Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Занятие 14 Диагностика психических состоянийдетей дошкольного возраста, школьников, студентов и преподавателей
Методики диагностики психических состояний детей дошкольного возраста [61] Трудность диагностики психических состояний детей дошкольного возраста состоит в том, что они не обладают богатым словарным запасом, не могут четко оперировать понятиями и описать свое внутреннее состояние. И чем младше дошкольник, тем сложнее определить его действительное состояние. Распределение методик по возрастной шкале в общем виде представлено в табл. 5.1. Таблица 5.1 Распределение методик диагностики психический состояний детей дошкольного возраста по возрастной шкале
По длительности процедуры обследования методики можно распределить следующим образом: а) от 1 месяца и более («Эмоциональный дневник»); б) 10-20 мин («Цветовая социометрия», «Кинотеатр», «Матрешки», «Цветик-восьмицветик»); в) от 1 до 5 мин («Паровозик», «Часики»). Ряд методик предполагает использование цвета и пиктограмм, изображающих широкий спектр эмоциональных реакций: «Матрешки», «Часики»; только цветовые карточки: «Цветовая социометрия», «Цветик-восьмицветик», «Паровозик». Методика «Паровозик». Методика направлена на определение степени положительного или отрицательного психического состояния. Применяется индивидуально с детьми (с 2,5 лет). Подготовка исследования. Подготовить белый паровозик и 8 разноцветных вагончиков (красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, серый, коричневый, черный). На белом фоне разместить беспорядочно вагончики. Инструкция. «Рассмотрим все вагончики. Надо построить поезд, но необычный. Первым надо поставить вагончик, который тебе кажется красивым (тот, который тебе нравится больше других). Теперь выбери из оставшихся самый красивый и т. д.». Необходимо, чтобы ребенок удерживал все цветовые вагончики в поле зрения. Чем младше ребенок, тем чаще повторяется инструкция, одновременно рукой обводятся все вагончики. Результаты заносятся в таблицу:
Полученные данные обрабатываются при помощи таблицы:
Полученные баллы сложить и сравнить с ключом:
Методика «Цветик-восьмицветик». Методика позволяет выявить отношение ребенка к членам семьи, их отношение к ребенку. Подготовка. Изготовить разноцветные лепестки (красного, желтого, зеленого, голубого, фиолетового, коричневого, серого, черного цветов), сердцевину цветка – белого цвета. Исследование проводится на белом фоне. Проведение. Исследование проводится с детьми 2,5-8 лет в форме игры-беседы. Инструкция. «Выбери лепесток, который ты отдашь маме, папе и т. д.». Можно предложить выбрать лепесток для себя. Необходимо следить, чтобы ребенок отбирал цвет лепестка не по цвету глаз, рубашки и т. д. человека, о котором идет речь, а по своему отношению к нему. Полученные данные заносятся в таблицу:
Анализируется расположение лепестка, выбранного ребенком для себя, по отношению к другим членам семьи. Необходимо учитывать, что не все цвета могут быть использованы ребенком.
Методика «Часики». Представлена в двух вариантах: для детей с 2,5-4,5 лет – вариант А, для более старших – вариант Б. Подготовка. Подготовить цветовое поле с использованием следующих цветов: красного, желтого, зеленого, голубого, фиолетового, серого, коричневого, черного. А также две пиктограммы с изображением печального и веселого лица для варианта А и 12 пиктограмм: страх, удивление, спокойствие, злость, печаль, агрессивность, умиление, мечтание, хитрость/лукавство, обида, стресс, недоверие – для варианта Б. Методика направлена на выявление психического состояния детей дошкольного возраста. Инструкция. «Выбери цвет, который тебе в данный момент нравится. А теперь соедини его с лицом, которое у тебя сейчас». Полученные результаты заносят в таблицу. Фамилия, имя ребенка __________________________________________ Возраст ____________________
Методика «Кинотеатр» Цель. Изучение степени позитивного или негативного психического состояния детей с 4 лет. Методика представлена в двух вариантах: для мальчиков и для девочек, а также употребляется в сокращенном варианте для детей младшего дошкольного возраста. Подготовка. Изготовить мини-кинотеатр. На белом фоне, в «креслах», обозначены пиктограммы, изображающие выражение лиц определенного эмоционального состояния, всего 12: 1 – страх, 2 – удивление, 3 – спокойствие, 4 – злость, 5 – печаль, 6 – агрессивность, 7 – умиление, 8 – мечтание, 9 – хитрость/лукавство, 10 – обида, 11 – стресс, 12 – недоверие. Подготовить по 18 картинок с изображением ситуаций: 1. Общение с родителями (мамой, папой, бабушкой, дедушкой), сверстниками, воспитателями. 2. Деятельность: музицирование, продуктивные виды (рисование, лепка), игра (в одиночестве, со сверстниками), чтение, отношение к школе, труд (кормление животных, помощь родителям), занятия спортом (в одиночестве, с другом, в коллективе). Инструкция. «Представь, что ты – мальчик (девочка), изображенный на рисунке, какое у тебя будет лицо в данной ситуации?» Фиксируется содержание картинки и выбранная пиктограмма. Данные заносятся в таблицу:
Карточек может быть меньше: с учетом возрастных особенностей, количества членов семьи, занятий ребенка; «музицирование», например, может не войти в набор стимульного материала. Количественный анализ. За пиктограммы № 1,4, 5, 6, 10, 12 начисляют по (-1) баллу; за № 2, 7, 8, 9 – по +1 баллу; за № 3 – 0 баллов По окончании подсчитываётся сумма отрицательных выборов, которая делится на количество карточек и умножается на 100%. Ключ: – меньше 10% – ППС (положительное психическое состояние); – 10-30% – НПС низкой степени (негативное психическое состояние); – 31-51% – НПС средней степени; – больше 52% – НПС высокой степени. Также можно определить и степень выраженности определенного негативного состояния:
Важен также и качественный анализ: отношение ребенка, его моти-вационный аспект к себе, окружению, природе, деятельности; нравственный аспект – выявление собственно проблемы ребенка. Методика «М а т р е ш к и». Дошкольникам предлагаются 11 пиктограмм, изображающих: 1 –страх, 2 – удивление, 3 – спокойствие, 4 – злость, 5 – печаль, 6 – агрессивность, 7 – умиление, 8 – мечтание, 9 – хитрость/лукавство, 10 – обида, 11 – стресс. Перед детьми на белом фоне раскладываются силуэты матрешек и в беспорядке – пиктограммы. Инструкция включает задание подобрать к цветному силуэту соответствующее выражение лица, подходящее, по его мнению, к такому цвету. В ходе эксперимента фиксируется моторика (двигательные реакции глаз, руки), двигательное оживление, эмоциональные реакции, высказывания. Результаты, полученные при работе с силуэтами матрешек и пиктограмм, заносятся в таблицу:
В колонках фиксируется номер пиктограммы. По окончании работы суммируется количество выбранных карточек-пиктограмм на определенном цвете и подсчитывается число повторений. Качественный состав эмоциональных и двигательных реакций детей Двигательные реакции глаз: а) скользящий, беглый взгляд на цветовые силуэты и пиктограммы. Присутствует у всех детей в начале эксперимента, как бы «ознакомительный»; б) фиксирование – неподвижное устремление взора на силуэты. Возникал у детей при затруднении; в) рассматривание – основная двигательная реакции глаза, направленная на цвет и пиктограмму попеременно. Двигательные реакции руки: а) намеренное прикосновение: ребенок тянется к цветовым силуэтам или пиктограммам и легко касается их; б) «захватывание»: ребенок берет в руки цветовые силуэты, прижимает их к себе, прячет, может после обследования забрать с собой. Встречается особенно часто, если цвет нравится, если же цвет вызывает негативные чувства – прячет под стол, намеренно роняет, отталкивает; в) манипулирование: силуэт или пиктограмму берет в руки, мнет, трясет, подносит ко рту; г) ощупывание: ребенок перемещает пальцы по контору силуэта. Эмоциональные реакции В зависимости от интенсивности различают три вида улыбок: – слабую (губы ребенка при этом не раздвигались); – среднюю (губы раздвигались, но улыбка не сопровождалась оживленной мимикой и имела небольшую продолжительность); – сильную (широкая улыбка, многократно вспыхивающая на лице ребенка). К эмоциональным же реакциям относятся и громкие радостные возгласы, которые демонстрировали все дети различных возрастов. Одной из постоянных эмоциональных реакций было двигательное оживление ребенка, проявляющееся в следующих формах: – слабое (когда ребенок выполнял задание, не проявляя более никаких движений); – среднее (вскидывал руки, хлопал в ладоши, теребил одежду, трогал экспериментатора); – высокое (ребенок совершал многократные движения конечностями и корпусом, «прыгал» на стуле, активно перемешивал силуэты и пиктограммы). Высказывания детей можно распределить следующим образом: – увлеченно начинают рассказывать о том, что раньше они слышали, как их близкие говорили о каком-то цвете, сравнивали с каким-то предметом или животным, например: «Небо серое, как мамино платье», «Машина – цвета доллара», «У тебя персиковая помада» и т. д.; – мотивируют свой выбор высказываниями: «Так чувствую», «Так внутри», «Хочется так положить», «Знаю» и т. д.; – сравнивают с предшествующим опытом: «Оранжевый, как апельсин, а апельсин мне дают, если Новый год. Я так удивляюсь!» Мимика детей. Примерно 70% детей изображают мимикой выражение с пиктограммы.
Методика «Эмоциональный дневник» (с 5 лет) Цель. Исследование психического состояния детей дошкольного возраста в детском саду в течение длительного времени (более 1 мес). Подготовка. На каждого ребенка подготовить бланки (или использовать тетради), в верхней части которых – пиктограммы, изображающие психическое состояние (веселость, страх, удивление, спокойствие, злость, печаль, агрессивность, умиление, мечтание, хитрость, обида, стресс, скепсис). Ниже, горизонтально, располагаются дата заполнения и рисунки – модели, обозначающие: приход ребенка в детский сад, завтрак, познавательную, музыкальную, продуктивные виды деятельности, прогулку, обед, подготовку ко сну, подъем, полдник, игры со сверстниками, общение с педагогом, ужин, уход из детского сада. Между рисунками проводятся вертикальные линии. Всего 15 колонок, 16-я – «баллы». По вертикали: обозначается дата заполнения, предлагается ребенку выбрать то психическое состояние, которое он отмечает у себя (из предложенных пиктограмм) в течение дня в каждой из колонок. Подготовка детей. Совместно с детьми смоделировать и обсудить изображения пиктограмм, характеризующих определенные психические состояния; составить обозначения, отражающие режимные моменты, деятельность, общение. Первую неделю необходимо оказывать помощь ребенку при заполнении («вместе, но не вместо!»). Инструкция. «Заполни пустые клеточки, выбрав то лицо, какое бывает при выполнении этой деятельности (называется колонка, которую требуется заполнить)». Дополнительно проводится индивидуальная беседа с каждым ребенком с целью выявить причины, мотивацию, научить распознавать собственное состояние и обозначать его при помощи пиктограммы. Можно использовать и другой вариант методики: ведение дневника дома (с помощью родителей). По горизонтали расположить разделы: 1. Общение с каждым членом семьи. 2. Сон, отдых. 3. Любимые занятия ребенка. 4. Совместная деятельность со взрослым. 5. Гигиенические процедуры. 6. Принятие пищи. 7. Труд и т. д. Можно предложить родителям вести свой дневник, параллельно с ребенком. Его оформляют так же, как и предыдущий, и отмечают психическое состояние своего ребенка. А затем сравнивают с результатом заполнения ребенка. Это поможет установить адекватную оценку родителями психического состояния своего ребенка. Обработка данных проводится по горизонтали и вертикали дневника. Горизонтально: 1. Анализируется каждый день, прожитый ребенком, подсчитывает-ся количество позитивных психических состояний и ставится балл. Он может быть от 0 до 14. Сравнивается с ключом: – 0-3 балла – НПС высокой степени; – 4–6 балла – НПС средней степени; – 7-10 баллов – НПС низкой степени; – 11-14 баллов – ППС (позитивное психическое состояние). 2. В целом по методике анализируется количество используемых пиктограмм, отмечается, какие пиктограммы, отражающие позитивное психическое состояние, не применял ребенок, выясняется причина. В норме используется 5-7 пиктограмм. Анализ дает информацию для: – руководителей ДОУ – об обеспечении педагогом эмоционального комфорта каждого ребенка в группе детского сада; – педагогу – о проблемах ребенка, его реакции на определенный вид деятельности, взаимоотношениях со сверстниками, педагогами, об отношении к посещению детского сада, режимным моментам; – психологу – о наличии у дошкольников конфликтов, страхов, нарушениях поведения и взаимоотношениях с окружающими. Каждые два месяца проводится вертикальный анализ: 1. Рассматривается каждый режимный момент, вид деятельности, общение и т. д. отдельно. Присваивается по 1 баллу за количество негативных выборов. Их может быть от 0 до 40, также учитывают, какую пиктограмму чаще всего выбирает ребенок для оценки своего психического состояния. Полученные данные сравнивают с ключом методики. 2. Прослеживается периодичность появления того или иного состояния: «каждый день», «определенный период», «несколько раз в месяц», «не наблюдается системы». Выявляются причины. Количество негативных выборов от 10 и выше могут свидетельствовать: – об устойчивом негативном отношении к определенному виду деятельности, педагогу, связанному с этой деятельностью; – низком социальном статусе ребенка в группе; – роли ребенка как объекта или субъекта агрессии (уточняется с помощью бесед, наблюдений); – депрессивном состоянии (грусть, склонность к слезам, нарушение аппетита, раздражимость – продолжаются в течение 2 и более недель); – о тяжелой степени адаптации ребенка, вновь поступившего в детский сад (при 35-40 выборов по вертикали и при соответствии НПС степени горизонтального анализа); – об отсутствии взаимопонимания, помощи и поддержки со стороны педагога группы и т. д. Ключ к методике при вертикальном анализе результатов:
Методика «Цветовая социометрия» Цель: Исследование эмоционально-непосредственных межличностных отношений ребенка с окружающими. Подготовка. Подготовить цветовое поле в виде шахматной доски (5x5 рядов-квадратов), состоящей из 13 цветовых и 12 белых квадратов, расположенных в следующем порядке: – 1-й ряд: черный, белый, синий, белый, черный квадраты; – 2-й: белый, зеленый, белый, зеленый, белый; – 3-й: синий, белый, красный, белый, синий; – 4-й – как второй; – 5-й – как первый. Подготовить цветные фишки: красного, зеленого, желтого, синего, белого, черного, коричневого, розового, малинового, серого, оранжевого, фиолетового, сиреневого цветов, каждого – по 3. Инструкция (дается по ходу выполнения задания). «1. Выбери цвет, который больше всего нравится, и размести фишку на красном квадрате. 2. Выбери цвета для людей (взрослых, сверстников), которых ты считаешь самыми близкими (ты их любишь, они любят тебя), и размести фишки на синих квадратиках. 3. Выбери цвета для людей, с которыми ты хотел бы общаться, и положи соответствующие фишки на зеленые квадраты. 4. Выбери цвета людей, которые тебе не нравятся (часто обижают; причиняют тебе боль; ты их боишься и т. д.), и размести фишки соответствующего цвета на черные квадраты». Примечания: 1. Не все квадраты могут быть заполнены. 2. Выбор цвета может быть расширен. Например, одним и тем же цветом могут быть обозначены несколько человек. 3. Если ребенок захочет выбрать большее количество людей (чем четверых), то это фиксируется в протоколе, а дополнительные фишки размещаются на белых квадратах. Протокол Фамилия, имя ребенка __________________________________________ Возраст ______________________________________________________
Интерпретацию данных к методике «Цветовая социометрия см. в табл. 5.2. Цветорисуночный тест диагностики психических состояний младших школьников [62] Цветорисуночный тест предназначен для диагностики психических состояний младших школьников в ходе учебной деятельности. Тест имеет высокие корреляты с референтными методиками диагностики психических состояний: тестом Люшера, методикой Лутошкина. Он доступен и удобен в применении как учителем в процессе обучения, так и психологом в условиях психологического консультирования. Для проведения теста необходимо иметь лист белой бумаги и цветные карандаши: красный, желтый, синий, зеленый, черный, коричневый, оранжевый, голубой, розовый. На листе бумаги с левой стороны должен быть нарисован квадрат размером 50 х 50 (правая сторона будет предназначена для рисунка). Таблица 5.2 Интерпретация данных к методике «Цветовая социометрия»
Инструкция 1. «Ребята! Перед каждым из вас лежит листок бумаги и цветные карандаши. На листке бумаги с левой стороны нарисован квадрат. Сейчас вы должны будете в этом квадрате цветом нарисовать ваше состояние, то есть то состояние, которое вы в данный момент испытываете (для учащихся первых классов термин «состояние» можно заменить словом «настроение»). Если ваше состояние нельзя нарисовать одним цветом, то разделите квадрат на несколько частей и закрасьте его различными цветами». При этом рекомендуется показать мелом на доске, как можно разделить квадрат (одной диагональю, двумя диагоналями, горизонтальной линией, двумя перпендикулярами на четыре части, горизонталью и перпендикуляром к ней на три части и т. д.). Если у детей возникнут вопросы, то инструкцию следует объяснить индивидуально. После того как школьники справятся с заданием, экспериментатор дает инструкцию 2: «Ребята! Сейчас каждый из вас нарисовал свое состояние цветом, а теперь подумайте, на что похоже ваше состояние, в виде какого образа вы могли бы его представить и нарисовать. Это могут быть и окружающие вас предметы: парта, доска, ваш класс, а могут быть и предметы, которых здесь нет, но на которые похоже ваше состояние. Например, цветок, мяч, солнце, дождь и т. д. Если вы затрудняетесь нарисовать свое состояние одним предметом или образом, то нарисуйте целую композицию (рисунок). Рисовать нужно на правой стороне листа». Время для проведения теста не должно ограничиваться. К л ю ч к обработке результатов представлен в табл. 5.3. Но в ней представлены не все, а только основные психические состояния детей младшего школьного возраста, отмеченные как наиболее часто встречающиеся в учебной деятельности (объем выборки более 1000 чел.). При обработке результатов нужно также учитывать особенности изображения. Наличие сильной штриховки, маленькие размеры рисунка часто свидетельствуют о неблагоприятном психическом состоянии ребенка, напряженности, скованности и т. д., тогда как большие размеры часто говорят об обратном. Таблица 5.3 Ключ к обработке данных цветорисуночного теста диагностики психических состояний младших школьников
Психические состояния школьников [63] Инструкция. «Дорогой друг! Оцени свое состояние в данный момент. Оценка следующая: 0 – данное состояние отсутствует, 1 – низкая, малая выраженность состояния, 2 – ниже среднего, 3 – средний уровень, 4 – выше среднего, 5 – данное состояние максимально выражено. Просим учитывать, что в опроснике представлен только один полюс шкалы состояний. Например, если ты отмечаешь, что твоя активность равна 5 баллам, то, естественно, пассивность – противоположное качество в этом случае будет отсутствовать. А если активность будет ниже среднего (2 балла), то пассивность будет выше среднего уровня, то есть достаточно высокая. Отвечая, не ориентируйся ни на кого, так как нет ни плохих, ни хороших ответов». Date: 2015-05-23; view: 3105; Нарушение авторских прав |