Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Гродно, 2008 г
Учебно-методическое пособие предназначено для обучения учащихся по специальности «Сестринское дело» и содержит необходимый объем информации по неотложным состояниям у детей, изложено в форме алгоритмов, содержит схемы, таблицы, имеются контрольные вопросы и тесты для самопроверки.
Пособие подготовлено в соответствии с образовательным стандартам. Среднее специальное образование, специальность 2-79 01 31 «Сестринское дело» и на основе учебной программы «Сестринское дело в педиатрии», утвержденное начальником управления кадровой политики учреждения образования и внешних связей МЗ РБ 2005г.
Не будет преувеличением утверждать, что проблема неотложных состояний у детей занимает одно из центральных мест среди всех разделов клинической педиатрии. Развитие угрожающих жизни состояний в детском возрасте обусловлено многими факторами, в том числе анатомо-физиологическими особенностями, несовершенством нейрогуморальной регуляции функций организма, а также отягощенным преморбидным фоном. Все это способствует формированию у ребенка «напряженного гомеостаза» и приводит к быстрому срыву адаптационно-компенсаторных возможностей при воздействии неблагоприятных факторов. Каждая медсестра должна владеть основательными знаниями и умениями, касающимися оказания неотложной помощи ребенку при критических состояниях, тяжелых заболеваниях и несчастных случаях. Успех в оказании экстренной помощи во многом зависит от правильной диагностики и выбора необходимых лечебных мероприятий. При этом от медсестры требуется решительность, оперативность и умение организовать необходимую помощь, чтобы ликвидировать угрожающее состояние.
ОБУЧАЮЩАЯ:
· совершенствовать знания по теме «Неотложная помощь», осуществить контроль и коррекцию знаний по данной теме;
· научить применять знания, в том числе и в нестандартной ситуации.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ:
· создать условия для осознания важности изучаемой темы, для воспитания чувства ответственности, понимание роли медицинского работника при оказании неотложной помощи детям.
РАЗВИВАЮЩАЯ:
· развития клинического мышления и анализа;
· создать условия для приобретения профессиональной компетентности.
1. ЛИХОРАДКА. 2. СУДОРОЖНЫЙ СИНДРОМ. 3. ФЕБРИЛЬНЫЕ СУДОРОГИ. 4. ГИПОКАЛЬЦИЕМИЧЕСКИЕ СУДОРОГИ. 5. АНАФИЛАКТИЧЕСКИЙ ШОК. 6. АФФЕКТИВНО-РЕСПИРАТОРНЫЕ СУДОРОГИ. 7. ОТЕК КВИНКЕ. 8. КРАПИВНИЦА. 9. ОДЫШЕЧНО-ЦИАНОТИЧЕСКИЙ ПРИСТУП. 10. ОСТРЫЙ СТЕНОЗИРУЮЩИЙ ЛАРИНГОТРАХЕИТ. 11. ГИПОГЛИКЕМИЧЕСКАЯ КОМА. 12. КОМА ГИПЕРГЛИКЕМИЧЕСКАЯ КЕТОАЦИДОТИЧЕСКАЯ. 13. ОБМОРОК. 14. КОЛЛАПС. 15. НЕДОСТАТОЧНОСТЬ КРОВООБРАЩЕНИЯ. 16. РВОТА. 17. МЕТЕОРИЗМ.
Отек Квинке – аллергическая реакция немедленного типа, проявляющаяся ангионевротическим отеком с распространением на кожу, подкожную клетчатку, слизистые оболочки.
Клиническая диагностика: Отек Квинке возникает чаще на лекарственный или пищевой антигены, укусы насекомых, в некоторых случаях непосредственная причина может быть не ясна. Характерно внезапное появление ограниченного отека в местах с рыхлой подкожной клетчаткой, чаще в области губ, ушных раковин, шеи, кистей, стоп. Отек нередко может достигать значительных размеров и деформировать участок поражения. Непосредственная опасность этой реакции заключается в частом развитии механической асфиксии из-за отека верхних дыхательных путей. При отеке гортани у ребенка отмечается лающий кашель, осиплость голоса, затруднение вдоха и, возможно, выдоха за счет присоединяющегося бронхоспазма. Если отекает язык, затрудняется речь, нарушаются процессы жевания и глотания.
Неотложная помощь: 1. Немедленно прекратить поступление аллергена. 2. Ввести антигистаминные препараты в/м или в/в: - 2,5% раствор пипольфена 0,1-0,15 мл/год жизни или - 2% раствор супрастина 0,1-0,15 мл/год жизни. 3. Ввести 3% раствор преднизолона в дозе 1-2 мг/кг в/м или в/в. 4. По показаниям при нарастающем отеке гортани с обтурационной дыха- тельной недостаточностью проведение интубации или трахеостомии. 5. Госпитализация в соматическое отделение.
Крапивница – аллергическая реакция немедленного типа, характеризующаяся быстрым появлением уртикарных высыпаний на коже и реже на слизистых оболочках.
Клиническая диагностика: Причины возникновения крапивницы те же, что и при отеке Квинке. У ребенка появляются ощущение жара, кожный зуд, изменения кожи, как «после ожога крапивой». Элементы крапивницы – волдыри и папулы – могут иметь разнообразную форму и величину, нередко с их слиянием и образованием гигантских элементов. Цвет элементов крапивницы от бледно-розового до красного. Высыпания локализуются на любых участках тела и слизистых оболочках, чаще на животе, спине, груди, бедрах. Могут быть общие симптомы: лихорадка, возбуждение, артралгии, коллапс.
Неотложная помощь:
1. немедленно прекратить поступление аллергена. 2. Назначить антигистаминные препараты внутрь (кларитин, кестин, зиртек, телфаст) или в/м (см. Отек Квинке). 3. При распространенной или гигантской крапивнице с лихорадкой ввести 3% раствор преднизолона 1-2 мг/кг в/м или в/в. 4. Провести энтеросорбцию активированным углем в дозе 1 г/кг в сутки. Госпитализация в соматическое отделение показана при отсутствии эффекта от проводимой терапии. Также подлежат госпитализации больные, которым на догоспитальном этапе в связи с тяжестью состояния вводился преднизолон.
Отравления в детском возрасте при несвоевременном и неправильном лечении представляют значительную угрозу жизни ребенка. Отравления классифицируются как потенциально неопасные, потенциально опасные и тяжелые, угрожающие жизни ребенка. В неясных ситуациях следует немедленно приступить к первичным мероприятиям по удалению яда.
Действия при отравлениях: 1. Соберите информацию (какой яд принят, сколько, когда, какие первичные симптомы отравления были у ребенка, какие лечебные меры уже приняты, возраст ребенка). 2. Осмотрите упаковку вещества, вызвавшего отравление. 1. 3.Оцените состояние ребенка. Примечание. При потенциально опасных отравлениях, без угрожающих жизни симптомов, как можно раньше приступите к первичному удалению яда из организма (до его всасывания). При тяжелых отравлениях, угрожающих жизни ребенка, обеспечьте и поддерживайте жизненно-важные функции организма (дыхание, кровообращение).
Неотложная помощь: 1. Уложите ребенка, голову поверните набок и удерживайте в таком положении. 2. Обеспечьте ребенку физический и психический покой. 3. При возбуждении ЦНС или угнетении с утратой сознания зафиксируйте конечности ребенка (грудных детей запеленайте). 4. Обеспечьте проходимость дыхательных путей, освободите полость рта от рвотных масс, пищи. 5. При отравлении через кожу осторожно снимите одежду, загрязненную ядом, а пораженные участки кожи обмойте теплым мыльным раствором с последующим орошением проточной водой. 6. При отравлении через рот детям школьного возраста, находящимся в сознании, дайте выпить 250-300 мл (10-15 мл/кг на 1 введение) 0,9% раствора натрия хлорида (поваренной соли), подогретого до температуры 32-37оС, и вызовите рвоту, надавив на корень языка. Повторите процедуру 3-4 раза. Примечание. Индуцированная рвота противопоказана, если больной находится в состоянии помрачения или потери сознания, и при отравлении веществами прижигающего действия. Детям, находящимся в коматозном состоянии, промывание желудка проводят после интубации трахеи и ИВЛ. В амбулаторных условиях, по показаниям, дайте ребенку принять внутрь активированный уголь из расчета 1 г/кг массы. 7. Подготовьте все необходимое для промывания желудка. 8. В целях избежание ваготонического рефлекса перед промыванием введите внутримышечно 0,1% раствор атропина сульфат – 0,01 мг/кг массы. При отравлениях антихолинергическими веществами зонд смажьте вазелиновым маслом. 9. Отсосите содержимое желудка. Промойте желудок 0,9% раствором натрия хлорида (32-37оС) из расчета 5-10 мл/кг массы на 1 промывание до чистых промывных вод. Вводите в желудок активированный уголь (0,5-1 г/кг массы) и глауберову соль (натрия сульфат) – 0,5 г/кг массы. 10. По показаниям примените антидоты (назначает врач). 11. При тяжелом состоянии ребенка проведите посиндромную терапию, направленную на устранение синдрома, который угрожает жизни ребенка.
При нарушении сознания: 1. Освободите дыхательные пути и обеспечьте их проходимость. 2. При необходимости осуществите ИВЛ любым доступным способом. 3. Транспортируйте ребенка в отделение интенсивной терапии.
При шоке, коллапсе: 1. Уложите ребенка с приподнятым ножным концом кровати, под таз подложите валик, голову поверните набок. 2. Срочно введите 0,01% раствор адреналина (1 мл 0,01% раствора разведите в 10 мл 0,9% раствора NaCI) внутривенно струйно в дозе 0,1 мл/кг массы и 3% р-р преднизолона – 5-10 мл/кг массы в/вено струйно. 3. Транспортируйте ребенка в отделение интенсивной терапии. Во время транспортировки в стационар поддерживайте жизненные функции организма.
ТАКТИКА ОКАЗАНИЯ ПОМОЩИ: · при первых признаках гипогликемии немедленно начинать лечение.
Оснащение рабочего места: 1) легкоусвояемые углеводы; 2) лекарственные средства: глюкагон, 40%, 10%, 5% растворы глюкозы, 0,1 раствор адреналина, глюкокортикоиды; 3) оснащение для выполнения инъекций; 4) оснащение для санации дыхательных путей; 5) система подачи кислорода.
Date: 2015-05-23; view: 1024; Нарушение авторских прав |