![]() Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать неотразимый комплимент
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
![]() Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
![]() |
ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ
1. Известные отечественные филологи. 2. Русский язык в мире. 3. Профессиональный юридический дискурс. 4. Фразеологизмы в юридической коммуникации. 5. Молодёжный жаргон. 6. Жаргон криминального мира. 7. Лексика и фразеология наркомана. 8. Изобразительные средства языка. 9. Становление нормы современного русского языка. 10. Юридические термины греческого и латинского происхождения. 11. Особенности склонения фамилий. 12. Номинативные единицы, обозначающие в языке родство и свойство. 13. Этимология имён студентов группы. 14. Происхождение фамилий студентов группы. 15. Фразеологизмы библейского происхождения в юридическом дискурсе. 16. Бранные слова в русском языке. 17. Отражение верований славян в юридической терминологии. 18. Пословицы и поговорки русского народа, связанные с юридической коммуникацией. 19. Ошибки устной речи, допускаемые в процессе юридической коммуникации. 20. История русской азбуки. 21. Становление русского письма. 22. Происхождение отечественных военных званий. 23. Связь языка и письменной юридической речи. 24. Профессионализмы юридической направленности. 25. Основные лингвистические словари и справочники. ПРИМЕРНЫЕ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ РУБЕЖНОГО КОНТРОЛЯ ВАРИАНТ 1 1.Вставьте пропущенные орфограммы в словах с учётом их значения. Разр…дить ружьё – разр…дить грядку; прив…дение к присяге – появилось прив…дение; прож…вать в городе – прож…вать пищу; прим...рять форму – прим…рять друзей; посв…тить фонариком – посв…тить в суть дела; пр…зирать преступника – пр…зирать сироту; ум…лять о пощаде – ум…лять достоинства; к…мпания товарищей – выборная к…мпания.
2.Правильно напишите слова-паронимы. Составьте с ними словосочетания. Проц(с, сс) – проце(с, сс)ия; обидный – обидч…вый; зн…чение – зн…чительность; уд…влё(н, нн)ый – уд…вительный; адр…сат – адр…сант.
3.В данных ниже пословицах и поговорках вставьте пропущенные орфограммы и пунктограммы. Подчеркните номинативные единицы, являющиеся антонимами. Мягко стел…т да жёстко спать. (Не) дорого начало а похвал…н конец. Маленькое дело лучше большого бе(з, с)делья. Легче друга пот…рять чем найти. Луч?ше горькая правда чем сла(т, д)кая ложь.
4.Отметьте среди приведённых выше пословиц и поговорок те, которые в большей степени применительны к профессии юриста. 5.Подберите синонимы к следующим номинативным единицам: юрист, правосудие, адаптация, дилер, дивиденд, аннулировать, де-факто, гуманизм, на птичьих правах.
6.Раскройте смысл следующих аббревиатур: ГК, РФ, СНГ, ООН, УК РФ, НКВД. Определите род аббревиатуры.
7.В соответствии с нормами правописания вставьте в приведённых словах нужные орфограммы: зл…деяние, изл…гать, мил…стыня, ижд…вение, пр…пятствие, вым…рочный, обв…нить, пр…вилегия, ц…тата, б…тальон, кр…минология.
8.Выделите устаревшие слова в данных ниже пословицах и поговорках. Не буди лихо, пока оно тихо. Ладан на чертей, а тюрьма на татей. У кого лицо бело, тот и бает смело. Дорог в поле пахарь, а в беседе бахарь. Хвали заморье, а сиди дома.
9.Дополните компонентный состав фразеологизмов: семь пятниц на ….; на птичьих … ; тянуть … ; … грамота; ахиллесова … ; с течением … ; засучив …; вывести … . 10.Поставьте ударение в словах в соответствии с орфоэпическими нормами: анатом, баловать, вероисповедание, вмененный, газопровод, еретик, знамение, искра, квартал, кредитор, некролог, новорожденный, обеспечение, ознакомленный, пломбировать, осужденный, таможня, уведомить, украинец, факсимиле. ВАРИАНТ 2 1.По данному толкованию определите слово и правильно его напишите. Вид косвенного налога на товар. Основной закон государства. Специалист по расследованию уголовных дел. Соглашение двух или нескольких сторон. Лица одинакового возраста. Лицо командного состава армии и флота.
2.Вставьте нужные орфограммы в словах-паронимах: осн…вание – обосн…вание; поверка – пр…веерка; ж…лаемое – ж…лательное; факт – факт…р; п…ступок – пр…ступок. 3.В данных ниже пословицах и поговорках вставьте пропущенные орфограммы и пунктограммы. Подчеркните в них антонимы. Труд всегда даёт а лень только б…реет. Горька работа да сладок хлеб. Делу время а п…техе час. Ученье свет а (не)ученье тьма. (Не) сп…ши языком т…ропись делом.
4.Отметьте среди вышеприведённых пословиц и поговорок те, которые в большей степени применимы к профессии юриста.
5.Подберите синонимы к следующим словам: де-юре, апелляция, договор, коррупция, пасквиль, акциз, иск, шовинизм.
6.Раскройте смысл аббревиатур: УВД, РУВД, ГИБДД, ФЗ, ЧЮИ, МВД, КЗот ПФ. Определите род аббревиатур. 7.Правильно напишите следующие слова: пр…кословить, х…датай, св…детель, т…лесный, дор…детель, су…верие, ки(л, лл)ер, пр…дложение, де…способный, пр…ступник, дивиден(т, д), к…бура, экз…куция.
8.Выделите устаревшие слова в пословицах и поговорках. Подберите к ним синонимы. На свой аршин не меряй. Худой мир лучше доброй ссоры. Красно поле пшеном, а беседа умом. Слово не стрела, а пуще стрелы разит. Не пеняй на соседа, коли спишь до обеда.
9.Дополните компонентный состав фразеологизмов: стреляный …; коломенская …; одержать …; лебединая …; оказывать …; встать на букву …; кануть в …; закон не … .
10.Поставьте ударение в словах в соответствии с орфоэпическими нормами: алкоголь, бомбардировать, взглянуть, генезис, единовременный, исповедание, каталог, кулинария, мусоропровод, намерение, наркодиспансер, ознакомленный, подростковый, принудить, свекла, сосредоточение, экипировать. ВАРИАНТ 3 1.Поставьте ударение в словах: догмат, ходатайство, эксперт, газопровод, вчистую, возбудить, арахис, безудержный, бряцать, валовой, во-первых, гербовый, дефис, законнорожденный, кашлянуть, колледж, наговор, недуг, оговор, отогнутый, поднятый, принять, путепровод, сантиметр, уведомить. 2.Выделите аббревиатуры, в которых верно определён род: УВД – средний род; СНГ – средний род; ЧЮИ – мужской род; ГЭС – мужской род; ООН – женский род; ЖСК – мужской род; НИИ – женский род; УК – женский род; СМИ – средний род. 3.От следующих имён существительных образуйте форму множественного числа именительного падежа: договор, инженер, взвод, офицер, месяц, адрес, бухгалтер, профессор. 4.От следующих имён существительных образуйте форму родительного падежа множественного числа: носки, апельсин, погон, килограмм, кобура, войско, судья, кухня, адвокат, грузин. 5.Можно ли согласно лексическим нормам современного русского языка употребить следующие словосочетания: смелый риск, военная оккупация, моя автобиография, первый дебют, прейскурант цен, месяц май, сто рублей денег, совместное сотрудничество, памятный сувенир?. Обоснуйте свой ответ. 6.Вычеркните лишнее слово в синонимическом ряду: выразить – сформулировать – назвать – придумать; возложить – реализовать – привести – осуществить; употреблять – использовать – находиться – применять; храбрый – весёлый – отважный – бесстрашный; обаятельный – смешной – очаровательный – неотразимый; мысли – думы – размышления – чувства. 7. Подчеркните подходящий по смыслу пароним к именам существительным: человек – воинственный, воинствующий; крик – призывный, призывной; способ – эффективный, эффектный; вывод – логичный, логический; взгляд – враждебный, вражеский; отпуск – гарантированный, гарантийный. 8. К приведённым фразеологизмам подберите синонимичное слово: предъявить обвинение, нанести обиду, подвергнуть аресту, ввести в обман, оказать содействие, язык проглотить. 9. Из вариантов, данных в скобках, подчеркните тот, который, на ваш взгляд, является правильным: выяснить (обстоятельства, об обстоятельствах), посягать (здоровьем, на здоровье), закреплены (статьёй, в статье), установить (виновность, о невиновности), частное определение (по адресу, в адрес), беспокоиться (за друга, о друге), упрекать (в измене, за измену), оплатить (проезд, за проезд). 10. Вставьте в приведённом ниже тексте орфограммы и пунктограммы. Исти(н, нн)о культурный человек это (не) только образова(н, нн)ый человек. Культура это (не) только образование. Это сложная су (м, мм)а выработа (н, нн)ых пр…вычек в основу которых положе (н, нн)ы эстетич…ские и этич…ские вкусы. А то кто (не) руководит своими инстинктами – его нельзя назвать культурным человеком (М. Зощенко). ВАРИАНТ 4 1.Поставьте ударения в следующих словах: наотмашь, патологоанатом, оптовый, туфля, облегчить, осведомить, взглянуть, втолкнутый, гербовый, допьяна, маслопровод, обнаруженный, переданный, пиццерия, соболезнование. 2.Выделите среди приведённых слов существительные, относящиеся к женскому роду: тюль, фрау, иваси, тушь, авеню, мозоль, вуаль, бра, такси, жюри, мадмуазель. 3.От следующих имён существительных образуйте форму именительного падежа множественного числа: торт, слесарь, выбор, шофёр, герб, отпуск, кобура, паспорт, кочерга. 4.Образуйте форму родительного падежа множественного числа от следующих имён существительных: башкир, татарин, сапоги, милиционер, юрист, адвокат, туфля, следователь, жалюзи, помидор, яблоко. 5.Можно ли употребить следующие словосочетания в современном русском языке согласно литературным нормам: свободная вакансия, объединиться вместе, демобилизоваться из армии, практический опыт, передовой авангард, глубокая бездна, подскочить вверх, местный абориген, громко крикнуть? Обоснуйте свой ответ. 6.Как Вы считаемее, можно ли отнести следующие слова к синонимам: язык – речь, криминалистика – криминология, право – процесс, юрист – следователь, полк – взвод, лейтенант- офицер. Обоснуйте свой ответ. 7.Подчеркните подходящий по смыслу пароним: документ – деловитый, деловой; голос – доверительный, доверчивый; характер – типичный, типический; враг – явный, явственный; магазин – хозяйственный, хозяйский; доводы – весомые, веские. 8. К приведённым фразеологизмам подберите в качестве синонима слово: язык проглотить, признать виновным, признать невиновным, снять вину, замести следы, след простыл. 9. Как правильно сказать: приехал на машине – приехал в машине; сойти из автобуса – выйти из автобуса; который час - сколько времени; пойти за водой – пойти по воду, развешать картины – развесить картины, запамятовать обстоятельства - запамятовать об обстоятельствах, скучать по вам – скучать по вас? 10. Напишите текст в соответствии с нормами правописания современного русского языка. Нельзя к цветку (в) виде д…полнения подвесить шуруп. Нельзя к нитке жемчуга на женской ше… пр…соединить (в) виде подвес…к канцелярские кнопки. Нельзя к слову «дворец» пр…соединить слово «брак…соч…тание». Об…яснить почему этого нельзя то (же) нельзя. Дело сводится к языковому слуху к вкусу к чу?ству языка а в конечном сч…те к уровню культуры (В. Солоухин).
ЛИТЕРАТУРА Основная литература Введенская Л.А. Русский язык. Культура речи. Деловое общение: учебник для бакалавров / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – М.: КноРус, 2012. – 424 с.**2 Голощапова, Т.Г. Русский язык в деловой и процессуальной документации: учебное пособие / Т.Г. Голощапова, М.А. Иванова. – Челябинск: Челябинский юридический институт МВД России, 2009. – 495 с.* Зверева, Е.Н. Русский язык и культура речи в профессиональной коммуникации: учебное пособие / Е.Н. Зверева, С.С. Хромов. – М.: Евразийский открытый институт, 2012. – 432 с.**1 Коньков, В. Функциональные типы речи / В. Коньков, О. Неупокоева. – М.: Академия, 2011. – 396 с. Невежина, М.В. Русский язык и культура речи в профессиональной коммуникации: учебное пособие / М.В. Невежина, Е.В. Шарохина, А.Б. Михайлова. – М.: Юнити-Дана, 2012. – 351 с.**1 Руднев, В.Н. Русский язык и культура речи: учебное пособие для бакалавров / В.Н. Руднев. – М.: КноРус, 2012. – 280 с.**2 Русский язык и культура речи / под ред. В.И. Максимова, А.В. Голубевой. – М.: Юрайт, 2012. – 413 с.* Русский язык и культура речи: учебник для вузов / А.И. Дунеев, В.А. Ефремов, Е.В. Сергеева, В.Д. Черняк; под общ. ред. В.Д. Черняк. – М.: Юрайт, 2010. – 493 с.* Штрекер, Н.Ю. Русский язык и культура речи: учебное пособие / Н.Ю. Штрекер. – М.: Юнити-Дана, 2012. – 351 с.**1 Дополнительная литература Введенская, Л.А. Русский язык и культура речи: учебное пособие / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. – 544 с. Введенская, Л.А. Риторика и культура речи / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. – 537 с. Вербицкая, Л.А. Давайте говорить правильно: пособие по русскому языку / Л.А. Вербицкая. – М.: Высшая школа, 2001. – 239 с. Голощапова, Т.Г. Русский язык и культура речи: учебно-методическое пособие / Т.Г. Голощапова. – Челябинск: Челябинский юридический институт МВД России, 2008. – 208 с.* Голощапова, Т.Г. Практикум по орфографии русского языка: Методическое пособие / Т.Г. Голощапова. – Челябинск: Челябинский юридический институт МВД России, 2011. – 89 с.* Голощапова, Т.Г. Справочник-практикум по пунктуации простого предложения: учебно-методическое пособие / Т.Г. Голощапова. – Челябинск: Челябинский юридический институт МВД России, 2006. – 117 с.* Голощапова, Т.Г. Справочник-практикум по пунктуации в сложном предложении: учебно-методическое пособие / Т.Г. Голощапова. – Челябинск: Челябинский юридический институт МВД России, 2007. – 105 с.* Голуб, И.Б. Русский язык и культура речи: учебное пособие для вузов / И.Б. Голуб. – М.: Логос, 2010. – 334 с. Горбачевич, К.С. Нормы современного русского литературного языка / К.С. Горбачевич. – М.: Высшая школа, 1989. – 208 с. Ивакина, Н.Н. Основы судебного красноречия (риторика для юристов): учебное пособие / Н.Н. Ивакина. – М.: Юристъ, 2002. – 464 с.* Рахманин, Л.В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов: учебное пособие / Л.В. Рахманин. – М.: Наука, 2012. – 255 с. Харченко, Е.В. Модели речевого поведения в профессиональном общении / Е.В. Харченко. – Челябинск: Издательство ЮУрГУ, 2003. – 336 с. Чепасова, А.М. Фразеология русского языка: книга для юношества / А.М. Чепасова. – Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 1993. – 215 с. Чепасова, А.М. Мир русской фразеологии: книга для юношества / А.М. Чепасова. – Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 1998. – 216 с. Штрекер, Н. Русский язык и культура речи / Н. Штрекер. – М.: Юнити-Дана, 2011. – 351 с. Date: 2015-04-23; view: 938; Нарушение авторских прав |