Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






О магистратуре





Положение

 

 

Тольятти 2013


 

Содержание

 

1. Область применения. 3

2. Нормативные ссылки. 3

3. Общие положения. 4

4. Требования к минимальной оснащенности и минимальной обеспеченности образовательного процесса для реализации. 5

ООП магистратуры.. 5

5. Требования к разработке и актуализации ООП магистратуры.. 7

6. Руководство ООП магистратуры.. 8

7. Порядок организации учебного процесса в магистратуре. 11

Приложение 1. 15

Приложение 2. 16

1. Область применения

1.1. Настоящий документ определяет требования к разработке и реализации основной образовательной программы (ООП) магистратуры, руководству магистерскими программами и организации учебного процесса в магистратуре.

 

 

2. Нормативные ссылки

2.1. Настоящий документ разработан на основании:

- Закона Российской Федерации «Об образовании»;

- Федерального закона Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»;

- Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении);

- Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО);

- Требований к минимальной оснащенности и минимальной обеспеченности образовательного процесса высших учебных заведений, реализующих основные образовательные программы магистерской подготовки (утверждены заместителем министра образования РФ от 07.07.2000);

- Устава ТГУ.

2.2. В настоящем документе использованы ссылки на следующие локальные акты ТГУ:

- Порядок лицензирования основных образовательных программ магистерской подготовки;

- Порядок регистрации профилей, магистерских программ по основным образовательным программам высшего профессионального образования (ООП ВПО);

- Положение о нормах времени для планирования учебной и других видов работ, выполняемых профессорско-преподавательским составом;

- Положение об итоговой государственной аттестации выпускников университета;

- Положение о выпускной квалификационной работе.

3. Общие положения

3.1. Магистерская подготовка реализует второй уровень высшего профессионального образования в структуре высшего образования и предусматривает подготовку по видам деятельности, определяемыми федеральными государственными образовательными стандартами.

3.2. В Тольяттинском государственном университете предусмотрено три типа образовательных программ подготовки магистров:

- I тип: Исследовательская (индивидуальная), ориентированная на подготовку научно-педагогических работников высшей школы;

- II тип: профильная, ориентированная на подготовку магистров по родственным направлениям бакалавриата (специалитета);

- III тип: непрофильная ориентированная на подготовку магистров по непреемственным направлениям бакалавриата (специалитета).

3.3. Подготовка в магистратуре может осуществляется по очной и заочной формам обучения (в том числе с применением дистанционных технологий обучения), на бюджетной основе или по договору с полным возмещением затрат за обучение.

3.4. Срок освоения ООП магистратуры для очной формы обучения, включая последипломный отпуск, составляет 2 года. Сроки освоения ООП магистратуры по заочной форме обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения (очно-заочной, заочной) могут увеличиваться на пять месяцев на основании решения Ученого совета ТГУ.

3.5. Подготовка к лицензированию направления магистратуры осуществляется выпускающей кафедрой в соответствии с Порядком лицензирования основных образовательных программ магистерской подготовки.

3.6. Регистрация новой магистерской программы осуществляется решением Ученого совета ТГУ при условии, что направление, в рамках которого регистрируется магистерская программа, представлено в лицензии вуза на право осуществления образовательной деятельности, и соблюдении лицензионных требований полностью, в т.ч. к учебно-методической, материально-технической и кадровой обеспеченности.

3.7. Подготовка к регистрации новой магистерской программы осуществляется выпускающей кафедрой совместно с управлением развития профессионального образования, учебно-методическим управлением в соответствии с Порядком регистрации профиля основной образовательной программы подготовки бакалавров, магистерской программы ООП подготовки магистров.

3.8. Набор в магистратуру осуществляется при наличии лицензии на право ведения образовательной деятельности по данному направлению подготовки.

3.9. ООП магистратуры проходит процедуру государственной аккредитации в установленном законом порядке.

3.10. Освоение ООП магистратуры в сокращенные сроки не допускается.

3.11. На студентов, обучающихся в магистратуре, распространяются все действующие в университете локальные нормативные акты (Положения, Порядки, Инструкции и др.).

 

 

4. Требования к минимальной оснащенности и минимальной обеспеченности образовательного процесса для реализации

ООП магистратуры

4.1. К общим условиям обеспечения образовательного процесса по ООП магистратуры устанавливаются следующие требования:

4.1.1. Соответствие профиля магистерской подготовки тематике научных исследований вуза.

4.1.2. Наличие в вузе специальностей аспирантуры, соответствующих профилю магистерской подготовки.

4.1.3. Наличие изданных учебных и (или) учебно-методических материалов, подготовленных руководителями магистерских программ и руководителями студентов-магистрантов.

4.1.4. Наличие необходимой учебно-материальной базы, обеспечивающей проведение теоретического обучения, лабораторных практикумов, научно-исследовательской работы студентов, а также подготовку выпускной квалификационной работы в соответствии с требованиями ФГОС ВПО.

4.1.5. Наличие договоров между вузом и предприятиями, учреждениями или организациями о предоставлении мест для прохождения практики студентов.


4.2. К обязательным условиям реализации каждого типа образовательных программ подготовки магистров устанавливаются следующие требования:

Тип Наименование Условия реализации
Требования к абитуриентам Численность студентов в группе Требования к руководителю ООП, научным руководителям магистров Требования к материально-технической базе Требования к выпускнику магистратуры
I тип Исследовательская (индивидуальная) - бакалавры (специалисты) родственных направлений, имеющих опыт научно-исследовательской работы; - выполнение входного тестирования минимум на 80% минимум 10 студентов - изданные учебники, учебные пособия, монографии за последние 5 лет; - наличие грантов, хоздоговорных работ на момент приема в магистратуру; - цитирование статей руководителя ООП, научных руководителей магистров в рецензируемых журналах мира, индексируемых в базе данных Web of Science и включенных в РИНЦ наличие НИЛ, НОЦ, МИП - выполнение грантов, хоздоговорных работ - минимум одна статья в реферируемом журнале - статьи в сборниках трудов конференций - выступления на всероссийских (международных конференциях)
II тип Профильная* - бакалавры (специалисты) родственных направлений; - выполнение входного тестирования минимум на 50%   минимум 20 студентов Общие требования п. 6 настоящего положения и ФГОС ВПО Минимальные требования, желательно наличие НИЛ, НОЦ или МИП - публикация минимум одной статьи и (или) минимум одно выступление на конференции за весь период обучения
III тип Непрофильная* - бакалавры (специалисты) непреемственных направлений; - выполнение входного тестирования минимум на 50%  

 

* - в одной группе не допускается наличие профильных и непрофильных студентов


4.3. Реализация ООП магистратуры должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее профилю преподаваемых дисциплин, и соответствующую квалификацию, ведущими научно-исследовательскую и научно-методическую работу по профилю магистерской диссертации.

Требования к образовательному цензу педагогических работников и укомплектованности штатов устанавливаются нормативными документами Минобрнауки РФ и ФГОС ВПО.

 

5. Требования к разработке и актуализации ООП магистратуры

5.1. ООП магистратуры разрабатывается на основании ФГОС ВПО по соответствующему направлению подготовки и примерных ООП, разработанных учебно-методическими объединениями вузов, и включает в себя:

5.1.1. Характеристику ООП магистратуры.

5.1.2. Компетентностно-квалификационную характеристику выпускника (компетентностную модель выпускника).

5.1.3. Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса (по формам обучения): учебные планы, перечень рабочих программ, программ практик, график учебного процесса на учебный год, настоящий документ и др.

5.1.4. Ресурсное обеспечение ООП ВПО: кадровое обеспечение, учебно-методическое и информационное обеспечение (включая учебно-методические комплексы дисциплин и программы практик), материально-техническое обеспечение.

5.1.5. Характеристику среды вуза, обеспечивающей развитие социально-личностных компетенций выпускников.

5.1.6. Образовательные технологии.

5.1.7. Систему оценки качества подготовки студентов и выпускников (включая оценку учебных достижений и уровней освоения компетенций).

5.1.8. Регламент обновления ООП ВПО.

5.2. Магистерские программы разрабатываются с привлечением представителей работодателей.

5.3. С целью расширения академической мобильности преподавателей и обучающихся магистерские программы могут разрабатываться и реализовываться ТГУ совместно с российскими и зарубежными партнерами.

5.4. Магистерские программы ежегодно обновляются в части состава дисциплин или содержания рабочих программ дисциплин, программ практик, научно-исследовательской работы, методических материалов с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий, социальной сферы и др.

5.5. Для обеспечения информированности студентов, обучающихся в магистратуре, в информационной среде университета (на сайтах кафедр, образовательном портале ТГУ) размещаются и регулярно актуализируются:

- учебный план;

- рабочие программы дисциплин;

- программы практик;

- материалы к итоговой государственной аттестации;

- иное методическое обеспечение.

 

6. Руководство ООП магистратуры

6.1. Руководство научным содержанием и образовательной частью осуществляется руководителем магистерской программы – штатным научно-педагогическим работником вуза, имеющим ученую степень доктора наук и (или) ученое звание профессора соответствующего профиля, стаж работы в образовательных учреждениях высшего профессионального образования не менее 3 лет, научные труды, соответствующие профилю магистерской программы.

По решению Ученого совета университета руководство реализуемой магистерской программой может быть, в порядке исключения, поручено кандидатам наук, имеющим ученое звание доцента, ведущим подготовку научно-педагогических кадров и имеющим стаж научно-педагогической работы не менее 10 лет.

6.2. Для штатного научно-педагогического работника вуза, работающего на полную ставку, допускается одновременное руководство не более чем двумя магистерскими программами, для внутреннего штатного совместителя – не более одной магистерской программой.

6.3. Руководитель магистерской программы:

а) осуществляет руководство разработкой ООП магистратуры;

б) отвечает за актуальность магистерской программы и качество подготовки студентов по программе в целом;

в) разрабатывает программу вступительных испытаний;

г) осуществляет руководство и контроль деятельности научных руководителей студентов;

д) разрабатывает примерную тематику магистерских диссертаций;

е) проводит организационные собрания со студентами и научными руководителями, доводит до сведения студентов порядок обучения в магистратуре;

ж) организует защиту магистерских диссертаций;

з) является председателем государственной экзаменационной комиссии и заместителем председателя государственной (итоговой) аттестационной комиссии.

6.4. Руководитель магистерской программы утверждается решением Ученого совета при лицензировании направления подготовки или регистрации магистерской программы.

Замена руководителя магистерской программы производится решением Ученого совета ТГУ на основании представления заведующего выпускающей кафедрой.

6.5. Каждому студенту назначается научный руководитель из числа высококвалифицированных специалистов (докторов или кандидатов наук), ведущих научные исследования по тематике магистерской программы. Количество студентов, закрепленных за одним научным руководителем, устанавливается ФГОС ВПО.

В случае обучения по магистерским программам на стыке областей знаний допускается назначение научных консультантов.

6.6. ФГОС ВПО по художественному профилю подготовки допускают, что к преподавателям магистерской программы с учеными степенями и (или) учеными званиями приравниваются лица без ученых степеней и званий, имеющие государственные почетные звания, дипломы лауреатов и степеней международных и всероссийских конкурсов, патенты на промышленные образцы, являющиеся членами Союза художников России, Союза дизайнеров РФ, Союза Архитектора, а также других российских и международных творческих союзов соответствующего профиля, лауреаты государственных премий в соответствующей профессиональной сфере.

6.7. Руководители магистерских программ и научные руководители студентов должны:

а) регулярно вести самостоятельные исследовательские (творческие) проекты или участвовать в исследовательских (творческих) проектах;

б) преподавать дисциплины, включенные в программу специализированной подготовки магистров, а также участвовать в подготовке учебно-методических материалов и учебных изданий по этим дисциплинам;

в) иметь публикации в отечественных и зарубежных реферируемых журналах, трудах национальных и международных конференций, симпозиумов по профилю, участвовать в художественных конкурсах, выставках и фестивалях,

г) проходить повышение квалификации не менее одного раза в пять лет.

6.8. Научный руководитель студента утверждается приказом ректора по представлению руководителя магистерской программы в течение двух недель с начала обучения. Проект приказа об утверждении научных руководителей студентов готовит выпускающая кафедра (Приложение 1).

6.9. Замена научного руководителя студента осуществляется:

а) по представлению руководителя магистерской программы (в случае увольнения научного руководителя студента);

б) по заявлению студента о замене научного руководителя. Заявление оформляется на имя руководителя магистерской программы, визируется обоими научными руководителями.

Выпускающая кафедра готовит проект приказа о внесении изменений в приказ об утверждении научных руководителей студентов.

