Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Особенности хозяйственной деятельности организации торговли. ТоварооборотТЕМА 8. Анализ розничного и оптового товарооборота
Вопросы: 1. Особенности хозяйственной деятельности организации торговли. Товарооборот. 2. Анализ динамики товарооборота. Расчёт влияния факторов на объём товарооборота. 3. Анализ товарного обеспечения торгового процесса и эффективности использования товарных ресурсов
Особенности хозяйственной деятельности организации торговли. Товарооборот
Торговая деятельность — это посредническая деятельность по продвижению товаров от производителя к потребителю. Основным содержанием анализа торговой деятельности является изучение товарооборота, издержек обращения, финансовых результатов и финансового состояния торгового предприятия, а также факторов, определяющих их уровень. По видам продаж товарооборот делится на оптовый, мелкооптовый и розничный (населению и юридическим лицам). По организационным формам оптовый товарооборот подразделяется на реализацию товаров со складов и транзитом (с участием и без участия в расчетах). Розничный товарооборот является одним из основных показателей, по которому оценивается хозяйственная деятельность предприятий торговли. Он включает в себя продажу товаров населению для личного потребления, а также предприятиям и учреждениям для коллективного потребления и текущих хозяйственных нужд. В настоящее время население республики расходует на покупки товаров до 80 % своих денежных доходов и через розничный товарооборот получает 90 % фонда личного потребления. Одним из основных звеньев сферы обращения является оптовая торговля. Она накапливает на своих складах определенные товарные ресурсы и снабжает товарами предприятия розничной торговли, массового питания, промышленности и других покупателей. Оптовые предприятия сортируют, фасуют, упаковывают и хранят товары. В условиях рыночных отношений оптовая торговля должна активно способствовать увеличению объема производства, расширению ассортимента и улучшению качества товаров, успешному развитию розничной торговли, массового питания, более полному удовлетворению потребностей населения в товарах народного потребления. Оптовые предприятия призваны совершенствовать звенность товародвижения, развивать централизованную доставку и кольцевой завоз товаров. Торговая деятельность оптовых предприятий характеризуется объемом, составом, ассортиментом и структурой товарооборота. Оптовый товарооборот представляет собой реализацию товаров крупными партиями предприятиям розничной торговли и массового питания для последующей продажи населению, промышленным и другим предприятиям и учреждениям — для производственных целей и внерыночного потребления. Основная цель анализа торговой деятельности оптовых предприятий — выявление, изучение и мобилизация резервов развития товарооборота, улучшения обслуживания покупателей, совершенствования товародвижения. В системе агропромышленного комплекса продукция сельскохозяйственных и промышленных предприятий реализуется в основном оптом. Однако в последние годы многие предприятия создают свой фирменные магазины, через которые продают часть своей продукции, имеют буфеты, киоски по продаже товаров повседневного спроса. Кроме того, в системе АПК функционируют государственные предприятия, акционерные и частные фирмы по снабжению сельскохозяйственного производства необходимыми материально-техническими ресурсами. Имеются также оптово-розничные объединения по заготовке, переработке и реализации плодово-овощной продукции, а также агрофирмы с законченным циклом производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции. Цель анализа — поиск резервов повышения эффективности торговой деятельности. Основные задачи анализа: 1) изучение динамики и выполнения плана по объему товарооборота в целом и по отдельным товарным группам; 2) определение влияния факторов на изменение объема товарооборота; 3) выявление резервов увеличения объема товарооборота; 4) разработка конкретных мероприятий по освоению выявленных резервов. Источники данных для анализа: статистическая отчетность ф. № 1 «Отчет о товарообороте и запасах товаров», ф. № 3-торг «Отчет о продаже и остатках товаров», данные бухгалтерского и оперативного учета.
