Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущностные характеристики философии





При таком понимании у философии можно выделить ряд важнейших смысловых характеристик: а) Философия по природе своей теоретична. Практическим применением философии может быть только сама философская теория; б) Конечным, внешним предметом философии, если таковой все же искать, является бытие, т.е. мир, представленный в целостном смысле; в) Философия осуществляется через особый философский язык; г) В философии существует собственная дисциплинарная организация и структура.

А). Теоретическая природа философии. Философия – это мысль о мысли. Но мысль может быть предметом исследования различных наук. В философии мысль – не предмет, а сущность. Значит: во-первых, практика философии – практика мысли как таковой; во-вторых, мысль – не один из обычных «предметов» мира. В таком качестве она может быть только самым странным и несуществующим в привычном смысле слова «предметом».

а). В основе философии лежит убеждение, что о мысли следует мыслить с не меньшим достоинством, чем о других предметах. Поскольку о других предметах мы можем думать и при прямом контакте с ними (на уровне ощущения и восприятия), и после обращения к ним (представление и понятие), то философия пытается сделать это и по отношению к самому состоянию мысли. Она пытается сделать мысль и мысль об этой мысли одновременными.

Это состояние называют по-разному. «Обостренное чувство сознания». «Интеллектуальное созерцание». «Апперцепция» (сверхчувственное восприятие). Но самым полным названием этого является – трансценденция. Философия – это трансцендирование.

Термин происходит от латинского «трансценденс», что означает преступающий, выходящий за пределы, перешагивающий, сквозной. Трансцендированием можно назвать устремление человека к чему-то поверх и помимо той ситуации, в которой он конкретно находится и которая на него конкретно воздействует.

б). Выход из конкретики в границах этого света может быть разнообразным. Философия есть попытка позитивного решения этой задачи. Такое решение связано с миром идей. Окружающий нас мир может быть разделен на два пласта: «реальный план» и «идеальный план». Это не разные «предметы»: вещи и мысли, – а разные, как было сказано, пласты, выявляемые во всех явлениях действительности, осязаемое и неосязаемое бытие, («видимые» и «безвидные» вещи, как говорил Платон).

Трансцендирование есть переход из «реального плана» действительности в «идеальный план». Он называется так потому, что всякая конкретная ситуация представлена здесь «в идее», в «очищенном» виде, в «идеале», доведена до собственной сущности. Исходное философское действие состоит в том, чтобы «блокировать в себе нашу манию мыслить картинками и начать оперировать смыслами»[4]. (Подобным образом понимал суть философии И. Кант, когда в XVIII веке ввел в широкий философский обиход понятие трансцендирования. При этом Кант различал трансцендентальное – внеопытное и трансцендетное – сверхопытное знание).

в). Именно такая природа философии рождает ее второе имя: метафизика. Прямое значение этого древнегреческого слова – сверхприродное, то, что выше физики. Метафизикой назвали в III веке до н.э. центральную часть философии Аристотеля его последователи, поскольку понимали ее наукой о сверхприродном. С этого времени слова философия и метафизика начинают употребляться как синонимы.

Наконец, можно сказать, что именно это делает философию собственно теорией и только теорией. Предметом философского сознания является само философское сознание. Философия единственная подлинно теоретическая дисциплина. И это выразительно подтверждается исходным значением слова «теория» (образ Олимпийских игр, рассказ о них, который привозил с собой «теорос» – человек-наблюдатель, направляемый на игры из городов-полисов, удаленных от мест их проведения).

Б). Философия как теория бытия. На основе трансцендирования создается философская теория, и она может быть только теорией бытия.

а). Почему? Предметом философского сознания является само философское сознание. Его суть мыслить «в идее» действительность. Мыслить «в идее» – значит освобожденным от характеристик случайности, множественности, хаотичности и представленным в существенных характеристиках, к которым в первую очередь относятся осмысленность и целостность. Мир, понимаемый таким образом, и называется в философии бытием.

Бытие – это мир в той предельной форме, в которой мы можем о нем думать. (Горизонт видимого.) Бытие чаще всего понимается как существование. Но это разные понятия. Существуют отдельные феномены мира, и существует мир как целое: имеется факт наличия мира. Именно этот факт и называется бытием. Бытие всего мира и постигается особыми образованиями – идеями. Вещи – существуют. Идеи и мир в целом – бытийствуют.

б). Основной философской процедурой рассуждения о бытии, идеях и их бытийствовании является рефлексия. Это основной организационный акт философского сознания. Поэтому можно сказать, что философия есть культура трансцендирования и рефлексии.

Термин происходит от латинского «рефлексио» – отражение, обращение назад. В самом общем виде рефлексия понимается как размышление, наполненное внутренним самоанализом. Энциклопедическое определение рефлексии: «Рефлексия – это принцип человеческого мышления, направляющий его (мышление) на осознание собственных форм и предпосылок; предметное рассмотрение самого знания; критический анализ его содержания и методов познания; деятельность самопознания, раскрывающая внутреннее строение и специфику духовного мира человека». Различают элементарную, научную и философскую рефлексию. Первая – самосознание. Вторая – критический анализ теоретического научного знания. Третья – осмысление предельных оснований бытия, мышления и культуры в целом. Философская рефлексия, в отличие от остальных, всегда направлена к целевым вопросам: «Зачем?», частично «Как?» и «Почему?», а не к информационным: «Что?», «Где?», «Когда?».

В). Специфика философского языка. Стремясь достигнуть бытия-в-мысли, философ трансцендирует. Трансцендирование совершается актами рефлексии. Рефлексия делает возможным формирование понятия. Понятие облекается в слово. Язык, слово являются единственным осязаемым материалом, с которым работает философ.

а). Философию можно показать, продемонстрировав философский язык. Образцом философского языка может быть, например, фрагмент из работы И. Канта «Критика способности суждения».

«…синтез рассудка, рассматриваемый сам по себе, есть не что иное, как единство действия, создаваемое рассудком, как таковое, также и без чувственности, но способное внутренне определять чувственность в отношении многообразного, которое может быть дано ему сообразно форме созерцания. Следовательно, рассудок, под названием трансцендентального синтеза воображения, производит на пассивный субъект, способностью которого он является, такое действие, о котором мы имеем полное основание утверждать, что оно влияет на внутреннее чувство. Апперцепция и ее синтетическое единство не тождественны с внутренним чувством…»[5]

б). Философский язык складывается из двух компонентов: собственно философского языка (ее термины, категориальный аппарат) и внефилософского языка, заимствованного из других областей знаний и обыденного языка и особым образом переработанного философией. Основная характеристика первого – принципиальная сложность, второго – интерпретация (толкование), разъяснение, разгадывание.

в). Мир философии – мир особого языка, построенного особым образом. Сложность является важнейшей характеристикой этого языка потому, что он не только выражает, так сказать, «рабочее» течение мысли – познание предмета, но и момент ее рождения в сознании и само это сознание как ее исток (ландшафт), а так же попытку достигнуть понимания и взаимопонимания, что является одной из важнейших целей познания.

Эти особенности философского языка дали возможность немецкому философу ХХ века Г.Гадамеру определить философию через ее язык следующим образом: «Вот что представляется мне поистине великой, захватывающей драмой философии: философия – это постоянное усилие отыскание языка, или, скажем с еще большим пафосом, постоянная мука нехватки языка. Языковая нужда …»[6].

Г). Дисциплинарная структура философии. Языковая форма философии дает ей возможность структурироваться, постепенно приобретать черты системы знаний. В эту систему знаний входят различные типы, направления, концепции, школы, дисциплины философии.

а). Самым фундаментальным основанием для деления философии на рода и виды является выделение различных типов или культур философствования: индийской, китайской, греческой (европейской).*

б). Философия приобретает и осознает свою дисциплинарную организацию постепенно и по-разному в различных типах философствования. Наиболее значительными вехами этого осознания в европейской традиции являются следующие: а) классификация стоиков (IV в. до н.э.) – философия состоит из физики, логики и этики, подобная же классификация предлагается Эпикуром; б) классификация Канта (XVIII в.) – философия структурируется в соответствии со способностями души (познавательной, практической и эстетической, поэтому философия есть единство учения об истине добре и красоте; в) и классификация Гегеля (XIX в.) – философия включает в себя логику, философию природы и философию духа. Эти классификации выбирают критерием деления теоретические особенности философии. В восточной же культуре философия разделяется преимущественно по школам, каждая из которых, как правило, связывается с вполне определенным именем известного мудреца.

в). К XIX веку философия достигает значительной теоретической наполненности, формируются разнообразные направления и дисциплины философского знания и возникает его разветвленная дисциплинарная структура.

Направление и концепции философии чрезвычайно многообразны. В зависимости от исторического периода они возникают, исчезают, вновь возвращаются, дополняют друг друга, противостоят друг другу, сливаются и подразделяются. В этом процессе сложного взаимодействия направлений и школ осуществляется историческое развитие философии. Причем основные из известных ныне направлений возникают достаточно поздно, как было сказано, в XIX веке. Самыми первыми обозначаются направления материализма, идеализма и агностицизма, хотя термины являются более поздними и не составляют самосознания древних философов. В Новое время появляются эмпиризм и рационализм, а затем (со второй половины XIX века) философия жизни, экзистенциализм, аналитическая философия, позитивизм (неопозитивизм, постпозитивизм),феноменология, герменевтика и многие другие.

г). Среди дисциплин, составляющих философскую теорию, можно выделить метафизику (в нее входят: онтология – учение о бытии, натурфилософия, философская антропология, частично теология и теософия и др.), гносеологию (теория познания) или эпистемологию (теория научного знания), логику, этику, эстетику, философию права, философию истории и культуры, философию политики, социальную и экономическую, философию, Философию истории и культуры, философию искусства и историю философии.

д). Европейская философия имеет большую интенсивность теоретического развития, чем восточная, поэтому в ней выделяются и исторически сменяют друг друга несколько важнейших типов философских мировоззренческих систем. К ним относятся:

1. Космоцентризм, характерный для древних философий, когда весь мир представляется огромным гармоничным космосом, своей гармонией обеспечивающий гармонию нравственного и общественного мира человека. (Совпадение макрокосма и микрокосма.)

2. Теоцентризм (от Теос – Бог), характерный для средних веков, в котором происходит, слияние философии и религии и подчинение философии задачам и целям религии. («Философия – служанка богословия».)

3. Антропоцентризм (гуманизм), связанный с эпохой Возрождения, для которого характерна сосредоточенность на уникальности человека и величии его творческих возможностей. («Сквозь тернии – к звездам!»)

4. Гносеоцентризм (от гносис – знание), характерный для философии Нового времени, сосредоточенный на понимании разумной познавательной способности человека, которая рассматривается как самая существенная составляющая человеческой природы и, в целом, как объективная основа мира. Гносеоцентризм может перерастать с рациоцентризм и логоцентризм. (Все должно предстать перед судом разума!)

5. В качестве реакции на последние в ХХ веке в рамках постмодернизма возникает мировоззрение децентризма, декокструктивизма, детеррриториализации. (Приставка «де» означает: отсутствие, движение вниз.) Это мировоззрение игры, иронии, пуерилизма (мальчишества, ребячливости) и т.п., мировоззрение отрицающие все абсолютное, универсальное, целостно организованное и т.п. («Anything go!» – «Все подходит!»)

Date: 2015-05-23; view: 2240; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию