Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Совершенствование социальной защиты военнослужащих как решение социальных проблем военнослужащих





 

Складывающийся в настоящее время социальный институт социальной защиты является по своей сути институтом всего гражданского общества, а не только его военной подсистемы. Именно поэтому проблема обеспечения высокой социальной защищенности военнослужащих имеет не узко-специфическое, или даже институциональное, а общесоциальное звучание. Справедливым представляется в связи с этим рассмотреть некоторые социоинженерные подходы к конструированию социальной защиты военнослужащих как институционального образования. При создании современной, эффективной системы социальной защиты военнослужащих желательно, прежде всего, определить ее функции.

Так в качестве общих ее функций могут быть определены задачи обеспечения в отношении данной социально-профессиональной группы всей полноты прав граждан страны или компенсация ограничений, накладываемых на них военной службой, системой особых гарантий, социально-экономических льгот и мер по подержанию их высокого социального статуса. Функциональная иерархия внутри данного института предполагает ведущую роль правового компонента и институционального уровня обеспечения социальной защищенности военнослужащих.

Частными (вспомогательными) функциями социального института социальной защиты являются функции:

· информационно-аналитическая;

· интегративная (соотнесение интересов членов семей военнослужащих и интересов военной службы).

Возможные дисфункции данного социального института в современных условиях могут быть связаны:

с недооценкой значимости его создания и функционального востребования органами военного управления;

с недостатком ресурсов, выделяемых на его нужды;

с отсутствием достаточного количества кадров социальных работников для осуществления целей социальной защиты;

с отсутствием достаточно релевантных методик для отслеживания оптимальности функционирования данного института.

Отдельными элементами механизма реализации общих и частных функций данного института могут быть:

· создание единого Кодекса социальной защиты военнослужащих;

· постоянная координации усилий министерств и ведомств по обеспечению высокой социальной защиты военнослужащих;

· создание в войсках специальных органов для социальной работы с военнослужащими и предоставление им большей самостоятельности.

Их реализация позволит достигнуть следующих социальных результатов:

· повышение автономизации субъектов институционального взаимодействия;

· персонификации (индивидуализации) социальных отношений;

· станет возможной свободная, ненасильственная селекция и отбор наиболее жизнеспособных, органичных форм взаимоотношений военнослужащих и военной организации;

· будет возможной самоорганизация и саморегуляция социального взаимодействия на уровне "личностно - социальная организация" посредством ненасильственного согласования их интересов, целей и установок.

Другим условием формирования основ современной системы социальной защиты является повышение научности анализа всего комплекса проблем, связанных с обеспечением социальной защищенности военнослужащих в настоящее время. Только на этой основе возможно определение приоритетных направлений приложения организаторских усилий и повышения эффективности использования выделяемых ресурсов.

Целесообразным продолжать совершенствовать организационные аспекты системы социальной защиты военнослужащих в войсках. Прежде всего, это касается обоснования ее штатных структур, корректировки основных целей и задач. Требуют своего дальнейшего развития военно-социальные отделы соответствующих военно-организационных структур. Можно предположить, что эти органы, как сами по себе, так и во взаимодействии с командирами, офицерами воспитательных структур, кадровых органов и тыла будут выполнять следующие функции в обеспечении социальной защищенности военнослужащих:

исследовательско - аналитическую. Под этим подразумевается мониторинговые исследования состояния социальной защищенности военнослужащих как в целом, так и в отдельных частях, соединениях, регионах, а также подготовка необходимых материалов и предложений по локализации и решению существующих проблем;

аналитико - прогностическую. Она предполагает разработку проектов нормативных документов для государственных органов и органов военного управления различного уровня по вопросам социальной защиты;

социально - коммуникационную. В ее содержание входит организация взаимодействия с местными органами власти и управления по вопросам социальной защищенности военнослужащих, содействия реализации действующих нормативных актов по данному вопросу;

консультационную. Она включает организацию информирования и консультирования различных категорий личного состава по вопросам юридических, социальных и других средств обеспечения их прав;

массово – коммуникационную - освещение вопросов социальной защиты военнослужащих в средствах массовой информации;

реализационную - практическую работу по организации и осуществлению социальной защиты военнослужащих, как в обычных условиях, так и в конфликтных ситуациях.

Это могла бы быть система органов, имеющих, кроме непосредственного подчинения на местах командирам и начальникам, структурам военного управления, также вертикальную систему отчетности и прохождения информации снизу доверху. Самым нижним звеном системы таких органов могли бы стать отделы военно-социальной работы в соединениях, высшим - Управления военно-социальной работы, возглавляемые лицом, уполномоченным Президентом РФ. В сферу деятельности этих органов должны входить вопросы социальной адаптации военнослужащих, оказания правовой помощи военнослужащим в решении служебных и семейно-бытовых проблем, участие в решении вопросов выделения жилья, других материально-бытовых вопросов.

Требуется также определить систему отбора и подготовки достаточно квалифицированных кадров для функционирования современной системы социальной защиты, обеспечения социальной защищенности офицеров в настоящее время. Как было показано выше, среди средств обеспечения социальной защищенности военнослужащих приоритетное значение приобретают правовые, социально-экономические и информационно-аналитические средства, что требует и соответствующей подготовки кадров, а также внесения необходимых корректив в организацию их деятельности. Авторы полагают, что при подборе и подготовке людей для выполнения обязанностей по социальной защите военнослужащих, лиц уволенных с военной службы и членов их семей, следовало бы учитывать, прежде всего, особенности самой работы. В этой связи не помешало бы учесть имеющийся опыт, накопленный в этой области. Так, по мнению американских специалистов социальных служб З.Т.Ортиз и Б.З.Бассоф, основные требования, предъявляемые к работникам военных социальных служб армии США, охватывают три области:

во-первых - система личных качеств, которая может оказывать воздействие на отдельного социального работника при выборе им занятия в военной среде;

во-вторых - военная жизнь представляет собой субкультуру, характеризующуюся своеобразными правилами. Социальные работники, далекие от вооруженных сил, могут обнаружить, что здесь нужны навыки работы с "отличной по культуре " группой. Необходимо быть чутким к ценностям, сложившимся в военной среде;

в-третьих - специфика условий, в которых трудятся эти социальные работники. Она заключается в потенциальной возможности конфликтов между требованиями клиентов и возможностями их разрешения.

Конкретную функцию по подготовке таких специалистов уже выполняет Военный университет. Однако к реализации данной проблемы могла бы подключиться и Российская академия государственной службы при Президенте РФ с ее сетью региональных учебных заведений, путем введения в их состав военных кафедр и последующей подготовкой по данным военно-учетным специальностям своих выпускников. Это позволит поднять качество мобилизационной работы, проводимой выпускниками академий на своих участках государственной и муниципальной службы, положительно повлияет на взаимодействие органов местной власти с расположенными на их территории воинскими частями и даст возможность Министерству обороны укомплектоваться первоклассными специалистами.

При всей важности инновационного социального конструирования контуров, перспектив на будущее, нельзя забывать о параметрическом аспекте социального управления существующей системой социальной защиты и обеспечения социальной защищенности военнослужащих. Оптимизация уже имеющейся практики военно-социального управления данным вопросом - это база, основа, на которой единственно возможна реализация перспективных наработок.

В качестве приоритетных здесь видятся следующие направления. Необходимо закрепить в Конституции Российской Федерации правовые основы социальной защиты военнослужащих. Речь идет о социально-экономических, политических и личных правах и свободах, которые не могут быть изменены, отменены или ограничены другими нормативно-правовыми актами меньшей юридической силы. Иными словами никакая правовая регламентация не может идти в разрез с конституционными правами и свободами граждан.

В целях создания условий для формирования системы социальной защиты военнослужащих, адекватной значимости, сложности и интенсивности воинского труда, повышения престижа военной службы было бы целесообразно оперативно завершить установление соответствия должностей федеральных государственных служащих и воинских должностей военнослужащих, то есть вернуться к существовавшему в России на протяжении многих столетий Табелю о рангах. Это был бы реальный шаг введения единого института государственной службы в России, что позволило бы обеспечить единство формирования норм и размеров окладов по воинской должности, независимо от ведомственного прохождения военной службы и выровнять денежное содержание военнослужащих и федеральных государственных служащих. Повышением денежного довольствия военнослужащих государство подтвердило бы особый статус военной службы, как государственной службы, сопряженной с выполнением обязанностей, несущих в себе риск и прямую опасность для жизни военнослужащих.

При проведении реформы пенсионного обеспечения военнослужащих необходимо также учитывать исторический опыт. Существовавшая в Русской армии гибкая система пенсионного обеспечения включала в себя как деятельность государственного казначейства, так и участие общественных фондов и организаций в лице Александровского комитета, эмеритальных касс. Выплаты Орденского капитула также обеспечивали достойную жизнь ветеранам военной службы. Желателен подробный и реалистичный контракт на военную службу, который бы предусматривал равную ответственность военнослужащего перед государством и государства перед военнослужащим.

Необходимо усилить контроль за правомерностью приказов командиров и начальников, касающихся распределения материально-бытовых благ среди подчиненных, привлечению военнослужащих к дисциплинарной ответственности, а также их практической деятельности по соблюдению принципа социальной справедливости во вверенных им частях и соединениях. Наиболее полный эффект здесь может дать создание в воинских частях и соединениях института представительства органов государственной власти в виде специальных уполномоченных (по типу армии ФРГ), которые вошли бы в систему органов социально- правовой работы.

Желательна система непрерывного повышения образования военнослужащих, в том числе и в гражданских ВУЗах, подготовки их к условиям "гражданской" жизни, предоставления возможности членам их семей получить образование самого высшего качества, что в свою очередь станет гарантией их конкурентоспособности на рынке труда.

Создание достаточно мощных общественно-государственных ветеранских структур, которые могли бы осуществить поддержку военнослужащих после их увольнения в запас.

Рассмотрение направлений повышения уровня социальной защищенности военнослужащих и членов их семей, позволяет сделать вывод о необходимости специального института органов военно-социальной работы, замыкающих на себя все аспекты социальной защиты. Данный институт нуждается в источниках информации для корректировки своей деятельности в виде социологического обеспечения, что поможет наполнить систему социальной защиты адекватными для существующих социальных условий содержанием и формой.

В содержание работы по социологическому обеспечению социальной защиты предлагается включить следующие направления:

военно-социальное планирование;

исследование и решение военно-социальных проблем;

выработка практических рекомендаций по учету человеческого фактора в военно-управленческой деятельности;

социологическое обучение и просвещение.

Основные требования Плана действий Правительства РФ от 27.02.1999 года № 232 определили задачу по непрерывному социологическому наблюдению за состоянием социальной защищенности военнослужащих. Результаты мониторингов, проведенных в 1999 и 2000 годах, убедительно свидетельствуют о значимости и потенциале социологического обеспечения.

В качестве одного из основных направлений оптимизации института социальной защиты военнослужащих и членов их семей в современных условиях, предлагается сосредоточить усилия на создании целостной общегосударственной системы социальной адаптации военнослужащих, подлежащих увольнению в запас. При этом акцентировать внимание на предварительной работе с увольняемыми, юридическом и психологическом обеспечении процесса их социальной адаптации, создании для них рабочих мест и социально-профессиональной переподготовке под конкретную специальность.

При решении жилищных проблем военнослужащих представляется необходимым выделить следующие направления: формирование фонда жилых служебных помещений, дальнейшее развитие президентской программы «Государственные жилищные сертификаты», переходу к обеспечению жильем военнослужащих на основе системы жилищного страхования.

Таким образом, повышение значимости социальной защиты военнослужащих в современных условиях на наш взгляд может быть обусловлено следующими обстоятельствами:

реальным противоречием между необходимостью повышения безопасности страны, ее оборонного потенциала и низким уровнем социальной защищенности военнослужащих и членов их семей; убедительным свидетельствованием социальной практики управления Вооруженными Силами об объективной потребности и значительных резервах в повышении эффективности функционирования системы социальной защиты военнослужащих;

необходимостью дальнейшего развития социологической теории социальной защиты и разработки методик изучения состояния социальной защищенности военнослужащих и членов их семей.

Успешное разрешение данных противоречий и осуществление в полном объеме Программы социального обеспечения военного строительства в Российской Федерации позволит значительно приблизиться реализации ключевого вопроса: создания в России среднего класса в исторически традиционных для нас пропорциях, где военнослужащие будут играть не последнюю роль.

 


Date: 2015-06-05; view: 1018; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию