Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 268





(9559—9595)

Юдхиштхира сказал:

1. Как, управляя народом, (поступать должен) раджа,

чтоб никого не приговорить к смерти?

Тебя вопрошаю, из благих наилучший, это скажи мне, Прадед!

Бхишма сказал:

2. И об этом древняя быль повествует

О беседе с Сатьяваном раджи Дьюматсены:

3. (Никем) не высказанное раньше сказал Сатьяван — так мы слыхали —

Когда по приказу отца были приведены осуждённые на. смерть:

4. «Беззаконие стало законом и закон — беззаконьем;

Если казнь и называть законной, то всё же её (совершать) не должно!»

Дьюматсена сказал:

5. Но если казнь — беззаконие, Сатьяван, то как устоять закону?

Если преступников убивать не будут, то настанет смута.

6. «Это моё, не его\», — такое право лишь в кали-югу бывает,

Так миропорядка не станет, но если ты знаешь иное, скажи нам!

Сатьяван сказал:

7. Все три остальные варны должны подчиняться браминам,

Тогда и другой, связанный узами закона, поступит так же\.

8. Того ж, кто из них совершает проступок,

дваждырождённый должен наставить:

«Этот меня не послушался», — так (если скажет)

брамин, пусть того раджа накажет!

9. Узаконенное (наказание) следует налагать по

рассмотрении сути (дела), не иначе;

Без расследования дел нельзя применять предписаний закона.

10. Раджа, убивая разбойника, еще много невинных

Убивает вместе с (тем) человеком: жену, мать, отца, сына.

11. Поэтому, когда кто-нибудь провинится, раджа должен

тщательно обдумать;

Даже недобрый человек может когда-либо стать добронравным.

12. И добрый, и недобрый — оба могут породить хорошее потомство;

Не следует уничтожать корень, этого не (требует) вечнаяПравда (Дхарма);

13. Конечно, и без смертной казни

Возмездие возможно калеченьем, узами, угрозой.

14. В (судейском) собрании пурохитов нельзя до смерти мучить (виновных),

Когда они приходят к жрецу-пурохиту, ища защиты,

15. Так говоря: «Брамин, мы злого больше не будем делать!»

Они заслуживают отпущенья — таково веленье Благого.

16. Но если придет (с повинной) бритый брамин

с посохом, шкурой\, он заслуживает наказанья.

Чем выше (положение виновного), тем больше должно быть наказанье.

17. Но кто не в первый раз (провинился), тот не заслуживает отпущенья.

Дьюматсена сказал:

18. Поскольку возможно держать народ в повиновенье,

Постольку нужно разъяснять закон, пока его не преступают,

19. Но при упразднении смертной казни всё начнет крушиться.

Правда, во времена древние, стародавние легко было управлять народом,

20. Кротким, стоящим в правде, нелживым, негневливым.

Сперва и порицательный возглас уже был наказаньем,

затем (потребовалась) словесная угроза;

21. (Потом) пеня наказанием (стала), а ныне смертная казнь существует.

Иных же людей и страхом смертной казни не удержишь!

22. Разбойник\ (не относится) ни к богам, ни к людям — так по Писанью —

Ни к гандхарвам, ни к предкам; так чей он? Он никому (не нужен).

23. Разбойник и с мертвого лотос украдет\, это упырь похуже пишачи.

С такими кто станет общаться? С дикарями, потерявшими совесть?!

Сатьяван сказал:

24. Коль ты не можешь тех добрых охранить неврежденьем,

То рано иль поздно вели (для острастки) схватить кого-либо.

Дьюматсена сказал:

25. Ради охраны народа раджи терпят большие тяготы;

Оттого они так поступают, что стыдятся подобных (злодеев);

26. Благодетели (народа), они, трепеща, убивают злодеев,

а не потехи ради,

Но по большей части раджи благодеянием народ умиротворяют.

27. Мир следует за поведением лучшего из лучших:

Ведь всегда поведению учителя следуют люди\.

28. Кто хочет другими владеть, собой не владея,

Чьи чувства у предметов в плену, люди над тем смеются.

29. Кто по коварству иль по заблужденью провинится перед раджей,

Того всеми мерами нужно унять; он так от зла отвратится.

30. Кто хочет обуздать злодеев, пусть себя обуздает сначала,

И ближайших родичей он должен наказывать строго.

31. Где низкий злодей не подвергается суровой каре,

Там процветает злодейство, и, вестимо, закон погибает.

32. Такой наказ дал брамин, знающий, милосердного нрава,

Так, батюшка, и меня наставляли древние предки.

33. Умиротворяя народ с великим милосердием, они (говорили) также:

«В крита-югу первым (указанным раньше) способом\

следует действовать радже;

34. На четверть меньше он соблюдает закон в трета-югу;

На две четверти — в двапару- и на одну четверть в кали-югу;

35. Когда заканчивается последняя юга, то из-за дурного поведенья раджей

И превратности времени (остаётся лишь) шестнадцатая часть Закона\,

36. Тогда от первого способа, Сатьяван\, возникает только смута.

Согласно здоровью, способности, времени надо совершать

умерщвление плоти,

37. Для того, чтобы правдой был здесь достигнут великий

плод Закона (дхармы),

Из сострадания к существам это изрёк самосущий Ману\.

Так в святой «Махабхарате», в книге «Умиротворение», в книге «Основа Освобождения» гласит 268 глава — Беседа Сатьявана и Дьюматсены.







Date: 2015-05-22; view: 393; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию