Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие и условия взыскания исполнительского сбора





 

Понятие исполнительного сбора впервые введено в действующее российское законодательство Федеральным Законом «Об исполнительном производстве».

Исполнительский сбор это новый для нашего законодательства и практики принудительного исполнения исполнительных документов исполнительный вид имущественной ответственности, применяемый к неисправному должнику, который в установленный срок добровольно не выполнил требования исполнительного документа без уважительных к тому причин. Согласно ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве» в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, установленный для добровольного исполнения указанного документа, судебный пристав-исполнитель выносит постановление, по которому с должника взыскивается исполнительский сбор в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее 500 рублей. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор взыскивается с должника-гражданина в размере 500 рублей, с должников-организаций – 5000 рублей.

Исполнительский сбор, взыскиваемый согласно ст. 112 Закона «Об исполнительном производстве» в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, установленный для добровольного его исполнения, требует определения правовой природы.

Что касается исполнения актов арбитражного суда, то, судебные приставы-исполнители в основном исполняют те решения по имущественным спорам по взысканию денежных средств, которые не могут

быть исполнены из-за отсутствия денежных средств на счетах должника. Ясно, что добровольно исполнить решение суда должник не может, что отсутствие на счетах денежных средств вполне уважительная причина, учитывая общую экономическую ситуация в стране. Так какой же смысл заложил законодатель в ст.9 Закона «Об исполнительном производстве», предписывающую должнику в пятидневный срок добровольно исполнить требования исполнительного листа по указанию судебного пристава-исполнителя? Должник не мог его исполнить добровольно и за более длительный срок. Да и принудительно такие требования на практике исполняются месяцами, а то и годами. Однако по истечении пятидневного срока требования исполняются принудительно со взысканием исполнительского сбора. А исполнительский сбор - это плата за осуществляемые действия по исполнению судебного акта или санкция за неисполнение решения суда в добровольном порядке?

Выяснение данного вопроса весьма важно. Если это плата за услуги, оказываемые судебным приставом-исполнителем по реализации имущества во исполнение требований исполнительного листа, она должна взыскиваться лишь после реального оказания услуг. Практике Арбитражного суда Воронежской области, например, известны случаи, далеко не единичные, когда после возбуждения исполнительного производства судебный пристав-исполнитель никаких действий не осуществлял, стороны сами договорились об исполнении и взыскатель отозвал исполнительный лист без исполнения, но, тем не менее, исполнительский сбор судебным приставом-исполнителем был взыскан[20]. Такие действия абсолютно неправомерны.

Данное мнение, о том, что исполнительский сбор - это плата за совершение по отношению к должнику юридически значимых действий совершенно неправильное, не основанное на законе. Смешивая два различных по своей природе установления - исполнительский сбор и вознаграждение, выплачиваемое судебному приставу-исполнителю за реальное и своевременное исполнение исполнительного документа из средств исполнительского сбора, аккумулированных во внебюджетном фонде развития исполнительного производства, некоторые практики утверждают, что взыскание исполнительского сбора будет правомерным лишь в том случае, если за ним последовали активные действия судебного пристава-исполнителя по принудительному исполнению исполнительного документа. Между тем отсутствие активных действий судебного пристава-исполнителя, его бездеятельность-это основание к лишению его вознаграждения, к дисциплинарной ответственности, но не к признанию незаконности взыскания исполнительского сбора.

Исполнительский сбор не является платой судебным приставам за исполнение,а представляет собой правовой инструмент правового воздействия на должников в исполнительном производстве, который побуждает своевременно и в полном объеме исполнять требования судебных актов и актов иных уполномоченных органов[21].

Исполнительский сбор является своеобразной штрафной санкцией, которая применяется к должнику в случае неисполнения им исполнительного документа, без уважительных причин в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для добровольно исполнения указанного документа.


Исполнительский сбор сочетает в себе свойства трех платежей в доход государства: сбора, пошлины и штрафа, однако ни к одной из них в полной мере не относится.

Исполнительский сбор отличается от предусмотренного ст. 8 Налогового кодекса определения сбора, согласно которому «под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий». Принудительное исполнение решения суда действительно является юридически значимым действием, совершаемым уполномоченными органами и:

- во-первых, принудительное исполнение совершается не в интересах
плательщика сборов (должника);

- во-вторых, уплата исполнительского сбора не является условием
совершения действий по исполнению решений суда. Скорее,
наоборот: при уплате исполнительского сбора юридически значимых
действий совершаются вопреки интересам плательщика, и сами
являются основанием к уплате сбора.

Исполнительский сбор более соответствует определению, данному в ст. 333.16 НК РФ, где указано, что под государственной пошлиной понимается установленный настоящим законом обязательный и действующий на всей территории Российской Федерации платеж, взимаемый за совершение юридически значимых действий уполномоченными на то органами или юридическими лицами. Вместе с тем, существуют, по крайней мере, два отличия исполнительского сбора от пошлины:

во-первых, пошлина уплачивается плательщиком самостоятельно и добровольно, тогда как исполнительский сбор взыскивается в принудительном порядке;

во-вторых, основанием к совершению уполномоченными органами юридически значимых действий, оплачиваемых пошлиной, являются правомерные действия плательщика, например, подача искового заявления. Основанием к совершению юридически значимых действий, оплачиваемых исполнительским сбором, являются противоправные действия плательщика-неисполнение решения суда.

Принудительный порядок взыскания исполнительского сбора при неправомерном поведении должника придает сбору характер правовой санкции, что сближает его со штрафами (ст.330 ГК). Однако если наложение штрафа не подразумевает дальнейшее совершение юридически значимых действий органом, наложившим штраф, то вынесение постановления о взыскании и исполнительского сбора обязывает службу судебных приставов принудительному осуществлению исполнительных действий. Кроме того сбор, в отличии от штрафа, носит целевой характер. Это следует не только из его названия, но и из порядка распределения. Взыскание исполнительского сбора не ставит целью компенсацию расходов службы судебных приставов, как этот вопрос решается при возмещении расходов по совершению исполнительных действий.

Таким образом, видно, что исполнительский сбор представляет собой
самостоятельное понятие в российском праве и может быть определен как
денежная сумма, взыскиваемая с должника в принудительном порядке в
качестве санкции за неисполнение решения суда и направляемая на
совершение действий по принудительному исполнению[22].


Автор считает, что исполнительский сбор это штрафная санкция, применяемая к должнику в случае неисполнения им исполнительного документа в срок установленный судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения данного документа.

Исполнительский сбор - обязательный процессуальный элемент принудительного исполнения, обеспечивающий эффективность регулирования исполнения в установленные сроки. По своей сути, он выполняет следующие основополагающие функции:

- компенсационную (компенсирует затраты по принудительному производству);

- стимулирующую (обеспечивает посредством финансовой санкции своевременность исполнения должником исполнительного документа);

- обеспечивающую (обеспечивает ресурсные основания развития
службы судебных приставов).

В рамках нового исполнительного законодательства этот сбор представляет собой элемент исполнительного механизма, значительно отличающийся по структуре и назначению от существовашего ранее на основе соответствующих норм ГПК РСФСР[23] аналога. По старому законодательству он предназначался для регулирования вопросов по компенсации затрат на исполнительное производство (почтовые, транспортные на связь и тому подобные расходы) и на обеспечение его развития (материально - техническое, организационное, методическое, информационное и тому подобное обеспечение). Ранее он выполнял лишь стимулирующую функцию и расходовался на вознаграждение судебных приставов.

Нынешний исполнительский сбор представляет собой основу ресурсного обеспечения и единственный пока его источник, без которого немыслимо становление и дальнейшее развитие службы судебных приставов как эффективного регулятора исполнительного производства. Возникшие в правоприменительной практике трудности по его взысканию - это не только проблемы законности, но и центральная проблема жизнеспособности еще не окрепшего нового исполнительного органа.

Служба судебных приставов - орган принудительного исполнения справится с задачами, имеющими государственную значимость, лишь в случае использования всех элементов принуждения, предусмотренных Законом, включая и стимулирование своевременности исполнения через взыскание исполнительского сбора. Исключение каких-либо элементов из механизма исполнения - тупиковый путь, он приведет к обесцениванию судебных решений и превращению территориальных подразделений службы судебных приставов в места складирования исполнительных документов.

Исполнительский сбор может быть взыскан лишь при наличии следующих условий:

1. должник добровольно не исполнил требование исполнительного документа в срок (не более пяти дней) установленный судебным приставом-исполнителем в постановление о возбуждении исполнительного производства и исчисляемый со дня получения его должником.


По смыслу ФЗ «Об исполнительном производстве» под добровольным исполнением в исполнительном производстве понимается самостоятельное исполнение должником требований исполнительного документа в установленный судебным приставом-исполнителем срок до применения к нему государственно-властного принуждения в виде мер принудительного исполнения.

При поступлении исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия или воздержаться от их совершения, который соответствует требованиям ст. 21 ФЗ «Об исполнительном производстве» и соблюден срок его предъявления к исполнению, судебный пристав-исполнитель обязан, в соответствии с требованиями ст. 30 Закона «Об исполнительном производстве», возбудить исполнительное производство и установить должнику срок добровольного исполнения не более пяти дней[24].

Если судом не постановлено немедленное исполнение, то в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливается срок для добровольного исполнения и разъясняется, что в случае неисполнения исполнительного документа будет взыскан

исполнительский сбор в размере пяти (с гражданина) и пятьдесят (с организации) минимальных размеров оплаты труда по совершению исполнительных действий.

Вопрос о сроке для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, содержащихся в исполнительном документе, не урегулирован должным образом, в связи с чем факты незаконного взыскания исполнительского сбора в деятельности службы судебных приставов носят распространенный характер. Такой срок не должен превышать 5 дней со дня возбуждения исполнительного производства. В случае неисполнения этого документа без уважительных причин в установленный срок с должника взыскивается исполнительский сбор в размере семи процентов от подлежащей взыскиванию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее 500 рублей.

Анализ действующего гражданского законодательства (гл.45, 46 ГК РФ) свидетельствует о том, что предусмотренный ФЗ «Об исполнительном производстве» срок добровольного погашения задолженности недостаточен для ее осуществления. Так в соответствии с п.2 ст.846 ГК банк обязан по распоряжению клиента выдавать или перечислять со счета денежные средства клиента не позднее дня, следующего за днем поступления в банк соответствующего платежного документа, если иные сроки не предусмотрены законом, изданными в соответствии с ним банковскими правилами или договором банковского счета.

Общий срок безналичных расчетов не должен превышать двух операционных дней в пределах субъекта РФ, пяти операционных дней в пределах РФ[25]. В тоже время, поскольку под термином «день» понимается «банковский» или «операционный» день, на практике платежные документы исполняются банками, в лучшем случае, в течение трех дней.

Срок добровольного погашения долга еще более может затянуться в случае, если к осуществлению банковской операции привлечены другие банки в порядке ст. 865 ГК. Поскольку обязанность должника добровольно погасить задолженность перед взыскателем считается выполненной с момента зачисления денежных средств на счет получателя, в установленный ст. 112 Закона «Об исполнительном производстве» срок невозможно (даже при наличии денежных средств) добровольно погасить долг.

Нарушаются требования ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве» об установлении должнику срока для добровольного исполнения не более пяти дней. В Кировском подразделении судебных приставов судебный пристав — исполнитель предложил председателю ТОО «Марьяновское» добровольно исполнить судебное решениео взыскании имущественного пая в пользу Трушкова спустя год после возбуждения исполнительного производства и спустя 7 месяцев после описи имущества указанного ТОО, причем в своем предложении от 18 сентября 1998года судебный пристав — исполнитель указал конкретный срок добровольного исполнения - 30 сентября 1998года, но так как судебное решение ТОО исполнено не было, направила повторное предложение, в котором установила новый срок добровольного исполнения[26].

В.Г. Бабиев разъясняет, что исполнительный документ, по которому было возбуждено исполнительное производство и который после этого направляется (передается) в другую службу судебных приставов для исполнения, должен быть принят к исполнению. При этом повторное возбуждение исполнительного производства Законом не предусмотрено, и, следовательно, добровольный срок также не может быть представлен повторно[27].

Существуют различные точки зрения относительно момента, с которого исчисляется срок добровольного исполнения исполнительного документа.

Л.В. Белоусов считает, что этот срок исчисляется со дня получения постановления о возбуждении исполнительного производства должником (именно так решается вопрос о сроке ареста имущества должника согласно ст. 80 ФЗ «Об исполнительном производстве»), причем с применением аналогии закона первым днем установленного срока должен считаться день, следующий за днем получения постановления, а если последний день срока падает на рабочий день, днем окончания срока должен считаться следующий за ним первый рабочий день (ст. 100, 101 ГПК[28], п. 3 ст.96, п.1 ст.97 АПК[29])[30].

Представляется, что исчисление срока со дня возбуждения исполнительного производства применима только к случаю вручения должнику постановления об этом в день его вынесения.1

Главный судебный пристав Московской области Александр Долин и старший судебный пристав города Реутова Сергей Ковалюк обращают внимание на то, что в ФЗ «Об исполнительном производстве» ужесточены правила исчисления процессуальных сроков на добровольное исполнение должником исполнительного документа. В отличие от общих норм ГПК РФ, регулирующих процедуру добровольного исполнения, в исполнительное законодательство введено исчисление указанного срока с момента вынесения судебным приставом - исполнителем постановления о возбуждении исполнительного производства, а не с момента уведомления должника. При этом предоставляемый для добровольного исполнения срок не может превышать пяти дней. Такой подход к процедуре добровольного исполнения подтверждает смещение акцентов в сторону принудительного исполнения. В первую очередь это касается тех исполнительных документов, которые не исполнялись в течении длительного времени до момента поступления их в службу судебных приставов[31].

Необходимо учитывать, что в ФЗ «Об исполнительном производстве» (ст.9 Закона) представлены две схемы возбуждения исполнительного производства. В отличие от приведенной схемы, определяемой требованиями п.1 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве», реализация второй схемы, имеющей другие основания (п.6 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве»), полностью исключает предоставление срока для добровольного исполнения в классическом понимании. Это объясняется тем, что исполнение документа проводится сразу же после вынесения постановления о возбуждении исполнительного производства и носит принудительный характер (арест имущества, изъятие выявленных при его описи денежных средств). Предоставление хотя бы минимального срока для добровольного исполнения в этих условиях полностью исключает возможность реализации требования взыскателя по обеспечению исполнительного документа.

Ст. 35 ФЗ «Об исполнительном производстве» говорит о том, что совершение исполнительных действий допускается с 6 утра до 22 часов по местному времени. Если имеется немедленное исполнение, и если постановление направленно в организацию по окончании рабочего дня, то, вероятно, следующий день будет днем обязательного исполнения.

Предложение о добровольном исполнении должно быть сделано путем вынесения постановления. Копию этого постановления должен своевременно получить должник. Ему дается срок до пяти дней для добровольного исполнения, но можно дать и три дня. Срок совершенно маленький, если постановление об этом посылать почтой, то этот документ не доходит вовремя до должника. Л.В. Белоусов рекомендует: «Передать это постановление непосредственно должнику. И тогда не будет возникать многих вопросов, когда посылаете постановление по почте. Это

постановление должно быть получено должником и самое главное, чтобы у должника отсутствовали уважительные причины для неисполнения».

Судебный пристав — исполнитель вправе взыскать исполнительский сбор и после добровольного исполнения должником судебного акта, в случае нарушения его срока без уважительных причин.

Так была подана жалоба на постановление судебного пристава -исполнителя о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству.

Как усматривается из материалов дела, судебный пристав — исполнитель возбудил исполнительное производство. В постановлении предложено в пятидневный срок со дня возбуждения исполнительного производства добровольно исполнить решение суда, также указано, что в случае неисполнения исполнительного документа в срок без уважительных причин судебный пристав — исполнитель выносит постановление, по которому с должника взыскивается исполнительский сбор.

Должник исполнил решение суда добровольно, но с нарушением установленного срока без уважительных причин. Судебный пристав -исполнитель вынес постановление о взыскании исполнительского сбора. Обжалуя данное постановление, заявитель сослался на то, что оно вынесено после добровольной оплаты долга.

Суд, отклоняя жалобу, правильно исходил из того, что срок для добровольного исполнения содержащихся в исполнительном документе требований не может превышать пяти дней со дня возбуждения исполнительного производства. Сумма задолженности перечислена с нарушением срока, в связи с чем судебный пристав - исполнитель правомерно взыскал исполнительский сбор с должника. Оснований для отмены данного постановления не имеется[32].

2. Предложение о добровольном исполнении должно быть
официальным, изложено в постановлении о возбуждении исполнительного
производства с разъяснением санкции за неисполнение, которое не позднее
следующего дня после его вынесения направляется должнику и другим
указанным в Законе лицам (ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве»); это
предложение должно быть получено должником.

3. У должника не имелось уважительных причин для неисполнения
требований исполнительных документов.

Взыскание исполнительского сбора с должника будет законным только в том случае, если должник в установленный судебным приставом-исполнителем срок без уважительных причин не исполнил исполнительный документ. В законе нет перечня уважительных причин, позволяющих должнику не выполнить в установленный срок требований исполнительного документа, в связи с чем возможно самое различное их толкование, например болезнь, неполучение документов лично либо по почте и т.д. Уважительные причины - это различные фактические обстоятельства, которые делают невозможным исполнение установленный судебным приставом-исполнителем срок того или иного исполнительного документа. Практика применения закона

и судебного разрешения жалоб на действия судебного пристава-исполнителя по взимания исполнительского сбора позволяет отнести к уважительным причинам:

Прежде всего, это непреодолимая сила, т.е. чрезвычайные и непредотвратимые при данных обстоятельствах явления.

Кроме них такими причинами могут быть признаны обстоятельства, при которых исполнительные действия должны быть отложены (ст. 38 ФЗ «Об исполнительном производстве», либо которые дают право на отсрочку или рассрочку судебного акта или акта другого орана, явившегося основанием для выдачи исполнительного документа, или который сам является исполнительным документом, изменение способа и порядка его исполнения (ст. 18 Закона «Об исполнительном производстве», обязательное или факультативное приостановление исполнительного производства (ст. 40 ФЗ «Об исполнительном производстве»).

Уважительной причиной должно быть признано неполучение должником постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства и предоставлении должнику срока для добровольного исполнения или достоверно установленная неосведомленность должника о предложении, содержавшемся в постановлении, включая разъяснение предусмотренных законом санкций за его неисполнение, т.е. взыскание исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий[33].

Отсутствие в деле доказательств извещения судебным приставом-исполнителем должника о возбуждении исполнительного производства явилось основанием для удовлетворения жалобы на взыскание исполнительского сбора.

Должник, не согласившись со взысканием с него исполнительского сбора, обратился в арбитражный суд с жалобой, в которой указывал, что он не был извещен о возбуждении исполнительного производства и тем самым был лишен возможности добровольно исполнить решение арбитражного суда в назначенный судебным приставом-исполнителем срок.

Отказывая в удовлетворении жалобы, суд согласился с доводами представителя службы судебных приставов том, что извещение должника о возбуждении исполнительного производства, а также о предоставлении ему пятидневного срока для добровольного исполнения исполнительного документа было произведено простым почтовым отправлением. Направление копии постановления о возбуждении исполнительного производства заказным письмом не предусмотрено Законом «Об исполнительном производстве», а, следовательно, по мнению представителя службы судебных приставов-исполнителей, не предусмотрено получение от узла связи подтверждения принятия почтового отправления в адрес должника, подобного почтовому отправлению.

Суд кассационной инстанции определение арбитражного суда отменил, указав на то, что вывод суда о наличии оснований для взыскания исполнительского сбора с связи с виновным неисполнением исполнительного документа в добровольном порядке в установленный срок не основан на доказательствах, так как в деле не имеется объективного подтверждения факта уведомления должника о возбуждении исполнительного производства с предложением произвести исполнение исполнительного документа в пятидневный срок добровольно.

Отсутствие в Законе «Об исполнительном производстве» указания о том, что почтовое отправление с копией постановления о возбуждении исполнительного производства должно оформляться заказным почтовым отправлением, не означает освобождение службы судебных приставов от обязанности представлять в соответствии со статьей 53 Арбитражно-процессуального кодекса РФ доказательства исполнения требований ст. 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» по отправке копии постановления должнику не позже следующего дня после возбуждения исполнительного производства.

При немедленном исполнении исполнительного документа в постановлении, выполненном в порядке ст.9 Закона «Об исполнительном производстве», судебный пристав-исполнитель обязывает должника исполнить требование исполнительного документа в день получения

постановления, если должник — организация, то в рабочее время этого дня, если должник - гражданин, то с 6 до 22 часов того же дня. Уважительной причиной является отсутствие денег на счетах должника -учреждения в течение срока, предоставленного для добровольного исполнения, так как в соответствии с п.1 ст.56 и ст. 120 ГК РФ учреждение отвечает по своим обязательствам только находящимися в его распоряжении денежными средствами.

Для всех других организаций отсутствие на их счете денежных средств не является уважительной причиной для неисполнения требований исполнительного документа.

Жалоба подана на постановление судебного пристава - исполнителя о взыскании исполнительского сбора.

Определением суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлениями апелляционной и кассационной инстанций, в удовлетворении жалобы отказано.

В силу ст.81 ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор взыскивается только при условии неисполнения исполнительного документа без уважительных причин. Должник сослался на отсутствие денежных средств как на уважительную причину неисполнения документа.

Суд кассационной инстанции указал, что отсутствие денежных средств на счете не является уважительной причиной неисполнения решения суда и не освобождает должника от обязанности уплаты сбора. При таких обстоятельствах суд обоснованно отказал в удовлетворении жалобы и отметил, что исполнительский сбор взыскан правомерно[34].

Если учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то на имущество, приобретенное за счет этих доходов, которое учитывается на отдельном балансе (ст.298 ГК РФ), можно обращать взыскание по исполнительным документам. В этом случае неисполнение требований исполнительного документа из-за отсутствия денежных средств на счетах не будет являться уважительной причиной и должно влечь за собой взыскание исполнительского сбора.

Об этом говорит информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ «Обращение взыскания на имущество учреждений».

Резюме этого письма: «...с учетом изложенного Арбитражным судом следует иметь в виду, что в случае если недостаточно указанных денежных средств, взыскание не может быть обращено на другое имущество, закрепленное за учреждением на праве оперативного управления собственником...»; «...а так же на имущество, приобретенное учреждением за счет средств, выделяемых по смете...»[35]. Однако, на имущество, приобретенное за счет коммерческой деятельности, если она разрешена предприятию, можно обращать взыскание.

Образовательные учреждения, кроме того, отвечают по своим обязательствам и имуществом, полученным в виде дара, пожертвования или по завещанию.

Отсутствие денежных средств у организации, полностью финансируемой из бюджета, является уважительной причиной неисполнения исполнительного документа добровольно в установленный срок при условии принятия мер для получения необходимых денежных средств.

Войсковая часть обратилась в арбитражный суд с жалобой на постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.

Определением суда первой инстанции, оставленным без изменения апелляционной инстанцией, действия судебного пристава-исполнителя признаны неправомерными.

Суд кассационной инстанции оставил данные судебные акты без изменения, указав на следующее.

Войсковая часть является организацией, полностью финансируемой из бюджета. Отсутствие денежных средств, необходимых для исполнения судебного документа, на счете бюджетной организации, на неоднократные обращения которой денежные средства не выделялись, является уважительной причиной неисполнения исполнительного документа.

Надзорная инстанция в письме об отсутствии оснований для принесения протеста указала, что неисполнение исполнительного документа добровольно в установленный срок само по себе не является основанием для взыскания исполнительского сбора. При этом судебный пристав-исполнитель, прежде чем принять решение о взыскании исполнительского сбора, должен выяснить причины неисполнения должником исполнительного документа добровольно. Только если эти причины окажутся неуважительными, судебный пристав вправе вынести постановление о взыскании исполнительского сбора[36].

Оформление прохождения платежа с нарушением срока, установленного на добровольное исполнение, не является уважительной причиной его пропуска.

Подана жалоба на постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора. При этом заявитель сослался на то, что для оформления прохождения платежа требуется трехдневный срок. По мнению должника, это является уважительной причиной для пропуска на добровольное исполнение решения суда.

Определением арбитражного суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлениями апелляционной и кассационной инстанций, в удовлетворении жалобы отказано.

Сумма долга перечислена с нарушением установленного ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве» срока.

Суд сделал правильный вывод о законности взыскания судебным приставом-исполнителем исполнительского сбора, поскольку ссылка на пропуск срока по причине оформления документов необоснованна.

Подача жалобы на действия судебного пристава-исполнителя не является уважительной причиной. Самое важное — исполнить требования этого документа в пятидневный срок.

Нет каких-либо оснований утверждать, что пристав-исполнитель обязан выяснять причины неисполнения должником в добровольном порядке исполнительного документа и выносить постановление о взыскании исполнительского сбора только после ее установления, поскольку это противоречит требованиям п.З ст. 81 Закона «Об исполнительном производстве». Более того, из существующего законодательства не следует, что квалификация такой причины относится к компетенции судебного пристава-исполнителя. Необходимо учитывать, что отсутствие денежных средств у должника, как правило, и служит основной причиной принудительного исполнения судебных актов.

Наличие уважительной, на взгляд должника, причины неисполнения в добровольном порядке исполнительного документа, которым является и постановление судебного пристава-исполнителя, дает ему право такое постановление обжаловать. Обжалование влечет за собой обязательность приостановления исполнительного производства по основаниям п.4 ст.20 ФЗ «Об исполнительном производстве» и открывает возможность в судебном порядке решить вопрос об отсрочке исполнения в соответствии со ст. 18 ФЗ «Об исполнительном производстве». Лишь такой подход позволяет при наличии уважительной причины избежать на законных основаниях уплаты исполнительского сбора, и только при условии, если постановления о возбуждении исполнительного производства и о взыскании исполнительского сбора вынесены одновременно. По аналогии со ст.401 ГК РФ тут необходимо учитывать следующее: уважительность причины неисполнения в добровольном порядке (отсутствие вины) доказывается должником; если должник несет ответственность в соответствии со ст.81 Закона «Об исполнительном производстве» (с него взыскивается исполнительский сбор), если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы.

Действия должника по выплате долга, его реструктуризации, заключение сторонами мирового соглашения, отзыв исполнительного листа взыскателем и т.д., предпринятые после истечения срока добровольного исполнения, в соответствии с ФЗ «Об исполнительном производстве» не освобождают от уплаты исполнительского сбора.

Должник освобождается от уплаты исполнительского сбора в случае неисполнения исполнительного документа без уважительной причины в срок, установленный для добровольного исполнения, при наличии непредвиденных обстоятельств (стихийное бедствие, землетрясение и т.п. то, что в международной практике называется форс-мажорными обстоятельствами). Действующим законодательством не предусматривается освобождение должника от ответственности за неисполнение обязательств в связи с неисполнением третьими лицами обязательств перед лицом, должным исполнить основное обязательство. Например, пособие безработным гражданам выплачивается из Государственного фонда занятости населения РФ. Основным источником Государственного фонда занятости является страховые взносы работодателей. Таким образом, ссылка на задержку выплат работодателем не может быть признана уважительной причиной для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

Несостоятельность этой ссылки подтверждается также тем, что судебные органы не рассматривают задержку выплат как основание освобождения от ответственности за неисполнение обязательств. Следовательно, исполнительский сбор по данным исполнительным документам взыскивается в соответствии с законодательством «Об исполнительском производстве».

Из денежной суммы (в том числе, полученной путем реализации имущества должника), взысканной судебным приставом - исполнителем с должника, оплачивается сбор, погашаются штрафы, наложенные на должника в процессе исполнения исполнительного документа, возмещаются расходы по совершению исполнительных действий. Следует оговориться, что согласно ст. 77 ФЗ «Об исполнительном производстве» впредь до изменения этой статьи при принудительном исполнении исполнительных документов за счет средств Федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, местных бюджетов и Федеральных органов исполнительной власти взыскание исполнительского сбора не производится. Оставшиеся деньги используются на удовлетворение требований взыскателя. Денежная сумма, оставшаяся после удовлетворения всех требований взыскателя, возвращается должнику.

Наличие уважительных причин для неисполнения является основанием для отложения исполнительных действий (ст. 19 ФЗ «Об исполнительном производстве»), а при их длительности - для отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта или акта другого органа либо для возвращения исполнительного документа взыскателя (п.4 ст. 26 ФЗ «Об исполнительном производстве»).







Date: 2015-06-05; view: 1103; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.027 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию