абзац 77, с. 40.

 

Содержание оферты должно охватывать все необходимые условия договора, чтобы другой стороне договора достаточно было только согласиться на предлагаемые условия. Например, при договоре купли-продажи оферта должна содержать положения о предмете договора и цене или эти категории должны быть определяемыми через другие условия договора (§ 315 и сл. ГГУ). Если же акцепт содержит измененные условия договора, то он будет считаться новым "предложением", которое должно быть одобрено первым участником будущего договора (§ 150 II ГГУ). Кроме того, предусмотрена возможность осуществления акцепта договора путем непосредственного совершения действий, подтверждающих принятие договора. Молчание же только в исключительных случаях понимается как принятие договора, например если это подтверждается ранее существовавшими между сторонами договорными отношениями <1>.

--------------------------------

<1> Kohler, BGB Allgemeiner Teil, абзац 193, 195, с. 86, 87.

 

Обязательственное право.

Положения обязательственного права содержатся в основном во второй книге Германского гражданского уложения, что не исключает применения и возможности возникновения обязательственных отношений в силу положений, содержащихся в других книгах ГГУ (например, требование лица, нашедшего потерянную вещь, о вознаграждении за находку - § 971 ГГУ) и других действующих законах (в том числе и в Германском торговом уложении). Основной характерной чертой обязательственного права является регулирование отношений, возникающих, как правило, между двумя лицами, если хотя бы одно из них является обязанным выполнить действия, составляющие предмет обязательства, или защитить правовое благо кредитора.

Обязательственные отношения возникают, как правило, вследствие заключения договора, но возможны исключительные случаи возникновения обязательственного отношения и вследствие односторонней сделки, например, из публичного обещания вознаграждения (§ 657 ГГУ) или из завещательного отказа (§ 1939 ГГУ). Обязательства могут возникнуть также вследствие положений закона (например, противоправное поведение и последующее неправомерное обогащение).

Содержание обязательства либо определяется соглашением сторон, либо вытекает из положений закона. В договорных обязательствах предмет должен либо быть определен, либо иметь возможность быть определенным, т.е. даже если договор не содержит положений о предмете, месте, времени исполнения обязательства, должна быть возможность определить их путем толкования на основе других положений договора.

Одна из основополагающих категорий, касающихся содержания обязательства, содержится в § 1381, 242 ГГУ, согласно которым должник обязуется так выполнять обязательство, как требуют добросовестность взаимного доверия и тактичность в отношении норм поведения в обществе. Несмотря на то что эти нормы сформулированы в отношении должника, в судебной практике и доктрине подтверждается их применение к обеим сторонам обязательства <1>.

--------------------------------

<1> Brox/Walker, Allgemeines Schuldrecht, § 7, абзац 1, с. 74, Looschelders, Schuldrecht, Allgemeiner Teil, § 13, абзац 233, с. 82.

 

До тех пор, пока не предусмотрено личное исполнение обязательства в связи с его особенностями, возможны случаи исполнения обязательства не должником лично, а третьим лицом. Как правило, кредитор лично принимает исполнение обязательства и только с его согласия обязательство может быть использовано в отношении третьего лица. Что касается места исполнения обязательства, закон выделяет несколько возможных альтернатив: стороны могут определить место по своему усмотрению, если закон не содержит императивных положений; обязательство может быть исполнено по месту пребывания кредитора или по месту пребывания должника. Последнее признается правилом при отсутствии соответствующего соглашения сторон. В отношении времени исполнения различают моменты, когда должник может исполнить обязательство и когда он должен его исполнить, что, как правило, определяется соглашением сторон или в соответствии с конкретными обстоятельствами. ГГУ иногда предусматривает и диспозитивные положения, касающиеся времени исполнения обязательства (например, в отношении возврата по договору займа (проката) вещи - § 608 ГГУ).

Date: 2016-02-19; view: 1148; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию