Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






О человеческих отношениях





 

Читая священное писание о создании человека, мы находим слова, в которых говорится, что Бог создал человека по образу и подобию своему. И приняли люди эти слова буквально, и стали изображать Бога с бородой, руками и ногами. И в то же время читают они, что Бог бесконечен, вездесущ и всеведущ, является воплощением любви и сострадания и т. п. И если мы будем считать человека таким, каким мы его знаем, то от «подобия» ничего не останется. Пытаясь понять значимость человека по отношению к Богу, мы можем думать, что или человек не подобен Ему, или же мы не знаем, что такое человек.

Если Бог вездесущ, то он присутствует в каждой частице дьявола, в каждой лжи, в каждом насилии, в каждом страдании и, конечно, в радости так же.

Если Бог вечен, то он существует во всем, что рождается и что умирает, как вечно возрождающаяся из пепла птица Феникс. Но тогда Он не бессмертен, а только вечно повторяет себя, добавляя к своему прежнему совершенству, в каждом следующем воплощении, какую-то часть совершенства нового.

Если Бог всеведущ, то какой смысл в его вечности, в которой Ему уже давно все известно, ничего нового для Него не было в Его вечном прошлом и ничего нового не будет у Него в бесконечном будущем. Он знает, что такое страдание, и в то же время соглашается с его существованием, Он знает, что такое ложь, и в то же время позволяет ей управлять человечеством. Создается впечатление, что, сотворив мир, Бог оставил его на произвол судьбы. И еще при этом Он знал, что в его творении присутствует ложь, но это Его совершенно не смущало, и Он удалился на отдых, чтобы созерцать, как Его создания пожирают друг друга, сея вокруг ложь и смерть.

 

Являясь воплощением любви и сострадания, он в тоже время несет в себе жестокость и страдания. Так как Бог вездесущ, как мы уже говорили об этом выше, то вся видимая и невидимая Вселенная и все, что в ней происходит, это только Он, который позволяет всему этому быть.

Мы называем Его совершенным и в то же время видим вокруг проявления несовершенства. О такого рода противоречиях мы можем говорить еще очень много и, в конце концов, придем к мысли, что или Бог не таков, как о Нем пишут и говорят, или же мы неправильно понимаем то, что о Нем написано в древних книгах. Скорее всего, мы не можем понять Бога таким, каков он есть, только потому, что за символами слов, не понимая их значения, мы не видим истины.

Если человек создан по образу и подобию Божию, то ему никуда не надо стремиться, он уже у цели, потому что целью является он сам. Он уже Бог и всегда был Богом, и только пелена неведения скрывала это от его сознания. И есть в человеке все, что имеет и его создатель - и добро, и зло; и ложь и истина; и любовь и страдание; и смерть, и бессмертие. И т. п. (В дальнейшем мы ближе рассмотрим некоторые Божественные проявления с духовных позиций, потому что точка зрения обывателя всегда поверхностна и далека от истины). Но это только статика, в динамике мы тоже должны походить на Бога. Он, осознавая то, что уже несовершенно, отделяет его от себя и стремится к все более прекрасному и гармоничному, трансформируя в себе все, что не соответствует его замыслам. Он, содержа в себе всю вселенную со всеми ее проявлениями, одновременно един и множественен, вечно стремящийся к абсолютному единству и никогда не достигающий его. Зная все это, человек должен осознать, что его существование на земле может быть оправдано только в том случае, если он отражает в себе не только статику, но и динамику Бога.

Первое, что должен сделать человек, – это осознать, что он несет в себе скрытого Бога во всем его единстве и бесконечном многообразии. Для этого он должен исследовать себя внимательно и настойчиво. «Исследуйте себя беспощадно», – сказал Шри Ауробиндо. Без такого рода работы невозможно начать духовный путь. Что движет нашими желаниями, нашими мыслями, нашими стремлениями в каждое время нашей жизни, что стоит позади наших эмоций, наших поступков, позади нашего отношения к миру и к людям, что определяет наши восприятия мира и нашу оценку происходящего в этом мире? Исследуя себя беспощадно, вы находите внутри своего существа целые миры, прежде скрытые от глаз сознания. Вы обнаруживаете, что кроме неисчерпаемого разнообразия вы содержите в себе Божественный дух, который высоко парит над всем, что содержится в вашем внутреннем мире, и в то же время указывает направление, в котором должна осуществляться наша постоянная работа по очищению и трансформации всего нашего существа. Для чего Бог создал такое несовершенное существо, как человек, который, осознав свою незавершенность, должен прилагать собственные усилия на пути к совершенству? В действительности нельзя отделить Творца от его творения, и, задавая такого рода вопрос, мы только свидетельствуем о своей собственной ограниченности. Не существует отдельно материала и творца, Бог вечно создает мир из самого себя. Поэтому все живое и неживое, все проявленное и непроявленное – есть Бог. И, познавая себя, мы познаем Бога, потому что каждое проявленное существо является частью Творца и непосредственно связано с ним. Во всей бесконечной вселенной существует только один Бог, и нет кроме него ничего другого.


Так же, как клетки нашего тела выполняют ту часть своей работы, которая необходима всему нашему организму, и ни одна из них не выделяет себя из многих триллионов своих соратников. Так же в идеале должны выполнять Божественную работу все бесчисленные его проявления, не присваивая себе ничего из того, что сделано. Если продолжить аналогию, то человеческое эго, подобно раковой клетке в организме, присваивает себе то, что ему не принадлежит, оно разрушает в угоду себе, окружающую природу, считая себя основной ценностью окружающего его мира.

Итак, человек отражает в себе все совершенное и несовершенное, присущее всему мирозданию. С этих позиций, человек - космическое существо, которое не знает о своей космичности. Человек не только в этом является микроотражением Бога, но и в том, что он наделен способностью к самоосознаванию. Следовательно, в человеке есть все для Божественной реализации совершенства на земле.

Значительной помощью в работе по самоосознаванию является предварительная информация о структуре человеческого существа, что дает возможность узнавать различного рода опознавательные знаки на пути самопознания. Невозможно познавать себя, уединившись в какой-нибудь пещере или келье, потому что различные части нашего существа выходят на передний план и становятся осознаваемыми только при общении с внешним миром. В уединении можно найти в себе безличностного Бога, но познать свои составные части, чтобы потом усовершенствовать их, в одиночестве – невозможно. Поэтому духовная работа должна выполняться в тех условиях, которые предоставлены нам судьбой.

Человек состоит из двух основных частей: внешняя, которая связана с внешним миром, и внутренняя, знающая истину и взаимодействующая с более высоким Божественным сознанием.

К внешней части мы относим физическое тело, витальное тело, ментал, или ум, и, наконец, то, что мы называем сознанием. В действительности сознание занимает промежуточное положение между внешней и внутренней частями нашего существа. Именно сознание первоначально связывало внутреннюю, высшую Божественную часть нашего существа с внешним миром через ум, витал и тело, и тогда человек был выразителем Божественной истины. Но со временем внешний мир настолько захватил человеческое сознание, что внутренняя, истинная часть нашего существа была совершенно забыта. Только иногда, когда человек совершает низкие поступки, внутренний голос пытается прорваться к его сознанию, чтобы предупредить, обратить внимание, подсказать. И тогда мы это называем голосом совести, который большинство людей воспринимают как нечто неприятное, неудобное, возникающее в глубине их сердца. Многие люди, сознание которых полностью захвачено внешним миром, никогда не осознавали в себе этого «голоса совести».


В связи с тем, что когда-то давно связь внешней части человеческого существа с внутренним истинным существом в значительной степени была утрачена, человек стал выразителем не божественных сил, и вместо того, чтобы выполнять волю Высочайшего, стал послушным инструментом сил, препятствующих эволюции сознания. Низшая природа набросила на человеческое сознание покров эго и этим самым разрушила его стремление к духовности, заменив его стремлением к возвеличиванию своей значимости.

Фактической личностью человека стало эго, которое через множество своих слуг – субличностей, отражающих различные его проявления, взаимодействует с внешним миром. Для того чтобы восстановить первоначальную истинную связь с Божественной волей, необходимо ослабить позиции эго. Это можно сделать только в том случае, если человек будет неотступно наблюдать за различными проявлениями субличностей и в то же время сдерживать их активность. У эго и его представителей, о которых мы только что говорили, есть одна особенность. Они растут и становятся все более и более значимыми и устойчивыми, если их поддерживать и давать им волю. И они слабеют, если им не потакать. Кроме того, мы должны помнить, что для того, чтобы наблюдение за субличностями стало возможным, необходима отстраненность, так как при захваченности сознание суживается, в связи с чем человек становится послушным инструментом эго и наблюдение становится невозможным.

При различных контактах с людьми и вообще с окружающим миром на передний план всегда выходит какая-то одна определенная субличность. Изменилась ситуация – и на переднем плане уже другая субличность. Это объясняет, почему некоторые люди ведут себя диаметрально противоположно дома и на работе. И, кроме того, те субличности, которые находятся, зачастую, даже на заднем плане, так же могут влиять на отношения человека с окружающим миром. Они создают фон, который иногда имеет решающее влияние не только на то, какая субличность будет находиться на переднем плане, но и на общий тип поведения человека. Те субличности, которым человек чаще дает возможность быть на переднем плане (потакает им), начинают считать, что они заслуживают того, чтобы всегда занимать это место и управлять восприятием мира и поведением человека.

Отношения человека с окружающим его миром имеет несколько уровней. Причем в зависимости от уровня общения на переднем плане могут находиться различные субличности. Предположим, один человек знакомится с другим, который по каким-то соображениям ему или нравится, или нужен. При таких условиях один из них или оба обычно поворачиваются друг к другу привлекательными субличностями. При дальнейшем сближении, когда привлекательность становится уже необязательной, на передний план может выйти другая субличность, например, имеющая отношение к какому-либо сотрудничеству. Наконец, люди делают по отношению друг к другу третий шаг, который позволяет одному из них или обоим вмешиваться в личную жизнь своего партнера. И здесь может все измениться. Короткие отношения для некоторых людей обозначают вседозволеность и безнаказаность. И когда на передний план выходит такая субличность, которая, возможно, является основной в интегральной личности человека, то она может привести к невозможности дальнейших отношений.


Одной из особенностей человеческого эго является его стремление к состоянию, когда оно недоступно влиянию каких-либо сил, которые могут как-то понизить его значимость. Это может выразиться в стремлении к независимости или же хотя в чем-нибудь занять лидирующее положение, т.е. сделать людей зависимыми от себя. Это иногда называют симптомом уборщицы, которая не упустит, проявить свою власть над посетителями, поводом для чего может послужить ее стремление к порядку и чистоте. Обычно в этом случае на переднем плане примитивных личностей оказывается агрессивная и деспотическая субличность, у людей же с достаточно высоким интеллектом на передний план может выйти субличность, выражающая удовлетворение, которое позволяет этому человеку по отношению к зависимым от него людям быть доброжелательным.

Сами по себе субличности не являются производными эго. Они были и в те времена, когда сознание человека было непосредственно связано с Божественной волей и они были послушными инструментами более высокого сознания. Одновременно с поворотом сознания во внешний мир все изменилось. Все, что было истинное в субличностях, отошло на задний план, и несовершенство оказалось обнаженным и активно утверждающим свою позицию. Отсюда мы можем думать, что события, которые произошли много тысяч лет тому назад, когда связь с Божественной волей ослабела, были необходимы, чтобы обнажить несовершенства, проявить их, чтобы, осознав их, человек мог придти к совершенству. Никакого грехопадения не было. Человек должен был покинуть рай блаженного неведения ради выполнения предназначенной для него Божественной работы.

Человек несет в себе полный набор субличностей, отражающих в себе все вибрации, все стремления человеческого сознания, от высочайших до вибраций смерти. Начиная с раннего детства, каждая из этих субличностей, чтобы сформировать свою индивидуальность, должна проявить себя во внешнем мире и быть принятой, без чего она останется в зачаточном состоянии. В дальнейшем весь набор субличностей продолжает трансформироваться под влиянием не только внешних обстоятельств, но и генетической предрасположенности, а также состояния сознания человека. Влияние генов на личность человека объясняется тем, что в человеке все взаимосвязано, и физическое тело, и остальные структуры человеческого существа постоянно взаимно влияют друг на друга.

Каждая субличность имеет свое рождение, созревание и смерть. И это совсем не обязательно связано с аналогичными этапами жизни человека. Некоторые субличности живут очень недолго, как бабочки-однодневки, и, выполнив свою роль, отмирают. Другие могут родиться в позднем возрасте человека и в последующем определять его характер. Но для продолжительности жизни и созревания любых субличностей имеет очень большое значение, как часто позволяют им определять восприятие и поведение человека. Чем чаще субличность выходит на передний план, тем продолжительнее будет ее существование, и тем больше она будет иметь возможностей, по поводу или даже без всякого повода, быть определяющей в жизни человека.

У всех людей приблизительно одинаковый набор субличностей, но степень их выраженности может быть различной, и это влияет на реакции людей при их взаимоотношениях друг с другом. Дело в том, что вибрации сходных субличностей различных людей, приблизительно одинаковы по частоте, и когда у одного человека, при взаимодействии с другим, на переднем плане находится определенная субличность, то она заставляет звучать в унисон аналогичную субличность другого человека. Зная это, мы можем сказать, что вибрации заразительны. Хорошо выраженная «раскормленная» субличность будет вибрировать в полную силу и ей будет нетрудно заставить человека действовать под ее аккомпанемент. Субличность, которой не позволяли проявлять себя, в этом случае будет малоактивна, и контроль сознания над поведением человека будет преобладать над ее реакцией.

В человеке совмещены две противоположности, которые постоянно находятся вместе. Добро и зло, любовь и ненависть, раздражение и покой. Они постоянно вместе, но та из них, которой позволяют проявлять себя, постепенно набирает силу и оттесняет свою противоположность на второй план, и в результате та слабеет и, если ее не поддерживать, может и умереть. И тогда человек становится односторонним, и убедить его в необходимости изменить свое поведение или отношение к чему-либо уже не удается.

Та из субличностей, которой часто позволяют находиться на «царском троне» и управлять человеком по ее усмотрению, может до такой степени разрастись и настолько привыкнуть занимать лидирующее положение, что даже при условиях, когда в ней нет никакой необходимости, она найдет повод для своего проявления. Прежде бесконтрольная, она сумеет преодолеть любые препятствия, которые может попытаться противопоставить ей здравый смысл. Но если человек будет достаточно благоразумен и не будет позволять каким-то своим разрушительным субличностям преобладать над другими, то такого рода акцентуация личности может и не развиться.

Наше сознание само, непосредственно, не принимает никакого участия в происходящих событиях, оно их оценивает и дает указания субличностям о необходимости каких-либо действий. Но такая иерархия отношений возможна только в том случае, когда сознание и ум человека достаточно развиты и в связи с этим могут активно влиять на реакции субличностей. При низком же сознании и примитивном уме обычно на переднем плане находится та субличность, которая определяет характер этого человека. Отсюда можно сказать, что люди с примитивным умом и неразвитым сознанием всегда имеют в какую-либо сторону «перекошенную» личность. Конечно, все люди в какой-то степени имеют свои индивидуальные «перекосы», и это вполне приемлемо до тех пор, пока не нарушается равновесие отношений. Исходя из всего сказанного, следует думать, что духовную работу могут успешно выполнять только те, кто имеет достаточно высокое сознание и хотя бы умеренно развитый ум. О том, что это является необходимым условием для духовной работы, также говорил и Шри Ауробиндо. Но нужно помнить и то, что нередко чистота сердца и высокие его устремления могут компенсировать и посредственность ума, и недостаточную широту сознания.

 

 







Date: 2015-05-23; view: 519; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.013 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию