Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Лабиринт. Двое глубоких стариков сидят в чайном павильоне постройки восемнадцатого века
Двое глубоких стариков сидят в чайном павильоне постройки восемнадцатого века. Изящное строение из сандалового дерева, украшенное фигурками тепаномов – посланцев небес, погруженных в молитву. Павильон стоит на берегу озера миндалевидной формы, заросшего цветами лотоса и подернутого тонкой пленкой зеленых водорослей. В воздухе пахнет жасмином. Этот павильон привезли сюда из одного древнего города высоко в горах – разобрали по планочкам и аккуратно собрали опять. Двое стариков пьют чай и любуются на восходящее солнце. Они наслаждаются предрассветной прохладой, которая через час‑другой сменится душной и жаркой прохладой бангкокского лета. – О, – говорит принц нараспев, – замечательное было время. Мы были тогда молодыми и полными сил. Тебе нравится этот фарфор, да, Фрэнсис, нравится? Я распоряжусь: тебе подберут сервиз. Да, все мы, старые аристократы, выродились в гончаров и бизнесменов… мой племянник ведет дела с американцами. У него представительство в Лос‑Анджелесе или где там, не помню. Локк помнит, что Пратна всегда говорил по‑английски как настоящий кембриджец, без малейшего акцента. – Зачем ты меня пригласил сюда, Пратна? Я тебя знаю, хитрого лиса. Ты никогда ничего не сделаешь просто так. Тем более что ты объявился после шестидесяти лет молчания. Он отпил чаю. Яркая рубашка из тайского шелка, которую он обнаружил у себя на покрывале – деликатный подарок хозяина дома, – сидела на нем как влитая. Но он все равно себя чувствовал неуютно. Без галстука ты все равно что голый. Принц как будто не слышал вопроса. Он продолжал свою хвалебную песнь старому доброму времени. – Во времена абсолютной монархии мы были хозяевами у себя в имении… можно было любого заковать в цепи и высечь… а теперь страна явно пришла в упадок. Профсоюзы, подумать только! Свобода печати и слова! Что они, интересно, еще придумают?! – Он передернул плечами. Локк так и не смог понять, шутит принц или нет. Ему было странно смотреть на старого приятеля: Пратна практически не изменился с годами и выглядел чуть ли не так же, как в Кембридже или даже в Итоне, когда они по ночам убегали на кладбище при школьной часовне и там рассказывали друг другу страшные истории или мучали кошек… из глубин памяти всплыли воспоминания детства. …они сидят, прислонившись спиной к могильному камню. Глаза мальчика‑принца сверкают безумием в ярком свете луны. Только что они размазали кровь у себя по лицам и, нервно посмеиваясь, поклялись друг другу в вечной и преданной дружбе. Принцу, который был слишком маленьким и низкорослым для форменных школьных фраков, приходилось ходить в унизительных куцых итонских пиджачках, отделанных плетеной тесьмой – то ли лакейского, то ли вообще циркового вида, – с огромными белыми накрахмаленными воротниками. На фоне этих высоких воротников его маленькая круглая голова казалась желтушным стеклянным шаром. Он что, начал лысеть еще в школе? Нет, тогда он точно не был настолько похож на Будду… воспоминания были смутными… но теперь принц был лысым как колено. Зато у него на лице почти не появилось морщин. Локк уныло провел рукой по своей сморщенной щеке. Он знал, что время обошлось с ним жестоко. Старость бывает по‑своему красивой, а бывает совсем безобразной. Вот его старость обезобразила. Он весь как будто усох и сморщился, у него выпали зубы, лицо стало рябым – в старческих пятнах – и руки тоже покрылись пятнышками, как сухие листья. – Так о чем я? – продолжал Пратна. – Ах да. Почему я тебя пригласил сюда и даже пошел на расходы, оплатил тебе билет и все прочее… кстати, с билетом не было вообще никаких проблем. Мой кузен – председатель Тайских международных авиалиний. Но ты, наверное, уже догадался. Боги Хаоса, Фрэнсис. Боги Хаоса. Локк испуганно вздрогнул. – Боюсь, я не помню. – Ты все помнишь прекрасно. Воспоминания нахлынули и смутили. Какие‑то жуткие ритуалы и посвящения, часто – жестокие и извращенные. А потом – эта девушка из «Медного котла». Невзрачная официантка, которую обольстил лживый студент‑красавец. Затащил в часовню, убил. Потом – эта страшная тварь. Волк, сотканный из тьмы… – Я не хочу даже думать о Богах Хаоса. Я вообще не понимаю, зачем ты завел разговор о наших юношеских… безумствах. Я прожил благопристойную жизнь, у меня взрослые дети… – Которые вышвырнули тебя из поместья, неблагодарные, как и все вы, на западе. – Принц сжал руку Локка. – Благопристойную жизнь, говоришь… но признайся: жизнь‑то была пустая. Скажи мне правду. Пустая. В твоей жизни не было ничего, что даже близко могло бы сравниться с возбуждением тех дней. Разгул страстей, игра с огнем тьмы… мы были вместе. Мы были едины. Мы, Боги Хаоса. Это была настоящая близость. Что мы творили, ты вспомни! И в ту последнюю ночь, когда нам явился этот ужасный дух… ведь ты ничего не забыл. И идея была твоя, Фрэнсис. Тебе хотелось кого‑то убить. – Да! Да! Но это было шестьдесят лет назад, а теперь я уже старый. – Опустошенный. Холодный. Твоя душа выгорела дотла. – Откуда ты знаешь? – Потому что я сам такой же! – Лицо принца Пратны оставалось невозмутимым. Он хлопнул в ладоши. Слуги в белых рубахах и синих шароварах вползли в комнату на четвереньках и принялись молча убирать со стола. Поначалу Локк поражался всем этим церемониальным поклонам и ползанию на четвереньках по полу, но ему быстро объяснили, что это – обычная дань уважения персонам ранга и положения Пратны и не считается чем‑то унизительным. Самого Пратну иногда призывали ко двору (хотя теперешние правители старались по возможности игнорировать своего своенравного и капризного родича, которого даже немного стыдились), и там было много таких людей, перед которыми ползал он сам. Он вечно брюзжал, что когда‑нибудь точно надорвет спину или схлопочет грыжу, но традиции есть традиции. Локк понимал, что принц еще не сказал ему самого главного, и ждал, когда тот отбросит всякие экивоки и перейдет к делу. Он приехал сюда две недели назад. В аэропорту его ждал золоченый «мерседес» с личным гербовым щитом принца Пратны. Его повезли мимо дворцов и пагод, по забитым машинами улочкам, которые почему‑то вызывали ассоциации с густым сиропом, растекшимся вокруг муравейника. Мимо грязных каналов с черной водой. Мимо храмов, сияющих и как будто бесцветных, роскошных и на удивление скромных, величественных и совершенно убогих. В этот дворец – остров спокойствия и безмятежности в городе зрелищ и суеты. – Что было, то было, – говорит Локк. – Но по прошествии стольких лет… можно считать, что их вообще не было, Богов Хаоса. Мы прожили благопристойную жизнь, мы с тобой. – На поверхности – да. Принц Пратна встает. Локк идет следом за ним. Они выходят в сад. Кусты подстрижены в виде русалок, которые нежатся в море из роз. Искусственные земляные насыпи скрывают большую часть высокой бетонной стены, утыканной сверху битым стеклом. Солнце уже взошло. Жара становится нестерпимой. – Но я, увы, человек развращенный и до сих пор провожу свою жизнь в погоне за всевозможными удовольствиями. Сейчас я тебе покажу. Они подошли к филигранной изгороди из плетеных прутьев с воротами на висячем замке. – Сад внутри сада… Хотя Пратна не отдавал никаких приказов, старый привратник с ключом вышел из густых зарослей роз. Он шел согнув спину, чтобы его голова не была выше головы принца. Ворота открылись. Локк и Пратна вошли. Там было прохладнее, чем снаружи. Эта часть сада была сильно затенена переплетенными кронами низких корявых деревьев, привезенных сюда из Японии. Зеленый кустарник высотой в человеческий рост рос по обеим сторонам тропинок, образуя зеленые коридоры. На кустах висели плетеные корзины с роскошными орхидеями: лиловыми и пурпурными, бледно‑сиреневыми и ослепительно белыми. На развилках тропинок стояли высокие вазы из блестящего черного камня с рельефными изображениями драконов в яростном совокуплении. Пратна шел, лишь слегка отдуваясь. Локк слегка подотстал. – Ну вот, – сказал Пратна. – Добро пожаловать в мой лабиринт чувственных наслаждений. Они прошли дальше в глубь лабиринта. Теперь слева и справа открывались проходы в зеленые комнаты со стенами и потолком из листьев. Полы были устланы отполированным тиковым деревом, или тигриными шкурами, или мягкими персидскими коврами. В каждой комнате были красивые женщины. По одной или по две. Одна из них – миниатюрная, с золотыми волосами – улыбнулась Локку и быстро отвела взгляд. – Я уже потерял всякую ориентацию, – сказал Локк. – Где мы и что здесь вообще происходит? Мимо пробежал голый карлик, спеша по каким‑то своим делам. В одной из комнат две лесбиянки нежно любили друг друга на ложе из шкур; в следующей комнате четверо или пятеро мужчин и женщин сплетали изменчивые узоры из слитых в экстазе тел. Принц постоял пару минут, глядя на это действо и улыбаясь краешком рта. Но улыбка была печальной. Дальше в глубь лабиринта – в царство темных и извращенных фантазий. Позолоченный саркофаг на каменном постаменте. Кнуты и плети в корзине для орхидей. И наконец – похоже, что в самом центре этого сада эротических грез, творения Пратны, – круглая комната с полом из низкой густой травы. В центре комнаты – фигура, обозначенная фигурно выстриженным кустарником. Фигура, которую они рисовали углем на полу тогда, в Кембридже. Пентаграмма. – Ха! – усмехнулся принц. – Ты тоже чувствуешь ее силу, правда? Страшную и притягательную, ну признайся. Ну вот, мы пришли. Давай встанем туда. – Он легко перешагнул через низенькие кусты и встал точно в центре пентаграммы. – А теперь я скажу, зачем пригласил тебя сюда. – Хорошо, – сказал Локк с сомнением. – Ты веришь в… кармические узлы? Поворотные точки, перекрестки в пространстве и времени, где жизни людей должны неминуемо пересечься? – Нет. – Наглый лжец. Иди сюда, встань в запретный круг. Локку было не по себе. Но любопытство все‑таки пересилило страх. Он шагнул внутрь пентаграммы. – Ну вот, – сказал Пратна. – Я знал, что ты не испугаешься. В конце концов, именно ты, единственный из всех нас, не побоялся убить беззащитную женщину, связанную. – Никогда больше не напоминай мне об этом! – взбесился Локк. Принц рассмеялся этаким демоническим смехом. – Как говорит мой астролог… – начал он, и Локк вспомнил, что именно так всегда и начинались их игры. Тогда, шестьдесят лет назад. – …пришло время воссоединения. Они все собираются тут: Терренс, Стрейтон, даже Мьюриел Хайкс‑Бейли. Все, кто еще не умер. Впрочем, мы все очень скоро умрем. Я собираюсь позвать даже тех двух прислужников, Майлса и Оулсвика. – Насколько я знаю, Майлс теперь достаточно известный дирижер, – сказал сэр Фрэнсис. – Не знаменитый, но все же известный, что тоже неплохо. А вот Оулсвика уже нет в живых. – Он никогда не признался бы в этом Пратне, но он много лет собирал досье на всех Богов Хаоса. Как будто всегда знал, что им суждено встретиться вновь. – Но я все равно не понимаю, зачем… – Оглянись вокруг. Ты не заметил, что в этом саду наслаждений все такое… слегка безучастное, неживое? – Ну, атмосфера изысканного декаданса… что‑то в этом определенно есть, но тебя это, похоже, не радует. – Я просто пресыщен. На самом деле у меня уже десять лет не стоит. – Силы небесные! – Сэра Фрэнсиса слегка покоробила эта вульгарная фраза. – Нет. Небеса тут ни при чем. Теперь меня если что и возбуждает, то только те вещи, которые будят все темное в человеке. Уродство. Увечья. Болезни. Я пресытился красотой. Она мне надоела. Она мне скучна. Может быть, это только закономерно, что я последнее время чувствую неодолимую тягу… познать плотские наслаждения с… – Боже правый, дружище! – Только не говори мне, что тебя никогда не тянуло к чему‑то такому. А теперь мы уже старые, старые, старые. Мы скоро умрем. До каких пор мы должны себя сдерживать?! Сколько можно стесняться своей природы?! Я хочу, чтобы все было как раньше… когда мы были детьми! Через круглую комнату прошла статная женщина‑альбиноска с ярко выраженными африканскими чертами. Она бегло взглянула на двух стариков своими розовыми глазами и скрылась в тенистом проходе в зеленой стене. – Это Лола, – сказал Пратна. – Моя последняя. Я перепробовал всех и вся. Девушек, мальчиков, собак и кошек, карликов и великанов, кошмарных уродцев… цепи, кнуты… всё! Иногда я возбуждаюсь на секунду‑другую, а потом – ничего. Ничего. Такое впечатление, что меня нет вообще. А ведь когда‑то мы кое‑что собой представляли? Когда мы были Богами Хаоса, мы были и вправду почти как боги! Да. Именно так. Локк знал, о чем говорит его старый приятель. У него в душе – где когда‑то были какие‑то устремления, любови и страхи – теперь поселилась, гнетущая пустота, ноющий холод. Он превратился в опустошенного и уродливого старика, для которого все давно кончилось и который так и не испытал всего, что хотел испытать. Сейчас он себя ненавидел, пусть даже и понимал, что Пратна умело использует эту ненависть, чтобы манипулировать им и заставлять подчиняться… прошло столько лет, но ничего не изменилось. Вообще ничего. Он молча ждал продолжения. – Но как бы там ни было… мой астролог говорит, что время пришло. И вот еще что. Моя внучка Премкхитра учится в Америке. На прошлой неделе я подучил от нее письмо. Все девочки в пансионе сходят с ума па этому новому рок‑певцу, совсем молодому мальчишке по имени Тимми Валентайн. Они все влюблены в него до безумия. Ну, детишкам нужны кумиры. В этом нет ничего плохого. Но внучка прислала мне текст его новой песни… как это у них называется… хит. Так вот, там поется, что люди – как поезда. Жизнь каждого – это рельсы, протянутые сквозь время, но иногда пути нескольких пересекаются в одной точке в самый глухой час ночи, и этот узел, где сходятся все пути, как вампир, выпивает людские души. Красиво, правда? – В твоем изложении это действительно интригующий образ. И особенно, – Локк с отвращением сморщился, – для новомодного поп‑музыканта. Но я не вижу, при чем тут… – Ты просто не слушаешь, что я тебе говорю, старик. Ты что, постепенно впадаешь в маразм? Я тут перед тобой распинаюсь. Говорю о кармических узлах… мы скоро умрем, мы все… и я хочу свести наши пути к одной точке, к последнему пересечению, прежде чем наши души будут допиты до дна… нет никакой жизни за гробом! Смерть – это конец. Придет день, и мое бездыханное тело положат на погребальный костер, и скучающая персона королевских кровей поднесет факел к сухому дереву, и сотни льстецов‑подхалимов в последний раз падут ниц, хотя в этот самый момент уже будут делить в уме мое имение, мои коллекции, даже этот крошечный дворец. Я не хочу просто сидеть и ждать, когда это случится. Я хочу грандиозный спектакль! Причем сейчас, пока я еще жив! – А разве тебе недостаточно этого сада? – О Фрэнсис, ты такой скучный… куда подевалось твое