Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Речевой этикет и культура общения





 

В каждом обществе складываются свои традиции и ритуалы общения. Их совокупность образует этикетное поведение, а в речевом плане – речевой этикет. Речевой этикет – система средств и способов выражения отношения общающихся друг к другу. Известный исследователь речевого этикета Н.И. Формановская дает такое определение: «Под речевым этикетом понимаются регулирующие правила речевого поведения, система национально специфичных стереотипных, устойчивых формул общения, принятых и предписанных обществом для установления контакта собеседников, поддержания и прерывания контакта в избранной тональности». В частности, к речевому этикету относятся те слова и выражения, которые употребляются людьми для приветствия, прощания, просьбы, извинения и т.д.

Готовые типовые конструкции, которые регулярно употребляются при корректном общении, называются формулами речевого этикета.

Любому обществу присуще употребление знаков речевого этикета. Каждый человек, который хочет быть «своим» в той или иной социальной группе, должен соблюдать существующие в ней ритуалы поведения и общения.

В повседневной практике любого носителя языка (даже в недостаточной степени владеющего нормами речи) присутствуют элементы речевого этикета. Эти формулы легко опознаются в потоке речи, и каждый говорящий ожидает от собеседника их употребления в определенных ситуациях. Элементы речевого этикета усваиваются человеком с детства и впоследствии воспринимаются как часть повседневного, естественного и закономерного поведения людей. Незнание требований речевого этикета и, как следствие, их невыполнение (например, обращение к взрослому незнакомому человеку на «ты») воспринимается как желание оскорбить или как невоспитанность.

С другой стороны, речевой этикет может рассматриваться с точки зрения языковой нормы. Так, представление о правильной, культурной, нормированной речи включает в себя и определенные представления о норме в области речевого этикета. Например, формулы извинения известны каждому носителю языка. Нормой рекомендуются одни формы (извините меня, прошу прощения) и отвергаются другие (извиняюсь). Предметом нормализации может быть само употребление или неупотребление единиц речевого этикета. Например, формулы извинения уместны в случае, если говорящий причиняет беспокойство своему собеседнику, однако не следует слишком часто извиняться, так как этим собеседник ставится в неловкое положение. Кроме того, нарушением речевого этикета может являться несоблюдение норм и правил литературного языка, особенно если оно выглядит как небрежность.



Речевой этикет является важной частью национального языка и культуры. В речевом этикете практически всех народов можно выделить общие черты. Так, в большинстве языков существуют устойчивые формулы для приветствия, прощания, извинения и т.д. Однако их реализация в разных культурах будет иметь свои особенности. Например, у адыгов форма приветствия зависит от пола и возраста адресата, у монголов приветствия разнятся в зависимости от сезона. Таким образом, невозможно говорить о высоком уровне владения языком, если это владение не включает в себя знание правил речевого общения и умения применять эти правила на практике.

 

Вопросы и задания

1. Почему соблюдение правил речевого этикета является обязательным для всех говорящих?

2. Приведите примеры речевых формул, которые используются для выражения просьбы, сочувствия, благодарности.

3. Определите, в каких ситуациях общения могут быть употреблены следующие речевые формулы. Какие из них могут употребляться только в неофициальном общении?

a. (приветствие) Добрый день! – Привет! – Здорово! – Мое почтение! – Здравия желаю!

b. (обращение) Гражданин! – Мужчина! – Коллеги! – Уважаемый! – Братья и сестры! – Скажите, пожалуйста, …

c. (прощание) До свидания! – Всего доброго! – До встречи! – Будь здоров! – Пока! – Позвольте откланяться!

 









Date: 2015-04-23; view: 1177; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2021 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию