Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 19. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ТАМОЖЕННОМ КОНТРОЛЕ





 

Статья 161. Проведение таможенного контроля

 

Комментарий к статье 161

 

В соответствии с подп. 31 п. 1 ст. 4 ТК ТС таможенный контроль - это совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в том числе с использованием системы управления рисками, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства государств - членов Таможенного союза.

Таким образом, только таможенные органы уполномочены на производство таможенного контроля. Данное положение определено подп. 1 п. 1 ст. 12 комментируемого Закона, согласно которому таможенные органы выполняют в качестве основной функции (обязанности) проведение таможенного контроля, совершенствуют методы совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля, создают условия, способствующие ускорению товарооборота при ввозе товаров в Российскую Федерацию и вывозе товаров из Российской Федерации.

В соответствии со ст. 3 ТК ТС таможенное законодательство Таможенного союза состоит из:

1) Таможенного кодекса Таможенного союза;

2) международных договоров государств - членов Таможенного союза, регулирующих таможенные правоотношения в таможенном союзе;

3) решений Комиссии Таможенного союза, регулирующих таможенные правоотношения в таможенном союзе, принимаемых в соответствии с настоящим Кодексом и международными договорами государств - членов Таможенного союза.

В соответствии с п. 3 ст. 4 комментируемого Закона, законодательство Российской Федерации о таможенном деле состоит из комментируемого Закона и принимаемых в соответствии с ним иных федеральных законов.

Согласно п. 2 ст. 95 ТК ТС таможенный контроль проводится должностными лицами таможенных органов в отношении:

1) товаров, в том числе транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу и (или) подлежащих декларированию в соответствии с Таможенным кодексом;

2) таможенной декларации, документов и сведений о товарах, представление которых предусмотрено в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза;



3) деятельности лиц, связанной с перемещением товаров через таможенную границу, оказанием услуг в сфере таможенного дела, а также осуществляемой в рамках отдельных таможенных процедур;

4) лиц, пересекающих таможенную границу.

Пунктом 3 ст. 95 ТК ТС установлено, что таможенный контроль проводится в зоне таможенного контроля, а также в других местах, определяемых таможенными органами, где находятся товары, транспортные средства и документы, содержащие сведения о них, в том числе в электронной форме.

В ч. 3 комментируемой статьи обращено внимание на принцип выборочности таможенного контроля. Выборочность предусматривает использование таможенными органами только тех форм таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле.

При определении достаточности форм и методов таможенного контроля используются технические средства таможенного контроля и анализ предварительной информации.

Анализ предварительной информации осуществляется таможенными органами по следующим направлениям деятельности:

- при применении участником внешнеэкономической деятельности предварительного декларирования;

- при применении таможенными органами системы предварительного информирования.

Предварительное таможенное декларирование заключается в возможности участника внешнеэкономической деятельности подать таможенную декларацию на товар до его ввоза на таможенную территорию Таможенного союза. Подробнее о преимуществах данного вида декларирования рассказано в комментарии к ст. 211 комментируемого Закона.

Целью создания системы предварительного информирования является минимизация угроз для национальной и экономической безопасности Российской Федерации, ускорение внешнеэкономического товарооборота. При этом должны быть решены следующие задачи:

1) создание условий для транспарентности и предсказуемости действий таможенных органов;

2) минимизация времени выполнения таможенных формальностей в пунктах пропуска и местах оформления;

3) повышение оперативности управления таможенными органами и эффективности принятия решений должностными лицами таможенных органов посредством предварительного определения товаров, транспортных средств, документов и лиц, подлежащих проверке, и степени такой проверки;

4) оптимизация деятельности таможенных органов, распределения людских и материальных ресурсов.

Система предварительного информирования призвана обеспечить единообразие формирования и передаче информации о товарах и транспортных средствах до пересечения ими таможенной границы и ее использование таможенными органами при осуществлении таможенных операций.

Предварительное информирование и предварительное декларирование является основой для внедрения Рамочных стандартов безопасности и облегчения торговли, внедрения управления интегрированной цепочкой поставок в рамках проводимой работы ВТО.



Одной из задач таможенных органов является содействие внешней торговле. В этой связи деятельность таможенных органов направлена на минимизацию издержек участников внешнеэкономической деятельности, связанных в том числе и с проведением фактического таможенного контроля, с хранением товаров, простоем транспортных средств, увеличением срока выпуска товаров.

В соответствии с нормативными документами в рамках утвержденных технологий осуществления контроля таможенные органы взаимодействуют с органами пограничной службы ФСБ России, Роспотребнадзора России, налоговыми органами, органами внутренних дел и Федеральной службы безопасности России. На постоянной основе при таможенных органах осуществляют свою деятельность консультативные советы по работе с участниками внешнеэкономической деятельности.

Нормативными документами ФТС России утверждены формы актов, постановлений, протоколов и иных процессуальных документов, составляемых таможенными органами при проведении отдельных форм таможенного контроля. Например, формы акта таможенного досмотра (осмотра), постановления об изъятии товаров, акта изъятия товаров, акта о возврате изъятых товаров, предписания на проведение таможенного осмотра помещений и территорий, акта камеральной таможенной проверки, акта выездной таможенной проверки и т.д.

Кроме того, Комиссия Таможенного союза также имеет полномочия по утверждению форм документов, используемых при таможенном контроле. Подробнее о них см. в комментариях к соответствующим статьям Закона.

 

Статья 162. Система управления рисками

 

Комментарий к статье 162

 

Управление рисками является основополагающим принципом проведения таможенного контроля в современных условиях глобализации мировой экономики, рассредоточения производственных мощностей по всему миру, кризисных явлений в финансовой сфере многих государств.

Грамотное применение управления рисками дает возможность оптимально использовать ресурсы таможенных органов при сохранении и увеличении эффективности таможенного контроля.

Кроме того, использование СУР освобождает законопослушных участников внешнеэкономической деятельности от излишнего применения к ним форм таможенного контроля, приводящих к дополнительным издержкам и не дающим результатов, сопоставимых с понесенными затратами.

При осуществлении таможенного оформления система управления рисками дает возможность сосредоточить внимание на тех направлениях деятельности, как таможенных органов, так и участников внешнеэкономической деятельности, где имеется наибольшая вероятность нарушения таможенного законодательства. При этом основная масса товаров и физических лиц проходят таможенный контроль в минимальной степени, достаточной для обеспечения соблюдения таможенного законодательства.

Федеральная таможенная служба определяет стратегию и тактику применения СУР в рамках имеющейся Концепции. Система таможенного администрирования должна обеспечивать эффективность таможенного контроля, выборочность при его проведении, оптимальность распределения ресурсов таможенных органов на приоритетных направлениях.

Информация о возможных нарушениях таможенного законодательства формализуется ФТС России в профилях рисков. Приказом ФТС России от 6 июня 2011 г. N 1200 утверждена Инструкция о действиях должностных лиц таможенных органов при подготовке и рассмотрении проектов профилей рисков, применении профилей рисков при таможенном контроле, их актуализации и отмене, а также формы профиля риска и ориентировки.

Информация, содержащаяся в профилях рисков, является информацией ограниченного доступа. На нее распространяются требования действующего законодательства по защите информации и ответственности за ее незаконное разглашение.

 

Статья 163. Зоны таможенного контроля

 

Комментарий к статье 163

 

В соответствии с положениями ст. 97 ТК ТС, зонами таможенного контроля являются:

- места перемещения товаров через таможенную границу;

- территории складов временного хранения, таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли;

- иные места, определенные законодательством.

В иных местах зоны таможенного контроля создаются для проведения таможенного осмотра и (или) таможенного досмотра товаров, совершения грузовых и иных операций.

В ч. 2 комментируемой статьи приводится расширенный перечень иных мест, в которых могут быть созданы зоны таможенного контроля. Это зоны таможенного контроля:

- вдоль Государственной границы Российской Федерации;

- в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации;

- в местах осуществления таможенных операций, разгрузки и перегрузки (перевалки) товаров, их таможенного осмотра и таможенного досмотра;

- в местах стоянки транспортных средств, перевозящих находящиеся под таможенным контролем товары.

Зоны таможенного контроля могут быть:

- постоянными в случае регулярного нахождения в них товаров, подлежащих таможенному контролю;

- временными в случае их создания на время проведения таможенного контроля, грузовых и иных операций.

В качестве примера постоянной зоны таможенного контроля можно привести зоны таможенного контроля, создаваемые в местах расположения таможенных органов для целей завершения таможенной процедуры таможенного транзита поступающих товаров, для их досмотра (осмотра). Постоянными зонами таможенного контроля являются также территории и помещения складов временного хранения, таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли.

В качестве примера временной зоны таможенного контроля можно привести зоны таможенного контроля, создаваемые таможенным органом для целей проведения таможенного досмотра определенной партии товаров, декларируемых по одной таможенной декларации, на срок проведения досмотра.

Законодатель установил положение о возможности перемещения товаров, транспортных средств, лиц через границы зон таможенного контроля и в их пределах исключительно с разрешения таможенных органов и под их надзором. Статьей 16.5 КоАП РФ предусмотрены состав и ответственность за совершение административного правонарушения, выразившегося в перемещении товаров и (или) транспортных средств либо лиц, включая должностных лиц государственных органов, через границы зоны таможенного контроля или в ее пределах либо осуществление производственной или иной коммерческой деятельности без разрешения таможенного органа.

Зоны таможенного контроля вдоль государственной границы создаются приказами ФТС России. Данные приказы издаются на основании представлений таможенных органов, в регионах ответственности которых находятся территории, где целесообразно создание зоны таможенного контроля. Приказы согласовываются с пограничными органами и органами власти соответствующих субъектов Федерации. Ширина создаваемых зон таможенного контроля на сухопутных участках до 30 км, на морских (речных, озерных) до 15 км от береговой линии вглубь территории России.

Зоны таможенного контроля в пунктах пропуска создаются приказом начальника таможни, в чьем ведении находится осуществление таможенного контроля в данном пункте пропуска по согласованию с вышестоящим таможенным органом. При этом учитывается мнение администрации транспортного объекта (железнодорожной станции, морского (речного) порта, аэропорта), на территориях и в помещениях которого создается зона таможенного контроля.

Законодатель предусмотрел возможность создания временной зоны таможенного контроля начальником таможенного поста. Данное положение призвано ускорить процесс создания зоны таможенного контроля при необходимости осуществления таких форм таможенного контроля, как, например, таможенный досмотр.

Приводимые в комментируемой статье подробные требования к содержанию приказов о создании зон таможенного контроля, обозначению и ликвидации зон таможенного контроля являются несомненным положительным фактором, исключающим возможные разночтения таможенного законодательства таможенным органом и заинтересованным участником внешнеэкономической деятельности.

Особо следует отметить вопрос осуществления в зонах таможенного контроля хозяйственной деятельности. Главным здесь представляется разрешительный порядок осуществления производственной и хозяйственной деятельности в зоне таможенного контроля, которая не должна создавать препятствий для осуществления таможенного контроля.

Вопросы требований к обустройству и оборудованию помещений, открытых площадок и иных территорий уполномоченного экономического оператора освещены в комментарии к ст. 89 Закона.

 

Статья 164. Сроки осуществления таможенного контроля

 

Комментарий к статье 164

 

Возможность осуществления таможенными органами таможенного контроля после выпуска в течение трех лет, с одной стороны, налагает на заинтересованных лиц обязанность в течение указанного срока содержать в надлежащем состоянии документацию, касающуюся проведенного таможенного оформления, с другой же стороны, ограждает участников внешнеэкономической деятельности от контрольных мероприятий таможенных органов по истечении этого срока.

При этом следует учитывать, что ТК ТС предусмотрена возможность посредством национального законодательства государства - члена Таможенного союза установления пятилетнего срока для осуществления контроля после выпуска. Данной возможностью российский законодатель не воспользовался, установив в комментируемом Законе трехлетний срок для осуществления контроля после выпуска товаров.

Вместе с тем в отношении условно выпущенных товаров, товаров, вывезенных под обязательство об обратном ввозе либо для переработки вне таможенной территории, проверка соблюдения таможенного законодательства может быть проведена в сроки нахождения товаров под таможенным контролем или до завершения временного вывоза или переработки вне таможенной территории.

 

Статья 165. Привлечение должностных лиц других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции контроля и надзора, для участия в таможенном контроле

 

Комментарий к статье 165

 

Примером практической реализации комментируемой статьи является Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 394-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей полномочий по осуществлению отдельных видов государственного контроля таможенным органам Российской Федерации".

Данным Законом установлено, что федеральный орган исполнительной власти в области ветеринарного надзора, федеральный орган исполнительной власти по надзору в области защиты прав потребителей и благополучия человека и федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, осуществляют в пределах своей компетенции взаимодействие по вопросам защиты населения от болезней, общих для человека и животных, и пищевых отравлений.

Кроме того, государственный карантинный фитосанитарный контроль в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации осуществляется федеральным органом исполнительной власти по обеспечению карантина растений, а также таможенными органами в части проведения проверки документов.

Вместе с тем не следует путать осуществление совместного контроля (например, совместный контроль пассажирских и грузовых поездов сотрудниками погранслужбы ФСБ России и должностными лицами таможенных органов в пунктах пропуска, проводимый на основании совместных технологических схем) и осуществление должностными лицами других федеральных органов исполнительной власти таможенного контроля (например, участие должностных лиц государственного карантинного фитосанитарный контроля в таможенном контроле при обнаружении должностными лицами таможенных органов объектов, подлежащих соответствующему контролю).

 

Статья 166. Представление документов и сведений, необходимых для проведения таможенного контроля

 

Комментарий к статье 166

 

Положениями комментируемой статьи, а также ст. 98 ТК ТС закреплена обязанность декларантов, лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, иных заинтересованных лиц представлять таможенному органу необходимые для осуществления таможенного контроля документы и сведения в устной, письменной и (или) электронной формах.

Таможенный орган вправе запрашивать у перечисленных лиц указанные документы и сведения, устанавливая для представления достаточный срок.

При проведении контроля после выпуска товаров таможенные органы вправе запрашивать и получать коммерческие и бухгалтерские документы, иную информацию, относящуюся к перемещению товаров через таможенную границу, их выпуску и использованию на таможенной территории Таможенного союза или за ее пределами.

Порядок получения таможенными органами информации от других органов государственной власти устанавливается соглашениями о взаимном информационном обмене. Примером являются соответствующие соглашения между таможенными и налоговыми органами.

Документы, необходимые для проведения таможенного контроля, должны храниться декларантами в течение трех лет. Лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, должны хранить документы, необходимые для таможенного контроля, в течение 5 (пяти) лет после года. По вопросу установления трехлетнего срока хранения документов см. комментарий к ст. 164 Закона.

 

Статья 167. Предоставление банками документов и сведений, необходимых для проведения таможенной проверки

 

Комментарий к статье 167

 

Приказом ФТС России от 30 декабря 2010 г. N 2721 утвержден Порядок направления таможенным органом в банки и иные кредитные организации запроса о представлении документов и сведений, а также форма запроса таможенного органа о представлении документов и сведений в банк или иную кредитную организацию. Приказом ФТС России от 30 июня 2011 г. N 1388 утвержден Порядок представления банками и иными кредитными организациями документов и сведений по запросам таможенных органов.

В соответствии с данными нормативными документами, при проведении таможенной проверки должностное лицо таможенного органа имеет право запрашивать у банков и иных кредитных организаций, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемых организаций (индивидуальных предпринимателей), по предмету проверки. А банки и иные кредитные организации представляют по запросу таможенного органа документы и сведения, касающиеся движения денежных средств по счетам организаций (индивидуальных предпринимателей), необходимые для проведения таможенной проверки, в том числе содержащие банковскую тайну:

- заверенные в установленном порядке копии контрактов (договоров) с приложениями и дополнениями;

- заверенные копии паспортов сделок;

- справки о наличии счетов в банке у организации (индивидуального предпринимателя);

- справки об остатках денежных средств на счете (счетах) организации (индивидуального предпринимателя);

- ведомости банковского контроля; справки о подтверждающих документах;

- заверенные копии карточек с образцами подписей и оттисками печатей;

- выписки по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей).

Законодатель установил недопустимость требования таможенными органами нотариального удостоверения предоставляемых банками и иными кредитными организациями документов.

 

Статья 168. Дополнительные полномочия таможенных органов, обнаруживших товары, незаконно ввезенные в Российскую Федерацию, либо товары, в отношении которых нарушены условия применения таможенных процедур или ограничения по пользованию и (или) распоряжению товарами

 

Комментарий к статье 168

 

В комментируемой статье конкретизированы действия таможенных органов при изъятии незаконно ввезенных товаров, или товаров с нарушенными в отношении их условиями применения таможенных процедур или ограничениями по пользованию и распоряжению ими.