6.10. Научный руководитель студента:

а) осуществляет непосредственное руководство образовательной и научной деятельностью студента;

б) формирует совместно со студентом индивидуальный план работы на учебный год (включая план выполнения магистерской диссертации);

в) контролирует выполнение студентами индивидуального плана (текущий контроль);

г) докладывает на семинаре кафедры о выполнении индивидуальных планов студентов (два раза в год);

д) осуществляет руководство подготовкой магистерской диссертацией:

- определяет тему магистерской диссертации совместно со студентом и руководителем магистерской программы в течение первой недели с начала обучения;

- оказывает консультационную помощь студенту в подготовке плана выполнения диссертации, плана диссертации, подборе необходимой литературы; по вопросам оформления, структуры, содержания и последовательности выполнения работы, выбора методики исследования, порядка проведения предварительной защиты и защиты перед Государственной (итоговой) аттестационной комиссией и др.;

- готовит письменный отзыв о магистерской диссертации;

е) оказывает научные и учебно-методические консультации, консультации по порядку обучения в магистратуре.

6.11. График проведения еженедельных консультаций студентов научными руководителями разрабатывается на учебный семестр, утверждается руководителем магистерской программы, размещается на стенде и сайте кафедры не позднее одного месяца с начала учебного семестра.

6.12. Контроль за реализацией магистерских программ осуществляется заведующими выпускающими кафедрами, директорами институтов.

 

7. Порядок организации учебного процесса в магистратуре

7.1. Организация учебного процесса подготовки студентов магистратуры регламентируется учебными планами ООП магистратуры, ежегодными графиками учебного процесса и индивидуальными планами студентов.

7.2. Индивидуальный план студента (Приложение 2) разрабатывается научным руководителем с участием студента на основе утвержденного учебного плана ООП магистратуры на учебный год.

7.3. Индивидуальный план рассматривается на заседании кафедры, согласовывается с руководителем магистерской программы и утверждается заведующим выпускающей кафедрой в срок до 01 октября на первый год обучения, до 30 июня – на следующий учебный год.

Оригинал индивидуального плана выдается студенту, копия остается на выпускающей кафедре.

7.4. Индивидуальный план студента конкретизирует содержание и объем подготовки магистра с учетом его профессиональной и научной специализации и включает перечень учебных курсов (практик), план научно-исследовательской работы (НИР) по теме магистерской диссертации.

7.5. Тема магистерской диссертации определяется научным руководителем совместно со студентом и руководителем магистерской программы и отражается на титульном листе индивидуального плана студента.

Общие требования к назначению, порядку разработки и выбора темы магистерской диссертации, автореферату магистерской диссертации регламентируются Положением о выпускной квалификационной работе.

7.6. НИР является обязательным разделом ООП магистратуры и направлена на формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВПО.

В индивидуальный план студента включаются следующие виды и этапы НИР: ознакомление магистранта с тематикой исследовательских работ по профилю магистерской программы, выбор темы магистерской диссертации, написание реферата по избранной теме исследования, доклады на конференциях, семинарах, подготовка научных публикаций, постановка и проведение экспериментов и исследований и др. в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки, составление отчета о выполнении НИР и представление его на научно-исследовательский семинар кафедры, а также этапы выполнения магистерской диссертации.

7.7. Четвёртый семестр магистратуры полностью отводится на выполнение НИР по теме магистерской диссертации, завершение выпускной квалификационной работы. Последними этапами плана должны быть предварительная защита и корректировка диссертации, подготовка автореферата магистерской диссертации.

В индивидуальный план по желанию студента могут включаться кандидатские экзамены по философии и иностранному языку по программам, утвержденным Министерством образования и науки РФ, в соответствии с Положением о подготовке научно-педагогических кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации.

7.8. В раздел индивидуального плана «Итоговая государственная аттестация» включаются итоговый государственный экзамен[1], защита диссертации с указанием конкретных сроков в соответствии с графиком учебного процесса.

В данный раздел по желанию студента могут включаться дополнительные итоговые государственные экзамены по философии и иностранному языку. Результаты экзаменов по этим дисциплинам засчитываются в качестве вступительных экзаменов в аспирантуру.

7.9. Текущий контроль выполнения студентом индивидуального плана осуществляет научный руководитель студента. Порядок организации и проведения промежуточной аттестации регламентируется Положением о промежуточной аттестации студентов.

7.10. Для приема зачета по научно-исследовательской работе в семестре (НИР) на зачетной неделе выпускающие кафедры организуют научно-исследовательский семинар для студентов магистратуры. К участию в семинаре могут привлекаться представители работодателей и ведущие исследователи по профилю магистерской программы.

На научно-исследовательском семинаре:

а) студент представляет отчет о выполнении индивидуального плана: НИР, этапов выполнения магистерской диссертации с приложением подтверждающих документов (публикаций, дипломов, сертификатов и др.), а также делает доклад о результатах своей работы (5-10 минут);

б) научный руководитель студента дает краткую характеристику выполнения студентом индивидуального плана за семестр;

в) проводится обсуждение итогов выполнения студентом НИР, дается оценка уровня приобретенных знаний, умений и сформированных компетенций обучающихся, также оценка компетенций, связанных с формированием профессионального мировоззрения и определенного уровня культуры, даются рекомендации по корректировке плана на следующий семестр, вносятся соответствующие записи в индивидуальный план студента. Индивидуальный план с внесенными изменениями копируется, копия остается у научного руководителя студента;

г) научный руководитель студента выставляет отметку о зачете по научно-исследовательской работе в семестре в зачетную ведомость и зачетную книжку студента (за первый-третий семестры).

7.11. По итогам выполнения индивидуального плана за четвертый семестр оформляется заключение комиссии по предзащите магистерских диссертаций о выполнении магистерской диссертации, фиксируются замечания и предложения по работе, решение о допуске к защите перед государственной (итоговой) аттестационной комиссией (не позднее двух месяцев до начала работы государственной (итоговой) аттестационной комиссии.

В плане также отражается окончательная тема магистерской диссертации (указывается номер и дата распоряжения директора института об утверждении тем выпускных квалификационных работ).

7.12. Студенты, не выполнившие без уважительных причин индивидуальный план, отчисляются из магистратуры в соответствии с Положением о промежуточной аттестации студентов.

Список разработчиков:

 

Начальник управления развития

профессионального образования Э.С. Бабошина

 

Начальник учебно-методического

управления Л.Р. Хамидуллова

 

Заместитель начальника

учебно-методического управления Е.А. Репина

 

 

Список согласования:

Проректор по учебной работе     (подпись)   (дата) Л.Н. Горина
Заместитель начальника управления делами     (подпись)   (дата) Н.В. Гладких
Начальник юридического отдела   (подпись)   (дата) М.В. Дроздова

 

Список консультантов:

 

Липинский Д.А., заместитель ректора - директор института права;

Дыбина О.В., заведующий кафедрой дошкольной педагогики и психологии;

Мерсон Д.Л., заведующий кафедрой материаловедения и механики материалов;

Сидоров В.П., заведующий кафедрой оборудования и технологии сварочного производства и пайки;

Шевцов А.А., заведующий кафедрой промышленной электроники;

Венгранович М.А., профессор кафедры русского языка и литературы;

Виноградова Г.А., профессор кафедры теоретической и прикладной психологии.

 


Приложение 1

Министерство образования и науки российской федерации
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Тольяттинский государственный университет П Р И К А З
           
         

 

Об утверждении научных руководителей студентов, обучающихся в магистратуре

 

В соответствии с Положением о магистратуре, утвержденным приказом

ректора № _____ от _______________

 

Приказываю:

 

Утвердить научных руководителей студентов, обучающихся в магистратуре по направлению подготовки __________________________________________________________

(код и наименование направления подготовки)

(_________________________________________):

(наименование магистерской программы)

 

 

Группа ____________:

1. Фамилия Имя Отчество студента – научный руководитель _____________________

(Фамилия Имя Отчество, ученая степень, звание, должность с указанием кафедры)

2. Фамилия Имя Отчество студента – научный руководитель _____________________

(Фамилия Имя Отчество, ученая степень, звание, должность с указанием кафедры)

 

3. …

 

 

Ректор И.О. Фамилия

 

Согласовано

 

Проректор по учебной работе И.О. Фамилия

Начальник учебно-методического управления И.О. Фамилия

Директор института И.О. Фамилия

Заведующий кафедрой И.О. Фамилия

 

Приложение 2

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Тольяттинский государственный университет»

____________________________________________________________

(институт)

____________________________________________________________

(кафедра)

 

Утверждаю

Заведующий кафедрой _________________

_____________ ________________________

(подпись) (И.О. Фамилия)

«____»___________20___г.

 

 

Индивидуальный план студента

 

Уч.

 

____________________________________________________________________

(Фамилия, Имя, Отчество студента)

____________________________________________________________________

(код и наименование направления подготовки)

____________________________________________________________________

(наименование магистерской программы)

 

Форма обучения __________________________ Группа ________________________________

Научный руководитель студента ___________________________________________________

Консультант(ы) __________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Тема магистерской диссертации ____________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

 

Date: 2015-06-05; view: 767; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию