Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Потешные сражения настоящих солдат





А. АНДРЕЕВ,

старший преподаватель СПбГУКИ, режиссёр «Потешного поля»

Размышляя о проходящей в рамках праздника программе на Потешном поле, необходимо отметить, что это едва ли не единственная площадка, на которой проявляется самостоятельное творчество главного героя «Копорской потехи» - солдата. Но начнем по порядку. Название «Потешное поле» площадка получила уже на первом празднике, по задумке ее создателя режиссера Владимира Петровича Байкова. Тогда площадка находилась за пределами крепости, на первом и втором празднике она размещалась на приличном расстоянии от основного праздника, на въезде в деревню Копорье. На третьем - переместилась к крепости и находилась напротив нее, на противоположной стороне шоссе. И та, и другая территории представляли собой неосвоенную, непаханую целину, на которую и бросили первые солдатские команды, что само по себе уже было «потешным зрелищем». И только на четвертом празднике Потешное поле перемещается внутрь Копорской крепости и начинает свое новое существование. Этот момент совпал как раз с моим приходом в творческую группу. К слову сказать, и сегодняшняя площадка по прошествии шести лет не отличается ни особой ухоженностью, ни обеспеченностью инфраструктурой, необходимой для комфортной работы. Практически каждый раз мы работаем в походных условиях, или, скорее, выражаясь в духе праздника, «в условиях, приближенных к боевым». Но экзотика «пересеченной местности» на площадке и неожиданность творческих заданий, по всей видимости, создают для команд тот колорит незарегламентированности, свежего взгляда, некоторой свободы и даже независимости, который делает привлекательными для солдат эти соревнования на протяжении многих лет.

У творческой составляющей программы на Потешном поле существует свой уже сложившийся алгоритм, выработанный почти десятилетней практикой. В свое время тон программе задал В. Байков, подчинив его общей окраске праздника. Юмор, в первую очередь юмор и творчество - вот основные и, пожалуй, единственные требования к солдатским командам на Потешном поле. Период проведения «Потешного поля» вне Копорской крепости был, наверное, самым сложным. Площадка была оторвана от основного действия праздника и жила как бы собственной жизнью. Поэтому режиссёрами и организаторами было принято решение перенести Потешное поле внутрь крепости, тем более что проделанная работа по расчистке внутренней территории как бы уравняла качества площадок - предыдущих и нынешней. Во всяком случае, здесь было не хуже. А местоположение было несравненно более выигрышным. К тому же логика праздника требовала «заселения крепости». Жизнь показала, что перенос площадки внутрь крепости открыл для организаторов и участников, а в первую очередь для зрителей новые возможности. Так зритель получил дополнительную мотивировку достаточно долго находиться в крепости во время праздника и как бы невольно разглядывать и оценивать её в деталях, «изучать изнутри». Организаторы же получили шикарные «интерьеры» для творческого построения драматургии соревнований. Солдаты, участники команд обрели возможность так или иначе проявить себя в древних стенах крепости и, несмотря на шуточные, игровые ситуации, прикоснуться в своих ощущениях к живой истории, замершей, затаившейся в развалинах, но не обратившейся в «небытие».

И поныне существует некоторая оторванность площадки Потешного поля от общего действия праздника. Он зарождается и проживает «свой век» где-то там, внизу, на РОВной сцене, за высокой крепостной стеной. Даже звуки его, музыка, песни воспринимаются как принесенные из «дали веков». Хотя, конечно, связь между двумя частями праздника поддерживается самим сценарием. В театрализации традиционно-обязательным моментом является «смотр боевых сил», когда солдатские команды в полном составе выстраиваются на сцене. И на Потешное поле они отправляются, как правило, торжественным маршем, под бодрые напутствия героев праздника и зрителей. Действие на площадке в крепости начинается в тот момент, когда основная часть театрализованного представления уже прошла, но работа РОВной сцены еще не закончена. Но, несмотря на это, с каждым годом у Потешного поля становится все больше и больше почитателей, которые подчас отдают предпочтение тому, что происходит именно здесь.

А здесь, на Потешном поле, происходит вот что — воинские части и формирования, расположенные в Ломоносовском районе и не только, выставляют для участия в соревнованиях свои команды, создавая их из числа солдат наиболее спортивных, интеллектуальных, веселых, по мнению командиров. Эти команды заранее - за месяц до начала праздника - знакомятся с предстоящей программой Потешного поля и получают так называемое «домашнее задание», которое наподобие КВНовского ставит участников перед необходимостью в особой юмористической форме представить свою команду. Это задание содержит несколько условий, которые необходимо выполнить. В частности, придумать и представить свой потешный флаг и эмблему, отражающие название команды и специфические особенности рода войск, который эта команда представляет. Вспоминается флаг, представленный командой космических войск (так по сложившейся на празднике традиции называются войска космической связи). Команда эта является «старейшим» участником праздника - можно сказать, своеобразной легендой. Они удалили из своего серьезного названия одну-единственную букву, и на фоне герба - ракеты с клоунским носом и костлявой руки, сжатой в кулак, - засверкали слова КОМИЧЕСКИЕ ВОЙСКА.

Помимо флага и эмблемы, домашнее задание подразумевает представление строевой песни команды и марш-парада. В основу песни ребята обычно берут популярные в войсках строевые мелодии и сочиняют свои тексты, в которых максимально выражают своё отношение к участию в празднике и к воинской службе. Как ни странно, но «крамола» приветствуется и особо поощряется и организаторами праздника, и, что совсем уж, казалось бы, неожиданно, самими командирами. И это еще одно подтверждение известной истины - смеяться над собой может только сильный!

Сколько забавных и неординарных решений наших заданий мы наблюдали на праздниках! Марш-парад, как правило, представляет собой комичное шествие по «плацу», в котором участвует вся команда (двенадцать человек). Вспоминается проход команды внутренних войск. Они появились на «плацу» спинами вперед и под джазовую мелодию преодолели все расстояние, синхронно вытанцовывая, приседая и выкручиваясь на 360 градусов.

Финалом марш-парада традиционно является построение «пирамиды» в стилистике 20-х годов и произнесение потешной речевки, в которой солдаты отводят душу, иронизируя и над службой и над отцами-командирами. Эта часть состязаний, которая является, по сути, прологом игры, настраивает и самих игроков, и зрителей на алгоритм состязаний, и начинается действие как таковое.

Надо сказать, что по заданию главного режиссёра Марины Николаевны Тытюк вся программа «Потешного поля» каждый год подчинена основной теме праздника. Каждый раз содержание строится на основе событий, проходящих на главной сцене. Так если разговор на РОВной сцене идет о виртуальном мире, о компьютерных перемещениях во времени и пространстве, то и на Потешном поле идет «комьютеризация армии». Здесь «на полях сражений» появляются «мышка, «мониторы», интернет», «вирусы» естественно, в потешном воплощении, и происходят «весёлые сражения». А когда «Копорская потеха» отмечала девяностолетие Красной Армии, то на Потешном поле появились Петька, Анка и Чапай знаменитые герои Гражданской войны, прославленные в современном фольклоре веселыми анекдотами, которые и стали частично основой сюжетного хода. И, разумеется, солдатским командам пришлось сражаться на этот раз с «белогвардейцами».

Основным действием на Потешном поле является участие солдатских команд в различных юмористических конкурсах, где они зарабатывают «баллы» и борются за главный трофей. Необходимо отметить, что главным трофеем обычно является довольно дорогостоящая аппаратура, которая становится достоянием победителей. Так, в течение нескольких последних лет командам-победительницам вручались телевизоры, ДВД-проигрыватели цифровые фотоаппараты и другие не менее привлекательные призы. При этом следует отметить, чтс организаторы праздника заботятся о том, чтобы все команды-участницы соревнований не остались без наград, хотя ценность призов, в зависимость от занятых мест, - разная.

Чтобы раскрыть содержание происходящего на Потешном поле необходимо рассказать, что из себя представляют задания для команд. Конкурсные состязания, которые мыпредлагаем командам, требуют не только спортивной подготовки, но и особой умственной интеллектуальной работы. Но самое главное, они предполагают юмористический подход к решению задач. Так, например, примитивное, по сути, состязание в меткости превращается в потешное действие когда перед командой ставится задача попасть солдатским сапогом в мишень, стоя спиной к этой мишени и кидая сапог из-под себя. Такое состязание было на одном из праздников, под названием «Тир — сапожных мортир».

А вот соревнование в меткости на другом празднике. Нужно попасть в воздушный шарик целым бревном, которое одновременно кидала вся команда. Нелепость задания и комедийность его воплощения вызывает у публики непосредственное веселье, а соревнующимся солдатам требуется определенная организационная и интеллектуальная составляющая для принятия адекватных действий, обеспечивающих победу.

Всегда очень большой интерес зрителей вызывают задания, решения которых возможны только командным способом. Так, вспоминается одна из эстафет, получившая название «рыцарский турнир», в которой каждая команда была разделена на две части - коней и всадников. Задачей команды было сбить наибольшее число мишеней надувными мечами, опередив соперника. При этом «всадники» должны были передвигаться только на «конях». Солдатская смекалка подсказывала участникам различные способы решения этой задачи. У кого-то появлялись оруженосцы, кто-то передвигался, сидя на шее у товарища, кто-то пристроился на «своей лошади» верхом, на спине.

