Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Оппозиция: Гегель — Конт
При изучении истории философии часто складывается впечатление, что позитивизм приходит на смену гегельянству, что они чуть ли не выстраиваются в единую линию развития философии. Мы же разделяем подход Э. Трельча, который писал о позитивизме: «Это мышление получило мировое значение в философии ученика Сен-Симона Огюста Конта — великого французского мыслителя, который является заключительным звеном умственного течения, начатого Локком и Юмом. Он с гораздо большей последовательностью, чем Сен-Симон, пропитал свое мировоззрение духом французской генерализации и логики, и в силу этого он противостоит немецкой мысли от Лейбница до Гегеля, как подлинный партнер в игре»47. Сопоставим некоторые позиции концепций Гегеля и Конта с абсолютно конкретной целью — обнаружить основания типизирующих и индивидуализирующих подходов в современных построениях теорий исторического процесса, выявить способ включенности исторического факта, понимаемого с точки зрения позитивизма и с точки зрения гегельянства, в историческое построение. И вернемся еще раз к принципиальному вопросу — вопросу о целях исторического познания. Цель исторического познания в «Философии истории» Гегеля мы уже рассматривали. Приведем лишь для пояснения оценку Трельча: «Если Гегелю вообще чужда априорная конструкция конкретной истории, то в особенности ему несвойственна конструкция будущего. Он совершенно точно знает, что его метод применим к духовному проникновению в уже известное... Целое может быть конструи- 46 Гессе Г. Игра в бисер: Пер. с нем. М., 1992. С. 316. 47 Трельч Э. Историзм и его проблемы: Логическая проблема философии истории: Пер. с нем. М., 1994. С. 316. 8 - 6867 ровано только тогда, когда оно полностью лежит перед нами... Гегелевский метод применим лишь тогда, когда времена творческой деятельности сменяются временами понимания»48. Обратимся теперь к позитивизму. Позитивизм, господствовавший в науке, начиная с середины XIX в., в сфере исторического познания принципиально отличается от рационализма по пониманию предмета исторической науки, формулировке целей исторического познания. Если рационалисты рассматривали историю как собрание нравоучительных примеров, то позитивисты с их девизом «savoir pour prevoir, prevoir pour prevenir» («знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы предотвратить») искали в ней закономерности. Точнее, задача поиска закономерностей ставилась не перед исторической наукой, которая по-прежнему рассматривалась как наука о фактах, а перед особой теоретической дисциплиной — социологией, которая черпала в истории материал для обобщений. Такова основная идея позитивизма. Но исследовательская практика, которую принято называть позитивистской, весьма от нее далека. Попытаемся понять, в чем причина такого расхождения метода позитивистской социологии и методов исторической науки, традиционно называемой позитивистской. Обратимся к классическому труду Р. Дж. Коллингвуда «Идея истории». Коллингвуд справедливо пишет о «тяготении мысли этого [XIX. — М. Р.] столетия к позитивизму»49 и дает свою интерпретацию метода позитивизма в историческом познании. Эта интерпретация представляет значительный интерес, поскольку совпадает с толкованием позитивизма в исторической науке наиболее распространенным в XX в. и весьма далеким от идей его основоположника Огюста Конта. Как же позитивизм повлиял на практику исторического познания? Но сначала посмотрим, как сам основоположник позитивизма Конт формулирует цели познания в соответствии с общими задачами «позитивной философии»; «Изучая, таким образом, весь ход развития человеческого ума, в различных областях его деятельности, от его первоначального проявления до наших дней, я, как мне кажется, открыл великий основной закон, которому это развитие в силу неизменной необходимости подчинено и который может быть твердо установлен либо путем рациональных доказательств, доставляемых познанием нашего организма, либо посредством исторических данных, извлекаемых при внимательном изучении прошлого. Этот закон заключается в том, что каждая отрасль наших знаний последовательно проходит три различных состояния: 1 Треяьч Э. Указ. соч. С. 218. Date: 2015-04-23; view: 907; Нарушение авторских прав |