Указанные товары изымаются, если до обнаружения таможенными органами они не были изъяты и на них не был наложен арест в рамках административного или уголовно-процессуального законодательства.

В связи с тем что данные товары не проходили таможенного оформления, они с момента обнаружения приобретают статус находящихся под таможенным контролем.

По общему правилу товары, находящиеся под таможенным контролем, должны быть размещены на складе временного хранения или переданы на хранение организации, осуществляющей складские услуги в регионе деятельности таможенного органа. Товары, требующие особых условий хранения, передаются в соответствующие специализированные организации (учреждения) или государственные органы.

Изъятие и помещение на хранение документируются путем составления соответствующих актов.

Законодатель предоставил возможность лицам, у которых товары были изъяты, оформить их в таможенном отношении, уплатив причитающиеся таможенные платежи. Данное положение не распространяется на товары, ввоз и оборот которых запрещен.

 

Статья 169. Использование технических средств и водных и воздушных судов при проведении таможенного контроля

 

Комментарий к статье 169

 

Положениями ст. 107 ТК ТС и ст. 169 комментируемого Закона установлено, что в целях сокращения времени проведения таможенного контроля и повышения его эффективности таможенными органами могут использоваться технические средства таможенного контроля, перечень и порядок применения которых устанавливаются законодательством государств - членов Таможенного союза.

Перечень и порядок применения технических средств таможенного контроля в таможенных органах Российской Федерации утвержден ФТС России Приказом от 21 декабря 2010 г. N 2509. Среди них:

1) досмотровая рентгенотелевизионная техника (далее - ДРТ): ДРТ для контроля содержимого ручной клади, багажа, почтовых отправлений, средне- и крупногабаритных грузов; передвижные и переносные рентгенотелевизионные установки;

2) флюороскопическая досмотровая техника: досмотровая техника для углубленного контроля ручной клади и почтовых отправлений;

3) инспекционно-досмотровые комплексы (далее - ИДК): ИДК для контроля грузовых машин и контейнеров; стационарные, легковозводимые, мобильные; ИДК для контроля железнодорожных вагонов;

4) средства поиска: металлоискатели портативные, стационарные; досмотровые зеркала, эндоскопы, щупы, фонари; микроскопы; лупы; видеоскопы; телевизионные системы досмотра; комплект технических средств для таможенного досмотра воздушных судов;

5) средства нанесения и считывания специальных меток: фломастеры флуоресцентные; ультрафиолетовые фонари;

6) досмотровый инструмент: наборы инструментов группового и индивидуального использования;

7) технические средства подповерхностного зондирования: приборы радиолокационного зондирования, дистанционного зондирования сыпучих, навалочных и гомогенных грузов; технические средства дистанционного обнаружения наркотических, взрывчатых, химически и биологически опасных веществ, неоднородностей и скрытых полостей;

8) технические средства идентификации (далее - ТСИ): ТСИ драгоценных металлов; технические средства проверки подлинности документов, акцизных марок; программно-аппаратный комплексы для исследования документов, идентификации подлинности художественных произведений, денежных знаков и защищенных бумаг; детекторы банкнот, магнитооптические приборы для идентификации и выявления фальсификаций номеров агрегатов транспортных средств, приборы идентификации лесо- и пиломатериалов лиственных и хвойных пород древесины;

9) химические средства идентификации (далее - ХСИ): химические средства экспресс-анализа наркотических веществ, тест экспресс-анализа проб на наличие взрывчатых веществ;

10) технические средства документирования по делам о контрабанде: фото- и видеокамеры аппарат диктофоны;

11) технические средства контроля носителей аудио- и видеоинформации: аудио и видеосистемы, устройство размагничивания;

12) технические средства таможенного контроля количественных и качественных показателей лесо- и пиломатериалов: измерительные рулетки, линейки, скобы лесные, измерители влажности;

13) система визуального наблюдения: системы телевизионного наблюдения; оптические устройства и приборы: бинокли, приборы ночного видения, системы ночного видения;

14) приборы взвешивания: весы с различными пределами взвешивания, весы автомобильные, весы железнодорожные.

Поверку указанных технических средств, в целях обеспечения точности измерений и соблюдения законодательства об обеспечении единства измерений, на плановой основе осуществляют либо уполномоченные подразделения метрологической службы ФТС России, либо органы метрологии, стандартизации и сертификации, расположенные в регионах ответственности таможенных органов, использующих данные технические средства измерений.

Данная процедура является совершенно необходимой, поскольку, среди прочего, результаты фактического таможенного контроля используются при производстве по делам об административных правонарушениях, рассмотрении гражданских и уголовных дел.

Постановлением Правительства РФ от 10 декабря 2003 г. N 747, действующим в части не противоречащей законодательству о таможенном деле, утвержден Порядок использования морских (речных) судов таможенных органов Российской Федерации для целей таможенного контроля.

Морские (речные) суда используются таможенными органами в целях:

- осуществления таможенного наблюдения за перевозкой находящихся под таможенным контролем товаров, совершением с ними грузовых и иных операций;

- участия в мероприятиях по противодействию совершению таможенных правонарушений и преступлений;

- обеспечения контроля за соблюдением режима зоны таможенного контроля;

- участия в таможенном сопровождении транспортных средств;

- остановки транспортного средства, незаконно перемещающего товары, подлежащие таможенному контролю;

- доставки (высадки) и обеспечения защиты досмотровых групп;

- взаимодействия с кораблями и судами федеральных органов исполнительной власти в интересах охраны и защиты государственной границы Российской Федерации, а также в пределах своей компетенции - о чрезвычайных происшествиях и конфликтных ситуациях;

- участия в совместных мероприятиях таможенных органов государств - участников Таможенного союза и международных таможенных организаций по борьбе с терроризмом, браконьерством и контрабандой морепродуктов;

- выполнения иных функций, возложенных на таможенные органы.

 

Статья 170. Идентификация товаров и транспортных средств, помещений и других мест

 

Комментарий к статье 170

 

Федеральной таможенной службой России принят ряд нормативных актов, касающихся различных направлений деятельности таможенных органов. Например, контроль за таможенным транзитом; проведение таможенного досмотра товаров и транспортных средств; применения таможенных процедур, связанных с дальнейшей идентификацией товаров при их обратном ввозе или вывозе; контроль помещений и территорий, иных мест нахождения товаров, подлежащих таможенному контролю; осуществления таможенными органами правоохранительных функций.

Порядок применения средств идентификации изложен в соответствующих разделах комментируемого Закона.

Также следует учитывать, что ст. 16.11 КоАП РФ предусмотрены состав и административная ответственность за уничтожение, повреждение, удаление, изменение либо замена средств идентификации.

 

Статья 171. Использование результатов таможенного контроля при производстве по делам об административных правонарушениях, рассмотрении гражданских и уголовных дел

 

Комментарий к статье 171

 

В комментируемой статье содержится установление о том, что надлежащим образом задокументированные результаты таможенного контроля могут в дальнейшем, при возникновении такой необходимости, быть использованными в качестве доказательств в уголовном, гражданском, арбитражном судопроизводствах, а также при рассмотрении дел об административных правонарушениях.

Данное положение представляется совершенно очевидным, поскольку результаты таможенного контроля устанавливаются таможенными органами как одними из органов исполнительной власти, в процессе выполнения своих установленных законодательством функций.

 

Статья 172. Таможенная экспертиза при проведении таможенного контроля. Участие специалистов и экспертов при проведении таможенного контроля

 

Комментарий к статье 172

 

Участие специалиста при проведении таможенного контроля, а также порядок привлечения специалистов и экспертов из других государственных органов для оказания содействия в проведении таможенного контроля установлены положениями ст. ст. 101, 102, а также главы 20 ТК ТС.

При проведении таможенного контроля (для участия в совершении конкретных действий) в случае имеющейся необходимости таможенными органами привлекается специалист, обладающий специальными знаниями и навыками, в том числе при применении технических средств. Таможенные органы вправе привлекать специалистов и экспертов из других государственных органов.

Специалист привлекается в соответствии с заключаемым договором.

Возможность знакомиться с материалами, связанными с осуществлением конкретных действий, совершаемых с его участием, а также знакомиться с документами, оформляемыми по результатам совершения действий при проведении таможенного контроля, делать заявления или замечания по поводу совершаемых им действий, подлежащие занесению в такие документы, являются правом специалиста при выполнении им своих функций.

Обязанностями специалиста является участие в совершении действий, требующих специальных знаний, пояснения по поводу совершаемых им действий. Специалист обязан удостоверить своей подписью факт совершения указанных действий, их содержание и результаты.

Специалист не вправе разглашать, использовать в иных целях, передавать третьим лицам полученную им в результате служебной деятельности информацию, содержащую коммерческую, банковскую или иную охраняемую законом тайну, а также иные конфиденциальные сведения.

Расходы по привлечению специалистов (специалистов и экспертов из других государственных органов) возмещаются за счет средств лица, в отношении которого или товаров которого проводится таможенный контроль, при условии выявления в ходе таможенного контроля нарушений таможенного законодательства. В иных случаях оплата услуг специалиста осуществляется за счет средств госбюджета. Порядок возмещения таких расходов определяется Правительством РФ.

Вопросы осуществления экспертизы при осуществлении таможенного контроля рассмотрены в комментарии к гл. 20 комментируемого Закона. Вместе с тем необходимо отметить следующие особенности.

Двадцатидневный срок проведения таможенной экспертизы, установленный ст. 139 ТК ТС, может продлеваться начальником таможенного органа, проводящего экспертизу. Разрешение на продление сроков проведения экспертизы оформляется в письменном виде, в нем указываются причины продления и новый необходимый срок. Исключения составляют случаи, когда выпуск товаров не может быть осуществлен до получения результатов экспертизы. В этом случае экспертиза должна быть проведена в пределах сроков выпуска, установленных ст. 196 ТК ТС.

Аналогичный порядок существует и при проведении таможенной экспертизы в иной уполномоченной организации.

Законодатель предусмотрел возможность приостановления срока проведения таможенной экспертизы на срок, не превышающий десяти рабочих дней.

Приказом ФТС России от 25 февраля 2011 г. N 396 утвержден Порядок приостановления срока проведения таможенной экспертизы, который заключается в следующем. Начальник (заместитель начальника) таможенного органа проводящего таможенную экспертизу в случае несоответствия представленных для исследования объектов их перечню, указанному в решении о назначении таможенной экспертизы, принимает решение о приостановлении срока проведения таможенной экспертизы. После чего в двухдневный срок направляет запрос о предоставлении необходимых объектов в таможенный орган, назначивший экспертизу.

Если будет получен отрицательный ответ либо запрос останется без ответа, объекты исследования возвращаются в таможенный орган, назначивший экспертизу. В сопроводительном письме указываются причины невозможности проведения таможенной экспертизы.

Следует отметить, что объекты исследования (пробы и образцы) отбираются в соответствии с положениями ст. 144 ТК ТС. ФТС России Приказом от 25 февраля 2011 г. N 396 утвердил Порядок отбора проб и образцов товаров для проведения таможенной экспертизы.

Должностное лицо таможенного органа, которое проводит отбор проб и образцов товаров, составляет в двух экземплярах акт отбора проб и образцов. Форма акта установлена решением Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. N 260.

Первый экземпляр акта направляется эксперту для проведения таможенной экспертизы. Копия первого экземпляра акта хранится вместе с первым экземпляром таможенной декларации и документами к ней.

Второй экземпляр акта вручается декларанту.

Пробы и образцы товара отбираются в минимально необходимом для обеспечения возможности исследований количестве по массе, объему, штуках и т.д.

Упомянутым выше Приказом ФТС России от 25 февраля 2011 г. N 396 утверждены форма решения о назначении таможенной экспертизы и форма заключения таможенного эксперта (эксперта). Следует отметить, что для исключения возможности подлога, а также в целях повышения степени ответственности таможенного эксперта (эксперта) законодатель предусмотрел заверение каждой страницы заключения и приложений к нему подписью эксперта и печатью экспертной организации.

 

Статья 173. Привлечение эксперта (специалиста) иной уполномоченной организации к проведению таможенной экспертизы

 

Комментарий к статье 173

 

Существенным положением комментируемой статьи является следующее: в случае невозможности проведения таможенной экспертизы таможенными экспертами ее проведение производится экспертам (специалистам) иной уполномоченной организации.

Привлечение эксперта (специалиста) иной уполномоченной организации может осуществляться в рамках проведения таможенной экспертизы для решения экспертной задачи в целом либо для решения части задачи (ответа на отдельные вопросы).

Эксперт (специалист) иной уполномоченной организации привлекается к проведению таможенной экспертизы на договорной основе. При этом договор заключается между таможенным органом, который назначил таможенную экспертизу, и иной уполномоченной организацией.

Привлекаемый эксперт должен обладать специальными познаниями для проведения таможенной экспертизы и дачи заключения эксперта. Наличие необходимых специальных познаний эксперт (специалист) подтверждает перед таможенным органом, назначающим экспертизу документально.

В соответствии с положениями подп. 2 п. 1 ст. 140 ТК ТС таможенный эксперт таможенного органа, которому поручено проведение таможенной экспертизы, в случае невозможности ее проведения собственными силами, заявляет мотивированное ходатайство должностному лицу таможенного органа, назначившему таможенную экспертизу, о необходимости привлечения эксперта (специалиста) иной уполномоченной организации. Привлекаемый сторонний эксперт должен обладать соответствующей экспертной специальностью или квалификацией.

В ходатайстве о привлечении эксперта (специалиста), указывается конкретный эксперт (специалист) иной уполномоченной организации, его квалификация, место работы. Ходатайство вместе с сопроводительным письмом таможенного эксперта, проводящего таможенную экспертизу, направляется в таможенный орган, назначивший таможенную экспертизу.

Ходатайство рассматривается в течение трех рабочих дней, по истечении которых принимается решение о его удовлетворении или об отказе в удовлетворении. В направляемом по факсу, электронной почте с последующей досылкой на бумажном носителе ответе в случае положительного результата рассмотрения ходатайства сообщается о подтверждении назначения эксперта (специалиста) к проведению таможенной экспертизы на основании договора и о сроках, в которые данный эксперт (специалист) приступит к ее проведению.

При отказе таможенного органа, назначившего таможенную экспертизу, от привлечения эксперта (специалиста) иной уполномоченной организации таможенный орган (его структурное подразделение), которому поручено проведение таможенной экспертизы, направляет ходатайство о привлечении иного эксперта (специалиста) иной уполномоченной организации.

В случае повторного отказа в согласовании таможенный орган (его структурное подразделение), проводящий таможенную экспертизу, выполняет ее в пределах своих возможностей.

Положениями ст. 140 ТК ТС установлены права и обязанности как таможенного эксперта, так и эксперта (специалиста) иной уполномоченной организации.

Эксперт (специалист) иной уполномоченной организации вправе:

- знакомиться с материалами, относящимися к проведению таможенной экспертизы;

- отказаться в течение 1 (одного) рабочего дня со дня получения материалов для таможенной экспертизы от проведения таможенной экспертизы, если поставленные вопросы находятся вне его компетенции, или от представления ответов на вопросы, не входящие в его компетенцию;

- запросить в письменной форме в течение 3 (трех) рабочих дней со дня получения материалов для таможенной экспертизы дополнительные материалы, необходимые для проведения таможенной экспертизы;

- получать необходимые для дачи заключения эксперта материалы и документы, в том числе пробы и образцы для исследования;

- уточнять поставленные перед ним вопросы в соответствии со своими специальными познаниями и компетенцией;

- использовать научно-техническую информацию из опубликованных специальных и иных источников;

- использовать результаты собственных испытаний и исследований и (или) результаты исследований проб и образцов, проведенных другими исследовательскими или экспертными организациями;

- участвовать в проведении таможенного контроля.

Эксперт (специалист) иной уполномоченной организации обязан:

- знакомиться с материалами, относящимися к таможенной экспертизе;

- включать в заключение эксперта выводы об обстоятельствах, имеющих значение для таможенных целей, по поводу которых не были поставлены вопросы;

- проводить исследования представленных на таможенную экспертизу проб и образцов при соблюдении их допустимости и достоверности, представлять заключение эксперта на основании полной, всесторонней и объективной оценки результатов исследований;

- не разглашать сведения, полученные в результате проведения таможенной экспертизы, не использовать их в иных целях и не передавать третьим лицам, за исключением случаев, предусмотренных законодательством государств - членов Таможенного союза;

- соблюдать установленные сроки проведения таможенной экспертизы.

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязанностей эксперт несет ответственность в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза.

Приказом ФТС России от 21 июля 2011 г. N 1500 утвержден Порядок принятия решения о привлечении эксперта (специалиста) иной уполномоченной организации к проведению таможенной экспертизы.

 






Date: 2015-06-05; view: 348; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2019 year. (0.027 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию