Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Введение. Факультет медиакоммуникацийСтр 1 из 10Следующая ⇒
Факультет медиакоммуникаций
Департамент журналистики
КУРСОВАЯ РАБОТА На тему: «Сравнительный анализ блогосферы и расследовательской журналистики: фактчеккинг, ответственность, законодательное регулирование (на примере блога «РосПил» и газеты «Ведомости»)»
Студент группы № 246 Белякова Яна Романовна
Руководитель: Романова Ольга Евгеньевна, кандидат экономических наук, профессор департамента журналистики
Консультант: Серновец Мария Николаевна кандидат юридических наук, адвокат
Москва, 2014
Оглавление I. ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………......3 II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ – ГЛАВА ПЕРВАЯ: становление расследовательской журналистики в России и за рубежом…………………………………………….................8 – ГЛАВА ВТОРАЯ: анализ расследовательских практик блогера Алексея Навального и газеты «Ведомости»……………………………………....23 III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...36 IV. БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………………...38 V. СПИСОК ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ………………………………..40
Введение
Основная характеристика работы: Современное информационное пространство постоянно трансформируется под воздействием новейших технологий. К их числу можно отнести цифровые способы передачи и хранения данных, мобильную и спутниковую связь, однако главную роль в информационной революции XXI века сыграла Глобальная сеть Интернет, открывшая своим пользователям безграничные возможности для коммуникации и передачи информации.
С распространением Всемирной сети на территории России связано возникновение Интернет-СМИ и блогов ̶ интернет-дневников, электронных журналов событий. Характерными чертами блога стали публичность, расположенность к диалогу, открытой полемике читателя с автором, а также простота их использования. Для того, чтобы создать свой блог и добавить в него новую запись, пользователю нужно просто обратиться к веб-серверу и пройти процесс идентификации.
Любопытно то, что с возникновением и распространением блогов, любой человек, не имеющий журналистского образования и не работающий в СМИ, получил возможность попробовать себя в качестве журналиста – написать собственный материал и опубликовать его в своем блоге. В частности, эта тенденция коснулась и журналистов-расследователей. Теперь любой небезразличный к общественно-значимым проблемам гражданин мог провести свое собственное расследование: собрать всю необходимую по данному делу информацию, опросить его очевидцев и соучастников и сформулировать свои выводы.
Актуальность данного исследования определяется тем, что в условиях современной журналистики роль расследователей все чаще отводится не профессиональным журналистам, а блогерам, куда более заинтересованным в развитии какой-либо проблемы и имеющим куда более широкое поле для своей деятельности, нежели чем журналисты, ограниченные регламентами одного издания.
Причем до недавнего времени деятельность блогеров законодательно никак не регулировалась, в правовых актах не существовало понятий «блогосфера», «блог», «блогер». Поэтому в тех условиях Интернет выступал неким гарантом свободы слова. Блогеры-расследователи могли формулировать свои идеи в любой удобной для них самих форме, без оттисков цензуры, не нести ответственности за достоверность публикуемой информации. Однако в тот момент, когда тема данного исследования была уже утверждена, ситуация с законодательным регулированием блогосферы в России резко изменилась. 22 апреля 2014 года Государственная Дума РФ в третьем чтении приняла закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам упорядочения обмена информацией с использованием информационно-телекоммуникационных сетей". На практике данные изменения означали то, что теперь деятельность «популярных блогов» с ежедневной аудиторией более 3 тысяч посещений приравнивалась к работе СМИ.
Теперь все так называемые «популярные блогеры» обязывались исключить из своих публикаций призывы к терроризму, любую пропаганду экстремистских идей, данные о государственных тайнах, нецензурную брань; обеспечивать достоверность публикуемой информации; не допускать распространения информации о частной жизни граждан; соблюдать запреты и ограничения, связанные с выборами; не нарушать права и интересы граждан и организаций, не очернять их деловую репутацию.
Новый закон вызвал огромный интерес общественности к проблемам СМИ и блогосферы, к соотнесению данных понятий. Соответственно, с принятием нового закона заметно увеличилась и актуальность моего исследования.
Степень научной разработанности выбранной мною темы характеризуется тем, что на данный момент Интернет является относительно новым, не до конца изученным и постоянно изменяющимся пространством, в котором статус журналиста становится все более размытым. Поэтому на сегодняшний день существует крайне мало трудов, посвященных изучению блогосферы, анализу деятельности блогеров с точки зрения расследовательской журналистики, методов их работы и способов воздействия на читателя. Данный факт определяет научную новизну моего исследования.
Его теоретическую базу составляют труды в области зарубежной и отечественной расследовательской журналистики, а также работы, посвященные истории развития русскоязычного Интернета и тем серьезным изменениям, которые Всемирная сеть вносит в общество. Главным печатным теоретическим пособием данной работы является книга Александра Алексеевича Тертычного «Расследовательская журналистика», в которой он обобщил и доступно изложил весь опыт как зарубежного, так и российского расследовательства, а также обозначил расследовательские структуры в современных СМИ России.
Объектом данного исследования стала расследовательская деятельность газеты «Ведомости» и известного общественного деятеля, блогера Алексея Навального.
Предметом исследования были выбраны методы, которыми пользуются журналисты и блогеры в процессе расследования того или иного дела, их степень вовлеченности в процесс, инициативности, взаимодействия друг с другом.
Хронологическими рамками исследования является период с 2007 по 2014 годы, когда Интернет-сообщество в России начало активно расширяться, а блогосфера стала понемногу вытеснять печатные издания с медиарынка. Однако теоретическая база исследования гораздо шире: она охватывает период с середины XIX века по настоящее время.
Цель исследования состоит в детальном изучении предмета исследования, а также в утверждении выдвигаемой рабочей гипотезы.
Рабочая гипотеза исследования формулируется следующим образом: с развитием Интернет-технологий, блогосферы в частности, деятельность журналистов-расследователей обесценивается, так как инициаторами расследований и первоисточниками информации становятся блогеры. Данная тенденция обуславливается тем, что возможность поиска информации в режиме онлайн и привлечения к расследованию волонтеров и свидетелей по средствам Интернета заметно упрощает процесс расследования. Таким образом, формируется такая медийная остановка, в которой блогеры становятся расследователями, а СМИ лишь информаторами.
На основе гипотезы определяются следующие конкретные задачи исследования:
- рассмотреть расследовательский опыт зарубежных и отечественных СМИ, заложивших основы современной расследовательской журналистики; - проанализировать ряд публикаций блогера Алексея Навального: мотивы, побудившие его к расследованию данной проблемы; методы расследования; способы привлечения общественного внимания к проблеме и воздействия на читателя (эмоциональные, лексические и пр.); - установить, какую роль в том или ином расследовании играла газета «Ведомости» (инициировала ли собственное расследование, содействовала ли блогеру или занималась лишь информационным освещением дела и пр.); - сделать выводы на основе проведенных анализов; - определить, соответствуют ли полученные выводы выдвигаемой рабочей гипотезе.
В основу методологии данного исследования положены принципы анализа, сравнения, сопоставления, классификации, дедукции и обобщения. Использованы методы исторического и сравнительного анализа; а в процессе сбора и систематизации эмпирического материала был проведен контент-анализ публикаций в ряде Интернет-СМИ и блогов.
Эмпирическая база исследования в первую очередь состоит из опубликованных в блоге постов Алексея Навального, архива публикаций газеты «Ведомости», а также множества публикаций российских и зарубежных журналистов-расследователей, которые на сегодняшний день стали частью истории мировой журналистики.
Цели, задачи и рамки исследования определили его структуру.
Date: 2015-12-12; view: 556; Нарушение авторских прав |