К интеллектуальным конкурсам вполне можно отнести популярный у команд «Солдатский кроссворд». Перед участниками состязания раскладывается большое число кубиков с буквами на каждой стороне, из которых они в течение отведенного времени должны собрать наибольшее число слов. В этой работе ребятам приходится включать все свои умственные способности, поскольку времени на выполнение этого задания всегда отводится крайне мало.

В целом программа «Потешного поля» имеет тенденцию к развитию и совершенствованию. Так, если на первых праздниках, в крепости, всё действие проходило на одной площадке возле северной стены, то последующие программы мы старались развести по всей внутренней территории крепости. Таким образом, получилась своеобразная игра по станциям, что дало возможность увести команды в разные уголки крепости и организовать действие одновременно в нескольких местах. Это повлекло миграцию зрителей и болельщиков по территории, придав динамику всему происходящему.

С самого начала проведения праздника на Потешном поле, кроме солдат, соревновались и допризывники. В нашем случае под словом «допризывник» мы подразумеваем самую широкую аудиторию молодежи, которой когда-то, в обозримом будущем, предстоит служба в рядах Российской армии. Команды будущих солдат создают различные детские коллективы: школьный отряд «зарничников», военно-спортивный лагерь, летний оздоровительный лагерь, детский дом и т. д. В этих командах наряду с мальчиками присутствуют все чаще девочки. Возраст участников, как правило, 12-14 лет. В первые годы «допризывники» были постарше и соревновались, перемежая выступления солдатских команд. Хотя мальчишки очень старались и зачет победных очков велся у каждой категории соревнующихся отдельно, их выступления, увы, не были впечатляющими. Позднее было принято решение выступления команд допризывников и солдат разделить по времени. Тематика и содержание заданий остаются едиными, а уровень сложности учитывает возраст соревнующихся. Это подарило всем возможность наблюдать за потешными боями вдвое дольше. Будущие солдаты фактически открывают праздник еще до начала театрализованного представления. Это позволило разгрузить представление солдатского Потешного поля, а младшим участникам праздника, «отстрелявшимся первыми» и получившим свои заслуженные награды, такое «расписание» позволило увидеть полностью весь праздник и поучаствовать во всех его затеях.

Разумеется, оформление площадок, где происходят события «Потешного поля», должно соответствовать содержанию и характеру игр. Хочется отметить особую роль в создании сценического образа «Потешного поля» художника-постановщика Александра Самуиловича Пастернака. Ему удалось найти сценографическое решение площадки при максимальном использовании особенностей рельефа местности и интерьерных возможностей крепости. Сценография в примитивистской стилистике с точными жанровыми носителями темы всегда добавляет действию на Потешном поле особый шарм. Наиболее яркие детали, ставшие украшением, - солдат, подпирающий столб, указатель «Потешное поле» с изображением бравого веселого солдата, кукла-солдат, знаменитый «Чапай» «верхом на Петьке»... Да и многие другие знаковые фигуры, зачастую уже сыгравшие свою роль на сценической площадке, получали вторую, не менее значимую роль теперь на «Потешном поле». Особые - лаконичные и выразительные указатели, придуманные художником-постановщиком, обозначают каждый раз площадки, на которых происходит «игра по станциям». Сам характер этих указателей настраивает участников на шуточный, веселый лад, учит смотреть на происходящее через призму юмора.

У «Потешного поля» великий потенциал в рамках праздника «Копорская потеха». Пройдет немного времени, и в программе будут принимать участие не 4-5 солдатских команд, а гораздо большее количество. Солдаты будут готовиться к участию основательно, привнося свои идеи и наполняя свои выступления тонким и острым юмором. Крепостные стены, башни и рвы станут местом театрализованных ристалищ. В Армии нашлось место для женщины, а почему бы не найтись ей места и на «Потешном поле»? Смешанные команды раскрыли бы больше творческих возможностей!

В заключение мне хочется вернуться к истокам нашего праздника, в частности, к программе «Потешного поля», придуманной и воплощенной в жизнь Владимиром Петровичем Байковым на первом празднике. К сожалению, мне не пришлось видеть происходившее тогда своими глазами, и я не могу поделиться своими впечатлениями. Зная принципы, которые мы используем, и зная дух веселых состязаний, о чем я старался рассказать, легко можно все представить, познакомившись со сценарным планом автора, который мы помещаем в следующей главе.

 

Date: 2015-05-22; view: 537; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию