Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Двойственность философии





Но знание-мудрость не есть знание-наука. Мудрость гораздо более сложно определимое и многослойное явление, чем наука. Мудрость не может являться чем-то одномерным. Поэтому и философия оказывается необычной, неочевидной, иногда парадоксальной системой знаний. Основная ее характеристика – двойственность (двухполюсность, биполярность, двумерность, и даже двусмысленность, как обязательное наличие двух взаимодополняемых и взаимообуславливающих смыслов).

Параметры двойственности философии разнообразны. Их можно условно разделить на внешние и внутренние. Внешние связаны с положением и местом философии в социуме. Внутренние – с природой, сущностью самой философии.

А). Внешние параметры двойственности философии. К внешним параметрам двойственности философии относятся возникающие и функционирующие в обществе оценки ее роли и социального статуса и необычность ее положения в системе форм духовной деятельности людей.

а). Первые колеблются от абсолютно позитивной до абсолютно негативной оценки философии, когда она понимается либо как самое божественное занятие человека, важнейший (если не главный) инструмент прогресса и спасения человечества, либо как недопустимая гордыня человеческого духа, болезненная самоуверенность нашего разума.

б). Второе определяется тем, что достаточно часто философия выступает не в собственном облике, а через другие формы духовности: науку, искусство, религию, мифологию и даже важнейшие мифологемы обыденного сознания. Немецкий романтик XIX века Ф.Шлейермахер говорит, что философия любит выступать в чужих одеждах. При этом, как говорит другой немецкий философ М.Хайдеггер, это не случайный маскарад, а одно из фундаментальных свойств философии, заключающееся в том, что она может найти действительное прибежище там, где ее не ожидается (например, в деятельности художника или жизни мудрого человека), и отсутствовать там, где она должна быть (например, на занятиях по философии, философских конференциях, в учебниках и других ее академических формах).

Б). Сущностная двойственность философии. Двойственный внешний облик философии определяются двойственностью внутренней, присущей ее строению, организации, сущности.

а). Философия заявляет себя, прежде всего, текстами, и главным принципом ее построения оказывается представленное этими текстами теоретическое рассуждение. Оно всегда является субъектно-объектным размышлением, имеет два полюса: субъект и объект. Субъект – познавательное начало мира, психолого-теоретико-познавательное Я. Объект – вещь (отношение, состояние и др.) являющиеся предметом познания. Те или иные способы анализа нераздельности субъекта и объекта, описание тех или иных аспектов этой взаимодополняемости и образуют философскую теорию.

б). В мировоззренческом отношении философия двойственна, поскольку она соединяет в себе научно-теоретическое знание и духовно-практическую ценностную ориентацию, или логику и нравственность. В этом единстве философия предстает не столько знанием, сколько теоретически оформленной «стратегией жизни». Не случайно И.Кант определил философию как учение о том, «каким надо быть, чтобы быть человеком» [1].

в). В аксиологическом (ценностном) отношении философская мысль также двойственна. Важнейшей ее ценностью, тем, к чему она всегда стремится, является свободная и одновременно ответственная мысль. Это мысль, которая не регламентируется извне, а организуется только на основе собственных, ее природой определяемых законов и правил. Это критически организованная мысль. Философия – это критика. Не случайно И. Кант назвал свои основные труды: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения».

г). Историческое развитие философии также говорит о ее двухмерности, поскольку представляет собой многоголосие разнообразнейших школ и воззрений, которые в длительной исторической перспективе собираются все же в единую традицию философствования, в единую логику становления и развертывания мировой мудрости. Развитие философской мысли монологично и плюралистично одновременно.

д). Эти и подобные параметры двухаспектности философии укоренены в одной ее фундаментальной двойственности. Философия – всегда осмысление отношения «мир – человек». Именно отношения, и не отдельно мира, или человека. И не просто отношение «вещь – индивид», а мира как целого (совокупной панорамы действительности) и человека как носителя предельных духовных возможностей, как представителя рода «человек». Отношения, в котором мир и человек открываются друг другу в своей подлинности, сущности, а не случайной видимости.

Вывод. Философия – не наука, но особая система знаний: знаний об отношениях различных смысловых полюсов. Понятно, что это знание должно являться специфическим. Если сказать предельно кратко, это знание баланса. В двух смыслах этого слова: знание балансирующее и знание о сбалансированном. В первом случае речь идет об особом типе мышления и сознания, когда мысль едина, но подвижна между несводимыми полюсами. Во втором – о знании баланса между…миром и человеком, логикой и нравственностью, свободой и ответственностью и т.п. и т.д.

Date: 2015-05-23; view: 2212; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию