Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 10. Страна происхождения товаров





 

Статья 109. Определение и заявление страны происхождения товаров

 

Комментарий к статье 109

 

1. Согласно ст. 58 ТК ТС страной происхождения товаров считается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной обработке (переработке) в соответствии с критериями, установленными таможенным законодательством Таможенного союза. При этом под страной происхождения товаров может пониматься группа стран, либо таможенные союзы стран, либо регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения страны происхождения товаров.

Определение страны происхождения товаров производится во всех случаях, когда применение мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования зависит от страны происхождения товаров.

Согласно Федеральному закону от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности":

- таможенно-тарифное регулирование - метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем применения ввозных и вывозных таможенных пошлин;

- нетарифное регулирование - метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем введения количественных ограничений и иных запретов и ограничений экономического характера.

Определение страны происхождения товаров, происходящих из государств, не являющихся членами Таможенного союза, осуществляется в соответствии с международными договорами государств - участников Таможенного союза, регулирующими правила определения страны происхождения товаров.

Критерии происхождения товара и порядок определения страны происхождения товаров устанавливаются:

- для государств - участников Соглашения о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 г. (указанный документ действует до вступления в силу Договора стран СНГ от 18 октября 2011 г. "О зоне свободной торговли") - Правилами определения страны происхождения товаров, принятыми Соглашением стран СНГ от 20 ноября 2009 г. "О правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств";

- для развивающихся и наименее развитых стран - пользователей единой системы тарифных преференций Таможенного союза - Правилами определения страны происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран, применяемыми на основании Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 12 декабря 2008 г. "О правилах определения страны происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран".

Решением Комиссии Таможенного союза от 23 сентября 2011 г. N 780 "О проекте Протокола о внесении изменений и дополнений в Соглашение о правилах определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран от 12 декабря 2008 года" одобрен соответствующий проект, который временно применяется с даты подписания и вступает в силу с даты получения депозитарием (Комиссией Таможенного союза) последнего письменного уведомления по дипломатическим каналам о выполнении государствами - членами Таможенного союза внутригосударственных процедур, необходимых для вступления настоящего Протокола в силу.

Перечень развивающихся стран - пользователей системы тарифных преференций Таможенного союза и Перечень наименее развитых стран - пользователей системы тарифных преференций Таможенного союза утвержден решением Межгоссовета ЕврАзЭС (высшим органом Таможенного союза) на уровне глав государств от 27 ноября 2009 г. N 18 и решением Комиссии Таможенного союза от 27 ноября 2009 г. N 130;

- для Республики Сербия - Правилами определения страны происхождения товаров, установленными Протоколом от 22 июля 2011 г. между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Сербия "Об изъятиях из режима свободной торговли и Правилах определения страны происхождения товаров к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Союзным Правительством Союзной Республики Югославии о свободной торговле между Российской Федерацией и Союзной Республикой Югославией от 28 августа 2000 г.";

- для прочих стран - Правилами определения страны происхождения товаров, применяемыми в соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25 января 2008 г. "О единых правилах определения страны происхождения товаров".

2. Статьей 1 Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25 января 2008 г. "О единых правилах определения страны происхождения товаров" установлено: "В отношении товаров, происходящих из страны, имеющей договор о свободной торговле, участниками которого являются все государства Сторон данного Соглашения, применяются правила определения страны происхождения товаров, установленные этим договором".

Правила определения страны происхождения товаров, установленные Соглашением стран СНГ от 20 ноября 2009 г. "О правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств", действуют в отношении товаров, происходящих из государств - участников Соглашения стран СНГ от 20 ноября 2009 г. и находящихся в торговом обороте между этими государствами, к которым применяется торговый режим, предусмотренный указанным Соглашением.

На основании изложенного при необходимости определения страны происхождения товаров, происходящих из стран - членов Таможенного союза, применяются Правила определения страны происхождения товаров, установленные Соглашением стран СНГ от 20 ноября 2009 г. "О правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств".

3. При декларировании товаров декларантом определяется и заявляется таможенному органу страна происхождения товара. Сведения о стране происхождения товара заявляются декларантом в таможенных декларациях.

Заявленные сведения о стране происхождения товаров должны подтверждаться документально в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза. Согласно ст. 59 ТК ТС документами, подтверждающими страну происхождения товаров, являются декларация о происхождении товара или сертификат о происхождении товара.

Декларация о происхождении товара представляет собой заявление о стране происхождения товаров, сделанное их изготовителем, продавцом или отправителем в связи с вывозом товаров, при условии что в нем указаны сведения, позволяющие определить страну происхождения товаров. В качестве такой декларации используются коммерческие или любые другие документы, имеющие отношение к товарам (ст. 60 ТК ТС).

Сертификат о происхождении товара - документ, свидетельствующий о стране происхождения товаров и выданный уполномоченными органами или организациями этой страны или страны вывоза, если в стране вывоза сертификат выдается на основе сведений, полученных из страны происхождения товаров (ст. 61 ТК ТС).

Согласно ст. 62 ТК ТС при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза документ, подтверждающий страну происхождения товаров, представляется в случае, если стране происхождения этих товаров на территории Таможенного союза предоставляются тарифные преференции в соответствии с таможенным законодательством и (или) международными договорами государств - участников Таможенного союза.

В указанном случае документ, подтверждающий страну происхождения товаров, представляется таможенному органу одновременно с представлением таможенной декларации. При этом предоставление тарифных преференций может быть обусловлено необходимостью представления сертификата о происхождении товара по определенной форме в соответствии с законодательством и (или) международными договорами государств - участников Таможенного союза.

При обнаружении признаков того, что заявленные сведения о стране происхождения товаров, которые влияют на применение ставок таможенных пошлин, налогов и (или) мер нетарифного регулирования, являются недостоверными, таможенные органы вправе потребовать представить документ, подтверждающий страну происхождения товаров.

Так, для товаров, происходящих из стран СНГ, обязательным документом для предоставления тарифных преференций в соответствии с Соглашением стран СНГ от 20 ноября 2009 "О правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств" являются:

- сертификат о происхождении товара формы СТ-1 (если товар включен в Перечень условий, производственных и технологических операций, при выполнении которых товар считается происходящим из той страны, в которой они имели место);

- декларация о происхождении товара (для прочих товаров).

Для товаров, происходящих из развивающихся и наименее развитых стран и включенных в Перечень товаров, происходящих и ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран, при ввозе которых предоставляются тарифные преференции, утвержденный решением Межгоссовета ЕврАзЭС (высшим органом Таможенного союза) на уровне глав государств от 27 ноября 2009 г. N 18 и решением Комиссии Таможенного союза от 27 ноября 2009 г. N 130, - сертификат о происхождении товара формы "А".

Для товаров, происходящих из Республики Сербия, за исключением подпадающих под изъятия из режима свободной торговли при ввозе на территорию Российской Федерации из Республики Сербии в соответствии с Протоколом от 22 июля 2011 г. между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Сербия "Об изъятиях из режима свободной торговли и Правилах определения страны происхождения товаров к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Союзным Правительством Союзной Республики Югославии о свободной торговле между Российской Федерацией и Союзной Республикой Югославией от 28 августа 2000 г." - сертификат о происхождении товара формы "СТ-2".

Случаи, когда представление документа, подтверждающего страну происхождения товаров, не требуется, определены ч. 2 ст. 62 ТК ТС.

Таможенные органы определяют страну происхождения товаров:

1) в случае выявления неправильного заявления декларантом страны происхождения товаров в таможенной декларации;

2) по запросам, поданным в таможенные органы в соответствии со ст. 111 комментируемого Закона.

 

Статья 110. Контроль правильности определения страны происхождения товаров

 

Комментарий к статье 110

 

1. Контроль правильности определения страны происхождения товаров осуществляется должностными лицами таможенных органов в соответствии с Инструкцией о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих контроль за правильным заявлением страны происхождения товаров и принятие решений о стране происхождения товаров, утвержденной Приказом ФТС России от 29 сентября 2004 г. N 80, действующим в части, не противоречащей ТК ТС и комментируемому Закону.

Определение страны происхождения товаров производится во всех случаях, когда применение мер таможенно-тарифного регулирования и нетарифного регулирования зависит от страны происхождения товаров.

Таможенные органы осуществляют контроль за правильным заявлением декларантом страны происхождения товаров:

- при декларировании товаров;

- после выпуска товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой в случаях, установленных законодательством Таможенного союза и Российской Федерации о таможенном деле.

Контроль за правильным заявлением страны происхождения товаров при декларировании проводит уполномоченное должностное лицо таможенного поста, где производится декларирование товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, либо уполномоченное функциональное подразделение таможни в случае, если принятие решения данным функциональным подразделением является прямой мерой по минимизации рисков, установленной профилем риска.

Контроль за правильным заявлением страны происхождения товаров после выпуска товаров проводит уполномоченное функциональное подразделение таможни, регионального таможенного управления или Главного управления федеральных и таможенных доходов ФТС России.

В случае выявления несоответствия сведений о товаре, заявленных в декларации, сведениям о товаре в представленных для осуществления таможенного контроля документах или в предварительном решении о стране происхождения товара, либо полученных при проведении различных форм таможенного контроля таможенными органами, уполномоченное должностное лицо таможенного органа определяет страну происхождения этого товара.

2. По результатам контроля правильности определения страны происхождения товаров таможенные органы принимают решения о стране происхождения товаров и (или) предоставлении тарифных преференций.

Порядок и форма принятия решения о стране происхождения товара определены Приказом ФТС России от 29 сентября 2004 г. N 80 "Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих контроль за правильным заявлением страны происхождения товаров и принятие решений о стране происхождения товаров", действующим в части, не противоречащей ТК ТС и комментируемому Закону.

При декларировании товаров решение о стране происхождения товара принимается должностным лицом таможенного поста, в обязанности которого входит контроль за определением страны происхождения товаров и правомерностью предоставления тарифных преференций, либо уполномоченным должностным лицом таможни в случае, если принятие решения функциональным подразделением таможни является прямой мерой по минимизации рисков, установленной профилем риска.