сумасбродство?! Вспомни, каким ты был… необузданным, диким. Вспомни нашу последнюю мессу в часовне. Между прочим, твоя идея. Если ты вдруг забыл. Нож, вонзившийся в дрожащую плоть… тонкие струйки мочи и крови… одуряющий запах ладана и горящей плоти… обряд, составленный из фрагментов древних манускриптов из университетской библиотеки… и волк… или некая тварь в виде волка, сотканного из темноты. – Дух, которого мы призвали. – Принц словно прочел мысли Локка. – Не было никакого духа! – прошептал Фрэнсис. – У нас просто воображение разыгралось! Я не помню каких‑то духов! Я вообще ничего не помню. – Ты все помнишь, Фрэнсис. И тебе снятся кошмары о том, что было. Ты просыпаешься посреди ночи в холодном поту. Ты просыпаешься от своих криков. – Нет! – Послушай, Фрэнсис. Ты помнить ту клятву, которую мы с тобой дали друг другу на кладбище за школьной часовней в Итоне, когда луна было полной, а нам с тобой было четырнадцать лет? Я помню. Это было в день летнего солнцестояния. Казалось, что солнце вообще никогда не зайдет. Я тогда жил совсем рядом с часовней, в большом доме с садом, где были дорожки, вымощенные булыжником, а фасад был украшен гипсовыми фигурами каких‑то греческих героев. Так что я лишь перешел через улицу и ждал тебя там. А ты был стипендиатом и жил в пансионе при школе, и тебе надо было уйти незаметно. По галерее, через внутренний дворик, по ступенькам, где мы играли в «пятерки» [11]. Ты достал старенький перочинный ножик, весь в пятнах ржавчины, и разрезал себе палец до крови, и мы поклялись… Воспоминания нахлынули неудержимо. Локк как‑то разом сник и разрыдался, пряча лицо в ладонях. Да, это правда. На протяжении шестидесяти лет ему снятся кошмары про волка‑оборотня. И кто они с Пратной теперь? Два дряхлых, отживших свое старика, которые плачут друг у друга в объятиях Один плачет навзрыд, беспомощно, как дитя. Второй – безмолвно, как будто даже излитие слез – это действо, требующее филигранных расчетов – Дух… или какое‑то существо, которого мы призвали своим ритуалом, – говорит принц, и теперь глаза у него сухие. – Я хочу его разыскать. Где‑то он должен быть. Должен. Потому что иначе как объяснить его страшную власть над нами?! Ведь он до сих пор нас преследует, до сих пор… Может быть, я его уничтожу. Может быть, буду его любить, стану его преданным учеником или рабом – что угодно, только не эта жизнь в призрачных грезах, в неуловимых тенях… Где‑то очень далеко зазвонил телефон. – Вот так всегда, – сказал Пратна. – Жизнь продолжается, несмотря ни на что. Ладно, вернемся в дом. Локк вытер глаза подолом шелковой рубахи. Такого прелестного ужаса – сочного и пленительного – он не испытывал шесть десятков лет. Может быть, в нем еще есть вкус к жизни. Все‑таки есть. – Кстати, мой сад наслаждений – к твоим услугам, – как бы между прочим заметил Пратна. – В любое время. Или, если тебе так удобней, к тебе в спальню пришлют кого скажешь. – Да, пусть лучше пришлют. Возбуждающая обстановка – это, конечно, весьма изысканно, но в моем возрасте люди предпочитают комфорт. – Локк никогда бы не признался, что в последние годы все его романтические приключения сводятся лишь к умеренно буйным фантазиям с редкими обращениями в одно респектабельное и дорогое лондонское агентство. Он помолчал и добавил, как будто эта мысль пришла ему в голову только что и совершенно случайно. – А можно мне… альбиноску… – Ну разумеется, старина. – Принц насмешливо скривил губы. – А теперь… о небеса, этот проклятый телефон! Принц повел Локка из лабиринта другой дорогой. Телефон все звонил и звонил. Интересно, подумал сэр Фрэнсис, кто из Богов Хаоса проявился на этот раз.
Date: 2016-02-19; view: 351; Нарушение авторских прав |