2. Анализ динамики товарооборота. Расчёт влияния факторов на объём товарооборота Основным показателем деятельности торгового предприятия является объем товарооборота. Товарооборот — это стоимость всех реализованных товаров за отчетный период, который может выражаться как в текущих, так и в сопоставимых ценах. Он дает общее представление об объеме деятельности торгового предприятия. От объема товарооборота зависят все остальные показатели его деятельности: сумма и уровень издержек обращения, сумма и уровень валового дохода, прибыль, рентабельность, финансовое состояние и другие экономические показатели. Общая методика анализа товарооборота представлена на следующем рисунке. Рисунок 1 - Общая блок-схема анализа товарооборота
Для оценки динамики необходимо из отчетности взять данные за последние 3—5 лет об объеме товарооборота и на основании их рассчитать базисные и цепные темпы роста и прироста, а также среднегодовой темп прироста (табл. 14.1). При этом объем товарооборота должен быть выражен в сопоставимых ценах, за основу которых принимаются цены базисного года. Например, чтобы определить объем товарооборота i-го периода в ценах базисного года, необходимо его величину разделите на произведение индексов цен за п предыдущих периодов: 304 / 3,2 = 95 млн руб., 800 / (2,4 • 3,2) = 104 млн руб., 1150/ (1,56 • 2,4 • 3,2) = 96 млн руб. и т.д.
Таблица 1 - Динамика товарооборота
Из табл.1 видно, что за четыре года объем товарооборота вырос на 41 %. Среднегодовой темп роста составил а среднегодовой темп прироста – 9 %. Это высокий темп прироста, что положительно характеризует работу данного торгового предприятия. Аналогичным образом изучают динамику товарооборота по отдельным товарным группам и видам товаров. После этого анализируют выполнение плана товарооборота по каждому виду товаров (товарной группе) и в целом по предприятию. Анализ должен показать, по каким видам товаров спрос оказался неудовлетворенным, а какие товары пользуются повышенным спросом у покупателей. Одновременно необходимо установить основные факторы изменения товарооборота. Его величину можно представить в виде произведения двух факторов: где q — физическая масса (количество) проданных товаров; р — уровень цен на товары. Расчет их влияния можно произвести способом абсолютных разниц (табл.2).
Таблица 2 - Расчет влияния факторов на объем товарооборота
На основании приведенных данных можно установить, что в целом по предприятию индекс физической массы проданных товаров составляет Iq = 1902/1729= 1,1 а индекс цен Iр = 2050 / 1902 = 1,078. Из таблицы также видно, по каким видам товаров план по объему товарооборота перевыполнен, а по каким недовыполнен. Увеличение объема товарооборота по одним товарным группам и уменьшение по другим видам товаров приводит к изменению структуры товарооборота: удельный вес одних товаров увеличивается, других — уменьшается. Это сказывается на среднем уровне и сумме издержек обращения, валового дохода, прибыли и рентабельности. Поэтому необходимо изучить, какие изменения произошли в структуре товарооборота по ассортиментному составу, и сделать соответствующие выводы. Таблица 3 - Анализ структуры товарооборота
Из табл. 3 следует, что за отчетный год произошли существенные изменения в структуре товарооборота: значительно увеличилась доля группы товаров D, а доля товаров групп В и С уменьшилась. Если по группе D самые высокие торговые надбавки и более высокий уровень рентабельности продаж, то эти изменения выгодны для данного торгового предприятия Анализируют также изменение объема товарооборота и его структуры в разрезе видов продаж. В розничной торговле это будет продажа в розницу и мелкий опт, в том числе населению и юридическим лицам, в оптовой торговле — реализация со склада, и транзитом (с участием и без участия в расчетах). Таблица 4 - Анализ товарооборота по видам продаж
Из табл. 4 видно, что в общем объеме товарооборота увеличился объем продаж со склада торгового предприятия, в связи с тем, что доставка товаров потребителям требует больших издержек и не выгодна для данного торгового предприятия. Анализ выполнения плана товарооборота проводят не только за год, но и по кварталам, месяцам, декадам, что помогает установить, насколько ритмично работает торговое предприятие (табл. 5). В выполнение плана по ритмичности засчитывается фактическая доля товарооборота за i-и период, но не больше плановой. В данном примере коэффициент ритмичности равен К ритм = 0,23 + 0,25 + 0,24 + 0,25 = 0,97. Таблица 5 - Анализ ритмичности работы торгового предприятия
Ритмичность работы торгового предприятия зависит как от внутренних факторов, связанных с организацией торговли, рекламы, изучения покупательского спроса, так и от внешних (сезонные колебания спроса и предложения на определенные группы товаров, уровень денежных доходов населения и юридических лиц, их предпочтения, конкуренция на рынке товаров и услуг и т.д.). После этого определяют факторы изменения физического объема товарооборота, которые можно объединить в три группы: а) уровень товарного обеспечения торгового процесса; б) обеспеченность торгового предприятия трудовыми ресурсами и интенсивность их использования; в) состояние материально-технической базы торговли и интенсивность ее использования.
|