После выпуска товаров решения о стране происхождения товаров и (или) предоставлении тарифных преференций принимаются уполномоченным должностным лицом таможни, регионального таможенного управления или Главного управления федеральных и таможенных доходов ФТС России. Проекты указанных решений готовятся уполномоченными функциональными подразделениями соответствующих таможенных органов.

В соответствии с действующим порядком решение о стране происхождения товаров, принимаемое уполномоченным должностным лицом таможенного поста в случае подтверждения заявленных сведений о стране происхождения товаров, формализуется в виде записи на обороте декларации на товары:

а) "Правильность заявления страны происхождения товара N __ подтверждаю", если должностное лицо таможенного поста осуществляет документальный контроль, касающийся только правильности заявления страны происхождения товаров;

б) "Проверено", если должностное лицо таможенного поста осуществляет документальный контроль, касающийся не только правильности заявления страны происхождения товара, но и иных направлений таможенного дела.

Под записью должностное лицо таможенного поста указывает дату ее внесения и проставляет подпись с расшифровкой.

В случае электронного декларирования соответствующие отметки проставляются в электронном поле Е2 декларации на товары.

При выявлении, что при декларировании товаров декларантом указаны недостоверные сведения о стране происхождения товара, уполномоченное должностное лицо таможенного поста принимает решение о стране происхождения товара путем проставления соответствующей записи в декларации на товары в нижнем подразделе графы "Е" комплекта ТД1 или "E/J" комплекта ТД3 следующей записи (в электронном поле Е2 в случае электронного декларирования): "HCB/30/CCC/DDD/EEE", где:

- HCB, 30 - аббревиатура и код, означающие неверное заявление страны происхождения товара;

- CCC - номер товара по ГТД;

- DDD - код страны происхождения товара в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира, заявленный декларантом;

- EEE - откорректированы код страны происхождения товара в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира.

Под записью должностное лицо таможенного поста указывает дату ее внесения и проставляет подпись с расшифровкой.

Решение о стране происхождения товара, принимаемое уполномоченным должностным лицом таможни, регионального таможенного управления или Главного управления федеральных и таможенных доходов ФТС России, оформляется по форме, определенной Приказом ФТС России от 29 сентября 2004 г. N 80. Указанное решение содержит сведения о стране происхождения товара, наименовании товара, его идентификационных признаках и сведениях, позволяющих определить страну происхождения товара.

Форма решения таможенного органа о предоставлении тарифных преференций в настоящее время не определена ФТС России. В настоящее время ФТС России ведется работа по разработке нового приказа, утверждающего формы и порядок принятия решений о стране происхождения товаров и (или) предоставления тарифных преференций.

3. Условиями предоставления тарифных преференций являются:

- документальное подтверждение страны происхождения товара,

- выполнение правил непосредственной закупки и прямой отгрузки или условий предоставления режима свободной торговли, определенных Правилами определения страны происхождения товаров, утвержденными соответствующими международными Соглашениями (перечень Соглашений см. в комментариях к ч. 1 ст. 109 комментируемого Закона).

Документы, подтверждающие страну происхождения товаров: сертификат о происхождении товара или декларация о происхождении.

Сертификат о происхождении товара формы СТ-1 может быть не признан таможенными органами, если:

1) в представленном документе имеются подчистки, помарки или не заверенные в соответствии с установленными требованиями исправления или отсутствуют необходимые подписи и/или печати;

2) проставленные в сертификате оттиски печатей и/или подписи лиц, а также указанные адреса органов, уполномоченных заверять и выдавать сертификаты формы СТ-1, не соответствуют информации, имеющейся в наличии у таможенной службы страны ввоза;

3) сведения, указанные в сертификате, не соответствуют декларируемым или не позволяют провести однозначную идентификацию товара относительно декларируемого;

4) бланк представленного сертификата не соответствует образцам бланков, имеющимся в наличии у таможенной службы страны ввоза;

5) в представленном сертификате подпись лица, уполномоченного удостоверять сертификаты, выполнена в виде факсимиле;

6) товар, указанный в сертификате, не отвечает условиям предоставления режима свободной торговли, определенным Правилами определения страны происхождения товаров, принятыми Соглашением стран СНГ от 20 ноября 2009 г. "О правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств";

7) товар, указанный в сертификате, находится в собственности лица, не являющегося резидентом государства - участника Соглашения стран СНГ от 20 ноября 2009 г.

Сертификат формы "А" может быть признан недействительным в случаях, если:

1) таможенными органами направлено обращение в компетентные национальные органы развивающейся или наименее развитой страны, заверившие сертификат, и не получен ответ в течение шести месяцев относительно запрашиваемого сертификата от компетентных органов страны вывоза или страны происхождения товара;

2) имеются подтвержденные сведения от компетентных органов страны вывоза о том, что сертификат не выдавался (фальсифицирован) или выдан на основании недействительных документов и (или) недостоверных сведений;

3) по результатам исследований, осуществленных таможенными органами страны ввоза, и (или) на основании информации, полученной по запросам, направленным в компетентные органы страны вывоза или страны происхождения товара, выявлено, что сертификат выдан в нарушение установленных требований.

Сертификат формы "СТ-2" может быть признан недействительным, если:

1) имеют место нарушения условий предоставления режима свободной торговли, определенных Правилами определения страны происхождения товаров, установленными Протоколом от 22 июля 2011 г. между Правительством РФ и Правительством Республики Сербия "Об изъятиях из режима свободной торговли и Правилах определения страны происхождения товаров к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Союзным Правительством Союзной Республики Югославии о свободной торговле между Российской Федерацией и Союзной Республикой Югославией от 28 августа 2000 г.";

2) таможенные органы страны ввоза в течение трех лет получат от компетентных органов страны вывоза подтверждение сведений о том, что сертификат не выдавался (фальсифицирован), аннулирован (отозван) или выдан на основании недействительных, недостоверных или неполных документов и (или) сведений;

3) в течение шести месяцев с даты направления запроса таможенными органами страны ввоза товара к уполномоченному органу, удостоверившему сертификат, или к органам, уполномоченным осуществлять проверку сертификатов, с мотивированной просьбой подтвердить подлинность сертификата не получен ответ относительно запрашиваемого сертификата или результаты проверки не позволяют установить подлинность сертификата.

Согласно ч. 4 ст. 61 ТК ТС "если сертификат о происхождении товара оформлен с нарушениями требований к его оформлению и (или) заполнению, установленных таможенным законодательством Таможенного союза, таможенный орган самостоятельно принимает решение об отказе в рассмотрении такого сертификата в качестве основания для предоставления тарифных преференций".

Условия предоставления режима свободной торговли для товаров, происходящих из стран - участников СНГ, установлены Правилами определения страны происхождения товаров, принятыми Соглашением стран СНГ от 20 ноября 2009 г.

Товар пользуется режимом свободной торговли на таможенных территориях государств - участников Соглашения стран СНГ от 20 ноября 2009 г., если он соответствует критериям происхождения, установленным Правилами определения страны происхождения, утвержденными данным Соглашением, а также если товар:

а) вывозится на основании договора/контракта между резидентом одного из государств - участников Соглашения и резидентом другого государства - участника Соглашения с таможенной территории одного государства - участника Соглашения и ввозится на таможенную территорию другого государства - участника Соглашения;

б) вывозится (ввозится) физическим лицом - резидентом государства - участника Соглашения с таможенной территории одного государства - участника Соглашения на таможенную территорию другого государства - участника Соглашения;

в) не покидает территорий государств - участников Соглашения, за исключением случаев, когда товар находится или перемещается по территориям третьих стран под таможенным контролем, документально подтвержденным таможенными органами стран, через территории которых осуществляется доставка товара. При этом товар должен находиться в неизменном состоянии и над ним не должны производиться какие-либо операции, за исключением операций по обеспечению сохранности и перегрузки товара.

Правила непосредственной закупки и прямой поставки для товаров, происходящих из развивающихся и наименее развитых стран, определены Правилами определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран, применяемыми по Соглашению между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 12 декабря 2008 г.

Тарифные преференции в отношении товаров, происходящих из развивающихся или наименее развитых стран, на которые распространяется тарифный преференциальный режим, предоставляются только при условии непосредственной закупки таких товаров в этих странах и прямой поставки их на единую таможенную территорию государств - участников данного Соглашения.

Товар рассматривается как непосредственно закупленный, если импортер приобрел его у лица, зарегистрированного в установленном порядке в качестве субъекта предпринимательской деятельности в развивающейся или наименее развитой стране, из которой происходит такой товар и на которую распространяется тарифный преференциальный режим.

Прямой поставкой считается поставка товаров, транспортируемых из развивающейся или наименее развитой страны, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, на единую таможенную территорию государств - участников данного Соглашения без провоза через территорию другого государства.

Правилу прямой поставки отвечают также товары, транспортируемые через территорию одной или нескольких стран вследствие географических, транспортных, технических или экономических причин, при условии что товары в странах транзита, в том числе при их временном складировании на территории этих стран, находятся под таможенным контролем.

Условия предоставления режима свободной торговли для товаров, происходящих из Республики Сербия, определены Правилами определения страны происхождения товаров, принятыми Протоколом от 22 июля 2011 г. между Правительством РФ и Правительством Республики Сербия об изъятиях из режима свободной торговли и Правилах определения страны происхождения товаров к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Союзным Правительством Союзной Республики Югославия о свободной торговле между Российской Федерацией и Союзной Республикой Югославией от 28 августа 2000 г.

Товар пользуется режимом свободной торговли на территориях государств - участников данного Протокола, если он соответствует критериям происхождения, установленным Правилами, принятыми данным Протоколом, а также если:

1) товар вывозится (ввозится) на основании договора (контракта) между резидентом одного государства - участника Протокола и резидентом другого государства - участника Протокола;

2) в таможенные органы страны ввоза представлен сертификат происхождения товаров формы СТ-2, заполненный соответствии с установленными требованиями;

3) соблюдается условие прямой поставки товаров, подтвержденное документами;

4) государством - участником данного Протокола соблюдены требования по административному сотрудничеству, т.е. представлены образцы бланков сертификатов, оттисков печатей, информации о наименованиях и адресах уполномоченных на выдачу сертификатов происхождения товаров органов.

Прямой поставке отвечают также товары, транспортируемые через территорию одного или нескольких государств вследствие географических, транспортных, технических или экономических причин, при условии что товары в государствах транзита, в том числе при их временном складировании на территории этих государств, находятся под таможенным контролем.

В качестве документального подтверждения нахождения товаров под таможенным контролем могут использоваться транспортные документы, удостоверяющие маршрут перемещения товаров из экспортирующего государства через государство транзита, или документ, выданный таможенными органами государства транзита, дающий точное описание товаров, указывающий даты перевалки (перегрузки) товаров, названия транспортных средств и удостоверяющий условия, при которых товары находились в государстве транзита.

Таким образом, для предоставления тарифных преференций требуется выполнение всех перечисленных условий: наличие действительных документов, подтверждающих страну происхождения товаров и выполнение условий непосредственной закупки и прямой отгрузки или условий предоставления режима свободной торговли, определенных Правилами определения страны происхождения товаров, утвержденными соответствующими международными Соглашениями (договорами). Невыполнение вышеперечисленных условий является основанием для принятия таможенным органом решения об отказе в предоставлении тарифных преференций.

4. При обнаружении до выпуска товаров признаков, указывающих на недостоверность заявленных сведений о стране происхождения товаров, когда такие сведения влияют на размер подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов и (или) на применение мер нетарифного регулирования, или если указанные сведения декларантом должным образом не подтверждены, таможенный орган проводит дополнительную проверку в сроки, установленные ч. 4 ст. 196 ТК ТС.

При проведении дополнительной проверки на основании ст. 98 ТК ТС таможенный орган вправе запрашивать документы и сведения, необходимые для проведения таможенного контроля. К числу документов и сведений, которые могут быть запрошены таможенным органом для осуществления контроля правильности определения страны происхождения товаров, относятся: описание товара, фотографии, рисунки, технологические схемы изготовления, оригиналы или заверенные должным образом копии заключений специалистов экспертных организаций, в которых приведены результаты исследования товара и т.п.

Так, например, в случае если в гр. 9 "Критерии происхождения" представленного декларантом для таможенных целей сертификата происхождения формы СТ-1 указанные сведения о товарной позиции, в которой классифицируется конечный товар, отличны от сведений, содержащихся в таможенной декларации, вопрос о возможности предоставления режима свободной торговли решается таможенным органом страны ввоза после предоставления импортером/грузополучателем заключения о происхождении товара или акта экспертизы, выданного уполномоченным органом или иными организациями в соответствии с национальным законодательством государства - участника Соглашения стран СНГ от 20 ноября 2009 г. и однозначно свидетельствующего о том, что товар подвергся достаточной обработке/переработке в государстве - участнике данного Соглашения.

Согласно ч. 5 ст. 61 ТК ТС "при проведении таможенного контроля таможенный орган вправе обратиться к уполномоченным органам или организациям страны, которые выдали сертификат о происхождении товара, с просьбой представить дополнительные документы или уточняющие сведения".

Запрос и проверка дополнительных документов и сведений о стране происхождения товаров при проведении дополнительной проверки не препятствуют выпуску этих товаров в установленные сроки.

Выпуск товаров при проведении дополнительной проверки таможенным органом производится при условии уплаты таможенных пошлин, налогов либо обеспечения их уплаты в соответствии со ст. 63 ТК ТС. Помещение товаров под таможенную процедуру не осуществляется только в случае, если таможенным органом обнаружены признаки, указывающие на то, что страной происхождения товаров может являться страна, товары которой запрещены к ввозу на таможенную территорию Таможенного союза.

Согласно ч. 3 ст. 63 ТК ТС в отношении указанных товаров восстанавливается режим предоставления тарифных преференций при условии подтверждения страны происхождения этих товаров до истечения одного года со дня регистрации таможенным органом таможенной декларации. В этом случае уплаченные суммы ввозных таможенных пошлин подлежат возврату (зачету) в соответствии с гл. 13 ТК ТС.

5. В случае если по результатам осуществления контроля правильности определения страны происхождения товаров, проведенного таможенным органом после выпуска товаров, принято решение о стране происхождения товаров, решение о предоставлении тарифных преференций либо решение об отказе в предоставлении тарифных преференций, такие решения направляются декларанту в течение пяти рабочих дней после их принятия.

Если для принятия решения о стране происхождения требуется отменить решение нижестоящего таможенного органа о подтверждении заявленной страны происхождения товаров, его отмена отражается в бланке решения о стране происхождения, утвержденной Приказом ФТС России от 29 сентября 2004 г. N 80, путем заполнения соответствующих граф. В решение дополнительно в гр. 9 "Для служебных отметок" вносятся сведения: "Решение таможенного поста (таможни) о подтверждении заявленной страны происхождения товара (указывается наименование и номер товара в таможенной декларации) признать не соответствующим требованиям законодательства Таможенного союза и Российской Федерации и отменить", в гр. 8 "Обоснование выдачи решения" в соответствии со ст. 24 комментируемого Закона.

Если для принятия решения о предоставлении (отказе в предоставлении) тарифных преференций требуется отменить решение нижестоящего таможенного органа в рамках ведомственного контроля, такое решение оформляется отдельным документом, форма которого в настоящее время не определена ФТС России (как было отмечено выше, ФТС России готовится соответствующий проект приказа).

Направление принятых решений декларанту осуществляется сопроводительным письмом.

В случае если принятие решений о стране происхождения товаров, об отказе в предоставлении тарифных преференций влечет за собой доначисление таможенных пошлин, налогов, их взыскание осуществляется в соответствии с гл. 18 комментируемого Закона.

 

Статья 111. Предварительное решение о стране происхождения товаров

 

Комментарий к статье 111

 

1. В соответствии с ч. 4 ст. 58 ТК ТС "таможенными органами могут приниматься предварительные решения о стране происхождения товаров в порядке, установленном законодательством государств - членов Таможенного союза".

Порядок принятия предварительных решений о стране происхождения товаров определен Приказом ФТС России от 30 сентября 2011 г. N 1978 "Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги по принятию предварительных решений о стране происхождения товара" (далее - Административный регламент).

В настоящее время органом, уполномоченным на принятие предварительных решений о стране происхождения товаров, является ФТС России. От имени ФТС России предварительные решения принимает Главное управление федеральных таможенных доходов и тарифного регулирования.

Введение государственной услуги по принятию указанных предварительных решений позволяет декларанту сократить вероятные непроизводительные издержки, связанные с подтверждением страны происхождения товаров.

Предварительные решения о стране происхождения товаров принимаются ФТС России по письменному запросу заявителя в отношении конкретного товара.

Заявителем может являться:

- российское лицо (юридическое лицо с местонахождением в Российской Федерации, созданное в соответствии с законодательством РФ, а также физическое лицо, постоянно проживающее в Российской Федерации, в том числе зарегистрированное на территории РФ в качестве индивидуального предпринимателя), выступающее в качестве владельца товара, покупателя товара, декларанта;

- иностранное лицо, выступающее при перемещении товаров через таможенную границу в качестве декларанта.

Плата за принятие предварительного решения Федеральной таможенной службой не взимается.

2. Государственная услуга по принятию предварительных решений предоставляется на основании запроса заявителя в ФТС России. Запрос составляется на русском языке в произвольной форме или по образцу, приведенному в приложении к Административному регламенту, и должен содержать все сведения, необходимые для принятия решения.

Запрос, поступающий от юридического лица, должен быть подписан руководителем (заместителем руководителя) организации с указанием фамилии, имени, отчества и должности, заверен печатью организации и содержать данные о местонахождении организации, почтовый адрес, по которому осуществляется переписка с организацией, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), контактный телефон.

Запрос, поступающий от физического лица, должен быть подписан указанным лицом и содержать следующие данные: адрес его места жительства, контактный телефон, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), а также номер, серию паспорта или иного документа, удостоверяющего личность, кем и когда выдан. Запрос, направленный в форме электронного документа, а также все прилагаемые документы и сведения должны быть заверены электронной цифровой подписью заявителя.

Запрос о принятии предварительного решения о стране происхождения товара должен содержать подробную информацию о товаре, однозначно свидетельствующую, что товар полностью произведен или подвергнут достаточной переработке в данной стране в соответствии с критериями, установленными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, регулирующими правила определения страны происхождения товаров. Подробное описание товара должно включать в себя: полное коммерческое наименование, фирменное наименование; основные технические и коммерческие характеристики, например: назначение, сорт, марка, модель, артикул, материал, из которого изготовлен товар, выполняемые товаром функции, описание индивидуальной и транспортной упаковки.

3. Для принятия предварительного решения о стране происхождения товаров заявителем дополнительно к запросу должны быть представлены должным образом заверенные документы и сведения, которые позволят однозначно определить страну происхождения товаров, проверить выполнение критериев происхождения товаров, установленных соответствующими международными договорами государств - членов Таможенного союза.

Согласно Административному регламенту вместе с запросом заявителем представляются следующие документы:

- протоколы испытаний;

- акты экспертиз Торгово-промышленных палат или других экспертных предприятий страны-производителя товара;

- заключения специалистов экспертных организаций, в которых приведены результаты исследования товара;

- документы, подтверждающие совершение внешнеэкономической сделки (внешнеторговый договор, внешнеторговые коммерческие счета на оплату товара);

- калькуляцию стоимости товара на условиях франко-завод изготовителя за единицу продукции, заверенную подписью главного бухгалтера и руководителя предприятия;

- подробное описание процесса изготовления товара;

- сертификаты происхождения товара;

- подробное описание материалов, из которых изготовлен товар, с указанием их страны происхождения, их стоимости и кодов единой ТН ВЭД ТС на уровне не менее шести первых знаков;

- другие документы, свидетельствующие о том, что данный товар полностью произведен или подвергнут достаточной переработке на территории страны происхождения товаров.

Кроме того, к запросу могут прилагаться пробы (образцы) товаров, документы, подтверждающие совершение внешнеторговой сделки, сертификаты о происхождении товаров, другие документы, свидетельствующие, что товар полностью произведен в данной стране или подвергнут достаточной переработке на территории данной страны.

4. Если представленные заявителем в запросе сведения недостаточны для принятия предварительного решения, т.е. отсутствуют необходимые сведения о стране происхождения товаров, позволяющие однозначно определить страну происхождения товара, или представленная заявителем информация противоречива и не позволяет однозначно определить страну происхождения товара, ФТС России уведомляет заявителя о необходимости предоставления дополнительной информации о товаре.

Уведомление направляется заявителю по почтовому адресу, указанному в запросе, в течение 30 дней со дня регистрации запроса ФТС России в письменном виде на бланке письма ФТС России или электронным уведомлением в случае получения запроса в форме электронного документа.

В уведомлении указывается срок для предоставления дополнительной информации о товаре - не более 60 дней со дня регистрации в ФТС России запроса о дополнительной информации, направленного заявителю.

Запрашиваемые документы и сведения должны быть подписаны заявителем, а если заявитель юридическое лицо, то заверены печатью юридического лица или удостоверены электронной цифровой подписью в случае направления дополнительной информации в форме электронного документа.

Если запрашиваемые документы и сведения не представлены заявителем в установленный срок, ФТС России отказывает в рассмотрении запроса о принятии предварительного решения. О принятом решении заявитель уведомляется письмом на бланке ФТС России по почтовому адресу, указанному в запросе, или путем направления электронного уведомления в случае получения запроса в форме электронного документа.

Отклонение запроса не препятствует повторному обращению заявителя с запросом при условии устранения причин, послуживших основанием для отклонения указанного запроса.

5. Срок принятия предварительного решения о стране происхождения товаров определяется национальным законодательством (ч. 5 ст. 111 комментируемого Закона). Он составляет не более 90 календарных дней со дня регистрации запроса заявителя ФТС России. В сравнении с законодательством, действующим до вступления в силу комментируемого Закона (срок принятия предварительного решения о стране происхождения товаров определялся Административным регламентом), указанный срок не изменился.

6. При необходимости предоставления дополнительной информации в случаях, когда предоставленных заявителем сведений недостаточно для принятия предварительного решения о стране происхождения товара, срок принятия предварительного решения ФТС России приостанавливается со дня регистрации письменного уведомления заявителю.

В случае если заявителем в ответ на уведомление предоставлены недостающие сведения в течение 60 календарных дней со дня регистрации ФТС России этого уведомления, срок принятия предварительного решения возобновляется со дня получения ФТС России недостающих документов и сведений. При неодновременном направлении документов и сведений заявителем - со дня получения ФТС России последнего документа, содержащего запрашиваемые сведения.

7. Форма и порядок принятия предварительных решений о стране происхождения товаров определены Приказом ФТС России от 30 сентября 2011 г. N 1978 "Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги по принятию предварительных решений о стране происхождения товара" (далее - Административный регламент).

Предварительное решение выдается на каждое наименование товара, включающее определенную марку, модель, артикул, модификацию. В случаях, когда товары имеют разные марки, модели, артикулы, модификации, но одно наименование, а сведения, предоставленные заявителем, и информация, полученная в ходе проверки этих сведений, позволяют признать эти товары происходящими из одной конкретной страны, в предварительном решении может указываться одно наименование товара и при необходимости марки, модели, артикулы, модификации товара.

При подготовке проекта предварительного решения изучаются:

- калькуляция стоимости товара;

- документы, подтверждающие совершение внешнеэкономической сделки;

- подробное описание всех материалов, из которых изготовлен товар, данные о стране их происхождения, стоимости и классификации в соответствии с ТН ВЭД ТС;

- перечень товаров, представленных в наборах для определения составной части, которая в соответствии с Основными правилами интерпретации ТН ВЭД придает товару основное свойство и определения, применим ли этот критерий в рассматриваемом случае;

- описание технологического процесса изготовления товара;

- заключения экспертных организаций;

- характеристики товара;

- фотографии и рисунки (при необходимости);

- количественный и качественный состав товара (при необходимости);

- чертежи, технологические схемы (при необходимости);

- применение товара (при необходимости);

- способы и виды упаковки товара (при необходимости)

- и другая информация, предоставленная заявителем для принятия предварительного решения.

Предварительное решение оформляется на специальном бланке, форма которого закреплена Административным регламентом, в двух экземплярах.

Первый экземпляр с сопроводительным письмом направляется в адрес заявителя по почтовому адресу, указанному в запросе о принятии предварительного решения. В случае получения запроса в форме электронного документа предварительное решение направляется заявителю по электронным каналам связи.

Второй экземпляр остается для хранения в ФТС России и используется в целях предоставления необходимой информации для органов исполнительной и судебной власти, для осуществления процедур выдачи дубликата предварительного решения, прекращения действия, изменения или отзыва предварительного решения.

Бланк предварительного решения содержит в себе сведения: о заявителе, регистрационном номере решения и дате его принятия, о наименовании товара, его марке, модели, артикуле, модификации и характеристиках, о стране происхождения, о производителе, месте производства товара, конкретном документе, на основании которого принято решение, о документе, регламентирующем правила определения страны происхождения товара из конкретной страны или группы стран.

8. Предварительное решение действует в течение трех лет со дня его регистрации, если оно не изменено, не отозвано либо его действие не прекращено. Срок действия предварительных решений сократился в сравнении с ранее действовавшим законодательством РФ, в период действия Таможенного кодекса РФ он составлял 5 лет (ст. 43 ТК России).

По окончании установленного срока действия предварительное решение автоматически утрачивает силу, что не препятствует обращению заявителя с запросом о выдаче нового предварительного решения.

Предварительное решение является обязательным для всех таможенных органов Российской Федерации.

Заявитель, получивший предварительное решение о стране происхождения товара, представляет его в таможенный орган одновременно с таможенной декларацией при таможенном декларировании. Должностное лицо таможенного органа производит проверку указанного решения. При таможенном декларировании контроль соответствия характеристик фактически декларируемого товара сведениям о товаре, указанным в предварительном решении, осуществляется в установленном порядке.

9. ФТС России может принять решение о прекращении действия предварительного решения о стране происхождения товаров. Основания для принятия такого решения определены национальным законодательством (ч. 9 ст. 111 комментируемого Закона).

Решение о прекращении действия предварительного решения принимается, если ФТС России установлено, что заявитель для принятия предварительного решения представил подложные документы и (или) недостоверные и (или) неполные сведения.

Согласно Административному регламенту решением о прекращении действия предварительного решения является письмо ФТС России заявителю, в котором он информируется о наступлении причин, вызвавших прекращение действия предварительного решения.

10. Решение о прекращении действия предварительного решения вступает в силу со дня принятия такого предварительного решения.

Согласно Административному регламенту решение ФТС России о прекращении действия предварительного решения доводится до сведения всех таможенных органов не позднее дня, следующего за днем вынесения решения о прекращении действия предварительного решения.

Принятие ФТС России решения о прекращении действия предварительного решения не препятствует повторному обращению заявителя с запросом в соответствии с порядком, установленным Административным регламентом, и при условии устранения причин, послуживших основанием для прекращения действия предварительного решения.

11. ФТС России может принять решение об изменении предварительного решения о стране происхождения товаров. Основания для принятия такого решения определены национальным законодательством (ч. 11 ст. 111 комментируемого Закона).

Изменение предварительного решения о стране происхождения товаров производится в случае выявления таможенным органом или заявителем ошибок, допущенных при принятии предварительного решения.

Согласно Административному регламенту решением об изменении предварительного решения о стране происхождения товаров является письмо ФТС России заявителю, в котором он информируется о наступлении причин, вызвавших изменение предварительного решения.

12. Изменение предварительного решения о стране происхождения товаров вступает в силу в срок, указанный в решении об изменении предварительного решения.

Решение ФТС России об изменении предварительного решения доводится до сведения всех таможенных органов не позднее дня, следующего за днем вынесения решения об изменении предварительного решения.

13. ФТС России может принять решение об отзыве предварительного решения о стране происхождения товаров. Основания для принятия такого решения определены национальным законодательством (ч. 13 ст. 111 комментируемого Закона).

Предварительное решение о стране происхождения товаров может быть отозвано в случае, если международными договорами Российской Федерации или нормативными правовыми актами Российской Федерации, имеющими отношение к вопросам определения страны происхождения товаров, устанавливаются иные требования и условия определения страны происхождения товаров.

14. Решение об отзыве предварительного решения о стране происхождения товаров должно быть принято в течение 30-и календарных дней после дня опубликования вышеперечисленных актов и вступает в силу одновременно с ними.

Решением об отзыве предварительного решения является письмо ФТС России заявителю, в котором он информируется о наступлении причин, вызвавших отзыв предварительного решения.

Решение ФТС России об отзыве предварительного решения доводится до сведения всех таможенных органов не позднее дня, следующего за днем вынесения решения об отзыве предварительного решения.

Принятие ФТС России решения об отзыве предварительного решения не препятствует повторному обращению заявителя с запросом в соответствии с порядком, установленным Административным регламентом.

15. При наличии оснований ФТС России принимает решения о прекращении действия предварительного решения о стране происхождения, об изменении действия предварительного решения, об отзыве предварительного решения. Указанные решения направляются заявителю, которому выдано предварительное решение, в письменной форме не позднее дня, следующего за днем вынесения соответствующих решений.

Сроки уведомления заявителя о принятых решениях: о прекращении действия предварительного решения о стране происхождения, об изменении действия предварительного решения, об отзыве предварительного решения остались прежними в сравнении с ранее действовавшим законодательством Российской Федерации (ст. 44 ТК России).

 

Date: 2015-06-05; view: 940; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию